Военные угрозы безопасности России

Романченко Ю.Г.
ведущий сотрудник ЦВСИ ГШ РФ

Окончание эпохи блоковой конфронтации не привело к отказу от применения военной силы в международных отношениях. На протяжении 90-х гг. имело место большое количество локальных войн, ограниченность которых, как показали события в зоне Персидского залива и в Югославии, весьма относительна. Очевидно, что и в ХХI веке будут иметь место локальные войны. Не исключена возможность крупномасштабной войны. Продолжается распространение оружия массового поражения, гонка обычных вооружений, что увеличивает угрозу возникновения новой войны.

Понятие "военные угрозы" достаточно широко используется, как в официальных документах, так и в научных публикациях, однако, его содержание и проблемы, связанные с обеспечением военной безопасности государства, раскрыты далеко не полностью. Поэтому исследование феномена "военная угроза" имеет не только теоретическое, но и, что особенно важно, практическое значение, связанное с выработкой конкретных рекомендаций по обеспечению безопасности России.

Содержание понятия "военная угроза" определяется с двух позиций: во-первых, как демонстрация военной силы и, во - вторых, как состояние межгосударственных отношений, при котором существует непосредственная возможность возникновения военного конфликта между соперничающими /конфликтующими/ сторонами.1

Вместе с тем военные угрозы можно рассматривать и в качестве средства, которое позволяет, не прибегая к прямому использованию вооруженных сил, достичь осуществления желаемых интересов. Это положение логически вытекает также из приведенного выше определения военных угроз.

Исходя из сказанного, военные угрозы можно охарактеризовать в широком плане как возможность /реальную или потенциальную/, прямого или опосредованного применения военной силы со стороны одного государства /коалиции государств, военно-политических организаций террористического, сепаратистского, религиозного толка/ против другого государства, его суверенитета и территориальной целостности, общества и граждан, с целью реализации своих интересов и получения экономических, политических и прочих привилегий за счет противоположной стороны.

В таком понимании военных угроз, они, в значительной степени, приобретают оттенок объективно-субъективный, поскольку возможность причинить ущерб с помощью вооруженных сил определяется не только их собственными параметрами и взаимодействием с невоенными средствами, но и способностью одной из сторон адекватно воспринять появление для себя опасности и последствий ее реализации.

Военная угроза, как и война в целом, представляет собой средство достижения определенных целей, в качестве которых могут быть изменение /сохранение, восстановление/ политического и территориального стаус-кво. Конечной же целью, вероятнее всего, будет экономическая выгода: перераспределение победителем в свою пользу ресурсов проигравшей стороны - природных, информационных, производственной базы, транспортных коммуникаций и т.д.

Возникновение военных угроз обусловлено наличием у государств существенных противоречий, а также подготовленных для их разрешения вооруженных сил, которые должны быть в состоянии преодолеть сопротивление противника и заставить его подчиниться своей воле.

О возникновении военных угроз, как правило, свидетельствуют направленность и содержание официальных заявлений высших государственных деятелей, концепций национальной безопасности, военных доктрин и военной политики, в которых содержатся элементы враждебности, территориальные претензии, намерение сломать примерное равенство военных сил и т.д. Другими показателями военных угроз являются действия, направленные на изменение соотношения военных сил, например, создание новых видов оружия и военной техники, образование /расширение/ военно-политических союзов, передислокация крупных воинских контингентов и т.д.

Поскольку сила является преимущественно постоянной и объективной величиной, а намерения - переменной и субъективной, при анализе военно-политической обстановки, необходимо особенно внимательно относиться к наличию значительного силового компонента у других государств. Очевидно, что характеристика вооруженных сил - их количество и качество подготовки, материально-технического обеспечения, время, необходимое для приведения в высокие степени боевой готовности, направленность обучения личного состава и т.д. могут являться показателями военных угроз. Аналогичным образом следует подходить и к оценке деятельности военно-политических союзов, наращивающих свою военную мощь, а также исключающих возможность участия в них соседних государств.

Наличие достаточно серьезных межгосударственных, религиозных, этнических и прочих противоречий, которые, в принципе, делают возможным применение военной силы, являются фактором не только возникновения, но также развития и реализации военных угроз.

