О концепции национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации

Л. Г. Ивашов
вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук

Работа над текстами Концепции национальной безопасности и Военной доктрины велась почти одновременно, что впервые позволило согласовать содержание этих важнейших документов, регламентирующих вопросы национальной, в том числе и военной безопасности России.

О некоторых положениях Концепции национальной

Безопасности России

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - политический документ, определяющий основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, защищенности страны от внешних и внутренних угроз.

Отдельные положения Концепции национальной безопасности являются базовыми для Военной доктрины России, которая развивает их применительно к военно-политической и военно-стратегической области.

Таким образом, Концепция и Военная доктрина России образуют единую систему взглядов в сфере оборонной политики и военной безопасности государства.

Первый раздел Концепции называется "Россия в мировом сообществе".

В этом разделе представлен анализ спектра вызовов и угроз России, анализируются противоречия, порождающие их.

В этом же разделе дается характеристика складывающейся системы международных отношений, определены основные тенденции формируемого многополюсного мира.

(Из текста Концепции национальной безопасности России).

"При сохранении значения военно-силовых аспектов в международных отношениях все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе".

"Формирование многополярного мира сопровождается международной конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику путем создания оружия массового уничтожения, в том числе ядерного".

Речь идет о наблюдаемой в настоящее время тенденции доминирования США в международных отношениях, проецировании своих национальных интересов на все регионы мира.

США стремятся многие международные проблемы решать единолично с использованием военной силы в обход основополагающих норм и принципов международного права. Тем самым подрывается эффективность деятельности ООН - основного института поддержания мира и безопасности в области международных отношений.

Особо в Концепции обращается внимание на появление спектра новых вызовов и угроз. Среди них терроризм, сепаратизм и региональные внутренние конфликты.

Следующий раздел Концепции посвящен формулированию национальных интересов России в современном мире. В нем указано, что

"Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации общественными организациями".

В международной сфере.

Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества отвечает внешнеполитическим интересам Российской Федерации, способствует укреплению глобальной и региональной безопасности.

В оборонной сфере.

Это предотвращение военной агрессии и обеспечение военной безопасности России всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов.

Необходимым условием является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Самым интересным для военных аналитиков является, на мой взгляд, третий раздел Концепции - угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Впервые в тексте Концепции представлен глубокий анализ перечня внутренних угроз России.

В числе основных причин, определяющих появление внутренних угроз безопасности страны, названы:

состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение межнациональных отношений, существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной активности и научно-технического потенциала, разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга, преобладание в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих и т.д.

Особенно хочу обратить внимание на то, что к угрозам безопасности России отнесены попытки нарушения единства правового пространства страны и ее территориальной целостности.

Появление внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации обусловлено наличием следующих факторов:

(Из текста Концепции национальной безопасности России).

"...опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширением НАТО на восток;

возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов;

продолжающимся распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;

усилением центробежных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ СНГ;

территориальными притязаниями к России".

Отмечается:

"Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире".

Серьезную опасность для России представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве.

Центральным и самым большим по объему является раздел посвященный обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

К наиболее важным задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации отнесены:

(Из текста Концепции национальной безопасности России).

"своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;

подъем экономики страны;

обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;

обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки".

С целью решения перечисленного перечня задач в области внешней политики государства необходимо выполнение следующих мероприятий:

(Из текста Концепции национальной безопасности России).

"проведение активного внешнеполитического курса;

упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь Совета Безопасности ООН;

обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

развитие отношений с государствами-участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества;

полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны 1972 года;

содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения".

В области обеспечения военной безопасности Россия будет стремиться:

"...отдавать предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако... Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Российской Федерации остается обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств".

При этом Россия должна обладать "...ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки".

Национальные интересы России "...предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. ...готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии".

В целом Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

"...применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными".

Применение военной силы внутри страны допускается:

"...в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан".

О мотивах создания Военной доктрины России

При разработке Военной доктрины реализованы самые современные требования, предъявляемые к подобным документам. Впервые не только в отечественной, но и в мировой практике проект военно-политического документа такого масштаба и значения был обнародован еще до его окончательного утверждения.

Россия на практике подтвердила свою приверженность курсу открытости, укрепления взаимного доверия, который рассматривается как основа строительства новых межгосударственных отношений в постконфронтационную эпоху.

С самого начала установления отношений по линии Россия-НАТО мы неоднократно предлагали наладить действенную разноуровневую систему обмена информацией, обсуждения наиболее важных проблем в области военной политики, военной стратегии, формирования военных доктрин. Такие предложения делались на самом высоком уровне и могли бы воплотиться в конструктивную работу в рамках Совместного Постоянного Совета и Совместного Постоянного Военного Комитета Россия-НАТО.

