Проникновение криминала во власть. Аналитический доклад.


От редакции: аналитический доклад подготовлен экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок "Вектор". С небольшими сокращениями он был опубликован в журнале "Президент.Парламент.Правительство", июнь 2000.

Проблема проникновения криминала во власть должна рассматриваться в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, усилия криминалитета по проникновению во властные структуры представителей уже сформировавшихся преступных группировок с тем, чтобы с позиции власти обеспечить или облегчить достижение своих преступных целей. Во-вторых, криминализация самой власти, то есть вовлечение в преступную деятельность, уже существующих государственных структур. Это явление известно в большей степени как коррупция. Коррупция есть ни что иное, как одна из форм преступности, в которой участвуют те, кто связан с принятием государственных решений. Коррумпированная власть, как власть криминальная, сама создает условия для проникновения в нее преступного элемента, развития и благоприятного существования различных форм преступности, взаимодействуя с ними. Сращиваясь, эти два явления в России достигли невиданных масштабов и превратились в серьезную общегосударственную проблему. Свыше 70% участников социологических опросов согласны с утверждением, что Россия может быть причислена к числу наиболее коррумпированных и криминальных государств. Подводя печальные итоги, в частности 1998 г., Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: "1998 год россияне прожили в безумном мире, где отсутствовала нравственность, господствовали волчьи законы, где брат грабил брата, а ложь и обман стали нормой поведения".

Криминал набирает силу

Отказ от традиционных форм хозяйствования и идеологии, растаскивание под видом приватизации народной собственности, хаотичное вхождение страны в "дикий" рынок, быстрое и беспорядочное изменение правил игры породили ситуацию, в которой наиболее удобно чувствовал себя криминальный элемент. В этих условиях он начал молниеносно размножаться и набирать силу. Не имея на начальном этапе намерений участвовать в политике, криминальный мир предпринял усилия для упрочения своего положения прежде всего в экономическом секторе. Тем более, что этому способствовала рыночная анархия, организованная новыми реформаторами.

Открылись многочисленные возможности и бреши для незаконного и преступного обогащения. Расхищение невиданного до тех пор объема денежных средств и поглощаемая незаконной деятельностью доля национального богатства достигли невиданных масштабов. В период 1992-1999 гг. незаконно за пределы России было вывезено до 200 млрд. долл., что существенно превышает государственный долг. В настоящее время отток капитала составляет 12-20 млрд. долл. ежегодно.

Созданный наспех рынок, этот "универсальный саморегулятор" в российских условиях саморегулироваться не захотел. Расплодившиеся же частные предприятия, компании, фирмы, возникшие на неподготовленной почве и в условиях отсутствия рыночных традиций и каких-либо вразумительных законов, потащили за собой немалый шлейф проблем, решить которые оказалось не под силу ни чиновникам, ни адвокатам, ни правоохранительным органам, которые сами были не прочь под шумок половить рыбку в мутной воде. За их решение, и не без успеха, взялись крутоплечие ребята, создавшие многочисленную и разветвленную сеть посреднических фирм, систему контроля и распределения товарных и финансовых потоков, охранных "крыш", поделившие на зоны ответственности практически всю страну и ее ресурсы.

Регулируемые таким образом кооперативы вырастали в солидные фирмы, компании и консорциумы, малые предприятия становились большими. Рядом с предприятиями создавались акционерные коммерческие банки. Появлялась материальная и финансовая независимость, перерастающая в финансовую власть. Собственность надо было охранять. Поэтому вместе с недвижимость разрастались и крепли криминальные охранные структуры, которые уже невозможно было отделить от самой фирмы, предприятия, банка. Таким образом, сформировалась целая армия охранников, в которой самым странным образом оказались задействованы и действующие кадры МВД, и отставники силовых ведомств, и "братки" с уголовным прошлым.

На фоне российских квазирыночных реформ произошли серьезные метаморфозы и в самой криминальной среде. Были попраны воровские законы, забыт "общак", пересмотрена иерархия, неприкасаемые преступные авторитеты превратились в мишень новоявленных "отморозков". Расправа чинилась с особой жестокостью. Набрали вдруг силу и вышли из- под контроля признанных уголовных авторитетов представители самой низшей и презираемой рецидивистами уголовной специальности - рэкета. Эта сфера уголовной деятельности разрослась до таких масштабов, что стало возможным говорить о формировании паразитирующей на чужой прибыли целой армии, состоящей из хорошо тренированных и вооруженных "бойцов", напрочь оторванных от какой-либо созидательной деятельности. Это не подконтрольное никому криминальное новообразование стало по сути параллельным независимым криминальным сообществом, претендующим на власть. О размахе действий и колоссальном влиянии подобных группировок можно судить по публикациям в прессе. Одно из них, в частности, о деятельности новокузнецкой банды Лабоцкого-Барыбина-Никонова, сформированной из спортсменов, не имевших ранее неприятностей с законом. В считанные месяцы они создали настольку мощную и безжалостную преступную группировку, что перед ней трепетали не только рядовые коммерсанты, но и матерые воры в законе. Подчинив своему влиянию криминальный Новокузнецк они перебрались в столицу, где вскоре заняли одно из первых мест в столичном преступном бизнесе, промышляя не только коммерцией и рэкетом, но и организуя заказные убийства. Их "услуги" были востребованы, от заказчиков не было отбоя.

Этот период новейшей российской истории связан с жесточайшей борьбой за передел собственности и сфер влияния в самом криминальном сообществе. Неприкасаемая некогда каста "воров в законе", которая кстати принципиально была в стороне от политики и не вступала в конфликт с властью на политической почве, превратилась в настоящую "капеллу смертников" от рук тех, кто не желал жить по прежним уголовным законам.

Очевидная неспособность (или нежелание) соответствующих государственных институтов обеспечить последовательное развитие общества в новых условиях позволила набравшим силу и организационно оформившимся криминальным структурам основательно врасти в российскую экономику, деформировав ее привнесенными криминально-силовыми компонентами - принудительной "охраной", выбиванием долгов, устранением конкурентов, оказанием давления на партнеров и т.п.

Цифры криминальной статистики, приведенные в сентябре минувшего года на брифинге в МВД, наглядно иллюстрируют существующие тенденции в сфере экономической преступности. По итогам 7 месяцев 1999 года число выявленных преступлений экономической направленности увеличилось более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 197 тысяч. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений.

Статистика фиксирует стремительные темпы роста проявлений мошенничества (почти на четверть), должностных преступлений, в том числе взяточничества (+21%), в сфере внешнеэкономической деятельности (+36%), преступлений на потребительском рынке (+17%) и кредитно-финансовой системе (+16,6%).

Предметом особого интереса преступного мира остается процесс приватизации, о чем свидетельствует увеличение преступлений в этой сфере в полтора раза. Более чем на треть увеличилось количество выявленных фактов подкупа в коммерческих структурах. Возросла доля направляемых в суд дел по тяжким преступлениям, которая составила 69%. Только в текущем году в суды направлены уголовные дела более чем по 60 тысячам тяжких преступлений. К уголовной ответственности привлечено около 28 тысяч человек.

