Крепить коллективную безопасность - требование времени

Грунин В.Ф.
эксперт

11 октября т.г. в Бишкеке состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности. Главами шести государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) было принято совместное Заявление в связи с угрозами безопасности в регионе Центральной Азии, а также соглашение о статусе коллективных сил системы коллективной безопасности и план основных мероприятий по формированию этих сил.

Необходимость встречи и принятия совместных документов была продиктована резким осложнением обстановки в регионе в связи с событиями в Афганистане, угрозой проникновения на территории государств СНГ центрально-азиатского региона исламских экстремистов, бандформирований и террористических групп и возможной активизацией их действий с целью долгосрочной дестабилизации ситуации, установления радикального шариатского режима, создания условий для преступной деятельности.

Основным источником нестабильности в регионе, как было отмечено главами государств, стал непрекращающийся конфликт в Афганистане, который превратился в один из мировых центров международного терроризма и распространения наркотиков. На территории этой страны функционируют по меньшей мере десять специальных учебных центров, осуществляющих подготовку боевиков для бандформирований, действующих как в центрально-азиатском регионе, так и на территории Чечни. Большинство из них контролируется известным организатором и спонсором международного терроризма Усамой бен Ладеном.

Прорыв в Ферганскую долину вооруженных экстремистов из Афганистана в сентябре прошлого года остро поставил вопрос о необходимости координировать совместные усилия для парирования нарастающей угрозы. По словам В.Путина, тогда СНГ пришлось столкнуться с "реальной агрессией международного терроризма, направленной на создание на территории Содружества военно-диктаторских режимов". Происходящие тогда и в последующий период события доказывают, что государства СНГ в регионе имеют дело с хорошо обученными международными преступниками, которые, прикрываясь религиозными лозунгами ислама, стремятся установить свой так называемый мировой порядок на пространстве от Северного Кавказа до Памира.

Глубокую озабоченность вызывает активизация военных действий талибов на территории Афганистана и их выход непосредственно к рубежам Содружества. Сохранение подобной ситуации, по заявлению президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, "несомненно, послужит стимулом для активизации действий религиозных экстремистских сил в Центральной Азии и на всем пространстве СНГ".

С этой оценкой полностью согласны и в кругах российского военного руководства. Как завил в Душанбе начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России генерал Леонид Ивашов, афганское движение "Талибан" представляет собой потенциальную угрозу для безопасности ряда государств Центральной Азии и России.

Немалую угрозу стабильности представляет скопление огромного числа беженцев на севере Афганистана в непосредственной близости от южных рубежей Содружества. Их число, по оценкам международных наблюдателей, после недавних боев на севере Афганистана между силами талибов и противостоящей им коалиции приблизилось к 150 тысячам человек. Вопрос стоит о массовом переходе границы огромного количества людей с целью размещения на соседних с Афганистаном территориях. Это обстоятельство создает реальную угрозу гуманитарного бедствия со всеми вытекающими последствиями.

Власти Таджикистана вынуждены начать подготовку к массовому наплыву афганских беженцев. Обеспокоенные возможным развитием событий необходимые подготовительные мероприятия пытаются проводить международные организации. Из представительства ООН в Женеве уже поступило обращение к руководству Таджикистана не препятствовать возможному передвижению беженцев из Афганистана и оставить открытыми границы. Руководство Таджикистана заявило о своем согласии принять беженцев при условии выделения со стороны международных организаций необходимой гуманитарной помощи.

Под эгидой ООН уже началась активная подготовка к организации в случае необходимости гуманитарной помощи. Об этом сообщил в Женеве представитель ведомства ООН по делам беженцев Рон Редмонд. По словам Рона Редмана, власти создали на границе центр регистрации для лиц, желающих найти убежище в Таджикистане. В ожидании большого притока беженцев агентство ООН приступило к поставкам в пограничный район тысяч одеял и платок. ООН для координации действий направляет в Таджикистан своего представителя.