К сожалению, должного ответа из Брюсселя не последовало. Более того, НАТО не только включило в новую стратегическую концепцию положения, прямо затрагивающие наши национальные интересы и вызывающие нашу крайнюю озабоченность, но и реализовала их на практике, развязав ничем не спровоцированную агрессию против суверенной Союзной Республики Югославии.

В разгар этого самого глубокого и кровопролитного кризиса, который переживала Европа в послевоенный период, с различных, зачастую противоположных флангов политического спектра российского общества раздавались предложения как о полном сворачивании наших отношений с НАТО, так и об одностороннем выходе из режима эмбарго в отношении СРЮ, введенного ООН, оказании конкретной военной помощи Белграду и т.д. Однако, осуждая агрессора, и ведя бескомпромиссную борьбу с натовцами на политико-дипломатическом уровне, мы не считали возможным идти по пути разрушения сложившейся международно-договорной основы современного мироустройства. Нарушив соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, мы приняли бы правила игры, навязываемые сегодня Западом мировому сообществу.

Россия же была и остается последовательным приверженцем основополагающих принципов межгосударственных отношений, базирующихся на приоритете международного права, транспарентности, взаимном доверии, уважении суверенитета и территориальной целостности.

Определяя основу новой Военной доктрины, разработчики не стремились создавать принципиально новый документ, а пошли по пути уточнения и расширения содержания действующих Основных положений Военной доктрины Российской Федерации 1993 года. При этом учитывалось, что объективные предпосылки для разработки качественно новой военной доктрины по ряду объективных причин еще не созрели.

В геополитическом плане не завершено формирование нового мироустройства. Оно проходит в противоборстве двух тенденций: с одной стороны стремление США к единоличному мировому господству, с другой - формирование многополярного мира, базирующееся на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, соблюдении и реализации основополагающих норм международного права.

С точки зрения внутренней ситуации, в стадии формирования и проверки находятся основополагающие принципы государственного строительства, идет становление новой экономической и социальной системы страны.

Вместе с тем, необходимость серьезных изменений в подходах к обеспечению военной безопасности России становится все более очевидной.

Во-первых, существенно изменился спектр угроз безопасности России. Появились угрозы, связанные с нетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической и экономической экспансии, с ростом международного терроризма.

Во-вторых, появление качественно новых средств вооруженной борьбы привело к кардинальному изменению характера войн и вооруженных конфликтов.

В-третьих, существенно изменились экономические и демографические возможности страны.

Хотя вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в ближайшей перспективе снизилась, события в Персидском заливе, в Югославии, на Северном Кавказе наглядно показали, что локальные войны и вооруженные конфликты в современном мире - объективная реальность.

Поэтому нужны новые подходы к военному строительству.

Суть этих подходов заключается в следующем:

Первое. Обеспечение военной безопасности рассматривается как общегосударственная задача, решаемая согласованными усилиями различных министерств и ведомств, организаций и учреждений, а также всеми гражданами страны.

В Военной доктрине впервые детально раскрыты принципы и содержание комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны.

Основной задачей в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

Второе. Обеспечение военной безопасности России невозможно без объединения усилий различных министерств и ведомств в области национальной безопасности. При этом военная организация государства рассматривается как совокупность трех основных компонентов: силового (Вооруженные Силы и другие войска); обеспечивающего (часть промышленного и научного комплексов страны, выделенная для обеспечения задач военной безопасности); управленческого (органы управления силовым и обеспечивающим компонентами).

Третье. Детальное рассмотрение характера всех видов военных конфликтов, в которые может быть втянута Россия, позволило сформулировать задачи Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, уточнить формы их применения при отражении агрессии любого масштаба. Эти положения являются исходной точкой для разработки системы уставных документов Вооруженных Сил и других войск.

Четвертое. Реформирование Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов в документе теснейшим образом увязаны с реформированием оборонного промышленного комплекса.

Суть основных положений Военной доктрины

Российской Федерации

Военную доктрину Российской Федерации следует рассматривать как систематизированную и сконцентрированную в едином документе совокупность официальных установок, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

В военно-политических основах Военной доктрины отмечено, что существующая в современных условиях возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

Как известно, международное право включает сбалансированную систему принципов. Все они - фундаментальные опоры миропорядка. Изъятие одной из опор способно дестабилизировать мировое сообщество, обрушить всю систему. Подобный подход взят, что называется, на вооружение в новой стратегической концепции НАТО, закрепляющей возможность произвольного применения объединенных вооруженных сил блока вне зоны его ответственности, по собственному усмотрению, в соответствии с "внутренними процедурами", без санкции Совета Безопасности ООН.

