Терроризм и его место среди современных проблем международной и на-циональной безопасности

Гушер А.И.
Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития

Последние террористические акты на территории Северного Кавказа, выразившиеся в организации и проведении взрывов в Минеральных Водах, Эсссентуках и Черкесске, где погибли десятки мирных граждан, захват чеченскими террористами пассажирского самолета "Внуковских авиалиний", а также продолжающиеся каждодневные террористические вылазки со стороны чеченских боевиков как в самой Чечне, так и на сопредельных территориях, в который раз актуализировали проблему терроризма и борьбы с ним.

Терроризм превратился в одну из актуальнейших проблем безопасности, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Террор и экстремизм в любых формах их проявления все больше угрожают безопасности граждан многих государств, влекут за собой существенно негативные политические, экономические и моральные последствия, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, уносят жизни все большего числа ни в чем не повинных мирных граждан.

Особо должно настораживать то, что деятельность террористических организаций, а именно они представляют сегодня наибольшую опасность, все чаще направляется не просто на обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином районе мира во имя решения каких-то локальных и краткосрочных задач идеологов и практивов террора, а преследуют все более серьезные цели - захват или передел власти, аннексию территорий суверенных государств с вытеснением оттуда проживающего там населения (примеры Косова, Чечни, Афганистана, Кашмира и др.), насильственное изменение конституционного строя и государственного устройства в тех или иных странах на своих условиях, навязывание народам собственных представлений о формах общественного и политического устройства общества, собственной морали, правил общежития и т.п. Не случайно, что на сегодня большинство известных в мире мощных террористических организаций имеют своих "вождей", духовных лидеров и наставников, порой сложную иерархическую и организационную структуру, собственную идеологию и стратегию действий, своих сильных и богатых покровителей и спонсоров.

В последние годы возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, сепаратистскими и т.н. освободительными движениями, а также с деятельностью различных подпольных синдикатов, действующих в наркоторговле, нелегальном оружейном бизнесе, пиратстве на мировых торговых путях, торговле людьми и в других сферах. Происходит эскалация террористической активности, расширяется ее география, усложняется ее характер, возрастают численность и изощренность террористических актов, разнообразятся их формы, объекты и цели. Терроризм приобретает по существу глобальный характер (получается буквально так: на вашу глобализацию - наш не менее глобальный вызов и ответ). Терроризм становится интернациональным - не потому, что террористов разных стран и народов объединяет какая-то общая благородная идея, а почти исключительно вследствие превращения террористических организаций в орудие реализации определенной политики и очень часто - преступного бизнеса.

Наряду с большим числом террористических организаций и групп возникло не меньшее число поддерживающих их структур, вплоть до некоторых государств-спонсоров терроризма. От вспышек и атак терроризма не застрахованы ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством. Продолжающиеся процессы глобализации, изменяющие характер современного мироустройства, появление новых глобальных средств и систем связи и информации, а также все более изощренных и доступных средств вооруженной борьбы снижают значимость государственных границ и иных традиционных средств защиты от терроризма.

На сегодня терроризм - это уже не только и не столько боевики-одиночки или замкнутые группы, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим оснащением и финансово-экономическими возможностями. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни, Филиппин, Ближнего Востока и стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими принципами и ценностями.

Расширение масштабов терроризма в значительной степени обусловлено ростом в мире межцивилизационных и социально-экономических противоречий, противостоянием между развитым Севером и отстающим в развитии Югом, усилением маргинального экстремизма. Двухполюсный в недавнем прошлом мир вошел в период крайней нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Механизмы государственного, регионального и международного контроля все чаще дают сбои или осознанно игнорируются их же авторами и создателями. Терроризм обычно находит для себя почву там, где появляются геополитические пустоты, "горячие точки", где ослаблена власть, где слабеют или вообще исчезают государственные и международные механизмы политического и правового регулирования развития общества и разрешения возникающих при этом противоречий и конфликтов, там, где истинно моральные и гуманитарные принципы в действиях людей и политических движений вытесняются соображениями наживы, личной или групповой выгоды, кровной мести и т.д.

Однако было бы весьма опасным заблуждением считать, что терроризм генерируется и развивается исключительно на собственной почве. К сожалению, методы террора становятся или уже фактически стали обязательным инструментом, используемым для реализации своих целей не только и даже не столько отдельными группами и организациями экстремистов различного толка, но и некоторыми государствами. Абсолютно прав председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по обороне генерал армии Андрей Николаев, когда утверждает, что "... государства, занятые внутренними разборками и борьбой с терроризмом, становятся уязвимыми со стороны внешнего окружения. Всегда находятся внешние силы, желающие использовать чрезвычайно сложную внутреннюю ситуацию исключительно в своих целях" (А.Николаев, "Большой Кавказ" - стратегия России", "Красная звезда", 5 января 2001 г.).

В новейшей истории имеется немало примеров того, как даже ведущие государства мира не гнушались контактов с террористическими группировками и экстремистскими организациями, используя их деятельность в своих целях. Никакие их заявления в защиту прав человека (реально - террористов и убийц), призывы к разрешению конфликтных ситуаций политическими средствами, никакие усилия известных международных организаций типа ПАСЕ или ОБСЕ, направленные на лишение государств, ведущих борьбу с терроризмом и экстремизмом, права на обеспечение национальной безопасности, не могут скрыть того факта, что здесь присутствует двойной стандарт. Например, США и НАТО присваивают себе право самим решать, какое наказание избрать для Югославии или того же Ирака, в вот России, видите ли, нельзя превышать некоего предела силы, используемой для борьбы с международными террористами на своей, российской территории. Американские официальные лица устраивают встречу с самозванным "министром иностранных дел" Ичкерии Ильясом Ахмадовым и в то же время выражают открытое недовольство налаживанием взаимовыгодных межгосударственных отношений между Россией и Ираном.

Мы были и продолжаем оставаться свидетелями того, как в рамках глобального противоборства и системного противостояния ведущие мировые державы, избегая по вполне очевидным причинам прямой конфронтации, стремятся ослабить друг друга где негласной, а где и открытой поддержкой деятельности внутренней оппозиции, сепаратистских движений и возникающих в их недрах экстремистских течений и группировок. Во многом именно поэтому внутренние конфликты, в том числе и вооруженные, возникающие периодически в разных странах мира, зачастую очень быстро приобретают острый и долгосрочный характер.

Применительно к проблемам национальной безопасности России это можно наблюдать на примерах событий последних двадцати лет в Афганистане и развития обстановки на российском Северном Кавказе.

Масштабная поддержка, оказанная Западом через Пакистан и некоторые радикальные исламские режимы антиправительственным экстремистским группировкам афганской оппозиции в 80-е годы прошлого столетия, дорого обошлась Советскому Союзу. Однако недальновидность западных стратегов, видевших только ближайшую цель своей политики в Афганистане, в итоге привела к тому, что сегодня уже США и их ближайшие союзники не знают, как ликвидировать опасный источник терроризма и наркобизнеса, созданный фактически их же руками на афганской территории. Не знают, а где-то, может быть, и не хотят его окончательной ликвидации в расчете на то, что он еще может потребоваться в той геополитической игре, которая продолжается к югу от российских границ. Например, уже многолетние контакты американских спецслужб с афганскими талибами давно не составляют никакого секрета. Но об этом все стыдливо умалчивают. Спецслужбы Турции, натовской страны активно действуют на российском Северном Кавказе, в том числе в Чечне. Однако стоит каким-то общественным организациям в России поднять тему геноцида курдского народа, как турецкий МИД или турецкое посольство в Москве моментально выступают с протесами по этому поводу.

Внутренние вооруженные конфликты все чаще используются международными и местными террористическими организациями для реализации своих замыслов и целей. В этом отношении показателен пример Чечни.

