Новая мировая империя

Николай фон Крейтор
профессор

Известный американский профессор международного права, и в прошлом один из ведущих критиков многочисленных военных преступлений, преступлений против мира и человечества, совершенными США в войне против Вьетнама, Ричард Фальк, определил уже в 1975 г. Новый мировой порядок как «мировая империя или силовая модификация существующего мирового порядка мировым государством — гегемоном». Доктрина «решающего перевеса силы США в мире» Франклина Рузвельта, оформленная уже во время второй мировой войны, доктрина Трумэна, Меморандум 68 Совета Национальной Безопасности от 1950г. и Оборонная стратегия Пентагона от 1991 г. концептуально заложили геополитические установки Нового мирового порядка, ставшего действительностью после разрушения Советского Союза.

Осуществление этой модификации и возникновение мировой американской империи означает, по существу, что «прежде существующая система конкурирующих в контексте системы баланса сил государств (так называемая Вестфальская система суверенных государств — мое примечание) путем применения силы будет заменена абсолютным триумфом и абсолютным господством одного центра государственной силы и власти. Концентрация власти государством гегемоном осуществится не в контексте международных соглашений, а единственно силовым принуждением. Подобный процесс перехода к однополярному миру под властью мирового государства гегемона, такой фундаментальный передел мира, можно себе вообразить только как следствие третьей мировой войны или как результат успешной инфильтрации важнейших силовых структур других государств агентами влияния мондиализма...Имперская организация всей планеты по всей вероятности потребует огромной дозы насилия и манипуляции для поддерживания своего существования, и воплотит вопиющее неравенство между центром всемирного господства и контроля и подчиненными странами мира», подчеркивает Ричард Фальк.

Короче говоря, для Ричарда Фалька Новый мировой порядок не что иное, как прибавка Рузвельта к доктрине Монро (1904г), применяемая не только в отношении американского континента, а уже в отношении всего мира. НАТО же в руках американских экспансионистов отводится роль «большой дубинки» Рузвельта.

Военный мир

Критикуя практику насилия и установления гегемонии США, итальянский профессор международного права Антонио Кассесе подчеркивает, что структура мировой американской гегемонии- это структура постоянного насилия в мире. В своем интересном анализе Кассесе ссылается на работу известного норвежского социолога Йогана Галтунга «Вооружение и холодная война» в которой Галтунг различает четыре основных типа насилия в современном мире: классическое насилие, которое включает войну и различного рода подрывные операции при помощи которых США очень часто свергали и свергают неугодные им правительства; пауперизация, заключающаяся в бедности и лишении населения основных материальных потребностей; преследования, и в особенности политические преследования; и наконец отчуждение, лишение основных не материальных потребностей, включая разумно-смысловое отношение к обществу в целом, к культуре, и потере национальной характеристики и своеобразия.

Исходя из этой типологии Галтунг делает различие между прямым насилием — войной -, и структурным насилием, которое включает остальные три типа насилия, приходя к выводу, что нет принципиального различия между прямым и структурным насилием. И одно и другое, направленное в отношение других стран государством гегемона, являются по существу военными действиями по отношению народов этих стран. Прямое насилие — быстрое убийство войной; структурное насилие — медленное убийство бедностью, репрессиями и разрушением экономических структур и экологической среды. Йоган Галтунг сравнивает экономический империализм, и в особенности стратегию и политику «открытых дверей» США, со структурными военными действиями.

Исходя из своего определения международного насилия, Йоган Галтунг делает различие между «негативным миром» и «позитивным миром». Первый, который тоже можно назвать «холодной войной», — это отсутствие крупномасштабных военных действий — войны в классическом понимании этого слова; но с другой стороны, присутствие, нередко тоже крупномасштабного, структурного насилия. Позитивный мир — это мир который характеризируется отсутствием как прямого, так и структурного насилия.

Границы между войной и негативным миром нередко разплывчаты, и негативный мир нередко тоже включает военные действия ограниченного характера. Примером того деятельность бандформирований контрас в Никарагуа в прошлом, и подобных же бандформирований в Косово и Чечне сегодня.

Галтунг приходит к выводу, что в течение всего периода истории США взаимоотношения между США и другими странами Американского континента всегда являлись отношениями структурного насилия, очень часто включающие и элементы прямого насилия — как например частые интервенции США в эти страны для элиминации угрозы своей колониальной империи.

В контексте концепции Галтунга Новый мировой порядок — это уже распространение состояния негативного мира в глобальном мировом масштабе. И тут нельзя не заметить, что структурное насилие негативного мира является определяющей характеристикой в отношениях США к России в настоящее время.

Белый Мир