Нефтегазовый комплекс России. Май 2003 г. Аналитические материалы
1. Монополия "Газпрома" - перспективы реформы
Необходимость реформирования российского рынка газа муссируется уже несколько лет. Неоднократно правительство выдвигало предложения разделить газовую монополию на несколько компаний, чтобы стимулировать конкуренцию. Однако все остается по-прежнему. Хотя сегодня свои программы обнародовали "Газпром", ФЭК и независимые производители газа, с первого взгляда во многом они похожи. Все настаивают на повышении внутренних цен на газ, предоставлении налоговых льгот, организации биржевой торговли газом. Но стоит приглядеться внимательнее - и становится ясно: разница заключается в том, что "Газпром" хочет сохранить за собой монополию на экспорт газа в дальнее зарубежье и контролировать биржевую торговлю "голубым топливом" внутри страны. Независимые производители рассчитывают получить доступ к экспорту и независимую площадку по торговле газом в России. ФЭК и Минэнерго поддерживают "Газпром". Минэкономразвития пока официально не высказалось по этому поводу, но, по некоторым сведениям, планирует представить компромиссный вариант реформы рынка газа.
"Газпром" тянет "одеяло" на себя
Когда руководители "Газпрома" начинают говорить о будущем российской газовой отрасли, они первым делом спешат подчеркнуть ее огромное значение для страны, еще и еще раз напомнить, что 45% всего экспорта топлива из России составляет газ. Это и в самом деле так. Но не стоит забывать, что большая часть месторождений "голубого топлива" - с падающей добычей. Добывать газ на них становится все дороже. Дело в том, что на начальном этапе эксплуатации месторождения газ выходит на поверхность за счет пластового давления. Но когда месторождение вступает в стадию падающей добычи, пластовое давление заметно снижается. Поэтому, чтобы извлечь сырье, необходимо построить дожимные компрессорные станции. В начале 90-х годов прошлого века 38% "голубого топлива" "Газпром" добывал с помощью дожимных станций. остальной газ выходил за счет энергии пласта. В прошлом году уже 78% шло через дожим. Кроме того, не стоит забывать, что и сами дожимные станции работают на газе, поэтому увеличение их числа приводит к большим потерям топлива. На газе работают и компрессорные станции, находящиеся на магистральных газопроводах.
"Газпром" постоянно говорит и о необходимости реконструкции системы магистральных газопроводов. В результате падения добычи на традиционных месторождениях трубопроводная инфраструктура оказывается недогруженной. А для новых месторождений нужно строить новые газопроводы. Поэтому сейчас рассматриваются варианты сооружения газопроводов с северных ямальских месторождений напрямую в Европу и на соединение с наиболее мощным трубопроводом Уренгой - Надым. В частности, с Бованенковского месторождения планируется построить два газопровода. Один - в Германию (так называемый Северный маршрут), второй - на соединение с упомянутым газопроводом. Газ с Заполярного месторождения также идет в сторону Надыма.
Руководители "Газпрома" любят напоминать о критическом финансовом состоянии своей компании. Дело в том, что задолженность газовой монополии превышает 10 млрд долларов и ей нужны новые кредиты для запуска месторождений и строительства трубопроводов. По словам заместителя председателя правления "Газпрома" Александра Рязанова, износ магистральных газопроводов сейчас превышает 60%. При этом инвестируют на их реконструкцию не более 60% от необходимой суммы. Вот и сейчас руководители концерна просили правительство утвердить инвестиционную программу в объеме 161 млрд рублей, но кабинет сократил эту цифру до 140 млрд.
В последнее время газпромовцы стали поднимать вопрос и о необходимости инвестирования средств в модернизацию российских газопроводов низкого давления. Ведь теперь большая часть российских газораспределительных организаций объединена в подконтрольный "Газпрому" "Регионгазхолдинг". По словам того же Рязанова, сейчас в реконструкцию газопроводов низкого давления вкладывается не более 40% необходимых средств. Представители "Газпрома" утверждают: состояние ГРО таково, что они медленно умирают, так как нарушен процесс воспроизводства основных фондов. Программа газификации страны на 1996-2000 гг. не была выполнена именно из-за нарушения графика финансирования со стороны государства. В программе заложен принцип финансирования 50 на 50. Для поддержания нормального состояния инфраструктуры ГРО нужно 10 млрд рублей в год. Но никто их давать не желает.
Представители "Регионгазхолдинга" постоянно поднимают и вопрос о льготных категориях граждан и предприятий. Сегодня в России 49 категорий потребителей газа имеют льготы, но нигде не прописано, кто будет эти суммы возмещать. Поэтому региональные организации по распределению газа - так называемые облгазы -не могут расплатиться с поставщиками "голубого топлива" и вложить достаточные суммы в ремонт трубопроводов.
Учитывая все факторы, изложенные выше, представители "Газпрома" настаивают на доведении внутренней цены газа к 2005 г. до 40 долларов за 1 тыс. м куб. Они постоянно отмечают, что в России заканчивается дешевый сеноманский газ. По оценкам специалистов "Газпрома", себестоимость сеноманского газа составляет 4 доллара за 1 тыс. м куб. Для добычи такого же объема ачимовского газа. залегающего в более глубоких пластах, необходимо потратить уже 20 долларов, хотя. скорее всего, это максимальная цена, и при минимизации издержек она будет несколько ниже.