Сегодня международный терроризм становится обладателем таких средств борьбы и ресурсов, которых может не быть даже у главных сторон конфликта. Это подтверждает новейший опыт Чечни и некоторых центрально-азиатских государств. Для реализации своих замыслов международными террористическими организациями, осуществляющими свою деятельность под идеологическим прикрытием экстремистских мусульманских организаций, организована широкая сеть банков, фондов, финансовых компаний. Эти финансовые структуры выявлены в Саудовской Аравии, Великобритании, ОАЭ, Германии, США, Иордании, Египте, Турции, Пакистане, Швейцарии, на Кипре и т.д.

Но, чтобы изначально не заострять внимания на факторе именно исламского терроризма, который в последние годы весьма громко заявил о себе, мы продолжим рассмотрение проблем терроризма с европейского угла.

Террористы нашли себе приют во многих точках земного шара. Одним из самых взрывоопасных мест на Земле по-прежнему остается Северная Ирландия, где терроризм - излюбленный способ выражения недовольства и политических претензий экстремистов Ирландской республиканской армии (ИРА).

С особой жестокостью и непредсказуемостью действуют всевозможные исламские конспиративные группировки, множество которых рассыпано по странам Европы. Франция давно находится под прицелом экстремистов. Созданная еще в 1991 году правительственная антитеррористическая программа "Вижипират" успешно действует и по сей день. Она была эффективно использована против исламских террористов, которые совершили в Париже и других городах Франции целую серию взрывов. Французы прекрасно осознают опасность терактов со стороны немалого числа различных сепаратистов - от бретонских и корсиканских националистов до басков и исламских экстремистов.

Так, действующий на Корсике десяток группировок, добивающихся отделения острова от континентальной Франции совершают в год до трехсот терактов, приводящих к большим жертвам.

Беспощадную войну с правительствами Франции и Испании ведут экстремистски настроенные сепаратисты из Страны Басков, территориально расположенной между этими двумя государствами. Не затихают призывы к обособлению Бретани, где в подполье ведут подрывную работу как минимум пять самостоятельных организаций, среди которых особой активностью выделяется Революционная армия Бретани.

Не прекращает использование террористических методов борьбы в Испании организация ЭТА, заявившая еще в 1968 году о намерении создать независимое государство басков в составе трех провинций Испании и четырех -Франции. На сегодня общее число жертв ЭТА приблизилось к восьми сотням. Многолетние переговоры между правительством и руководством ЭТА не привели ни к каким результатам. Правительство настаивает на полном разоружении организации и заявляет, что никакие переговоры невозможны, пока в руках у террористов оружие.

В декабре 1999 года ЭТА заявила о решении возобновить террористические акты после 439-дневного перерыва, когда было объявлено о прекращении огня. Взрывы вспыхнули с новой силой, унося жизни известных политических деятелей страны, журналистов, мирных жителей.

В ответ на это в начале 2000 года в Мадриде прошел марш протеста против террористической деятельности баскской организации, в котором приняли участие более миллиона человек. Тем не менее 30 октября т.г. террористы ЭТА совершили убийство члена Верховного суда Испании, его водителя и телохранителя. В знак протеста против действий этой террористической организации более четверти миллиона жителей Мадрида приняли участие в массовой демонстрации. В первых рядах демонстрантов, осуждающих террористические методы выражения своего несогласия с политикой правительства, шли председатель испанского кабинета министров, министры, руководители страны в разные времена, видные государственные и общественные деятели, представители культуры и искусства.

Террористы настойчиво и последовательно проявляют заметный интерес к военным технологиям. Известная японская секта "Аум синрике" наладила в свое время производство нервно-паралитического вещества зарина, который применила во время смертоносной атаки в токийском метро в марте 1995 года. Она пыталась разработать биологическое оружие, мечтала о технология, способных провоцировать крупные землетрясения. Она проводила собственные ядерные исследования. В последние месяцы секте через связанные с ней компьютерные фирмы удалось продать свои разработки 190 крупным организациям в Японии, включая Токийское полицейское управление. Секта имела неограниченный доступ к базам данных Управления национальной обороны, которое заказало "Аум синрике" систему защиты компьютеров военного ведомства от несанкционированного доступа. Группировка Асахары получила возможность контролировать все передвижения патрульных машин в столице. Используя компьютерный канал, сектанты "скачали" из банка данных огромный массив закрытых сведений о ядерных объектах за рубежом и другие сведения, составляющие государственные секреты. История с "Аум синрике", если бы ее удалось проследить с самого начала, могла бы, наверное, вскрыть новые интересные и в то же время трагичные страницы книги современного терроризма. Загадку "Аум синрике" предстоит еще разгадать, и не исключено, что ответ на нее может оказаться весьма и весьма неожиданным.

Объектом пристального внимания террористов стала Южная Азия. Терроризм стал способом устранения видных политиков в Индии (Махатма Ганди, С.Сандоранайти, Индира Ганди, Раджив Ганди) и устрашения населения. С пугающей регулярностью совершаются теракты в Кашмире, Шри-Ланке, Пакистане, Индонезии, Малайзии. Если, например, взять Индию, то здесь террор прочно вошел в арсенал методов и приемов борьбы, используемых главным образом сепаратистскими движениями и стоящими на ними региональными политическими партиями. В первую очередь это экстремистские сикхские движения в Пенджабе, а также тамильские сепаратисты южных штатов страны.

И все же терроризм, как способ и средство достижения своих целей, сегодня в наибольшей степени используется различными мусульманскими экстремистскими организациями и группировками. Наиболее громкие и масштабные террористические акты в последние годы осуществлены представителями именно этих организаций, и именно поэтому, когда сегодня на любых уровнях говорят о терроризме, то уже как бы само собой разумеется, что это обязательно дело рук т.н. исламистов, хотя это может быть и не всегда так.

В августе 2000 года в США отмечали вторую годовщину терактов, совершенных в Кении и Танзании в отношении американских посольств, когда погибли сотни и ранены тысячи человек. Организатором взрывов называют Усама бен Ладена. Тогда, как известно, американцы нанесли ракетный удар по району возможного нахождения известного террориста в Афганистане. Его имя на слуху в США и в связи с терактом в Адене (Йемен) в отношении американского эсминца, когда погибли 18 американских моряков. По некоторым данным, к взрыву на американском эсминце "Коул" в аденском заливе, устроенном мусульманскими фанатиками-самоубийцами, также причастен международный террорист Усама бен Ладен. В этой связи считают, что американцы твердо намерены "примерно наказать афганцев" за то, что они укрывают бен Ладена на своей территории.

В июне 2000 года в США был опубликован доклад Национальной комиссии по борьбе с терроризмом, созданной Конгрессом и возглавляемой бывшим сотрудником госдепартамента Полом Бремером. Основная мысль доклада - угроза Соединенным Штатам со стороны террористов сильно возросла.

Доклад Бремера - не единственный документ, составленный в тревожных тонах. Не так давно бывший министр обороны США Уильям Коэн заявил, что на ближайшие 10 лет в крупных американских городах не исключается возможность проведения терактов с использованием биологического, химического и ядерного оружия. Уже сейчас американское правительство тратит на цели борьбы с терроризмом до 11 млрд. долл. в год. В черном списке госдепартамента США остались на сегодняшний день Иран, Ирак, Ливия, Судан, Сирия, Северная Корея и Куба.

Россия - далеко не единственная страна, ведущая крупномасштабные операции против международного терроризма на своей территории. Власти Филиппин готовы объявить тотальную войну исламистам, если те не прекратят нападать на города и похищать мирных жителей. Президент страны Джозеф Эстрада отдал распоряжение армии и спецслужбам начать крупномасштабную операцию против экстремистов, совершающих теракты, похищения людей. По информации агенства Рейтер, в марте 2000 г. несколько десятков боевиков ворвались в один из городов на юге Филиппин и увели с собой 80 учеников двух местных католических школ. Гражданская война на Филиппинах с применением террористических методов продолжается уже 28 лет. За это время погибли тысячи человек.

Буквально в апреле 2001 г. отмечена серия террористических актов в виде организации взрывов в людных местах в городах Тайланда. Местные власти считают, что это дело рук исламских экстремистов.