Афганистан представляет собой угрозу как крупнейший в мире источник распространения наркотиков. Известно, что до 75 процентов наркотиков, поступивших в Европу, имеют афганское происхождение. Большинство из них направляется в Европу транзитом через страны Центральной Азии и Россию. Немалое количество зелья оседает на территории стран Содружества.

Афганские наркокурьеры буквально заваливают Таджикистан героином. Только 30 октября сотрудники МВД Таджикистана на западных окраинах Душанбе задержали КамАЗ с виноградом, в котором обнаружен 61 килограмм героина. Арестована вооруженная группа сопровождения из семи человек. 31 октября с.г. на одном из участков московского погранотряда в ходе боя российские пограничники отбили у афганских нарушителей пять мешков, в которых оказалось больше 110 килограммов чистейшего сильнодействующего наркотика на несколько миллионов долларов. Столь крупные уловы в сети таджикских, узбекских, казахстанских, киргизских силовых структур, свидетельствующие о настоящей экспансии наркотических веществ с территории Афганистана, стали обычным явлением, что вызывает немалое беспокойство властей страны. По словам начальника пресс-службы МВД Таджикистана, только за последние два месяца правоохранительные органы республики, в том числе МВД, задержали свыше 300 килограммов сильнодействующих наркотиков.

В Душанбе признают, что участие таджикских организованных преступных группировок в транзите афганских наркотиков бьет по престижу и правам не только рядовых граждан Таджикистана, но и по международному авторитету государства и его первых лиц, настолько, что вынуждает таджикское правительство открыто признать неспособность Таджикистана самостоятельно противостоять героиновой экспансии и обратиться за международной помощью. Готовность международных партнеров откликнуться на этот призыв в Таджикистане воспринимается с большим пониманием.

В Узбекистане в октябре прошла международная конференция по борьбе с контрабандой наркотиков и организованной преступностью, а также терроризмом в Средней Азии. Конференция проводится под эгидой ООН и ОБСЕ. В ней участвовали около 60 стран и 40 международных организаций. По данным ООН, примерно три четверти мирового производства опиума приходится на Афганистан и большая часть наркотиков попадает в Европу и другие страны через среднеазиатские республики. По словам международных наблюдателей, исламские боевики, действующие в регионе, причастны к нелегальной торговле наркотиками и оружием. Организаторы конференции надеются выработать скоординированный подход к решению этой проблемы

Немалую опасность представляют также внутренние исламские силы, взращенные на идеях радикального ислама, ваххабизма, ставящие целью изменение светского режима правления и повсеместное установление законов шариата. Наиболее характерно их проявление в Узбекистане и Таджикистане. Исламские экстремисты этих и других стран региона получают солидную финансовую помощь и поддержку из-за рубежа, обеспечиваются пропагандистскими изданиями, проходят соответствующую подготовку для совершения диверсий, террористических актов, ведения подрывной работы.

Наиболее активно в Узбекистане действует радикальная религиозная организация Исламское движение Узбекистана, на счету которой немало громких дел. Узбекская прокуратура на днях завершила расследование деятельности "Исламского движения Узбекистана". В заявлении Генеральной прокуратуры названы имена руководителей Движения, которые организовали его в конце 80 годов. По данным прокуратуры, с тех пор члены Движения совершили по меньшей мере 19 убийств, а в 1999 году организовали попытку покушения на президента Узбекистана. В последние два года отряды "Исламского движения Узбекистана" неоднократно вступали в бои с узбекскими и киргизскими войсками. Прокуратура утверждает, что организация поддерживает связи с лидерами международных террористов, в частности, с Усамом бен Ладеном.

Названные угрозы со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости объединить усилия стран участников Договора о коллективной безопасности, с тем чтобы воспрепятствовать опасному развитию ситуации, а в случае необходимости совместными усилиями отразить вооруженные провокации боевиков, террористов, наркобаронов.

