Международный терроризм: особенности проявления и пути военного противодействия

Лутовинов В. И.
доктор философских наук
Панин И.Н.
кандидат философских наук

Вынесенная на обсуждение проблема на рубеже тысячелетий приобрела особое звучание и значение. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить лишь как о локальном явлении. Однако, начиная с 80-90-х годов двадцатого века он уже стал феноменом мирового масштаба.

Терроризм сегодня - это не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Сейчас он представлен мощными структурами, располагающими современными средствами и технологиями в соответствии с масштабами их активности. По данным экспертов в настоящее время в разных странах мира действуют около 100 только крупных террористических организаций, поддерживающих между собой постоянные контакты. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористическую войну, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" и приложением капитала.

К данной проблеме приковано внимание влиятельных международных организаций и отдельных стран.

Как подчеркнуто в Хартии европейской безопасности, принятой 19.11.1999 года и являющейся по существу конституцией новой Европы, "все большую угрозу безопасности представляет международный терроризм", который во всех его формах и проявлениях, чем бы он ни мотивировался, остается совершенно неприемлемым. Это явление общественной жизни касается как развитых стабильных государств, так и стран, переживающих этап своего реформирования и становления на новом социально-политическом и экономическом фундаменте.

Военная доктрина Российской Федерации относит международный терроризм к числу основных внешних угроз военной безопасности страны и ее союзников. Здесь указывается, что данная угроза на отдельных направлениях не только не ослабевает, но и усиливается.

Серьезная озабоченность расширением масштабов терроризма, который стал ныне реальной угрозой национальной и коллективной безопасности каждой отдельной страны и всего содружества особенно на южных рубежах, была высказана на январской и ноябрьской 2000 г. встречах глав государств СНГ.

В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ "О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ" были поставлены серьезные задачи по выработке общих позиций и координации деятельности военных ведомств стран-участниц Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма.

О сложности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что до сих пор международному сообществу по различным причинам не удалось выработать общепринятого правового определения международного терроризма. Но такое определение необходимо, так как его отсутствие не позволяет создать международно-правовой основы договорного механизма эффективного коллективного противодействия этой угрозе национальной и коллективной безопасности.

Что касается терроризма внутригосударственного, то национальное уголовное законодательство практически каждой страны дает его четкую квалификацию. Международный же терроризм, несмотря на все возрастающее внимание к нему, остается во многом неопределенным явлением.

Многие ученые правоведы считают, что объективной причиной подобного положения является многообразие форм проявления и сложная структура данного преступления. Виной тому служат и причины субъективного плана. Ряд государств не желает связывать себя твердой формулой, способной стать препятствием для скрытой от мирового сообщества и собственного народа поддержки терроризма, использования его как средства достижении далеко идущих политических целей. Государственная поддержка терроризма прикрывается в таких случаях громкими декларациями.

До сих пор дают о себе знать и рецидивы недавнего идеологического противоборства двух общественных систем, когда поддержка национально-освободительного движения именовалась на Западе именно этим термином. Те же лица, которые явно осуществляют террористическую деятельность, облекают ее в благородные лозунги о борьбе за свободу и социальную справедливость.

Отечественные "Энциклопедический юридический словарь" 1999 года и словари международного права определяют международный терроризм как совокупность общественно опасных в международном плане деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Подобное определение односторонне и очень узко. Оно не дает полного представления о серьезной общественной опасности террора для всей системы международных отношений и мирового правопорядка.

Спецкомитет ООН и Комитет по международному терроризму, созданный Ассоциацией международного права на протяжении ряда лет вели теоретические дискуссии, но так и не пришли к единому мнению относительно определения этого понятия. Однако полезным в их работе было то, что данный вид деяний с использованием вооруженного насилия был признан противозаконным и особо опасным.

Создавая правовую основу системы мер противодействия международному терроризму, видимо, целесообразно идти по пути выявления его характерных черт, объектов преступных посягательств, субъектов, совершающих данные акции и целей, которые ими преследуются.

Основные характерные черты этого относительно нового и особо опасного преступления заключаются в посягательствах на мирное развитие международных отношений и основополагающие принципы международного права, в создании угрозы жизни политических и государственных деятелей, больших масс людей, которые под страхом смерти, страданий, материальных потерь принуждаются идти на уступки, если террористические акции не получают адекватного отпора. В этих действиях всегда присутствует прямой умысел осуществляющих их лиц, а также сторона, которая данные акции организует и спонсирует извне.

Международный терроризм посягает как на жизненные интересы мирового сообщества, так и на основные права и свободы людей. Его действия всегда пронизаны нетерпимостью и экстремизмом.

