Состояние и перспективы военно-политической стабильности на Северном Кавказе
Грунин В.Ф.
эксперт
О геополитическом значении Кавказского региона для России сказано и написано немало. Видимо, не зря Кавказ называют "солнечным сплетением Евразии". Для России военно-стратегическое значение Северного Кавказа определяется прежде всего его приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством с зоной Закавказья, выходами к Черному и Каспийскому морям, где сегодня развернулись процессы геоэкономического и геостратегического передела Каспийско-Черноморского региона мира. Важным фактором стратегического масштаба следует считать близость территории к нефтяным запасам на шельфе Каспийского моря и к формируемым странами Запада транснациональным евроазиатским транспортным коммуникациям и энергомостам типа ИНОГЕЙТ, ТРАСЕКА, "Шелковый путь" и т.п. Особая стратегическая значимость Кавказа определяется еще и тем, что именно через его каспийские и черноморские порты Российская Федерация имеет прямые выходы в страны Среднего и Ближнего Востока, являющихся для российского государства перспективными партнерами ХХI века. В связи с утратой Россией ряда важных стратегических объектов и ключевых позиций в Закавказье особенно актуализируется значение Северо-Кавказского региона во всей его полосе от побережья Черного моря до Каспия как передового стратегического рубежа России на Юге.
Среди факторов, оказывающих наиболее существенной влияние на содержание и характер общественной политической и социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, следует выделить кризисное состояние экономики, которое охватило большинство субъектов региона. Многие предприятия простаивают или загружены частично, инвестиционная активность в большинстве отраслей экономики крайне невелика, низким остается жизненный уровень населения, растет безработица.
Большинство субъектов являются дотационными (до двух третей бюджета и выше) и нуждаются в финансовой поддержке и материальной помощи Центра. В регион ввозится значительная часть продовольствия и товаров первой необходимости. Сохраняется острой проблема неплатежей, долгов по зарплате, финансовой устойчивости предприятий и производств.
Уровень безработицы превысил четверть активного населения, а по некоторым районам достиг 50% и выше. Проблема усугубляется притоком и перемещениями беженцев и переселенцев.
По большинству социальных показателей республики Северного Кавказа стоят на последнем месте среди других регионов России. Среднемесячная заработная плата составляет треть от среднероссийской. Более 65% населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума.
Социально-экономические трудности, массы незанятого и вооруженного мужского населения и другие неблагоприятные факторы (ослабление властных структур и их коррумпированность, практически свободное обращение оружия, наркобизнес и контрабанда, усиление межнациональных противоречий и межклановое соперничество) способствуют криминализации общества. Нередки диверсионно-террористические акты (и не только в Чечне), нападения на посты милиции и федеральных войск. Похищение людей с целью выкупа стало одной из распространенных форм бизнеса. Экстремистские и террористические силы, несмотря на ощутимый урон, продолжают борьбу за власть, собственность и ресурсы.
Стихийность, непоследовательность и субъективизм в проведении социально-экономических реформ привели к утрате массой населения социальной ориентации, усилению имущественной дифференциации, повышению значимости этнических связей, приобретающих экономическую, политическую, идеологическую окраску. Идеологический вакуум заполняется идеологией национализма в различных проявлениях от духовного возрождения нации или народа до политико-культурного изоляционизма, этноцентризма, воинствующего национализма, религиозного экстремизма. Переплетение этнического и политического приобретает опасные формы. Приверженность националистическим идеям становится главным аргументом в борьбе за власть и собственность.
Северный Кавказ - это тот регион России, где сохраняется наиболее неблагоприятная и по ряду направлений - явно угрожающая для страны, ее интересов и безопасности военно-политическая обстановка.
