Америка во мгле…
С. Л. Баяхчева
Президиума и ответственный секретарь Академии геополитических проблем
Отличительной чертой текущего исторического момента является переход от идеологического противоборства к противостоянию цивилизаций, с формированием в качестве ведущего противоречия современности противостояния между западной (евро-американской) цивилизацией, с одной стороны, и исламской, православной и конфуцианской (китайской) цивилизациями - с другой.
На современном этапе это противостояние проявляется преимущественно в духовной сфере и состоит в противопоставлении, с одной стороны, системы либеральных, западнических ценностей, порождающих идеологические системы власти денег и индивидуализма, а с другой - доминанты общинных ценностей, присущих традиционным религиям и идейным системам.
Борьба между монополярной и биполярной моделями мироустройства приобретает все более жесткие формы, порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире.
Основными группами факторов, определяющих направленность цивилизаций, являются геополитические, экономические и военные.
К числу геополитических факторов относятся: доминирование в мире стран морской цивилизации во главе с США, утрата практически всеми странами за исключением России самодостаточности развития, интенсивное формирование единой мировой системы власти.
Важнейшим экономическим фактором является промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.
Важнейшим военным фактором является выход на первый план методов информационного поражения противника, появление и интенсивная разработка оружия на новых физических принципах.
В геополитической конкуренции усиливается значение научно-технического прогресса, способности к внедрению новых технологий. Стороны, неспособные к этому, будут обречены на глубокую зависимость от внешних финансовых центров, и сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья для транснациональных корпораций из развитых стран.
Глобальная конкуренция будет вестись не столько между странами, сколько между транснациональными системами, каждая из которых объединяет национальные системы накопления капитала, организации науки, производственные и финансовые структуры, работающие в масштабе мирового рынка.
Ключевой особенностью мировой экономической системы становится международная концентрация капитала и глобализация хозяйственной деятельности. Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, позволяющего говорить о становлении нового мирового порядка, в котором определяющую роль начинают играть международный капитал, транснациональные корпорации и международные организации. Ведущим субъектом этого нового мирового порядка становится международное элитное сообщество, которое можно назвать мировой олигархией, представляющее сложную совокупность крупных транснациональных и контролируемых ими национальных банков, обслуживающих их юридических организаций, идеологов и теоретиков нового мирового порядка, разнообразных формальных и неформальных институтов политического влияния.
Мировая олигархия все больше определяет мировую политику, подчиняя себе национальную политику стран. Это объективная реальность, которая сегодня должна обязательно учитываться при проведении национальной экономической политики любой страны.
Формирование экономической модели каждой страны идет в сложной и весьма острой борьбе за контроль над институтами власти между представителями транснационального и национального капитала. У них разные, часто противоположные интересы, ценности, инструменты воздействия на экономику.
И если в высокоразвитых странах существует высокая согласованность интересов национальных элит и мировой олигархии в экспансии на внешний рынок, что стимулирует эффект внутреннего экономического роста, то слаборазвитые страны практически лишены внутренних источников инвестиций и целиком зависят от транснационального капитала, что предопределяет компрадорский характер их национальных элит.
Между этими крайними ситуациями располагаются остальные страны, которые пытаются отстоять свои национальные интересы в глобальной конкуренции.
Объективно национальные интересы каждой страны диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества. В экономической сфере для сохранения независимости и стимулирования внутреннего роста производства и благосостояния населения открытие государством своих национальных рынков, привлечение иностранного капитала, международная кооперация удерживаются под национальным контролем и сочетаются с защитой внутреннего рынка, ограничением иностранных инвестиций в жизненно важных для реализации национальных интересов сферах, поддержкой отечественных товаропроизводителей и стимулированием роста их конкурентоспособности.
В свою очередь, мировая финансовая олигархия и транснациональный капитал стремятся к тотальному контролю над мировым рынком и каждой страной, стирая экономические, культурные и политические границы между нациями, подчиняя их интересы, формируя свою информационную, правовую и силовую инфраструктуры. Преследуя эти интересы, транснациональный капитал стремится к разрушению национальных государственных интересов. Его повсеместным проявлением является тотальная либерализация экономики и устранения ее государственного регулирования. Это требование сегодня стало символом веры влиятельных политиков, экономистов, журналистов, обслуживающих интересы мировой олигархии.
Из всего спектра этих взаимоотношений, противоречий и конфликтов в духовной, социально-экономической и политической сферах нами было выделено лишь состояние рынка инвестиций.