Разрабатывается проблема так называемых "мертвых денег" - векселей неплатежеспособных банков, которыми преступники-владельцы собственности пытались расплатиться с государством по акцизам на общую сумму 1.5 миллиарда рублей. О размахе преступной деятельности говорят цифры: всего в эту аферу было втянуто несколько коммерческих банков и 44 региона России.

В Красноярском крае выявлено 64 преступления экономической направленности, ущерб по которым составил около 10 млрд. деноминированных рублей. Расследуются, например, уголовные дела, возбужденные в отношении руководителей ОАО "Красноярский алюминиевый завод", ОАО "Красноярский завод комбайнов", в результате чего нанесенный государству ущерб, по самым скромным подсчетам, составил около 225 млн. долларов США.

Аналогичные мероприятия проводятся в г. Находка Приморского края, где с июня этого года выявлено и пресечено 23 преступления в сфере экономики. Материальный ущерб государству и другим собственникам составил почти 240 млн. рублей.

По словам замминистра внутренних дел Петра Латышева, большой размах приобрели факты невозвращения в Россию валютной выручки при внешнеторговой деятельности. Только в новороссийском порту, через который проходит 40% грузопотока страны, незаконный отток валюты за год составляет один млрд. долл. В результате нарушений при сдаче в аренду объектов в морских портах ущерб для государства составил свыше 200 млн. долл. Не вызывает сомнения, что подобные масштабы злоупотреблений стали возможны только при участии или попустительстве властей, имеющих от преступных деяний свою долю прибыли.

К уголовной ответственности привлекаются руководители акционерных обществ "Находкинский морской торговый порт" и "Золотая долина", похитившие путем подлога документов соответственно 995 тыс. долларов США и 180 млн. рублей.

Сложной остается криминогенная ситуация в сфере экономики в Республике Дагестан, других республиках Северного Кавказа. Сотрудниками органов внутренних дел Дагестана и членами следственно-оперативной бригады МВД России с сентября 1998 года возбуждено более 100 уголовных дел, в том числе 15, имеющих большой общественный резонанс. В период работы бригады МВД за хищения бюджетных средств в особо крупных размерах к уголовной ответственности привлечено 11 должностных лиц органов власти и управления республики, в том числе три руководителя районных администраций. Расследуются обстоятельства хищений 43 млн. рублей пенсионных денег, совершенных бывшим руководителем Пенсионного фонда в Республике Дагестан.

Некоторые сферы деятельности преступного мира способны вызвать особую общественную напряженность. Это касается в первую очередь таких сверхприбыльных отраслей, как обеспечение нефтепродуктами, электроэнергией, продовольствием. С начала года возбуждено 3,5 тыс. уголовных дел, связанных с преступлениями в нефтяном бизнесе. Проведено свыше 30 тыс. профилактических мероприятий, выявлено 8 тыс. 200 административных правонарушений, по которым взыскано штрафов на сумму около 8 млн. рублей. Так, по материалам проверки ряда компаний, осуществляющих оптовые поставки нефтепродуктов в Санкт-Петербург, УБЭП ГУВД возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, по факту установления ими монопольно высоких цен на ГСМ.

Привлекается к уголовной ответственности преступная группа, которая на протяжении длительного времени похищала нефтепродукты с территории Якутской нефтебазы. Ущерб от ее деятельности составил более 15 млн. рублей. Во время топливного кризиса участились случаи хищений нефтепродуктов даже из государственного резерва. В настоящее время проводится расследование по факту хищения из госрезерва мазута на сумму 4 млн. рублей руководителем одного из предприятий Красноярского края.

Только в текущем году подразделениями БЭП МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации осуществлено около 1,5 млн. проверок предприятий всех форм собственности, производящих и реализующих этиловый спирт и алкогольную продукцию. Выявлено свыше 300 тыс. фактов правонарушений. Возбуждено более 5 тыс. уголовных дел. Из незаконного оборота изъято свыше 550 тыс. декалитров спирта и около 2 млн. декалитров алкогольной продукции, опасной для жизни и здоровья потребителей. Выявлено более 500 преступных группировок, занимавшихся незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Пресечена деятельность около 3 тыс. "подпольных цехов" и кустарных производств по изготовлению алкогольного суррогата. В результате принятых мер увеличились легальные объемы производства и реализации алкогольной продукции, что обеспечило рост поступления акцизов в бюджеты всех уровней более чем на 85%, а в федеральный бюджет - в два с лишним раза и составила почти 5 млрд. рублей.

Слабо защищенными от преступных посягательств оказались бюджетные средства. Так, ведется уголовное дело в отношении руководителей КБ "Пресня-Банк", которые, используя поддельные документы, завладели 16 млн. долларов США, выделенных из федерального бюджета для развития золотодобычи Чукотского автономного округа. В ходе проведенных обысков в офисе и хранилище КБ "Пресня-банк" изъято 68 кг золота в слитках.

Остается крайне криминализированной кредитно-финансовая сфера. Расследуются уголовные дела в отношении руководителей коммерческих банков КБ "Медстройинвестбанк", АКБ "Московский национальный банк" по факту хищения на сумму 130 млн. долларов США, ПКБ "Единство" по фактам присвоения бюджетных средств и средств вкладчиков в размере нескольких десятков млрд. неденоминированных рублей и свыше 146 млн. долларов США.

Объектом пристального внимания МВД остается борьба с легализацией преступных доходов. Недавно созданным Межведомственным центром по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, при МВД России совместно с ГУВД г. Москвы пресечена на стадии покушения преступная деятельность высокопоставленного сотрудника Российского национального коммерческого банка, который, используя свое служебное положение, направлял в ряд зарубежных банков фиктивные финансовые документы, содержащие банковские обязательства перед юридическими лицами, не являющимися клиентами РНКБ. В результате проведенных мероприятий предотвращено хищение 113 млн. долларов США. Возбуждено и расследуется уголовное дело.

В число приоритетов деятельности в настоящее время входит борьба с этническими преступными группами, осуществляющими незаконную деятельность в различных сферах экономики. ГУБЭП организует наступательную работу по пресечению проникновения в экономику организованных этнических группировок. Первые итоги этой работы показывают, что положение дел очень серьезное и в столичном регионе, и в целом по России. Установлены факты криминальной приватизации и передела собственности с помощью шантажа, запугиваний, захвата заложников. Значительный вклад в криминализацию экономики вносят, так называемые, "фирмы-однодневки", создаваемые для осуществления одной-двух противозаконных финансовых операций, занимающиеся генерацией "черного нала", годами не сдающие балансовые отчеты и не уплачивающие обязательные платежи в бюджет. Таких лже-фирм около 20 процентов от всех хозяйствующих субъектов.

