Родные наши... Иностранцы

Кузнечевский В.Д.
политический обозреватель “Российской бизнес-газеты“, доктор исторических наук, профессор

Русские в ближнем зарубежье нуждаются не столько в защите их Москвой, сколько в создании условий для нормального сотрудничества с Родиной. В Государственной Думе РФ медленно движется проект закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения законных прав и свобод граждан РФ и российских соотечественников в Латвийской Республике". Пройдено уже два чтения. По моему убеждению, если этот законопроект пройдет и третье чтение, Президенту РФ нужно сделать все, чтобы этот документ не стал законом. Потому что задачу защиты наших соотечественников он не решит, а с государствами Балтии, и не только Балтии, рассорит, и надолго. Никто не спорит с очевидным - проблема наших соотечественников, внезапно оказавшихся иностранцами в бывших советских республиках, существует, и отмахиваться от нее, как наше Правительство это делало почти десять предыдущих лет, аморально. Но вопрос этот - должно ли российское государство и Правительство проявлять заботу о "наших иностранцах" - с избранием на пост Президента РФ Владимира Путина давно уже перешел в разряд риторических. Еще в октябре 1999 года, находясь на посту не Президента, а премьер-министра, В. Путин в столице Казахстана четко заявил, что ему не все равно, как живут русские соотечественники за рубежом. А в сентябре этого года все в той же Астане перевел эту проблему в практическую плоскость. Он встретился с лидерами русской общины и напрямую спросил их, какую помощь они ждут от России. И был, похоже, немало удивлен, когда услышал, что русские в Казахстане не хотят ощущать себя ждущими подаяния иждивенцами своей этнической родины. Все, что им нужно, так это чтобы российское Правительство создало благоприятные условия для их экономического сотрудничества с российскими предприятиями и фирмами и не жалело денег на развитие духовных связей с ними. Причем проявили готовность даже и эту статью расходов частично брать на себя, покрывая ее за счет прибыли, которую будут получать от экономического сотрудничества с Россией.

Это нечто новое в отношении соотечественников к своей исторической родине. Если раньше с их стороны шли в основном, скажем так, обиды по поводу того, что Родина их забыла, то сейчас глубинные, не побоюсь этого слова, кровные узы с Россией заставили их отбросить все наносное, сиюминутное и повернуться лицом к своей этнической и культурной Родине, осознать, что их Россия все эти годы тоже переживала тяжелые времена, отстаивая право на существование нации, народа, государства в международном сообществе.

Вспоминаю одну беседу осенью этого года в столице Латвии с 35-летним русским бизнесменом, который владеет пятью аптеками в Риге и не имеет латвийского гражданства. В ответ на мой вопрос, не препятствуют ли латыши его бизнесу, он, помолчав, ответил: "А вы посмотрите внимательно, сколько латышей занято в банковской сфере Латвии и сколько русских. Русские довольно прочно держат в своих руках многие финансовые рычаги. И ни в чем не уступают в этом деле латышам. Нас не пускают в политику, но нам этого и не надо. Нас вполне устраивает, что мы крепко вошли в бизнес. И в этой сфере отлично сотрудничаем с представителями титульной нации. Мы же ведь не на дядю работаем в экономике, а на себя и на экономику Латвии. Исполнительная власть в стране это видит и ведет себя по отношению к нам соответственно, то есть лояльно.

Да что говорить, откровенно скажу: нам в латышском бизнесе работается намного лучше, чем если бы занимались им в России. Налоги приемлемы. Защита от криминала мелкого и среднего бизнеса в Латвии поставлена очень хорошо. О рэкете в России сколько уже лет говорят и пишут? А воз и ныне там. А у нас, если на меня "наехал" рэкет, я ведь не к "паханам" иду за защитой, а в полицию. Там все - латыши. Но им "по барабану" кто обратился за помощью, русский или латышский бизнесмен. Я твердо знаю из практики, что дня через два-три этим рэкетирам полиция пообрывает руки-ноги, а потом еще и ко мне придет и спросит, не беспокоит ли меня кто больше..."

