щёлковский край
 

Вопросы миграционной политики Блохин А.В.

Вопросы миграционной политики нельзя отнести к категории простых Блохин А.В. Министр по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации

От редакции: стенограмма доклада на заседании "круглого стола" в Государственной Думе РФ "Проблемы миграционной политики в современной России" 4 декабря 2000 года г.

Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике стало сейчас государственным органом, ответственным помимо других вопросов за проведение государственной миграционной политики в Российской Федерации. Причем в рамках структуры единого государственного органа исполнительной власти впервые появилась возможность решать сложные миграционные проблемы в комплексе с региональными, национальными, вопросами соотечественников за рубежом, вопросами казачества и так далее. Уверяю вас, что все эти проблемы имеют взаимосвязь и взаимозависимость. Нет необходимости в этой аудитории говорить о том, что вопросы миграционной политики нельзя отнести к категории простых. Даже - в решении проблем вынужденной миграции, где есть определенные и долгосрочные наработки, мы все еще остаемся в долгу перед сотнями тысяч вынужденных переселенцев. Мне хотелось бы просто с целью экономии времени, есть подробная справка, и комитету, насколько мне известно, она предоставлена - о миграционной ситуации в России, но некоторые цифры хотелось бы все-таки привести, для того чтобы аудитория ощутила всю актуальность обсуждаемого вопроса. Так, за последние 10 лет приток мигрантов в Российскую Федерацию экспертами оценивается до 8 миллионов человек. По различным оценкам, в Российской Федерации сегодня находятся от 700 тысяч до 1,5 миллионов незаконных мигрантов. В приграничных районах Приморского края численность проживающих легально и нелегально китайцев близка к численности российских граждан. Многие из них занимаются нелегальным бизнесом, включающим и торговлю оружием, наркотики и т.д. Хотелось бы просто еще одну цифру привести. Если от Урала до Дальнего Востока в Российской Федерации проживают порядка 20 миллионов человек, то только в приграничье вдоль российско-китайской границы с китайской стороны проживают 120 миллионов человек. Еще такая цифра, что сегодня нелегально в России находятся по оценкам от 100 до 150 тысяч афганцев. Только 500 человек из них зарегистрировались в территориальных органах Минфедерации. Практически во всех 11 субъектах, граничащих с Казахстаном, наблюдается насыщение приграничных районов казахами. В последнее время к ним прибавились так же таджики, туркмены и афганцы. Приведу такой пример. Скажем, в Колосовском районе Волгоградской области и Александровском районе Саратовской области их число возросло до 50 процентов населения, а в некоторых районах эта цифра уже превышает 50 процентов. И в некоторых населенных пунктах они сегодня уже избраны главами местного самоуправления, и наблюдается определенный процесс вытеснения из руководящих органов не только местных органов власти, но и из руководителей местной промышленности и т.д. Там сегодня возглавляют эти предприятия представители приграничных республик.

Можно было бы еще многое говорить о цифрах, но я думаю, что даже этот очень короткий перечень дает представление о тех процессах, с которыми мы имеем дело.

Чем сегодня занимается министерство, какие вопросы на ближайшей повестке дня, какие в перспективе? Сегодня на повестке дня разработка и принятие концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, по разработке которой есть и поручение Президента, и поручение Правительства. Я знаю, что и в проекте решения круглого стола есть такая же запись. Мы считаем это очень важным моментом. Многие присутствующие здесь наверняка помнят, что еще в сентябре 1999 года на парламентских слушаниях широко обсуждался проект концепции государственной миграционной политики. Но уже и с той поры минуло больше года. Структурные изменения во многих федеральных органах исполнительной власти существенно задержали работу над концепцией и утверждение этого важного документа. Поэтому учитывая, что миграционная ситуация в стране в последнее время претерпела изменения, было принято решение существенно переработать проект концепции.