Приведенные примеры показывают размах и масштабы преступного бизнеса, разнообразные сферы участия криминального мира в преступной деятельности. Разбойный промысел на больших дорогах российского бизнеса оказался настолько прибыльным, что полученные средства стали перетекать в сферу уже занятого элитного бизнеса (энергоносители, крупные финансовые проекты, высокие технологии, экспорт стратегического сырья и вооружений и т.д.). Обозначилось жесткое противостояние между теми, кого называют "баловнями приватизации", и новыми честолюбивыми конкурентами, считающими себя несправедливо обойденными при дележе собственности, когда-то считавшейся общенародной. Тогда в середине 90-х в ходе "великой криминальной войны" за новый передел собственности на глазах всего общества и государства, по сути прилюдно решался главный вопрос: кому достанется контроль над бывшими государственными монополиями, откроется доступ к бюджетным потокам и выходу на мировые рынки. То был жестокий и бескомпромиссный конкурс на замещение вакансий государства в наиболее прибыльных и высокорентабельных областях экономики, в том числе, возможно, на право поставок вооружений и другого имущества чеченским боевикам.

Характерно, что качественные характеристики сегодняшней экономической преступности, разительно отличаются от экономической преступности 10-летней давности. По оценке специалистов и экспертов МВД, наиболее характерными ее чертами являются: высокая степень организованности и коррумпированности; жесткая конкурентная борьба за сферы влияния между различными преступными группировками; масштабность хищений и злоупотреблений; использование легального бизнеса для прикрытия криминальной деятельности; тесные межрегиональные и международные связи; установление контроля над объектами экономики и даже отдельными отраслями; наличие коррупционных связей в эшелонах власти и политических сферах, попытки вхождения во властные структуры всех уровней.

В новом российском обществе всем стали править деньги, однако в новом контексте конкуренции одних лишь денег оказалось недостаточно для того, чтобы завоевать рынок или получить незаконные льготы. Криминалитет это понимает так же отчетливо, как и коррумпированная власть. Поэтому на повестку дня для него встал вопрос о поиске путей для входа во влиятельную сеть, для того чтобы иметь возможность не только патронировать финансовые и ресурсные потоки, экспорт-импорт, отрасли экономики или отдельные ключевые предприятия и т.д., но и определять экономическую политику страны в целом, ее приоритетные направления, сферу геополитики и геоэкономики.

Что же противопоставило государство этому, как теперь принято говорить, "беспределу"? Сегодня, когда диапазон интересов теневой экономики от сутенерства и нелегального производства алкогольных суррогатов расширился до контроля над ключевыми отраслями экономики и перевода за рубеж капиталов, соизмеримых с рамерами национального бюджета, видимо, необходимость согласиться с оценками отечественных и зарубежных наблюдателей, считающих, что в России преступность достигла таких масштабов, что поставила под угрозу сам факт существования государства.

По существу, криминал уже обладает огромной властью, по крайней мере, экономической и финансовой. Теневая экономика - это криминальная экономика и большие деньги, в том числе огромные суммы наличных средств, которые зачастую многократно превосходят скудные местные бюджеты. А большие деньги дают большую власть. По признанию МВД, в настоящее время криминальными структурами контролируется в той или иной степени до 50% частных фирм и компаний и примерно такой же процент высокоприбыльных предприятий, находящихся в государственной собственности. По существу произошло то, что следует назвать утратой контроля за экономической ситуацией. В этой связи возникает и другой не менее важный вопрос, на который мы пытаемся найти ответ: в какой степени подобная ситуация выгодна тем, кто непосредственно находится у государственного руля? Кто они: ее авторы, соучастники или безвольные созерцатели? Бездеятельность для государственного деятеля равносильна преступлению.

Причин, почему МВД, прокуратура, ФСБ, налоговые инспекция, полиция и другие силовые структуры, находящиеся под непосредственным руководством главы государства, оказались не в состоянии эффективно противостоять процессам криминальной эрозии общества, специалистами называлось немало. Наряду с объективными причинами, такими как финансовые трудности, слабая нормативно-правовая база, кадровые проблемы, существенную роль играют и привнесенные субъективные обстоятельства. Во всяком случае, нынешнее состояние государственной безопасности, в том числе координация деятельности силовых структур, вполне можно отнести к прямым последствиям именно такого рода обстоятельств.

Отсутствие реальной борьбы с условиями, искореняющими преступность, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. Преступность в таких условиях успешно овладевает не только экономикой, но и политикой. В результате обществу наносится невосполнимый ущерб. Разрушаются демократические институты, резко снижается эффективность экономики. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Преступность, овладевшая властью, превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

От коррумпированного государства до криминального - один шаг

Серьезные специалисты склонны считать, что главными предпосылками проникновения преступности во власть является слабость государства как института власти и его крайняя коррумпированность. Страну обескровила коррупция. Так считает профессор В.Романов, который, анализируя ситуацию, опирается на материалы социологического исследования, проведенного на кафедре государственной службы и кадровой политики РАГС. 72 % экспертов, принимавших участие в опросе и 50% респондентов считают, что "власть становится зависимой от преступников". Падение в связи с этим доверия населения к власти отмечают 46% опрошенных. 67% указывают на то, что коррупция разрушает провозглашенную конституцией РФ установку на строительство в России демократического, правового и социального государства. Она способствует коррупционному перераспределению средств, добытых преступным путем. В последние годы государство не только теряло свою способность распознавать и стратегически предупреждать угрозы обществу, порождаемые дикими рыночными отношениями, но и само становилось участником этих отношений, превращая свои функции в предмет купли-продажи. Купленная государственная власть не может быть защитницей общества. Она начинает обслуживать тех, кто платит не налоги, а оплачивает услуги отдельных чиновников.

Коррупция в России - это не разрозненные случаи коррумпированных отношений, а эпидемически распространившийся в социальной практике процесс. Число возбужденных уголовных дел против коррумпированных политиков и чиновников сегодня составляет около 3 тысяч. А по заявлению бывшего главы МВД А.Куликова, правоохранительным органам удается фиксировать лишь не более 4% случаев коррупции.

По утверждению специалистов, базисным фактором, порождающим коррупционный спрос, является зависимость формирующегося предпринимательства от государства. Сфера государственного вмешательства охватывает такие сферы как приватизация государственной собственности; распределение бюджетных сфер и кредитование; предоставление эксклюзивных прав - льгот, в том числе по экспорту и импорту, налогам, лицензированию и т.д. К этой же категории следует отнести такие коррупционные рычаги, как отсрочка платежей, предоставление льгот заемщикам бюджетных средств, продление кредитных договоров, предоставление государственных гарантий, бюджетные преференции.

Банковская сфера также стала той сферой, где коррупция пустила глубокие корни. Здесь фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток и от традиционных конвертов с наличностью перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и другим более утонченным формам благодарности.