Опыт совместной операции против боевиков, прорывавшихся в Ферганскую долину осенью 1999 года, показал не только необходимость коллективных действий, но и их эффективность. Проведенные дважды за полгода военные маневры "Южный щит Содружества" (октябрь 1999 г. в Киргизии и в апреле 2000 г. в Таджикистане и Узбекистане) подтвердили, что вооруженные силы России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана вполне в состоянии действовать совместно в случае обострения ситуации на южном фланге СНГ.

Участники саммита в Бишкеке сочли необходимым призвать мировое сообщество активизировать процесс урегулирования ситуации в Афганистане и тем самым содействовать укреплению стабильности и безопасности в Центральной Азии. C этой целью было предложено провести специальное заседание Совета безопасности ООН с целью выработки конкретных мер по урегулированию афганской проблемы с участием всех сторон, вовлеченных в конфликт.

Участники встречи подтвердили свою решимость коллективно противостоять любым проявлениям терроризма и экстремизма и призвали ООН, ОБСЕ, ОИК, все мировое сообщество поддержать усилия государств-участников Договора о коллективной безопасности стран Содружества в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, приступить к выработке скоординированных практических мер, направленных на предотвращение этой глобальной угрозы.

Было также заявлено, что участникам ДКБ, непосредственно подвергающимся вооруженным акциям терроризма и экстремизма, будет оказана необходимая помощь. Президенты государств-участников ДКБ договорились принимать дальнейшие меры по формированию региональных систем коллективной безопасности, углублению сотрудничества в военно-политической, военной и военно-технической сферах.

Бишкекский саммит, а также состоявшаяся накануне встреча в Астане и подписание Договора об образовании Евразийского экономического сообщества имеют для России и государств СНГ немалое значение, поскольку направлены на дальнейшую интеграцию, реальное укрепление ядра последовательных сторонников сохранения и развития Содружества. Как известно, создание Евразийского экономического сообщества предполагает более высокую степень интеграции - совместное движение в сторону единого экономического пространства.

Для дальнейшего обустройства нового союза создан специальный интеграционный комитет, состоящий из вице-премьеров стран-участниц. Россия получила в нем 40 процентов голосов, Казахстан и Белоруссия - по 20, а Киргизия и Таджикистан - 10 процентов. После прохождения через комитет союзные вопросы будут рассматриваться и приниматься межгосударственным советом большинством голосов.

Предполагается, что страны-участницы получают доступ к рынкам всех государств ЕЭС и могут для начала экономить на пошлинах. Остальное выглядит сложнее, тем более, что в целом ряде отраслей страны являются прямыми конкурентами. Для нефтедобывающего Казахстана союз важен, так как Россия лежит на пути его нефти в Европу. Но все возможные экономические и геополитические выгоды нового образования надо будет еще доказать, если организаторы не хотят, чтобы Евразийский союз не превратился в еще одно мертворожденное мероприятие.

И все же для России этот союз важен скорее с геополитической, нежели с экономической точки зрения. Угроза талибов, стоящих на границе с Таджикистаном, затрагивает напрямую безопасность России, если принять во внимание прозрачность существующих границ.

Для России преимущества от интеграции и любых форм взаимодействия на центрально-азиатском направлении очевидны. Прежде всего, это касается безопасности наших южных границ с Казахстаном. Ныне здесь есть только несколько официальных переходов, контролируемых таможенными службами обоих государств. Но контроль этот не простирается далее десятка километров от каждого перехода, остальная граница так и не оборудована. А ведь протяженность этой границы составляет около 1,7 тыс. км. Это самая длинная российская граница с сопредельным государством. C остальными государствами Центральной Азии Россия не имеет непосредственной границы. Поэтому для России крайне важно иметь вдоль самой протяженной своей границы не просто дружественных соседей, но и страны, теснейшим образом связанные с ней множеством уз, наличием многочисленных экономических, политических и общественных связей. При этом отпала бы мучительная проблема обустройства самой российско-казахстанской границы. Напомним, что один километр обустроенной границы обходится в среднем около 1 млн. долл. Пока что Россию в известной степени спасает то, что в 1993 году Таджикистан делегировал России охрану своей границы с Афганистаном и Китаем, так что российские военные соединения удерживают границу в Таджикистане - сравнительно короткую и, главное, отлично обустроенную - еще с советских времен. Однако если пограничный контроль будет хоть немного ослаблен, Россия окажется под страшной угрозой настоящего потопа наркотиков, нелегальных мигрантов, а с ними свободного притока экстремистов и террористов из Афганистана и других азиатских стран.