Террористические методы находятся на вооружении экстремистских исламских организаций на Ближнем Востоке. Большой опыт борьбы с терроризмом накоплен спецслужбами Израиля, находящегося под прицелом исламских экстремистских организаций уже длительное время. В Израиле, для которого борьба с исламским терроризмом является особенно актуальной, весной 1996 года был создан Главный штаб по борьбе с террором. Его создание стало неизбежным после волны террористических актов, прокатившихся по стране в тот период. Тогда была совершена серия терактов в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ашкелоне, ответственность за которые взяли на себя мусульманские экстремистские организации "Хамас" и "Исламский джихад". Израильское правительство приняло тогда решение незамедлительно основать структуру, которая смогла бы разработать стратегию борьбы с терроризмом, координировать все антитеррористические действия в Израиле. С этой целью был создан специальный штаб, который был подчинен вначале главе ШАБАК (Общая служба безопасности страны). Однако вскоре стало ясно, что это не самое эффективное решение, и штаб был выведен из подчинения ШАБАКУ, передан в канцелярию премьер-министра и подчинен непосредственно главе правительства. Начальником штаба был назначен генерал Меир Даган - первоклассный специалист по борьбе с террором, известный далеко за пределами страны. К работе в штабе были привлечены профессионалы из внешней разведки "Моссад", ШАБАКа, военной разведки АМАН, из армии и полиции. Они составили ядро новой организации. Меира Дагана впоследствии сменил бывший глава "Моссада" генерал Дани Ятом, являющийся по совместительству руководителем по вопросам безопасности при главе правительства.

На вооружении боевиков, международных террористов имеются самые современные виды боевого оружия. Однако исламский экстремизм использует в своем арсенале не только выстрелы и бомбы. Некоторые специалисты в области борьбы с терроризмом склонны считать, что массовое изготовление фальшивых денег или широкомасштабные операции с перемещением наркотиков по своей сути сродни терактам. Сегодня до 90% всех поступающих в Европу, и в частности в Великобританию наркотиков, являющихся одним из основных источников финансирования радикальных исламских организаций, имеют афганское происхождение. Однако исходящая из Афганистана угроза исламского экстремизма для Европы наркотиками не ограничивается. Фундаменталисты стремятся установить шариатские порядки даже в некоторых европейских странах. Число мечетей во Франции, например, уже превысило 3 тысячи. Сегодня во многих европейских странах лидеры исламских экстремистов чувствуют себя как дома. В Великобритании находят убежище многие лидеры самых радикальных исламских организаций. В Германии количество мусульманского населения уже перевалило за пять миллионов человек - в основном, это турки и курды. Не случайно арест лидера курдских сепаратистов Абдуллы Оджалана создал большие проблемы для правоохранительных органов Германии, других европейских государств. В Швейцарии курдские манифестанты в знак протеста против ареста своего лидера захватили представительство ООН и в течение нескольких дней держали в качестве заложников его сотрудников. Приведенные факты говорят о том, что исламский экстремизм угрожает безопасности не только республик Центральной Азии, но и государств Европы.

Исламские террористические организации проводят между собой регулярные встречи, совещания, координируют свои действия, оказывают взаимную помощь. Известно о совещании руководителей трех исламских террористических организаций "Хезболлах", "Исламский джихад", "Хамас". Подобные мероприятия являются составной частью того общего явления, которое израильские специалисты определили как "исламский террор". Несмотря на внешнюю раздробленность и внутренние распри, террористические организации действуют достаточно организованно и целеустремленно.

Горячие точки, по мнению специалистов, наиболее благоприятные условия для деятельности террористов. Примеров тому немало. Это Кавказ, отдельные районы Центральной Азии, Ближний Восток, Израиль. Во многом их активность связана с попыткой экспорта радикального ислама, в частности, ваххабизма именно в те регионы, где имеется для этого благоприятная почва: ослаблена центральная власть, царит нужда, безработица, экономический упадок. Суданский фундаменталистский лидер Хасан Тураби еще в 1991 г. заявлял, что с распадом СССР для исламского движения открылась великая надежда и великая перспектива, основанная на том, что ислам должен стать преемником коммунизма на территории бывшей советской империи. Отсюда задача - создать исламское шариатское государство от Черного моря до Памира. Чечня - одно из звеньев этой цепи. Чеченская модель во многом характерна для деятельности исламских террористических организаций, для которых главным является расшатать существующие структуры и подавить инакомыслящих. Фундаменталистское террористическое движение получает мощную финансовую поддержку.

Большое распространение получило массовое производство террористическими организациями фальшивых денег, на которые покупают оружие, нанимают исполнителей, готовят печатную пропагандистскую продукцию. Изготовление фальшивых денег в широком масштабе некоторые специалисты предлагают рассматривать как террористическую акцию, направленную на ослабление финансовых и экономических структур "противника".

По мнению специалистов из ряда стран, следует применять жесткие международные санкции против стран, поддерживающих террористические организации. В качестве примера чаще всего приводят Ливию, бойкот и международные санкции против которой привели к тому, что Ливия в настоящее время уже не представляет собой международной террористической угрозы, хотя по-прежнему находится в американском списке стран-изгоев.

Один из путей борьбы с исламским терроризмом заключается в налаживании международного сотрудничества, создании крепкой разветвленной международной организации. Сотрудничество может охватывать такие сферы взаимодействия, как международное законодательство, создание мирового банка данных, отслеживание путей распространения наркотиков, оружия и фальшивых денег. Необходимо налаженное сотрудничество таможенных и полицейских служб и т.д.

Характерно, что взрывы домов в 1999 г. в Москве вдохновили экстремистов из таких экстремистских организаций, как ХАМАС и "Хезболлах". Никогда еще в Израиле террористы не решались взрывать жилые здания. Спецслужбы Израиля предотвратили взрывы многоэтажныз жилых зданий в Тель-Авиве, Иерусалиме, Нетании и Раммале. В этой связи арестовано около двух десятков человек, которые занимались накоплением взрывчатки на нижних этажах зданий. Планировались и взрывы на общественном транспорте. Группировка, по данным из Израиля, связана с опасным террористом Мухаммадом Абу-Нуром, скрывающимся на палестинской территории. Натан Щаранский, бывший глава МВД страны, считает, что по окончании противостояния между СССР и США основной проблемой для цивилизованного мира станет исламский терроризм. Действия экстремистов в Чечне и в Израиле связаны между собой. Так что у России и Израиля есть возможности для сотрудничества, - заявил Н.Щаранский. Однако здесь же необходимо отметить и то, что сам Израиль в борьбе с арабским терроризмом и экстремизмом также действует настолько жестко и жестоко, что действия израильских структур антитеррора зачастую не отличаются от того, как действуют те, кого называют террористами, а перспективы урегулирования еврейско-израильского конфликта становятся все более призрачными.

Главные внешнеполитические усилия России и деятельность российских спецслужб направлены в первую очередь на противодействие поддержке экстремистских сил на Северном Кавказе.

ФСБ России периодически предупреждает о подготовке очередной серии террористических актов и призывает граждан к повышению бдительности. Для обеспечения безопасности граждан столицы органы МВД осуществляют особенно тщательный досмотр прибывающего в Москву грузового и малотоннажного транспорта на предмет поиска взрывчатки.

Некоторое представление о повседневной антитеррористической деятельности дает оперативная сводка МВД. В целях реализации мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера на объектах транспорта и во исполнение указаний Правительства Российской Федерации и Министра внутренних дел России органами внутренних дел на транспорте с 28 августа 2000 г. проводилась оперативно-профилактическая операция "Вихрь-Антитеррор-5".

На этот период в аппарате ГУВДТ была возобновлена деятельность оперативного штаба, создана система круглосуточного сбора, обобщения и анализа поступающей информации. Совместно с МПС России и Минтрансом России организована совместная работа органов внутренних дел на транспорте и администрации транспорта по проведению антитеррористических мероприятий на железнодорожных вокзалах и станциях, в поездах, аэро- и водных портах. Личный состав органов внутренних дел на транспорте в период операции был переведен на усиленный вариант несения службы. Ежесуточно выставляется свыше 6,2 тыс. нарядов милиции, где задействовано около 17,9 тыс. сотрудников транспортных ОВД, а также более 408 военнослужащих ВВ, свыше 2 тыс. работников военизированной охраны МПС России и службы авиационной безопасности Минтранса России. Организована работа 202 оперативных заслонов милиции, в составе которых функционирует 168 оперативно-посадочных групп и 127 групп сопровождения поездов дальнего следования.

