Две войны в Чечне

Чебан В.В.
Академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор

"Там была не война
Люди просто стреляли
друг в друга".

Если говорить об известном понимании войны как продолжении политики иными, насильственными средствами, включающими в себя оружие, несущее смерть, то это можно с полным правом отнести и к событиям в Чечне. Для установления конституционного строя центральная власть применила военную силу. "Независимая Ичкерия" оказала вооруженное сопротивление.

Против бандитов в контр террористической операции в 1999-2000 году тоже применена военная сила. И в первом, и втором случаях пришлось иметь дело не с одиночками или небольшими группами (хотя тактика малых групп бандитами применялась весьма успешно), а с хорошо организованной военной системой и профессионалами.

В качестве иллюстрации того, с кем пришлось иметь дело, могут служить официальные данные о потерях боевиков на 15 августа 1996 года, то есть на момент завершения первой чеченской войны.

Всего потерь в незаконных вооруженных формированиях:
Боевиков (безвозвратно) - 17 391
Танки - 119 (уничтожено - 98, захвачено - 21);
Бронетанковая техника - 302 (уничтожено - 197, захвачено - 105);
Ракетно-артиллерийское вооружение - 680 (уничтожено - 383, захвачено - 297);
Самолеты - 226;
Вертолеты - 5;
Автомобили - 1528 (уничтожено - 1314, захвачено - 214).

Для сравнения отметим, что вооруженные силы ряда малых европейских государств уступали так называемым вооруженным силам Ичкерии. Исключение, пожалуй, составляло то, что у Дудаева, а затем и Масхадова не было военной авиации и военно-морского флота

Что же касается классических канонов определения войны и всех ее основных признаков, то здесь они в полной мере не подходят.

Не было объявления войны и военного положения, мобилизационного развертывания, соответствующего дипломатического и международно-правового обеспечения.

Не было радикальной перестройки на военный лад органов государственного управления и иных структур.

Пространственный размах ограничился только некоторыми районами Чечни и легко вписывался в термин "вооруженный конфликт".

Однако по степени связи со всеми сферами жизни общества, по характеру воздействия на различные государственные и общественные организации и население в целом, по тому международному резонансу, которое вызвало это "ограниченное" продолжение политики насильственными средствами, для кровавых событий в Чечне понятие "конфликт" выглядит слишком безобидным. Дыхание войны ощущалось ежедневно и ежечасно. Выпуски новостей стали напоминать фронтовые сводки. Число потерь стало сопоставимо со временами афганской войны.

Оставим в стороне оперативную и военно-техническую сторону войны в Чечне. Об этом сказано и написано уже немало. Поразмышляем над общественно-политической стороной данного явления и его местом в нашей многотрудной судьбе.

В качестве отправной точки рассуждений есть смысл взять те первые впечатления, которые возникли сразу после получения известия о вводе войск в Чечню. Надо сказать, что скрытность разработки замысла была обеспечена, и даже соседи по департаменту, к которым относит себя и автор, не знали о готовящейся операции.

В этом смысле эффект новизны и даже сенсации был обеспечен в тот пасмурный вечер, когда прозвучало сообщение и начался отсчет вращения нового кровавого молоха. Но дальше сенсации дело не пошло. Напротив, скрытность принесла совершенно иные результаты, поскольку скрывался не только замысел, но и отсутствие реальных возможностей для успешного проведения операции; скрывалось реальное положение дел в войсках и тех структурах, которые были "завязаны" на установление конституционного порядка; скрывалось не знание всеми исполнителями своих конкретных задач и своего места в решении проблемы; скрывалась беспомощность, и безжалостность к людям, которые ценой своей жизни вынуждены были закрывать бреши недальновидных решений.

В условиях, когда авторитет властей становится большой проблемой, любое ее решение заведомо обречено на критику и обвинение в коварстве, в стремлении "злоупотребить служебным положением". Тайна, скрытность, анонимность разработчиков и основных генераторов идеи усиливает недоверие. Ощущение чего-то нечестного, плутовского, жульнического постоянно присутствует при восприятии правительственных инициатив. Отсутствие информации и воспаленное социальным брожением общественное сознание рождает множество самых различных предположений, теорий и настроений отнюдь не позитивного толка.