Пагубность происходящего в настоящее время в России очевидна. Однако винить нынешнее руководство страны во всех несчастьях глупо. Россия как преемник СССР ощутила на себе удары, которые готовились очень долго. Их хаотичность и разрозненность по направлению и времени создали обманчивое представление случайных причинно-следственных связей. Нынешняя российская власть, поставленная на выгодные в настоящее время ведущим промышленным государствам рельсы, реализует целостный план подавления России, который до недавнего периода, имея локальный успех, в целом терпел крушение. С начала 80-х годов в деятельности руководителей СССР, высших чиновников аппарата ЦК КПСС намечается тенденция к сближению с интересами США и государств Западной Европы. Накопленные партийные средства в условиях социализма или, вернее, псевдосоциализма, превратились в мертвый капитал, а государственный строй - в почву для саморазвития криминального капитала, а как следствие и потерю накопленного капитала. Замораживание потенциально активных средств партии, невозможность их открытого использования, с одной стороны, и укрепление конкурентоспособного подпольного капитала - с другой стали причиной поиска руководством страны выхода из властного тупика. Идеологические устои СССР, сильный аппарат госбезопасности, мощный оборонительный комплекс, Советская Армия - все это должно было быть принесено в жертву этому капиталу. Процесс жертвоприношения начинается в 1985 году и через 10 лет приходит к своему завершению. Изменив при помощи аппарата ЦК КПСС направление общественной мысли, лидеры государства явочным порядком поставили народ перед фактом: страна идет по пути к новому экономическому порядку. "Новое мышление" помогло изменить общественный строй, разрушить производственные отношения и экономические связи.
Повторное развитие капитализма в России произошло не на национальной основе, а в силу возникновения общих интересов и ценностей между руководством СССР и их западными партнерами по совместному распоряжению капиталом. Однако партийный и криминальный капитал, который так ловко скрывался в западных банках, был лишь золотым крючком, на который попались лидеры СССР. Перестройка, а вместе с ней и законное вхождение верхних эшелонов власти Советского Союза в бизнес, в том числе и международный, позволило Западу непосредственно влиять на действия руководителей партии и государства.
С учетом многонациональности СССР успешно культивировался сепаратизм в сочетании с такой моделью мира, при которой государство становится анахронизмом. В соответствии с ней контроль государства над экономическими вопросами должен перейти в руки международных институтов, а сами государства должны превратиться в слуг корпораций. И если движущей силой деятельности по расчленению и развалу единого государства для руководства Советского Союза являлись деньги, то для Запада определяющими факторами, которые обусловили его активность в бывших республиках СССР, стали катастрофическая деградация природной среды и быстрый рост населения планеты. Молодой капитал России еще не осознал трагизма и безысходности стремительно приближающейся перспективы, тогда как мировое сообщество уже поняло, что погоня за прибылью и увеличением потребления не могут более рассматриваться как движущие силы цивилизации из-за ограниченных ресурсов планеты. В условиях необходимого сдерживания или сокращения промышленного производства в различных странах с одной стороны и все возрастающих потребностей граждан развитых стран - с другой, Соединенные Штаты взяли на себя роль главного устроителя мирового порядка. Это объяснимо - в США человек потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше, чем житель третьего мира.
Превращение России в сильное государство входит в противоречие с глобальными интересами США и теми планами, в которых России для удовлетворения этих интересов уже отведена роль "вспомогательного" государства с ограниченным количеством населения. Следовательно, Россия должна стать не промышленно развитой, а ресурсовывозящей страной, на территории которой разместятся экологически грязные производства, в том числе выведенные из других промышленно развитых стран.
Если для США в 60-70 годы во главе угла социально-экономической политики стояли проблемы неблагоприятных изменений в окружающей среде на национальном уровне, то экологические заботы сегодняшнего дня переступают границы, национальные законы и местные обычаи, что глубоко задевает интересы Соединенных Штатов в области экономики и безопасности.
Начиная с 1948 года, осуществление глобальной стратегии США проходило под знаком настойчивого стремления стать единственной в мире сверхдержавой и установить новый мировой порядок. Суммируя выступления представителей разных ведомств Соединенных Штатов можно предположить, что основная идея внешней политики сводится к отражению национальных идеалов как морального лидерства и национального превосходства, которое дает право распоряжаться в мире по своему усмотрению, игнорируя интересы и мнения других народов.