В ходе операции ежесуточно контролировалась обстановка на более чем 3,5 тыс. важных стационарных объектах транспортного комплекса - железнодорожных станциях и вокзалах, аэро-, морских и речных портах и т.п., в т.ч. в около 1162 зданиях и помещениях, арендуемых на транспорте коммерческими и иными сторонними организациями и физическими лицами, более 1030 местах отстоя пассажирского подвижного состава.

Всего сотрудниками ОВДТ осуществлено почти 92 тыс. проверок таких объектов, в т.ч. свыше 6,8 тыс. - мест хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В результате прекращено функционирование 20 объектов, изъято 269 единиц служебного оружия, аннулировано 34 разрешения на право хранения огнестрельного оружия. Проведено более 61 тыс. инструктажей антитеррористического характера с администрацией и работниками предприятий, учреждений, организаций.

Сотрудники транспортной милиции приняли участие в предполетном и встречном досмотрах свыше 2,3 млн. авиапассажиров. Особое внимание уделялось Северо-Кавказскому региону, при этом только Московским УВД на воздушном и водном транспорте проверено более 61 тыс. граждан, прибывших в Москву и убывших из нее 586 авиарейсами. В ходе этих проверок изъято 24 единицы огнестрельного оружия, 283 боеприпасов и одна граната Ф-1.

В рамках операции органами внутренних дел на транспорте проверено на причастность к незаконным вооруженным формированиям и к совершению террористических актов более 1,6 тыс. иностранных граждан. Большая часть из них (1217 человек) проверялась оперативными группами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. В отношении 724 иностранных граждан приняты меры административного законодательства.

С использованием программно-технического комплекса "Розыск Магистраль" проверено свыше 13,8 млн. человек, из числа которых выявлено 1377 разыскиваемых преступников, в т.ч. 714 находившихся в федеральном розыске. Нарядами милиции сопровождено свыше 20 тыс. составов дальних и пригородных поездов. Ими выявлено 1019 преступлений, за их совершение задержано 739 человек. У преступников, задержанных в поездах, изъято 18 ед. огнестрельного и 66 холодного оружия, 904 боеприпасов, 2,1 кг взрывчатых веществ, более 12,1 кг наркотических веществ. В дежурных частях органов внутренних дел на транспорте проверены и установлены личности более 248,3 тыс. граждан, в т.ч. свыше 24,1 тыс. жителей Северо-Кавказского региона. За совершение административных правонарушений привлечено к ответственности 136,2 тыс. человек.

В период операции в органы внутренних дел на транспорте поступило 812 сообщения об обнаружении подозрительных предметов и бесхозных вещей, более 45 анонимных сообщений о возможных случаях совершения терактов на обслуживаемых объектах. По каждому из них во взаимодействии с другими правоохранительными органами и администрацией транспорта проведен комплекс специальных мероприятий, задействовались служебно-розыскные собаки, осуществлялась эвакуация граждан. В результате проведенной по этим сообщениям работы взрывных устройств обнаружено не было.

В работе по пресечению правонарушений на железнодорожном, воздушном и водном транспорте применялись 424 служебных собаки. С их использованием раскрыто 231 преступление, в т.ч. 42 - связанных с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, 139 - в сфере незаконного оборота наркотиков. С их помощью обнаружено и изъято 21,2 кг взрывчатых веществ, одно взрывные устройство, 41 единица огнестрельного оружия, 563 боеприпасов, задержано 4570 административных правонарушителей.

Всего за время проведения операции органами внутренних дел на транспорте поставлено на учет 12 тыс. преступлений, что значительно превышает показатели работы в повседневном режиме. Из числа зарегистрированных преступлений 9,9 тыс. были раскрыты, в т.ч. 73% - по "горячим следам". Задержано 7295 лиц, подозреваемых в их совершении. Выявлено 490 лиц, входящих в организованные преступные формирования, в т.ч. в этнические - 189.

На обслуживаемых объектах транспорта не было допущено преступлений, совершенных с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств. Зарегистрировано 614 преступления, квалифицируемых по ст. 222 УК РФ и связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, 606 раскрыто.

Всего органами внутренних дел на транспорте из незаконного оборота изъято 227 единиц огнестрельного и 747 холодного оружия, более 39,6 тыс. боеприпасов, 246 единиц взрывных устройств, более 392 кг наркотических веществ.

8 августа 2000 г. сотрудниками Средневолжского УВДТ в поезде сообщением "Астана-Москва" у пассажира обнаружено и изъято 37,9 кг марихуаны. Выявлено использование детей для транспортировки взрывчатых веществ. Так, в поезде сообщением "Партизанск-Владивосток" задержаны двое несовершеннолетних, у которых обнаружено и изъято 1,5 кг пороха пироксилинового и 500 г гексогена флегматизированного.

Сотрудниками Северо-Кавказского УВДТ установлен и задержан гражданин, анонимно сообщивший по телефону ложную информацию о заложенном взрывном устройстве в поезде сообщением "Новороссийск-Мурманск".

Сотрудниками Приволжского УВДТ в поезде сообщением "Душанбе-Москва" с применением служебной собаки был задержан гражданин Таджикистана, перевозивший во внутриполостных органах 205 г героина.

В ходе мероприятий при досмотре грузового авиарейса из Новосибирска обнаружено 30 кг легковоспламеняющегося вещества гексоэтилентетрамина, проведена проверка цели его транспортировки. Сотрудниками Средневолжского УВДТ в ходе реализации оперативной информации с использованием служебно-розыскной собаки по месту жительства у гражданина обнаружено и изъято 1,5 кг тротила. Сотрудниками Московского УВД на ВВТ в аэропорту Шереметьево выявлен и задержан член "ингушской" ОПГ, у которого обнаружено и изъято около 1 кг героина.

Сотрудниками Северо-Кавказского УВДТ на перегоне станций Слепцовск-Серноводск в боковой стенке железнодорожного моста, в тайнике обнаружены и изъяты 10 гранат РГН-254 с запалами, 747 патронов калибра 5,45 мм и пистолет кустарного производства системы "Револьвер". В бетонном колодце южной горловины станции Гудермес обнаружено и обезврежено взрывное устройство, состоящее из 8 гранат РГД-5, 2 взрывателей УЗРГМ и 23 мм артиллерийского снаряда.

3 сентября 2000 г. Западно-Сибирским УВДТ на станции Барнаул задержан гражданин, у которого изъято 313 патронов калибра 5,45 мм, 20 патронов калибра 7,62 мм, 4 детонатора, 4 запала к гранатам и одна банка бездымного пороха. 8 сентября 2000 г. сотрудниками Средневолжского УВДТ по месту жительства у гражданина обнаружено и изъято самодельное взрывное устройство.

9 сентября сотрудниками Забайкальского УВДТ в ходе реализации дела оперативного учета выявлен и задержан гражданин, у которого изъяты 405 патронов различного калибра, граната РГ-5 с запалом, электродетонатор и пистолет ПМ со сбитым номером.

12 сентября сотрудниками Восточно-Сибирского УВДТ на станции Тайшет у гражданина изъято 7,7 кг опия сырца. Таких примеров можно привести немало. Все они указывают на массовое перемещение по дорогам страны значительного количества взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотиков.

Применение взрывчатых веществ для совершения терактов в последнее время становится все более популярным. Количество преступлений с применением взрывчатых веществ в 2000 г. году в России почти на треть превышает данные о преступлениях, совершаемых с использованием огнестрельного оружия.

