О долговременной стратегии США в Каспийском регионе и практических шагах по ее реализации. Аналитический доклад
От редакции: аналитический доклад подготовлен экспертами Центра стратегического развития.
Зона Каспийского моря и прикаспийских территорий сегодня привлекает к себе внимание многих стран мира не только своими богатыми запасами углеводородов, но и особенностями геополитического и геостратегического порядка, представляющими ведущим субъектам мировой политики немало возможностей для реализации своих экономических, политических и военно-стратегических интересов. Каспийский регион фактически стал полем многовекторного соперничества и противоборства между теми государствами и силами, которые хотели бы доминировать в этом стратегически важном районе мира.
Стратегическая значимость этого региона, помимо уже упомянутых углеводородных ресурсов, определяется его пограничным положением между Европой и Азией на перекрестке перспективных межконтинентальных и межнациональных транспортных направлений и коммуникаций "восток-запад" и "север-юг", на подвижном стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий - христианства, ислама и буддизма.
В рамках реализации своих стратегических планов США расширяют зону своего влияния в Большом Ближнем Востоке до Кавказского хребта и устьев р.Волги. Они обосновываются на Южном Кавказе (Закавказье)и занимают относительно прочные позиции в Центральной Азии. Небезызвестный Збигнев Бжезинский констатирует, что "впервые в истории неевропейская страна возвысилась до роли не только главного арбитра отношений в Евразии, но и первой державы мира".
США устанавливают контроль над основными транспортными и энергетическими объектами в районе Каспия (проект TRACECA, трубопровод Баку-Джейхан), предпринимают попытки "балканизации" центральной части Евразии, выстраивая линию Балканы - Кавказ - Центральная Азия. Идея Бжезинского о создании "Евразийских Балкан" становится лейтмотивом нынешней политики США на евразийском пространстве, в основе которой - дробление государств, поддержание существующего там "геополитического плюрализма", недопущение превращения России в сильное государство Евразии. Ныне действующими конфликтными очагами в регионе являются Карабах и Абхазия, Афганистан и Чечня, которые не остаются без пристального внимания Вашингтона.
Совершенно очевидно, что США превращаются в ведущего геополитического игрока в Черноморско-Каспийском регионе. Как известно, с 1997 г. регион объявлен зоной американских национальных интересов. В январе 2001 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе американские представители вновь подтвердили, что "Каспий является зоной их жизненных интересов и рассматривается как источник нефти, альтернативный Персидскому заливу". Планы США по освоению Каспия вписываются в новую национальную энергетическую стратегию Дж.Буша-младшего, которая предусматривает установление контроля за основными районами нефтедобычи в мире, официально именуемого как "контроль над глобальным энергетическим равновесием". Стратегией предусматривается рост в США потребностей в нефти на ближайшие 20 лет на 33%, природного газа - более чем наполовину.
Администрация Буша намерена продолжать поддерживать вариант восточно-западного транспортного коридора, жестко отстаивать и проводить в жизнь свои интересы в мире, в том числе с помощью вооруженных сил, для возможного использования которых целенаправленно готовится почва.
По представлениям Белого Дома, США не могут стоять в стороне от локальных конфликтов в зонах жизненно важных стратегических интересов, к которым относится и Черноморско-Каспийский регион. Особый смысл Каспийский нефтяной бассейн приобретает для США в контексте готовящегося удара по Ираку и особой позиции арабских стран Персидского залива, главных поставщиков углеводородов для США, несогласных с силовыми действиями Вашингтона против режима Саддама Хусейна.
Основные заявленные цели американской политики в регионе выглядят следующим образом:
По сути, речь идет о глобальной триединой задаче, которую стремятся решить США в регионе. Ее составными частями являются: коммерческий, энергетический и геостратегический интересы США.
Коммерческий интерес. Если говорить о прикаспийском регионе в целом, то позиции американского нефтяного капитала, пользующегося к тому же поддержкой правительства США и международных финансовых институтов, являются очень прочными и, вероятно, будут усиливаться и дальше. США применяют самые современные технологии нефтедобычи и обладают колоссальными финансовыми возможностями, на порядок превышающими возможности своих конкурентов (прежде всего России).