Конкретизировать коллективные усилия государств-участников Договора о коллективной безопасности в отношении существующих вызовов и угроз на центрально-азиатском направлении были призваны принятые на бишкекском саммите соглашение о статусе коллективных сил системы коллективной безопасности и план основных мероприятий по формированию этих сил.

Военное сотрудничество стран региона в рамках ДКБ в Бишкеке получило новый импульс и развитие. До сих пор самым успешным примером военного сотрудничества стран СНГ было создание и бесперебойное функционирование объединенной системы противовоздушной обороны. Объединенная система ПВО до сегодняшнего дня позволяла гарантировать защиту внешних воздушных границ СНГ, предотвращать возможные инциденты, содействовать поддержанию стабильности в регионе в целом.

Другим важным направлением боевого содружества стало создание решением глав Казахстана, Киргизии и Узбекистана центрально-азиатского миротворческого батальона и ежегодное проведение учений с привлечением воинских контингентов из других государств. Россию на этих учениях, как правило, представляют подразделения 201-й дивизии, выполняющей миротворческие функции в Таджикистане. При проведении учений учитывается реальная обстановка, складывающаяся в центрально-азиатском регионе. Это ставит перед военными задачи практической подготовки к локализации конфликтов, нейтрализации бандформирований, освобождению заложников, борьбе с контрабандой и наркобизнесом.

Ряд учений был проведен в рамках государств-участников ДКБ. Подписание бишкекского соглашения в октябре 2000 года о статусе сил региональной коллективной безопасности и утверждение плана действий этих сил, направленных на отражение внешних агрессий, стало новым шагом в укреплении боевого содружества стран СНГ.

Первый документ определил правовые основы временных формирований вооруженных сил одних государств на территории других, приоритетный порядок их пропуска властями соответствующих государств, порядок и условия взаимодействия с местными властями и так далее.

Второй документ определил организационно-нормативный порядок непосредственного формирования региональных вооруженных сил, то есть, каким образом будет организовываться в случае необходимости их развертывание в той стране, которой возникает угроза извне.

Региональные коллективные силы предполагается формировать под юрисдикцией общего командования Совета коллективной безопасности на трех направлениях: на западе - от Москвы с участием Белоруссии, на южном - с участием Армении и на центральноазиатском - с участием Таджикистана, Казахстана и Киргизии.

Напомним, что в рамках Договора о коллективной безопасности предусматривалось оказание военной помощи стране или группе стран-участниц этого договора, подвергшихся агрессии. Однако конкретный и эффективный механизм оказания такой помощи друг другу до сих пор отсутствовал. Нынешнее бишкекское Соглашение призвано исправить положение. Предполагается, что разработанный и принятый план мероприятий будет осуществлен к 2005 году.

Генеральные штабы вооруженных сил стран, подписавших соглашение, уже получили поручения от глав государств разработать состав сил региональной и коллективной безопасности и основные принципы их применения и уже приступили к проработке вариантов выделения своих воинских контингентов в состав региональных сил коллективной безопасности. По расчетам, в состав этих сил будут выделяться национальные контингенты определенной численности. Они будут постоянно находиться на своих территориях в готовности к применению в зависимости от обстановки. Иными словами, эти контингенты или будут использованы в своих собственных странах в случае агрессии, или будут перебрасываться в другое государство, вошедшее в соглашение.

Что касается российского контингента, то он будет представлен соединениями и частями постоянной боевой готовности центрально-азиатского направления, формирующимися уже сегодня по программе реформирования вооруженных сил России.

