Место и роль системы военной безопасности российской федерации в системе национальной безопасности страны

Афиногенов Д.А.
Останков В.И.
доктор военный наук, профессор

Система обеспечения военной безопасности Российской Федерации занимает особое место в системе обеспечения национальной безопасности страны, которая создается в целях реализации национальных интересов, интересов личности и общества с учетом и на основе взаимозависимости социальных, экономических, политических, военных, техногенных и иных факторов.

С точки зрения определения, по мнению авторов, под системой обеспечения национальной безопасности понимаются создаваемые и функционирующие в соответствии с действующим законодательством органы государственной власти, силы и средства обеспечения национальной безопасности, общественные и иные организации и объединения, а также граждане, принимающие на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основывается на национальных интересах, формируется с учетом реальных угроз и вызовов безопасности личности, общества и государства, и функционирует в правовом поле, определяемом Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют Президент и Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и структуры уполномоченных

Представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральные органы исполнительной и законодательной власти, общественные и иные организации (граждане), участвующие в обеспечении национальной безопасности. Неотъемлемыми частями системы являются средства обеспечения национальной безопасности и соответствующая нормативная правовая база.

Учитывая, что в сфере обеспечения национальной безопасности переплетаются практически все функции жизни и деятельности государства, можно считать, что система обеспечения военной безопасности Российской Федерации является важнейшей ее составной частью, главным инструментом реализации государственной политики обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области обороны.

Исторически сложилось (и, прежде всего на Западе), что национальные интересы всегда имели природу не столько этническую, сколько государственную, организационную. Такого рода интерес не зависел от формы государственного устройства, но в любом случае был связан с идеей контроля над определенной территорией или сферой влияния. Понимание национального интереса, практиковавшееся веками, ставило его выше любых норм, правил и принципов, поскольку примат "выживания", т.е. сохранение государства в качестве суверенной единицы, имел самодовлеющий характер. Сила (и, прежде всего военная) считалась основным показателем успешной реализации внешне и внутриполитического процесса. При этом различного рода моральные и нравственные ограничения практически не принимались во внимание. Такое понимание национальных интересов предопределяло, что в общей системе обеспечения национальной безопасности государства именно система обеспечения военной безопасности всегда играла ключевую функцию поддержания и развития существующего общественно-политического строя. Поэтому всегда под цели и задачи правящей элиты и общества формировались специальные структуры, обеспечивающие ее жизнедеятельность, а фактор военной силы в решении спорных межгосударственных проблем преобладал над другими, невоенными факторами.

Так продолжалось вплоть до конца 20-го столетия, пока человечество в целом не осознало, что опора только на военную силу в решении глобальных проблем межгосударственных отношений зачастую уже не обеспечивает защиту национальных интересов, что предопределило значительное изменение понимания сути обеспечения национальных интересов государства. Уже с начала 70-х годов оно стало включать в себя комплексное обеспечение безопасности общества, личности и государства (при этом государство как бы отходит на третий план), распространяться на все сферы (экономика, политика, военное дело, информационные проблемы и т.д.). При этом собственно военный блок обеспечения национальной безопасности государства стал включать в себя совершенно новые аспекты - мирные инициативы, разоруженческие вопросы, вопросы финансово-экономического и социального обеспечения и т.д. Гарантированными целями национального интереса все больше становятся условия мирной конкуренции, сотрудничества, глобального экономического партнерства. В целом можно говорить, что родилось принципиально новое содержание термина "национальная безопасность" и, следовательно, стала качественно иной, чем ранее, система ее обеспечения военной силой.

Таким образом, традиционное рассмотрение военной силы как главной гарантии суверенитета и территориальной целостности государства, стабильности его общественно-политического и конституционного строя, перестало отвечать политическим реалиям. Это понимание проистекло из того, что на рубеже 70 - 80 гг. XX века арсенал средств массового уничтожения сторон превзошел потребности реальной политики. Все отчетливее стал проявляться феномен "бессилия силы", "парадокса силы". Примеры тому - Карибский кризис, ряд локальных войн последних десятилетий (Вьетнам, Афганистан, Югославия и т.д.). Налицо и попытки ряда стран (в том числе и России) загасить свои внутренние противоречия с помощью военной силы.