В настоящее время и в обозримой перспективе наибольшую значимость будут оказывать противоречия, связанные с истощением природных ресурсов, ростом этнической, демографической напряженности, обострением экологической обстановки в отдельных регионах и в мире в целом. Согласно прогнозам, ближайшие 10-15 лет будут, по - видимому, одними из труднейших в истории цивилизации из-за глобального демографического кризиса и определяемого им экологического кризиса.2

Неравномерность распределения природных ресурсов, растущий разрыв между богатыми и бедными странами, которому свойственны большие различия в потреблении сырья и материалов, являются факторами, способствующими усилению национального эгоизма. Запад, располагая 15% населения Земли, контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления и стремится сохранить существующее положение вещей с помощью разнообразных средств: информационно-коммуникационного потенциала, положения на мировых финансовых рынках, современных технологий, возможности воздействия через международные организации, с использованием политико-дипломатических рычагов, в том числе и военной силы. Сохранение либо перераспределение запасов дефицитных полезных ископаемых и других жизненно необходимых видов сырья, как уже показали события на Ближнем Востоке, будет происходить в обстановке острой конфронтации.

На формирование военных угроз оказывают влияние процессы глобализации, которые способствуют вызреванию однотипных межгосударственных противоречий (демографических, ресурсных, пограничных и прочих), а также интернационализации военных конфликтов и их разрешению в интересах транснациональных корпораций наиболее развитых государств мира.

Глобализация расширяет экономическое неравенство и, в некоторых случаях, может рассматриваться в качестве новой формы колониализма. Для ведущих держав мира в наступающую эпоху достижение целей осуществляется, прежде всего, с помощью экономических, дипломатических, информационных средств. Это, однако, не означает, что вооруженные силы, превращаются в устаревший атрибут государств. Напротив, происходит совершенствование военной силы, прежде всего, потому, что она продолжает оставаться весьма эффективным средством достижения поставленных целей. Главным субъектом глобализации выступают США. Военно-политическим содержанием глобализации является расширение НАТО.

Серьезную угрозу безопасности России, даже при отсутствии агрессивных намерений в данный момент, представляет наличие большого количества личного состава и военной техники вблизи российских границ и ее союзников. В результате коренным образом меняется баланс сил в Европе и на границах РФ: если раньше СССР превосходил в военной мощи не только любую соседнюю страну, но и НАТО в целом, то теперь НАТО в четыре раза превосходит Россию в обычных вооружениях. Потенциальная военная угроза РФ со стороны Североатлантического альянса создается также за счет превосходства их наступательных возможностей над оборонным потенциалом нашей страны. Расширение НАТО за счет новых членов этот дисбаланс еще более усилит.

Потенциальная военная угроза для РФ может быть также связана с дальнейшим укреплением вооруженных сил государств Азии. Япония обладает значительным военным потенциалом. Уже сейчас ее вооруженные силы по численности сравнимы с группировкой ВС РФ, развернутой на Дальнем Востоке, а по качеству значительно ее превосходят. Афганистан, Пакистан и Турция, в меньшей степени Иран по отдельности или в какой либо комбинации могут в ближайшие 10-20 лет представлять проблему для безопасности РФ. Иран и Турция вместе имеют ВС, численно равные российским, а с Пакистаном - на 50% больше. Они могут поощрять этнический или религиозный сепаратизм на Северном Кавказе и в Поволжье. Продолжают увеличиваться военные потенциалы других стран Азии.

Особое опасение вызывает коренное изменение соотношения военно-морских сил в пользу соседних государств. При сохранении нынешних тенденций, к 2005 г. наш флот будет уступать на Черном море ВМС Турции - в два, на Балтике Швеции также в два раза, Германии - в четыре. На Дальнем Востоке разрыв в соотношении военно-морских сил в пользу других государств будет еще более значительным.

На формирование военных угроз также влияют геополитическое положение отдельных стран и военно-политическая обстановка, которая складывается в различных регионах и в мире в целом. Очевидно, что близость того или иного государства к реальным или потенциальным очагам вооруженных конфликтов способствует возникновению военных угроз безопасности.