В стране далеко неблагополучно обстоит дело с хранением опасной продукции. Более половины хранилищ нуждаются в текущем ремонте, примерно 60 складов должны быть ликвидированы по непригодности. 80% случаев хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ с флотских складов, например, происходят только потому, что технические системы охраны не соответствуют положенным нормам и стандартам. Общее состояние преступности и законности в сфере обеспечения сохранности вооружений остается нестабильным и имеет тенденцию к ухудшению. Растет количество преступлений, связанных с незаконным применением оружия. За первое полугодие 2000 г. Главная военная прокуратура зарегистрировала 239 таких случаев против 160 за аналогичный период прошлого года.

Эксперт по ядерной безопасности генерал-майор Владимир Белоус говорит: "Нельзя забывать, что в мире существуют организации, по крупицам собирающие сведения о ядерных объектах. А сегодня режим секретности у нас часто игнорируется. Этим пользуются иностранные спецслужбы и экстремистские силы. Ради нашей же пользы в соблюдении режима секретности должно наступить протрезвление".

Опыт войны в Чечне выявил такой вид боевых действий, как антитеррористическая операция, отличающаяся временной продолжительностью, большим размахом и напряжением, привлечением значительного количества сил и средств.

В последние годы угроза терроризма, взращенного на почве исламского фундаментализма, стала особенно актуальной. К этому есть несколько объективных причин.

Во-первых, благодаря помощи международных радикальных исламских организаций чеченским боевикам антитеррористическая операция угрожает превратиться в затяжную кампанию федеральных войск. Для дальнейшего сопротивления чеченских боевиков российским войскам из международных радикальных исламских центров в Чечню направляются наемники, прошедшие военную подготовку на специальных базах в Афганистане, а также современные виды оружия, значительные финансовые средства. Исламские экстремисты рассчитывают распространить свое влияние на весь российский Северный Кавказ и мусульманские республики Российской Федерации - Татарстан и Башкортостан в целях создания на этих территориях мощного очага нестабильности и последующего вывода этих регионов из-под контроля федеральных властей России.

Международный террорист Усама бен Ладен выделил чеченским сепаратистам 34 млн. долл. на закупку вооружения и современных средств связи, а также на содержание различных представительств и средств массовой информации. Крупный финансовый поток идет в Чечню из Саудовской Аравии, а главным источником является международная исламская организация "Аль-Харамейн Аш Шарифейн", первоначально созданная для поддержки деятельности фундаменталистов в Афганистане. Эта организация имеет представительства в Грузии и Азербайджане. Сбор средств на покупку боеприпасов и медикаментов для чеченских боевиков ведут также ливанская "Аль-Джамаа аль-Исламия" и турецкая "Рефах".

Во-вторых, сегодня угроза вторжения исламских боевиков из Афганистана в республики Центральной Азии - Узбекистан, Таджикистан, Киргизию стала как никогда реальной. В настоящее время талибы концентрируют свои силы и значительное количество боевой техники вблизи границ Узбекистана и Таджикистана.

Справка.

"Исламское движение Талибан", контролирующее де-факто более 90% территории современного Афганистана, является продуктом пакистанской военной разведки и радикальных арабских мусульманских режимов, финансирующих это опасный геополитическмй проект. "Талеб" - это учащийся духовного медресе. В ряде стран мусульманского Востока эта категория молодежи, прошедшей жесткую идеологическую и морально-психологическую подготовку, довольно часто используется клерикалами и националистами в качестве активной силы для решения своих политических задач.

Исламское движение талибан (ИДТ) - это чистый продукт пакистанского приготовления - пакистанской военной разведки и ультрарадикальных исламских кругов Пакистана, действующих под вывеской "Общества служителей ислама" ("Джамиат-уль-Улема-и-Ислами", лидер - Фазл-уль-Рехман). Еще в конце 80-х годов, особенно после вывода из Афганистана советских войск, в руководстве Пакистана устами бывшего начальника штаба сухопутных войск генерала Аслам-Бега была сформулирована и просчитана долгосрочная стратегическая задача национальной политики: создание под эгидой Пакистана некоего блока исламских государств, в состав которого помимо самого Пакистана вошли бы Афганистан, возможно, Иран, а также (после того, как развалился СССР) новые независимые государства Центральной Азии. Было достаточно очевидно, что таким путем Пакистан рассчитывал усилить свое влияние в регионе и укрепить собственные экономические, политические и военные позиции в продолжающемся его противостоянии с Индией.

Опыт работы на пакистанском направлении, особенно с учетом той роли, которую играл Исламабад в поддержке сил т.н. афганского сопротивления, подсказывал. что пакистанцы не ограничатся только словами и формулами, а будут настойчиво, а если более точно и образно - настырно работать над реализацией поставленной перед собой задачи. Они всегда так работали, касалось ли это проблемы Кашмира, условий афганского урегулирования или, например, создания своего ракетно-ядерного потенциала.

Сохраняя полнейший контроль над массой афганцев, проживавших в лагерях афганских беженцев в приграничной с Афганистаном зоне, пакистанские спецслужбы в союзе с ультраисламскими группировками сумели подготовить из числа афганской молодежи тот контингент, который сегодня известен как талибы. Что бы ни говорили о талибах, особенностью этой новой силы на афганской арене является то, что она находится в жесткой зависимости от Пакистана, действует под руководством пакистанских военных советников, имеет в своих рядах граждан Пакистана.

Лидер движения - моулави Мохаммад Омар Ахунд, 1954 года рождения, афганский пуштун из племени баракзай. Главной ближайшей политической целью ИДТ является построение в Афганистане исламского государства при прекращении деятельности в стране каких бы то ни было политических партий и движений, группировок бывших моджахедов, разоружении всех их боевых формирований, установлении полного контроля на территории Афганистана и восстановлении роли пуштунов как господствующей нации страны. Однако, думается, что после выполнения этих задач ИДТ на этом не остановится и обратит свои взоры дальше на север - к соседним государствам на территории Центральной Азии. Это входит в замысел родителей ИДТ - пакистанских политиков и военных.

Для многих государств, в том числе и России, афганские ставки слишком высоки, чтобы оставаться простыми наблюдателями тех событий, которые происходят в этой стране.

Еще одним покровителем исламского фундаментализма, вернее его крайнего радикального течения - ваххабизма, являются некоторые организации Саудовской Аравии, которые оказывают огромную финансовую помощь международным центрам радикальных исламских организаций, которые выступают за распространение ваххабизма на все мусульманские страны.

Нередко в подоплеке политики государственного терроризма лежит религиозный фанатизм. Взрыв храма христианско-корейской миссии в Душанбе - это террористический акт, совершенный исламистами на почве религиозного фанатизма. В результате мощного взрыва, совершенного экстремистами 1 октября 2000 г., в здании погибло 8 человек, 41 человек получили осколочные ранения и ожоги.

31 октября 2000 г. подорвал себя дважды судимый чеченский террорист-смертник, готовившийся совершить террористический акт в отношении представителей администрации Чечни в Гудермесе. Он свел счеты с жизнью, когда понял, что разоблачен местными правоохранительными органами. Это далеко не единственный случай, когда в Чечне террористические акты совершаются подобным образом.

Серьезную угрозу терроризм представляет не только на территории Чечни. В России после распада СССР периодически зарождаются молодежные ультрарадикальные движения, склонные к проведению террористических актов. 4 апреля 1999 года был совершен террористический акт, во время которого взрыв мощностью 1 кг тротила пробил брешь во внешней стене здания приемной ФСБ, выбил стекла и ранил трех сотрудников этого ведомства. Спустя 11 месяцев сотрудниками спецслужб были арестованы три подозреваемые, принадлежащие к группе политических экстремистов левого толка. Финансовый кризис и дикий капитализм периода правления Ельцина породил и готовит к революционному насилию молодых радикалов.

Расследование актов терроризма согласно российскому законодательству относится к исключительной компетенции органов ФСБ России. В структуре ФСБ создано самостоятельное подразделение - Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом.

Фактически на современном этапе развития общества терроризм и организованная преступность представляют собой главную невоенную угрозу государству.

