«Большой Кавказ» - стратегия России

А.И.Николаев
председатель комитета Госдумы РФ по обороне, генерал-армии

Критический анализ результатов политики на Кавказе за последние десять лет позволяет извлечь ряд суровых уроков как России, так и другим государствам, особенно созданным на развалинах некогда мощной державы.

Первое. Теоретически неверно и практически ошибочно рассматривать ситуацию в Закавказье в отрыве от процессов, происходящих на Северном Кавказе, вспышку терроризма в Чечне в отрыве от политики других государств, а проблемы Каспия в отрыве от ситуации на Черном море.

Множество малых проблем, с которыми столкнулись политики, экономисты и военные, и чрезвычайно мучительный процесс решения этих проблем со всей очевидностью показали, что Кавказ не просто горы и все что их окружает между Каспием и Черным морем, это сложная система отношений между народами, государствами. Происходящие здесь процессы тысячами нитей связывают регион с миром, делая его значительно большим, чем пространство между двумя морями.

Этот "Большой Кавказ" как систему старались не замечать особенно те, кто стремился извлечь свою выгоду не считаясь с интересами других стран и народов. В результате бумеранг политического эгоизма через систему взаимосвязей "Большого Кавказа" возвращался сторонникам известного принципа "моя хата с краю".

В качестве примера может служить, в частности, история отношения Грузии к вооруженным чеченским сепаратистам. Любые просьбы России оказать содействие в борьбе с бандформированиями натыкались на уязвленное самолюбие грузинского руководства и последующие попытки обвинить Россию во всех смертных грехах. Между тем количество чеченских боевиков на территории Грузии перевалило критическую массу и ситуация стремительно выходит из под контроля.

Отказавшись от совместного развязывания тугих узлов сложнейших проблем, естественную защитную реакцию России политики некоторых государств воспринимают как ущемление прав граждан этих государств. Шум вокруг установления визового режима между Россией и Грузией яркий пример тому. Между прочим, последствия попыток противодействовать проникновению контрабандного спирта с территории Грузии в Россию я лично испытал на себе. Ровно 3 года назад пришлось сменить военный мундир на гражданский костюм.

Второе. Для "Большого Кавказа" характерно несовпадение географии интересов с географией и границами государств. Это всегда вызывает противоречия. Причем в условиях нестабильности, хаоса, отсутствия элементарного порядка эти противоречия приводят к жестокой вооруженной борьбе. В то же время государства, занятые внутренними разборками и борьбой с терроризмом, становятся уязвимыми со стороны внешнего окружения. Всегда находятся внешние силы, желающие использовать чрезвычайно сложную внутреннюю ситуацию исключительно в своих целях.

Не явился исключением и "Большой Кавказ". К развитию событий в нем проявляют огромный прагматичный интерес не только соседи, но и государства, находящиеся на значительном удалении от места событий. Практически во многих нестабильных регионах наблюдается повышенная активность таких государств, как США, Англия, Франция, Германия.

В этой связи бросается в глаза парадокс: у ряда стран, находящихся на расстоянии нескольких тысяч километров от Кавказа, Центральной Азии, были и остаются свои интересы в этих регионах, а у России, судя по ее поведению, их нет! Похоже, политики, чтобы не быть обвиненными в имперстве, до недавнего времени стыдливо не замечали и даже отрекались от права России на интересы в этих регионах. Большую цену заплатило государство за политическую пассивность и отсутствие стратегии в этом регионе. Природа не терпит пустоты, а социально организованная часть ее - страны и народы - тем более.

Третье. Многие беды и трагедии народов Кавказа явились следствием неспособности властей разрешить противоречие между громким декларированием суверенитета, свободы, независимости и полной неспособностью не только их реализовать, но и обеспечить элементарный порядок в государствах, "освобожденных от тоталитарного прошлого".

Как тут не вспомнить мудрую пословицу народов Кавказа: "Убегая от дыма, не бросайся в огонь".

Расписавшись в собственном бессилии, они устремились на поиски не только спонсоров в области экономики, но и даже безопасности и обороны. Парадоксально, но факт - самые главные атрибуты независимости и суверенитета, такие как безопасность и оборона (об экономике разговор особый), перекладываются на плечи других государств.

