Состояние и перспективы военно-политической стабильности на Северном Кавказе

Грунин В.Ф.
эксперт

Обстановка на южных рубежах России на сегодняшний день представляет особое значение для России. Об этом 12 октября прошлого года заявил на заседании президиума Госсовета Президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что российское руководство серьезно обеспокоено развитием ситуации на российских южных границах.

О геополитическом значении Кавказского региона для России сказано и написано немало. Видимо, не зря Кавказ называют "солнечным сплетением Евразии". Для России военно-стратегическое значение Северного Кавказа определяется прежде всего его приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством с зоной Закавказья, выходами к Черному и Каспийскому морям, где сегодня развернулись процессы геоэкономического и геостратегического передела Каспийско-Черноморского региона мира. Важным фактором стратегического масштаба следует считать близость территории к нефтяным запасам на шельфе Каспийского моря и к формируемым странами Запада транснациональным евроазиатским транспортным коммуникациям и энергомостам типа ИНОГЕЙТ, ТРАСЕКА, "Шелковый путь" и т.п. Особая стратегическая значимость Кавказа определяется еще и тем, что именно через его каспийские и черноморские порты Российская Федерация имеет прямые выходы в страны Среднего и Ближнего Востока, являющихся для российского государства перспективными партнерами ХХI века. В связи с утратой Россией ряда важных стратегических объектов и ключевых позиций в Закавказье особенно актуализируется значение Северо-Кавказского региона во всей его полосе от побережья Черного моря до Каспия как передового стратегического рубежа России на Юге.

Среди факторов, оказывающих наиболее существенной влияние на содержание и характер общественной политической и социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, следует выделить кризисное состояние экономики, которое охватило большинство субъектов региона. Многие предприятия простаивают или загружены частично, инвестиционная активность в большинстве отраслей экономики крайне невелика, низким остается жизненный уровень населения, растет безработица.

Большинство субъектов являются дотационными (до двух третей бюджета и выше) и нуждаются в финансовой поддержке и материальной помощи Центра. В регион ввозится значительная часть продовольствия и товаров первой необходимости. Сохраняется острой проблема неплатежей, долгов по зарплате, финансовой устойчивости предприятий и производств.

Уровень безработицы превысил четверть активного населения, а по некоторым районам достиг 50% и выше. Проблема усугубляется притоком и перемещениями беженцев и переселенцев.

По большинству социальных показателей республики Северного Кавказа стоят на последнем месте среди других регионов России. Среднемесячная заработная плата составляет треть от среднероссийской. Более 65% населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума.

Социально-экономические трудности, массы незанятого и вооруженного мужского населения и другие неблагоприятные факторы (ослабление властных структур и их коррумпированность, практически свободное обращение оружия, наркобизнес и контрабанда, усиление межнациональных противоречий и межклановое соперничество) способствуют криминализации общества. Нередки диверсионно-террористические акты (и не только в Чечне), нападения на посты милиции и федеральных войск. Похищение людей с целью выкупа стало одной из распространенных форм бизнеса. Экстремистские и террористические силы, несмотря на ощутимый урон, продолжают борьбу за власть, собственность и ресурсы.

Стихийность, непоследовательность и субъективизм в проведении социально-экономических реформ привели к утрате массой населения социальной ориентации, усилению имущественной дифференциации, повышению значимости этнических связей, приобретающих экономическую, политическую, идеологическую окраску. Идеологический вакуум заполняется идеологией национализма в различных проявлениях от духовного возрождения нации или народа до политико-культурного изоляционизма, этноцентризма, воинствующего национализма, религиозного экстремизма. Переплетение этнического и политического приобретает опасные формы. Приверженность националистическим идеям становится главным аргументом в борьбе за власть и собственность.

Северный Кавказ - это тот регион России, где сохраняется наиболее неблагоприятная и по ряду направлений - явно угрожающая для страны, ее интересов и безопасности военно-политическая обстановка.