Прежде всего, что показывает анализ и прогноз ситуации, не только, миграционной, но и социально-экономической, которая всегда определяла и будет определять миграционное поведение людей. По имеющимся у Минэкономразвития России предварительным расчетам ВВП будет увеличиваться в течение 2002-2005 годов относительно высокими темпами - не менее 5 процентов в год. Согласно прогнозным расчетам того же министерства общая численность занятых в экономике страны должна увеличиться за указанный период на 2 миллиона человек. Ведущие отрасли будут крайне нуждаться " в привлечении высококвалифицированных работников, а их в реальном производственном секторе уже сейчас ощущается существенная нехватка, и возврат их в массовом порядке вряд ли возможен. Восстановление этого ущерба до 2005 года возможно не только за счет подготовки молодежи, но в определенной степени это возможно сделать и за счет миграции, за счет тех мигрантов, которые уже имеют достаточно высокую квалификацию и перемещаются на территорию России для постоянного проживания. В первую очередь, это, конечно, страны ближнего зарубежья. Вторая группа факторов - это обострение демографической обстановки в стране. Общая численность населения России в период 2002-2005 годов сократится на 2,8 миллиона человек. Произойдут и весьма болезненные изменения в самой структуре населения. Население в молодых возрастах за 2001-2005 годы уменьшится по расчетам Госкомстата России на 5,5 миллиона человек. Некоторый оптимизм может вызывать увеличение численности населения в трудоспособном возрасте - на 2,6 миллиона человек за этот же период. Но нельзя забывать, что уже за пределами 2005 года этот фактор роста экономики будет полностью исчерпан, поскольку начнется абсолютное сокращение этого контингента населения, общие потери которого оцениваются Госкомстатом в 2006-2015 годах в размере 7,4 миллиона человек. Таким образом, период 2002-2005 годов - это последняя возможность поправить экономическое и демографическое положение Российской Федерации, в том числе за счет миграции населения из стран ближнего зарубежья, с одной стороны, и сокращения эмиграции из России в другие страны.

По имеющимся оценкам готовы будут переехать в Российскую Федерацию примерно 4 миллиона человек, если для этого, разумеется, в России будет созданы необходимые условия. Возможно, что их численность может и увеличиться. Все будет зависеть от состояния экономики России, т.е. от привлекательности нашего государства. От того, насколько в экономическом и социальном плане она будет привлекательна для мигрантов, а также от внутриполитической и внешнеполитической обстановки. К сожалению, не исчезнет в ближайшее время и проблема вынужденных переселенцев. Исходя из этого, следует, что роль и значение государственной миграционной политики неизменно возрастают, а существующие в миграции проблемы требуют комплексного решения и программного обеспечения.

Какие с нашей точки зрения сегодня приоритетные направления миграционной политики? К основным приоритетным направлениям государственной миграционной политики мы бы отнесли следующие:

1. содействие вынужденным мигрантам в переселении и обеспечение условий для их быстрейшей интеграции в социальную среду. Это направление предполагает, прежде всего, создание условий для жилищного обустройства эмигрантов и их интеграции в рынки труда. Причем, зачастую второе бывает важнее первого.

2. содействие привлечению мигрантов в Российскую Федерацию исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации мигрантов, вовлечению их в российское общество. В приоритетном порядке это, конечно, граждане СНГ, поскольку для их адаптации требуется минимальное количество времени и минимальное количество средств, потому что еще недавно мы жили в одном государстве. И жизнь показывает, что при правильном подходе к созданию минимальных условий для их проживания, эта интеграция проходит весьма позитивно. Необходимо разрабатывать меры селективной миграционной политики по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам. Определять пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

3. дальнейшая цивилизационная интеграция России в международный рынок труда, регулирование экономической миграции квалифицированных кадров. Тут особенно необходимо усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест при прочих равных условиях, разумеется. Нельзя допускать, чтобы интересы постоянного населения и мигрантов, приехавших с целью заработка, вступали в противоречие, хотя сегодня мы часто наблюдаем обратное. Как правило, это происходит от неверной политики, которая может проводиться, как Федеральной миграционной службой или теперь нашим министерством, так и местными властями.

Так же важными направлениями миграционной политики являются: создание условий для добровольного возвращения беженцев в места их прежнего проживания; поддержка и развитие конструктивных взаимоотношений с соотечественниками за рубежом; обеспечение контролируемости миграционных процессов на территории Российской Федерации. Предполагается реализация и такого нового направления, как стимулирование территориального распределения населения, содействие более эффективному использованию трудовых ресурсов. Речь идет о том, что мы, я имею в виду государство, с помощью законов, с помощью соответствующих постановлений Правительства, с помощью создания необходимых позитивных факторов, должны формировать миграционные потоки, и они должны направляться в те регионы, которые сегодня нуждаются, как в плане демографии, так и в плане привлечения рабочей силы, а не пускать это дело на самотек, как, к сожалению, часто это происходит. Но здесь не должно быть и другой крайности. Мы не можем сегодня, как в прежние времена посадить в теплушки и направить в любую точку России вынужденных мигрантов, хотя бы по той простой причине, что вынужденные мигранты, это наши граждане, и у них есть все права, которые предоставляет наше законодательство и Конституция. Поэтому мы можем их привлечь, только создавая в тех или иных нужных нам регионах более привлекательные условия для их размещения, трудоустройства и т.д.