Эффективно противодействовать проявлениям терроризма, исламского экстремизма России в одиночку крайне трудно, а порой просто невозможно. Важными предпосылками к возникновению такой ситуации стали, во-первых, отсутствие на территории Содружества единого правового пространства, во-вторых, "прозрачность" границ, в-третьих, активизация исламского экстремизма, важнейшим инструментом деятельности которого стал терроризм.

Идея объединения усилий стран Содружества в борьбе против общего противника - международного терроризма находит все большее понимание среди государств-членов СНГ. Среди руководителей специальных служб государств Содружества нашла поддержку идея создания единого для всех стран СНГ Антитеррористического центра.

Стремление государств СНГ консолидировать свои усилия выглядят вполне естественным и обоснованным и при соответствующей организации может быть весьма продуктивным.

Для создания условий перехода на многостороннюю основу сотрудничества в 1995 г. ФСБ России выступила с инициативой организации совместной деятельности на многосторонней основе и создания при Совете глав государств необходимой организационной структуры по вопросам, входящим в компетенцию спецслужб. Однако прошло немало времени, чтобы появилась возможность сделать первые практические шаги в этом направлении.

Первоначально сотрудничество осуществлялось в форме Совещания руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ (всего было проведено четыре заседания).

На втором заседании в Тбилиси было положено начало формированию нормативно-правовой базы многостороннего сотрудничества, конкретизированы направления деятельности. В частности, был заключен договор о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, а также ряд протоколов, предусматривающих создания механизма по реализации его положений. Наиболее важные из них: "О сотрудничестве в области борьбы с терроризмом", "О создании объединенного банка данных", "О сотрудничестве в области предотвращения въезда на территорию государств СНГ лиц, не имеющих на то законных оснований", "О сотрудничестве в области обеспечения безопасности стратегических объектов".

Стороны договорились вести совместную борьбу с актами терроризма, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой ядерных материалов, радиоактивных взрывчатых и отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, созданием незаконных вооруженных формирований, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя или насильственного захвата власти, незаконной миграцией и т.д.

Данный нормативно-правовой акт развивал на уровне СНГ положения базовых документов ООН, касающихся борьбы с преступностью, - Каракасской декларации, принятой Шестым конгрессом ООН, и Миланского плана действий, принятого Седьмым конгрессом ООН.

28 марта 1997 г. решением Совета глав государств был создан Совет руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) с более широким, чем у Совещания полномочиями. Членами СОРБ стали руководители спецслужб десяти государств, главы которых подписали Решение о создании Совета. Оно не было подписано президентами Туркмении и Узбекистана. Руководители спецслужб этих республик участвуют в работе СОРБ в качестве наблюдателей.

После учреждения СОРБ спецслужбы Содружества получили правовые и организационные возможности для эффективного сотрудничества в рамках своих полномочий. Основной формой деятельности Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год поочередно в каждом из государств СНГ. Рабочими органами СОРБ, как задумано, являются исполнительное бюро и комиссии руководителей соответствующих подразделений органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ по отдельным направлениям работы. Исполнительное бюро как рабочий межгосударственный орган все еще не создано, хотя практическая потребность в его учреждении становится все более актуальной. Функции исполнительного бюро пока возложены на один из отделов Службы международных связей ФСБ России.

Органами безопасности и специальными службами государств Содружества в рамках СОРБ принят ряд важных документов, касающихся борьбы с терроризмом, в том числе Протокол о порядке обмена информацией о каналах въезда, выезда и перемещения установленных членов террористических формирований в государствах СНГ, а также ввоза оружия, взрывчатых веществ и других средств террористических акций (апрель 1998 г.), протокол о сотрудничестве в области борьбы с наемничеством (июнь 1999 г.).

На заседании Совета в С.-Петербурге в начале октября 1999 г. его участники пришли к пониманию необходимости консолидации усилий органов безопасности и спецслужб государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и наметили конкретные меры. В их числе проведение совместных мероприятий по перекрытию каналов поступления финансовой, материальной и военной помощи террористам, ликвидации баз, лагерей и центров подготовки, выявлению коммерческих организаций и фондов, их субсидирующих. Тогда же был разработан механизм взаимодействия следственных подразделений при расследовании уголовных дел о терроризме, контрабанде, незаконной миграции и других преступлениях.

За последнее время органами безопасности и спецслужбами Содружества был спланирован и проведен ряд успешных совместных операций по пресечению незаконного оборота наркотиков, оружия, контрабанды сырьевых ресурсов и т.д.

Так, в рамках специальной операции "Караван-авто", проведенной ФСБ России в 1998-1999 гг. во взаимодействии со спецслужбами Белоруссии, Казахстана и Украины, на европейской части РФ изъято 4 тыс. единиц огнестрельного оружия, около 40 тыс. единиц боеприпасов. Выявлены 123 организованные преступные группировки.

Показательно также проведение во взаимодействии с органами КНБ Казахстана и Службы национальной безопасности Узбекистана многоэтапной операции, в результате которой была пресечена деятельность международной преступной группировки, осуществлявшей широкомасштабные поставки в Россию сильнодействующих наркотических средств из Афганистана.

В ходе мероприятий в Башкирии, Пермской, Самарской и Ульяновской областях были установлены лидеры и активные члены преступной группировки, выявлены маршруты транспортировки наркотиков, способы доставки, места сбыта и базы хранения. В ходе проведения целевой комплексной программы "Трал-перехват" в 1998 г. выявлена и пресечена деятельность ряда транснациональных преступных групп, осуществлявших крупномасштабные поставки в РФ алкогольной и табачной продукции.

В ноябре 1998 г. во взаимодействии с СБ Украины вскрыт и ликвидирован хорошо законспирированный контрабандный канал переправки героина из России в Украину, задержаны с поличным активные участники наркогруппировки. В марте 1999 г. совместно с казахстанскими партнерами разоблачена преступная деятельность российско-казахстанского наркосиндиката, осуществившего поставку в Москву на самолете военно-транспортной авиации 290 кг. марихуаны.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что с усилением взаимодействия возможности органов безопасности и спецслужб по противодействию международной организованной преступности возросли.

Растет интенсивность информационного обмена между странами СНГ. Так, если в 1998 г. органы ФСБ России получили от иностранных партнеров и исполнили более 17500 различных запросов, то в 1999 г. эта цифра составила более 19300 запросов.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги в развитии сотрудничества, есть и сдерживающие факторы. Наибольшую проблему представляет процедура разработки, принятия и ратификации международных договоров, направленных на повышение взаимодействия в борьбе с терроризмом и преступностью в целом. До сих пор не представлен на обсуждение Совета глав государств Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. В стадии согласования и доработки находится соглашение о сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями, компьютерным терроризмом.

Остаются нерешенными вопросы пребывания сотрудников спецслужб на территории другого государства, несмотря на подписанный договор (4 июня 1999 г.) , который мог бы разрешить проблемы, связанные с преследованием "по горячим следам". Нуждаются в скорейшей разработке и положения, связанные с оказанием правовой помощи и выдачей преступников.

Не менее важным направлением деятельности СОРБ является разработка предложений по сближению национального законодательства, развитию договорно-правовой базы международного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью, террористической деятельностью. В преамбуле Договора о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, например, определено, что органы безопасности и специальные службы будут действовать в соответствии с международными обязательствами и законодательством своих государств, и приведен перечень видов преступлений, по которым предполагается сотрудничество: акты терроризма, создание незаконных вооруженных формирований, незаконная экономическая и финансовая деятельность и т.д.

Поскольку содержательная трактовка данных понятий остается за национальными законодательствами, то взаимодействие сторон может быть сведено к минимуму, если она будет различной. Например, если такое деяние террористической направленности, как блокирование транспортных коммуникаций, в одних государствах будет считаться преступным, а в других нет, то ни о каком сотрудничестве в борьбе с данными проявлениями говорить не приходится.

Еще более показательна ситуация в отношении таких преступных деяний, как создание незаконных вооруженных формирований или незаконная финансовая деятельность, противоправная деятельность транснациональных компаний, международных финансовых групп и организаций.