К концу текущего и началу будущего столетия основным содержанием Америки как "сверхдержавы" станет возможность управления своими и контроль в управлении чужими ресурсами. Исходя из этого США будут определять свои позиции по отношению к другим странам. По мнению многих американских авторитетов, в том числе таких, как Бжезинский или Хоффман, необходимо в развитие доктрины национальной безопасности США создать такой миропорядок, который соответствовал бы американским ценностям и чтобы Америка могла бы по-прежнему играть ведущую роль в управлении международной системой. При этом новый мировой порядок должен учитывать внутриамериканские настроения в пользу создания международной среды, благожелательно воспринимающей американские системы ценностей и интересы. Есть предположения, что в ходе создания под эгидой США нового мирового порядка в интересах "золотого фонда" современной цивилизации предусматривается покончить в той или иной форме с суверенитетом государств. В качестве средств воздействия, как правило, используются субсидии политическим группировкам, прямой подкуп государственных деятелей, работа агентов влияния, финансирование средств массовой информации, организация заговоров и контрзаговоров, военных переворотов, подрыв экономики.
Выгодна ли была для США перестройка?
Стремление США к новому миропорядку - это очередная попытка приспособиться к изменяющимся условиям в мире, втиснуть неизбежную перестройку международной системы в выгодные для Соединенных Штатов и международной финансовой системы рамки. Однако для достижения указанных целей потребуется военная сила.
Материалы исследований показывают, что основным препятствием для США в реализации идеи "нового миропорядка" являлся Советский Союз. В то же время СССР рассматривался не только как объект территориального передела.
Развал СССР позволил Западу сделать колоссальные природные богатства "Советского пространства" своим новым источником жизнеобеспечения, в то же время исчезновение советской сверхдержавы подорвало способность стран третьего мира защищать свои природные ресурсы от разграбления. Вероятней всего "Большая Семерка" будет осуществлять новый колониализм не на эгоистически державной, а на глобально централизованной основе, вследствие чего ее политика будет направлена на безмерную дезинтеграцию государств в районах Ближнего Востока, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Юга Африки и всеобъемлющую интеграцию стран Запада.
При этом, по-видимому, в США есть понимание, что удержать в покорности 7 миллиардов населения в новом столетии практически будет невозможно: голодные съедят "сытых" вместе с ядерным оружием. Вот почему появилась новая теория - интернационализации и взаимозависимости государств, суть которой в создании единого мирового центра с единым централизованным распределением капиталов, товаров и рабочей силы, а, в конечном счете - сырья.
В этом свете и следует рассматривать организованные в СССР и России процессы разрушения, конверсии, сокращения национальных вооруженных сил. За ними стоит далеко идущая цель - сохранение контроля над естественными природными ресурсами Земли в руках промышленно-финансовой элиты мира. Не случайно, что Программа ООН по экономическому и социальному развитию на 1990-е годы не содержит существовавших в 60-70 годы установок на неотъемлемый суверенитет народов над их естественными и природными богатствами. Следовательно, демонтаж самой богатой экологическими ресурсами "Советской империи" нужен США и промышленно развитым странам не столько для демократических преобразований в ней, сколько для превращения образовавшихся в результате ее распада стран, и, прежде всего России, в легко управляемых сателлитов.
По заявлениям руководителей администрации США, других западных деятелей и политологов, в результате "холодной войны" Советский Союз и Россия разгромлены. Россия должна полностью следовать в фарватере политики США и придерживаться в своей деятельности диктата, подобного тому, какой был навязан разгромленным во второй мировой войне Германии и Японии.
Такой подход к России может предусматривать ряд жестких мер, в том числе:
Еще в 1989 году специалистами ЦРУ и Госдепартамента США обсуждались возможности сдерживания экономического развития СССР, так как в противном случае, по их мнению, возросшие до уровня США затраты Советского Союза приведут к катастрофическому обострению климатического кризиса на планете. Такая посылка, вероятней всего, была конкретизирована конкретными расчетами, ставящими целью экономическое уничтожение России.
Существует ли в США реальная инвестиционная политика?
