В поисках выхода из каспийского тупика

Грунин В.Ф.
эксперт

В то время, когда новое политическое руководство России берет курс на решительное восстановление российской государственности и приоритетов национальной стратегии, разрешение проблем Каспийского моря, одного из важнейших направлений российской политики, приобретает особую актуальность.

Сегодня решение геополитических задач, стоящих перед Россией в Каспийском регионе, осложняется рядом неблагоприятных факторов, а именно: политикой правящих элит новых прикаспийских государств, основанной на узкоэгоистических националистических устремлениях или ориентированной на Запад; различными подходами прикаспийских государств в вопросе о статусе Каспия и использовании его ресурсов; развернувшейся острой борьбой за нефтяные источники Каспия и выбор путей транспортировки углеводородов на мировые рынки; новыми глобалистскими устремлениями США и их партнеров, считающих регион зоной своих стратегических интересов.

В последнее время тема раздела Каспия обретает новое развитие. Формально до принятие прикаспийской "пятеркой" государств нового статуса на Каспийском море продолжает действовать старый статус, определенный советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Упомянутые договора не учитывают многих важных аспектов жизнедеятельности, возникших после распада СССР, образования новых суверенных государств, претендующих на свою часть моря, с обнаружением новых, причем немалых, запасов углеводородов на шельфе моря.

C началом суверенизации к вопросу раздела Каспия можно было подойти двумя путями. Во первых, сохранив прежний принцип раздела и оставив нетронутой зону Ирана, рассмотреть лишь вопрос раздела бывшей 10-мильной зоны СССР между четырьмя новыми республиками: Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Второй путь предусматривал коренной пересмотр всех принципиальных позиций, включая статус Каспия.

Первый подход вызвал категорическое несогласие со стороны Азербайджана и Туркменистана, поскольку собственные короткие береговые линии оставляли бы этим республикам ограниченную по площади часть прибрежной полосы. Поэтому сначала Азербайджан, а за ним и Туркменистан выступили за озерный принцип раздела акватории - на пять секторов по числу прибрежных государств, включая дно, толщу воды, водную поверхность и даже воздушное пространство над ним. Размер секторов в этом случае получился бы неравный. Их площадь рассчитывается по формуле, включающей различные параметры, приемлемые для всех прибрежных государств. За секторальное деление выступает и Иран с той лишь разницей, что все сектора, по мнению Тегерана, должны быть равными по площади. Против такого подхода в принципе не возражает и Казахстан, хотя и не настаивает на нем.

Россию принцип секторального деления категорически не устраивает. Виктор Калюжный, как специальный представитель президента РФ по Каспию считает, что "Россия не может согласиться на секторальное деление, так как "перегораживание" Каспия государственными границами позволило бы одним прибрежным государствам устанавливать в этих секторах порядки, не учитывающие интересы других. Неприемлемым для России секторальный вариант раздела является и по соображениям военно-политического характера, поскольку в этом случае нарушается принцип свободного судоходства, открывается возможность присутствия в море судов других, некаспийских государств, в том числе военных. Россия поддерживает идею срединной линии, так как с ее помощью предлагается разделить не территорию, а месторождения и перспективные нефтегазовые структуры. В этих условиях Россия предложила компромиссный вариант: секторальный подход устанавливается лишь для раздела дна. При этом вводится понятие некой "модифицированной срединной" линии раздела, которая учитывает не только географические параметры, но и многие другие, включая исторические традиции, финансовые и интеллектуальные вложения в исследования дна и т.д.

Как известно, два года назад президенты России и Казахстана подписали соглашение "О разграничении части дна Каспийского моря в целях суверенного недропользования", который основан именно на этом принципе. Соглашение было призвано найти выход из тупика, и было открыто для других прибрежных каспийских государств. На сегодняшний день число его участников не увеличилось. Соглашение не получило пока своего дальнейшего практического воплощения. Для его реализации предусмотрен специальный протокол, который и должен определить эту линию, которая разграничит дно в северной части Каспия. Этот протокол до сегодняшнего дня не подписан, а значит, до сих пор не согласована и разграничительная линия.

Согласованием спорных вопросов занимался весь уходящий год заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный, который в последнее время совершил немало вояжей по столицам прикаспийских государств и представил предложения Москвы по Каспию.