Размах лихоимства в России достиг своего критического предела, за которым вполне отчетливо проступают черты криминального государства. По уровню коррупции Россия стала рядом с самыми неблагополучными странами. Ниже нас только Колумбия, Боливия и Нигерия. Согласно исследованиям зарубежных ученых, Россия занимает одно из первых мест в мире по коррупции при подписании контрактов с зарубежными компаниями.

По оценке специалистов, экономические последствия коррупции ведут к расширению теневой экономики - вотчине преступного мира. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, нарушаются конкурентные механизмы рынка, побеждает не тот, кто эффективно управляет экономикой, а тот, кто предпочитает расправляться с конкурентами иными методами. При самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 млрд. долларов в год (сумма, как раз равная капиталу, убегающему из России за рубеж в течение года). Политические последствия коррупции приводят к смещению целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок, уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, возникает угроза разложения демократических институтов. Увеличивается социальная напряженность в обществе, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Вообще говоря, условия нормальной демократии позволяют конвертировать экономический капитал во властный (например, через механизм выборов), но в своих развитых формах она должна препятствовать конвертации власти в экономический капитал. В наших же условиях власть предоставляет безграничные возможности для обогащения. Именно это обстоятельство старается использовать преступный мир. Специфика переходного периода заключается в свободе практически беспрепятственного преобразования одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а предоставленные служебными обязанностями полномочия как товар, имеющий определенную цену. Демократия же с успехом трактуется как свобода участвовать на рынке коррупционных услуг.

Существенным препятствием для противодействия стремлению криминала во власть является коррумпированность правоохранительных органов, их сращивание с экономической преступностью. Соединение в руках исполнительных органов политической, экономической и судебной власти, открывает предпосылки для злоупотреблений. Все являются свидетелями, когда буквально на глазах разваливались дела о злоупотреблениях в высших государственных инстанциях, когда решения в судах принимались в соответствии с текущей политической конъюнктурой, в угоду властьпредержащим. Примером этому является отстранение от исполнения служебных обязанностей указом президента генерального прокурора Ю.Скуратова. Создаются "комплексные бригады", зарабатывающие деньги на развале уголовных дел. За взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере; немало фактов поступления работников МВД на службу по совместительству в коммерческие структуры, в том числе с явной криминальной окраской, и их функционирование под патронажем стражей порядка. Выявлено сотни и тысячи случаев незаконного участия в коммерческой деятельности налоговых инспекторов. Только за один год за взяточничество к уголовной ответственности было привлечено около 500 сотрудников органов внутренних дел. Большинство преступлений в таможенной службе (около 40%) совершаются при одновременном получении взяток. Адвокаты в судах превратили взятки в эффективный инструмент защиты своих клиентов.

Замминистра внутренних дел Петр Латышев, оценивая преступность на морском транспорте, признал, что к преступлениям в морских портах причастны сами правоохранительные органы, призванные контролировать их деятельность. В частности, в ходе проверок в новороссийском и санкт-петербургском морских портах было установлено, что руководящие органы и значительная часть рядового состава таможенных органов стали участниками противоправных действий.

Одним из условий, открывающих путь криминалу во власть является деформация общественного сознания общества, его всеобщая криминализация. Здоровое общество в демократическом государстве формирует власть путем свободного волеизъявления и контролирует его деятельность. Избранная демократическим путем власть призвана обслуживать это общество. В нашем государстве все получилось как раз наоборот. Власть развратила общество и поставила его себе на службу, подчинила своим интересам.

Традиция политического произвола, идущего из советского режима, не только не была отвергнута и забыта, она расцвела пышным цветом. Поэтому когда в России говорят "мафия" часто подразумевают политический произвол, безнаказанность коррумпированного правящего класса.

При Ельцине представители номенклатуры выжили как социально-профессиональная группа, управляющая государством, обладающая и распределяющая его богатства, объединенная общими политическими и экономическими интересами. Новая команда захватила ключевые позиции в органах власти и по-прежнему удерживает под своим контролем экономику и фундаментальные преобразования. Эта новоявленная элита, естественно, вновь оккупировала властные структуры, налаживая свои собственные связи с промышленными и военными кругами. Внутри политической системы был сформирован и глубоко укоренился новый истэблишмент, объединенный взаимной порукой и отношениями патронажа. Преступный мир понял, что новая политическая элита любит не только власть, но и деньги и все, что за них можно купить. При этом не брезгует их происхождением (вспомним нашумевший случай с получением рядом самых высоких государственных чиновников крупного гонорара за несостоявшуюся книгу). И дает откровенно понять всем желающим, что услуги власти - это тоже товар: покупай, у кого деньги. Сущность подобной действительности заключается в том, что российской власти по-прежнему чуждо не только уважение, но даже само понимание идеи общественного блага. Новая российская элита репродуцировала старую схему пренебрежительного отношения к обществу, отменив при этом сдерживающий фактор - идеологию. Новая система постепенно скатилась к политическому и экономическому произволу, распространению преступности.

Российские государственные чиновники постепенно создали новую политическую систему, в которой такие понятия, как правовое государство, общественное благо, оказались вторичными по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством. Демократические атрибуты власти (конституционный суд, демократически избираемый парламент, свободная пресса и т.д.) призваны лишь укрепить мысль о невозможности изменения власти.

Давайте посмотрим, чем озаботился в первую очередь первый российский президент, уйдя в отставку. Он выхлопотал себе и своей семье гарантии полной юридической неприкосновенности и защиты. Мотивы подобной озабоченности лежат на поверхности: президент опасается компрометирующих последствий, связанных с причастностью "семьи" к некоторым деяниям, о чем российская пресса писала немало. Определенное раздражение общества вызывает и близость к семье некоторых могущественных олигархов. Подверженный сильному влиянию кланов и близких к нему олигархов президент нередко управлял страной не на основе принимаемых парламентом законов, а в основном посредством указов, навязываемых ему ближайшим окружением. Поскольку большинство законов было принято при советском режиме, который себя, по представлению реформаторов, дискредитировал, было решено, что из идеологических соображений ими можно бесцеремонно пренебрегать во имя торжества "демократических ценностей". Представители политической элиты решили, что вполне могут занимать политические посты и одновременно владеть новыми приватизированными компаниями.

Движение России к рыночной экономике развязало смертельную схватку за обладание ресурсами. Банкиры и бизнесмены сражаются за установление контроля за нефтью и газом, алюминием и сталью, золотом и алмазами. Борьба за распределение ценных для экспорта полезных ископаемых протекает на глазах у государственных властей и с их участием или протекцией. Это сфера, контролируемая мафией верхних этажей.

Российские средства массовой информации к настоящему моменту опубликовали огромное количество материалов, подтверждающих тайный сговор между политическими деятелями и олигархами криминального или полукриминального происхождения, потому что честных денег и честной недвижимости в таком количестве на развалинах государства, платившего только фиксируемую зарплату, быть не может. В период первого президентского срока Ельцина большинство высших правительственных чиновников были сразу избраны на руководящие должности и в члены правления частных предприятий (в основном, в банковском секторе и в сфере недвижимости). Эта множественность занимаемых ими позиций и позволила российским политикам, чья власть никем не контролировалась, манипулировать политическим процессом в целях собственного обогащения. Подобные действия, сомнительные с этической точки зрения, тем не менее не нарушали никаких законов и не считались преступными.