Анализируя процессы политических изменений в СССР, России, странах Восточной Европы можно предположить, что в мозговых центрах США был сделан вывод, что Америка достигла победы, практически не имеющей прецендентов в мировой истории. И что именно Америка должна играть теперь глобальную роль, не допуская в Европе, Восточной Азии, Персидском Заливе и любых других регионах чьего-либо преобладающего влияния. Это подтверждает тот факт, что в результате неблагоприятных внешнеэкономических условий, несовершенства российского законодательства и в силу личных качеств ряда лиц высшего руководства российского государства Россия в годы "реформ" продавала Америке и другим промышленно развитым странам нефть в 10 раз ниже мировых цен, а газ, лес, другое сырье с еще большим коэффициентом понижения. Такая ситуация привела к нерасплате в 1994 году с отсроченными с июля 1993 года долговыми платежами. Банки-кредиторы, поддерживаемые правительствами ЕЭС, США, Канады выдвинули условия, принятие которых означало ликвидацию суверенитета России. В соответствии с ними страна-должник должна отказаться от принципа "суверенного иммунитета" и в случае невыполнения вновь отсроченных долговых обязательств будет отвечать всем своим государственным имуществом. США близки к реализации основного пункта своей политики по отношению к России - превращению ее во "вспомогательную" страну. Такой шанс Америка не упустит. Тем более что в данном случае речь идет о возможности присвоения основных фондов, отраслей российской экономики, проникновения на российский рынок, овладения дешевым сырьем и его переработкой в условиях самой дешевой, но высококвалифицированной рабочей силы.
Попытки воспрепятствовать этому и строить сильное Российское государство могут быть расценены как ущемление интересов США и их союзников. Поэтому логично предположить, что военное ведомство Соединенных Штатов, исходя из интересов своего государства, будет планировать свою деятельность так, чтобы помешать какой бы то ни было силе доминировать в каком бы то ни было регионе, ресурсы которого достаточно велики. При этом Россия представляется руководству Пентагона, если судить по достаточно большому количеству выступлений в прессе, самой потенциально серьезной угрозой интересам США.
Инвестиционная политика Запада, и в частности США, представляет собой плотную дымовую завесу, за которой ничего нет. Инвестиции в Россию - это рекламный трюк, на который попадаются, правда все реже, деловые круги страны и все чаще политические деятели России. Разработка пропагандистской программы возможного выделения средств для России и ее активная реализация строго совпадают с политическими демаршами лидеров семерки по отношению к Российской Федерации или государствам бывшего Советского Союза - в период обострения международной ситуации и возможной при этом самостоятельной позиции России по тому или иному вопросу, в том числе и в ООН, а также как условие Правительству России в их лояльности к сепаратистам в наиболее напряженных регионах государства. О проведении серьезной инвестиционной политики по отношению к России со стороны государства, крупнейших корпораций США говорить не приходится.
Однако в последнее время политика финансового давления на Россию начинает проваливаться. Отработанные методики "финансовой помощи", а по существу растаскивания средств до их включения в работу не только стали предметом обсуждения в обществе, но и получили следственное и судебное продолжение. Российская "демократия" как форма вседозволенности и безответственности перед обществом отвергается нарождающейся в стране национальной элитой. Это вызывает гнев в транснациональных компаниях и требования к своим российским контрагентам исправить ситуацию. Вложенные в "демократическую элиту" деньги не оправдали надежду на быстрый демонтаж российской государственности.
Выйти на рубеж реального сотрудничества и конструктивной инвестиционной политики Запад не может. И то, и другое входит в противоречие с идеологией гигемонизма и абсолютного господства США в мире. Понимая свой стратегический проигрыш Запад ставит своей целью не дать сблизиться России как со своими давнишними стратегическими союзниками, так и с партнерами для которых экономические контакты с Россией единственный выход из экономического тупика и политического кризиса. В ход пошел сценарий "воровской шайки", когда ответственность за разворовывание поступивших в Россию капиталов переносится с нескольких интернациональных воров на новую власть, стремящуюся восстановить цивилизованные отношения в финансовых отношениях. 10 лет международный криминальный интернационал вел беспощадную войну с Россией. Верхушка ЦК КПСС и ее демократические последователи, либералы, консерваторы, новаторы, отцы и дети интернационала вели свою партию в сценарии по разворовыванию, растаскиванию, дискредитации нашего государства. США восхищались их заслугами перед международным сообществом. Вывоз сотен миллиардов долларов российского национального богатства за рубеж воспринимался как должное, как покаяние России за ее сверхмогущество, за ее национальное достоинство и историческую роль.
