Уроки американской трагедии (что такое терроризм мы не знаем, но будем решительно с ним бороться)

Чебан В.В.
Академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор

"Что такое терроризм мы не знаем, но будем решительно с ним бороться" - так можно охарактеризовать отношение многих стран Запада к проблеме терроризма. Похоже сказывается солдатская исполнительность безоговорочного и беспрекословного выполнения указаний самого могущественного западного государства - США. Эта практика покорного следования в фарватере американской политики освободила многие страны от необходимости критического восприятия ситуации и тех мер, которые предлагают США.

Вот и сейчас, не разобравшись в природе, сущности, содержании и особенностях современного терроризма подавляющее число стран поддержало США в той политике, которую они проводят под флагом несокрушимого возмездия. Свою роль в определении позиции сыграло банальное правило самой заурядной драки: кто не с нами, тот против нас. Попробуй теперь возразить! Сразу попадешь в лучшем случае в разряд стран изгоев, а хуже - в пособников международного терроризма.

При этом многих не смущает тот очевидный факт, что не доказана непосредственная вина Афганистана, по территории которого наносятся "удары возмездия". Президент Буш, судя по сообщениям 23 ноября 2001г. придает им огромное воспитательное значение, поскольку эти удары позволяют эффективно формировать национальный характер. Его не смущает то, что формирует национальный характер гибель и страдания народов других стран, очень далеких от Америки. Что касается аргументов, которые США предъявили российской стороне в конфиденциальном порядке, то они больше похожи на предположения и версии, чем на доказательства.

Впрочем как можно полагаться на достоверность этих данных, если подготовку таких сложных в организационном отношении террористических акций, какими явились чудовищные тараны небоскребов и здание Пентагона 11 сентября, не заметили хваленные спецслужбы Америки. Эти службы, раскинувшие сети по всему миру, используют новейшие достижения науки и техники. В ее структурных подразделениях работают профессионалы высочайшего класса.

В этой связи возникает сомнение в непричастности самих спецслужб к трагедии. Более того, существуют версии их прямо участия. Иначе как объяснить полное незнание о готовящихся акциях и мощный поток информации о деталях, который буквально обрушился сразу после таранов. Как справедливо отмечает Сергиевский "еще не успели рухнуть небоскребы, а виновник терактов был назван сразу ..."

Логика развития дальнейших событий и поведение США в новой ситуации свидетельствует о том, что террористические акты стали своеобразным сигналом для действий, к которым США давно готовились. Сложилось впечатление, что руководство США, оправившись после потрясения, как будто специально ждало такой провокации, которая развяжет им руки для применения сил и средств, которые давно готовы и способы их применения отработаны. Выбор этих способов не велик. Снова ракетно-бомбовые удары, воздушные налеты, причем "точечные" удары по военным объектам чередовались с ошибками, уносящими сотни человеческих жизней. Снова универсальное лекарство под названием военная сила стало применяться для лечения всех болезней. Снова для краткого описания американской технологии решения сложнейших проблем и ликвидации конфликтов подходит русская поговорка "Сила есть - ума не надо".

Действительно, зачем подключать ум и разбираться в природе, сущности и особенностях терроризма? Не проще ли всех напугать силой американского оружия, кого надо уничтожить и снова жить по установленному правилу, утвержденному однажды после передела мира небольшой группой богатых стран во главе с США?

Вот тут-то и кроется главная причина всего происходящего. Если подключить ум, а это значит основательно и всесторонне разобраться в источниках, условиях и причинах терроризма, то поведение США и других стран не очень сильно будет отличаться от "классических" террористов.

Во-первых, в основе террора лежит убийство человека или группы людей. Причем целью теракта не является уничтожение именно этих людей. Главная цель - воздействовать на противника фактом убийства этих людей как предупреждения о решительности намерений по отношению к главному противнику. Схема проста: "Смотрите, что ждет вас".

То же самое мы видим в отношении США к народам Ирака, Югославии и Афганистана. "Смотрите, что ждет вас", другие страны и, прежде всего изгои, по американской классификации. Если не будете себя вести так как подобает наступит ваша очередь.

Правда, в технологии убийства существуют различия. Если неизвестные террористы для того, чтобы напугать и "наказать" многих убивают немногих, то США в наказание одного или нескольких человек (С. Хусейна, Милошевича и Б. Ладена) на тот свет отправляют сотни и тысячи людей.

Во-вторых, в результате террористических актов, как правило, погибают невинные и беззащитные люди. Пассажиры Боингов наверняка не были сторонниками разработки американской ПРО, не угрожали другим странам санкциями, они просто решили по делам перелететь из одного места Америки в другое и уж вовсе не думали участвовать в роли коллективного камикадзе!

