Южная Осетия - 10 лет Республике

Грунин В.Ф.
эксперт

20 сентября Южная Осетия отметила 10-летие Республики. 10 лет назад 20 сентября 1990 года в период обострения грузино-осетинского противостояния ХIV сессия Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов приняла решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Республику.

Это были нелегкие годы испытаний. В этот период новейшей истории народ Республики преодолел серьезные испытания, выстоял в кровопролитной и разрушительной войне, с оружием в руках отстоял свое право на мирную, созидательную жизнь, перенес лишения, связанные со стихийными бедствиями.

Сегодня Республика существует де-факто, она состоялась и имеет все атрибуты государственного образования: одобренная народом конституция, государственная символика (флаг, гимн, герб), всенародно избранные президент и парламент, создана определенная законодательная база.

Главной задачей руководство Республики считает продолжение усилий по восстановлению разрушенной войной и природными бедствиями экономики, возрождению и развитию культуры. Медленно, но последовательно решаются вопросы восстановления хозяйственного комплекса, открываются производства, реконструируются имеющиеся мощности, ремонтируются и возводятся новые школьные здания, лечебные учреждения. Частично восстановилась подача природного газа, решаются вопросы электроснабжения, в основном за счет получения электроэнергии из Северной Осетии, строится собственная мини-ГЭС. Постепенно улучшается положение в социальном секторе.

Большое внимание руководство Республики уделяет стабилизации демографической ситуации. Население, насчитывающее в 1989 году 100 тыс. человек, за прошедшее десятилетие в результате войны, стихийных бедствий, массовой миграции и экономической разрухи значительно сократилось и составляет в настоящее время, по экспертным оценкам, до 80 тыс. человек.

Узловыми проблемами внешней политики остаются преодоление международной изоляции, реализация волеизъявления народа о независимости, выраженного на референдуме в январе 1992 г., недопущение военных действий и эскалации напряженности в отношениях с Тбилиси, продолжение переговорного процесса по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Урегулирование конфликта идет непросто. С начала 1999 года состоялся ряд встреч правительственных делегаций Грузии и Южной Осетии в г. Цхинвал и Тбилиси, проведены заседания Смешанной контрольной комиссии, встречи экспертных групп. Однако существенного продвижения в урегулировании конфликта не наблюдается. После Сочинских соглашений 24 июня 1992 г. и создания Смешанной контрольной комиссии Грузией не выполняются обязательства ни по одному пункту договоренностей. В Южной Осетии убеждены, что в условиях, когда экономика Грузии переживает серьезный кризис, сохранение с ней единого экономического пространства стало невозможно. По данным последнего социологического опроса, свыше 90% населения РЮО - против вхождения в состав Грузии в любой форме. В условиях, когда "буксует" четырехсторонняя комиссия, следует, по мнению некоторых цхинвальских политологов (Алан Плиев), изменить вектор переговоров: необходимо поднимать вопрос не политического статуса, а политико-правового обеспечения существования зоны сотрудничества Грузии, Южной и Северной Осетии, России.

Встреча полномочных делегаций по урегулированию грузино-осетинского конфликта (март 1997 г.) определила формат работы экспертных групп. Однако первая встреча экспертов состоялась лишь в феврале 1999 г. во Владикавказе, положив начало совместной работе над проектом документа по урегулированию конфликта. В ходе последующих заседаний экспертных групп (всего четыре заседания, последнее из них состоялось в Вене 10-13 июля с.г.) удалось преодолеть ряд разногласий и прийти к взаимопониманию по большей части положений проекта документа.

Однако две статьи документа (4 и 5), касающиеся основ отношений между сторонами в конфликте, остаются несогласованными из-за принципиального различия позиций сторон. Грузинская позиция основывается на стремлении построить модель, основанную на отношениях центра и территории, находящейся под его юрисдикцией. Южная Осетия, учитывая исторический опыт, считает единственно приемлемой - модель равносубъектных горизонтальных связей между сторонами при взаимном уважении принципов государственности.

В Вене со стороны ОБСЕ была выдвинута идея, по которой бы гарантом выступили несколько стран ОБСЕ, в том числе и РФ. Однако делегация Южной Осетии не поддержала это предложение, отметив особую роль России как гаранта мира. Югоосетинская делегация на переговорах в Вене отметила отсутствие понимания грузинской стороной вопросов о названии "Республика Южная Осетия"; о передаче прав государства-гаранта России как государству, благодаря которому конфликт принял мирный характер; о проблемах разделенного народа; о международно-правовой оценке грузино-осетинского конфликта. Несмотря на то, что перечисленные вопросы неоднократно обсуждались на предыдущих встречах и по ним делались заявления на разных уровнях, ни по одному из них не было найдено понимание со стороны Тбилиси. Вместо конструктивного подхода грузинская сторона продолжает оказывать на РЮО политическое, экономическое, идеологическое давление, рассчитывая, что экономические трудности и другие проблемы вынудят Южную Осетию пойти на односторонние уступки. Грузия предпринимала неоднократные попытки срыва подписания российско-грузинского соглашения по восстановлению экономики в зоне конфликта и возвращению беженцев; создавала искусственные препятствия при реализации международных проектов оказания помощи, препятствовала транзитному грузопотоку через РЮО; вела целенаправленную пропаганду по дискредитации РЮО, представляя ее как криминальную республику, вовлеченную в наркобизнес, нелегальный транзит оружия, прочей контрабанды и т.д. Грузинская сторона, по местным оценкам, не выполняет ранее согласованные, достигнутые договоренности.