Сегодня речь идет по существу о стратегическом заговоре против России со стороны ряда государств (западных и мусульманских), которые намерены не только закрепить результаты территориального расчленения бывшего Советского Союза и вытеснения России с Закавказья, но и создать предпосылки и условия для развития дальнейших дезинтеграционных процессов в России. Именно в рамках такого геополитического сценария следует рассматривать продолжающиеся вооруженные вылазки сепаратистов в Чечне, попытки различных групп экстремистов и международных террористических организаций развязать в Чечне и других республиках Северного Кавказа кампанию насилия и террора с целью до предела дестабилизировать внутриполитическую и экономическую ситуацию на Юге России, отторгнуть от нее ряд территорий, в первую очередь - регионов Северного Кавказа и Поволжья или же заложить долгосрочную перспективу такого рода.
Своими административными границами Северный Кавказ непосредственно соприкасается с конфликтогенными зонами Закавказья и постоянно ощущает негативное воздействие с этого направления, в том числе за счет поступательного развития военных связей и сотрудничества непосредственных соседей (в первую очередь - Грузия и Азербайджан) со странами НАТО, продолжением расширения экономического и военно-политического присутствия в Закавказье нерегиональных государств. Все более отчетливо просматриваются перспективы приближения границ зоны ответственности НАТО к Кавказскому хребту.
Регион превращается в один из узлов международной напряженности, повышенного внимания и активности других государств мира, становится объектом острого стратегического соперничества мировых и региональных держав. Более 30 государств объявили Кавказ зоной своих интересов.
Именно Кавказ с его внутренними противоречиями в течение последних лет выступает в качестве источника новых масштабных угроз национальным интересам и безопасности России. Северный Кавказ - самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и национальной безопасности России. В этом регионе произошли и продолжаются вооруженные конфликты, один из которых - война в Чечне - стал самым разрушительным на территории бывшего СССР. Следует назвать также осетино-ингушское противостояние, острую социально-экономическую и политическую обстановку в Дагестане, этнополитическую нестабильность в Карачаево-Черкесии, проблемы Кабардино-Балкарии и Адыгеи и другие, менее масштабны, но тоже непростые проблемы.
С развалом Советского Союза на Северном Кавказе возникла проблема разделенных народов (осетины, лезгины), которая в определенной ситуации может приобрести довольно острое продолжение.
Северный Кавказ стал объектом проникновения и экспансии радикальных исламских течений. Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в центр международного терроризма. По оценке одного из журналов, именно здесь проходит испытания на прочность наш конституционный строй. Некоторые авторы считают Северный Кавказ "одной из несущих геополитических опор федерализма в России", а разрушение этой опоры способно произвести "эффект домино" на всем протяжении южной периферии страны с последующим обвалом здания российской государственности. C этим утверждением можно согласиться или нет, но не принимать его во внимание, очевидно, нельзя.
Ислам, как одна из наиболее молодых и агрессивных мировых религий ищет пути и возможности расширить границы своего влияния и господства. Население Северного Кавказа - это в основном (за исключением Осетии) мусульмане, получившие возможность для практически неограниченного общения с остальным миром ислама, куда проникают наиболее агрессивные движения и организации. Многие государства исламского мира, на территории которых берут свое начало радикальные идеи и движения, а также ряд западных стран полагают, что лучшим способом ограничения таких движений у себя дома является канализация их усилий, активности и разрушительного потенциала на периферию исламского мира или в такие нестабильные и по существу "бесхозные" зоны мира, каким является Кавказ, Центральная Азия или Балканы.
Религиозный экстремизм превращается здесь в реальную политическую и военную силу. Приверженцы радикальных исламских течений начали активно проявлять себя в Дагестане, Адыгее, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, не говоря уже о Чечне. Деятельность фундаменталистов стала распространяться и на некоторые регионы исконного православия. Исламский фундаментализм может перешагнуть границы Северного Кавказа и с ним всерьез столкнутся другие российские регионы традиционной мусульманской ориентации. Лидеры крайне радикального толка предпринимают попытки путем разжигания межнациональной и религиозной войны реализовать различные варианты нового территориального устройства региона, отделения национальных республик Северного Кавказа от России. Это реальная угроза федеративному устройству страны, ее безопасности и целостности.