Наибольшую тревогу по поводу безопасности России вызывает продолжение гражданской войны в Афганистане, которая постоянно генерирует активизацию сил международного терроризма на южных рубежах СНГ. Нестабильный и раздираемый на части враждующими группировками, являющийся ареной соперничества соседних государств, неспособный проводить самостоятельную внешнюю политику, стоящий на грани развала Афганистан - идеальный плацдарм для проникновения исламских экстремистов в среднеазиатские республики. Зона подрывных акций с территории Афганистана постоянно расширяется. Вместе с тем усиливаются противоречия между центральноазиатскими государствами, что, в немалой степени, связано с усилением религиозного экстремизма и наличием спорных территориальных проблем. Поэтому нельзя не учитывать вероятности крупных геополитических потрясений в случае затягивания внутриафганского конфликта.

Использование сил НАТО на территории бывшей Югославии, несет угрозы безопасности России и другим государствам. Это обусловлено тем, что Североатлантический альянс отрабатывает модель действий, которая может быть применена на постсоветском пространстве. Кроме того, в психологическом плане, население евразийских стран на опыте Югославии приучается к мысли о допустимости использования военной машины НАТО для разрешения тех или иных внутренних противоречий.

Демонстрация угрозы применения военной силы против Югославии, а также Ирака, а в 60 - 80 - е гг. против Кубы, Вьетнама, КНР, Ливии и других стран позволяет говорить об этом феномене как о важном средстве, которое используется для шантажа и давления. Угроза применения военной силы, во-первых, выступает в качестве предупреждения оппоненту, что в случае сохранения нынешнего курса, она может быть реализована, что предполагает, прежде всего, нанесение значительного материального ущерба. Угроза использования вооруженных сил призвана подкрепить применение дипломатических и других средств внешней политики, запугать противника и добиться, таким образом, осуществления намеченных целей. Во-вторых, угроза использования вооруженных сил может выступать, как показала история "холодной войны", в качестве мощного фактора истощения экономических, политических и духовных сил нации и призвана нанести поражение противнику в своеобразной проверке на прочность его способности защищать свои интересы.

Несмотря на разорительность гонки вооружений, она продолжает иметь место уже после окончания "холодной войны". Как свидетельствует история, применение военной силы в качестве средства давления, может иметь место в течение длительного времени, а перспектива военного конфликта - присутствовать в гипотетическом, виртуальном виде.

США начинают новый этап гонки вооружений. Намерение Вашингтона создать систему противоракетной обороны станет претворяться в жизнь, при успешном осуществлении испытаний, в 2006-2007 гг. Опасность создания системы ПРО состоит в том, что это приведет к слому стратегической стабильности сложившейся благодаря Договору 1972 г. и последующим соглашениям в области стратегических наступательных вооружений. Поэтому велика вероятность наступления новой "холодной войны", во время которой вооруженное противоборство будет проигрываться на картах и моделироваться на электронно-вычислительных машинах и, вместе с тем, будет готовиться потенциал для создания непосредственной военной угрозы.

Непосредственная военная угроза характеризует такое состояние межгосударственных отношений, при котором имеются антагонистические противоречия, присутствуют политические намерения и воля, хотя бы у одной из противоборствующих сторон применить военную силу, а также готовность вооруженных сил и других элементов военной организации к решению поставленных задач.3 Непосредственная военная угроза - это "последний довод королей", исключающий использование иных средств разрешения противоречий. Наличие непосредственных военных угроз ведет к существенному осложнению военно-политической обстановки, поскольку содержат в себе совершенно очевидные предпосылки возникновения военного конфликта между соперничающими сторонами и вовлечения в него других действующих лиц.

Реализация непосредственной военной угрозы может иметь место не только в том случае, если имеются объективные факторы, обеспечивающие достижение успеха в военном противоборстве /значительный перевес сил, более совершенная военная техника и т.д./.Принципиальная возможность военного конфликта должна допускаться, вследствие, по крайней мере, на первый взгляд, иррациональных мотивов и действий со стороны одного или даже обоих субъектов военной политики.

На применение вооруженных сил одного государства против другого существенно могут повлиять следующие обстоятельства: агрессивность, как определяющая черта характера политических и военных деятелей /война Ирака против Ирана и против Кувейта/; авантюризм и недостаточная оценка всех возможных последствий развязывания военного конфликта /военные действия Аргентины против Великобритании/; причины внутреннего характера, связанные с желанием того или иного государства использовать этот конфликт, например, для сохранения внутриполитического статус-кво /вооруженные нападения КНР на приграничные районы Советского Союза/. В приведенных примерах сделан акцент только на одном из обстоятельств, обусловивших возникновение вооруженных конфликтов. В конкретной военно-политической обстановке перерастание военных угроз в боевые действия всегда определяется совокупностью условий и факторов, которые придают событиям свою неповторимость.

