О долговременной стратегии США в Каспийском регионе и практических шагах по ее реализации. Аналитический доклад


От редакции: аналитический доклад подготовлен экспертами Центра стратегического развития.

Зона Каспийского моря и прикаспийских территорий сегодня привлекает к себе внимание многих стран мира не только своими богатыми запасами углеводородов, но и особенностями геополитического и геостратегического порядка, представляющими ведущим субъектам мировой политики немало возможностей для реализации своих экономических, политических и военно-стратегических интересов. Каспийский регион фактически стал полем многовекторного соперничества и противоборства между теми государствами и силами, которые хотели бы доминировать в этом стратегически важном районе мира.

Стратегическая значимость этого региона, помимо уже упомянутых углеводородных ресурсов, определяется его пограничным положением между Европой и Азией на перекрестке перспективных межконтинентальных и межнациональных транспортных направлений и коммуникаций "восток-запад" и "север-юг", на подвижном стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий - христианства, ислама и буддизма.

В рамках реализации своих стратегических планов США расширяют зону своего влияния в Большом Ближнем Востоке до Кавказского хребта и устьев р.Волги. Они обосновываются на Южном Кавказе (Закавказье)и занимают относительно прочные позиции в Центральной Азии. Небезызвестный Збигнев Бжезинский констатирует, что "впервые в истории неевропейская страна возвысилась до роли не только главного арбитра отношений в Евразии, но и первой державы мира".

США устанавливают контроль над основными транспортными и энергетическими объектами в районе Каспия (проект TRACECA, трубопровод Баку-Джейхан), предпринимают попытки "балканизации" центральной части Евразии, выстраивая линию Балканы - Кавказ - Центральная Азия. Идея Бжезинского о создании "Евразийских Балкан" становится лейтмотивом нынешней политики США на евразийском пространстве, в основе которой - дробление государств, поддержание существующего там "геополитического плюрализма", недопущение превращения России в сильное государство Евразии. Ныне действующими конфликтными очагами в регионе являются Карабах и Абхазия, Афганистан и Чечня, которые не остаются без пристального внимания Вашингтона.

Совершенно очевидно, что США превращаются в ведущего геополитического игрока в Черноморско-Каспийском регионе. Как известно, с 1997 г. регион объявлен зоной американских национальных интересов. В январе 2001 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе американские представители вновь подтвердили, что "Каспий является зоной их жизненных интересов и рассматривается как источник нефти, альтернативный Персидскому заливу". Планы США по освоению Каспия вписываются в новую национальную энергетическую стратегию Дж.Буша-младшего, которая предусматривает установление контроля за основными районами нефтедобычи в мире, официально именуемого как "контроль над глобальным энергетическим равновесием". Стратегией предусматривается рост в США потребностей в нефти на ближайшие 20 лет на 33%, природного газа - более чем наполовину.

Администрация Буша намерена продолжать поддерживать вариант восточно-западного транспортного коридора, жестко отстаивать и проводить в жизнь свои интересы в мире, в том числе с помощью вооруженных сил, для возможного использования которых целенаправленно готовится почва.

По представлениям Белого Дома, США не могут стоять в стороне от локальных конфликтов в зонах жизненно важных стратегических интересов, к которым относится и Черноморско-Каспийский регион. Особый смысл Каспийский нефтяной бассейн приобретает для США в контексте готовящегося удара по Ираку и особой позиции арабских стран Персидского залива, главных поставщиков углеводородов для США, несогласных с силовыми действиями Вашингтона против режима Саддама Хусейна.

Основные заявленные цели американской политики в регионе выглядят следующим образом:

  • обеспечить независимость и суверенитет закавказско-каспийских государств, их дистанцирование от России и зависимость от США;