Персонал и больные кабульского госпиталя, а также мирные жители других районов Афганистана тоже не вынашивали зловещих планов против США. Между тем военная машина США перемолола их жизни, как и жизни сотен тысяч граждан других стран.

В-третьих, характерной чертой терроризма является стремление нанести удар не классическими способами и средствами, которыми располагает предполагаемый объект воздействия, а способами выходящими за рамки обычного представления (заминированные детские игрушки и предметы первой необходимости далекие от военного предназначения, взрывы в храмах, мечетях, захват больниц, детских домов, поджоги кафе, магазинов, дискотек и т.д.).

Причем по части инициативы, изобретательности средств и изощренности способов применения террористы идут впереди официальной военной науки. Они навязывают противнику свою войну не по военным правилам. Войну, которая исключает четкое разделение противников по линии фронта. Она больше похожа на многослойную партизанскую войну, когда против регулярных войск действуют иррегулярные формирования, когда эффективность боевого применения самодельного оружия значительно превосходит результаты применения заводского, за счет изменения условий его применения. (Самые совершенные танки в городе не могут поразить одиночек, затерявшихся в толпе, суперсовременные авианосцы не могут бороться с наркокурьерами, "умные" бомбы не способны отличить добрые и злые намерения людей и так далее.)

Американская политика борьбы с терроризмом является зеркальным отражением стратегии и тактики террористов. США ведут борьбу против Афганистана теми средствами, которых нет у этой страны. Как партизаны ведут борьбу на определенной территории с противником, так и США на территории суверенного государства ведут борьбу против талибов без всякой линии фронта. (Линия фронта между талибами и северным альянсом не в счет).

В-четвертых, по списку, но не по значению, причиной терроризма, читай убийства людей, независимо от способов его осуществления, является неспособность мирными, цивилизованными способами решать проблемы и распутывать тугие узлы конфликтов. В этом отношении, если сравнивать возможности и стартовые, исходные позиции в разного рода спорах цивилизованные американцы и их союзники ни в коей мере не уступают варварам-террористам типа Б. Ладена.

Прежде всего у богатых, развитых и стабильных стран, к тому же обладающих военной мощью, больше возможностей для невоенного, не силового решения спора, чем у загнанных в угол нищеты и бедности людей.

Кроме того, у развитых стран и международных террористических организаций очень часто совпадают главные ценности и кумиры. Это деньги и власть. Достаточно вспомнить хрестоматийный пример о зависимости преступности от величины прибыли: если прибыль составит 300 процентов, то нет такого преступления, которое остановило бы желающих получить эту прибыль.

Ради господства финансовой системы США не единожды стимулировались экономические кризисы в разных уголках планеты, а для того чтобы осадить вероятных конкурентов развязывались войны. Так войне на Балканах предшествовало стремление американцев "опустить" денежную единицу Европейского Союза "евро". Специалисты не без оснований утверждают, что и нынешняя широкомасштабная операция по наказанию террористов является способом отвлечения внимания от опасных для экономики США тенденций внутри страны и за ее пределами.

Дело в том, что США обладают уникальной технологией использования чужих трудностей и бед для собственного обогащения и усиления влияния. Наглядным примером может служить известный план Маршалла. Тогда истощенные и обескровленные второй мировой войной европейские страны вынуждены были обратиться за помощью к США, естественно на условиях последних. Эта помощь была представлена таким образом, что на протяжении десятилетий европейские страны находились в зависимости от США, в том числе в отношении борьбы с терроризмом.

Сегодня последствия "несокрушимого возмездия" могут подорвать экономику многих государств не только Азии, но и всего мира. Моральную выгоду от наказания террористов извлекут США. Очевидна и материальная выгода: военно-промышленный комплекс обогатиться, полная загрузка рабочих мест в Америке, нереализованная прибыль вероятных конкурентов из-за расстройства войной экономических связей, а также невыплаты "странами - изгоями" долгов другим странам и т.д. В итоге снова США на вершине пирамиды. Разумеется, при условии, если геополитический конкурент Китай будет спокойно наблюдать за развитием событий.

Привлечения ума для осмысления природы современного терроризма не следует ожидать хотя бы потому, что слишком много сходства с деятельностью террористов наблюдается в методологии разрешения конфликтов, которую применяют западные страны во главе США. О низкой эффективности этой методологии говорят хотя бы такие факты, как продолжающаяся десятилетиями борьба в Северной Ирландии (Великобритания, как известно, является законодателем демократических принципов, между тем за последние 30 лет борьбы погибло 3 тысячи человек), Израиля и Палестины. Ни одно поколение курдов воспитано на борьбе с Ираном и Турцией.