Кроме повышения стоимости газа "Газпром" настаивает на том, чтобы не менее 10% добытого "голубого топлива" продавать на бирже по свободным ценам. Руководители газовой монополии отмечают, что уже сейчас к ним обращаются представители ряда промышленных предприятий с просьбой поставить им газ - пусть даже по более высоким ценам.
Особую актуальность, по мнению газовиков, приобрела и проблема деформации топливных балансов. Из-за низкой цены на газ многие потребители перешли на этот вид топлива и отказались от угля и мазута. Особенно это заметно на примере предприятий РАО "ЕЭС России": их потребности в газе ежегодно растут. Александр Рязанов отметил, что его компания готова оказывать РАО "ЕЭС России" помощь в переводе станций с газа на уголь.
Помочь решить проблему нехватки "голубого топлива" на внутреннем рынке могут независимые производители газа. Уже сейчас из 140 млрд м куб. газа. потребляемого энергетиками, они дают 30 млрд. Однако и аппетиты РАО "ЕЭС России" растут. На нынешний год электроэнергетики уже запросили 143 млрд м куб. При этом, по мнению представителей "Газпрома", независимые производители не несут никакой ответственности за срыв своих поставок, и в итоге "латать дыры" приходится газовому монополисту.
Вообще-то руководители "Газпрома" считают, что никакой проблемы с доступом к трубопроводной инфраструктуре у независимых производителей не существует. Дескать. 95% из них имеют возможность прокачать газ, куда хотят. Тот же Рязанов не раз заявлял, что увеличение поставок газа независимыми производителями не приведет ни к каким трудностям. Мол, "Газпром" всячески поддерживает увеличение доли "независимых" в топливном балансе. Да и в газопроводах имеются свободные мощности для прокачки 70 млрд м куб., газа. Однако остается за кадром, на каких же именно направлениях есть эти самые свободные мощности. Об этом не знают ни в Федеральной энергетической комиссии, ни в Минэнерго. Бывший заместитель министра энергетики Александр Кочнев говорит, что неоднократно обращался в "Газпром" с требованием раскрыть объемы загрузки газопроводов на различных участках, но вразумительного ответа не получил. Он даже направил запрос в Федеральную службу безопасности, но и она не смогла предоставить ему необходимой информации.
В виде помощи независимым производителям "Газпром" предлагает передать им 200 месторождений природного газа, находящихся в основном в центральной части России. Совокупные запасы этих месторождений составляют всего 900 млрд м куб., в среднем по 4,2 млрд на каждое месторождение. С их разработкой "Газпром" просто не хочет связываться. Но и крупным нефтяным компаниям, которые могут составить конкуренцию газовикам, эти запасы не особенно нужны.
Чтобы решить проблему независимых производителей, в "Газпроме" разработали даже специальную стратегию. Но из нее следует, что "независимые" должны появляться при непосредственном участии газовой монополии. То есть для добычи газа на новых месторождениях необходимо создавать совместные предприятия "Газпрома" и заинтересованных инвесторов - как российских. так и иностранных. И даже если у "Газпрома" не будет контрольного пакета акций в новых проектах, он сможет полностью контролировать их реализацию. Ведь трубопроводная инфраструктура останется в собственности монополиста...
В русле такой стратегии следует рассматривать и создание СП с "Роснефтью". Кроме того, газовики уже заявили о намерениях подписать соглашение с Shell о создании совместного предприятия по разработке ачимовских залежей Заполярного месторождения. Для успешной реализации своих планов они поспешили разработать проект Закона "О мерах государственной поддержки при промышленном освоении месторождений полуострова Ямал". Он проходит сегодня процесс согласования в правительстве.
В качестве еще одной необходимой меры для стабилизации производства газа в России "Газпром" предлагает отказаться от акциза на добычу "голубого топлива". Вместо этого газовики предлагают ввести дифференцированный налог. Натрудноизвлекаемые запасы, а также на ачимовский газ ставка должна быть минимальной или вообще не взиматься до тех пор, пока месторождение не выйдет на промышленный этап добычи.
Новые руководители "Газпрома", как и прежние, категорически возражают против реструктуризации компании. Алексей Миллер, например, заявляет, что компания работает успешно и динамично развивается. Улучшаются ее финансовые показатели. растет капитализация, увеличивается объем добычи газа.
ФЭК поддерживает монополиста
Из государственных структур наиболее подробную программу либерализации рынка газа подготовила Федеральная энергетическая комиссия. Но эта программа слишком уж смахивает на план "Газпрома". В этом нет ничего удивительного, так как отвечающие в ФЭК за газ Олег Жилин и Денис Волков ранее работали в "Межрегионгазе".
В качестве первой меры по формированию рынка газа в России ФЭК предлагает принять постановление "Об основах формирования баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации". Смысл этого документа заключается в том. чтобы узаконить действующую в стране систему газоснабжения. Сейчас рынок газа является "серым": нет ясности в вопросах о том, по каким ценам продают газ независимые производители, как они находят потребителей и чем гарантируют свои поставки. В этом положении должно быть определено также, кто из потребителей будет получать газ по свободным ценам, а кто - по регулируемым.