Принципиальным в российских подходах остается: во-первых, нахождение в общем пользовании поверхности и водной толщи - на национальные сектора делится только дно. Во-вторых, разделение спорных месторождений предлагается проводить по принципу 50:50, то есть одна из претендующих сторон компенсирует другой стороне, первой начавшей освоение спорного месторождения, половину произведенных на разведку и освоение затрат и имеет право принять участие в дальнейших работах. В противном случае месторождение полностью переходит к стороне, открывшей месторождение. Привлечение третьих стран при реализации данного метода не допускается. В-третьих, Россия предлагает создание стратегическо-экономического центра по Каспию, в рамках которого будут решаться вопросы экологии, судоходства, рыболовства и координация совместной деятельности. Кроме того, позиция российской стороны сводится к тому, что, не дожидаясь решения основной проблемы определения статуса Каспия, нужно снимать текущие вопросы, связанные с биосферой, природопользованием, рыболовством, судоходством. В Астане, Баку, Ашхабаде и Тегеране В.Калюжный оставил проекты документов по этим направлениям в надежде на то, что главы государств дадут согласие на заключение соответствующих соглашений, не увязывая их с проблемой статуса.

Поездка В.Калюжного летом текущего года сложилась не просто, а по некоторым оценкам неудачно. Ее результатом должна была стать встреча экспертов пяти прибрежных стран для обсуждения российских предложений. Однако Туркменистан и Иран сочли предложения В.Калюжного контрпродуктивными и от участия в заседании экспертов отказались. На этом основании встреча "пятерки" не состоялась, что означало, по сути, провал миссии президентского спецпредставителя.

Особенно резкой критике миссия В.Калюжного была подвергнута в Туркмении, а его инициативы туркменская сторона расценила как не способствующие решению статуса моря и возвращающие переговорный процесс в начало 90-х годов. Спецпредставитель президента Туркмении по Каспию, бывший министр иностранных дел Б.Шихмурадов, считает, что "новый международно-правовой режим Каспийского моря должен и может определяться только как государственно-политический вопрос о суверенных территориях прибрежных государств, вопрос об их государственных границах". Как видим, Туркменистан, в отличие от своей прежней, тождественной российской позиции, решительно настаивает на секторальном разделе. Туркменский представитель считает также, что "различные разговоры о разработках энергетических и биологических ресурсов моря, судоходстве, экологии и прочем не имеют никаких реальных перспектив, тем более не могут привести к созданию некоего единого центра по контролю за Каспием". Туркмения выступила за скорейшую встречу глав прикаспийских государств, чтобы на самом высоком политическом уровне "получить подтверждение общих намерений создать на Каспии в новых условиях обстановку доверия, равноправного партнерства и условий для эффективных разработок ресурсов моря". По мнению туркменского дипломата, "проведенные в последние девять лет десятки заседаний на уровне экспертов не только не приблизили решение вопроса, но, напротив, каждый раз "вбрасывали" новые проблемы".

Б.Шихмурадов напомнил, что принципиальное согласие относительно встречи глав государств Прикаспийского региона было достигнуто в телефонной беседе российского и туркменского президентов.

Переговорный процесс по вопросу определения правового статуса Каспия зашел в тупик, и, судя по всему, по оценке В.Калюжного, формат специальной рабочей группы на уровней замминистров иностранных дел прикаспийских государств будет изменен. Недоволен российский представитель и позицией Ирана. Он назвал ее "неконструктивной", поскольку Иран отказывается от многосторонних встреч экспертов. Тегеран мотивирует свою позицию тем, что не видит в них необходимости, ибо его не устраивают предложения России и Казахстана. Иран продолжает настаивать на равном разделе моря - по 20% каждой стране. По этой причине иранская сторона проводит двусторонние встречи, пытаясь склонить на свою сторону участников диалога. C Туркменистаном, похоже, это у него получается (если вспомнить высказывания Б.Шихмурадова). Вторым примером является Азербайджан, который вдруг резко изменил свою позицию после краткосрочного визита в Баку иранского представителя, несмотря на то, что российско-азербайджанские переговоры с участие В.Калюжного, по оценке последнего, выявили "сближение" позиций двух стран. После визита иранца министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев вдруг снова заявил об азербайджанской приверженности секторальному делению.

Тем не менее, в Москве продолжают рассчитывать на то, что в ходе скорого визита президента РФ Владимира Путина в Баку обсуждение каспийской проблематики завершится подписанием декларации по Каспию, наподобие российско-казахстанского документа.

Учитывая пожелания ряда участников каспийского переговорного процесса, Россия планирует провести встречу пяти президентов прикаспийских стран, и президент России поддерживает эту идею.