В качестве основных субъектов международного террора в настоящее время выступают:
радикальные политические движения;
экстремистски настроенные националистические и сепаратистские течения;
преступные мафиозные организации;
спецслужбы некоторых государств;
антидемократические политические режимы тоталитарного или полуфашистского толка.

Их выявление, как правило, не представляет сложной проблемы.

Более трудной представляется идентификация объектов преступного воздействия, так как видимые акции террористов направляются против жизни, здоровья, имущества, свободы случайных лиц или их персонально неопределенных групп. Они выражаются в бессмысленном разрушении или уничтожении тех или иных предметов и сооружений. Однако за всем этим скрываются более масштабные и даже глобальные цели:
внутренняя и внешняя безопасность той или иной страны или коалиции государств;
конституционные основы их общественного и государственного строя;
дезорганизация государственного управления;
нанесение значительного экономического ущерба;
возбуждение общественного внимания, запугивание населения и представителей власти, пропаганда своих воззрений;
профессиональные свойства силовых структур, их способность противодействовать террору.

Как любое умышленное преступление терроризм предполагает наличие преступника и жертвы, но в нем есть еще и третья сторона - общественность или органы власти, к которым апеллируют террористы. Жертвы их не интересуют, они - лишь средство для достижения более значимых целей. Отсюда идет неоправданная жестокость, массовый характер невинных жертв, гибель случайных людей.

Говоря о причинах все более широкого распространения террористических действий, угрожающих странам Содружества, необходимо указать на комплекс взаимообусловленных факторов.

1. Причины международные, среди которых ведущее место занимают всеобщие процессы глобализации, в различной форме затронувшие практически все государства мира, а также явно выраженная тенденция развития однополюсной системы внешнеполитических отношений, пришедшей после распада СССР на смену двухполюсного мира.

В этих условиях терроризм, еще недавно используемый сверхдержавами в политических и идеологических целях, оказался "бесхозным", предоставленным самому себе, что неминуемо привело к выдвижению лидерами террористов собственных амбициозных политических целей, а также к самоорганизации и осуществлению тесной координации деятельности различных его ветвей.

Не ушли в прошлое планы дальнейшей дезинтеграции самостоятельных государств (к примеру, известная концепция евразийской "великой шахматной доски" З.Бжезинского) и вовлечения их в орбиту сохранившейся мировой сверхдержавы и новых региональных лидеров.

Нельзя сбрасывать со счетов и активизацию, начиная со второй половины 20 века, на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Африки этно-религиозного терроризма под знаменами радикального ислама, а также перенос деятельности экстремистских религиозных организаций непосредственно на территорию стран СНГ.

2. Причины внутренние, имеющие практически общий характер для всех стран СНГ. К ним относятся:

своеобразный исторический путь России, которому были присущи острые всплески политического терроризма, особенно в 19-20 веках;

распад СССР и последующий за этим глубокий системный кризис, охвативший все сферы общественной жизни образовавшихся независимых государств;

широкий, проходящий в самых острых формах передел собственности, в который активно были включены партийно-бюрократические круги, новая национальная буржуазия, духовные лидеры народов, представители организованной преступности;

активизация борьбы за политическую власть на основе эгоистических интересов тех или иных социальных слоев, групп и организаций;

маргинализация и обнищание значительной доли населения, обращение отдельных граждан, групп населения, общественных объединений к практике использования террористических методов в порядке протеста ущемлению их прав и законных интересов, проявлению коррупции и злоупотреблениям чиновничества;

обострение межнациональных противоречий на почве взаимных территориальных претензий, действительного или мнимого ущемления прав, социального статуса или роли отдельных этносов и наличие стойких очагов межэтнических конфликтов;

распространение сепаратистских настроений и тенденций, порожденных прошлыми и настоящими ошибками политических руководителей центра, ставшими объектами спекуляций для создания образа врага;

обвальный рост преступности, ее экономической и финансовой мощи, вооруженного потенциала, что привело к претензиям криминала на свою долю в политической власти;

ослабление и утрата системности административно-правовых режимов и их неадекватность террористическим и иным криминальным угрозам (отмена прописки, ослабление режима охраны важных объектов, рост масштабов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, неконтролируемость миграционных потоков, снижение эффективности охраны государственных границ и пр.);

слабая эффективность деятельности властных и правохранительных органов, их дезорганизация, а порой и целенаправленное разрушение с использованием административно-экономических механизмов, происходящее на фоне неразвитости институтов гражданского общества;

широкое распространение насильственных методов решения экономических, политических, социальных и культурных проблем различных слоев населения, культ жестокости, широкое распространение незаконных вооруженных формирований, длительное сохранение конфликтных ситуаций с систематическим использованием вооружений (Чечня, Дагестан, Абхазия, Карабах, Ферганская долина и т.д.);

процессы моральной деградации общества, деформации правосознания, правовой нигилизм.