Сегодня речь идет по существу о стратегическом заговоре против России со стороны ряда государств (западных и мусульманских), которые намерены не только закрепить результаты территориального расчленения бывшего Советского Союза и вытеснения России с Закавказья, но и создать предпосылки и условия для развития дальнейших дезинтеграционных процессов в России. Именно в рамках такого геополитического сценария следует рассматривать продолжающиеся вооруженные вылазки сепаратистов в Чечне, попытки различных групп экстремистов и международных террористических организаций развязать в Чечне и других республиках Северного Кавказа кампанию насилия и террора с целью до предела дестабилизировать внутриполитическую и экономическую ситуацию на Юге России, отторгнуть от нее ряд территорий, в первую очередь - регионов Северного Кавказа и Поволжья или же заложить долгосрочную перспективу такого рода.

Своими административными границами Северный Кавказ непосредственно соприкасается с конфликтогенными зонами Закавказья и постоянно ощущает негативное воздействие с этого направления, в том числе за счет поступательного развития военных связей и сотрудничества непосредственных соседей (в первую очередь - Грузия и Азербайджан) со странами НАТО, продолжением расширения экономического и военно-политического присутствия в Закавказье нерегиональных государств. Все более отчетливо просматриваются перспективы приближения границ зоны ответственности НАТО к Кавказскому хребту.

Регион превращается в один из узлов международной напряженности, повышенного внимания и активности других государств мира, становится объектом острого стратегического соперничества мировых и региональных держав. Более 30 государств объявили Кавказ зоной своих интересов.

Именно Кавказ с его внутренними противоречиями в течение последних лет выступает в качестве источника новых масштабных угроз национальным интересам и безопасности России. Северный Кавказ - самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и национальной безопасности России. В этом регионе произошли и продолжаются вооруженные конфликты, один из которых - война в Чечне - стал самым разрушительным на территории бывшего СССР. Следует назвать также осетино-ингушское противостояние, острую социально-экономическую и политическую обстановку в Дагестане, этнополитическую нестабильность в Карачаево-Черкесии, проблемы Кабардино-Балкарии и Адыгеи и другие, менее масштабны, но тоже непростые проблемы.

С развалом Советского Союза на Северном Кавказе возникла проблема разделенных народов (осетины, лезгины), которая в определенной ситуации может приобрести довольно острое продолжение.

Северный Кавказ стал объектом проникновения и экспансии радикальных исламских течений. Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в центр международного терроризма. По оценке одного из журналов, именно здесь проходит испытания на прочность наш конституционный строй. Некоторые авторы считают Северный Кавказ "одной из несущих геополитических опор федерализма в России", а разрушение этой опоры способно произвести "эффект домино" на всем протяжении южной периферии страны с последующим обвалом здания российской государственности. C этим утверждением можно согласиться или нет, но не принимать его во внимание, очевидно, нельзя.

Ислам, как одна из наиболее молодых и агрессивных мировых религий ищет пути и возможности расширить границы своего влияния и господства. Население Северного Кавказа - это в основном (за исключением Осетии) мусульмане, получившие возможность для практически неограниченного общения с остальным миром ислама, куда проникают наиболее агрессивные движения и организации. Многие государства исламского мира, на территории которых берут свое начало радикальные идеи и движения, а также ряд западных стран полагают, что лучшим способом ограничения таких движений у себя дома является канализация их усилий, активности и разрушительного потенциала на периферию исламского мира или в такие нестабильные и по существу "бесхозные" зоны мира, каким является Кавказ, Центральная Азия или Балканы.

Религиозный экстремизм превращается здесь в реальную политическую и военную силу. Приверженцы радикальных исламских течений начали активно проявлять себя в Дагестане, Адыгее, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, не говоря уже о Чечне. Деятельность фундаменталистов стала распространяться и на некоторые регионы исконного православия. Исламский фундаментализм может перешагнуть границы Северного Кавказа и с ним всерьез столкнутся другие российские регионы традиционной мусульманской ориентации. Лидеры крайне радикального толка предпринимают попытки путем разжигания межнациональной и религиозной войны реализовать различные варианты нового территориального устройства региона, отделения национальных республик Северного Кавказа от России. Это реальная угроза федеративному устройству страны, ее безопасности и целостности.