Вызывает тревогу наращивание усилий ряда мусульманских государств, в первую очередь Турции, по оказанию влияния на тюркоязычное население регионов РФ, в том числе Большого Кавказа. Проявляя особую активность в этом направлении, Анкара стремится к реализации плана "Великий Туран", который предусматривает поэтапное вовлечение в сферу турецкого влияния не только кавказских республик, но также Татарстана, Башкортостана, Чувашии и др.
В настоящее время наиболее перспективным направлением воздействия на российских мусульман в Анкаре считают культурный и гуманитарный обмен. Именно эта сфера сотрудничества рассматривается как основной канал осуществления "идеологической экспансии" в субъектах РФ, как эффективный инструмент мониторинга развития общественно-политической обстановки в регионах, представляющих для Турции стратегический интерес.
В этом контексте следует рассматривать перспективу официального введения латинского алфавита, в частности в Татарстане, что придаст новый импульс духовной экспансии Турции в мусульманских регионах России и будет способствовать реализации далеко идущих геополитических устремлений Анкары.
В этом же контексте следует рассматривать усилия Турции в религиозно-просветительской сфере, в частности, обеспечении обучения в ряде медресе г. Дербента и некоторых других российских городов. Большую активность проявляет на территории Дагестана турецкая благотворительная организация "Торос", под эгидой которого в республике функционируют Международный дагестано-турецкий колледж с филиалами в городах Махачкала и Буйнакск, Международный восточный университет (г. Дербент) и другие. В Татарстане функционируют 8 татарско-турецких лицеев, материальное и кадровое обеспечение которых осуществляется в основном Турцией. Так, например, в лицее № 2 г.Казани из 25 преподавателей 16 - иностранцы. По некоторым оценкам, эти учебные заведения выполняют функцию опорных пунктов по распространению на Северном Кавказе и в других российских регионах идеологии пантюркизма и пантуранизма, стимулируют у слушателей стремление к национальной обособленности и сепаратизму.
Именно здесь на юге России возникла угроза национальной безопасности РФ, ее целостности и суверенитету, проявившаяся в, казалось бы, уже давно забытой форме агрессивного сепаратизма, выстраивающего свою стратегию на базе воинствующего национализма отдельных этнических групп населения и привнесенного в регион религиозного, главным образом исламского экстремизма в одном из его наиболее радикальных вариантах - ваххабизме.
Получило развитие быстрое размножение неформальных вооруженных групп и отрядов, широкое использование различными группировками и даже целыми народами неконституционных методов достижения корыстных целей, включая наиболее опасные их них - организацию собственных вооруженных формирований, массовый террор, возбуждение антиправительственных вооруженных выступлений, похищение людей с целью выкупа или продажи в рабство, масштабные и особо опасные экономические преступления (криминальный бизнес, печатание фальшивых денег, финансовые аферы, наркобизнес, разграбление природных ресурсов, контрабанда) и другие.
Одна из важных причин насилия и конфликтов - это утрата государством контроля над оружием и армейскими арсеналами, что позволило плохо обустроенной и недостаточно образованной части населения осуществить под воздействием идеологов национализма и религиозного экстремизма выход из правового пространства и бросить вызов основам государственного и общественного устройства.
На сегодня наиболее острой региональной проблемой для России остается проблема Чечни. По существу, она определяет ближайшее и более отдаленное будущее всего Северного Кавказа, и в определенном смысле, юга Российской Федерации в целом. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным Центром, обстановка в Чечне по-прежнему остается сложной и напряженной. Она характеризуется сохраняющимся дестабилизирующим воздействием на население и федеральные органы власти разрозненных банд боевиков и бандитского подполья, общим социально-экономическим кризисом, неблагополучием в положении беженцев и переселенцев, наличием достаточно острых противоречий между представителями отдельных звеньев власти в республике, отсутствием единой воли по наведению порядка и восстановлению разрушенного хозяйства.
