Азербайджан: два месяца до выборов в парламент

Грунин В.Ф.
эксперт

Нынешний расклад политических сил в Азербайджане в преддверии выборов в Милли меджлис, которые назначены на 5 ноября текущего года, не вызывает сомнений относительно того, кому будет принадлежать большинство в новом республиканском парламенте. Гейдар Алиев достаточно уверенно контролирует обстановку в стране и способен обеспечить победу правящей партии. Однако, с учетом состояния здоровья президента и его возраста, азербайджанское общество все более волнует вопрос о преемственности власти в стране.

В окружении президента прекрасно осознают масштабы возможных последствий, если алиевский клан вдруг лишится власти. В стране зреет оппозиционный потенциал, который все решительнее и смелее заявляет о своих претензиях на власть, но не имеет серьезных перспектив, пока Г.Алиев находится у власти. Усиливается нервозность и опасения остаться не у дел и в самом президентском окружении. Не торопятся с реальной помощью международные финансовые организации и иностранные инвесторы, внимательно наблюдая за тем, как будут разворачиваться политические события. В стране заметно поубавилась эйфория от ожиданий инвестиций со стороны Запада. Перспективные месторождения распроданы иностранным нефтяным корпорациям, но "золотого дождя" не предвидится. Расчеты на скорые нефтедоллары от подписанных, начиная с 1994 года, около двух десятков контрактов на разработку месторождений на шельфе Каспия не оправдали предполагаемых ожиданий и, похоже, ближайшие годы также не дадут однозначного ответа на вопрос о будущих источниках финансирования. По разным оценкам, в азербайджанскую экономику пока реально инвестировано лишь около 600 млн. долл. Поэтому рассчитывать на то, что нефтедобыча даст возможность резко улучшить экономическую ситуацию в стране в ближайшей перспективе, не приходится.

Президентские выборы еще не скоро - в 2003 году. Однако все чаще возникает вопрос о том, кто заменит президента на его посту, о его возможном преемнике. Поэтому предстоящие парламентские выборы рассматриваются нынешним руководством как реальная возможность сохранить преемственность и обеспечить в случае необходимости безболезненную и конституционную передачу власти сыну президента - Ильхаму Алиеву, вице-президенту государственной нефтяной компании (ГНКА).

Никто из наблюдающих за ходом предвыборной кампании не сомневается в победе на выборах правящей партии "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан"), что приведет к еще большему укреплению власти нынешнего президента республики Гейдара Алиева. Закономерным в сложившейся ситуации выглядит и то обстоятельство, что под первым номером в избирательном списке правящей партии значится сын президента - Ильхам Алиев, это позволяет рассматривать его как прямого наследника президентского кресла.

Подготовка к передаче сыну поста главы государства исподволь ведется давно. Процессы, происходящие во властных структурах страны в течение последних трех лет, неизменно указывали на целенаправленное продвижение Ильхама к посту президента. Под его контролем открылись несколько крупных СМИ. Ильхам контролирует почти все финансовые структуры Азербайджана: близкие к нему люди возглавили министерство финансов, госкомимущество, таможенный комитет, главную налоговую службу.

С этой же целью было учреждено движение "Молодых реформаторов", создававшееся под лозунгом "Обеспечение наследственной власти в Азербайджане". Это движение (впоследствии распущенное по указанию Алиева-старшего) было создано в январе текущего года сразу после съезда правящей партии "Ени Азербайджан", на котором сын президента был избран заместителем председателя партии. Сразу после съезда было объявлено, что официальный наследник возглавит предвыборный список "новых азербайджанцев" на предстоящих в ноябре парламентских выборах.