Отличительными особенностями современного терроризма, представляющего реальную угрозу национальной и коллективной безопасности государств-участников СНГ являются:

формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями акций;

возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть;

проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры;

создание разветвленной сети центров и баз по подготовке боевиков, а также сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, для финансирования и всестороннего обеспечения их операций;

концентрация финансовых ресурсов в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием;

использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств;

использование и создание конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

Всесторонний анализ состояния причин данной проблемы и условий, в которых она разрешается, позволяет сделать прогноз о дальнейшем усиление агрессивности, организационно-тактического потенциала и профессионального уровня международного терроризма за счет приобретения опыта проведения крупномасштабных и дерзких акций, совершенствования специальной подготовки террористов как на собственной территории стран СНГ, так и за ее пределами, за счет активного использования наемничества, тесного смыкания политических терррористических структур с преступными сообществами, а также использования ими иных форм политического противоборства. Пропагандистским прикрытием подобных акций будет широкое распространение лозунгов "национально-освободительной борьбы" против имперской политики на этнической и лжедемократической основе.

В ближайшем будущем терроризм будет распространяться в различных формах, в том числе с использованием летательных аппаратов и ракет различного класса, лекарственных препаратов и ядов для отравления продуктов и источников питьевой воды, применением химического оружия, различных типов мин. Особую опасность представляет угроза нанесения ущерба ядерным объектам, АЭС, попытки захвата различных образцов оружия массового уничтожения, подрыва зарядов большой мощности в общественных местах, возможное разрушение плотин и иные акции, способные привести к экологической катастрофе.

В последние годы вызывает все большую опасность компьютерный, информационный и психологический терроризм, расцвет которых переживает сейчас на себе видимо каждый гражданин. Отсутствие систематического противодействия подобной деятельности способствует распространению и закреплению в массовом сознании идеи применения насилия как высокоэффективного и допустимого средства достижения целей.

Международные связи в данной сфере в последние годы все более активизируются. В декабре 1994 года Генеральная ассамблея ООН приняла специальную Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, которая формулирует основные принципы сотрудничества государств и их региональных объединений по пресечению подобных преступлений, создающих угрозу конституционному строю государств и грубо попирающих основные права человека. К ним относятся:

безоговорочное осуждение как преступных всех актов, методов и практики терроризма, какими бы соображениями (политическими, философскими, идеологическими, расовыми, этническими, религиозными или любого другого характера) они не оправдывались, где бы и кем бы они не осуществлялись;

обеспечение задержания, судебного преследования или выдачи с целью обеспечения неотвратимости наказания лиц, совершивших данные преступления;

воздержание от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, недопущение использования собственной территории для создания баз и лагерей террористов;

заключение специальных соглашений на двухсторонней, региональной и многосторонней основе и пр.

Исходя из опасности, которую представляет терроризм для каждой суверенной страны и Содружества в целом, для обеспечения необходимой эффективности борьбы с международным терроризмом требуется целенаправленное воздействие всех государственных и общественных институтов на комплекс факторов, его порождающих и благоприятствующих широкому распространению.

Основными стратегическими задачами, возложенными на военные ведомства выступающие в ряде случаев основными субъектами противодействия данному международному преступлению, могут быть:

анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма в государствах-участниках СНГ, а также за их пределами;

выработка предложений Совету глав государств Содружества о направлениях развития сотрудничества в данном направлении;

участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, которая соответствовала бы оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;

координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также с использованием средств массового поражения;

объединение сил и средств в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;

проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формированию у граждан террористических намерений и настроений.

За короткое время нам удалось накопить ценный опыт организации совместных мероприятий по борьбе с терроризмом по линии военного сотрудничества преимущественно на Центральноазиатском направлении.

На регулярной основе начали проводиться консультации министров обороны Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана по выработке согласованных мер в деле обеспечения стратегической стабильности в Центральноазиатском регионе.

Так, в связи с крайне напряженной обстановкой, сложившейся на юге Ошской области Киргизии, 15 сентября 1999 года в ходе этих консультаций были сделаны следуюшие выводы:

масштабные выступления религиозных экстремистов-ваххабитов являются не только фактором, дестабилизирующим обстановку в регионе, но и новым геополитическим вызовом государствам Содружества и мировому сообществу в целом;

эти акции представляют из себя часть хорошо спланированных действий международных террористических группировок и им необходимо противопоставит жесткие адекватные меры;

любое промедление в помощи Киргизии могло привести к эскалации конфликта и переброске в другие государства региона (таковая, прежде всего военно-техническая, была оперативно оказана).