Согласно предложениям ФЭК, заявки на поставку газа по-прежнему будет собирать "Газпром". А следить за их выполнением должно Минэнерго. Самой же Федеральной комиссии поручается регулирование работы свободного рынка газа. У Министерства экономического развития и торговли в этом проекте самая незначительная функция - вносить предложения по изменению баланса газа в пользу тех или иных потребителей. Но, на мой взгляд, если контроль над выполнением баланса газа будут осуществлять Минэнерго и ФЭК, фактически этот контроль останется в руках "Газпрома". Очевидно, что такое положение не может устроить Минэкономразвития. Учитывая тот факт, что позиции "Газпрома", ФЭК и Минэнерго по вопросу о создании рынка газа практически идентичны, можно предположить. что нефтяные компании также выступят против этого плана.
Для обоснования принятия упомянутого постановления в ФЭК подготовлена аналитическая записка. По мнению ее авторов, для функционирования полноценного газового рынка пока не созданы основные структурные предпосылки и рыночные институты. У потребителей отсутствует свобода выбора продавца, у независимых производителей -свобода выбора покупателя. Система биржевой торговли не создана.
Отсутствует и механизм повышения инвестиционной привлекательности газовой отрасли. Не разработаны правила поведения участников нерегулируемого сектора рынка газа. ФЭК исходит из того, что "Газпром" должен остаться вертикально интегрированной компанией, а Единая система газоснабжения (ЕСГ) - централизованно управляемой системой по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа, как это предусмотрено в Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации". В комиссии не считают, что конкурентный рынок может быть сформирован только путем раздробления "Газпрома" - по ее мнению, это приведет к резкому росту цен, оттоку капитала из отрасли и падению добычи.
ФЭК предлагает другие пути. а именно:
* создать систему стимулов для независимых производителей, используя прямой доступ к системе оптовой торговли:
создать потребителям условия для строгой экономии газа и всех видов топлива;
постепенно ликвидировать диспаритет цен между газом, углем, мазутом и развить за счет этого конкуренцию всех видов топлива.
Все это полностью соответствует планам "Газпрома". Правда, по словам министра энергетики Игоря Юсуфова, следующим шагом в развитии энергетической стратегии станет новая концепция рынка газа, но и она разрабатывается совместно с "Газпромом". Юсуфов считает, что госрегулирование цен на газ сохранится только для социально значимых потребителей. Все остальные должны покупать газ на свободном рынке. Министр отмечает, что социально значимые потребители используют примерно 90-100 млрд м куб. в год, или одну треть потребляемого в стране газа.
Предложения ФЭК поддержала и рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Возглавляет ее генеральный директор ФПГ "Интерхимпром" Борис Титов, близкий к "Газпрому". По мнению рабочей группы, подход ФЭК "является прогрессивным и востребованным с позиции производителей и потребителей газа". Вместе с тем рабочая группа отметила, что предложения ФЭК нужно несколько скорректировать. Очевидно, как только проект выйдет за пределы рабочей группы и будет представлен руководителям РСПП. он подвергнется серьезной критике. Крупнейшие нефтяные компании играют активную роль в работе этой организации. А они не могут согласиться с тем, что независимые производители не получат доступа к экспортным поставкам в Европу. Поэтому нефтяники сделают все, чтобы в проекте РСПП оказался пункт о необходимости разрешить европейский экспорт.
Независимые: с мечтой о либерализации
Независимые производители газа имеют свое видение путей реформирования рынка газа. Официальным лоббистом этой концепции является "Союз независимых производителей газа". Президентом "Союзгаза" является Виктор Баранов, ранее работавший в администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и в компании "Арктикгаз".
Геологические запасы "независимых" составляют, по различным оценкам, от 3 до 4,5 трлн м куб. газа. Кроме того, независимые организации владеют лицензиями на разработку примерно 30% общероссийских газовых запасов и имеют право реализовывать сырье по свободным рыночным ценам. Но их доля в совокупных объемах добычи и поставки на рынок не более 10%. Отсутствие механизмов обеспечения доступа к газотранспортным системам, низкие регулируемые цены на газ, монополия на экспорт и введение второй части Налогового кодекса, законодательно закрепившей акциз на природный газ, - эти факторы делают существование независимых производителей все более сложным.
По мнению независимых производителей, необходимо финансовое и организационное обособление газотранспортной компании для обеспечения транспортировки всех заявленных объемов. Газ для транспортировки может быть не принят, если только требуются дополнительные капиталовложения (строительство газопровода, компрессорной станции). Правда, в последнее время независимые производители не ставят так категорично проблему выделения трубопроводной инфраструктуры из "Газпрома". Они просто требуют предоставить им недискриминационный доступ к этой инфраструктуре. Настаивают также на создании внешнего контролирующего органа, следящего за работой трубопроводов "Газпрома".
Однако ответить на вопрос о том, нужно ли вкладывать деньги в расширение газопроводов, может только "Газпром", и он постоянно пользуется этим. Так, в 2001 г. компания "Арктикгаз" попросила прокачать газ до Невинномысского химзавода в Ставропольском крае, который продает свои удобрения на экспорт, поэтому всегда имеет живые деньги. В "Газпроме" на это отвечали, что технической возможности прокачать туда газ у них нет. Она появится, только если "Арктикгаз" примет участие в реконструкции газопровода Изобильный - Невинномысск и городского ГРП. Затраты на это должны были составить 30 млн долларов. Поэтому компания отказалась от этой идеи.