Поэтому сегодня проблема обеспечения военной безопасности государства - это не только и не столько вопрос совершенствования военной составляющей российского государства. Сегодня обеспечение военной безопасности страны необходимо оценивать, прежде всего, как производную от уровня развития экономической, информационной, собственно военной и технологической базы государства, системы политических отношений в обществе и степени его демократического развития, системы международных отношений и сложившейся структуры миропорядка, интеграционных объединений различных государств и т.д.

В этой связи становится достаточно очевидным, что обеспечение военной безопасности государства зависит не только от наличия адекватного вероятному противнику собственного военного потенциала, но и все более базируется на качественно иных факторах, прежде всего экономического, информационного, технологического, политического и социального характера.

В этой связи обеспечение военной безопасности РФ необходимо рассматривать, прежде всего, как разумный компромисс между потребностями и возможностями государства по поддержанию своих Вооруженных Сил в составе и состоянии, обеспечивающем сдерживание агрессии, либо ведение военных действий в рамках локальных вооруженных конфликтов и локальных войн, обеспечение (при необходимости) стратегического развертывания войск (сил) для ведения военных действий в рамках региональной войны, и способность в целом военной организации страны обеспечить поддержание стратегической стабильности, предотвращение войны, демократическое развитие российского общества, решение экономических проблем.

Особое значение для обеспечения военной безопасности приобретают процесс формирования региональных систем коллективной безопасности, проведение миротворческих акций, а также вопросы достижения информационно-технологического, телекоммуникационного и в целом управленческого превосходства над вероятным противником.

Вместе с тем следует отметить, что система военной безопасности в общей системе обеспечения национальной безопасности страны и впредь будет иметь все большее значение и вес. Однако методы и способы ее обеспечения должны меняться в зависимости от состояния военно-политической обстановки и социально-экономического состояния государства.

В этом плане отечественная история дает нам богатый опыт, начало которому было положено развертыванием процесса военного строительства в СССР. Жесткая идеологизация процесса создания системы обеспечения военной безопасности страны особенно четко прослеживалась до середины 30-х годов, когда формирование системы военной безопасности Советского Союза осуществлялось преимущественно за счет активной политико-дипломатической деятельности. Анализ документов и материалов тех лет показывает резко возросшую активность советской дипломатии на международной арене, качественное и деятельное взаимодействие Наркоминдела и руководства Красной Армии, большое количество самых разнообразных инициатив в области формирования системы коллективной безопасности в Европе и мире и т.д.

Такой откровенный приоритет политико-военных средств и методов в обеспечении военной безопасности страны объяснялся тем, что СССР, с одной стороны, не мог в то время содержать Вооруженные Силы, способные отразить крупномасштабную агрессию и вести широкомасштабные наступательные операции в соответствии с принятыми в то время стратегическими взглядами. С другой стороны, курс лавирования и поиска компромиссов давал возможность выиграть время для структурной перестройки народного хозяйства, создания мощного оборонно-промышленного комплекса, поэтапного строительства Вооруженных Сил и их оснащения современным вооружением и военной техникой.

Проводя параллель с современностью, можно отметить, что и сегодня с точки зрения противодействия внешним угрозам более значимым должен становиться политико-дипломатический фактор, а акцент в формировании системы обеспечения военной безопасности необходимо смещать на развитие сил (органов), обеспечивающих противодействие внутренним угрозам.

Необходимо отметить, что данная тенденция имеет двойственный характер. С одной стороны, очевидно, что фактор военной силы, оставаясь зачастую важнейшим в решении различных задач (как внешне, так и внутриполитических), все более уступает место экономическому воздействию. По сути дела, геоэкономика, глобальные экономические и финансовые транснациональные структуры в достижении целей обеспечения национальной безопасности играют сегодня более значимую, чем военная сила, роль, а методы и способы их достижения (эмбарго, торгово-экономические ограничения, экономическое квотирование, протекционистские меры и т.д.) все чаще выступают инструментом силового давления, по своей эффективности не уступающего военному.

С другой стороны, во внутриполитической сфере Российской Федерации за годы реформ сложилась такая ситуация, когда вопросы обеспечения национальной обороны и сохранения оборонно-промышленного потенциала стали одними из основных с точки зрения сохранения внутреннего единства Российской Федерации. Нарастание проблем экономического, криминального, социально-политического, этнонационального плана вызывают к жизни инициативы государства по укреплению правоохранительных и иных структур, обеспечивающих внутреннюю безопасность, меняют приоритеты и акценты в развитии соответствующих сил (органов), осуществляется перераспределение ресурсов и властных полномочий. Однако, к сожалению, задействованными оказываются преимущественно не экономические механизмы (что было бы вполне закономерно и оправдано), а прежде всего административные и организационные рычаги.