Еще одно направление. Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитических отношениях регионах Российской Федерации. Я уже отчасти это сказал, но здесь имеется в виду в первую очередь приграничье, для того чтобы нивелировать те негативные процессы, которые сегодня формируются на наших границах, особенно в пограничье с Казахстаном, с Китаем и отчасти Северный Кавказ. Это направление предусматривает восстановление экономической активности предприятий и развитие экономики зоны Севера, с расширением привлечения рабочей силы из других регионов страны на временной ротационной основе. Будет оказываться государственное содействие развитию инфраструктуры и социальной сферы, в стратегически важных районах, путем проведения активной региональной экономической политики.

Таким образом, миграционная политика не будет ограничиваться только решением проблемы вынужденных мигрантов и созданием системы эмиграционного контроля, она должна быть ориентирована на регулирование миграционных потоков в целях улучшения демографической и социально-экономической ситуации России. То есть миграционная политика, мы всегда считали, что это как бы негативный фактор, что это затратный фактор и так далее. Я считаю, что одна из главных целей, превратить миграционную политику, миграцию в России в позитивный фактор, приносящий и экономические, и социальные дивиденды государству. Мы очень благодарны всем, кто на различных этапах работы принимал в ней участие, за ту помощь, которую нам оказывали и оказывают в этом затянувшемся, но очень ответственном процессе разработки государственной миграционной политики. И еще продолжаем надеяться на вашу помощь, так как пройдена только часть пути. Я имею в виду и Государственную Думу, я имею в виду и общественные организации, я имею в виду и тех ученых и юристов, которые участвуют в работе по подготовке концепции, в первую очередь.

Главной формой реализации миграционной политики всегда был и остается программный целевой метод, разработка и реализация федеральной миграционной программы, других федеральных целевых программ, региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на решение миграционной программы. Я хотел бы здесь, сказать по миграционной программе. Во-первых, я бы назвал ее все-таки многострадальной программой. Если посмотреть за последние 6 лет, то миграционная программа финансировалась очень неравномерно, начиная от 24 процентов, от запланированных в год, до 100 процентов в 1999 году. Но, если взять за последние 6 лет, то на нее израсходовано, из планируемых 9,6 миллиарда, только 4,1. То есть фактически 50 процентов. Я считаю, что этого крайне недостаточно. А вы знаете, что нам удалось, с немалым трудом, сохранить миграционную программу в 2001 году, на фоне того, что Правительство из 137 программ, федеральных целевых программ, оставляет на 2001 год всего, если мне память не изменяет, 57 программ. Нас беспокоит, к сожалению, даже не общая сумма, которая выделяется на программу, она приблизительно колеблется от 2,4 миллиардов до 1,5 миллиардов рублей в год. На 2001 год запланировано 1,7 миллиарда. Но здесь мы должны учесть одну очень важную, принципиальную вещь. С каждым годом растет чеченская составляющая в этой программе, притом, что собственно внутриперемещенные лица, это все-таки не тот контингент, на который была рассчитана миграционная программа когда она создавалась. Это не значит, что мы не должны уделять внимания проблемам лиц, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания, просто это должны быть отдельные деньги, потому что те средства, которые предусматривались в миграционной программе, это все-таки средства предназначенные для беженцев и вынужденных переселенцев.

В 1996, 1997 гг. составляющая компенсационных выплат, пострадавшим в первой чеченской кампании составляла 30 процентов. С 2001 года эта составляющая уже более 60 процентов, то есть из 1 миллиарда 700 - почти миллиард, а если быть точным, 970 миллионов, это средства, которые планируется направить на компенсацию потерянного жилья и имущества в первой чеченской кампании, и на содержание временно перемещенных лиц после второй чеченской кампании. В 2000 году эта сумма была за пределами бюджета. И мы ее получали из резервного фонда Правительства. Таким образом, все средства, которые будут направлены в 2001 году собственно на вынужденных переселенцев и мигрантов, они составляют порядка 700 миллионов. И около 200 миллионов - на инвестиции. Это чисто, как бы для информации.