21 июня с.г. стороны обменялись предложениями по остающимся несогласованными статьям обсуждаемого документа. Переданные грузинскими представителями предложения не только не носили конструктивный характер, но фактически повторили соответствующие пункты проекта документа, представленного грузинской стороной еще в конце 1998 г. Осетинская сторона рассматривает такой подход Тбилиси не иначе, как преднамеренное желание завести в тупик процесс работы экспертных групп и отражение общей тенденции в его отношении к делу мирного урегулирования конфликта в последние месяцы. Заслуживающим особого внимания аспектом венской встречи экспертов, как подчеркивалось в беседах, стало то, что она впервые проводилась в Западной Европе, что позволило вынести тему грузино-осетинского конфликта за пределы Южной Осетии, Грузии и России, об осетинской проблеме узнало мировое сообщество. Судя по всему, в переговорном процессе югоосетинскую сторону устроил бы вариант с отложенным рассмотрением политического статуса Южной Осетии при политико-правовом обеспечении создания на ее территории зоны сотрудничества России, Грузии и Северной Осетии. В этом контексте в Цхинвале достаточно сдержанно воспринимают форсирование переговорного процесса в прежнем ключе (имеется в виду предполагаемая встреча в октябре с.г. в Москве).

Южная Осетия на деле обрела экономическую, энергетическую и транспортную независимость от Грузии. К тому же годы войны и блокады привели к прямым экономическим и другим связям с Северной Осетией, другими субъектами Российской Федерации.

Несмотря на некоторые успехи на отдельных направлениях, экономическое положение республики в целом остается напряженным. Продолжают бездействовать многие производства, а работающие предприятия из-за недостатка электроэнергии и сырья загружены на 10-40%. Электроэнергия подается лишь на 4-5 часов в сутки. Для отопления население вынуждено вырубать окрестные леса, в том числе ценные породы деревьев. Велика безработица. Несмотря на принимаемые правительством меры, сохраняется миграция населения, имеющая в основном сезонный характер.

Руководство добивается максимально возможной интеграции с Северной Осетией во всех сферах деятельности. Оно, опираясь на мнение народа, убеждено, что урегулирование отношений с Грузией должно проходить параллельно со сближением РЮО и РСО-Алания и последующим воссоединением народов обеих республик. При этом принимается во внимание, что международное право - на стороне разъединенных народов. Несмотря на оказываемую Владикавказом помощь, в Южной Осетии считают, что эта поддержка могла бы быть более эффективной и действенной, в том числе при решении вопросов государственно-правового порядка.

Одной из главных задач остается проблема обеспечения условий для возвращения беженцев, переселившихся в основном в Северную Осетию, чтобы люди, возвращаясь в родные дома, оставались в них навсегда, а не числились номинально.

Большое внимание уделяется углублению и развитию отношений с непризнанными республиками (Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах), делегации которых были представлены на торжествах на высоком уровне. При этом имеет место взаимопомощь и обоюдная поддержка, регулярный обмен опытом выживания, государственного и хозяйственного строительства.

Высокая оценка руководством республики дается действиям российского миротворческого батальона, обеспечивающего поддержание мира и спокойствия на югоосетинской земле с июля 1992 года.

Народ Южной Осетии в подавляющем большинстве считает себя российскими гражданами, что подтвердили результаты референдума 1992 года за воссоединение с Россией. Парламент РЮО неоднократно обращался к руководству РФ с просьбой о предоставлении российского гражданства гражданам Южной Осетии на основании Законов РФ "О гражданстве Российской Федерации" и "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также с учетом Указа Президента Российской Федерации № 865 от 17.05.2000 года "О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации". Республика живет по российским законам, основной денежной единицей остается российский рубль. Все делопроизводство, а также обучение в Южной Осетии осуществляется на русском языке. Свое будущее население связывает исключительно с Россией. На данный момент среди прочих острейших проблем (трудоустройство, отсутствие тепла и света, низкие зарплаты и т.д.) обеспечение российскими документами, остается проблемой номер один.