Вызывает тревогу наращивание усилий ряда мусульманских государств, в первую очередь Турции, по оказанию влияния на тюркоязычное население регионов РФ, в том числе Большого Кавказа. Проявляя особую активность в этом направлении, Анкара стремится к реализации плана "Великий Туран", который предусматривает поэтапное вовлечение в сферу турецкого влияния не только кавказских республик, но также Татарстана, Башкортостана, Чувашии и др.

В настоящее время наиболее перспективным направлением воздействия на российских мусульман в Анкаре считают культурный и гуманитарный обмен. Именно эта сфера сотрудничества рассматривается как основной канал осуществления "идеологической экспансии" в субъектах РФ, как эффективный инструмент мониторинга развития общественно-политической обстановки в регионах, представляющих для Турции стратегический интерес.

В этом контексте следует рассматривать перспективу официального введения латинского алфавита, в частности в Татарстане, что придаст новый импульс духовной экспансии Турции в мусульманских регионах России и будет способствовать реализации далеко идущих геополитических устремлений Анкары.

В этом же контексте следует рассматривать усилия Турции в религиозно-просветительской сфере, в частности, обеспечении обучения в ряде медресе г. Дербента и некоторых других российских городов. Большую активность проявляет на территории Дагестана турецкая благотворительная организация "Торос", под эгидой которого в республике функционируют Международный дагестано-турецкий колледж с филиалами в городах Махачкала и Буйнакск, Международный восточный университет (г. Дербент) и другие. В Татарстане функционируют 8 татарско-турецких лицеев, материальное и кадровое обеспечение которых осуществляется в основном Турцией. Так, например, в лицее № 2 г.Казани из 25 преподавателей 16 - иностранцы. По некоторым оценкам, эти учебные заведения выполняют функцию опорных пунктов по распространению на Северном Кавказе и в других российских регионах идеологии пантюркизма и пантуранизма, стимулируют у слушателей стремление к национальной обособленности и сепаратизму.

Именно здесь на юге России возникла угроза национальной безопасности РФ, ее целостности и суверенитету, проявившаяся в, казалось бы, уже давно забытой форме агрессивного сепаратизма, выстраивающего свою стратегию на базе воинствующего национализма отдельных этнических групп населения и привнесенного в регион религиозного, главным образом исламского экстремизма в одном из его наиболее радикальных вариантах - ваххабизме.

Получило развитие быстрое размножение неформальных вооруженных групп и отрядов, широкое использование различными группировками и даже целыми народами неконституционных методов достижения корыстных целей, включая наиболее опасные их них - организацию собственных вооруженных формирований, массовый террор, возбуждение антиправительственных вооруженных выступлений, похищение людей с целью выкупа или продажи в рабство, масштабные и особо опасные экономические преступления (криминальный бизнес, печатание фальшивых денег, финансовые аферы, наркобизнес, разграбление природных ресурсов, контрабанда) и другие.

Одна из важных причин насилия и конфликтов - это утрата государством контроля над оружием и армейскими арсеналами, что позволило плохо обустроенной и недостаточно образованной части населения осуществить под воздействием идеологов национализма и религиозного экстремизма выход из правового пространства и бросить вызов основам государственного и общественного устройства.

На сегодня наиболее острой региональной проблемой для России остается проблема Чечни. По существу, она определяет ближайшее и более отдаленное будущее всего Северного Кавказа, и в определенном смысле, юга Российской Федерации в целом. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным Центром, обстановка в Чечне по-прежнему остается сложной и напряженной. Она характеризуется сохраняющимся дестабилизирующим воздействием на население и федеральные органы власти разрозненных банд боевиков и бандитского подполья, общим социально-экономическим кризисом, неблагополучием в положении беженцев и переселенцев, наличием достаточно острых противоречий между представителями отдельных звеньев власти в республике, отсутствием единой воли по наведению порядка и восстановлению разрушенного хозяйства.