Складывается впечатление, что авторы замысла как будто свалились на нашу грешную землю с луны и с завидным упорством стали применять такой способ решения сложных проблем, который был у нас раскритикован самой жизнью. Словно не было в нашей судьбе Новочеркасска, Тбилиси, Вильнюса, Афганистана, наконец. Хотя Чечня в отличие от Афганистана является составной частью России, и здесь действуют иные оценки взаимоотношений, тем не менее, бросилось в глаза совпадение по времени ввода войск в Афганистан и Чечню. Конец 1979 и конец 1994 года. Казалось бы, неудача того ввода должна была заставить задуматься инициаторов новой акции, но этого не произошло.

Парадокс заключался в том, что самыми яростными сторонниками ввода были те политики, которые с неистовством критиковали советское руководство за ввод войск в Афганистан. Новая политическая элита стала с завидным упрямством проводить исключительно свою политику на крови соотечественников. И когда говорят о потерях, обычно делят на две части всех людей. Фактически гибли и продолжают гибнуть граждане одного государства. Иностранные наемники здесь не в счет. Хотя из республик бывшего СССР их было тоже немало.

Не произошло накануне ввода и детальной и всесторонней подготовки общественного мнения к готовящимся решительным шагам правительства по установлению порядка. Спору нет. Скрытность нужна, но какая? Для такого рода операций нужна была стратегическая открытость и тактическая скрытность и внезапность. У нас все получилось наоборот. О каждом шаге, продвижение колонны федеральных войск знали почти все, а какие стратегические задачи должны были решать политики и военные в результате этого ввода оставалось только догадываться.

И это в атмосфере повышенного интереса к зарубежному опыту, в частности, к американскому. США, как отмечалось ранее, не делали тайны из своих стратегических целей в зоне Персидского залива (Чечня же - территория России!). Они не скрывали своих намерений " решительно наказать агрессора" именно военной силой. Они не скрывали подготовку к боевым действиям и готовили тем самым косвенно и общественное мнение собственной страны и мира в целом к возможному применению оружия. И как только "публика для кровавой корриды созрела", они выпустили на арену своих быков войны, но выпустили внезапно и тем самым обеспечили тактический и стратегический успех.

Разумеется, на этой стадии подготовки решающая роль принадлежит средствам массовой информации, а точнее - их квалифицированному применению.

У нас все было поставлено с ног на голову. Впоследствии аналитики с редким единодушием отметят, что в государстве продемонстрирован низкий уровень компетентности в деле управления информационно-психологическими процессами. Примитивное же управление ограниченной информацией на уровне силовых структур фактически оставило сознание солдат и офицеров "без руля и ветрил" перед суровой необходимостью выполнять непонятный приказ, отличающийся организационной суетой и туманностью целей.

Справедливости ради надо отметить, что во второй чеченской войне в основном положение в информационном хозяйстве было налажено. Но какую цену заплатил народ и военные за эту профессиональную непригодность и продажность поваров информационного цеха, этого пока еще никто не подсчитал. Чего стоили обещания "взять под личный контроль", "обязательно освободить" и "непременно найти заложников" и "сурово наказать преступников".

Однако вернемся к началу событий и той туманности общественного сознания, которое восприняло это радикальное решение правительства. Особенно в трудном положении оказались военные.

Действительно, попробуй разберись: где эти бандформирования скрыты в толпах мирных людей, где эти величественные основы конституционного строя, которые нужно защищать "с достоинством, мужеством и честью".

Запоздалое обращение Президента фактически не прояснило ситуацию и не стало консолидирующим фактором, а наоборот, "подставилось" под критику не только оппозиции, но и страшно обиженным средствам информации (обвинение в пособничестве Дудаеву за деньги оскорбило самых правоверных проправительственных "работников пера и микрофона").

Развернувшаяся дискуссия ведущих аналитиков, политиков и экспертов после реализации решения красноречиво высветила общую болезнь российского управления страной: аналитическая проработка государственных проблем в масштабе всей страны не организована. Снова принятие решения по чрезвычайно важной для всего государства проблеме осуществлено тайно и авторы неизвестны. В очередной раз продемонстрирована формула Н.Некрасова: "Вынесет все и широкую ясную грудью дорогу проложит себе..." Снова широкой грудью солдат и офицеров стала прокладываться дорога к миру в Чечне.