Идет трудный, но, будем надеяться, необратимый процесс восстановления на этой территории федеральных законов и конституционных органов власти, налаживания взаимопонимания и взаимодействия ее ветвей, восстановления и обустройства мирной жизни.
Этот процесс должен осуществляться на основе единого замысла, когда усилия и воля государства, все включенные федеральные ресурсы подчинены достижению общей цели - возврату Чечни в рамки российского правового поля в соответствии с Конституцией РФ. На наш взгляд, серьезный вред могут нанести этому процессу попытки некоторых международных и российских политиков и общественных организаций, подтолкнуть российское руководство к прекращению антитеррористической операции в Чечне, началу политических переговоров, создать для Чечни особые условия государственного устройства.
На Россию оказывают мощное давление международные правозащитные организации, упрекая ее в неадекватности силового воздействия.
С большим трудом было восстановлено недавно право голоса России в ПАСЕ. В последнее время активизировалась деятельность различных международных правозащитных организаций, которые хотели бы предложить свой сценарий "умиротворения" Чечни, заставить Россию сесть за стол переговоров с боевиками. В декабре прошлого года в Пятигорске рядом международных организаций ("Миротворческая миссия на Северном Кавказе" и Международная организация FEWER - Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию) организовали круглый стол, на котором был принят ряд весьма сомнительных рекомендаций. Российским властям, в частности, предписывается обеспечение "самоопределение народа Чечни, включая государственный статус Чеченской Республики и высокую степень самостоятельности внутреннего управления", "сосуществование централизованных и местных правовых норм, прямые связи и право вхождения в международные организации и объединения", "сохранение суверенитета" Чечни. При этом делаются ссылки на некое "современное понимание федерализма", которое, по нашему убеждению, вообще размывает его основы. Только недавно была проделана и продолжается работа по приведению нормативных актов субъектов Федерации в соответствие с российской Конституцией, в том числе на основе решения Конституционного суда.
Наблюдается заметная активность чеченских боевиков, размещенных в Панкисском ущелье, куда со стороны Грузии перебрасывается оружие, индивидуальные средства ПВО, средства радиосвязи. Отдельные базы подготовки боевиков выдвинуты в район г.Телави. Грузинская сторона, несмотря на обещания, вряд ли способна самостоятельно ликвидировать размещенную здесь чеченскую группировку. В соседней Ингушетии разворачиваются дополнительные палаточные городки для приема беженцев. Обостряется ситуация в тех районах Дагестана, где компактно проживают чеченцы. По данным источников, с открытием горных перевалов (март-апрель) следует ожидать начала боевых действий чеченских боевиков с Панкисского направления, и в случае, если не будут предприняты упреждающие и действенные меры, возможна новая затяжная чеченская война.
Под видом различных гуманитарных и правозащитных организаций в регионе действуют люди, прибывающие сюда с иными целями, далекими от благотворительности.
Проблемы Большого Кавказа все чаще пытаются передать в руки тех, кто не хотел бы участия России в кавказских делах, кто хотел бы изолировать Кавказ от России, по крайней мере, снизить ее роль и ответственность за счет привлечения в регион таких организаций, как ОБСЕ, ЕС, ООН и т.д. Такой смысл, в частности, несет идея создания "Общего кавказского дома", активно поддерживаемая на Западе. Ее автором называют Э.Шеварднадзе, однако, этот замысел поддерживают и некоторые руководители субъектов Северного Кавказа. Смысл идеи заключается в превращении Кавказа в так называемый кавказский "общий рынок", создании конфедеративного субъекта международных отношений под патронажем Запада. В эту региональную общекавказскую организацию, по замыслу разработчиков проекта, должны войти, наряду с государствами Закавказья, северокавказские регионы как самостоятельные субъекты, то есть фактически без России. Реализация этой идеи - явный путь к отрыву Северного Кавказа от Российской Федерации. Имеется в виду, что посредством реализации суперпроекта "Общий кавказский дом" южная граница России будет отодвинута далеко на север, о чем только и мечтают западные стратеги. Воплощение в жизнь этого проекта уже началось в рамках глобалистских планов создания транспортно-сырьевого пояса Центральная Азия-Каспий-Кавказ-Черное море. Причем Россия остается в стороне от этих проектов.