Идет трудный, но, будем надеяться, необратимый процесс восстановления на этой территории федеральных законов и конституционных органов власти, налаживания взаимопонимания и взаимодействия ее ветвей, восстановления и обустройства мирной жизни.

Этот процесс должен осуществляться на основе единого замысла, когда усилия и воля государства, все включенные федеральные ресурсы подчинены достижению общей цели - возврату Чечни в рамки российского правового поля в соответствии с Конституцией РФ. На наш взгляд, серьезный вред могут нанести этому процессу попытки некоторых международных и российских политиков и общественных организаций, подтолкнуть российское руководство к прекращению антитеррористической операции в Чечне, началу политических переговоров, создать для Чечни особые условия государственного устройства.

На Россию оказывают мощное давление международные правозащитные организации, упрекая ее в неадекватности силового воздействия.

С большим трудом было восстановлено недавно право голоса России в ПАСЕ. В последнее время активизировалась деятельность различных международных правозащитных организаций, которые хотели бы предложить свой сценарий "умиротворения" Чечни, заставить Россию сесть за стол переговоров с боевиками. В декабре прошлого года в Пятигорске рядом международных организаций ("Миротворческая миссия на Северном Кавказе" и Международная организация FEWER - Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию) организовали круглый стол, на котором был принят ряд весьма сомнительных рекомендаций. Российским властям, в частности, предписывается обеспечение "самоопределение народа Чечни, включая государственный статус Чеченской Республики и высокую степень самостоятельности внутреннего управления", "сосуществование централизованных и местных правовых норм, прямые связи и право вхождения в международные организации и объединения", "сохранение суверенитета" Чечни. При этом делаются ссылки на некое "современное понимание федерализма", которое, по нашему убеждению, вообще размывает его основы. Только недавно была проделана и продолжается работа по приведению нормативных актов субъектов Федерации в соответствие с российской Конституцией, в том числе на основе решения Конституционного суда.

Наблюдается заметная активность чеченских боевиков, размещенных в Панкисском ущелье, куда со стороны Грузии перебрасывается оружие, индивидуальные средства ПВО, средства радиосвязи. Отдельные базы подготовки боевиков выдвинуты в район г.Телави. Грузинская сторона, несмотря на обещания, вряд ли способна самостоятельно ликвидировать размещенную здесь чеченскую группировку. В соседней Ингушетии разворачиваются дополнительные палаточные городки для приема беженцев. Обостряется ситуация в тех районах Дагестана, где компактно проживают чеченцы. По данным источников, с открытием горных перевалов (март-апрель) следует ожидать начала боевых действий чеченских боевиков с Панкисского направления, и в случае, если не будут предприняты упреждающие и действенные меры, возможна новая затяжная чеченская война.

Под видом различных гуманитарных и правозащитных организаций в регионе действуют люди, прибывающие сюда с иными целями, далекими от благотворительности.

Проблемы Большого Кавказа все чаще пытаются передать в руки тех, кто не хотел бы участия России в кавказских делах, кто хотел бы изолировать Кавказ от России, по крайней мере, снизить ее роль и ответственность за счет привлечения в регион таких организаций, как ОБСЕ, ЕС, ООН и т.д. Такой смысл, в частности, несет идея создания "Общего кавказского дома", активно поддерживаемая на Западе. Ее автором называют Э.Шеварднадзе, однако, этот замысел поддерживают и некоторые руководители субъектов Северного Кавказа. Смысл идеи заключается в превращении Кавказа в так называемый кавказский "общий рынок", создании конфедеративного субъекта международных отношений под патронажем Запада. В эту региональную общекавказскую организацию, по замыслу разработчиков проекта, должны войти, наряду с государствами Закавказья, северокавказские регионы как самостоятельные субъекты, то есть фактически без России. Реализация этой идеи - явный путь к отрыву Северного Кавказа от Российской Федерации. Имеется в виду, что посредством реализации суперпроекта "Общий кавказский дом" южная граница России будет отодвинута далеко на север, о чем только и мечтают западные стратеги. Воплощение в жизнь этого проекта уже началось в рамках глобалистских планов создания транспортно-сырьевого пояса Центральная Азия-Каспий-Кавказ-Черное море. Причем Россия остается в стороне от этих проектов.