Чеченский кризис обнажил скрытые для многих глаз изъяны военного строительства государства.

Так, оказалось, что локальным вооруженным конфликтом и даже операцией можно практически "связать" всю нынешнюю армию России. Кроме того, локальным конфликтом можно отвлечь на себя часть сил и средств с других участков и тем самым ослабить государство. По официальным сообщениям, один день войны в Чечне обходился российской казне в 11,5 миллиардов рублей.1

Первые дни войны в Чечне показали преступную легковесность военного руководства в оценке реальных возможностей армии.

Был нанесен еще один удар, по так распространенной у нас, политике шапкозакидательства. Своеобразной визитной карточкой вопиющей некомпетентности стало хвастливое "блицкриговское" заявление Министра обороны РФ П.Грачева о том, что за два часа одним парашютно-десантным полком он готов взять Грозный.

Позже человек, на плечи которого выпала нелегкая участь руководить тяжелым и опасным ратным трудом тысяч людей в форме Российской Армии, генерал Л.Я.Рохлин так охарактеризует руководство Министерства обороны: "Министр обороны без бравады и заблуждений не удержался бы в президентской команде и одного дня. А Грачев умудрился пять лет быть ''лучшим министром''. Считать, что в этих заблуждениях министр был искренен -- значит совсем уже ни во что его не ставить".2

Как известно, штурм Грозного в ночь с 31 декабря на 1 января 1995 года заканчивается полным провалом. "Гибнут сотни солдат и офицеров, в том числе и практически вся 131-я Майкопская мотострелковая бригада... А министр руководит войсками из-за стола, за которым отмечал свой день рождения".3

Но министр один ничего сделать не сможет. Везде нужны исполнители, руководители меньшего масштаба. Вот что говорит Л.Рохлин о командующем округом генерале Митюхине.4 "Это сильный руководитель, который умел добиться выполнения своих приказов. Он много сделал для обустройства округа. И для мирного периода был хорошим командующим.

Но в то же время он был продуктом эпохи. У него не было никакого опыта руководства войсками в условиях войны. Он легко подвергался сомнениям, когда дело касалось решения прямых задач армии. Как свидетель ее развала, бегства (иначе не назовешь) из Германии и других стран Восточной Европы, он не был готов к решительным действиям. Испытав на себе все самодурство политиков, он не видел возможности противостоять ему. Его приучили думать только о том. Как бы не подставиться...

Одним словом, в Чечню армию вели люди, которые были частью политиками, частью хозяйственниками, слегка военными, но совсем не боевыми командирами. И дело свое они делали слегка и частично. Они легко принимали все, что им говорили, но это вовсе не значило, что они всем верят. Просто они не собирались брать на себя ответственность и оставляли за вышестоящими начальниками право пребывать в плену их собственных фантазий или чего-то другого, о чем говорить вслух - себе дороже"5.

На место снятого Митюхина А.Н. был назначен генерал А.В.Квашнин. Пройдет совсем немного времени, и он заменит на посту начальника Генерального штаба Колесникова М.П.

Вот что о нем говорил Л.Рохлин: " Квашнин относился к чеченской проблеме так же легко, как к штурму Грозного, -- возмущался боевой генерал, осознавший всю полноту ответственности за порученное дело. - С тех пор он ничему не научился. На мои предложения он отвечал: ''Лев, не волнуйся. Я встретился с аксакалами и обо всем договорился. Война скоро окончится''.

Анатолий Васильевич, если судить по словам Рохлина, уникальный человек. Он может взяться за любое дело. А провалив его, доказать, что он все делал правильно. При этом создается впечатление, что генерал искренне верит в то, что говорит.

По мнению Льва Яковлевича, "убежденности начальника Генерального штаба в собственной непогрешимости можно только позавидовать. Возможно, это и нравиться тем, кто способствует стремительной карьере генерала, под чьим руководством войска потерпели в Чечне сокрушительное поражение.