Опасным для интересов Российской Федерации является и поддерживаемый рядом западных стран разработанный ОБСЕ Пакт безопасности и стабильности на Кавказе, в котором стать гарантами безопасности приглашаются США и ЕС.
Механизм создания Кавказского Пакта включает такие компоненты, как трехсторонняя инициатива ЕС-США-России по стабилизации региона; создание Контактной группы из 8 главных участников (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, ЕС, США, Иран, Турция) для продвижения переговоров по Пакту; разработка и заключение соглашения о безопасности в регионе под эгидой ОБСЕ; активизация региональной интеграции, создание Южно-Кавказского Сообщества ЮКС) и группы политических и экономических организаций, в том числе в межрегиональном формате Черное море-Кавказ-Каспий.
ЮКС предлагается формировать как многоуровневую конструкцию: создать Черноморско-Кавказско-Каспийский Политический Форум как переговорный "узел" по проблемам безопасности, границ, конфликтов; развить существующий механизм Организации экономического сотрудничества стран Черноморского бассейна за счет включения в нее ЕС как коллективного члена. В геополитическом плане вводится тревожная для России "новация" - Кавказский регион рассматривается экспертами ЕС не только как постсоветский и приграничный для России, но и пограничный для расширяющегося ЕС. В этой связи широко пропагандируемая концепция, согласно которой юго-восточная граница между Западом и Россией должна проходить по Кавказскому хребту, находит все большее понимание и поддержку в западных кругах.
В то время как Россия развивает кавказский диалог в формате "четверки", проект ЕС изначально делает акцент на формате "восьмерки" (3+3+2), то есть предлагает рассматривать Россию, наряду с ЕС и США в качестве внешних гарантов мирного процесса на Кавказе и подключением (+2) Турции и Ирана как второстепенных членов. Требование международного сотрудничества в решении проблем Кавказа обусловлено, по замыслу западных разработчиков, отсутствием у любой из ведущих мировых сил (Россия, США, ОБСЕ, ЕС, ООН, НАТО) универсального влияния для стабилизации обстановки. ЕС обещает "закачать" существенные экономические и гуманитарные ресурсы в регион в форме программ постконфликтного восстановления и помощи.
В целом проект отражает "вызревание" планов ЕС, США, а затем и НАТО по более активному участию в экономических и политических процессах на Кавказе. План ЕС опирается на принципы размывания суверенитетов, использования наднациональных механизмов международных отношений и разрешения конфликтов. Предлагаемая планом ЕС Кавказская региональная интеграция, создание сильной группы кавказских региональных организаций в формате Южное Кавказское Сообщество (нижний уровень) - Черное море-Кавказ-Каспий (второй уровень) следует рассматривать как альтернативу СНГ, что объективно ослабит реальное и потенциальное влияние России по каналам двусторонних отношений и по линии СНГ.
Передача, согласно плану, миротворческих операций в регионе (Абхазия, Южная Осетия) под эгиду ОБСЕ (а затем ЕС, США, и возможно НАТО, как того хочет Тбилиси) в сочетании с сокращением российских военных баз в Грузии означает ликвидацию правовых и практических оснований для российского военного присутствия в регионе. Предлагаемые планом региональная экономическая интеграция, создание зоны свободной торговли игнорируют механизмы СНГ и могут привести к ухудшению и без того слабых стратегических позиций в регионе.