Военные угрозы могут быть реализованы путем прямой агрессии, конкретные акты которой, подробно изложены в резолюции ГА ООН 1974 г. К ним, в частности, отнесены: вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого, военная оккупация, аннексия с применением силы, применение любого оружия государством против территории другого государства, блокада портов или берегов вооруженными силами и т.д.

Военные угрозы также могут быть осуществлены с помощью военных учений и маневров в близи государственной границы, приведения войск в более высокие степени боевой готовности, вооруженных провокаций, диверсий и террористических актов.

О формировании военной угрозы может свидетельствовать расторжение договоров, направленных на сокращение и ограничение вооруженных сил и вооружений, а также деятельность, предусматривающая значительное количественное и качественное наращивание военной мощи одной из сторон.

Выбор способов реализации военных угроз зависит, прежде всего, от степени остроты межгосударственных противоречий, соотношения военных и других сил, особенностей военно-политической обстановки в отдельных странах, в регионе и в мире в целом. Если угроза непосредственного применения военной силы окажется по каким-либо причинам нереализованной, она, тем не менее, может выступать как средство давления и достижения определенных политических целей.

Для реализации военной угрозы, государству, которое ее создает, как правило, нужен предлог, в качестве которого могут быть использованы: пограничный инцидент, реальная или вымышленная угроза безопасности граждан, для защиты которых необходимо использовать военную силу /как было, например, на Гренаде в начале 80-х гг./.

События в Югославии показали, что в настоящее время и в обозримой перспективе для оправдания агрессивных действий могут служить различного рода внутренние противоречия, возникшие на религиозной и этнической почве. При этом США исходят из того, что "НАТО может провести, если потребуется, военную операцию подобную югославской, в любое время и в любом месте земного шара...".4 В качестве юридического обоснования силового вмешательства во внутренние дела государств, страны НАТО активно используют концепции "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета". Прямое применение военной силы все больше связывается с коллективными усилиями по "принуждению к миру".

США и их основные союзники стремятся провести через Генеральную Ассамблею ООН принципы прецедентного права, что приведет к закреплению в международной практике права на "гуманитарную интервенцию". Попытки использования многонационального контингента сил по "поддержанию мира" без санкции СБ ООН и других полномочных региональных органов становятся характерной чертой миротворчества США и НАТО.

Идеологическое прикрытие вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенного государства при этом обеспечивается многочисленными средствами массовой информации, необъективно освещающими действия центрального правительства и местных органов власти и готовящими мировое общественное мнение к необходимости проведения силовой акции. Вполне понятно, что миротворчество, которое не соответствует существующим нормам права, представляет собой угрозу безопасности государства и его территориальной целостности.

Поэтому можно предположить, что в этих условиях, политику ряда стран будет определять так называемый "югославский синдром" - желание обезопасить себя от угрозы нападения или военно-политического давления под предлогом права на "гуманитарную интервенцию". На практике "югославский синдром" объективно ведет к недоверию между государствами и способствует формированию в сознании политических элит и рядовых граждан образа врага, занятого подготовкой военных угроз. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что страхи, вызванные агрессией против Югославии, возникают не на пустом месте.

В настоящее время непосредственные военные угрозы Российской Федерации, которые могли бы в ближайшее время повлечь применение против нее вооруженных сил со стороны тех или иных государств, отсутствуют. Вместе с тем можно утверждать, что существуют угрозы, обусловленные стремлением НАТО и ряда других стран использовать свою военную мощь с целью оказания давления. Продолжающийся системный кризис в России является фактором, провоцирующим некоторые государства использовать свои экономические, политические, а также военные и другие возможности для консервации отсталости нашего государства. Это может отвечать интересам ряда стран по следующим причинам:

- за Россией сохранится сырьевая направленность ее экспорта на длительную историческую перспективу, что особенно важно в условиях обостряющейся ресурсной проблемы;

- устраняется возможный экономический конкурент и ослабляется мировой центр силы, что создает благоприятные возможности для создания и закрепления однополюсной системы мирового устройства;

- в геополитическом плане слабость России представляет возможность использования ее территории как жизненного пространства для населения стран с высокими темпами роста.

