Карпато-русское москвофильство - “белое пятно” отечественной истории и культуры.

Фролов К.А.
пресс-секретарь Союза Православных граждан

Часть II

VII. Возрождение Православной веры.

Работа великих галицко- и карпаторусских простветителей подготовила и массовое возвращение карпатороссов к Православию. На Подкарпатской Руси движение началось в селе Иза, где служил Иван Раковский - угро-русский писатель, русский патриот. Сам, оставшись униатом, он воспитал свой приход в Православной вере. В 1903 г. село Иза целиком перешло в Православие, затем стали переходить тысячи людей, одно село за другим. В Закарпатье духовным лидером православных русских сел стал иеромонах Алексей (Кабалюк), на Галицкой Руси - священномученик Максим Сандович. По сведениям львовского униатского журнала "Нива" к 1914 г. во Львовской епархии около 400 священников были предрасположены к переходу в Православие. Еще до 1914 г. православное движение охватило соседние с Россией уезды, смежные с Буковиной: Косовский, Снятинский и почти все уезды Лемковщины. Например, Сокальский уезд. В нем перешли Стенятин, Светаров, Городиловичи, Завишня, Боратин, Теляж, Доброчин, Конотопы, Кунява. В Жолковском уезде Смеряков, Туринка, Честыни... В некоторых селах Зборовского уезда православных священников на руках носили из храма в приходский дом1.

Ватикан и Австро-Венгрия были, мягко говоря, недовольны. И решили принять меры.

VIII. Ромофильский вектор в украинской идеологии.

Рим создал в австрийской подъяремной Руси базу для "самостийного украинства", претенциозно именуемой его апологетами "украинским Пьемонтом". Противорусскся сепаратиская пропаганда началась в Галичине в 60-х годах XIX в. во Львовском университете сыновьями польских помещиков, бежавших из России после неудачного для них польского восстания. Пропаганда эта успеха не имела. Даже самостийные пропагандисты избегали слова "Украина", "украинец", употребляя слова "русин" и "русский", коверкая последнее, прописывая его с одним "с" - "руський", будто это что-то меняет.

Но только в начале 1880-х годов при папе Льве XIII начинают предприниматься серьезные усилия для создания в Галичине "украинского Пьемонта". Используя известные наработки польских иезуитов первой половины XIX века. Например, Ксендза Калинки (автора "крылатой" фразы: "...Иную душу нужно влить в русина - вот главная задача для нас, поляков... Та душа будет с Запада. Пускай русин соединяется своей душой с Западом, формою - с Востоком... Тогда, быть может, возвратится Русь к братству с Польшей. А если бы и не сбылось, то лучше Малая Русь самостоятельная, нежели Русь Российская. Если Гриць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим"2. Вначале "украинизации" подверглось униатское духовенство, склонявшееся к Православию и бывшее кадрами для галицко-русской интеллигенции. Это духовенство считало себя русским и воспитывало свою паству в русском духе.

Воспитание новой противорусской генерации униатского духовенства было решено провести через посредство польских иезуитов. 12 мая 1882 г. папа Лев XIII опубликовал "Апостольское послание", которым он изъял галицкие василианские монастыри из-под власти львовского митрополита и передал их управление иезуитам. При этом в своем послании папа сказал следующие слова: "Мы ничего так не желаем, как того, чтобы послушники изучали самого святого Иосафата и ему подражали". Речь идет об известном идеологе и "практике" геноцида православных на Западной Руси полоцком униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче. И паписты начали "подражать" (В 1887 г. папа Пий IX, объявивший себя непогрешимым, провозгласил изверга Иосафата Кунцевича святым). Кардинал Метислав Ледоховский, состоявший при папе, был произведен им в префекты Конгрегации Пропаганды. Он, очевидно, руководил деятельностью польских иезуитов, касающейся галицких василианских монастырей. После смерти кардинала Метислава Ледоховского в 1902 г., эту деятельность продолжил его племянник Владимир Ледоховский, который был избран Черным Папой - так в римокатолических изданиях называют главу ордена иезуитов.

Начиная с 1880 годов непосредственно в управлении польскими монастырями участвовал польский граф Шептицкий, воспитанник Краковских иезуитов, который впоследствии сделался митрополитом Галицким. Он же и возглавил "украинское" движение.

"Черный Папа" Владимир Ледоховский умер в 1946 году, а Шептицкий - в 1945 г. Непосредственным надзирателем за василинскими монастырями был младший брать Шептицкого, возглавлявший основанный митрополитом Андреем Шептицким студитский отдел Василианских монастырей. В течение 60 лет, два брата Ледоховских и два брата Шептицких воспитали несколько генераций нового униатского духовенства в сепаратистском, русофобском духе. Как же происходило насаждение "украинства" на Галицкой и Карпатской Руси? Шептицкий пригласил из России Михаила Грушевского, который, за очень большие деньги, написал свою версию южнорусской истории, сводящуюся к теории преподавателя Уманского Вазилианского лицея Франциска Духинского о, якобы, неславянском, финно-угорском происхождении великороссов. Создается "Украинская народно-демократическая партия", костяк которой составляет поставленное Шептицким униатское духовенство, "Научное товарищество им.Т.Шевченко3. Газеты "Дiло", "Руслан". Все это полностью финансируется Австрией. В 1890 г. "австро-украинцы" заключают пакт с австрийскими властями, называемый в "мазепинской" пропаганде "Великим переломом". Суть его в следующем:

  • 1. Верность Ватикану