Для проведения согласованных оперативно-розыскных мероприятий необходимо унифицировать и соответствующие нормы национальных уголовно-процессуальных кодексов.

По мере развития многостороннего сотрудничества в ближайшем будущем, видимо, встанет вопрос о необходимости заниматься вопросами совершенствования механизма обмена правовой и оперативной информацией.

В июне 2000 г. года было принято Заявление Совета Межпарламентской ассамблеи (МПА) государств-участников СНГ "О солидарной поддержке действий РФ по борьбе с международным терроризмом в Чечне", в котором МПА осудила как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практику терроризма, на территории какой бы страны и кем бы они ни осуществлялись. Этим Заявлением МПА подтвердила свою коллективную позицию, изложенную в Заявлении в связи с террористическими актами на территории государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г., а также решение глав государств от 25 января 2000 г. "О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ".

МПА заявила о необходимости тесного взаимодействия государств - участников СНГ в противостоянии терроризму, агрессивному сепаратизму и проявлениям экстремизма и выразила поддержку созданию единого Антитеррористического центра и принятие Программы государств СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

Была также выражена поддержка действиям российских властей по мирному урегулированию и восстановлению законности и порядка в Чечне в соответствии с Конституцией РФ как ответ на вызов безопасности граждан России и ее территориальной целостности. МПА призвала правительства государств СНГ принимать действенные меры по недопущению оказания материальной и финансовой поддержки чеченским террористам, откуда бы она ни исходила, а также незаконных поставок оружия и боеприпасов, пресекать вербовку и транспортировку наемников в Чечню; совместно противодействовать легализации преступных доходов криминальных группировок, действующих на территории Чечни, в том числе получаемых от захвата заложников; осуществлять тесное сотрудничество с российскими правоохранительными органами по выявлению и пресечению международных связей чеченских террористов, их взаимодействия с наркобизнесом и другими криминальными структурами.

МПА подчеркнула, что Чечня является неотъемлемой частью РФ и, соответственно, не имеет международной правосубъектности. В связи с этим МПА обратилась к парламентам и правительствам государств мира с призывом не допускать любых попыток формирования "чеченского правительства в изгнании", создания и деятельности за рубежами России самозванных структур, представляющих террористов Чечни.

12 июня 2000 г. было подписано Соглашение о взаимодействии между Советом МПА государств-участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ. Взаимодействие, в частности, осуществляется при разработке проектов модельных законодательных и других актов, подготавливаемых с целью гармонизации национальных законодательств по вопросам компетенции СОРБ, социально-экономическим, политическим и другим вопросам, касающимся противодействия организованной преступности, международному терроризму и иным проявлениям экстремизма. Предусматриваются взаимные консультации, а также обмен информацией, создание интегрированной базы законодательства и иных нормативно-правовых актов на электронных и бумажных носителях.

В апреле 2000 года на очередном седьмом заседании Совета руководителей органов безопасности (СРОБ) и специальных служб стран Содружества был утвержден руководитель Антитеррористического центра. Им стал первый заместитель начальника департамента по борьбе с терроризмом ФСБ РФ генерал Борис Мыльников. Антитеррористический Центр государств СНГ задуман как рабочий инструмент объединенных спецслужб Содружества. Силовые подразделения в состав Центра входить не будут. Главной его задачей будет координация деятельности спецслужб и спецподразделений по вопросам организации борьбы с терроризмом, формирование базы данных.

Выступая на Совете, президент России В.В.Путин подчеркнул, что "вопрос борьбы с терроризмом вышел за рамки отдельных государств и поэтому объединение усилий является единственным средством борьбы с этим международным злом". На совещании были рассмотрены проекты Программы государств - участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.

В конце марта 2000 г. в Москве прошла научно-практическая конференция, посвященная проблемам борьбы с терроризмом. Ее участники считают, что Россия "оказалась на переднем крае борьбы с международным терроризмом". В резолюции конференции, прошедшей под патронажем Института международного права и экономики им. А.С.Грибоедова и Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, говорится, что наша страна "оказалась вовлечена в орбиту интересов террористов в силу переживаемого ею особого процесса становления новой российской государственности". Участники конференции считают, что "угроза терроризма, заключающаяся в систематическом устрашении мирового сообщества насилием, все более проявляет себя как острейшая проблема современной цивилизации". При этом было отмечено, что благодатной почвой для террористов в нашей стране стало "запаздывание в решении злободневных социально-экономических, политических, национальных и религиозных вопросов в жизни страны".

В рамках двустороннего взаимодействия стран Содружества ФСБ Российской Федерации, проведя ряд успешных операций, имела возможность передать Грузии одного из участников покушения на президента Э.Шеварднадзе, Узбекистану было передано восемь террористов, Украине - экстремист, совершивший диверсию в ходе предвыборной президентской кампании в стране.

К сожалению, в этом важнейшем вопросе вот уже несколько лет особняком держится Украина. Не подписав ни одного документа о сотрудничестве, и прежде всего в рамках Антитеррористического центра, Украина в единой системе государственных границ Содружества являет собой "черную дыру" и по большому счету сводит к нулю попытки создать единое пограничное пространство стран СНГ.

Прорыв в Ферганскую долину вооруженных экстремистов из Афганистана в сентябре 1999 года заставил вспомнить о военно-союзнических отношениях с Россией не только Таджикистан, но и Киргизию и даже Узбекистан. По словам В.Путина, тогда СНГ пришлось столкнуться с "реальной агрессией международного терроризма, направленного на создание на его территории военно-диктаторских режимов". По заявлению В.Путина, "происходящее доказывает, что мы имеем дело с хорошо обученными международными преступниками, которые, прикрываясь религиозными лозунгами ислама, стремятся установить свой так называемый мировой порядок на пространстве от Северного Кавказа до Памира".

Апрельская 2000 г. встреча в Москве подтверждает, что в направлении борьбы с международным терроризмом сделаны серьезные шаги. Проведенные дважды за последние полгода военные маневры "Южный щит Содружества" (октябрь 1999 г. в Киргизии и в апреле 2000 г. в Таджикистане и Узбекистане) подтвердили, что вооруженные силы России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана вполне в состоянии действовать совместно в случае обострения ситуации на южном фланге СНГ.

Начиная с 2000 г. года Москва предпринимает более энергичные усилия на этом направлении. 3 апреля 2000 г. по поручению президента постоянный представитель России при ООН Сергей Лавров подписал Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, принятую Генеральной Ассамблеей 9 декабря 1999 года. Россия стала 16-й страной, поставившей свою подпись под этим документом. Как считают российские дипломаты, с вступлением в силу данного документа (после набора достаточного "кворума" присоединившихся стран) у мирового сообщества появятся действенные рычаги по перекрытию каналов финансовой подпитки терроризма и привлечению к ответственности тех, кто этим непосредственно занимается. Впервые на универсальном уровне было закреплено обязательство квалифицировать финансирование террористической деятельности как уголовное преступление.

В августе 2000 г. президент Путин подписал федеральный закон "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма", принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. При этом Россия исходит из того, что положения статьи 5 пункта 2, статьи 8 конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи. Иными словами, наша страна, хотя и с существенным запозданием, входит в соответствующий сегмент международно-правового пространства.

Международная координация антитеррористических усилий стала одной из важнейших внешнеполитических целей страны. Россия уже участвует в семи из десяти действующих международных конвенций по борьбе с различными проявлениями терроризма.

8-9 сентября 2000 г. в Киеве проходило 9-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. Основное внимание участники заседания уделили подготовке предложений по реализации поручения Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о развертывании деятельности Антитеррористического центра. Члены Совета конкретизировали меры по совместному обеспечению безопасности государств Содружества, наметили действия по пресечению деятельности экстремистских сил, предотвращению проявлений терроризма.

Для борьбы с международным терроризмом свои усилия объединяют и военные ведомства. Становится ясно, что для успешной и эффективной борьбы с терроризмом необходимо привлечение войсковых формирований, современной военной техники и вооружений.