Только в 1996 году парламент ратифицировал закон, запрещающий государственным чиновникам занимать посты в частных компаниях одновременно с занятием государственных должностей. Поэтому с назначением на пост первого вице-премьера В. Потанину пришлось покинуть свой пост председателя ОНЕКСИМ-банка. Хотя все понимали большую условность этой ситуации. Вскоре после ухода в отставку с этой должности в марте 1997 г. благодаря своим связям в правительстве банк получил огромные доли в таких стратегически значимых компаниях, как "Связьинвест" и "Норильский никель". Борис Березовский, оставаясь вторым человеком в Совете Безопасности вплоть до ноября 1997 г. сохранял одновременно и членство в правлении фирмы "Логоваз" и играл и продолжает играть ключевую роль в управлении телевизионным каналом ОРТ. Его политические и финансовые связи немало способствовали усилению его влияния в Кремле. Если одно лицо является одновременно членом правительства и представителем влиятельной группы интересов, то различия между протекционизмом, лоббированием и коррупцией исчезают. Возникают властные картели.

В результате общество, криминализуясь, пошло в разнос и берет пример с руководства, действует в этическом и моральном вакууме. В такой атмосфере вседозволенности и продажности преступный мир давно усвоил простое и очевидное правило: купишь власть - купишь и закон. Для политика коррупция - это важнейший инструмент политической борьбы, это "кувалда, которой можно сокрушить любого соперника". Наконец, это трамплин, который может забросить его на верхушку властной пирамиды.

"Криминализацию власти" политики объясняют провалами в экономике. Минюст и МВД - пробелами в законодательстве. Социологи ищут причины триумфальных побед представителей уголовного мира в морально-этической сфере, разнузданности "свободной" прессы и других СМИ, прославляющих "лагерную" тему, жестокость и насилие, культ силы и денег. В самом деле, оказался востребован и сформирован качественно иной облик духовных лидеров общества. Их общественный авторитет сейчас нередко измеряется сроком и числом отсидок. Впервые за многие десятилетия СМИ предложили законопослушным гражданам в качестве мерила общественной значимости личности не духовные критерии и заслуги перед обществом, а сугубо внутриуголовные нормы. Героями времени оказались уголовные авторитеты и диссиденты, те, кто сознательно нарушал законы, а не те, кто совершал подвиги во славу страны. Кульминацией разрушения нравственности, христианской морали, законопослушания как формы общественного сознания стала кампания по реабилитации "цеховиков" - расхитителей государственной собственности.

Новоиспеченные демократы и обслуживающие их СМИ принялись за перевоспитание общества, убеждая нацию в том, что лагерь - это школа мужества, что законы можно соблюдать выборочно, что военную присягу и приказы должно подвергать сомнению.

Возник феномен невиданной популярности блатных песен и блатной "романтики". Общество сочло за благо говорить на чудовищном криминально-блатном языке, ставшем показателем "крутизны", главной в общественном сознании черты в характеристике преуспевающего современного человека. Поколения стали с трудом понимать друг друга.

Не случайно некоторые имиджмейкеры, ориентируясь на результаты социологических исследований, стремились наделить своих подопечных кандидатов определенными чертами "мафиозности" и "крутизны", ставшими столь популярными в развращенном обществе.

Криминал идет во власть

На начальном этапе скоротечного и хаотичного слома советской системы инициаторы первых шагов приватизации и экономических реформ, политическая власть и управленческий аппарат надежно оберегали власть и собственность от "чужаков", ограждая ее от постороннего вмешательства и "новых русских бизнесменов". Усилиями государства и его представителей как в Москве, так и на местах процесс демонополизации государственной собственности оказался всецело в руках управленческого аппарата. В регионах практически не прошло обновления административной и политической элиты. Тот, кто вчера руководил городским комитетом партии, сегодня стал мэром или главой приватизированного или акционированного предприятия. Директора крупных комбинатов в советские времена либо остались на своих постах, либо стали главами администраций.

Однако такая преемственность элит со временем перестала удовлетворять новых собственников из криминальной среды. По мере накопления капитала и общественного веса они почувствовали, что только экономической власти им недостаточно. Им понадобились свои люди во властных структурах, в областных, городских и районных администрациях, в финансовых, налоговых, таможенных, правоохранительных органах, отделах по собственности и приватизации. Они замахнулись на законодательные органы как местного, губернского и республиканского масштаба, так и Государственную Думу и Совет Федерации. Начался активный процесс поиска и внедрения "своих" людей в государственные исполнительные, судебные и законодательные структуры. Наиболее могущественные из них постарались прибрать к рукам и СМИ, понимая, какой мощный инструмент воздействия на электорат оказывается в их руках. Формы воздействия на СМИ также стали самые разнообразные: от заказных статей, подкупа редакторов до угроз и физического устранения несговорчивых журналистов (таких случаев новейшая российская история знает немало). Причем криминал, участвуя в борьбе за власть, щедро поставляет киллеров политическим соперникам.

Годы поспешных реформ, нацеленных в основном на присвоение собственности и сопутствующее им разлагающее влияние для всеобщей криминализации государства и общества привели к стремительной деформации массового сознания не только в среде тех, кто призван обслуживать закон (госчиновники, армия, правоохранительные органы), но и отказу от устоявшихся обычаев криминального мира. Был отброшен, казалось бы, незыблемый в воровском мире принцип невмешательства в политику и предприняты небезуспешные попытки прибрать к рукам политическую власть в своих регионах. В наибольшей степени это удалось наиболее многочисленным и сплоченным (чаще всего по клановому признаку) кавказским группировкам. Вслед за ними или параллельно им криминал обозначил свои претензии на власть в исконно славянских регионах.

Степень криминализации Кавказского региона стала угрожающей и представляла серьезную опасность для целостности самого государства. Преступность в регионе стала профессией и была санкционирована местными властями. Постепенно фактическую власть на местах стали осуществлять местные родовые кланы, взявшие на вооружение криминальные методы. Захват власти в Чечне криминальными группировками под предлогом обретения независимости превратил республику в полностью криминализированное государство, где действовали бандитские законы, террор и беспредел, где цивилизованным нормам управления места не оставалось. Подобная ситуация угрожала и другим регионам Северного Кавказа.

Политика, как известно, является вторичной по отношению к экономике и обслуживает ее интересы, точнее, интересы тех, кто этой экономикой правит. Поэтому, чтобы приумножить экономическую власть во имя извлечения сверхприбылей, нужна власть политическая. Это аксиома хорошо известна и бывшим партийным, и современным функционерам, успешно и своевременно приватизировавшим государственные монополии. Ее быстро усвоили и нынешние нувориши, "новые русские" и обладающие немалой собственностью криминальные структуры.