В последнее время стало модным говорить, что значительно затруднил работу по исполнению программы процесс структурной реорганизации министерства и его территориальных органов. Может быть, от части, это и справедливо. Но на сегодняшний день можно сказать, что самый трудный период уже позади. Созданы территориальные органы минфедерации, при этом, их структура полностью соответствует структуре региональных миграционных служб ФМС, бывшей ФМС России, то есть включает в себя посты эмиграционного контроля, и даже районные и городские отделения территориальных органов. Получены лимиты и разассигнованы средства за сентябрь, октябрь и ноябрь месяц в размере 280 миллионов рублей инвестиционной программы, в размере 150 миллионов, правда произошло все это только в середине ноября месяца. И сегодня встает вопрос уже об освоении этих средств. К тому же, к сожалению, в бывшей Федеральной миграционной службе зависло фактически 226 миллионов рублей, из них 126 миллионов инвестиционных. Со своей стороны, министерство сейчас делает все необходимое, чтобы эти средства дошли до территориальных органов и были до конца года истрачены по целевому назначению. Но вынужден заметить, что вольно или невольно Минфин в последнее время, в отношении минфедерации, буквально ежедневно так ужесточает требования, по сравнению, даже с теми, что были для Федеральной миграционной службы, что процесс прохождения средств и доведение их до территориальных органов серьезно затрудняется.

Правительством утверждено положение о порядке жилищного обустройства вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Это было сделано буквально 8 ноября, с чем я всех нас и поздравляю, так как это положение ждали почти 3 года. Оно позволит территориальным органам Минфедерации России возобновить работу по жилищному учету и порядку предоставления жилых помещений для постоянного проживания и временного поселения вынужденных переселенцев. Безусловным успехом можно считать и то, что проект бюджета 2001 года вообще удалось сохранить. В ближайшее время, жилье вынужденным переселенцам, относящимся к социально незащищенной категории граждан, будет предоставляться только в счет приобретения уже готового жилья, преимущественно на вторичном рынке, или площадей с высокой степенью строительной готовности для того, чтобы исключить вот те долгострои, которые мучили Федеральную миграционную службу и сегодня гирями висят на новом министерстве.

Требуется разработать механизм участия собственных средств вынужденных переселенцев, в приобретении и строительстве жилья, а также участие работодателей в финансировании жилищного обустройства вынужденных переселенцев. Здесь я должен привести, как позитивный пример, Белгородскую область, где мы, заключив (министерство с Белгородской областью) соглашение и приложение к нему, пытаемся привлечь дополнительные средства для обустройства вынужденных переселенцев за счет тех предприятий, которые нуждаются в квалифицированной рабочей силе и делают целевые заявки на те или иные профессии. При этом условием для них является обеспечение людей жильем и постоянной работой. В этой ситуации и Минфедерации, и Белгородская область, как раз занимаются, скажем так, селективным подбором вот этих профессий и направлением на предприятия. Мы намерены, также, пересмотреть существующее положение о порядке и предоставлении вынужденным переселенцам долговременной и беспроцентной возвратной ссуды, чтобы максимально приблизить ее размер к стоимости социальной нормы общей площади на одного человека. Кроме этого требуется пересмотреть сроки погашения ссуды, расширить виды ссуд. Объем средств направляемых территориальным органам на выплату ссуды, должен зависеть от очередности на ее получение в субъектах Российской Федерации и текущего возврата.

При разработке и реализации региональных программ обустройства, территориальным органам Минфедерации России, совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и переселенческими организациями, предстоит обеспечивать скоординированную работу по активному поиску и привлечению финансовых средств из бюджета различных уровней и внебюджетных источников. То есть, это не должно, с нашей точки зрения, быть делом только Правительства или какого-то министерства.

Продолжается законотворческая работа, вносятся в Правительство 2 законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" и внесении изменений и дополнений в Федеральных закон "О беженцах", а также 13 проектов постановлений, из них 8 - подзаконные акты к действующим законам о вынужденных переселенцах и беженцах. И три по внешней трудовой миграции. Здесь мне хотелось бы сказать особо, поскольку мы находимся в Думе, это важнейший процесс - я имею в виду законотворчество, потому что законодательная база миграционной политики еще очень и очень хлипкая. Есть просто зияющие дырыв законодательстве, в первую очередь, это в вопросах привлечения иностранной рабочей силы. Фактически, мы сегодня не имеем такого законодательства. Мы не имеем также практически никакого законодательства в вопросах внутри перемещенных лиц. Мы понимаем ответственность министерства в этом вопросе и будем активнейшим образом работать над соответствующими законопроектами и предлагать их внести Правительству в Государственную Думу. И здесь мы выражаем надежду на то, что профильные комитеты Государственной Думы, и Государственная Дума и Совет Федерации в целом будут самым активным образом, оперативно их рассматривать. В первую очередь, это относится к закону о правах иностранных граждан на территории Российской Федерации. К сожалению, этот закон, принятый в первом чтении, уже целый год находится где-то в стенах этого здания. И мы, пользуясь случаем, очень просили бы профильные комитеты предать импульс этой работе. И хотел бы заверить, что министерство сделает все для того, чтобы также продвигать этот закон.