Виктор Баранов отмечает, что продажа газа для независимых компаний в большинстве случаев убыточна. Прибыль получалась за счет реализации жидких углеводородов, добываемых вместе с газом (газового конденсата и нефти). Причиной нерентабельности добычи газа являются высокие тарифы на его транспортировку и низкая цена продажи для отечественных потребителей. Соответственно, транспортный тариф должен быть приведен к уровню, который обеспечивал бы рентабельность продаж.
Производители газа должны иметь квоты на поставку газа в дальнее и ближнее зарубежье. Этот пункт является главным требованием нефтяных компаний. Они настаивают на предоставлении им права экспортировать в Европу не менее трети добытого газа. Причем квота на экспорт может быть реализована только при исполнении квоты на внутренние поставки.
Для упорядочения экспорта газа и обеспечения справедливой конкуренции предлагается обособить "Газ-экспорт", наделив его правами комиссионера всех внешних квот газа. Тем самым государство будет иметь возможность наблюдать за ценой "на выходе", следить за возвратом валютной выручки и контролировать уплату налогов. С этим не согласны некоторые нефтяные компании.
В связи с принятием Европейским союзом Энергетической хартии и введением с 2006 г. рынка спотовых поставок независимые производители газа стремятся получить доступ и к этому рынку. Причем не только к магистральным сетям высокого давления, но и к сетям низкого давления, идущим непосредственно к потребителю. Хотя, скорее всего, производители сами не верят в реализацию такого плана и выставляют максимальные требования, чтобы в итоге согласиться на компромиссный вариант (торговля газом с Европой через "Газэкспорт").
Минэкономразвития в поисках компромисса
Основным разработчиком концепции реформирования рынка газа, должно выступить Министерство экономического развития и торговли. Оно уже несколько лет работает над этой проблемой. Два года назад Герман Греф представил на суд публики свой проект. В нем основное внимание было уделено необходимости борьбы с монопольной ролью "Газпрома". В докладе предлагалось разделить "Газпром" на несколько компаний. За основу был взят проект реструктуризации РАО "ЕЭС России". Как и в энергетике, в газовой сфере должна была появиться независимая транспортная компания. В нее предлагалось передать магистральные газопроводы. Добывающие "дочки" газового монополиста должны были стать независимыми компаниями. Тогда, по мнению авторов проекта, рынок газа в России начал бы активно развиваться за счет конкуренции между разными компаниями.
Эти идеи не были новыми даже в то время - разделить "Газпром" на несколько частей либералы пытались неоднократно. Особенно ожесточенными эти попытки были во времена вице-премьерства Анатолия Чубайса и Бориса Немцова.
Однако после того, как Рем Вяхирев покинул постпредседателя правления "Газпрома" и на его место пришел Алексей Миллер, реформаторский пыл Минэкономразвития пошел на убыль. Теперь его представители не говорят о необходимости разделения "Газпрома" на части. Курирующий эту тему замминистра Андрей Шаронов заявил, что сначала нужно разработать концепцию рынка газа, а только затем решать, как ее воплощать. Минэкономразвития должно представить в правительство доклад о реформировании рынка газа. Предварительно он должен быть согласован с Минэнерго и ФЭК. Пока документ не готов, и о его содержании можно судить только по отдельным высказываниям руководителей МЭРТ и слухам. просачивающимся в прессу.
По всей видимости, Минэкономразвития будет поддерживать рост внутренних цен на газ. Хотя повышение будет не таким быстрым, как того хочет "Газпром". Министерство обнародовало свой доклад о предполагаемом росте тарифов естественных монополий. В нем отмечается, что цена газа в России с 2003 по 2005 г. будет увеличиваться на 25% в год. Реально этот рост будет несколько ниже, так как часть повышения цены будет съедать инфляция. "Газпром" же настаивает на том. чтобы тарифы ежегодно росли на 25% выше уровня инфляции. Но это несогласие в позициях будет несколько компенсировано тем, что "Газпрому" разрешат 3-5% газа продавать по свободным ценам. Сам же "Газпром" настаивает на реализации по свободным ценам 10% добываемого им "голубого топлива". О необходимости повышения цен на газ высказался даже негласный покровитель правительственных либералов Анатолий Чубайс, хотя как главе крупнейшего потребителя природного газа в стране ему это не выгодно. Он заявил, что цены на газ на внутреннем рынке радикально занижены и поэтому "они работают против российской экономики". Впрочем, поскольку тарифы на электроэнергию устанавливаются государством, в случае увеличения издержек от роста цены газа они будут автоматически повышены. Роста внутренней цены газа от России требует и Запад в качестве одного из условий вступления в ВТО.