Энергетический интерес диктуется в первую очередь стремлением Вашингтона повысить надежность обеспечения США энергоресурсами. На первое место здесь выходят диверсификация источников энергии (ослабление зависимости экономики страны от крупнейшего мирового поставщика нефти - региона Ближнего Востока и стран ОПЕК), расширение направлений и путей вывода нефти и газа из региона (США лоббируют лишь те проекты, которые пролегают в широтном направлении с Востока на Запад, минуя Россию и Иран; поддерживают ограничения, наложенные Турцией на проход танкеров через Босфор; прилагают усилия для снижения эффективности проекта "Голубой поток", в том числе за счет проекта строительства газопровода Баку-Эрзерум, для вывода газа с азербайджанского шельфа Каспия в Турцию).
Геополитический интерес. Геополитические соображения при разработке каспийских нефтяных проектов на данном этапе для США являются более весомыми, чем экономические. Каспийский регион располагается между тремя геополитическими соперниками США в Евразии - Россией, Китаем и Ираном. Контроль над регионом позволит США добиться глобального доминирования в Пятиморье (Черное, Средиземное, Каспийское моря, Персидский залив с примыкающим к нему Аравийским морем) и на всем континенте. При этом предполагается установить контроль над углеводородными запасами региона и не допустить, чтобы ресурсы Каспия попали в распоряжение стран, которые США считают своими стратегическими оппонентами и конкурентами. Для решения этой задачи, Вашингтон, судя по всему, считает необходимым создать в регионе пояс зависимых от США и ее стратегического союзника Турции государств, через территоию которых пройдет западный транспортный коридор.
Задачи региональной политики США в каспийской зоне включают: укрепление государственности и независимости стран региона, идущих по пути развития рыночной демократии и ослабление их связей с Россией; расширение коммерческих возможностей для США; разрешение региональных конфликтов, в том числе путем создания политических, экономических и военных связей между новыми странами региона; формирование спецподразделений и сил охраны энергетических транспортных коммуникаций; укрепление энергетической независимости США за счет каспийских энергоносителей, а также снижение зависимости государств региона от России за счет обеспечения гарантированного свободного потока каспийской нефти и природного газа на мировые рынки. Особое внимание уделяется наращиванию военно-политического, военно-технического и военного сотрудничества США с государствами региона.
Главными механизмами проникновения США в регион стали: содействие в развитии энергетики и создании энергетического транспортного коридора между Востоком и Западом; оказание дозированной и целенаправленной финансовой помощи; попытки взять на себя инициативу в урегулировании конфликтов; навязывание государствам региона сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности; расширение военного и военно-технического сотрудничества с государствами Закавказья и Центральной Азии, в том числе на волне контртеррористической операции по слому в Афганистане режима талибов. США наилучшим для себя образом использовали ситуацию, связанную с проведением антиталибской операции для развертывания в регионе своего воинского контингента. При этом США предпринимают усилия для связывания России рук, ограничения ее экономических возможностей и ослабления ее связей с остальными прикаспийскими государствами.
Объективное доминирование на Каспии России и Ирана в силу их выгодного географического положения и наличия у них развитой системы трубопроводов заставляет Вашингтон рассматривать обе эти страны в качестве главных источников угроз американским интересам в регионе. Китай рассматривается как главный геополитический и, возможно, глобальный оппонент США в ХХI веке.
США создали и, опираясь на крупнейшие нефтяные компании, продолжают создавать условия для укрепления в рассматриваемом регионе позиций своего частного капитала с той целью, чтобы затем использовать его уже как стартовую площадку для более глубокого закрепления в регионе. В результате за несколько лет политика США в регионе эволюционировала от разрозненных шагов правительства до полномасштабной концепции по продвижению и защите своих интересов. Выстраивание стратегии проводилось при одновременном расширении механизмов применяемых средств.
Основные элементы реализации единого плана стратегического освоения Соединенными Штатами огромного пространства, в центре которого лежит Каспийское море, включают: поощрение активной деятельности на Каспии американских и других западных нефтяных компаний; строительство при деятельном американском патронировании магистрального нефтепровода Баку-Джейхан для вывода каспийской нефти на западный рынок; поиск новых направлений экспорта углеводородов, минуя Россию; подготовка военной инфраструктуры государств Закавказья (Азербайджан, Грузия) и перевод вооруженных сил этих государств на стандарты НАТО; развертывание в рамках антитеррористической операции в Афганистане воинских контингентов западных стран на базах государств Центральной Азии; уничтожение режима Саддама Хусейна в Ираке для установления в этой стране контроля за нефтяными ресурсами; продолжающееся давление на Иран.