Важнейшие вопросы укрепления военного сотрудничества между странами СНГ в условиях усиления угрозы международного терроризма были рассмотрены на заседании Совета министров обороны стран Содружества в Душанбе в октябре 2000 г. Заседание в столице Таджикистана прошло под председательством бывшего главы военного ведомства России Игоря Сергеева.

Накануне российский министр высказал мнение, что центр международного терроризма все больше перемещается в Центральную Азию. И это угрожает безопасности не только государств этого региона, но и всех стран СНГ, всего мира.

Игорь Сергеев подчеркнул, что с новой угрозой можно бороться только совместными усилиями. Не зря на душанбинском совещании, как отмечают источники, речь шла о координации и объединении усилий оборонных ведомств стран СНГ для противодействия международному терроризму и активизировавшемуся религиозному экстремизму. Говорилось, в частности, о необходимости разработки конкретных мероприятий по взаимодействию в случае крупномасштабных прорывов экстремистов и развязывания ими конфликтов на территории государств Центральноазиатского региона. И вот на предстоящей 24-25 мая 2001 г. в Ереване сессии Совета коллективной безопасности стран-участниц ДКБ СНГ будет окончательно рассмотрен вопрос о создании в Центральной Азии в рамках региональной системы безопасности коалиционной группировки войск (КГВ), предназначенной для борьбы с вооруженными вылазками террористических организаций и групп.

В этой связи на заседании выражалась глубокая озабоченность активизацией военных действий талибов на территории Афганистана и их выходом непосредственно к рубежам Содружества. Сохранение подобной ситуации, о чем заявил, в частности, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, несомненно, послужит стимулом для активизации действий религиозных экстремистских сил в Центральной Азии и на всем пространстве СНГ.

С этой оценкой полностью согласны и в кругах российского военного руководства. Как завил в Душанбе начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России генерал Леонид Ивашов, афганское движение "Талибан" представляет собой потенциальную угрозу для безопасности ряда государств Центральной Азии и России. Если талибам удастся овладеть севером Афганистана и взять под свой контроль всю территорию страны, это будет база для распространения терроризма. Мы рассматриваем это как угрозу, подчеркнул российский генерал.

11 октября 2000 г. в Бишкеке главами шести государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) было принято совместное Заявление в связи с угрозами безопасности в регионе Центральной Азии. Участники Бишкекской сессии Совета коллективной безопасности государств СНГ-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) выразили глубокую озабоченность усиливающимися проявлениями международного терроризма и экстремизма в Центральной Азии, что создает прямую угрозу безопасности стран региона и ведет к долгосрочной дестабилизации ситуации. Главным источником нестабильности был определен непрекращающийся конфликт в Афганистане, который превратился в один из мировых центров международного терроризма и распространения наркотиков. В современном мире наиболее наглядным примером симбиоза насилия и религии можно считать Афганистан образца 90-х годов. На территории этой страны функционируют по меньшей мере десять специальных учебных центров, осуществляющих подготовку боевиков для бандформирований, действующих на территории Чечни. Большинство из них контролируется известным организатором и спонсором международного терроризма Усамой бен Ладеном.

В то время как в Афганистане войска северного антиталибского альянса продолжают свои сражения с талибами в приграничных районах Таджикистана, резко усилился поток наркотиков через афгано-таджикскую границу. Афганские наркокурьеры буквально завалили Таджикистан героином. Так, 31 октября 2000 г. на одном из участков московского погранотряда в ходе боя российские пограничники отбили у семерых афганских нарушителей пять мешков, в которых оказалось больше 110 килограммов чистейшего сильнодействующего наркотика на несколько миллионов долларов. В отличие от предыдущей ночи, когда один из курьеров был убит, в перестрелке все семеро отступили на сопредельную территорию. Все более часто в сети силовых структур в Таджикистане попадаются столь крупные уловы.

По мнению наблюдателей, ситуация в Афганистане, в том числе и на севере этой страны и на самой границе, вынуждает наркобаронов идти ва-банк. 30 октября 2000 г. сотрудники МВД Таджикистана на западных окраинах Душанбе задержали КамАЗ с виноградом, в котором обнаружен 61 килограмм героина. Арестована вооруженная группа сопровождения из семи человек. По словам начальника пресс-службы МВД Таджикистана, "только за последние два месяца правоохранительные органы республики, в том числе МВД, задержали свыше 300 килограммов наркотиков". Все это продолжается и в 2001 г.

В Душанбе признают, что участие таджикских организованных преступных группировок в транзите афганских наркотиков бьют по престижу и правам не только рядовых граждан Таджикистана, но и по международному престижу государства и его первых лиц настолько, что вынуждает таджикское правительство открыто признать неспособность Таджикистана самостоятельно противостоять героиновой экспансии и обратиться за международной помощью. И готовность международных партнеров откликнуться на этот призыв в Таджикистане воспринимается с большим пониманием.

Участники встречи призвали мировое сообщество активизировать процесс урегулирования ситуации в Афганистане и тем самым содействовать укреплению стабильности и безопасности в Центральной Азии.

Было предложено провести специальное заседание Совета безопасности ООН с целью выработки конкретных мер по урегулированию афганской проблемы с участием всех сторон, вовлеченных в конфликт. Участники встречи подтвердили свою решимость коллективно противостоять любым проявлениям терроризма и экстремизма и призвали ООН, ОБСЕ, ОИК, все мировое сообщество поддержать усилия государств-участников ДКБ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, приступить к выработке скоординированных практических мер, направленных на предотвращение этой глобальной угрозы.

Было также заявлено, что участникам ДКБ, непосредственно подвергающимся вооруженным акциям терроризма и экстремизма, будет оказана необходимая помощь. Президенты договорились принимать дальнейшие меры по формированию региональных систем коллективной безопасности, углублению сотрудничества в военно-политической сфере.

В последние годы, как представляется, в России актуальной становится постановка вопроса об информационном терроризме. Он основывается в навязывании обществу системы образов и схем поведения, основанных на ценностях, далеких и чуждых нашему народу, но преподносимых как входной билет в европейскую или иную цивилизацию. В частности, именно под таким ракурсом, представляется, следует рассматривать и ту акцию, которую развернули в последнее время на НТВ бывшие владельцы этого телеканала. Думается, информационный терроризм, как одна из форм идеологической борьбы, должен находиться в поле зрения российского руководства.

Еще одной опасной тенденцией является появление в России первых признаков оформления политико-идеологического терроризма. Об этом, в частности, пишет Валерий Соловей в еженедельнике "Век" №14 за 2001 год в статье "Дремлющий вирус". Как подчеркивает автор, в счовременной России "существуют все основные структурные и технические предпосылки для возникновения политического терроризма. Это бедность и нищета подавляющей части российского населения, вопиющие социальные диспропорции, драматическое отчуждение общества от власти, экспансия современной западной культуры с ее культом насилия и агрессии, девальвация человеческой жизни, атмосфера криминального террора, очевидная слабость и коррумпированность правоохранительных органов, сравнительно легкий доступ к оружию и боеприпасам, огромное количество социально неустроенных людей с опытом специальных операций, относительно свободное распространение в в Интернете и ряде радикальных малотиражных газет материалов, идеологически обосновывающих террор и содержащих практические технологические и технические рекомендации по его организации". Наличие предпосылок политического терроризма не ведет автоматически в его оформлению и активизации. Однако такая верояиность существует. Для России - страны с ослабленным иммунитетом- появление еще одного опасного политического вируса может оказа если не роковым, то чрезвычайно опасным.

Россия и другие страны Содружества, ставшие в последнее время едва ли не главными объектами международного терроризма, сегодня, возможно, больше других понимают важность задачи организации коллективных усилий по пресечению деятельности международных террористических организаций. Терроризм невозможно победить в одиночку. Именно поэтому странами СНГ предпринимаются конкретные меры по объединению совместных усилий и организации взаимодействия. Представляется, что эти инициативы и усилия, предпринимаемые на постсоветском пространстве в целях защиты национальной безопасности и суверенитета наших государств, могут и должны с пониманием встречаться мировым сообществом.

www.politvector.ru