Нельзя пройти еще мимо одной любопытной характеристики, которая позволяет серьезно задуматься над глубинными процессами, происходившими тогда в политической кухне страны. " Кроме Квашнина, - подчеркнул Л.Рохлин, - практически все главные лица чеченской войны из числа генералитета либо сделали головокружительную карьеру - Леонтий Шевцов и Анатолий Куликов, либо без проблем удержались на постах - Павел Грачев, Сергей Степашин, Виктор Ерин6.

С мастером закулисных интриг Евгением Савостьяновым, одним из авторов идеи похода оппозиции на Грозный в ноябре 1994 года, когда сотни обманутых российских солдат и офицеров были завербованы и брошены в сомнительную авантюру, тоже ничего не случилось. Его не уволили и даже не пожурили. А ведь поход этот, кроме прочих бед, помог дудаевцам вскрыть, уничтожить или, как минимум, напугать всех сочувствующих оппозиции.7

В результате такого поверхностно и легкомысленного подхода к операции только за первые сутки после ввода войск в Чечню было захвачено, сожжено и выведено из строя 72 единицы техники. Десятки военнослужащих были либо убиты, либо ранены...

Внешние, агрессивно настроенные к России силы и круги получили мощный аргумент в пользу более жесткого курса по отношению к ней. Особенно это проявилось во время второй чеченской войны, когда за плечами Запада был позорный опыт военной агрессии против НАТО и провал гуманитарной операции в Косово. И чтобы отвлечь от справедливой критики в адрес инициаторов военной авантюры в самом центре Европы, стрелки общественного внимания и возмущения были переведены на "нарушение прав человека в Чечне".

Фактически представился уникальный случай вмешаться во внутренние дела России. Высока вероятность того, что в обстановке необеспеченности силовых структур всем необходимым у военных кругов ряда государств, где военное строительство поставлено достаточно высоко на государственном и общественном уровне, возникнет брезгливое отношение и искушение попробовать крепость "армии нового типа".

Что касается отношения общества к армии, то ее включение в решение сложных внутренних политических проблем не освободило от продолжающейся на протяжении ряда лет мощной критики. Иного не заслуживала армия, "которая не способна и не может воевать", по высказываниям С.Шахрая8, "которая потерпела крупное военное поражение", по выражению Е.Гайдара. Заявления первого кажутся более чем странными, так как он имеет непосредственное отношение к полному провалу политики Москвы на Кавказе и обоснованию необходимости использования армия для затыкания дыр ущербной политики.

Умозаключения второго горе-политика базируются на полном военно-политическом невежестве. Нигде еще регулярные войска не побеждали в партизанской войне и нигде еще структуры, предназначенные для решения определенных задач, могли надеется на результативность своей работы в совершенно нетипичных для них условиях.

Размышления об условиях и способе принятия решения на применение военной силы в чеченском кризисе позволяют выделить следующие моменты.

Прежде всего, аналитическая проработка с использованием системного анализа геополитической обстановки южного региона, а также ситуации в обществе и силовых структурах для подготовки решения на применение силы в Чечне оказалась недостаточной и крайне односторонней. Основанием для подобного утверждения могут служить следующие факты.

Известно, что радикальные геополитические изменения в мире сконцентрировались на юге России, здесь они достигли наивысшей интенсивности, и угроза национальной безопасности более чем очевидна. Однако традиционная апелляция к военной силе в условиях кризисного состояния общества и острых проблем военного строительства, а также низкая политическая продуктивность военно-силового способа, продемонстрированная в Афганистане, закономерно ставили под сомнение применение военной силы и на этот раз.

Против активного использования армии была сама идея сохранения Федерации, поскольку удержать народы и субъекты Федерации в рамках одного государства можно, главным образом, привлекательностью ПРИМЕРА общественного устройства, экономической выгодой участия в совместной хозяйственной жизни страны, в гарантированном обеспечении социальной стабильности как в государстве в целом, так и в субъектах Федерации.

Еще мыслители древности советовали: "Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью".

Ситуация требовала нестандартного подхода и включения на полную мощность невоенных средств.Однако власти выбрали именно военную силу, так практический опыт ее применения для решения внутренних проблем был продемонстрирован осенью 1993 года.