Для укрепления своих позиций за последние 3-5 лет США значительно усилили свои возможности в вопросе карабахского урегулирования, взяли на себя инициативу по нормализации армяно-турецких отношений, стремятся подключиться к процессу мирного урегулирования в Абхазии, упрочили свои позиции в тех странах, которые считаются стратегическими союзниками России в регионе (Армения, Казахстан).
По мнению ряда западных экспертов, нефтедобывающие страны СНГ, и в первую очередь государства Каспийского бассейна, способны в определенном объеме компенсировать издержки надвигающегося на Америку энергетического кризиса или даже снять его угрозу. По оценке авторитетного американского журнала "Foreign Affairs", в 2002-2006 гг. США могут увеличить экспорт нефти из этих стран как минимум до 2 млн. баррелей в день. По оптимистическим прогнозам западных специалистов, при неблагоприятном для США развитии обстановки на Ближнем Востоке, после ввода в строй Основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан (2005 г.), при условии наращивания его мощности до 50 млн. тонн нефти в год (2010 г.) и подключении к нему нефти Казахстана экспорт углеводородов из стран СНГ уже в не столь отдаленной перспективе мог бы приблизиться к объему экспорта из Саудовской Аравии. Просчитывая запасной вариант на каспийском направлении, американские специалисты не исключают, что со временем нефтедобывающие государства Содружества сообща могли бы составить серьезную конкуренцию странам ОПЕК.
Многие специалисты полагают, что форсированная и масштабная разработка каспийских месторождений будет во многом зависеть от ситуации на Ближнем Востоке и успеха операции в Ираке. Сейчас же американцы не торопятся выбрасывать значительные объемы каспийской нефти на перенасыщенный мировой рынок.
В настоящее время Каспийский регион рассматривается лишь как резервный бассейн углеводородов стратегического значения и только к 2010 году, как ожидается, страны Каспийского региона станут для США экономически привлекательными и смогут экспортировать до 3-4 млн. баррелей нефти в день. Таким образом, США заинтересованы не столько в добыче, сколько в установлении своего контроля над нефтяными богатствами Каспия и до поры до времени их консервации на будущее. Следовательно, прикаспийские страны, вероятнее всего, не получат в обозримом будущем тех доходов, на которые они рассчитывают. Эксперты считают, что суть нефтяной стратегии западных и американских компаний в этом регионе - завоевание потенциальных ресурсов нефти и газа без больших инвестиционных вложений.
Для осуществления своих стратегических целей Вашингтон использует различные формы, методы и инструменты проникновения. С 1996 года США провели большой объем работы по вовлечению в той или иной степени в орбиту своего влияния Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Казахстана и Таджикистана. Очередь - за Арменией, вокруг которой, судя по всему, будет продолжена борьба между Москвой и Вашингтоном.
Значимость Черноморско-Каспийского региона стала для США настолько весомой, что проблемы Каспия были выделены американской администрацией в отдельное направление внешней политики. Были созданы специальный отдел по региону и целевая группа в составе Совета национальной безопасности при президенте США, учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона. ЦРУ создало специальное оперативное подразделение по отслеживанию политических процессов в прикаспийских странах. Разработкой каспийской стратегии Вашингтона в настоящее время занимаются несколько сот специалистов в администрации, конгрессе и научно-исследовательских центрах США.
В 1999 г. в Анкаре под патронажем американского посольства открыт Каспийский финансовый центр (КФЦ) для оказания помощи в финансировании нефтяных и газовых проектов в Турции, Центральной Азии и Закавказье и для максимального увеличения американского коммерческого участия в разрабатываемых проектах. Центр стал для Вашингтона удобным механизмом проникновения в регион, влияния на отдельные его страны и создания плацдарма на будущее.
Один из важнейших элементов стратегии США в Каспийском регионе - создание новой архитектуры трубопроводов. Причем желательным условием, которого администрация США придерживалась с самого начала, выдвигалось то, чтобы новые маршруты не проходили по российской и иранской территориям. По мнению Вашингтона, Турция должна служить воротами для выхода каспийской нефти на западные рынки.