Но первые шаги в области реальной экономической политики возрождения вызвали гнев. В ход пошли заготовки о криминализации русских капиталов и невозможности проведения в России инвестиционной политики. Цель проста - не допустить на российский рынок серьезных партнеров и целевых перспективных инвестиций. Роль в этом США очевидна. Как и близорукость этой политики. Коммунистический криминал как и криминальный интернационал уже впрыснул свой яд в тело американского государства. И чем злее США реагируют на изменение в российской политики, тем осторожнее ее европейские и азиатские партнеры относятся к инициативам США в международной жизни.
Нефтяной кризис в Европе, обострение ситуации в Персидском заливе, военные акции в Югославии, где за инициативу Америки расплатилась Европа, а евро благодаря США будет не дороже йена, вот цепь событий в конце которой моральная изоляция США.
Реальная Америка - это средний класс. Сейчас от него зависит станет ли политика США практичной или ее якобы национальные интересы войдут в противоречия с будущим и ее нынешние руководители не смогут справиться с разрушительным Интернационалом, который внушает населению США, что Россия погибла, а русские - это жители Брайтон-Бич.
На реальную сцену выходят средние компании, которые как индикатор будут показывать обществу - по какой дороге пойдет в дальнейшем США - конфронтационной со всем миром или деловой и реальной.
Инвестиции средних и мелких компаний - то небольшое и реальное, что может получить российский предприниматель в ближайшие три года. Но и подобное сотрудничество будет вынужденным и непоощряемым со стороны властей. Активность среднего предпринимательства Запада является проявлением целесообразности и житейской мудрости, свойственной и американскому фермеру, и русскому крестьянину при всех идеологических атаках и промываниях мозгов социалистическими, коммунистическими, демократическими идеями, видевших свой путь выживания в сотрудничестве, который в конечном счете и спасал государство от гибели.
И если российское общество, сцементированное тысячелетней культурой, традициями государственности, борьбой за выживание и десятилетиями защиты своих границ, объединенное православием и веротерпимостью к другим народам на своей территории, сейчас видит степень своего падения, умножает свою волю на объективные трудности, сопоставляет жизнестойкость с пределом возможностей и понимает, что нравственный потенциал и безграничность богатств позволят выйти из очередного смутного времени, то Соединенные Штаты с их безграничными имперскими амбициями, с психологией конфликтности по отношению к противникам и союзникам, стремлением победить в долгой борьбе за мировое лидерство придут к национальной катастрофе.
Америка погрузится во мглу. Без внешнего противника, без видимых причин, на которые обычно обращают внимание политики, США сами, своими руками, опираясь на свои же постулаты, при полном согласии большинства и под руководством своей элиты задушат государство, демократию и народ.
Был ли железный занавес фактором стабильности?
50 лет назад Соединенные Штаты спасла Великобритания в лице Уинстона Черчилля. Богатые, забывшие источники своего развития США пошли на конфронтацию со всем миром. В 1946 году Черчилль, понимая отсутствие политической культуры в Америке, произнес свою речь в Фултоне. Он опустил "железный занавес" между Востоком и Западом, социалистическим и капиталистическим лагерями. Именно он на три десятилетия сохранил стабильность в мире, дал свободно развиваться каждой из систем. Такое положение позволило ограничить проникновение в чуждую среду идеологических постулатов, создало возможность планово развивать военно-промышленный комплекс, увеличивать количество рабочих мест, создавать новые технологии. Стабильность развития каждой из систем шла в ситуации с видимой борьбой идей, хотя основная борьба происходила в пограничных областях влияния - там, где нестабильные регионы метались между различными идеологиями, и различные политические группировки, ставя себе на службу то социалистические, то капиталистические взгляды, боролись за власть. Рынки сбыта оружия, зоны добычи минеральных ресурсов делились по принципу мягкого вмешательства в дела сверхдержав.
СССР всегда был более терпим к североамериканским штатам, понимая, что именно от Союза зависит благополучие Америки. Он не столь зависим от своих соседей, его историческое и геополитическое положение более выигрышно. Исторически великодушная Россия понимала, что начиная с XIX века США, если они станут претендовать из-за своего выгодного геополитического положения на роль мирового лидера, обречены, и не только как страна, противоречащая традициям Европы и чуждая позициям Востока и Японии, но и как страна, которая из 72 жизненно важных источников сырья вынуждена 69 ввозить из стран третьего мира и России.