Наивно полагать, что военно-политические симпатии Азербайджана к Турции, а Грузии к НАТО базируются исключительно на равноправии. Наспех сколоченные из остатков советского оборонного комплекса военные организации, равно как и переживающая сложные времена экономика этих стран, фактически не могут при соприкосновении с отлаженной военной машиной Турции и НАТО говорить на равных. И здесь бумеранг независимости, энергично брошенный в момент распада СССР, вернулся зависимостью от других стран, которые по историческим, этническим, культурным и военно-политическим традициям находятся на значительном удалении от России.

При этом сбрасывается со счета рост потенциала недоверия других стран к разного рода военно-политическим союзам. Если Азербайджан и Турция, Грузия и НАТО укрепляют военные связи, то против кого? Ради чего в Азербайджан переброшен турецкий военный катер на Каспий? Против кого будут направлены американские ракеты, если они будут размещены в Грузии?

Коль скоро речь зашла о безопасности, то для "Большого Кавказа" эта проблема всегда была актуальной, тем более сейчас. Это и понятно. Уникальное геополитическое и стратегическое положение на стыке Европы и Азии. Между Каспийским и Черным морями проживает около 20 млн. человек. Курортные зоны, экзотические туристические маршруты, богатые полезные ископаемые - все это и многое другое привлекает не только местных жителей.

Достаточно сказать, что только Каспийское море обладает двумя видами черного золота, имеющими мировое значение. Это нефть и черная осетровая икра. Оба продукта дорого стоят и пользуются огромным спросом. По этим и другим причинам здесь пересекаются интересы многих государств и, прежде всего, выходящих непосредственно к морю Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркмении, России...

Вывод напрашивается сам собой. Если из-за богатых полезными ископаемыми районов и выгодных геополитических позиций рано или поздно развязываются не просто вооруженные конфликты, а настоящие войны, то нужно осуществить демилитаризацию этих районов. Это в полной мере касается и Каспийского моря. Сократить, а может быть рассмотреть вопрос и о ликвидации военно-морских сил и других структур современной военной организации, запретить любую военную деятельность, в том числе и проведение учений на Каспии. Здесь должны остаться только пограничные силы, силы охраны рыболовства, нефтепромыслов, экологи и спасатели.

Разумеется, из этого вовсе не следует, что нужно отказаться от борьбы с терроризмом, наркобизнесом и другими пороками, где с вооруженным противником нужно бороться тоже оружием. Напротив, эту работу надо совершенствовать, в том числе и по линии консолидации усилий всех государств Каспийского побережья.

Если рассматривать "Большой Кавказ" как систему, то можно определить основные направления и способы ее обеспечения. Названную ранее политику демилитаризации распространить на другие районы и вместе с другими мерами создать единую кавказскую систему безопасности, главными элементами которой и исполнителями должны стать государства и структуры этого региона, а не импортные советники, преследующие свои интересы. В таком случае обострение ситуации по типу чеченской моментально станет объектом внимания всей системы, а не отдельных государств.

Образно говоря, когда все окна, двери, форточки, вентиляционные люки общего кавказского дома будут перекрыты в нужный момент, то подпитка террористов, равно как и их бегство с места преступления будут невозможны. Пока что мы видим иное: закрывает дверь одно государство, в то время как открытым для бандитов остается окно другого государства. Более того, скажу по личному служебному опыту на посту Директора ФПС, что даже в рамках одного государства - России при закрытых дверях-границах при попустительстве властей сепаратисты пробирались через окна - аэропорты.

До сих пор остался в памяти случаи, когда пограничники не разрешили вылет Масхадову, а небезызвестный Иван Рыбкин, занимавший тогда пост Секретаря Совета безопасности, убедил президента дать добро на его вояж за границу. А прославившийся своими крылатыми изречениями бывший председатель правительства Виктор Черномырдин тогда пошел еще дальше. Он предложить открыть в аэропорту г. Грозного контрольно- пропускные пункты, где бы функцию пограничников выполняли верные Масхадову вооруженные чеченцы.