Коррумпированное государство, то есть государство по своей сути продажное, торгующее услугами, представляет для криминалитета привлекательность, поскольку облегчает вхождение во власть. Власть ценна именно своей доступностью, соблазном легко получить ее расположение за деньги. В Госдуме одно время ходил даже прейскурант услуг, которые могли быть оказаны за соответствующее вознаграждение. Например, можно было приобрести за определенную таксу должность общественного помощника депутата, что дает право беспрепятственно посещать парламент и встречаться с нужными и влиятельными людьми. Некоторые депутаты имели по сотне и более таких общественных помощников, биографии которых были отнюдь не безупречными.

Конечно, власть привлекает криминальный мир прежде всего своими возможностями. Российское государство, что ценно для криминала, отличается своей закрытостью от общества, неподконтрольностью, неподотчетностью и вседозволенностью.

Другое важное обстоятельство, на которое обращает внимание преступный мир, - это безраздельное право коррумпированного государства распоряжаться собственностью и ресурсами, обусловленное слиянием власти и экономики, сосредоточением во властных структурах практически всех рычагов управления экономикой и финансами. Административные органы в России, особенно на региональном уровне, играют на экономическом поле по правилам, которые устанавливают сами для себя.

Третье: получение собственности в условиях, когда основные сферы и ресурсы в той или иной степени поделены, чрезвычайно затруднено и возможно в основном с участием и при посредничестве государства (здесь мы не рассматриваем способы физического устранения конкурентов). Экономический упадок, инфляция, дефицит регулятивных механизмов, а также политическая нестабильность формируют чувство неуверенности в завтрашнем дне, требуют от криминала немедленных действий, поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, на получение выгод сегодня, сию минуту. А это становится возможным лишь при участии во власти, непосредственно или через своих людей.

Четвертое. Экономическая либерализация, неразвитость и несовершенство законодательства позволяют криминалитету с позиции государственной власти осуществлять присвоение собственности и другие преступные деяния вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля. Отсутствие четкого законодательства позволяет коррумпированному государственному чиновнику сосредоточить в своих руках такие весьма доходные и лакомые сферы распределения, как льготы и преференции, кредиты, возможность выдавать и отзывать лицензии, устраивать приватизационные конкурсы с заранее известными узкому кругу посвященных условиями, право быть уполномоченным банком, реализация крупных социальных проектов, участие в выгодных экономических программах и многое другое. Существует множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих чиновникам чувствовать себя коммерсантами, а коммерсантам - чиновниками.

Пятое. Привлекательным для криминалитета является также отсутствие системы эффективного кадрового отбора и продвижения государственных служащих. Органы государственной власти, в связи с этим оказались открытыми для проходимцев, авантюристов и представителей криминального мира. Нередко встречается прямое делегирование своих "агентов влияния" из криминальных структур в административные. В этом контексте интерес представляет то обстоятельство, что сами представители преступного мира претерпели серьезные изменения. Среди них появились образованные, преуспевающие и респектабельные предприниматели, давно уже легализовавшие нажитые капиталы. Владея предприятиями, банками, комбинатами, они дают работу часто немалому количеству людей, пользуются их поддержкой. Они в меру занимаются благотворительностью и пользуются уважением и авторитетом не только в своем "узком профессиональном кругу", но и среди широкого местного населения. Они владеют собственными средствами массовой информации, которые их успешно "раскручивают". Поэтому вхождение во власть для них становится лишь делом времени и измеряется затраченными средствами.

Актуальным стал поиск подходов для взаимодействия с властью, что было характерно особенно на начальном этапе для местного, регионального уровня. В свою очередь местные власти по мере утраты контроля за обстановкой, в целях избежания очередных разборок, громких дел и обеспечения приемлемой стабильности оказались заинтересованными в поддержании контактов с руководителями местных преступных группировок, в достижении с ними определенных договоренностей для сохранения сложившегося статуса-кво. Местным авторитетам с использованием влияния и финансовых возможностей нередко удавалось договариваться с властями, располагающими тощими местными бюджетами и огромными долгами, которые на определенных условиях закрывали глаза на попытки преступных группировок расширить сферы своего влияния.

Характерный пример. В свое время Самарская прокуратура выдала санкцию на арест лидера чеченской преступной группировки Саида Центроева. Будучи в бегах, Центроев помог освободить из чеченского плена четырех российских военнослужащих, за что областная прокуратура сняла с Саида все обвинения. Вскоре он получил официальный статус главы чеченской общины и полномочного представителя Ичкерии в Самаре. Чеченская диаспора, насчитывающая тогда свыше 500 чеченцев и неопределенное количество родственников и гостей, помимо прежних довоенных источников доходов, взяла под свою "охрану" еще примерно 100 дилерских фирм "АвтоВАЗа". Все это обеспечивало отчисление в мятежную Чечню около 1 млн. долл. ежемесячно, что, по некоторым данным, составляло примерно четверть всех поступлений в республику от чеченских диаспор.

Надежды криминалитета на "управляемость" отдельных представителей исполнительной власти, мягко говоря, не всегда лишены оснований. Свидетельством тому является наличие у представителей власти на самых различных уровнях, в том числе в правоохранительной области, таких дорогостоящих и роскошных объектов недвижимости и движимости, которые ни при каких обстоятельствах не могли быть обеспечены скромными окладами госслужащих. Купленная криминалом исполнительная власть - это власть, обслуживающая криминал. Обратно отыграть в этой ситуации бывает очень трудно.

Одной из форм проникновение криминала во власть стала интеграция теневой экономики и экономики официальной и синтез так называемой "серой", полукриминальной экономики. Известно, что многие крупные, даже отраслеобразующие предприятия, находящиеся в собственности и управлении людей с сомнительной репутацией (например, алюминиевые комбинаты) частично принадлежат и государству, которое в той или иной мере участвует в присвоении прибыли, полученной не всегда, мягко говоря, праведными путями. Государство остается важным, а зачатую основным партнером компаний, которыми управляют финансовые группы с темным прошлым и неясным настоящим.

Российская экономика оказалась в значительной степени в руках криминальных и околокриминальных структур. Стремление власти непременно участвовать в экономической деятельности, распределении ресурсов на пространстве от местного до общероссийского уровня обусловлено особой прибыльностью этой сферы деятельности. Поэтому ей поневоле приходится соприкасаться с криминальным миром, рассматривая последних либо в качестве конкурентов, либо партнеров. Местная власть (районная, областная, республиканская) зачастую сращивается с криминальной настолько, что оказывается в зависимости от поддержки, оказываемой преступными кланами и группировками.