Только Черчилль, понимая весь трагизм будущего, смог взять на себя ответственность разграничения сфер влияния СССР и Запада. Он понимал, что политический электорат когда-нибудь предаст его, но оттягивал этот момент в ожидании целесообразных политиков.
Драка за первенство в обоих лагерях произошла почти одновременно. СССР и Китай, с одной стороны, США и Европа - с другой, привели к тому, что союзнические обязательства в противоборстве с другим лагерем стали второстепенными. Главное - занять доминирующую позицию в своем пространстве. В результате Запад стал заглядывать за "железный занавес", а Восток стремился выйти на Запад для решения своих проблем. До дестабилизации ситуации оставались считанные годы. Перестройка в СССР, столь приветствуемая Западом и криминальным партийным капиталом России, на самом деле дестабилизировала ситуацию в Европе и Америке. Раньше обе сверхдержавы, переполняясь новейшими технологиями, сталкивались в зонах спорного влияния, чтобы сопоставить уровни совершенства своей военной техники и специалистов, и оставляли поле боя, понимая, где надо усилить свои разработки, чтобы в последующем отвоевать потерянное. Сейчас же в конфликты вмешиваются качественно несопоставимые государства, потенциал которых может быть сравним с возможностями одной российской области или американского штата. Налицо дестабилизация мирового порядка. К сожалению, восторг, с которым ведущая капиталистическая страна добивала другого гиганта, затмевал последствия ее собственной судьбы. Десятки карликов, набросившись на оставшегося, смогут в своей злобе растерзать его. США на самом деле беззащитны. Стремление к единоличному господству вызывает неприятие к ним союзников и активное противодействие противников. Не вдаваясь в подробности анализа, можно сказать лишь одно: в США производство сельскохозяйственной продукции, несмотря на ежегодные государственные дотации в 40 млрд. долларов, постоянно снижается. К тому же в США происходит прогрессирующее засоление, истощение и эрозия пахотных земель.
Наметившаяся с 1985 года тенденция падения производства в США зерновых культур (и как следствие - поголовья скота) подтверждает этот прогноз. А ведь даже из Ветхого Завета известно - кто владеет продовольствием, тот владеет и всеми людьми и их землями. Можно предположить, что продовольствие - как оружие войн следующего поколения - уже выбито из рук США, голод там может быть определен лишь временем. Тем более что уже сейчас ведущие центры США не в руках тех, кто безгранично властвовал там 100 или даже 50 лет назад. Массовые поселения выходцев из Китая в Сан-Франциско, японцы в Лос-Анджелесе, большинство чернокожих американцев в Нью-Йорке. Белой Америке уготована судьба коренных жителей континента.
Совпадают ли интересы США с интересами их союзников?
Концентрируя свои усилия на СССР, а потом и России, США разблокировали свою защиту в отношении своих же союзников. В настоящее время их глобальные интересы вошли в жесткое противоречие с интересами партнеров. Дальнейшее процветание Америки за счет утверждения собственных интересов на всей планете уже не встречает сопротивления со стороны распавшегося СССР, и США стоят лицом к лицу с противодействием стран третьего мира. Это мощная сила, которая разнообразием неприятия навязываемого лидерства может раскачать не только военный, но и экономический механизм наступающей сверхдержавы. Ранее, в век СССР, баланс интересов развивающихся стран сопоставлялся с интересами сверхдержав на границе их влияния.
С развалом СССР США остались со своими союзниками и противниками один на один. Подогреть недовольство и тех и других достаточно просто. А вести колониальные войны на все фронты неспособно ни одно государство. Тем более что Европа уже готова спровоцировать не одну и не десять таких войн. США же при всем своем мощном военном потенциале не имеют практики тяжелых войн. Исход второй мировой войны решался в окопах Восточного фронта, война с Японией закончилась с разгромом Квантунской армии. Вьетнам поверг американскую нацию в шок, хотя потери государства в ходе многолетней войны можно сопоставить с проведением одной успешной фронтовой операции Красной Армии в Великой Отечественной войне. "Буря в пустыне" - сочетание стратегической безграмотности иракцев с полигонной отработкой оружия. Прямое столкновение даже с ослабленным российским государством для США равносильно катастрофе. Даже одна оставшаяся в боевой готовности подводная лодка с атомным оружием или эскадрилья стратегических бомбардировщиков приведет Америку к крушению политического и экономического строя. А к столкновению с Россией ее могут подтолкнуть не только союзники, но и противники США, которые понимают, что просторы России с ее традициями выживания, автономности, неприхотливости и неприятия любому порабощению для Соединенных Штатов гибельны.