В ходе консультаций был согласован замысел коалиционных КШУ "Южный щит Содружества-99" с привлечением войск, которое реально прошло с 27 октября по 2 ноября 1999 года. На учениях удалось проверить механизм реализации региональных и двухсторонних договоров и соглашений по вопросам обеспечения совместной безопасности, определить и апробировать приемы и методы совместной работы органов управления, способы практических действий войск и сил государств региона при подготовке и в ходе боевых действий.

Аналогичное учение было проведено в период с 28 марта по 3 апреля 2000 года. На нем особое внимание уделялось отработке взаимодействия при проведении контртеррористической операции. Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе данного учения удалось выработать универсальный механизм реагирования на любые вызовы и кризисные ситуации, в каком бы регионе Содружества они не возникали.

16 марта 2000 года были проведены очередные консультации, на которых обсуждалась ситуация на севере Афганистана и ее влияние на стратегическую стабильность в Центральноазиатском регионе. По итогам работы подписан Протокол о намерениях.

Значительным шагом на пути укрепления сотрудничества в данной области явилось принятие на заседании Совета глав государств-участников СНГ 21 июня 2000 года в Москве Программы по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, Сейчас она находится в стадии подготовки к ратификации в национальных парламентах. Данный политический документ нацеливает все государства Содружества на проведение ежегодных совместных учений и решение других практических задач по противодействию новой угрозе.

Программа предусматривает создание надежной договорно-правовой основы коллективных действий, осуществление комплекса организационно-практических мероприятий, а также мер по их информационно-аналитическому, кадровому, материально-техническому, финансовому и научно-методическому обеспечению.

В октябре 2000 года на встрече в Бишкеке было подготовлено Заявление Глав государств-участников ДКБ в связи с угрозами безопасности в регионе Центральной Азии. В нем еще раз было выражено твердое намерение участников Договора объединить усилия в борьбе с религиозным экстремизмом и международным терроризмом. Здесь же был рассмотрен и утвержден План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности на период 2001-2005 годов, определяющий практические меры по созданию региональных и субрегиональных компонентов общей архитектуры системы коллективной безопасности.

Юридической основой для создания коалиционной группировки войск (сил), выделяемых для ведения совместных действий, стало Соглашение о статусе формирования сил и средств системы коллективной безопасности.

Важное практическое значение имеет создание по решению Глав государств-участников СНГ в ноябре 2000 года Антитеррористического центра содружества, который явится постоянно действующим специализированным отраслевым органом, предназначенным для обеспечения координации взаимодействия компетентных структур в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Предусмотрено тесное взаимодействие АТЦ с Советом министров обороны по решению ряда задач, прежде всего по выработке предложений Совету глав-государств СНГ и другим органам о направлениях развития сотрудничества в этой сфере, обеспечению взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ, сбору анализу поступающей информации.

Предстоит серьезная работа по формированию специализированного банка данных:

о международных террористических организациях, их лидерах и причастных к ним лицах;

о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма;

о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

Кроме того, АТЦ будет участвовать в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, разработке моделей и осуществлении комплексных операций, организуемых по решению Совета глав государств-участников СНГ, содействовать в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в этих мероприятиях.

Сотрудничество военных ведомств с центром позволит координировать усилия в создании системы законодательных актов и иных нормативных документов, международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом.

Характеризуя общее состояние дел на этом направлении нашего сотрудничества мы должны четко видеть и нерешенные проблемы.

Прежде всего необходимо указать на отсутствие как национальных, так и коллективной Концепции (доктрины) борьбы с терроризмом, в которой содержались бы стратегические установки и характеристика политической линии, предусматривались основные подходы к формированию механизма эффективного ее проведения.

Требует дальнейшего развития правовая база. Требуется надежное юридическое закрепление условий, при которых возможно привлечение Вооруженных сил к проведению контртеррористических операций, мероприятий и акций, а также определение возможных задач войск.

Весьма остро стоит вопрос комплектования и подготовки оперативно-боевых подразделений противодействия террору.

Серьезные проблемы существуют в сфере материально-технической оснащенности и вооружении привлекаемых для решения указанных задач войск и сил.

Не создана эффективная система информационно-пропагандистского сопровождения антитеррористических операций.

Борьба с терроризмом в основном ведется в режиме рефлексивного реагирования на имеющие тяжелые последствия факты его проявления.

И все же, в заключении представляется возможным сделать вывод о том, что совместная работа военных ведомств по противодействию международному терроризму действительно началась и переведена из области намерений в практическую плоскость. На этом направлении встречаются довольно серьезные препятствия и преграды. Но лишь объединенные усилия дадут вполне реальные плоды, которые воплотятся в создании эффективной системы военной безопасности каждого государства и Содружества в целом.