Решение о создании сил региональной коллективной безопасности стран СНГ переходит в практическую плоскость. Его реализация означает, что страны-участницы Договора о коллективной безопасности, подвергшиеся вооруженному нападению, получат необходимую помощь. И что любые попытки нарушить их территориальную целостность будут решительно пресекаться совместными усилиями.

В российском министерстве обороны весьма положительно расценивают достижение новых соглашений в области коллективной безопасности и продолжение практической реализации ранее подписанного договора о коллективной безопасности. В Москве надеются, что новый документ будет ратифицирован в подписавших его странах.

Тема координации совместных военных усилий нашла свое отражение на последующих совещаниях и встречах руководителей военных ведомств. Важнейшие вопросы укрепления военного сотрудничества между странами СНГ в условиях усиления угрозы международного терроризма были рассмотрены на заседании Совета министров обороны стран Содружества в Душанбе в октябре 2000 г. Заседание в столице Таджикистана прошло под председательством главы военного ведомства России Игоря Сергеева. Накануне российский министр высказал мнение, что центр религиозного экстремизма и международного терроризма все больше перемещается в Центральную Азию. И это угрожает безопасности не только государств этого региона, но и всех стран СНГ, всего мира.

Игорь Сергеев подчеркнул, что с новой угрозой можно бороться только совместными усилиями. Не зря на душанбинском совещании, как отмечают источники, речь шла о координации и объединении усилий оборонных ведомств стран СНГ для противодействия международному терроризму и активизировавшемуся религиозному экстремизму. Говорилось, в частности, о необходимости разработки конкретных мероприятий по взаимодействию в случае крупномасштабных прорывов и развязывания конфликтов на территории государств Центральноазиатского региона.

Следует отметить, что создание Евразийского экономического сообщества в Астане и Бишкекский саммит встретили неоднозначную, а временами и жесткую реакцию со стороны некоторых стран СНГ, которые не захотели войти в созданные структуры.

Президенты Украины и Узбекистана Леонид Кучма и Ислам Каримов выразили негативное отношение к созданию Евразийского экономического сообщества. На переговорах в Ташкенте оба президента заявили, что этот шаг отрицательно скажется на перспективах СНГ. По словам Ислама Каримова, эта организация создана на базе Таможенного союза, который "не только не дал практических результатов, но и породил новые проблемы".

Ислам Каримов охарактеризовал новое сообщество как мертворожденную организацию, созданную на иллюзорных основах. Президент Украины Леонид Кучма выразил сомнение в возможности функционирования нового сообщества с учетом того, что предыдущее не выполнило своих задач. В свою очередь государства ГУУАМ намерены интенсифицировать деятельность своей организации.

В ходе недавнего визита Л.Кучмы в Ташкент было подписано около десятка различных документов, в основном экономического характера. Из них, пожалуй, самым интересным можно назвать Договор об активизации военно-технического сотрудничества. По некоторой информации, Ташкент, испытывающий серьезную угрозу со стороны исламских экстремистов, готов закупать у Киева системы залпового огня, боеприпасы, а также обучать своих офицеров-танкистов и офицеров-ракетчиков в украинских училищах.

В ближайшее время на Украину прибудет группа узбекских военных специалистов. С оборонным ведомством Украины они обсудят возможности сотрудничества в военной сфере. Среди вопросов, которые больше всего интересуют узбекскую делегацию, - ремонт и модернизация военной техники - самолетов и бронемашин. Украина поможет создать такие производства на территории Узбекистана.

Президент Узбекистана Каримов заявил, что его правительство, возможно, признает афганское правительство "Талибан", между тем другие страны Центральной Азии выступают единым фронтом против талибов. По словам Каримова, он не согласен с идеологией "Талибана", однако признает, что это движение является доминирующей силой в Афганистане.