Почему-то Запад считает "имперскими" даже весьма скромные попытки России отстаивать свои стратегические приоритеты на Кавказе, при том, что расширяющееся присутствие США и ЕС в Закавказье рассматривается в качестве непременного условия стабильности. На самом деле это условие не выдерживает никакой критики, поскольку приводит к нарастанию напряжения в отношениях России с государствами Закавказья, отягощению ситуации на Северном Кавказе, что никак не отнесешь к факторам безопасности.
Принцип "открытых дверей" и "равных возможностей", настойчивые попытки "интернационализации" кавказских проблем преподносятся западными государствами как незыблемая предпосылка стабильности. При этом как будто забывается, что Северный Кавказ, который в несколько раз превосходит по площади территорию Закавказья, есть неотъемлемая часть России и ее интересы на Кавказе должны быть представлены максимальным образом.
Говоря о стабильности на Кавказе, Запад рассматривает ее, прежде всего, как условие реализации своих собственных интересов в регионе, отводя при этом России как мощной кавказской державе не вполне адекватную ее статусу роль. В западных проектах систем безопасности Кавказа, которые поддерживают Тбилиси и Баку, в оправе из гуманитарной риторики содержится вполне конкретная идея - ослабить влияние российского государства на Кавказе, "защитить" кавказские республики от "агрессивной" России.
Забота о сохранении мира на Кавказе заканчивается сразу же, как только речь заходит о реализации задачи первостепенной для России важности - безопасности на южных рубежах, что особенно важно в условиях "разгерметизации" Черного, Каспийского, Азовского морей, превращающихся в геополитический фактор внешних угроз, в условиях прозрачных границ и чеченского кризиса, подогреваемого извне и негативно влияющего на соседние республики; в условиях обостряющейся борьбы за природные ресурсы и пути их транспортировки, в условиях приближения НАТО к южным границам России. Почему доктрина о "жизненно важных интересах" далекой Америки на Кавказе воспринимаются как должное, а ведение Россией в Чечне борьбы с международным терроризмом и сепаратизмом встречают осуждение в европейских структурах? Тогда почему не было соответствующей реакции в период натовской операции на Балканах?
Можно задаться вопросом: корректно ли вообще ставить вопрос о равноправии Запада и России в кавказских делах, тем более в вопросах безопасности. От России неизменно требуют признания приоритета наднациональных институций в том числе на российской территории, причем делается это все более активно и настойчиво. Запад настаивает на согласовании с ним любых шагов в Закавказье в рамках политики коллективных решений, зачастую невыгодных для России (пример - Стамбульский саммит октября 1999 года). Сам же Вашингтон реализует свои внешнеполитические устремления, в том числе военного характера, через механизм двусторонних отношений с Тбилиси, Баку, а в последнее время и с Ереваном, никого при этом не извещая. Ставя доктрину национальных интересов и безопасности выше всяких международных норм, Запад не позволяет этого делать России.
Вызывает опасение, что кавказские проблемы усилиями западных политиков, как это следует из Пакта стабильности, постепенно переходят в ведение искусственно раздуваемых транснациональных структур. В этом случае судьба региона будет решаться с помощью технической процедуры "демократического" голосования, где Россия вряд ли получит необходимое количество голосов для отстаивания своих интересов. Такое бесцеремонное по отношению к России поведение могло бы быть нейтрализовано только усилением собственного российского влияния в регионе, что в нынешних условиях и современных реалиях сделать весьма непросто. Понятно, что лучше иметь Кавказ в качестве надежного буфера, чем военно-политический плацдарм НАТО. После проведения на Балканах наглядной демонстрации того, как нужно отстаивать "высшие либеральные идеалы", Россия вправе сделать все, чтобы отбить у Запада всякую охоту даже помышлять о таком способе утверждения "демократии" по одну или другую сторону Кавказского хребта.