Журнал теории и практики Евразийства №5
(№1,№2,№3,№4,№5)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Союз Беларуси и России. Статьи
От редакции
Новости СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Беларуси и России. Обзор событий
Союз Беларуси и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
А.И.Николаев  России нужна система обороны, а не оборона системы
Чебан В.В.  Военно-политическое будущее России и мировая партизанская война
Наследие
Н.С.Трубецкой  Идеократия и армия
Союз Беларуси и России. Статьи
Мясникович М.В.  На пути к единению
Бевзо А.А.  Состояние и направления развития оборонных отраслей промышленности в Союзном государстве
Зайченко Н.П.  Экономическая политика Беларуси: путь к интеграции
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Затулин К.Ф.  Без ущерба для интересов России. Пришло время переоценки ценностей в политике по отношению к ближнему зарубежью
Грунин В.Ф.  Абхазия: цена независимости
Комоцкая В.Д.  Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР
Кохно П.А.  Россия и интересы Запада на постсоветском пространстве
Культура
Хромова И.С.  Проблемы преподавания истории в современной школе
Гаврилов В.Н.  Состояние и перспективы развития образования на русском языке в Прибалтике
  Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”
Люди и время
Карпеев И.В.  Славный сын России, герой Болгарии
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail: isve@orc.ru 
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

№1

№2

№3

№4

№5

 

Институт стран СНГ



Дизайн: Сергей Попков




Экономическая политика Беларуси: путь к интеграции

Зайченко Н.П.
Первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь

Доклад Первого заместителя Министра экономики Республики Беларусь Н.П. Зайченко на заседании круглого стола по итогам семинара "Союзное государство: приоритеты экономического развития ".г. Москва, Центр стратегических разработок, 10 августа 2000

Уважаемый Председатель, уважаемые участники семинара и заседания круглого стола!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Президента Центра стратегических разработок Дмитрия Федоровича Мезенцева и Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Германа Оскаровича Грефа за организацию семинара "Союзное государство: приоритеты экономического развития" и приглашение участвовать в нем.

Весьма символичен, на наш взгляд, сам факт проведения этого семинара и заседания круглого стола здесь - в Центре стратегических разработок, ибо выработка стратегии и приоритетов экономического развития является прерогативой государства независимо от уровня либерализации его экономики. Подтверждением тому и круг выступающих на сегодняшнем заседании.

В Республике Беларусь вопросы стратегии и тактики экономических реформ, также как и долгосрочные и среднесрочные приоритеты социально-экономического развития, постоянно находятся в центре внимания Главы государства и Правительства. В этом году мы завершаем реализацию Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Главной целью этого среднесрочного документа было преодоление спада производства, имевшего место в 1992-1995 годы, и выход на положительную динамику основных макроэкономических показателей. В качестве приоритетов были определены - экспорт, жилье и продовольствие. В результате реализации Основных направлений удалось не только преодолеть спад производства, но и достигнуть, начиная с 1996 года, ежегодных приростов ВВП, производства промышленной продукции и других показателей. В целом за пятилетие (с учетом оценки 2000 года) рост ВВП составит 131-131,5 %, производства промышленной продукции 155-156 %, инвестиций в основной капитал 138-139 %, реальные денежные доходы населения 147 %. Все эти показатели выше предусмотренных Основными направлениями. В силу трех подряд неурожайных лет (1997-1999 гг.), вызванных природными катаклизмами, не будет достигнут прогнозный показатель по росту объемов продукции сельского хозяйства (96 % к уровню 1995 г. вместо 110-119 % по Основным направлениям). Также превышен показатель инфляции.

В 1998 году принят Закон Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", который определил систему кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов и программ, временной горизонт, периодичность и порядок их подготовки. Сегодня в республике разработаны такие долгосрочные документы как Национальная стратегия устойчивого развития до 2015 года, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, в стадии разработки находятся Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 20 лет, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Кроме того, разработан целый ряд отраслевых программ таких как: Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года, Национальная программа развития экспорта на 2000-2005 годы, Программа по повышению эффективности агропромышленного комплекса Республики Беларусь и др.