Опасным для интересов Российской Федерации является и поддерживаемый рядом западных стран разработанный ОБСЕ Пакт безопасности и стабильности на Кавказе, в котором стать гарантами безопасности приглашаются США и ЕС.

Механизм создания Кавказского Пакта включает такие компоненты, как трехсторонняя инициатива ЕС-США-России по стабилизации региона; создание Контактной группы из 8 главных участников (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, ЕС, США, Иран, Турция) для продвижения переговоров по Пакту; разработка и заключение соглашения о безопасности в регионе под эгидой ОБСЕ; активизация региональной интеграции, создание Южно-Кавказского Сообщества ЮКС) и группы политических и экономических организаций, в том числе в межрегиональном формате Черное море-Кавказ-Каспий.

ЮКС предлагается формировать как многоуровневую конструкцию: создать Черноморско-Кавказско-Каспийский Политический Форум как переговорный "узел" по проблемам безопасности, границ, конфликтов; развить существующий механизм Организации экономического сотрудничества стран Черноморского бассейна за счет включения в нее ЕС как коллективного члена. В геополитическом плане вводится тревожная для России "новация" - Кавказский регион рассматривается экспертами ЕС не только как постсоветский и приграничный для России, но и пограничный для расширяющегося ЕС. В этой связи широко пропагандируемая концепция, согласно которой юго-восточная граница между Западом и Россией должна проходить по Кавказскому хребту, находит все большее понимание и поддержку в западных кругах.

В то время как Россия развивает кавказский диалог в формате "четверки", проект ЕС изначально делает акцент на формате "восьмерки" (3+3+2), то есть предлагает рассматривать Россию, наряду с ЕС и США в качестве внешних гарантов мирного процесса на Кавказе и подключением (+2) Турции и Ирана как второстепенных членов. Требование международного сотрудничества в решении проблем Кавказа обусловлено, по замыслу западных разработчиков, отсутствием у любой из ведущих мировых сил (Россия, США, ОБСЕ, ЕС, ООН, НАТО) универсального влияния для стабилизации обстановки. ЕС обещает "закачать" существенные экономические и гуманитарные ресурсы в регион в форме программ постконфликтного восстановления и помощи.

В целом проект отражает "вызревание" планов ЕС, США, а затем и НАТО по более активному участию в экономических и политических процессах на Кавказе. План ЕС опирается на принципы размывания суверенитетов, использования наднациональных механизмов международных отношений и разрешения конфликтов. Предлагаемая планом ЕС Кавказская региональная интеграция, создание сильной группы кавказских региональных организаций в формате Южное Кавказское Сообщество (нижний уровень) - Черное море-Кавказ-Каспий (второй уровень) следует рассматривать как альтернативу СНГ, что объективно ослабит реальное и потенциальное влияние России по каналам двусторонних отношений и по линии СНГ.

Передача, согласно плану, миротворческих операций в регионе (Абхазия, Южная Осетия) под эгиду ОБСЕ (а затем ЕС, США, и возможно НАТО, как того хочет Тбилиси) в сочетании с сокращением российских военных баз в Грузии означает ликвидацию правовых и практических оснований для российского военного присутствия в регионе. Предлагаемые планом региональная экономическая интеграция, создание зоны свободной торговли игнорируют механизмы СНГ и могут привести к ухудшению и без того слабых стратегических позиций в регионе.