В настоящее время жители Южной Осетии имеют в качестве документов, удостоверяющих личность, паспорта СССР образца 1974 года, а также справки об утере паспорта (временные удостоверения по форме № 9). Этот "эрзац" удостоверения личности выдается также лицам, достигшим совершеннолетия. Однако последние не принимаются пограничниками в качестве документов, удостоверяющих личность, что создает определенные трудности и напряженность в пунктах пропуска на границе с Северной Осетией (ежедневно до 50 жителей Южной Осетии прибывают в пограничные пункты пропуска со справками формы № 9). Признание Российской Федерацией временного удостоверения личности (справка формы № 9) в качестве такового находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

По свидетельствам пограничников, с момента заявления российской стороны о выходе РФ из Бишкекского соглашения каких либо дополнительных мер по ужесточению правил въезда (выезда) граждан и автотранспорта на границе между Южной и Северной Осетией, а также изменению режима ее пересечения не принималось.

Вместе с тем преодоление границы остается серьезным препятствием для граждан и большим финансовым испытанием из-за поборов со стороны многочисленных контрольных служб (таможенной, санитарной и др.). Связи с Северной Осетией, в том числе экономические и транспортные, являются основным и важнейшим условием выживания югоосетинского населения. По некоторым оценкам, то, что сейчас творится на границе, - "это снаряд, который может взорваться". Если положение не изменится, то в нынешних условиях население ЮОР ставится перед необходимостью получать грузинские паспорта.

В этой связи предполагаемое установление визового режима на кавказском участке Государственной границы Российской Федерации и возможное введение ограничений на пересечение границы лицами, имеющими паспорта СССР образца 1974 года, вызывает в Южной Осетии большую обеспокоенность. Очевидно, что в этом случае пересечение Государственной границы РФ в пограничном пропускном пункте "Нижний Зарамаг" для граждан РЮО, выезжающих в Северную Осетию или другие регионы РФ резко усложнится и станет практически невозможным.

Есть основания считать, что установление визового режима поставит население Южной Осетии в исключительно трудное, если не безнадежное положение. Оно чревато ростом недовольства населения, подрывом авторитета России. Недооценка со стороны Российской Федерации остроты ситуации, связанной с возможным введением визового режима на границе с ЮОР, может обесценить ранее предпринятые усилия и затраты по поддержанию мира и восстановлению экономики Южной Осетии. В сложной ситуации может оказаться и российский воинский контингент, входящий в состав Смешанных сил по поддержанию мира и стабильности в зоне конфликта. Возможен также новый поток беженцев в Северную Осетию, что способно вызвать дополнительную напряженность на Северном Кавказе.

Болезненным вопросом остается проблема получения выпускниками Югоосетинского государственного университета дипломов российского образца. Нерешенность этого вопроса, по мнению руководства университета, может существенно ограничить число желающих учиться в этом учебном заведении, привести к оттоку студентов и последующей деградации вуза.

Отсутствие позитивных встречных шагов со стороны Российской Федерации может привести к постепенной утрате в РЮО авторитета и доверия к нашей стране, поиску альтернативных партнеров в различных сферах взаимодействия. Нельзя исключать нарастание иностранной, в основном западной активности. Уже сейчас под эгидой ОБСЕ посредством целенаправленной работы с национальной элитой предпринимаются попытки размывания традиционной ориентации РЮО на Россию, ослаблению российского влияния.

Исходя из сказанного, а также учитывая долгосрочные стратегические интересы России в Кавказском регионе, представляется необходимым внести определенные коррективы в политику Российской Федерации по отношению к Южной Осетии при том понимании, что покровительство Российской Федерации, к которому тяготеет Южная Осетия, должно осуществляться в соответствии со статусом России как правопродолжателя Союза ССР при соблюдении требований международного права и на основе соответствующих международных договоров, участником которых является Россия. Остро стоит, например, вопрос об открытии в Цхинвале (или Владикавказе) консульского учреждения. Жители Республики нуждаются в элементарном обеспечении документами, удостоверяющими личность. До 95% населения хотят стать гражданами России, воссоединиться с Северной Осетией-Аланией. Россия могла бы помочь выпускникам Югоосетинского государственного университета в получении дипломов российского образца. В этой связи представляется полезным рассмотреть возможность расширенного включения Южной Осетии в информационное и образовательное пространство Российской Федерации с учетом устойчивых позиций в Республике русского языка, стимулировать расширение поступления граждан Южной Осетии в российские вузы.

В связи с выходом Российской Федерации из Бишкекского соглашения (1992 г.) и предполагаемым установлением визового режима с Грузией на первый план выходит вопрос о сохранении благоприятного режима пересечения государственной границы Российской Федерации на югоосетинском участке с тем, чтобы эта вынужденная мера не стала губительной для жителей Южной Осетии. Поэтому активизация разнообразных сфер совместной деятельности в приграничной зоне, а также в рамках широкого взаимовыгодного взаимодействия с субъектами Российской Федерации представляется актуальной.

Полагаем, что подобные меры отвечали бы долгосрочным интересам Российской Федерации в указанных регионах.