По замыслу азербайджанского руководства и поддерживающей его партийной элиты, после избрания в меджлис Ильхама Алиева по партийному списку под первым номером депутаты от правящей партии "Ени Азербайджан" намерены избрать его председателем парламента, что не составит особого труда, учитывая, что, по-видимому, оппозиция будет представлена в будущем парламенте слабо и окажется в явном меньшинстве. Согласно табелю о рангах, пост спикера парламента считается в Азербайджане (впрочем, как и в Турции) вторым по значимости после президента. По Конституции Азербайджанской Республики, председатель меджлиса принимает на себя полномочия президента в случае невозможности последнего исполнять свои обязанности, а также в случае смерти или отставки. Вся полнота власти в государстве сосредоточивается в руках председателя однопалатного парламента. Поэтому в случае избрания Алиева-младшего спикером ему может быть юридически обеспечен пост будущего президента республики.

Успех партии "Ени Азербайджан" на предстоящих парламентских выборах, по общему мнению наблюдателей, предопределен и признается даже сторонниками непримиримой оппозиции. На победу правящей партии работают все властные структуры. Под жестким контролем властей находится республиканская Центральная избирательная комиссия и ее отделения на местах, которые получили команду обеспечить требуемый результат.

Не заинтересована в радикальных переменах в Азербайджане политическая и экономическая элита, сосредоточившая в своих руках финансовые, продовольственные, транспортные, углеводородные и прочие потоки, приносящие наибольшую прибыль. Для них вопрос обеспечения преемственности власти жизненно важный вопрос, и они готовы сделать все возможное, чтобы не допустить радикальных перемен и потери теплых и прибыльных мест. Поэтому поддержка с их стороны правящей партии и ее новоиспеченному лидеру Алиеву-младшему обеспечена. Таким образом, нынешняя элита, судя по всему, готова принять Ильхама Алиева в качестве будущего президента.

Однако у подобного сценария передачи власти по наследству помимо плюсов есть и свои минусы. У реального азербайджанского наследника нет абсолютной и мощной поддержки среди широких слоев населения, такой, например, как у Башара Асада в сирийском варианте.

По мере приближения выборов накал политического противостояния в Азербайджане будет нарастать. Все оппозиционные политические организации намерены решительно заявить о своем несогласии с курсом нынешнего руководства и выступить с массовыми акциями протеста. О серьезности намерений оппозиции свидетельствует учрежденный 12 апреля общереспубликанский митинговый комитет, в который вошли около 200 партий и общественных организаций, представляющих вместе немалую силу.

Еще в середине февраля Демократический конгресс Азербайджана (ДКА), который объединяет девять самых крупных оппозиционных партий, выступил с резкой критикой политики руководства страны в нефтяной области. В распространенном заявлении ДКА отмечается, что нефтяная политика властей противоречит национальным интересам республики, так как ведет только к "обогащению группы лиц и служит сохранению незаконной власти". В документе выражается обеспокоенность тем, что несмотря на увеличение добычи нефти, уровень жизни населения катастрофически падает, страна испытывает дефицит электроэнергии, а внутренняя цена на бензин остается высокой даже по сравнению с теми странами, которые не обладают запасами углеводородного сырья.

Вызывают критику оппозиции меры по реализации Указа президента "О создании государственного нефтяного фонда", финансирование которого будет осуществляться в основном за счет продажи сырой нефти и газа. Создание фонда президент поручил своему сыну И.Алиеву. В Баку говорят, что тот, кто возглавит фонд, станет настоящим хозяином Азербайджана. Попытка оппозиции как-то противодействовать планам алиевского клана наталкивается на жесткое сопротивление властей. Недавно имело место избиение депутатов Милли меджлиса за критику руководства прямо в зале заседания. Преследованиям и избиениям подвергаются журналисты оппозиционных СМИ. 7 февраля в Баку был совершен налет на редакцию оппозиционной газеты "Ени Мусават", которой инкриминируется публикация ложной информации об общественно-политической ситуации в стране.

По мнению первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, которое он высказал в одном из интервью, существующий политический режим в стране держится на насилии, репрессиях, преследовании инакомыслящих, политическом сыске, пресечении любых попыток выразить недовольство. В августе прошлого года в Баку была создана инициативная группа по защите прав А.Муталибова. Собрано уже более 600 тыс. подписей в поддержку обращения группы известных деятелей Азербайджана с предложением рассмотреть вопрос о возвращении в республику первого президента, восстановлении его гражданских прав.