Таким образом, с учетом вышеупомянутых прогнозов и программ, мы сегодня имеем достаточно проработанную стратегию развития экономики Республики Беларусь. Принимая во внимание, что между нашими странами подписан Договор о создании Союзного государства, и мы ведем конкретную работу в рамках его реализации, естественно встает вопрос - насколько сопоставимы цели и приоритеты экономического развития на долгосрочную перспективу в разработанных национальных документах? В России - это проект Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации, а в Беларуси - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года.

Стратегия экономических реформ в обоих документах направлена на достижение сходных целей: в России - последовательное повышение уровня жизни народа на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе; в Беларуси - оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.

Общим для обоих государств является выбранное ими стратегическое направление развития - модернизация экономики на основе внедрения новейших технологий и современных машин и оборудования. Исходя из специфики России структурная политика в качестве приоритетных направлений предусматривает ускоренное развитие отраслей и производств, продукция которых является или в ближайшее время может стать конкурентоспособной на мировых рынках; уменьшение сырьевой направленности экспорта и увеличение доли обрабатывающих отраслей и производств, прежде наукоемких; повышение удельного веса в ВВП услуг. В Беларуси также в качестве приоритетных выделены наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, развитие АПК, жилищное строительство и оздоровление народа, включающее развитие здравоохранения, образования и культуры как основы для всестороннего развития человека.

Цели и задачи, основные принципы, направления и приоритеты социальной политики, а также система необходимых мер по их реализации практически не противоречат принятым в Российской Федерации и Республике Беларусь прогнозным документам на долгосрочную перспективу.

Механизм реализации Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации, включающий реформирование бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и валютной, ценовой и таможенной политики, по таким главным направлениям как снижение налоговой нагрузки, сокращение количества налогов, ликвидация большинства льгот, совершенствование таможенной политики, снижение инфляции, реальных процентных ставок, регулирование объема и структуры денежного предложения, плавающий обменный курс и другие, в основном соответствует основным направлениям совершенствования государственного регулирования в Республике Беларусь.

В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и в прогнозных документах Республики Беларусь в качестве важнейших источников финансирования выделяются рост внутренних валовых накоплений, в том числе за счет сокращения оттока капитала, и привлечение иностранных инвестиций, для чего предусматриваются необходимые организационно-экономические меры, принятие нормативно-законодательных актов по их обеспечению.

Вместе с тем, на наш взгляд, в Основных направлениях имеется ряд положений, требующих дальнейшего осмысления и научного обоснования, чтобы их применение в условиях Беларуси без оценки возможных последствий не усугубило социально-экономическую ситуацию в стране:

  • прежде всего, это акцент на более полную либерализацию экономики, максимально возможное снижение участия государства в экономической деятельности, ограничив его функции лишь на обеспечении общехозяйственных и инфраструктурных условий функционирования частного бизнеса.
  • приватизация "коммерческой" составляющей естественных монополий - на железнодорожном транспорте, в электроэнергетике и других отраслях;
  • демонополизация земельной собственности - передача земельных участков в частную собственность и собственность местного самоуправления;
  • к 2003 г. устранение полностью перекрестного субсидирования коммунальных услуг, что может привести к увеличению расходов семьи на оплату жилья до 20 %;
  • поэтапное повышение на 5 лет пенсионного возраста с 2002 г., что в условиях Беларуси при средней продолжительности жизни у мужчин и женщин 63 и 74 года представляется неоправданным.
  • По-нашему мнению, в Основных направлениях Российской Федерации не нашли достаточного отражения вопросы стратегического партнерства в рамках СНГ и, самое главное, по Договору о создании Союзного государства Беларуси и России.

    Поэтому свои задачи мы сегодня видим в реализации Перечня первоочередных мер по выполнению Договора о создании Союзного государства, что требует дальнейшей и активной скоординированной работы Министерства экономического развития и торговли России и Министерства экономики Беларуси по выполнению согласованных мер по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития двух стран в целях создания единого экономического пространства.

    В ходе работы над прогнозами социально-экономического развития Союза Беларуси и России уже возникали вопросы сравнения и анализа основных макроэкономических и социальных показателей Беларуси и России. Пока есть ряд нерешенных методологических проблем, осложняющих унификацию условий в финансовой сфере Союзного государства и проведение его экономической политики.

    В этой связи в текущем году необходимо разработать методическое обеспечение и систему мер по сближению основных социальных и макроэкономических показателей экономического развития и уровня жизни населения, а также разработать методические рекомендации по разработке и непосредственно сам прогноз социально-экономического развития создаваемого Союзного государства, в которых указанные проблемы должны быть решены.