Кстати, большие неудачи в решении проблемы Чечни и трудный процесс ведения контртеррористической операции во многом объясняется тоже игнорированием системного подхода. Чечня рассматривалась просто как территория, а не как подсистема всей системы "Большого Кавказа", имеющая многообразные связи с внешним миром,

Говоря о демилитаризации и создании единой системы безопасности Кавказа в условиях, когда военная сила еще в моде, не следует забывать и о военно-политическом сотрудничестве с государствами, которые близко прилегают к Кавказу. В печати достаточно много говорится о Турции. Военно-политическую активность этого государства, в том числе на Черном море, трудно не заметить. Турция избирательно относится к военно-политическому сотрудничеству к государствам Кавказа. Турция- член НАТО. Список можно продолжать.

Но есть еще государство, позиция которого имеет чрезвычайно важное значение в судьбе региона. Это - Иран. Недооценка отношений с ним в прошлом, по моему глубокому убеждению, это стратегический просчет российских политиков. Видимо, во многом сказалось распространенное в СМИ и тщательно тиражируемое в политической лексике однобокое и упрощенное представление об этом государстве. Не последнюю роль сыграли антииранские штампы американского производства, а также пренебрежительное отношение некоторых российских политиков ко всем азиатским странам, будь то Китай или Иран.

Разумеется, Россия была и остается приверженцем неукоснительного соблюдения договоров о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий. Однако это вовсе не является препятствием на пути сотрудничества с Ираном в различных областях, в том числе военно-технической и военно-политической. Надо быть реалистами и ясно отдавать себе отчет, что без Ирана многие проблемы Кавказа, начиная с экономики и кончая безопасностью, решить нельзя.

Из этого следует, что стратегия России на Кавказе в Центрально-азиатском регионе и на Ближнем Востоке не мыслима без Ирана.

Наладив отношения с ним и Арменией можно эффективно решать стратегические задачи черноморской политики России, коль скоро отношения с Украиной и Грузией желают быть лучшими.

Развитию добрых отношений с Индией также поможет дорога через Иран и вместе с Ираном и не для того, чтобы мыть солдатские или еще какие-то сапоги в Индийском океане. Обоим государствам нужна стабильность на юге. Чрезвычайно важно, чтобы с Индостана на север дули теплые ветры хороших взаимоотношений, а не холодные сквозняки конфронтации.

Пламя гражданской войны в Афганистане, настоящие бои на афгано-таджикской границе и других районах Центральной Азии и ликвидацию банд и учебных центров террористов в этом регионе трудно представить без координации усилий России и Ирана. Между прочим, Иран ежегодно на борьбу с наркопреступностью расходует более 100 млн. дол. В год около 150 тонн наркотических средств государство конфискует.

Диалектика такова, что налаживая хорошие отношения с Ираном, Россия тем самым укрепляет собственную безопасность и безопасность Кавказа. Иран, обеспечив хорошие отношения с Россией, тем самым чувствует себя комфортней в кругу своих проблем.

Что ни говори, а мы обречены быть попутчиками не только в борьбе с терроризмом, наркоманией, но и в решении энергетических, экологических проблем, в ликвидации последствий как техногенных, так и природных катастроф. К сожалению, землетрясения, которые приносят большую беду людям, очень часто посещают наших южных соседей.

Здесь как нигде важно, чтобы стихийные бедствия природного характера не дополнялись бы страданиями и бедами, которые сопутствуют войнам и вооруженным конфликтам.

Для этого России необходима стратегия "Большого Кавказа" - политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу развития северокавказских регионов Российской Федерации, укрепления связей с закавказскими республиками бывшего СССР (Азербайджаном, Арменией и Грузией), развития отношений с государствами, непосредственно примыкающими к Кавказу (Иран, Турция), а также другими странами мира, оказывающими заметное влияние на ситуацию в данном регионе.

Совершенно очевидно что, стратегия "Большого Кавказа" предполагает тесную связь с Черноморской и Каспийской политикой России.

Словом "Большой Кавказ" необходимо рассматривать как систему, подходить комплексно как в политической тактике, так и политической стратегии государства.