“Большая восьмёрка” - формат старый, а содержание новое

Кузнечевский В.Д.
политический обозреватель “Российской бизнес-газеты“, доктор исторических наук, профессор

20-22 июля в Генуе (Италия) соберутся главы государств и правительств семи ведущих промышленных стран планеты и России. Но, судя по сообщениям мировой прессы, нынче к нему хочет присоединиться еще один участник.

Нежелательный элемент

Говорят, что в минуты редкого отдыха бывший президент США Билл Клинтон любил взять в руки книжку своего соотечественника, одного из самых популярных в США и в мире писателей-аналитиков, из писателей реальной политической

фантастики Тома Клэнси. Когда я это услышал, ничуть не удивился.

Художник, настоящий, часто видит дальше и глубже политиков. А эти последние нередко черпают со страниц его романов ассоциативную информацию, полезную в их совсем не фантастической деятельности.

В 1994 году Т. Клэнси опубликовал роман "Debt of Honor" ("Долг чести"), где описал гипотетическую ситуацию, как совершающий регулярный пассажирский рейс из Японии в США современный японский камикадзе, пилот гражданской авиации, исполняя приказ ненавидящих США японских олигархов, направил свой самолет на Капитолийский холм в Вашингтоне и одним взрывом уничтожил почти всех представителей исполнительной и законодательной власти в США.

Спустя 7 лет после выхода этого романа в свет мировая пресса принесла весть, что "враг № 1" Соединенных Штатов Усама бен-Ладен решил уничтожить саммит "G - 8" в Италии, который должен пройти в г. Генуе, направив на зал заседаний самолет ведомый арабским пилотом-камикадзе.

Похоже, разведка стран "Большой восьмерки", включая и российскую, хлеб даром не жует и о планах бен-Ладена узнала. Информацию дали в прессу, а сам саммит, как сообщают все те же СМИ, решили спрятать на корабле, который поставят в неизвестном никому месте. Приняты и другие меры безопасности. Гениальный Т. Клэнси ведь всю технологию такого покушения выписал в деталях. Задача безопасности саммита решаема, тем более, что в ХХ веке такая попытка уже была, в 1943 году, когда Гитлер, проигрывая войну, решил одним ударом ее выиграть и уничтожить Сталина, Рузвельта и Черчилля во время их встречи в Тегеране.

А если говорить всерьез, то нынешний саммит "G -8" сильно отличается от предыдущих не только лихо закрученной, смахивающей на авантюру, детективной интригой.

Впервые за последние годы "Большая восьмерка" собирается в сильно изменившихся условиях.

На Окинаве солировал президент России...

Ровно год назад, 22-23 июля состоялся саммит "G-7" плюс Россия на Окинаве (Япония), в котором впервые принял участие Владимир Путин. По окончании заседания канцлер ФРГ Герхард Шредер дал высокую оценку роли президента РФ на встрече, подчеркнув, что впервые участвовавший во встрече лидеров ведущих стран мира В. Путин показал себя как серьезный политический деятель. На этом саммите было принято решение не проводить в будущем предварительные встречи только лидеров "семерки", а сразу устраивать их с участием России. Иначе, отметил Г. Шредер, придется дважды обсуждать различные темы, такие, как, например, экономическое положение в мире. Таким образом, русский "новичок" на Окинаве переломил ставшую уже привычной ситуацию, когда "семерка" допускала в свои ряды Россию для обсуждения политической ситуации в мире, а потом уже только сама, без российского президента, обсуждала экономические вопросы.

Год назад Путин прибыл на Окинаву с козырным тузом, который он не стал прятать в рукаве, а открыто выставил на аукцион и это произвело огромное впечатление на участников "мирового правительства".

Как известно, когда было принято решение о том, что встреча сильных мира состоится в Японии, о своем участии в ней (косвенном, разумеется) заявил северо-корейский вождь, и сын вождя, Ким Чен Ир. Незадолго до встречи КНДР произвела запуск ракеты дальнего действия и попала ее боеголовкой в Японское море, что в буквальном смысле всполошило Японию и США, которые до этого выстрела чувствовали себя в акватории Тихого океана и Юго-Восточной Азии комфортно и безбоязненно. Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что Северная Корея выказывала признаки возможного производства расщепляющихся материалов, то есть производства ядерной боеголовки. Вот в такой обстановке российский президент перед Окинавой наносит визит в Пхеньян и после переговоров с Ким Чен Иром сообщает своим партнерам по "G - 8", что КНДР готова отказаться от своей ракетной и ядерной программы в обмен на сотрудничество в космической сфере со странами "восьмерки"

Это была сенсация, которая взорвала повестку дня саммита, где Путин стал самой популярной персоной.

...А в Генуе могут тандемом выступить Д. Буш и В. Путин

На корабле в Италии будут уже два "возмутителя спокойствия". Дело в том, что с приходом на пост президента США Джорджа Буша-младшего отношения между членами "G - 8" существенным образом меняются.