В той же Латвии у меня было немало бесед с женщинами и мужчинами, у которых не было статуса гражданина. Но на мой вопрос, почему они этого не добиваются, ответ всякий раз был обескураживающий: "Да нет у меня времени заниматься этой канителью. Дело надо делать".

Должен оговориться, все мои беседы и в Риге, и в других городах Латвии были с людьми, занятыми в трудовой сфере. Чтобы составить более полную картину о материальном положении соотечественников, посмотрим на данные социологического агентства Baltijas Monitors за 2000 год.

Общее соотношение латышей и русскоговорящих в стране составляет 55,7 и 44,3 процента соответственно. Во всех городах русскоязычные преобладают: в Лиепае - 55 процентов против 45, в Риге - 61 к 39 и так далее. За типичный город взята Рига, где проживает 391 тысяча русскоязычных и 248 тысяч латышей. Обследовано 2 300 респондентов в возрасте от 18 до 80 лет. Латышей-рижан, имеющих ежемесячный доход от 51 до 100 латов, оказалось 47 процентов, а русскоязычных - почти 52 процента (за 1 американский доллар дают 0,62 лата). 75 тысяч латышей и около 83 тысяч русских зарабатывают от 101 до 250 латов в месяц.

Сильно разнятся латыши и русские и в тратах заработанного. Так, в течение года покупки товаров долговременного пользования совершают 85 тысяч латышей и 114 тысяч русских.

В этом свете уже не вызывало удивления, что большинство русскоязычных, с кем мне пришлось беседовать в самых разных городах Латвии, концентрировали свое внимание не на жалобах на то, что Россия их не защищает, а на том, что они стремятся к восстановлению экономических и духовных связей с Россией и сейчас уже готовы сами оказывать помощь ей.

И в этом контексте разрабатываемый в нашей Госдуме законопроект о так называемой защите русских в Латвии (а как всякий закон он будет иметь гораздо более широкое действие, нежели только в отношении одной страны) может принести больше вреда, чем пользы.

Фактически ведь речь в нем идет о введении Правительством России санкций против стран ближнего зарубежья. И что дадут эти санкции? В 1998-м Правительство России приняло экономические санкции в отношении Латвии. На какое-то время товарооборот между РФ и РЛ снизился на несколько процентов. Но уже к 2000 году более 60 процентов латвийского товарооборота было переориентировано на страны ЕС.

Даже наша небольшая историческая практика показала, что гораздо больший эффект по защите интересов наших соотечественников за рубежами дают спокойные позитивные шаги российского руководства. Когда в Латвии арестовали и засудили престарелого русского партизана, В. Путин не стал применять санкции, а просто предоставил Кононову российское гражданство. Пресса тотчас же раскрутила этот жест, и буквально через два дня латвийские власти освободили нашего гражданина. Спокойная, опять же, встреча и беседа Президента РФ с лидерами русских соотечественников в Казахстане привела не только к тому, что Нурсултан Назарбаев тут же озаботился положением русскоязычных в своем государстве, но и получила права гражданства идея о созыве в апреле 2001 года в Москве съезда наших соотечественников. Многочисленные беседы с русскими в странах ближнего и дальнего зарубежья, анализ вместе с членами Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом действительных настроений показал, что если мы хотим пойти на расширение связей с русскими в зарубежье, то Правительству нужно озаботиться разработкой не санкций, а законов о финансовых льготах для совместного бизнеса, об "общих" предприятиях, облегчении для них визового режима, льготах при ввозе и вывозе товаров, произведенных на этих предприятиях, подпиской для них российской прессы, посылкой учебников для русских школ...

Не раз убеждался в последние месяцы: русская диаспора хоть в Прибалтике, хоть в США или странах Западной Европы все активнее разворачивается лицом в сторону своей этнической Родины. Грех не помочь этому процессу, очень важному и для России.

"Российская газета" - 10.11.2000