Подписанием российско-казахстанской декларации по Каспию с четко выраженными намерениями, Москва дала понять остальным партнерам по переговорам, что со своей позицией определилась окончательно. Принятие подобной декларации еще год назад могло бы вызвать резко негативную реакцию с юга Каспия. На сей раз ни Баку, ни Ашхабад, ни Тегеран не стали делать поспешных заявлений, а по-прежнему изучают сложившуюся ситуацию.

Туркмения и Иран готовят свое заявление по Каспию, основным моментом которого будет раздел моря на условиях "справедливости", как ее понимают Ашхабад и Тегеран, то есть каждому государству по 20% дна и водной толщи, и учета интересов всех без исключения прибрежных стран. Туркмения считает неприемлемым для себя предлагаемый Россией принцип 50:50 именно потому, что ей пришлось заплатить бы Азербайджану немалую сумму за освоенные Азербайджаном спорные месторождения Каверочкин (туркменское название - Осман, азербайджанское - Чираг), 26 бакинских комиссаров (туркменское - Хазар, азербайджанское - Азери), которое Туркмения вообще считает полностью своим и доказывает свои права документально. МИД республики вновь напомнил о своей точке зрения на проблему, направив в адрес международной корпорации АМОК, качающей нефть на спорных участках, уведомление "о категорическом несогласии с односторонними действиями Азербайджана", обратив внимание на "их неправомерность и возможные непредсказуемые последствия". МИД Туркмении вновь заявил, что оставляет за собой право обратиться в международный суд в целях справедливого решения спорного вопроса. Официальный Ашхабад в то же время дал понять, что готов к разумным компромиссам.

На сегодняшний день, более или менее определенно можно сказать, что только Казахстан, подписавший соглашение, а затем декларацию с Россией, тесно связанный с ней нефтяным транзитом и нефтепереработкой, поддерживает российские инициативы.

Однако национальные амбиции могут проявиться, когда встанет вопрос о государственной принадлежности обнаруженных вдруг в северном секторе, как считают, немалых запасов углеводородов.

В этой связи представляется уместным вспомнить о серьезных и принципиальных разногласиях, которые возникли между Азербайджаном и Туркменией по поводу принадлежности некоторых спорных месторождений.

Дело в том, что в северной части водоема открыты сразу два месторождения. Российский "ЛУКОЙЛ" пробурил там разведочную скважину на структуре Хвалынская, одной из шести перспективных структур, выявленных сейсмической разведкой на участке Северный в российской части шельфа. Эта компания еще в 1997 г. выиграла первый российский конкурс на право пользования недрами участка дна северного Каспия суммарной площадью 8 тыс. кв. км. Бурение первой скважины в марте 2000 г. было закончено на глубине 4000 м. Скважина выявила восемь нефтегазоносных горизонтов, шесть из которых дали притоки нефти и возможность притока газа. Прогнозные извлекаемые запасы оценены в 300 млн. тонн углеводородов. Всего на участке Северный предполагается пробурить восемь разведочных и 200 эксплуатационных скважин.

В связи с этим событием в Астрахани состоялась торжественная церемония с участием вице-премьера В.Христенко, президента "ЛУКОЙЛа" В.Алекперова, губернатора Астраханской области А.Гужвина. Вскоре после этого в конце июля 2000 г. "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" и "Газпром" учредили "Каспийскую нефтяную компанию" (КНК), которая создана для поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе Каспийского моря на площади, примыкающей к участку Северный.

Участок Северный в свою очередь примыкает к Кашаганскому блоку казахстанской части шельфа, что со всей очевидностью может поставить вопрос о хозяине нового месторождения.

Дело в том, что параллельно и практически одновременно было заявлено об открытии больших запасов и в Восточном Кашагане на шельфе Каспия. Это далеко не рядовое событие ознаменовало собой первое открытие нефти на казахстанском шельфе. Скважина пробурена до общей глубины 5170 м на глубине воды 3 м. По-видимому, открыто достаточно крупное месторождение, поскольку генеральный менеджер компании заявил, что "ОКIОС и ее акционеры вдохновлены результатами, полученными на сегодня, и мы надеемся, что продолжающееся разведочное и оценочное бурение подтвердят полученные данные." Кое-кто называет это открытие сенсационным, "крупнейшим открытием нефти в мире за последние 30 лет", называют цифру в 7 млрд. тонн, сравнивая месторождение с Персидским заливом, а Казахстан - с Саудовской Аравией. Если абстрагироваться от эмоций и от приводимых цифр, вероятность скопления нефти на Кашагане, по оценке сдержанных на сенсационные заявления специалистов, оказывается весьма высокой.