Вместе с тем увеличивающаяся военная мощь многих государств представляет собой важную предпосылку возникновения в перспективе непосредственной военной угрозы России. Расширение масштабов террористической деятельности способно в короткие сроки актуализировать непосредственную военную угрозу нашей стране.

При анализе феномена военных угроз следует исходить из того, что деление на военные и невоенные угрозы достаточно условно. Невоенные угрозы могут послужить причиной возникновения военных угроз и наоборот. Так, продолжение процессов депопуляции населения России, прежде всего, в ее дальневосточных районах, в условиях нарастающего демографического давления в приграничных государствах, может в обозримой перспективе, инициировать возникновение вооруженных конфликтов. С другой стороны, реализация военных угроз, как свидетельствуют события в Ираке и Югославии, ведет к возникновению угроз экологической катастрофы.

Парирование военных угроз является одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности государства и может быть осуществлено различными способами.

1. Укрепление своих вооруженных сил, которые не уступали бы потенциалу вероятного противника. Риск понести значительный урон, в результате использования ВС против хорошо вооруженного государства, призван сдержать не только потенциального агрессора, но и тех субъектов международных отношений, которые хотели бы использовать свою военную мощь в качестве средства давления.

Для создания вооруженных сил, оснащенных самым современным оружием и поддержания их в готовности к отражению нападения вероятного противника, необходимо значительное количество средств. Деятельность в этом направлении предполагает использование ресурсов, которые могли бы быть выделены на развитие социально-экономической сферы. Недостаток этого способа нейтрализации военных угроз состоит также в том, что он объективно ведет к гонке вооружений, экономическому истощению и, в конечном итоге, к войне.

Вместе с тем, по-прежнему считается, что безопасность государства наилучшим способом обеспечена в том случае, если его вооруженные силы, обладают достаточными возможностями сдерживать военно-силовой компонент потенциального противника.

2. Заключение договоров об ограничении вооружений, создание союзов, коалиций, а в идеале - системы коллективной безопасности.

Но одних только договоров бывает еще недостаточно, чтобы нейтрализовать военные угрозы. Нельзя забывать, что Германия, при наличии договора о дружбе, совершила агрессию против СССР. Чтобы не допустить повторения таких событий, необходимо осуществить систему мер, направленных на создание отношений взаимозависимости в различных областях и обеспечивающих претворение в жизнь заключенных договоров между заинтересованными субъектами международных отношений. Среди практических шагов, призванных уменьшить военную опасность, важное место могут занимать действия по реальному сокращению военных расходов и численности вооруженных сил, претворению в жизнь мер доверия в военной области и т.д.

3. Использование внешних и внутренних противоречий, которые могли бы побудить государство отказаться от намерения реализовать угрозу, сделать ее менее актуальной, либо вообще невыполнимой.

Выводы

Первое. Исходя из того, что состояние и перспективы развития отношений государств в ХХI веке будут обусловлены противоречиями, вызванными истощением природных ресурсов, обострением демографической и этнонациональной напряженности, своевременное прогнозирование военных угроз, по своей сути, представляет собой начальный этап их нейтрализации и должно опираться на постоянный анализ соответствующих конфликтогенных факторов.

Второе. Обеспечение безопасности государства должно предусматривать парирование не только непосредственной военной угрозы, но и угроз, связанных с использованием военной силы в качестве средства давления. Нейтрализация любых военных угроз должна предполагать многовариантность практических действий, которые предполагали бы использование, как военных, так и невоенных средств.

Третье. Военные угрозы России в настоящее время выступают в качестве особой формы давления и не предполагают непосредственного применения вооруженных сил. Вместе с тем, являясь воздействием совокупности одновременно действующих негативных факторов /укрепление и расширение НАТО, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов, распространение ОМП и средств его доставки, усиление центробежных тенденций в СНГ, возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ, территориальные притязания к РФ, деятельность террористических организаций/, они создают определенные предпосылки для появления непосредственных военных угроз в будущем.


1. См.: Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений. - М., 1998, с. 185.
2. В. И. Кузьмин, Н.А.Галуша. Количественная геополитика. - М.,2000.
3. См.: Проблемы безопасности России и их решение на рубеже тысячелетий. - М., 2000, с.48.
4. См.: Независимая газета, 09.08.2000.