    Безусловно, основным направлением интеграции Беларуси и России является реализация комплекса мер, направленных на формирование единого экономического пространства. Здесь можно выделить три проблемных поля в рамках совместной деятельности, а именно, сближение финансовой и налоговой политики, унификация денежно-кредитной и валютной политики и формирование единого таможенного пространства. Принимая во внимание, что по первым двум направлениям сегодня будут сделаны доклады, я остановлюсь на некоторых вопросах унификации систем тарифного и нетарифного регулирования.

    Необходимо отметить, что активная работа в данном направлении проводится в рамках Комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Исполнительном комитете Союза Беларуси и России.

    Так, по итогам обсуждения вопроса о введении в Республике Беларусь экспортных таможенных пошлин аналогичных, действующим в Российской Федерации, на заседании рабочей группы Комиссии, состоявшемся 14-15 июня 2000 г. в г. Москве, стороны, основываясь на взаимных интересах, достигли согласованной позиции практически по всему Перечню товаров, наиболее чувствительных для экспорта Республики Беларусь.

    24 июля 2000 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь (№ 1115), утверждающее ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь за пределы государств-участников Таможенного союза, аналогичные действующим в Российской Федерации. Вместе с тем, работа по отдельным чувствительным для Республики Беларусь товарам продолжается.

    В настоящее время сохраняются расхождения с российской стороной в ставках ввозных таможенных пошлин по 13 укрупненным группам текстильных товаров, импортируемых из стран Европейского союза Республикой Беларусь, что связано с продлением до 1 января 2001 года срока действия пониженных ставок таможенных пошлин (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2000 № 981). Данное решение обусловлено необходимостью увеличения квот на экспорт белорусских текстильных изделий в страны ЕС. Учитывая сложившуюся ситуацию, российская сторона согласилась с нашим решением.

    Вместе с тем мы будем добиваться от Европейского союза отмены квотирования. В этой связи для республики будет важным, если Российская Федерация окажет помощь и содействие в решении данного вопроса.

    Важным результатом совместной деятельности стала подготовка проекта межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве.

    В настоящее время данный документ проходит согласование в Правительствах сторон и будет вынесен на рассмотрение Союзного Правительства.

    Основными принципами согласованной политики Беларуси и России в области нетарифного регулирования должны стать повышение эффективности внешнеторговых операций, обеспечение экономической безопасности, защита национальных рынков от недобросовестной иностранной конкуренции.

    9 июня 2000 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами", а также принято постановление Совета Министров Республики Беларусь (от 5 июня 2000 г. № 800) "О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер", которые в целом унифицированы с аналогичным российским законодательством.

    Вместе с тем, по имеющейся информации, в Российской Федерации готовятся изменения и дополнения в Федеральный Закон Российской Федерации "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

    С целью дальнейшей унификации нормативно-правовой базы Республики Беларусь и Российской Федерации в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами и выявления возможных различий целесообразно рассмотреть на уровне экспертов, занятых непосредственной разработкой и применением указанных мер, данный вопрос и подготовить необходимые предложения на очередное заседание Комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Исполкоме Союза Беларуси и России.

    Важным направлением в области защиты отечественных товаропроизводителей является координация действий на внешних рынках экспортеров однотипной продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое значение в целях недопущения недобросовестной конкуренции между ними на зарубежных рынках.

    Так, для примера, производители калийных удобрений ПО "Беларуськалий", ОАО "Уралкалий" и ЗАО "Сильвинит" (Пермская область) в целях координации своей деятельности на международном рынке учредили в конце 1993 года на паритетной основе ЗАО "Международная калийная компания".

    Благодаря совместным усилиям российских и белорусских калийщиков удалось добиться значительной экономии средств при продажах калийных удобрений, создать единую сбытовую сеть на мировом рынке, выступить одним фронтом в антидемпинговом расследовании, проводимым ЕС, организовать систему поставок, связывающую предприятия с морскими портами. С момента образования компании удалось увеличить объем экспорта на 80% с одновременным повышением экспортных цен, в результате приток валютной выручки в Беларусь и Россию возрос на 130%. Ежегодно на экспорт из России и Беларуси поставляется около 9 млн. тонн удобрений, что составляет свыше 35% от всего мирового объема продаж.