В рамках и без того достаточно мощной системы "силовых" министерств и ведомств не прекращается процесс формирования новых и усиления уже существующих структур обеспечения внутренней безопасности (МВД, ФСБ, ФСНП, Минюст и т.д.), наращиваются силы и состав органов МВД России, развертываются специальные подразделения контртеррористического характера и силы реагирования на кризисные внутриполитические ситуации. Вместе с тем практика обеспечения обороны и безопасности показывает, что избранный курс на преимущественно силовое решение внутренних проблем (через развитие системы правоохранительных, фискальных и иных органов) без должного экономического обеспечения недостаточно продуктивен.

Такое положение в настоящее время не допустимо. Вследствие чего требуется кардинальное переосмысление подходов к формированию системы военной безопасности Российской Федерации.

Совершенствование этой системы должно осуществляться исходя из главной ее цели - обеспечение национальной безопасности (внешне и внутриполитического положения России, гарантии ее суверенитета и территориальной целостности, реализация национальных интересов) с использованием как невоенных мер, так и военной силы. При этом необходимо осуществлять разработку и проведение реалистичного военно-политического курса, развитие и поддержание военной организации государства исходя из военных угроз национальным интересам государства, возможных форм и способов их нейтрализации, а также уровня социально-экономического развития государства.

Таким образом, с точки зрения функционального предназначения система военной безопасности Российской Федерации должна представлять собой механизм, призванный реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и политические установки в области обеспечения национальной обороны в скоординированную деятельность органов законодательной, исполнительной власти и всех других элементов военной организации государства.

При построение такой системы необходимо строгое руководствоваться принципами и требованиями, объективно отражающими современные реалии.

Главными из этих принципов являются:

подчиненность деятельности по обеспечению военной безопасности личности, общества и государства Конституции и Законам Российской Федерации;

единство и взаимосвязь военной безопасности с другими видами национальной безопасности России;

зависимость структуры и состава системы военной безопасности от прогнозируемых военных угроз национальным интересам государства, приоритетности мер (политических, экономических, информационных, военных), а также реальных (по времени, ресурсам, силам и средствам) задач обеспечения военной безопасности государства.

Крайне важно, чтобы система обеспечения военной безопасности не только рефлекторно реагировала на угрозы и вызовы, но и обладала бы свойством предвидения, способностью своевременно принимать превентивные меры для предотвращения возможных угроз. Принцип предвидения должен лежать в основе развития прогнозно-аналитической функции системы обеспечения военной безопасности и ее структурных элементов.

Система обеспечения военной безопасности должна также обеспечивать сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеративным устройством России и распределением компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления. Особое место в обеспечении военной безопасности должен занимать процесс подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов России.

Исходя из вышеизложенного можно считать, что под системой обеспечения военной безопасности следует понимать силы, средства, органы военной организации Российской Федерации, реализующие меры военного, организационного, политического, правового, социального, экономического, управленческого и иного характера, направленные на обеспечение стабильного развития государства и общества, гарантирующие способность и возможность государства нейтрализовать угрозы в военной сфере, пресекать либо локализовать внешнюю военную агрессию, обеспечить суверенитет, территориальную целостность, политическую, экономическую и информационную независимость государства, незыблемость демократических преобразований в соответствии с национальными интересами и целями.

При этом главными структурным элементом системы обеспечения военной безопасности должны являться органы государственной власти Российской Федерации, а также служба должностных лиц, обладающих полномочиями в области обеспечения военной безопасности, определяемыми Конституцией и федеральными законами Российской Федерации.

Силы обеспечения военной безопасности должны составлять Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом законодательством Российской Федерации должна быть предусмотрена не допустимость создания органов и сил обеспечения военной безопасности, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Во главе системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должен стоять Совет Безопасности Российской Федерации. В обеспечении военной безопасности страны этот конституционный орган призван играть ключевую роль.

При функциональном и структурном совершенствовании всех элементов системы военной безопасности Российской Федерации необходимо учитывать, что она затрагивает практически все области функционирования общества и государства, главными из которых являются:

  • собственно военная область (вопросы военной организации государства; системы оборонного планирования, в т.ч. вопросы оперативной и боевой подготовки войск (сил);