Принятое в среду в Бишкеке шестью странами-участницами Договора о коллективной безопасности СНГ решение о создании совместных воинских подразделений может привести, по словам заместителя руководителя службы международных отношений Государственной канцелярии Грузии Шалвы Пичхадзе, к дисбалансу сил на Кавказе. По его мнению, такое расширение полномочий Договора о коллективной безопасности уже не позволяет говорить об объективности России по отношению к карабахскому урегулированию, так как в числе "Бишкекской шестерки" есть Армения и нет Азербайджана. Пихчадзе выразил опасение, что вследствие принятых в Бишкеке решений Россия может быть вовлечена в конфликт двух стран СНГ на стороне одной из них. Говоря о том, не примут ли в ответ страны ГУУАМ решение о более тесном военном сотрудничестве, Пичхадзе отметил, что планов трансформации ГУУАМ в военный блок пока нет, но отказ России от безвизового режима в СНГ естественным образом подтолкнул ГУУАМ к более тесной интеграции.

Определенное беспокойство интеграционные инициативы СНГ, продемонстрированные в Астане и Бишкеке, вызывают в Турции, которая давно и порой небезуспешно предпринимает действия, направленные на закрепление своего влияния в государствах Центральной Азии. Подтверждением этому является турне турецкого президента по странам этого региона. Президенты Казахстана и Турции Нурсултан Назарбаев и Ахмет Неждет Сезер подписали в Астане совместную декларацию о сотрудничестве в деле борьбы с терроризмом, торговле наркотиками, религиозным и политическим экстремизмом. Оба президента заявили на пресс-конференции о намерении в ближайшее время довести объем товарооборота между двумя странами до миллиарда долларов. Назарбаев отметил, что Турция занимает 3-е место по объему инвестиций в Казахстане после США и Великобритании.

Свое намерение укреплять сотрудничество подтвердили президенты Турции и Киргизии во время двусторонних встреч в Бишкеке. По словам турецкого президента, его страна будет оказывать Киргизстану военно-техническую поддержку в борьбе с бандами, которые пытаются дестабилизировать обстановку в регионе. Подобные услуги были предложены турецким главой государства и другим странам региона. Ахмет Неждет Сезер пригласил президентов государств Центральной Азии на саммит тюркоязычных государств, который пройдет в Турции в будущем году. Этот саммит проводится не первый год и имеет целью объединить тюркоязычные государства постсоветского пространства по эгидой Турции, воспрепятствовать интеграционным тенденциям в рамках Содружества Независимых Государств.

На наш взгляд, некоторую непоследовательность проявляет Казахстан. Астана готова начать переговоры со всеми политическими силами в Афганистане, в том числе и с движением "Талибан". Об этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе переговоров с военным руководителем Пакистана Первезом Мушаррафом, прибывшим на днях в Астану. По словам министра иностранных дел Казахстана, Астана не поддерживает ни одну из сторон в афганском конфликте. Ранее Казахстан обвинял талибов в поддержке терроризма, исламского экстремизма и торговли наркотиками. Нынешние уступки явились сюрпризом, хотя соседний Узбекистан, после недавних военных побед талибов, также смягчил к ним свое отношение. Незадолго до прибытия пакистанского лидера в Казахстан, местная газета "Караван" подвергла критике президента Каримова за подписание торговых соглашений с талибами, в то время как по всей стране судят местных исламистов, якобы прошедших подготовку в Афганистане.

Любое смягчение позиций по отношению к талибам вызывает некоторое недоумение и в Москве. Замминистра иностранных дел России Сергей Орджоникидзе заявил в ООН, что международное сообщество не признает движения Талибан до тех пор, пока оно, по словам дипломата, будет нарушать международные законы.

Какие бы заявления ни делали руководители стран региона, очевидно одно: внимание мирового сообщества привлечено к тем угрозам, которые исходят со стороны Афганистана. На этом фоне соглашение о статусе сил региональной коллективной безопасности, подписанное лидерами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в Бишкеке, послужит дальнейшему развитию военного сотрудничества этих стран СНГ, укреплению интеграционного ядра, объединению усилий в противодействии попыткам дестабилизировать обстановку на центрально-азиатском направлении.