Минэкономразвития планирует убедить "Газпром" предоставить независимым производителям газа равный доступ к трубопроводной инфраструктуре. Однако как это сделать. пока не разъясняется. Внутренний рынок планируется разделить на регулируемый и свободный (биржевой). На свободном рынке будет продаваться газ независимых производителей и до 5% от добычи "Газпрома". Биржа по торговле газом должна появиться уже в следующем году. В биржевой комитет, организующий торги, войдут госчиновники, представители "Газпрома" и нефтяных компаний. "Газпром" должен будет отчитываться перед биржевым комитетом за весь газ, проданный по свободной цене. Очевидно, что острейшая борьба развернется за места в биржевом комитете. Если в нем будут преобладать представители "Газпрома", Минэнерго и ФЭК, независимым производителям будет не на что надеяться. Если же главную роль будут играть чиновники из Минэкономразвития и представители нефтяников, у независимых появится шанс.
Для того чтобы добиться роста добычи газа в России, министерство планирует пойти навстречу "Газпрому" и независимым производителям и предоставить им налоговые льготы при добыче сырья в сложных условиях. Что касается доступа независимых производителей к экспорту газа, то здесь Минэкономразвития исходит из той посылки, что поставки российского "голубого топлива" в Европу будут увеличиваться. Месторождения газа в Норвегии и Великобритании истощаются. поэтому независимые производители должны будут добывать к 2020 г. не менее 170 млрд м куб. газа (вместо 70 млрд в 2001 г.). Однако право продавать газ в Европу самостоятельно независимые не получат. так как это может привести к конкуренции между поставщиками топлива и снижению цен. Экспортным опера тором останется "Газэкспорт". Сохранение единого канала экспорта необходимо не только с экономической. но и с политической точки зрения. Дело в том, что российские власти нередко используют в переговорах с европейскими странами методы "газовой дипломатии". Если та или иная страна начинает расходиться с Москвой по важным вопросам, объем поставок газа в нее сокращается. Иногда этот метод заменяется повышением цены на газ. В частности, когда Польша стала членом НАТО, "Газпром" повысил цену этого вида топлива для польских потребителей до мирового уровня. Если же руководители той или иной страны, наоборот, начинают проявлять добрую волю в отношении РФ, то и ситуация с газовыми поставками, ценой топлива и старыми долгами меняется в лучшую сторону.
Если министерство представит подобный проект, он будет проникнут духом компромисса между независимыми производителями и "Газпромом" (с креном в сторону независимых). "Газпром" в данном случае будет недоволен медленным повышением внутренних цен на газ и возможной потерей монополии на экспорт.
Но, скорее всего, в результате согласований с ФЭК и Минэнерго право на экспорт газа для независимых производителей будет оговорено множеством условий, и воспользоваться им сможет только тот, кому это позволит сделать "Газпром". Значит, бег на месте с либерализацией газового рынка, увы, будет продолжаться.
2. ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.
Прогноз мировых цен на нефть и газ
Перспектива развития топливно-энергетического комплекса севера Западной Сибири зависит от ряда факторов, но, конечно, определяющим является прогноз уровня мировых цен на нефть и газ. В мировой торговле обращается около 57% всей добычи сырой нефти, что формирует огромные межрегиональные потоки этого энергоносителя. Спрос на сырую нефть формируется, главным образом, на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе 8,1 % -в Японии и 5,2 % - в Китае) и более 22 %-в Европе.
Добыча нефти в мире достигла почти 3,5 млрд т в год. Более 40% мировой добычи обеспечивается странами ОПЕК, около 25% - экономически развитыми странами (в т.ч. 11,4% - США. 9,8% - Европа), 8,6% - Россией, 9,3% - Южной и Центральной Америкой, 4,7% - Китаем. Различные группы ученых, экспертов и аналитиков дают самые разные прогнозы мировых цен на нефть и газ
Ни один прогноз динамики мировых цен на нефть и газ не говорит об их снижении, что благоприятствует возможностям в отношении прироста объемов добычи нефти и газа на севере Западной Сибири.
Перспективы развития региона и страны
После многолетнего падения уровня объема промышленной продукции в 1996 г. была достигнута относительная стабилизация российской экономики, а во второй половине 1997 г. и в начале 1998 г. наблюдались даже признаки ее роста. Однако финансовый кризис в 1998 г. породил новую волну экономического спада, преодоление которого наметилось во второй половине 1999 г. и закрепилось в 2000-02 гг. Правительство исходит в своих прогнозах из необратимости процесса восстановления российской экономики, но перспективы ее развития все еще весьма неоднозначны, что заставляет рассматривать разные сценарии экономического роста.
Нефтегазовый комплекс был наиболее стабильной отраслью российского хозяйства и обеспечил сохранение минимума необходимой устойчивости экономики России во времена экономического кризиса, он служил также главным источником наполнения бюджета и валютных средств.
Западная Сибирь была и до середины текущего столетия останется главной нефтедобывающей базой страны, а главным производителем нефти -Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). Здесь в 2001 г. было добыто 194,2 млн т нефти, в ближайшие годы добыча должна достичь 220-240 млн т. Растет добыча нефти и в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) - в скором времени он станет вторым по стране поставщиком нефти, добыча там достигнет 60-70 млн т.
Нефтегазовый комплекс, и, прежде всего, север Западной Сибири, будет оставаться своеобразным локомотивом, помогающим вытягивать страну из прорыва. Но он не может и не должен быть донором всей экономики, главным бюджетоформирующим источником. Нефтегазовый комплекс должен выполнять свою непосредственную функцию, то есть обеспечивать страну энергоносителями
-нефтью и газом. В этом случае он будет иметь достаточные источники для самоинвестирования.