На предотвращение подобного развития событий направлен блок установок новой военной доктрины. В ней выражена ясная и твердая позиция нашей страны относительно неприемлемости и недопустимости попыток ослабить или игнорировать существующие механизмы обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ, использовать военно-силовые акции в качестве средства произвольного "гуманитарного вмешательства".

Доктринальное подтверждение получило принципиальное неприятие Россией расширения НАТО и его военной машины на Восток, его приближение к нашим границам, попытки "освоить" территории некоторых бывших республик СССР.

В доктрине с позиций обеспечения военной безопасности государства рассмотрен спектр внешних угроз России.

Принципиальное значение имеет положение об обеспечении военной безопасности Российской Федерации всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Но при этом главная забота - предотвращение войны.

В соответствии с этим положением в доктрине сформулировано основное содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны. Особое внимание при этом уделено созданию благоприятных внешних условий и строительству эффективной военной организации.

Политика государства в отношении ядерного оружия изложена в доктрине достаточно ясно и полно. В ней устанавливается, что Российская Федерация исходит из необходимости в современных условиях обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств), в любых условиях обстановки.

При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Россия сохраняет статус ядерной державы для предотвращения и сдерживания агрессии, поддержания международной стабильности и мира, подтверждает приверженность так называемым "негативным гарантиям" неприменения ядерного оружия, отказывается от популистской, по сути, идеологизированной формулы о неприменении ядерного оружия первыми, к которой, кстати, никогда не присоединялись ни США, ни Великобритания, ни Франция.

Положения доктрины, касающиеся ядерного оружия, не только отвечают коренным, жизненным интересам России, но и полностью соответствуют нашим международным обязательствам. Совершенно очевидно также и то, что эти положения не содержат угрозы другим государствам, международной стабильности и безопасности. Другое дело, что эти положения действительно означают недвусмысленное предупреждение, адресованное потенциальным агрессорам.

Российская Федерация оставляет за собой право применения ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Основная роль в "обычных" вооруженных конфликтах и войнах принадлежит Силам общего назначения.

В конечном счете, интегральная формула политики России в области применения ядерного оружия может быть сведена к следующему: не будет агрессии - не будет и применения ядерного оружия.

В Военную доктрину включено положение о военной реформе как составной части и приоритетной задаче современного этапа военного строительства.

В доктрине определены цели применения Вооруженных Сил и других войск:

в мировой (региональной) войне;

в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

во внутренних вооруженных конфликтах;

в операциях по поддержанию и восстановлению мира.

При определении задач Вооруженным Силам и другим войскам учитывалось, что наряду с защитой суверенитета, территориальной целостности страны и ее союзников, долгосрочные цели обеспечения военной безопасности Российской Федерации определяют необходимость ее широкого участия в миротворческих операциях, как важнейшего средства предотвращения или ликвидации кризисных ситуаций на стадии их зарождения и развития.

Серьезное внимание уделено вопросам разрешения внутренних вооруженных конфликтов.

В военно-экономических основах учтено, что формирование новой военной политики России осуществляется в условиях выхода экономики страны из кризисного состояния, вызывающего необходимость эффективного использования имеющихся ресурсов.

Это положение определяет экономическую основу современной военной реформы, вектор повышения эффективности военной организации государства.

Отмечается, что военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности, при этом приоритетное значение придается развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности СНГ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности.

В военной доктрине со всей определенностью обозначена и дальнейшая перспектива развития потенциала сдерживания, в том числе ядерного. Это прежде всего перспектива СНВ-3 и последующих договоров с подключением к ним всех ядерных держав. Это и повышение качественного уровня и эффективности систем государственного и военного управления, военно-экономического и информационного обеспечения, комплектования, подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, военной науки, проведение активной государственной политики по укреплению престижа военной службы.

В духе партнерства Россия рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН. При этом российское понимание партнерства предполагает в нем наличие как минимум трех обязательных компонентов: равноправия, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства.

Следуя духу партнерства, Россия подтверждает в своей военной доктрине, что она отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации угроз на региональном и глобальном уровнях.

Разумеется, применение военной силы при поддержании стабильности и мира может оказаться необходимым и оправданным в тех случаях, когда все несиловые средства использованы, но не дали должного эффекта. Но и в этих случаях такое применение должно осуществляться только в рамках Устава ООН, на основе и в контексте решений Совета Безопасности ООН.

Таковы основные ориентиры новой военной доктрины России. Она создает базу для совместной, согласованной практической работы всех ветвей, всех органов государственной власти и управления, общества и граждан по концентрации сил, средств и ресурсов на задачах обеспечения военной безопасности. Военная доктрина, несомненно, станет важным инструментом реализации и защиты национальных интересов нашей страны, поддержания международной стабильности и всеобщего мира.