Нельзя не сказать несколько слов о ситуации, которая сегодня складывается в Чечне и в Ингушетии, это было бы неверно, потому что этот вопрос не только на слуху, но он сегодня и в средствах массовой информации. Эти непростые вопросы рассматривались на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 27 сентября. Тогда было принято решение об обеспечении палатками в лагерях беженцев, о подготовке к зиме и так далее, и так далее. Хотелось бы сказать, что в настоящее время, ценой неимоверных усилий, все-таки получено 606 палаток, для замены пришедших в негодность: 102 - в Чеченской Республике, 504 - в Республике Ингушетия. Продолжается доставка новых палаток. Происходит передача с баланса на баланс, от МЧС к Минфедерации самих палаточных городков. Фактически сегодня закончена подготовка к зиме палаточных городков, как в Чечне, так и в Ингушетии, на что было потрачено, в общей сложности, более 20 миллионов рублей. Хотел бы просто обратить внимание, что все эти работы проводились в долг, под гарантии Минфедерации. И Минфедерации, пока на эти цели не получило ни одной копейки. Хотел бы также сказать и об обеспечении питанием, о продовольствии, как в Чечне, так и в Ингушетии. Затраты министерства за сентябрь, октябрь и ноябрь составили на эти цели около 200 миллионов рублей, из них сегодня пока выделено 43,6 миллиона. Есть поручение Правительства о подготовке распоряжения о выделении из Резервного фонда дополнительно 200 миллионов рублей, но, к сожалению, пока Министерство финансов не визирует это распоряжение. Сейчас министерство работает над тем, чтобы все-таки это распоряжение вышло для того, чтобы эти деньги получить. Но с учетом того, что сегодня 4 декабря, я так понимаю, что просто элементарная бюрократическая процедура для выхода распоряжения - 2 недели, это минимально, если даже все очень сильно будут стараться, то останется всего 2 недели для того, чтобы направить эти деньги в регионы. А с учетом того, что ни в Ингушетии, ни, тем более, в Чечне нет электронной почты, по которой могли бы деньги сразу уходить из казначейства в Москве туда, то встает очень серьезный вопрос по использованию этих средств. К сожалению, это сегодня самая тяжелая проблема в министерстве. И, скажем, 50 процентов моего времени уходит сегодня на работу с Минфином. Мне очень жаль, что столько времени приходится тратить на убеждение по тем вопросам, которые, с моей точки зрения, не требуют убеждения. О том, что есть вынужденно перемещенные лица, что их нужно кормить, что нужно обеспечивать лагеря, и что на это требуются деньги, и что бесплатно это никто делать не будет. Я это говорю не для того, чтобы здесь поплакаться в жилетку. Я просто хочу, чтобы многие чиновники, которые сегодня сидят в тепле, сытые, обутые, они должны помнить о тех 300 тысячах людей, которые сегодня находятся в Чечне и Ингушетии, которые сегодня потеряли имущество и кров. И 40 тысяч человек, которые живут в лагерях и приспособленных помещениях, из них половина, почти 50 процентов, это дети. И я очень был бы признателен Министерству финансов, чтобы вот эти проблемы решались более оперативно. Я понимаю, что есть, скажем так, вопросы по использованию финансовых средств, и мы не против того, чтобы проверял и Минфин, и Счетная палата, и любые другие, как эти деньги используются. Мы крайне сами заинтересованы, чтобы каждый рубль дошел до конкретного человека. Но, 3 месяца объяснять эти вещи, я считаю, это совершенно недопустимо.

Как видим, все эти текущие и перспективные проблемы тесно переплетены и взаимосвязаны. Их разрешение возможно только при общих слаженных действиях всех заинтересованных и ответственных сторон. Надеюсь, что сегодняшний "круглый стол" позволит продвинуть всех нас в решении столь сложных миграционных проблем. Очень рассчитываем на вашу помощь, поддержку, спасибо вам за внимание.

газета "Союз.Беларусь-Росия" - 2001



Щёлковский район   Край родной   Справочник организаций   Евразийский вестник





Ремонт стиральных машин
Ремонт стиральных машин


двери в Москве и Подмосковье
двери: Москва, Подмосковье

Ремонт квартир и офисов
Ремонт квартир и офисов


Стоматология
Стоматология


Доставка воды: Архыз и Аква Премиум
Доставка воды


Качественные и недорогие окна в Подмосковье и Москве с возможностью доставки купленных окон по Щёлковскому району : в квартиру, коттедж, на дачу.