К проблемам и трудностям социально-экономического развития Западной Сибири можно отнести следующие факторы:
- высокая капиталоемкость, что создает неблагоприятный инвестиционный климат;
- суровые природные условия и огромные расстояния;
- относительно низкий уровень жизни;
- неэффективный пока еще механизм природопользования и связанный с этим отток капитала.
Результаты расчетов трех сценариев развития Сибири и России, проведенных в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН.
Пессимистический - ресурсный, чисто сырьевой, как продолжение сложившихся тенденций, направленных на добычу и вывоз малообработанного природного сырья, вывоз капитала. В этом сценарии рост душевого ВВП не достигает среднемирового. Это путь в "никуда" сначала для Сибири, чуть позже - для всей России.
Второй вариант - некий промежуточный. Сырьевой в Сибири, инновационный в стране. Это путь, при котором высокие технологии развиваются только в европейской части России и не используются в Сибири. Он не дает существенных преимуществ для страны.
Третий вариант - оптимистический, научно-технический и инновационный сценарий стратегии. Он складывается на основе наличия сырьевого потенциала с переходом к широкому использованию накопленного инновационного потенциала: софтовых, кремниевых, изоляционно-базальтовых, электронно-лучевых, лазерных, аэрокосмических и тому подобных высоких технологий. Это переход к стратегии "ввоза" капитала (сохранения ренты с природных ресурсов Сибири для ее нужд). При этом имеется в виду создание в Сибири самодостаточной, интегрированной экономики, представляющей комфортную среду обитания человека. Только в этом варианте Сибирь и Россия в целом смогут достичь к 2020 г. мирового уровня показателей ВВП на душу населения.
Реальный выход из тупиковой ситуации нужно искать на путях формирования на государственном уровне сильной региональной политики и именно это следовало бы определить главной стратегией. Государством должны быть сформулированы лишь общие направления реформы, так как каждый регион находится на разной стадии переходного периода.Задача законодателей и правительства - определить "правила игры", а реализация реформы должна идти через конкретные региональные решения.
Показатели для оценки устойчивого развития страны являются индикаторами зрелости общественных процессов, а показатели в регионе -экраном для оценки уровня жизни его населения.
Среди целевых установок регионов (основных административно-территориальных единиц в составе федераций) доминируют следующие социальные цели и приоритеты:
обеспечение стабильных налоговых поступлений в региональный бюджет;
поддержание высокого уровня занятости не только на предприятиях нефтегазового сектора, но и в смежных и обслуживающих отраслях;
охрана окружающей среды;
создание условий и предпосылок устойчивого социально-экономического развития сырьевой территории в долгосрочной перспективе.
Энергетическая стратегия исходит из того, что для устранения сложившихся ценовых диспропорций ценовая и налоговая политика вынуждена будет ориентироваться на дорожание энергоресурсов, особенно газа и электроэнергии. Цены на газ потребуется увеличить в 2,5 раза (при льготном налогообложении) к 2003 г. и еще в 1,4 раза к 2005 г. (без учета инфляции), а к 2007 г. вывести их на уровень равновесия с ценами газа на европейском рынке, что означает рост примерно в 3,7-4 раза по сравнению с действующими ценами.
Учитывая многовариантность будущего развития и неоднозначность проявления тех или иных определяющих факторов и условий. Энергетическая стратегия представляет собой не просто прогноз количественных показателей, финансовых оценок и параметров экономического и топливно-энергетического баланса. Она формируется как система сценарного прогнозирования и выстраивания взаимоотношений между основными действующими субъектами: государством и обществом на уровне федерального центра и региона, хозяйствующими субъектами и населением.
Основной принцип такого подхода выражается не в поиске однозначного количественного решения на среднесрочную и тем более долгосрочную перспективу, а в поиске возможных ответов на вопрос: "Что будет, если..." Например, если изменится ценовая конъюнктура мирового рынка энергоресурсов, если в России изменится налоговая система в недропользовании, если будут задержки с инвестиционным развитием Ямала, если климатические изменения существенно изменят условия хозяйственного освоения Севера.
При этом ответы на подобные вопросы должны интерпретироваться в терминах и оценках общей социально-экономической динамики региона и быть понятными для лиц, подготавливающих, обсуждающих и принимающих решения, в том числе для населения и руководства региона.
Прогнозы экономического развития региона
Рассмотрим один из прогнозов А.Г. Аганбегяна и А.Д. Хайтуна, которые они подготовили в 1995 г. Ученые, учитывая сложившиеся тенденции изменения нормативно-экономической среды развития нефтегазовой промышленности, на тот период представили спектр будущих вероятных ситуаций, ограниченный двумя крайними сценариями. На основании оценки состояния запасов нефти учеными были предложены допустимые прогнозные уровни (табл. 3) добычи нефти в Тюменской области на 1.01.1994 г. (в млн т).
Ориентируясь на среднемировые показатели, допустимые темпы отбора запасов для региона были оценены в 4-6%, а максимальные уровни годовой добычи исходя из величин текущих запасов - в 260-390 млн т, в том числе в ХМАО - 200-305 млн т, в ЯНАО - 60-85 млн т. Были предложены варианты (табл. 4) прогноза добычи нефти в регионе на период 1995-2010 гг.млн т).