Ослабление России. Благо или трагедия для Европы?
Рассмотрим еще одну проблему, касающуюся Европы. Инвестиционная политика европейских государств в принципе не отличается от позиций США в этом вопросе. Ослабление восточного соседа, казалось бы, решает многие проблемы и, прежде всего - проблемы безопасности. Однако Старый Свет встал перед задачей, решить которую ему будет достаточно трудно. Дело в том, что натянутые отношения между Европой и Азией были всегда. Геополитическое положение России предполагало, что она является щитом, прикрывающим Европу с Востока. Православие стало непреодолимым барьером для воинствующего ислама. СССР с его атеизмом, стройной системой подавления культовых организаций правоэкстремистского толка вырвал на 70 лет из единого фронта противостояния западной цивилизации мощный отряд среднеазиатских государств. С развалом Союза и победой в ряде государств ортодоксального ислама над Западом нависла опасность газавата. Европе не простят столетий господства. Размытый и прозрачный для Востока бывший СССР уже не щит, а решето, через которое в Европу идут с Востока толпы голодных и хищных искателей лучшей жизни, наркотики, грязные деньги. Под напором межнациональной напряженности в Старой Европе растут националистические движения, требующие от правительств выбросить из стран азиатов и ставящие своей целью чистоту расы. Такие движения получают поддержку, что в скором времени может привести к серии удачных фашистских переворотов. Под давлением сырьевых богатств, мощного потока нефтедолларов высокоэффективное производство ведущих стран Европы переходит в управление восточных магнатов. Идет процесс колонизации Европы. Он может быть остановлен только одним путем - формированием санитарного кордона, созданием мощного восточноевропейского государства, которое было разрушено по недомыслию. Этот путь приведет вначале к экономическому, затем политическому и в конце концов идеологическому объединению среднеазиатских государств с Россией, что позволит ослабить исламское давление и в результате создаст единый "Белый пояс", проходящий через Европу, Россию, Среднюю Азию, Аляску, США.
Как противостояние заменить партнерской конкуренцией?
Хотелось бы затронуть идеологический аспект взаимоотношений США и России и его влияние на перспективы развития.
Европейские государства, США, а также страны, входящие вместе с ними в различные блоки, до поразительности единообразны. Одинаковые политические системы, единая идеология. Это единомыслие вряд ли нарушается в период мелких экономических "войн" и не вносит в дальнейшем различий в мировоззрение. В результате что-либо заимствовать неоткуда. Однако известно, что всякое развитие предполагает единство и борьбу противоположностей, отрицание отрицания. То есть те механизмы, которые способствуют движению общества по спирали вверх. С гибелью мировой системы социализма, разрушением Советского Союза борьба идей прекратилась. С 1991 года в мире начинается застой. Некоторые колебания политических идей создают иллюзию движения, но в результате заведут мировое сообщество в тупик. Вспомним, что привело к гибели Римскую империю - лень, богатство и ненависть. История повторяется.
До 1985 года мир состоял из "своих" и "чужих" - "злобных империалистов" и "кровавых коммунистов". Всеобщая победа капитализма привела к обратному. Конец борьбы двух систем стал началом стагнации мирового сообщества. Пока что победители стараются максимально использовать результаты многолетней борьбы. И подкармливают поверженных лишь для того, чтобы они смогли, едва передвигая ноги, тащиться в фарватере североамериканской экономики. Хотя наиболее дальновидные понимают, что при таком положении внутри сильного государства может появиться раскол, черная реакция, классовые противоречия, расовые столкновения. Не имея внешнего идеологического противовеса, крупное государство получает развитие антигосударственной идеологии внутри себя.
Мудрость тех, кого сейчас в США у власти нет, может проявиться в том, чтобы не доводя противоречия двух держав до антагонизма, а разумной политикой создавать условия для новой формы взаимоотношений - партнерской конкуренции.
Единственным претендентом на эту роль может быть только Россия.
Почему она?
Европа уже отыграла свою ведущую планетарную роль и стала примером устоявшихся структур, стабильной цивилизации, не переделать, не изменить. Нового она ничего не даст. Япония, при всех ее претензиях на роль сверхдержавы, "не потянет" из-за отсутствия сырья и малой территории. Китай, обладая в первую очередь демографической мощью, обращен в себя. Партнерская конкуренция в китайском варианте - это цепь конфликтов различной интенсивности с оттенками агрессивности, направленная на решение проблем перенаселения. Индия как потенциально возможная к партнерству при самых благоприятных условиях может стать достойным партнером лишь пройдя десятилетия развития общества и экономики.