В этой связи основная ставка делается на нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который продвигается Америкой наиболее последовательно. Активизация работ по реализации этого проекта вылилась в подписание на Стамбульском саммите (18 ноября 1999 г.) межправительственного соглашения (Турция, Грузия, Азербайджан) о транспортировки каспийской нефти по этому маршруту. Соответствующий документ подписали президенты Азербайджана, Грузии, Туркменистана и Турции и засвидетельствовал президент США.
18 сентября 2002 года на береговом терминале в Сангачале, что в 42 км южнее Баку состоялась церемония закладки фундамента трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, проект которого в пику российским интересам на протяжении последних лет лоббировался администрацией США. В мероприятии приняли участие президенты Азербайджана, Грузии и Турции, а также спецпредставитель США по вопросам Каспия Стивен Манн.
К концу 2002 г., после утверждения второй фазы проекта добычи нефти с месторождения Азери-Чираг-Гюнешли в азербайджанском секторе Каспия начнется строительство турецкого участка нефтепровода. Год назад этот проект декларировался экспертами как политически мотивированный с целью нейтрализовать северные российские маршруты и возможный рост влияния России и Ирана в регионе. Сейчас ситуация изменилась в связи с наличием данных о доказанных запасах Каспийского шельфа. Компании-инвесторы пришли к выводу, что строительство нефтепровода Баку-Джейхан может быть экономически оправданным. Сделан вывод, что уровень прибыльности сделанных в него капиталовложений может составить от 12,5 до 24,5%. Прогнозируемые объемы добычи нефти в Азербайджане позволяют рассчитывать на транспортировку по основному экспертному трубопроводу (ОЭТ) до 20 млн. т сырья к 2005 г. и до 50 млн. т, то есть на полную мощность - к 2010 г.
В конце 2001 года интерес к ОЭТ начали проявлять компании, контролирующие значительные запасы углеводородов в северной части Каспия и прежде всего американская компания "Шеврон". В результате появился проект дополнения ОЭТ трассой в обход Каспийского моря с частичным использованием магистральных трубопроводов КТК, Транснефти и ГНКАР, позволяющий заполнить его экспортными потоками с казахстанских месторождений, а также с шельфа российского сектора Каспия. Рассматривается и вариант транспортировки казахстанской нефти танкерами до Баку с последующей ее закачкой в Основной экспортный трубопровод.
Уже добывает нефть на туркменском месторождении Бурун и одновременно ведет разведку нефтяного блока "Гарашсызлык-2" американская компания Exxon/Mobil. Последний имеет площадь 4500 кв.км и включает семь крупных месторождений, находящихся на полуострове Челекен, а также на шельфе вблизи туркменского побережья.
Как ожидается, переломной датой в развитии Каспия станет, скорее всего, 2005 год, когда первые партии "большой" каспийской нефти начнут менять привычные контуры мирового рынка этого сырья. Предполагается, что к этому моменту обострится конкуренция между поставщиками нефти в средиземноморском регионе. Американские специалисты полагают, что ввод в строй ОЭТ вызовет падение цен на североафриканские сорта и постепенное вытеснение с рынка более дорогостоящего тяжелого западноафриканского сырья. Кроме того, уменьшится потребление российской смеси Urals, которая, как считают эксперты, станет еще более тяжелой и сернистой из-за сокращения объема казахстанского сырья, поступающего в систему "Транснефти".
Одним из результатов этих изменений станет снижение зависимости США от импорта ближневосточной нефти. Во-первых, увеличатся поставки на американский континент вытесненных из Европы западноафриканских сортов. Во-вторых, в США уйдет часть азербайджанского сырья, не освоенного средиземноморскими НПЗ.
Вторым крупным проектом стал ввод в эксплуатацию нефтепровода Тенгиз-Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума, в котором доля США является определяющей.
Параллельно с магистральным нефтепроводом Баку-Джейхан разрабатывается проект строительства газопровода Баку-Эрзурум для экспорта газа с азербайджанского шельфа Каспия в Турцию. Осуществление этого проекта, который пройдет через Грузию и активно поддерживается США, несомненно составит конкуренцию российскому "Голубому потоку".