За внешней стратегически просчитанной перспективой реализации исключительно своих интересов отчетливо просматривается недальновидность и даже политическая слепота развитых, богатых и социально стабильных стран в подходе к созданию и поддержке новых сил и организаций. Так движение Талибан, против которого сегодня столь решительно и энергично воюют США и их союзники, создано именно США, Пакистаном, Великобританией и Саудовской Аравией. Именно на это движение возлагались большие надежды по проведению интересов развитых стран в центрально-азиатском регионе, на создание конфликтообразующей основы вблизи стран СНГ и России в частности. Однако детище вырвалось из-под контроля и стало угрожать собственным родителям. Джин терроризма вырвался из лампы, которую как казалось США, Великобритании и Пакистану они крепко держали в руках.

Теперь родители срочно открещиваются от своего неблагодарного и скандального дитя и даже пытаются доказать, что не имеют никакого отношения к воспитанию террористов. Кстати говоря, расследуя теракты 11 сентября 2001 г. американцы обходят собственные причины возникновения и стимулирования терроризма, а также щадят своих союзников. Так они старательно уходят от того факта, что финансирование и подготовка камикадзе связана с Германией, Саудовской Аравией. Зато сколько обвинений брошено в адрес Ирака, Ирана, Сирии, палестинцев, Судана, Ливии.

Это еще раз наталкивает на мысль о том, что американская трагедия удачно ложится в классическую схему расстановки друзей и врагов США и позволяет работать по заранее определенным целям. Теракты облегчают мотивацию вмешательства в интересы других стран. Кроме того, атмосфера особого случая позволят под флагом целесообразности вершить произвол и делать то, на что раньше приходилось тратить много сил, доказывая общественному мнению необходимость такого поведения США.

Можно до бесконечности спорить о причастности американских или иных спецслужб к трагедии 11 сентября, но очевидно другое. США воспользовались случаем для того, чтобы извлечь из ситуации максимальную пользу для себя, разумеется, под флагом защиты интересов всего человечества. Для борьбы с абстрактным или неопределенным противником они применят все домашние заготовки в области экономики, разведки, лоббирования и зомбирования, и конечно свою хваленую военную мощь. Последняя просто нуждается в периодической практической проверки на живых людях. Хотя в ходе этой проверки гибнут ни в чем не повинные люди, но по западной терминологии это убийство не называется терроризмом. По американски терроризм - это когда убивают тебя или твоих союзников.

А поскольку в Чечне американцев не убивают, в Израиле тоже, то там терроризма нет.

Между тем именно США имеют прямое отношение к всплеску международного терроризма.

Во-первых, потому что своей политикой они тайно и явно стимулировали развитие агрессивного национализма, непримиримого сепаратизма и просто бандитизма. Они создавали вооруженные организации даже не уступающие по численности армиям отдельных государств. Не без их участия возникла ситуация в мире, когда для огромной массы людей единственным промыслом стало убийство.

Преследуя исключительно эгоистические цели они поддерживали и поддерживают любой режим или организации, которые способны принести им пользу. Они поддерживали террористов в Чечне, чтобы удержать Россию в режиме управляемого паралича. Они поддерживали албанских террористов, чтобы развалить Югославию и обеспечить свое присутствие на Балканах. Они поддерживают израильских экстремистов, лишающих народ Палестины собственной территории.

Во-вторых, терроризм возникает там и тогда, когда нет возможности условий и средств отомстить или вызвать необходимую реакцию у обидчика или угнетателя, когда общепринятые юридические и моральные правила не действуют, когда сам факт уничтожения противника возводится в высшую моральную ценность. Вчера камикадзе вместе с собой унесли на тот свет тысячи человеческих жизней. Сегодня США в святом гневе к терроризму убивают сотни и тысячи невинных людей. А завтра, вызванная протестом с такой политикой новая волна еще более изощренного терроризма лишит жизни миллионы людей.

До тех пор пока убийство остается инструментом политики ведущих стран запада и прежде всего США вероятность превратится в пассажиров-заложников достаточно велика не только для стран-изгоев, но и всего мира.

Можно сколько угодно спорить о терроризме, описывая его внешние признаки. Но философия учит идти от явления к сущности, от следствия к причине и требует видеть разницу между причиной и поводом, а также не забывать об условиях возникновения того или иного явления.

Если внимательно посмотреть на причины двойного стандарта и довольно расплывчатого толкования терроризма (равно как и отрицания необходимости проникновения в сущность данного явления), то корни данного явления уходят глубоко в противоречия рыночных отношений. Они уходят в распространенный с древних времен силовой способ разрешения возникающих конфликтов и известную атмосферу эгоизма, выраженного в формуле "моя хата с краю". "Меня это не касается, этого у нас не может быть, мы как ведущая и могущественная держава настолько сильны, что сама мысль нападения окажется абсурдной" - данная психология стала питательной почвой для терроризма на территории самой Америки.