Внушает доверие и состав консорциума, от имени которого ведет работы компания OKIOC: девять известных иностранных компаний, в числе которых несколько суперкрупных корпораций, вот уже более 5-ти лет занимаются этим проектом. Вслед за бурением первой разведочной скважины компания ОКIОС приступила к бурению второй разведочной скважины на структуре Западный Кашаган, что в 48 км от Восточного. Всего на этой структуре предполагается пробурить две скважины, а позднее по одной - на структурах Актоты, Кайран, Каламкас.

Казахстан, добывающий в год до 30 млн. тонн, готовится к большому экспорту нефти, что неизбежно связано с транспортными путями. Один из таких путей - пресловутый трубопровод Баку-Джейхан, предназначенный для транспортировки азербайджанской нефти с месторождений консорциума АМОС. В последнее время было сделано как будто немало шагов для его продвижения. В частности, проведено согласование документов на уровне президентов, достигнута договоренность о начале проектных работ. Однако наиболее болезненный вопрос - организация финансирования - продвигается крайне слабо, несмотря на то, что Вашингтон и госдепартамент активно лоббируют проект. У инвесторов есть серьезные сомнения в эффективности трубопровода в случае прокачки только азербайджанской нефти.

Азербайджанские нефтяные запасы на самом деле оказались не такими, как ожидалось. Распались консорциумы СIPCO и NAOC после того как не были обнаружены коммерческие запасы нефти на месторождениях Карабах, Дан-Улдузу и Ашрафи. Другие проекты, за исключением газового Шах-Дениза, свои запасы до сих пор так и не подтвердили.

В этой связи остро встает вопрос о подключении казахстанских нефтяных источников с тем, чтобы объем транспортировки по этому трубопроводу был не менее 50 млн. тонн нефти в год. Только в этом случае он становится рентабельным, и только на этих условиях, как минимум, инвесторы могли бы вкладывать средства. Тем не менее, по свидетельству представителя ВР, теперь главной задачей АМОК становится поиск "коммерческой составляющей проекта строительства нефтепровода в Турцию".

В условиях, когда перспективы экспортного нефтепровода Баку-Джейхан становятся все более туманными, официальный Баку в свою очередь сам начинает готовить запасной плацдарм для привлечения иностранных инвестиций, рассчитывая получить нефте- и газодоллары путем реализации нескольких проектов по модернизации, реконструкции имеющихся, а также строительству новых нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств.

В конце 2000-начале 2001 года правительство Азербайджана планирует принять программу развития перерабатывающих отраслей топливно-энергетического комплекса республики на период до 2010 года. Программа основана на разработках иностранных компаний, главным образом японских, имеющих долгосрочные планы присутствия в Каспийском регионе.

Вопрос о судьбе трубопровода Баку-Джейхан, похоже, вступает в завершающую стадию. Была создана операционная трубопроводная компания МЕПКО, в которую вошли 7 компаний - участников первого консорциума АМОК. В октябре текущего года Азербайджан подписал документ о создании спонсорской группы по проведению предварительных исследований экономической целесообразности строительства трубопровода (он предшествует ТЭО и представляет собой технико-экономический расчет). Это соглашение рассчитано на 6 месяцев, по истечении которых компании, входящие в консорциум, примут решение о дальнейшей судьбе проекта.

Эксперты считают, что это соглашение может стать одним из последних документов в долгом переговорном процессе по поводу строительства трубопровода. В принципе специалисты уже сейчас, до завершения технико-экономических расчетов, готовы предсказать - трубопровод до Джейхана экономически невыгоден.

Это подтверждают и итоги осенней нефтяной конференции КIOGE-2000 в Казахстане. Характерно, что все представители стран и иностранных компаний (кроме Турции и Азербайджана) говорили о маршруте Баку-Джейхан в прошедшем времени, главное внимание уделяя иранскому направлению как наиболее перспективному. К последнему направлению наиболее благосклонно отнеслись гости конференции из Франции и Японии. Даже, согласно заявлению представителя президента США по Каспию Вульфа, прежний проект трансформировался в проект Актау-Баку-Джейхан. Будущее этого проекта станет более ясным после подведения окончательных итогов затянувшихся выборов президента США. Дело в том, что один из вероятных кандидатов на этот пост Джордж Буш заявлял в ходе предвыборной кампании об экономической нецелесообразности строительства нефтепровода Баку-Джейхан. Кандидат от республиканцев отмечал, что каспийскую нефть лучше транспортировать через Россию и Иран. Несмотря на парадоксальность этого заявления, на самом деле все просто, если учесть близость Дж.Буша к американским нефтяным корпорациям, которым не очень нравился проект через Турцию. Время покажет, будет ли госдепартамент продолжать лоббировать этот проект или новая администрация отменит эмбарго на американский бизнес в Иране. Тем более что серьезных денег в него еще никто не вложил.