В настоящее время идут переговоры Транскаспийской газопроводной группы (ТКГГ), пользующейся открытой поддержкой Государственного департамента США, с руководством Туркмении по поводу переброски туркменского газа в Турцию. ТКГГ - это совместное предприятие, образованное Royal Dutch/Shell Group и PSG International Ltd. Последней, в свою очередь, владеют Bechtel Enterprises Inc и General Electric. ТКГГ была специально создана для сооружения газопроводной магистрали из Туркменистана в Турцию. Первый газ планировалось поставить уже к 2002 году. Однако ранее выданный Ашхабадом мандат ТКГГ для начала строительства трубы на туркменской территории истек в феврале текущего года. Чтобы восстановить это свое право, представители западного консорциума предложили туркменскому руководству на нынешних переговорах план ускоренного развития, который предусматривает начать строительство уже в 2002г.
Создание транспортного коридора в широтном направлении, по замыслу Вашингтона, позволит:
Важным проектом, который активно поддерживают США, становится проект переброски туркменского газа через Афганистан к пакистанским портам. Проект предполагаемого газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан длиной 1460 км, пропускной способностью 15 млрд. кубометров газа в год и стоимостью 2 млрд. долл. может быть построен от туркменского города Довлетобад через афганский Кандагар в пакистанский порт Гвадар (через Мультан).
30 мая 2002 года лидер Афганистана Хамид Карзай, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов и президент Пакистана Первез Мушарраф подписали соглашение о намерениях строительства крупнейшего газопровода от территории Средней Азии к Индийскому океану. Проект строительства газопровода из Туркмении в Пакистан активно обсуждался примерно еще три года назад, однако тогда был свернут в связи с обострением обстановки в Афганистане и падением мировых цен на нефть.
Интерес к этому проекту не скрывают на Западе и в первую очередь в США. Так, к примеру, научный сотрудник Гамбургского института востоковедения Пауль Гайс говорит: "Любое решение, которое обеспечит более надежный доступ Европы к газу и нефти и меньшую ее зависимость от России, должно получить поддержку".
Вся ситуация, связанная с Афганистаном, включая аренду новых военных баз в Средней Азии, может иметь своей стратегической целью не только борьбу с террористами, но и установление такого стабильного порядка, который обеспечит прокладку нефте- и газопроводов из Центральной Азии через Афганистан, Пакистан (и, возможно, Индию) к Индийскому океану и через Грузию и Турцию к Средиземному морю. Собственно говоря, надежды на установление стабильности связывались в свое время и с движением "Талибан", созданным на территории ближайшего союзника Вашингтона в регионе - Пакистана.
Пока точно неизвестно, кто возьмется за строительство трубы. Скорее всего работу над проектом поручат консорциуму "Сентгаз", который в конце 90-х уже чуть было не приступил к работам. Тогда помешали военные действия в Афганистане и санкции, которые ввели США против талибов.
Компания "Сентгаз" ("Сентрал Эйша Гэз Пайплайн") была основана в 1997 году. Главную роль в этом консорциуме играли американская "Юнокал сентрал эйша" и саудовская "Дельта ГЭС Пайплайн", которые еще в 1995 году заключили соглашение с Ашхабадом о строительстве "трансафганской трубы". Ради реализации этого проекта американцы сотрудничали с талибами. Проложить трубу можно было лишь через стабильный Афганистан. И стабильность должны были обеспечить талибы. Тогда "Юнокал" организовала техническое училище в Кандагаре, где обучались первые бригады афганских инженеров и рабочих. С поддержкой этого проекта выступали Госдепартамент и президент Клинтон. Однако затем охота на бен Ладена стала главной миссией Вашингтона, заслонив собой экономические выгоды от создания газопровода. Впрочем, одолев режим талибов, американцы возродили надежды руководства "Юнокал".
Сегодня проясняется истинный смысл лоббируемых США проектов переброски центральноазиатской нефти через Афганистан и Турцию. В случае их осуществления США получат мощнейший рычаг воздействия не только на ОПЕК, но и другие нефтедобывающие страны.
Этим в числе прочего объясняется ангажированность Вашингтона в разрешении индо-пакистанского конфликта в Кашмире. Представители афганской администрации заявили, что планируемый трубопровод существенно поможет экономике страны: ожидаемые поступления в виде транзитных сборов могут составить до 100 миллионов долларов в год.
Важным элементом американской дипломатии в вопросе добычи углеводородов и диверсификации транспортных артерий является подключение к контрактам нефтяных компаний из различных стран мира, что придает проблеме международное звучание. Подчеркнем, что для реализации своей стратегии в Каспийско-Черноморском регионе США опираются на три государства: Украину, Азербайджан и Узбекистан.