Первое, и главное, чем Буш-младший отличается от Клинтона, так это изменениями во внешнеполитической линии США. Если в политике Клинтона Европе, и России, отводилось существенное место, то к характеристике внешнеполитического курса нового президента США больше подходит определение "америкоцентризм", а местами даже и "изоляционизм".

Д. Буш, естественно, не может отказаться от многолетнего, начиная с Гарри Трумэна, европейского вектора во внешней политике США. Никто ему этого не позволит в самих Штатах. Но, похоже, у него начинается самая настоящая изжога, когда ему говорят о европейской политике Америки.

Новый президент США озабочен в первую голову охраной сугубо американских континентальных интересов. Не случайно ведь даже к аббревиатуре ПРО он добавил впереди букву "Н" - национальная противоракетная оборона.

Именно с этих позиций он трактует и понятие "глобализм". Буш не против процессов глобализма, но считает, что во главе их должна стоять Америка и никто другой. Нечто вроде возрождения лозунга "Deutschland, Deutschland uber alles !", только вместо слова "Германия" в лозунге стоит слово "Америка".

Но самое любопытное заключается здесь в том, что и с внешнеполитической линией Путина происходит сегодня нечто подобное. С другим, правда, знаком. Для российского президента интересы России тоже являются первоочередными. Единственное отличие - Путин очень далек от того, чтобы сказать: "Россия превыше всех!" У России сейчас во внешнеэкономическом отношении, что называется, кишка тонка в этом плане. Да и внутри себя Россия пока еще далека от государственно-политического единства. Региональные руководители (илюмжиновы, россели, шаймиевы, федоровы, лебеди) пока еще не встроены достаточно жестко в единую систему государственной власти (хотя к этому все идет).

Поэтому на внешней арене Путин ищет тех, кто по меньшей мере не мешает ему заниматься осуществлением своей основной идеи - возрождением мощи России. Отказавшись от ельцинско-козыревского курса во внешней политике следовать в кильватере Вашингтона, российский президент нашел тех, кто понимает его на внешней арене (при условии, что ему верят, что Москва не претендует ни на какое особое место в мире и уж тем более на руководящие позиции) - Тони Блэр в Великобритании, Г. Шредер в ФРГ, Цзян Цземин в Китае.

Иными словами, российского президента вполне устраивает изоляционистский (условно говоря) курс Д. Буша. Настолько, что он, похоже, даже склоняется к тому, чтобы в чем-то, может быть, и внести коррективы в Договор по ПРО от 1972 года, при условии, что это не нанесет ущерба оборонным интересам России. Судя по всему, именно поэтому два этих человека и понравились друг другу во время встречи в Любляне и не постеснялись вслух заявить об этом на весь мир.

Можно ожидать, что два этих президента и будут доминировать на саммите в Генуе. Не случайно ведь 7-го июля, в субботу, на встрече в Риме министров финансов "G - 8" ( в осуществление решений Окинавского саммита в Рим был приглашен российский министр финансов ) глава финансового ведомства США Пол О Нил в буквальном смысле обласкал Алексея Кудрина, заявив по одному из самых больных для Москвы вопросов: " Мы считаем, что тема отмывания капиталов в отношении России закрыта".

Здесь самое пикантное - это местоимение "мы". Дело в том, что французская делегация предлагала как раз обратное: включить в резолюцию итоговых документов предстоящего саммита специальное предупреждение российскому правительству о недопустимости дальнейшего промедления в борьбе с отмыванием так называемых "грязных денег".

С французами, надо сказать, у Москвы с приходом Путина к власти вообще отношения не склеиваются. Французский президент, судя по всему, сильно опасается, что с избранием Путина президентом РФ Россия сильно теснит Францию на европейской арене и потому Жак Ширак то выступает с раздраженным заявлением, что он не понимает как россияне могли избрать главой государства бывшего работника КГБ, то в конце недавнего в общем-то вполне успешного визита в Россию вдруг заявляет, что Россию никто не ждет ни в ВТО, ни в ЕС.

И это в то самое время, когда Д. Буш чуть ли не силком пытается затолкать Россию в ВТО, а в Риме уже упомянутый О Нил пообещал Кудрину лично прибыть в Москву вместе с министром торговли США Дональдом Эвансом и помощником президента по вопросам национальной безопасности госпожой Кондолизой Райс, чтобы чуть ли не немедленно решить проблему вступления России во Всемирную торговую организацию.

Все эти обстоятельства позволяют высказать предположение, что на саммите "Большой восьмерки" в Генуе будут более или менее слаженно солировать два президента (США и России) при возможной поддержке ФРГ и Великобритании. В конце концов это может привести, уже после встречи, и к сближению позиций Москвы и Вашингтона и по стратегическим вопросам. Ну, не просто же так, ради красного словца, Д. Буш в Любляне впервые после Ф. Д. Рузвельта произнес в отношении России слова "союзнические отношения"?