Прогноз по добыче нефти этой группой ученых представлен в достаточно широком диапазоне. Фактические цифры по добычи нефти в ХМАО и ЯНАО в основном входят в этот диапазон. Приведем прогноз динамики добычи природного газа и газового конденсата, размещенный в этой же работе.
Составленный прогноз по добыче природного газа в ЯНАО не подтвердился, ошибка составила порядка 5-ти%.
Разработка прогноза по добыче нефти и газа на севере Западной Сибири - это всего лишь часть работы, которая входит в комплекс мер по разработке Концепции социально-экономического развития региона. При этом прослеживается жизненный парадокс - можно добывать в регионе мало природных ресурсов и быть очень богатым регионом, а можно и наоборот. За тридцать лет проживания в регионе у автора сложилось мнение: чем больше добывается на севере Западной Сибири нефти и газа, тем регион живет хуже.
Не всегда высокие темпы отборов нефти и газа при разработке месторождений и большие объемы добытых энергоресурсов идут на пользу региону, эти показатели ограничиваются рядом ограничений. Например, учеными при составлении прогноза следует учитывать ряд таких ограничений:
по сырьевой базе, что связано с исчерпанием возможностей для значительного роста добычи на разрабатываемых месторождениях.
по экологии, что главным образом связано с выходом нефтяной и газовой промышленности в арктическую зону с еще более хрупкой природной средой. Возможность фронтального освоения этой территории практически полностью исключается. Выход к новым месторождениям должен осуществляться с использованием довольно узких пространственных коридоров, что объективно будет сдерживать разворот работ по технологической подготовке месторождений к эксплуатации.
проектные ограничения - пространственные, временные, технологические и финансовые - обусловлены масштабами вовлекаемых в разработку объектов.
Подготовка проектов освоения и их реализация требует длительного времени и значительных финансовых ресурсов. Технологические ограничения наиболее существенны для многокомпонентных месторождений с залежами газообразных и жидких углеводородов. Как правило, рациональный темп отбора газа на таких месторождениях лимитируется условиями извлечения конденсата и нефти.
Для большинства зарубежных компаний текущая обеспеченность запасами колеблется в пределах 10-15 лет, что обусловлено стоимостью геологоразведочных работ, неопределенностью долгосрочных экономических трендов, налоговым законодательством и некоторыми другими причинами, поэтому для отечественных компаний величина кратности колеблется от 30 до 45 лет.
Многие считают, что снижение расходов на геологоразведочные работы, и, как следствие, снижение прироста запасов нефти и газа и количества открытых нефтяных и газовых месторождений - это очень плохо для региона. На взгляд автора, это мнение достаточно спорное, в некоторых случаях освоение уже открытых месторождений, может быть, с несколько худшими геолого-техническими параметрами принесет в настоящее время и в перспективе более значительную пользу для региона.
Политика энергосбережения как фактор влияния на социально-экономическое развитие региона. Не вызывает сомнения необходимость изменения системы социально-экономических, политических и правовых мер для структурной перестройки региональной промышленности в направлении обеспечения рентабельности предприятий и доведения их до необходимого уровня в экологическом плане.
Стратегия развития ТЭК должна быть направлена на снижение энергоемкости производства и в целом затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышение эффективности использования топлива и энергии.
Ориентация на энергосберегающий путь развития может быть реализована за счет проведения следующих основных мероприятий:
увеличение цен на топливно-энергетические ресурсы до уровня, стимулирующего проведение эффективных энергосберегающих мероприятий;
государственного стимулирования реализации организационных мероприятий по энергосбережению;
ужесточения экологических нормативов;
повышения общей инвестиционной привлекательности российской экономики.
Переход от доминирующей роли ТЭК в экономике к преобладанию наукоемких ресурсосберегающих производств представляется безальтернативным в силу повышения значимости требований эколого-безопасного устойчивого развития и ограниченности природных ресурсов.
Предлагаемые меры в части ценовой политики, в том числе ликвидация диспропорции цен на природный газ и уголь, приведут к росту цен на основные виды энергоресурсов, что помимо других факторов станет мощным стимулом энергосбережения. Структурные изменения, стимулируемые в том числе и повышением цен на энергоносители в сторону неэнергоемких отраслей приведут к уменьшению удельной энергоемкости экономики страны.
Проведение шоковой терапии в энергетике, т.е. отпуск в свободное плавание цен на газ, электроэнергию внутри страны (а цены на нефть и нефтепродукты уже отпущены с 1992 г.) приведет к резкому снижению потребления энергоресурсов. Снижение энергопотребления будет наблюдаться как в промышленности, так и особенно в частном секторе населения.