При этом США намерены строить свои отношения с Россией как с одним из государств постсоветского пространства, а не как с ведущей мировой державой. Более того, остальным государствам региона, таким, как Грузия, Азербайджан, Узбекистан отводится весьма важная роль в сдерживании России в Закавказье и Центральной Азии.
Так, прозападная позиция Тбилиси активно поддерживается США, которые уделяют ей несоизмеримое с ее экономическим потенциалом внимание, прежде всего как опорной страны, имеющей важное геостратегическое значение для американских экспансионистских устремлений на Кавказе и на каспийском направлении. Увеличились и темпы американо-азербайджанского сотрудничества. Азербайджан нужен Америке только из-за азербайджанского нефтяного шельфа, на котором нефти не так много, да и залегает она глубоко, но и благодаря географическому и геополитическому положению республики, откуда для Вашингтона открывается удобная возможность не только для броска через Каспий, но и для давления на усиливающийся Иран, действительно богатый нефтью. Для США важно превратить Азербайджан в базу операций против Ирана, в оплот сепаратизма для 15 млн. иранских азербайджанцев. Грузия и Азербайджан - это ценный плацдарм для дестабилизации юга России, Чечни, Северного Кавказа. Американцы показали, что не намерены давать России полную свободу действий в Чечне и используют Грузию, обсуждая в том числе перспективы ввода в Чечню международных миротворческих сил. Не исключено, что, покончив с Ираком, Америка займется Ираном.
В Армении предполагается вести политику размывания российско-армянского стратегического партнерства и последовательного перевода Еревана в русло американских интересов.
Помимо традиционных механизмов проникновения в регион, США пытаются стать главным посредником в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном и перехватить лидерство в процессе урегулирования карабахской проблемы.
США давно и настойчиво подтягивают богатый нефтяными месторождениями Казахстан к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан, поскольку, как известно, только азербайджанской нефти для рентабельности и окупаемости проекта недостаточно. В этом плане Вашингтон строит планы соединения казахстанского порта Актау и нефтепровода из Баку в Турцию. Советник президента США по Каспию Стивен Манн, выступая 3 октября с.г. на международной конференции "Нефть и газ" в Алма-Ате заявил: "США заинтересованы, чтобы казахстанская нефть была включена в систему Баку-Тбилиси-Джейхан". Дело в том, что и Казахстан, рассчитывающий на значительный прирост нефтедобычи через несколько лет и не имеющий собственных нефтетранспортных магистралей, и сам не прочь использовать этот нефтепровод.
США вообще возлагают на эту республику немалые надежды. Почувствовав благоприятные нефтяные перспективы Казахстана, из Вашингтона в Астану зачастили специальные посланники, которые энергично ведут переговоры о будущих поставках казахской нефти на западные рынки, в том числе через будущий нефтепровод Баку-Джейхан. Официально Астана не раз заявляла, что полностью поддерживает этот американский проект. В подтверждение своего желания сотрудничать с Казахстаном Вашингтон объявил о начале реализации "хьюстонской инициативы", принятой Н.Назарбаевым и Д.Бушем. Согласно этой программы в предстоящие десять лет США, по некоторым данным, намерены инвестировать в нефтегазовую отрасль Казахстана гигантскую сумму - 200 млрд. долл. Насколько эта цифра верна - покажет будущее. Несомненно то, что, несмотря на споры вокруг запасов нефти в недрах Казахстана, Америка наращивает свою активность в этой республике.
Центральноазиатские и закавказские государства в свою очередь стремятся доказать свою лояльность Вашингтону, преподнося себя в качестве стратегического буфера то против исламского фундаментализма и международного терроризма, то против "российской экспансии" или делая ставку на коммерческие интересы, привлекая иностранный капитал.
Вместе с тем для США лояльность этих государств начинает отходить на второй план, уступая место прагматическому расчету. Для администрации Буша уже не столь важно, насколько далеко продвинулись эти государства по пути демократических преобразований. Безоглядная поддержка Вашингтоном новых государств, судя по всему, уходит в прошлое, и на передний план выдвигаются прежде всего американские национальные и коммерческие интересы.
В настоящее время можно говорить о том, что разворачивающиеся в последние годы события стали поворотом от подготовительного этапа к осуществлению жесткой, прагматичной и экспансионистской политики, когда американский капитал будет диктовать свои условия без всяких "особых" отношений с региональными государствами.