Почему-то Запад считает "имперскими" даже весьма скромные попытки России отстаивать свои стратегические приоритеты на Кавказе, при том, что расширяющееся присутствие США и ЕС в Закавказье рассматривается в качестве непременного условия стабильности. На самом деле это условие не выдерживает никакой критики, поскольку приводит к нарастанию напряжения в отношениях России с государствами Закавказья, отягощению ситуации на Северном Кавказе, что никак не отнесешь к факторам безопасности.

Принцип "открытых дверей" и "равных возможностей", настойчивые попытки "интернационализации" кавказских проблем преподносятся западными государствами как незыблемая предпосылка стабильности. При этом как будто забывается, что Северный Кавказ, который в несколько раз превосходит по площади территорию Закавказья, есть неотъемлемая часть России и ее интересы на Кавказе должны быть представлены максимальным образом.

Говоря о стабильности на Кавказе, Запад рассматривает ее, прежде всего, как условие реализации своих собственных интересов в регионе, отводя при этом России как мощной кавказской державе не вполне адекватную ее статусу роль. В западных проектах систем безопасности Кавказа, которые поддерживают Тбилиси и Баку, в оправе из гуманитарной риторики содержится вполне конкретная идея - ослабить влияние российского государства на Кавказе, "защитить" кавказские республики от "агрессивной" России.

Забота о сохранении мира на Кавказе заканчивается сразу же, как только речь заходит о реализации задачи первостепенной для России важности - безопасности на южных рубежах, что особенно важно в условиях "разгерметизации" Черного, Каспийского, Азовского морей, превращающихся в геополитический фактор внешних угроз, в условиях прозрачных границ и чеченского кризиса, подогреваемого извне и негативно влияющего на соседние республики; в условиях обостряющейся борьбы за природные ресурсы и пути их транспортировки, в условиях приближения НАТО к южным границам России. Почему доктрина о "жизненно важных интересах" далекой Америки на Кавказе воспринимаются как должное, а ведение Россией в Чечне борьбы с международным терроризмом и сепаратизмом встречают осуждение в европейских структурах? Тогда почему не было соответствующей реакции в период натовской операции на Балканах?

Можно задаться вопросом: корректно ли вообще ставить вопрос о равноправии Запада и России в кавказских делах, тем более в вопросах безопасности. От России неизменно требуют признания приоритета наднациональных институций в том числе на российской территории, причем делается это все более активно и настойчиво. Запад настаивает на согласовании с ним любых шагов в Закавказье в рамках политики коллективных решений, зачастую невыгодных для России (пример - Стамбульский саммит октября 1999 года). Сам же Вашингтон реализует свои внешнеполитические устремления, в том числе военного характера, через механизм двусторонних отношений с Тбилиси, Баку, а в последнее время и с Ереваном, никого при этом не извещая. Ставя доктрину национальных интересов и безопасности выше всяких международных норм, Запад не позволяет этого делать России.

Вызывает опасение, что кавказские проблемы усилиями западных политиков, как это следует из Пакта стабильности, постепенно переходят в ведение искусственно раздуваемых транснациональных структур. В этом случае судьба региона будет решаться с помощью технической процедуры "демократического" голосования, где Россия вряд ли получит необходимое количество голосов для отстаивания своих интересов. Такое бесцеремонное по отношению к России поведение могло бы быть нейтрализовано только усилением собственного российского влияния в регионе, что в нынешних условиях и современных реалиях сделать весьма непросто. Понятно, что лучше иметь Кавказ в качестве надежного буфера, чем военно-политический плацдарм НАТО. После проведения на Балканах наглядной демонстрации того, как нужно отстаивать "высшие либеральные идеалы", Россия вправе сделать все, чтобы отбить у Запада всякую охоту даже помышлять о таком способе утверждения "демократии" по одну или другую сторону Кавказского хребта.