Сейчас невыгодно заниматься ресурсосберегающими технологиями, т.к. затраты на закупку дорогих приборов, их монтаж и эксплуатацию значительно выше, чем последующий эффект по ресурсосбережению. Для интенсификации энергосбережения необходимо проведение государственной энергосберегающей политики, включающей следующие административные и экономические меры, направленные на эффективное использование энергии:
реализация системы организационных мер по энергосбережению в бюджетной сфере, в том числе дополнительное развитие системы лимитирования потребителей федерального и регионального бюджетов, обязательного энергоаудита;
проведение реформы в жилищно-коммунальной сфере, направленной на энергосберегающее потребление на основе аудита энергопотребления;
государственная поддержка научно-исследовательских работ в сфере энергосбережения, широкое распространение информации об энергосберегающих технологиях, оборудовании;
стимулирование создания специализированных энергосервисных организаций;
включение в топливно-энергетические балансы страны и регионов заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов как реального энергетического ресурса;
обязательность проведения мониторинга результатов выполнения федеральной, отраслевых и региональных программ энергосбережения;
инвестирование краткосрочных и быстроокупаемых энергосберегающих проектов с окупаемостью их не более 3-х лет.
Оценка эффективности концепции развития региона
Основная работа по построению модели развития севера Западной Сибири должна проводиться в направлении возможного перехода сырьевой территории к устойчивому развитию. Можно предложить методику, применение которой требует обязательного выполнения следующих этапов:
формулирование четких и ясных целей социально-экономического развития;
построение стратегий достижения поставленных целей в кратко-, средне-, и долгосрочной перспективе;
соизмерение различных социально-экономических целей и задач, и по возможности, перевод их на язык финансов.
Обоснование приоритетов социально-экономической политики должно осуществляться исходя из общего видения экономики, из целей создания условий перехода на принципы устойчивого развития.
Требуется комплексная оценка многочисленных факторов, влияющих на развитие региона и объектов нефтегазового сектора, расположенных на его территории. Причем необходима оценка состояния экономики и экономической деятельности, которая позволяла бы отслеживать не только динамику производства, распределения и потребления товаров и услуг. При поставленных задачах важно "уметь" улавливать в динамике мультипликативный эффект от начала использования некоторого дохода, "вошедшего" на каком-то этапе в экономику региона (будь то кредитные ресурсы, государственные инвестиции, инвестиции из регионального бюджета или иные ресурсы, используемые в экономике) или иного экономического воздействия.
При определении стратегии развития надо исходить не только из целевых ориентиров социально-экономического развития округа, но и из прогнозов развития экономики всей страны. При всем разнообразии природных и иных характеристик любого современного федеративного государства, его реальная целостность, социальная стабильность зависят от степени регионального единства комплекса социальных благ и способности хозяйства каждой из территорий его обеспечивать.
Развитие нефтяной промышленности в регионе должно быть обеспечено за счет решения следующих важнейших задач:
увеличения добычи нефти в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции до 250-260 млн т, в том числе в ХМАО до 200-220 млн т, в ЯНАО до 40-50 млн т. При благоприятном варианте (прежде всего, активной инвестиционной политике хозяйствующих субъектов в сфере освоения и воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородов) добыча нефти и конденсата в ХМАО может быть доведена в 2010 г. до 235 млн т с последующим удержанием ее на этом уровне за счет ввода новых месторождений. В ЯНАО добыча в 2020 г. может достигнуть 115 млн т.
Развитие газовой промышленности в регионе должно быть обеспечено за счет решения следующих важнейших задач:
увеличения добычи газа в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в 2020 г. до 610-660 млрд м3, в том числе в ЯНАО до 580-635 млрд м3, в ХМАО до 30-35 млрд м3;
ввода в разработку месторождений полуострова Ямал, залежей конденсатного газа в отложениях неокома Надым-Тазовского района;
развертывания строительства в округе предприятий газоперерабатывающей промышленности для обеспечения нефтехимической промышленности этаном, ШФЛУ, конденсатом, а также систем транспорта этих продуктов.
Каким образом процветание одной отрасли должно вытягивать другую -вот это должно быть описано в Стратегии развития севера Западной Сибири. Сегодня вложения в Сибирь более эффективны, чем вложения в другие регионы нашей большой страны.
России очень непросто создавать конкурентоспособную экономику. У нас объективно худшие условия для ведения производственной деятельности. И если мы хотим оставаться открытой страной, то у нас есть один путь - высокоэффективная добыча природных и энергетических ресурсов, повышение рентного дохода и высокие технологии, научно-технический прогресс.
Резюмируя основные проблемы региона, следует констатировать, что его социальная инфраструктура недостаточна для устойчивого развития и необходимы дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет для исправления этого инфраструктурного недостатка. Для решения этой проблемы необходимо:
перейти при определении налоговой базы для нефтяной и газовой промышленности от трансфертных цен к рыночным ценам, что приведет к значительному увеличению налоговой базы топливной промышленности и увеличению поступлений в региональный бюджет;
изменить место изъятия ренты, перенеся его в пункты добычи, что увеличит налоговые поступления в региональный бюджет;
перейти к международным нормам бухучета, обеспечить прозрачность денежных потоков вертикально-интегрированных компаний, осуществляющих свой бизнес в регионе;
провести реструктуризацию газовой промышленности с разделением добывающего и сетевого бизнесов, обеспечением равного доступа к магистральным газопроводам всех производителей газа.
Разумеется, пути решения этих проблем являются частью общего набора механизмов, обеспечивающих формирование и реализацию основных стратегических сценариев социально-экономического развития региона.
Предлагаемая концепция социально-экономического развития севера Западной Сибири может стать документом, включающим в себя стратегию, в которой должны быть очерчены рамки и условия функционирования бизнеса и целевых региональных программ.