Хронический дефицит местных, областных, республиканских бюджетов заставляет региональные власти участвовать в переделе собственности, который перманентно ведут между собой криминальные структуры. Проникновение криминального мира в бизнес настолько велико, что власти, в частности, Новосибирской области, вынужденнно признают: без бандитов не обойтись ("НГ" 14.01.2000 г.). Например, новосибирские руководители откровенно признают, что отсутствие у мэрии живых денег заставляет их обращаться к услугам посредников в такой жизненно важной для области сфере, как поставка топлива и угля. А по информации представителей новосибирских спецслужб, все посреднические предприятия по обслуживанию области в той или иной степени можно назвать бандитскими. Практически все сферы - поставки угля, металла, зерна, другой ликвидной продукции - криминализированы. По утверждению начальника Западно-Сибирского РУБОПа, криминальные структуры ведут активную скупку акций наиболее доходных предприятий. В сферу их внимания начинают попадать и оборонные предприятия. По информации новосибирских спецслужб, многие из тех, кто пользуется авторитетом в криминальных кругах, сегодня либо уже перешли, либо пытаются перейти в разряд официальных бизнесменов, заняться открытой, легальной деятельностью. В том же Новосибирске есть руководители предприятий с уголовным прошлым, которым губернатор жмет руки и вручает награды. Однако прошлое тянет тяжелым камнем и вынуждает их поддерживать постоянные контакты с лидерами криминальных кругов.

Одним из распространенных способов прихода представителей криминального мира во власть являются выборы. Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу достаточно красноречиво продемонстрировала не только готовность, но и способность криминалитета идти во власть. И дело не только в том, что счастливый избранник народа получает гарантированную законом депутатскую неприкосновенность, а с ней и возможность избежать на какой-то срок уголовное преследование за прошлые прегрешения, а также право безнаказанно совершать новые. Представительство в законодательном органе страны позволяет достаточно эффективно и успешно отстаивать интересы определенных кругов, в том числе близких к преступным. Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности.

Примеров, когда уголовники двинулись прямиком во власть, немало. Кандидатом в депутаты Государственной Думы от 209 одномандатного избирательного округа по Санкт-Петербургу фактически без труда был зарегистрирован экс-депутат городского Законодательного собрания Юрий Шутов, заключенный в СИЗО по обвинению в организации серии умышленных убийств. Интересно, что по тому же 209-му избирательному округу (а на его территории расположены сразу три питерских СИЗО) имел намерения баллотироваться небезызвестный Дмитрий Якубовский, недавно вышедший на волю после отсидки за кражу культурных ценностей из Публичной библиотеки Санкт-Петербурга.

В предвыборном списке ЛДПР, например, достойные места были предоставлены известным авторитетам: солнцевским "Михасю" и "Авере", красноярскому Толе "Быку" и другим кандидатам в политики, что свидетельствует о слиянии интересов политической партии с интересами криминального бизнеса. Разъясняя ситуацию, председатель Центризбиркома А.Вешняков пояснил, что сведения о бывших судимостях кандидатов в депутаты, равно как и оперативно-следственные материалы об их противоправной деятельности, не являются основанием для отказа в регистрации. Таким основанием могут служить лишь существенные расхождения в сведениях о доходах и личной собственности кандидата, указанных им самим и имеющихся у соответствующих органов. Все остальное решает избиратель.

Поскольку реальных денег сегодня на проведение избирательных кампаний нет ни у кого, кроме криминальных структур, они по существу и остаются основными спонсорами, на которых могут опереться кандидаты в представительные и исполнительные органы власти. Работая в теневой экономике, криминальные структуры практически не пострадали в результате кризиса. Предоставляя финансовые услуги, они и заказывают музыку. Власть интересна для криминалитета прежде всего как источник, способный приносить деньги. Уровень здесь может быть любой - от местного до президентского. Меняться может только упаковка для переноса валюты.

Преступные кланы, не имевшие по тем или иным причинам возможности или не желавшие выставить своего представителя, нередко делают ставку на сильного и перспективного кандидата, с готовностью предлагая ему порой немалую финансовую помощь для обеспечения победы на выборах. Разумеется, в расчете на определенные услуги в будущем. У нас нет точных данных, сколько депутатов из нынешней Думы воспользовались подобными предложениями, но то, что такие предложения имели место, - известно достоверно.

А вот в Екатеринбурге уголовному миру надоело финансировать чужие предвыборные кампании и они решили создать свою партию. Весной 1999 года уралмашевские "братки" пошли на полную легализацию и зарегистрировали в областном избиркоме свою партию как "ОПС Уралмаш". При этом попросили не путать зарегистрированный Общественно политический союз (ОПС) с организованным преступным сообществом, как зафиксировано в областном управлении МВД. Если о политическом влиянии ОПС говорить пока рано, то его экономическая империя охватывает многие крупнейшие предприятия области - заводы цветной металлургии и ювелирной промышленности, спиртопроизводящие производства и значительную часть ВПК. Уголовная предыстория ОПС очевидна, однако все доказательства теряют цену, пока свердловский губернатор не определит по отношению к ним свою позицию.

"Мягкое" вхождение криминалитета во власть нередко чередуется с принуждением власти к сотрудничеству с криминальными структурами. Физическое устранение политических противников из высших эшелонов власти стало в России обыденным явлением. Недавние петербургские примеры известны всем. Привлечение наемных убийц из криминального мира для достижения политических целей есть ничто иное, как образец взаимодействия криминалитета и политиков, проникновения криминала в политические игры, его участия в борьбе за власть, прямое или косвенное в зависимости от обстоятельств.

Жертвами заказных убийств Госдумы второго созыва стали шесть депутатов. Почему депутаты становятся жертвами? По оценке депутата Госдумы В.Семаго ("Деловые люди" № 97, январь 1999 г.), львиную долю своего времени депутаты заняты решением коммерческих проблем и Галина Старовойтова не была исключением. Причем, как считает тот же В.Семаго, чем выше иерархическая ступень, которую занимает в парламенте депутат, тем более масштабные коммерческие задачи ему по плечу. Этими-то своими возможностями в первую очередь для некоторых недобросовестных народных избранников власть и привлекательна. Государственная Дума, по его словам, превратилась в организацию, решающую коммерческие вопросы на самых высоких уровнях. Характерный факт: до 80% почты народных избранников, включая спикера, составляет переписка по поводу решения тех или иных коммерческих проблем. К сказанному уместно добавить, что граница между коммерческой деятельностью и коррупцией, как правило, размыта.