В планы США на данном этапе, по-видимому, не будет входить форсированная добыча и вывоз углеводородного сырья. В случае, если планируемая американская военная акция против Ирака и предполагаемая смена режима в стране не будут иметь для американского нефтяного экспорта существенных негативных последствий, инвестиции в топливно-энергетический комплекс Каспия будут лишь на уровне, приемлемом для обозначения американского присутствия, неспешной разработки месторождений и добычи минимального объема сырья.
Суть американской геостратегии для рассматриваемого региона сформулированы Бжезинским следующим образом: "В непостоянной Евразии первостепенная задача состоит в том, чтобы создать такие условия, чтобы ни одно государство или какая-либо комбинация государств не смогли бы вытеснить США или даже уменьшить их решающую роль". США, по мнению Бжезинского, должны быть способны контролировать процесс возможного усиления других региональных держав с тем, чтобы он шел в направлении, не угрожающем главенствующей роли Вашингтона в мире.
Следует предполагать, что США уже в ближайшей перспективе через кредиты, финансовую помощь и другие инструменты привязки поставят под свой полный контроль страны этого региона, лишив их тем самым какого-либо маневра и самостоятельности во внешней политике.
Нельзя исключать, что со временем может быть пересмотрена позиция США относительно транспортировки нефти и газа на юг через территорию Ирана. Диверсификация экспортных маршрутов, которые должны быть коммерчески привлекательными, не может обойти вниманием такой выгодный экспортный маршрут. В этой связи можно допустить, что США будут одновременно смягчать свои санкции и налаживать более тесные дипломатические и экономические отношения с Ираном. Тем более, что на этом настаивает ряд американских нефтяных компаний.
Что касается определения статуса Каспия, то Вашингтон заинтересован в его скорейшем принятии. Однако американская позиция базируется на необходимости строго секторального разделения моря, что позволило бы США вести переговоры по нефтяным и газовым проектам отдельно с каждой из прикаспийских стран, уверенно строить прогнозы относительно собственной энергетической и инвестиционной политики на Каспии без оглядки на Россию и других партнеров из числа прибрежных государств.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что все западные компании, участвующие в реализации больших проектов, а среди них большинство американских, продолжат работу на Каспии, причем даже в том случае, если США и их союзники не будут в состоянии контролировать ситуацию в Афганистане или влиять на ход индийско-пакистанского противостояния. Однако, как это давно поняли в Вашингтоне, без создания на Каспии диверсифицированной трубопроводной системы, появления современного исследовательского и бурового оборудования, без активизации лицензионной политики прикаспийских государств потенциал этого нефтегазового бассейна может остаться в значительной степени невостребованным.
Предполагается, что на данном этапе США на первый план ставят задачи геополитического закрепления в регионе и обеспечения свободы влияния и не планируют до поры до времени вкладывать крупные капиталы. Скорее всего они ограничатся участием в небольшом числе наиболее крупных проектов.
Сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что в 2002-2010 гг. Каспий останется ресурсной кладовой США. Что же касается транспортировки значительных объемов добываемого здесь сырья в Азиатско-тихоокеанский регион, то она может стать реальностью не ранее 2010 г., и то лишь при условии кардинального изменения геополитической ситуации в Средней Азии.
Среди проблем, которые США вынуждены учитывать при реализации своей стратегии на Каспии можно отметить следующие:
Тем не менее, следует ожидать, что в обозримом будущем активность США в регионе будет повышаться. Учитывая достаточную подвижность происходящих в регионе и за его пределами процессов, нельзя исключать, что, возможно, будут разработаны и скорректированы контуры американской региональной стратегии.
Реализация каспийской стратегии по американскому сценарию ведет к перераспределению сложившихся зон влияния мировых держав и межгосударственных объединений на всем южноевропейском пространстве. В этом плане страны Южного Кавказа и Центральной Азии имеют глобальное стратегическое значение. Установление здесь доминирования США не просто ослабит Россию экономически и военно-стратегически, но и позволит Соединенным Штатам эффективно контролировать весь евразийский континент. Предполагается, что конечным итогом этого геополитического процесса должно стать коренное изменение баланса сил в Евразии в пользу США. Исход противостояния может стать переломным моментом в процессе установления на Земле однополярного миропорядка.