Однако, несмотря на отдельные достаточно шумные всплески активности, оппозиция в целом не представляет серьезной политической силы ни в организационном, ни в финансовом плане, способной противостоять правящей партии "Ени Азербайджан" и другим проправительственным политическим организациям. Раскол среди оппозиции стал еще более ощутим после смерти в августе в столице Турции бывшего президента республики, председателя Партии Народного фронта Азербайджана и руководителя Демократического конгресса оппозиционных партий и движений Абульфаза Эльчибея. По мнению наблюдателей, после смерти А.Эльчибея в Азербайджане не осталось значимой силы, которая могла бы предотвратить успех на выборах партии "Новый Азербайджан", а с ней и восхождение Ильхама Алиева на вершину власти.

Вообще власти достаточно жестко и бесцеремонно расправляются с оппозицией, когда та пытается поднять голову. Достаточно вспомнить бурное противостояние оппозиционных и проправительственных сил на улицах Баку в период майских праздников, вызвавшее широкий резонанс в политических кругах Азербайджана. Тогда власти не разрешили оппозиции провести несанкционированный митинг в центре Баку. Протест был приурочен к началу кампании по выборам в парламент. Оппозиционные силы намеревались потребовать эфирного времени на государственных телеканалах и освобождения из тюрем своих сторонников. Бакинская полиция заранее предупредила, что "попытки провести несанкционированное мероприятие в городе могут привести к нежелательным последствиям". В ходе тех майских событий были задержаны 46 участников акции, 50 сотрудников правоохранительных органов получили телесные повреждения. Были арестованы на 10 суток секретарь партии "Мусават" Ариф Гаджиев, лидер Народной партии Азербайджана Панах Гусейнов и председатель партии "Эхрар" Вагиф Гаджибейли. В ответ на действия оппозиции депутаты Милли Меджлиса от проправительственных фракций приняли специальное постановление, в котором действия оппозиции квалифицировались как "покушение на азербайджанскую государственность".

Активизировал свою деятельность Комитет защиты прав первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, который намерен свои правозащитные действия подкрепить политическими акциями, вплоть до массового отказа членов Комитета от азербайджанского гражданства. Председатель комитета Шейх Абдул Махмутбейли, сообщил, что число подписей, собранных в поддержку создания благоприятных условий для возвращения экс-президента на родину перевалило за миллион.

Оппозиционные и независимые средства массовой информации в последнее время, особенно в связи с предстоящими парламентскими выборами, оказались под жестким прессингом властных и силовых структур. Заметным событием в ходе избирательной кампании стал арест главного редактора популярной оппозиционной газеты "Ени Мусават" Рауфа Арифоглы. В этой связи независимые СМИ Азербайджана в знак протеста объявили трехдневную забастовку, требуя освобождения главного редактора. В акции, по сообщениям из Азербайджана, участвовали в общей сложности 27 электронных и печатных средств массовой информации, ведущие газеты и крупные информационные агентства, представители которых в случае продолжения содержания под стражей Рауфа Арифоглы пообещали обратиться в Совет Европы с требованием не принимать Азербайджан в эту организацию.

В Совете Европы в свою очередь давно озабочены действиями азербайджанских властей в связи с ноябрьскими выборами в парламент. По мнению западных дипломатов и ряда бакинских политиков, не исключено, что Совет министров Совета Европы отклонит решение ПАСЕ о принятии Азербайджана в эту организацию. Непосредственной причиной такого предположения стало принятие недавно азербайджанским парламентом и утверждение президентом закона "О выборах в Милли Меджлис", что было воспринято как отход от демократических принципов. Основные требования оппозиции и западных демократических институтов заключались в изменении соотношения числа депутатов, избираемых по пропорциональной и мажоритарной системе (оппозиция настаивает на избрании как минимум 50 депутатов по партийным спискам, власть - не более 25); снятии запрета на участии в выборах партий, зарегистрированных менее чем за 6 месяцев до объявления даты выборов и др.