Свой шанс США может обрести только в партнерстве с Россией уже в силу психотипичной схожести населения, близкой по размаху территорией, климатическими условиями, а также потому, что только в России сосредоточены колоссальные природные ресурсы, которые нельзя использовать ни силой, ни обманом, а можно только в партнерстве, объединив интеллектуальный потенциал в сочетании со сметкой и дерзостью, свободолюбием и усердием, дав толчок обоим народам к мощному рывку в будущее. Принципиальная ошибка руководства Североамериканских штатов заключается в том, что оно четко не представляет характер русской нации как таковой. Варианты "перестройки" и все изменения, связанные с ней, в том числе события 1991, 1993 годов просчитываются ими как бы извне, из своих понятий течения процесса, который должен дать результат, ранее намеченный для любой другой страны, но не для России. Шоры восприятия мира из теплых кабинетов не дают реальной картины. И США, планируя свою политику, уверенно строят здание конфронтации со всем миром.
Единственный шанс выжить Америка постепенно упускает.
Россия, как это ни парадоксально, является для США спасательным кругом, который Штаты, слабея, отталкивают и погружаются в бездну.
Из всего написанного можно сделать несколько выводов:
Выгоден ли для самой России процесс сближения с США?
Россия как единственное самодостаточное государственное образование способна возродить свой потенциал и выйти в лидеры мирового содружества. Но этот процесс длительный и довольно болезненный. Он потребует концентрации сил и необходимо вызовет материальные потери у большей части населения.
Являясь ядром континентальной евразийской оси и великой мировой державой, Россия в настоящее время реализует действия по проведению и защите своих геополитических интересов в глобальном масштабе.
Способ проведения геополитических интересов России в жизнь и их защиты определяется сильными и слабыми сторонами России и ее геополитических противников, а также избранными способами действий последних.
К числу основных сильных сторон западного атлантического блока относятся высокая организованность, доминирование в структурах международной власти, экономическом и информационном пространстве планеты. Их основные слабые стороны - отсутствие возможности осуществлять идеологическое управление основной массой населения планеты в силу необходимости скрывать истинные цели. Отличительные признаки применяемых методов и способов - высокоорганизованные, информационно-экономические методы как основные, действуют преимущественно в правовом поле им самим созданном, с опорой на легальные структуры власти. Основной его геополитической стратегией является "петля анаконды", которая нацелена на удушение континентальной России за счет оттеснения ее от морских пространств с постепенным отсечением от нее окраин.
Основными сильными сторонами России и ее геополитических союзников пока остаются потенциальная возможность идеологического управления народом, его способность к самопожертвованию.
Указанные особенности противоборствующих сторон и избранный способ действия геополитических противников России определяет способ действий России при проведении в жизнь ее геополитических интересов: опираясь на геополитику, как идейную основу возрождения государственности России и ее статуса цивилизационного континентального центра силы, восстановить традиционный для России тип государственности, сосредоточив, в дальнейшем, основные усилия на последовательном восстановлении геополитического контроля над государствами "ближнего зарубежья" и формировании основы континентального геополитического блока в противовес атлантическому, с последующим распространением своего геополитического влияния в мире, сосредоточением усилий по узким направлениям, рассекая "петлю анаконды" атлантического геополитического блока на всю ее глубину "геополитическими разломами".
Таким образом, геополитическая стратегия России должна включать два аспекта: консолидацию вокруг России евразийской геополитической оси с прорывами на отдельных направлениях к собственно геополитической области морской цивилизации для создания ей в этих областях угрозы и структурного расчленения атлантического блока.
В настоящее время слабым местом в структуре морской цивилизации является южное направление, где Россия, опираясь на дружественную ориентацию Ирака, имеет наивысшие возможности для выхода к внутренним областям морской цивилизации в Индийском океане. В случае успеха такого геополитического прорыва, Россия сможет оказывать геополитическое давление в направлении Юго-Восточной Азии, наиболее динамично развивающегося региона Земли, и в направлении Африки. Это вынудит Западный блок перераспределить свои силы и снизить геополитическое давление на собственно Россию и на ее союзников.