    Одноканальная система экспорта через МКК позволила калийным предприятиям России и Беларуси стать лидерами на мировом рынке калия, иметь возможность в значительной степени определять ситуацию на рынке. Несмотря на избыток производственных мощностей в мире удается добиваться ежегодного прироста экспорта и повышения цен. Широкая география экспорта позволяет избегать сезонных колебаний и сохранять стабильность поставок в течение года. Это дает возможность предприятиям планировать производство и валютные поступления, сохранить имеющийся потенциал и говорить о хороших перспективах развития.

    В то же время белорусские и российские производители азотных удобрений не смогли объединить свои усилия, работая на международных рынках, когда из-за несогласованных объемов производства и продаж произошло значительное падение цен на мировом рынке азотных удобрений. В результате продаж российскими производителями азотных удобрений по заниженным ценам ЕС применены антидемпинговые санкции и, в соответствии с Регламентом Совета ЕС, в 1995 г. введены пошлины на ввоз в страны ЕС аммиачной селитры и карбамида российского производства, а с июля 1999 г. на КАС российского и белорусского производства.

    Кроме того, имеется ряд идентичных товаров, производимых в Беларуси и России (телевизоры, шины, автомобили грузовые, продукция химической промышленности и др.), реализация которых на внешних рынках также требует скоординированных действий экспортеров двух государств.

    И еще на одном приоритетном направлении экономической политики хотел бы остановиться.

    С целью согласования действий Беларуси и России в осуществлении структурных преобразований в промышленности подписано межправительственное Соглашение о проведении единой структурной промышленной политики.

    В качестве главной цели Стороны определили более полное удовлетворение потребностей народных хозяйств и населения наших государств в средствах производства и потребительских товарах за счет собственного производства на основе
    - развития производственной кооперации,
    - создания транснациональных хозяйственных структур, в том числе межгосударственных ФПГ,
    - разработки и реализации совместных производственных и научно-технических программ.

    Большое значение придается нами развитию производственно-технологической кооперации. Восстановление и развитие эффективных, рациональных связей между хозяйствующими субъектами наших государств имеет важное значение для дальнейшего развития промышленных комплексов обеих сторон.

    В основу развиваемых кооперационных связей должна быть положена, прежде всего, экономическая целесообразность сотрудничества.

    К сожалению, сегодня, в силу ряда объективных факторов можно привести достаточно примеров, когда каждое государство старается максимально заместить импорт и освоить многие виды продукции, ранее не производимые,

    В качестве примера можно привести настойчивые попытки освоения гаммы пропашных тракторов Минского тракторного завода на ряде тракторостроительных предприятий России и освоение производства зерноуборочных комбайнов в Беларуси.

    Вместе с тем, имеются примеры длительного и успешного экономического сотрудничества наших предприятий.

    Так, сотрудничество между ПО "Минский моторный завод" и АМО "ЗИЛ" началось в 1995 году в соответствии с Программой совместных работ по совершенствованию автомобилей ЗИЛ с двигателями Минского моторного завода. Сегодня АМО "ЗИЛ" является вторым (после Минского тракторного завода) по объему потребления дизелей деловым партнером. Кроме того, АМО "ЗИЛ" является и поставщиком отдельных видов комплектующих для производства. белорусских двигателей. В перспективе это сотрудничество будет расширяться.

    Аналогичные кооперационные связи налажены у ряда хозяйствующих субъектов радиоэлектронной и приборостроительной промышленности.

    В этой связи, нам необходимо шире развернуть работу по оптимизации и сохранению специализации промышленных комплексов, развитию их потенциалов на основе эффективного межгосударственного разделения труда с учетом реализуемых совместных программ и мероприятий, в том числе проводимых в рамках действующих межгосударственных ФПГ.

    Данная работа должна найти реальное воплощение в Мероприятиях по совместным действиям на долгосрочную перспективу по реализации межправительственного Соглашения о проведении единой структурной промышленной политики, работа над которыми продолжается.

    На этом позвольте завершить выступление, хотя, безусловно, круг затронутых вопросов далеко не исчерпывает всех направлений совместных действий по интеграции наших экономик.

    Благодарю за внимание.

Назад
Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000