Это обстоятельство вызвало широкий негативный резонанс среди аккредитованных в Баку западных дипломатов, которые пригрозили выступлением против принятия Азербайджана в "европейскую цивилизацию". По сложившейся традиции, власти вновь отнесли подобные заявления западных представителей к "проискам христианских фундаменталистов и армянских лоббистов".

Достаточно жесткую оценку ситуации, складывающейся вокруг изменений в законе "О выборах в Милли Меджлис", дал государственный департамент США, который через американское посольство в Баку распространил свое заявление в связи с предвыборной кампанией в Азербайджане. В Вашингтоне с раздражением восприняли действия азербайджанского парламента, заявив, что внесенные в закон "О Центризбиркоме" изменения по существу сводят на нет обязательства властей по всестороннему предвыборному сотрудничеству с оппозицией и расцениваются как "очередная неудача и игнорирование тех договоренностей, которые были достигнуты в результате переговоров в ПАСЕ". В своем заявлении госдепартамент США выступил со следующей рекомендацией: "Мы настоятельно просим, чтобы азербайджанское правительство и парламент работали совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, а также с оппозицией и неправительственными организациями для урегулирования расхождения во мнениях и внесения в законодательство изменений в соответствии с международными стандартами". По мнению представителей США, которые настроены весьма пессимистически относительно предстоящих парламентских выборов, действия азербайджанского парламента "не создают ни юридической почвы, ни соответствующей политической обстановки для проведения в ноябре свободных и демократических выборов". Впрочем, директор бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Жерар Штудман по поводу закона "О ЦИК Азербайджана" заявил, что закон соответствует международным стандартам, а внесенные изменения и дополнения являются "фундаментом правовой базы" для ноябрьских парламентских выборов.

Выпад Вашингтона в свою очередь вызвал в Баку возмущение проправительственных партий и руководства Азербайджана и был расценен как вмешательство во внутренние дела республики. Так, один из представителей партии "Ени Азербайджан" Мубариз Гурбанлы на пресс-конференции в Баку заявил, что азербайджанское руководство не будет следовать рекомендациям госдепа, как проводить выборы, и назвал заявление государственного департамента необъективным, односторонним, свидетельствующим о том, что в Вашингтоне поверхностно оценивают внутриполитические события в Азербайджане. М.Гурбанлы, выступающий от имени руководства партии, заявил, что решение 5-6 оппозиционных партий бойкотировать выборы еще не означает, что они не состоятся.

Заявление госдепартамента США, его непозволительный в межгосударственных отношениях тон, по оценке наблюдателей, показывает, что Вашингтон, судя по всему, не вполне удовлетворен "поведением" Г.Алиева, которое, вероятно, не во всем согласуется с геополитическими интересами США и своим заявлением, вполне возможно, провоцируют оппозицию на более радикальные действия, внося в обстановку элементы дестабилизации.

Что касается России, то представляется, что если бы она продемонстрировала свои возможности в качества гаранта стабильности власти Гейдара Алиева, (в том числе за счет встречных политических и экономических шагов), она бы могла рассчитывать на восстановление своего влияния на Кавказе. Важным союзником России в нормализации и укреплении российско-азербайджанских отношений могла бы стать многочисленная азербайджанская диаспора в нашей стране, насчитывающая свыше трех миллионов человек. Азербайджанское землячество в России является мощным объединительным и влиятельнейшим инструментом. Многие азербайджанцы стали полноценными гражданами России, сохранив в то же время прочные связи с исторической родиной. Стабильный и дружественный Азербайджан - в интересах России. Слабый Азербайджан есть легкая добыча для турецкой экспансии. Российские политико-дипломатические усилия должны быть направлены на то, чтобы понять, что Москва сегодня готова предложить Баку и что хочет получить взамен, а затем точными и взвешенными шагами идти к цели.