Информационные источники на днях объявили о достаточно знаменательном событии, которое, по-видимому, создаст дополнительные трудности на пути реализации проекта Баку-Джейхан. Дело в том, что был сварен последний стык нового трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума, который соединит казахстанское месторождение Тенгиз с терминалами Новороссийска. Предполагается, что уже 30 июня 2001 года первый танкер с тенгизской нефтью будет готов отойти от причала в Новороссийске. На сегодняшний день практически все трубы на российском участке нефтепровода уложены в землю и сейчас ведутся работы по установке задвижек и завершению переходов через водные преграды, автомобильные и железные дороги. Таким образом, реальная нефть Казахстана пойдет не в трубопровод Баку-Джейхан, а посредством нефтяной магистрали КТК через территорию России в Новороссийск.

Предполагается, что уже в 2001 году по этой трубе будет перекачено порядка 20 млн. тонн нефти. Через несколько лет пропускная способность трубопровода КТК будет увеличена до 67 млн. тонн. В структуре КТК доля России (24%), Казахстана (19) и Омана (7), что в сумме составляет 50%. Другая половина принадлежит Шеврону, ВР, Мобилу, и другим нефтяным гигантам, а также российским "ЛУКОЙЛУ" и "Роснефти".

Однако борьба за трубопроводы для вывода нефти из региона продолжается. Администрация Клинтона постаралась убедить Турцию, хозяина Черноморских проливов, высказаться против проекта КТК. Турки заявили, что ввод КТК в строй приведет к "ухудшению экологической обстановки в районе проливов", и что Турция вынуждена будет принять меры для ограничения пропуска российских танкеров. Заметим, что такие ограничительные санкции по отношению к российским нефтеналивным судам Турцией практикуются уже не первый год, из-за чего Россия несет немалые потери.

А сейчас главные маршруты транспортировки на Запад азербайджанской и казахстанской нефти остаются прежними. В числе основных экспортных направлений наиболее значимыми являются следующие:

через Грузию в порты Поти или Батуми по железной дороге или автотранспортом; через Россию в порты Черного моря и Балтики по железной дороге или танкерами по Волго-Дону; в Иран автотранспортом или танкерами.

C экономической точки зрения наиболее предпочтительным выглядит грузинский маршрут - по железной дороге в порт Батуми. Этот маршрут используется уже с 1995 года для экспорта нефти с казахстанского месторождения Тенгиз. В 1999 году по этому маршруту было перевезено, по данным журнала "Нефть и капитал" № 9,2000 г., 2,5 млн. тонн. Когда же с середины будущего года вступит в строй первая очередь трубопровода КТК, тенгизская нефть пойдет по трубе.

Свои расчеты в каспийской геополитической игре имеет и Казахстан, который в свое время присоединился к проекту Баку-Джейхан. У Казахстана большие планы как в части увеличения добычи нефти, так и по развитию трубопроводной экспортной сети, и Астана, судя по всему, исходит из значительных собственных нефтяных запасов с учетом шельфовой нефти. Как прогнозирует консалтинговая фирма Вуд Маккензи, в течение последующих 20 лет добыча нефти в Казахстане будет прогрессивно расти и к 2020 году достигнет 125 млн. тонн, а ожидаемый экспортный потенциал приблизится к 100 млн. тонн нефти в год.

Заметим, что в связи с успехом на Кашагане президент Казахстана Н.Назарбаев отметил, что проект КТК "решает вопросы транспортировки только тенгизской нефти" и что "предстоит активно подключаться к проекту Баку-Джейхан". Думается, что это дело не слишком близкого будущего, поскольку для разработки Кашагана нужны немалые средства, которых пока нет. Впрочем, при участии иностранного бизнеса дело может пойти быстрее.

По мнению наблюдателей, в ближайшее время обновленная внешняя политика России пройдет своеобразное испытание Каспийским морем. От того, удастся ли В.Путину найти приемлемый для каждого из прибрежных государств маршрут выхода из лабиринта накопившихся каспийских проблем, во многом зависят перспективы сохранения геополитического равновесия, установления мира и спокойствия в одном из наиболее противоречивых регионов мира.