Убийство депутата Государственной Думы Г.Старовойтовой в разгар избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга стало поводом для очередной широкомасштабной кампании - по борьбе с криминализацией власти. Эксперты в своем большинстве выражают убеждение, что призыв к всеобщей борьбе с криминализацией власти сильно отдает популизмом и, мягко говоря, нереализуем в современных российских реалиях. Мнение их основано на том, что в коррумпированном государстве, каковым является Россия, граница между уголовным и политическим миром размыта - не может же власть бороться сама с собой. Криминализацию власти способны пресечь только сами избиратели, но их сознание за десять лет "рыночного воспитания" настолько деформировалось, что уголовное прошлое того или иного соискателя депутатского мандата не является фактом, дискредитирующим кандидата на выборную должность. К тому же общество достаточно благосклонно, а порой даже заинтересованно относится к покупке симпатий избирателей претендентами, связанными с криминалитетом. Уголовное, а еще лучше, громкое уголовное прошлое нередко оборачивается дополнительным аргументом в пользу кандидата. К примеру, осенью 1997 г. мэром Ленинск-Кузнецкого стал неоднократно судимый Геннадий Коняхин, темное прошлое которого в подробностях знали даже школьники этого небольшого сибирского городка. Позднее подобная же история повторилась в Нижнем Новгороде. Победивший на выборах ранее судимый Андрей Климентьев ко всеобщему неудовольствию горожан был арестован, а результаты голосования аннулированы. В Кузбассе не без участия РУБОПа был снят с регистрации криминальный "авторитет", который намеревался баллотироваться на пост мэра. Еще один пример из многих: погибший от рук киллера один из лидеров преступной Первомайской группировки (Новосибирск) И.Шуляков вполне открыто баллотировался в облслвет и на встречах с избирателями публично обещал в случае избрания "разобраться с организованной преступностью". В этих историях тревожит не стремление уголовников стать во главе района или города, а сочувственная реакция населения, приветствующего этот выбор.

Весьма опасным способом силового воздействия на власть и даже захвата власти стал государственный терроризм, который в недавно принятой в России концепции национальной безопасности рассматривается в качестве одной из существенных угроз. Известно, что главная цель терроризма - воздействие на власть силовыми методами, влекущими за собой значительный ущерб собственности или многочисленные жертвы среди мирного населения. Последствия подобных действий преступного мира весьма тягостны для общества и государства и являются следствием недальновидной, а порой и злоумышленной политики властей.

Впрочем, нарастив мускулы, криминалитет способен (и уже делает это) изменить тактику и уже не видит необходимости открыто "ломиться" в органы власти. По оценке сотрудников правоохранительных органов, его представители предпочитают теперь действовать через "своих" людей, предпочтительно с чистой репутацией, либо через тех, кто успешно обустроился в легальном бизнесе. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях сращивания власти и криминала, его представители не видят жесткой необходимости становиться народными избранниками. По точной оценке одного из наблюдателей, сейчас практически не остается ни одного вопроса, который преступный мир не мог бы решить и без проведения своих людей в депутаты.

Размышления вокруг борьбы с криминализацией власти

Не вызывает сомнений тезис, что борьба с проникновением преступности во власть - это прежде всего борьба с коррупцией. Сложность борьбы с ней состоит в том, что коррупция - не только криминальная проблема, как полагают многие. Коррупция - это политическое, экономическое, социальное явление. Лечение общества несомненно должно начинаться с восстановления дееспособности главного органа социальной иммунной системы - государства, призванного обеспечивать сопротивляемость общества разрушающим его факторам. Сегодня тема коррумпированности власти из-за угрожающей масштабности явления приобрела крайне тревожное звучание. Однако предпринятые меры по подавлению коррупции не принесли и не могли принести сколько-нибудь заметных результатов, поскольку, во-первых, они в большей степени носили демонстрационный характер и напоминали иммитацию борьбы, а во-вторых, коррупция в России вышла за пределы спорадических отклонений и переросла в явление, воздействовать на которое методом точечных ударов оказалось бесполезно и даже контрпродуктивно. Сегодняшние разговоры и заявления по поводу необходимости борьбы с коррупцией больше напоминают политические лозунги. Факты, чемоданы дел, туманные намеки о преступных деяниях тех или иных государственных деятелей, которыми оперируют политики и чиновники, не более чем "война компроматов" в суете за место на государственном Олимпе.

Наибольший размах коррупция приобретает именно с приближением или во время проведения парламентских и президентских выборов. Выборы становятся средоточием коррупции еще и потому, что установленный размер избирательного фонда совершенно несопоставим с реальными затратами на выборы.

За лозунгом "Все на борьбу с коррупцией" на самом деле может стоять всего лишь желание перекроить рынок коррупционных услуг. Репрессии, идущие вслед за лозунгами, могут привести лишь к росту мздоимства, увеличению расценок на оказываемые услуги. Привлечение к уголовной ответственности за взяточничество, в чем сегодня многие видят суть проблемы, отнюдь не центр вопроса, а его периферия. Чем больше чиновников в государстве, тем больше уровень коррупции. Сейчас в России, значительно уступающей по площади Российской Империи, чиновников в несколько раз больше. Значит, чтобы противостоять коррупции, нужно прежде всего ликвидировать произвол государственной власти, реформировать систему государственной власти, превратить ее в службу гражданскую, где чиновник, получая достойное вознаграждение и социальную защиту от государства, станет работать в интересах граждан и общества, опираясь на Конституцию и законы.

Поскольку коррупция это системное явление, то и правовые ограничения этому явлению не могут быть зафиксированы в отдельно взятом законе, а должны пронизывать все российское законодательство. Коррупция стала неотъемлемым атрибутом, обиходом общества, элементом его социальной культуры. Значит, ограничить коррупцию можно только комплексом мер, выходящим далеко за пределы полномочий правоохранительных органов. Чтобы победить коррупцию, нужно реформировать всю систему государственной службы, поставив ее на службу общества; усовершенствовать механизмы государственного присутствия в экономике; пересмотреть выборное законодательство, которое буквально вынуждает кандидатов на выборные должности бороться за голоса неправовыми методами. Коррупция системна и всеохватна, а значит, борьба с ней должна стать постоянной частью государственной политики. Подвигнуть к этому наши власти может и обязано само общество. Общество должно понимать, что его выгода состоит в том, чтобы политики принимали решения исходя из общественных, а не корыстных интересов.

Граждане страны должны знать, что ежегодные потери от коррупции, которые несет страна, составляют многие десятки миллиардов рублей, делая экономику слабой, власть неэффективной, а страну презираемой. Наконец, можно рассчитывать на инстинкт самосохранения тех, кто вынужден подчинить себя правилам коррупционной игры. Финал может быть один - крах политической системы. Безосновательны надежды на то, что коррупция может рассосаться сама собой по мере продвижения реформ и завершения периода первоначального накопления.

Ограничение коррупции в тех странах, где она низка, обеспечивается постоянными и значительными усилиями власти и общества. Мировая практика показывает, что волны антикорупционных репрессий всегда вырождаются в борьбу за рынок коррупционных услуг и всегда приводят к увеличению коррупции. И наоборот, коррупцию удавалось существенно ограничить там, где в первую очередь думали о причинах, порождающих коррупцию и боролись с этими причинами. Мы убеждены, что коррупция как часть политической, экономической и социальной жизни может быть ограничена только при комплексном подходе. Антикоррупционная программа - это не просто большое государственное мероприятие, это средство для введения постоянно действующих антикоррупционных механизмов и институтов.