Решение на использование военной силы в Чечне нельзя рассматривать в отрыве от печально известного расстрела Белого Дома осенью 1993 года. Тогда жестокое применение вооруженного насилия против собственного парламента предупредило всех потенциальных противников Кремля. Правители государства руководствовались другим правилом, выраженном в простой формуле: "Каждый мерит страх своим страхом".

Вот еще одно доказательство генерала Л. Рохлина:

''...Операция планировалась не на исполнение, а на устрашение. Авиация, вертолеты, танки, БМП, еще чего-то, идут со всех концов. И Дудаев поднимает руки при одной мысли, что со всех направлений выдвигается такое количество техники. Вот в этом был стратегический просчет, я не знаю, министра там, Генерального штаба, кого угодно...''9

Однако к этой процедуре устрашения Д. Дудаев и его сторонники специально готовились на протяжении всех трех лет. Сначала они по совету президента России постарались проглотить как можно больше суверенитета. Напомним. Весной 1991 года Ельцин, тогда председатель Верховного Совета РФСР, находясь в Назрани, призвал автономные республики России "брать суверенитета столько, сколько можете проглотить". Сепаратисты только и ждали этой команды.

Затем центральные власти позволили сепаратистам не просто вооружиться, а создать свои вооруженные силы.

Они захватили почти все вооружение и технику находившихся на территории Чечни 73-го окружного учебного центра - учебной мотострелковой дивизии, двух частей внутренних войск, еще нескольких подразделений, большую часть складированного здесь стрелкового оружия, бронетанковой техники, транспорта, боеприпасов.

При попустительстве федерального центра Дудаев превратил Объединенный конгресс чеченского народа в вооруженное формирование, с его помощью разогнал Верховный Совет республики.

Начались насильственное вытеснение в основном русского населения из Чечни, массовый исход ограбленных и униженных людей. Но их страдания тогда не привлекли внимания ни властей России, ни наших ведущих СМИ, ни международных правозащитных организаций.

Это кого угодно могло насторожить, но только не власти.

Хотя тревожная информация поступала в центр. Вот что говорит по этому поводу генерал А.Куликов10, который знает проблемы Северного Кавказа не понаслышке?: "Я в то время командовал внутренними войсками на Северном Кавказе и, собрав на видеокассету душераздирающий материал, показывал его Сергею Филатову - руководителю администрации президента, Виктору Ерину - министру внутренних дел, Сергею Степашину - директору ФСБ, Сергею Шахраю - вице-премьеру и министру по делам национальностей, предлагал им создать специальную группу, которая будет готовить общественное мнение страны, президента к необходимости принятия жестких мер против чеченских мятежников, как в этих случаях делают американцы. Но никто даже пальцем не пошевелил!

Потом, когда в 1994 году, на заседании Совета безопасности РФ, наконец, спохватились и решили восстанавливать конституционный строй, это решение стали исполнять легкомысленно и бездарно. Ни Генштаб, ни армия, ни внутренние войска, ни милиция не были готовы к войне на своей территории. Отсутствовала даже необходимая законодательная база операции, как ее нет и до сих пор.

Не могу также не сказать об отрицательном влиянии на обстановку на Северном Кавказе Закона о реабилитации репрессированных народов, принятого в мае 1991 года Верховным Советом России. Он как бы возвращал этим народам территории, принадлежавшие им до 1944 года. Первая "мина", заложенная этим законом, взорвалась в октябре 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии, где начались кровопролитные столкновения между осетинами и ингушами. Вторая "мина" рванула в Чечне."11

В результате такой политики на территории России образовался регион, организационно в ее состав входящий, но ни законам, ни официальным структурам не доступный.

Именно в этот период чеченские преступные группировки обрели силу во всей России. Они проникали во все сферы жизни страны, где можно было быстро получить большие деньги. Ни одна преступная группировка не могла серьезно соперничать с чеченскими бандами. Еженедельник ''Аргументы и факты'' даже опубликовал интервью с безымянным мафиози, который подтвердил, что чеченские группировки заставили считаться с собой всех. И без их ведома ничего в преступном мире не происходит.

Затем пошел шум вокруг знаменитого чеченские авизо и технологии выкачивания огромных денег из российских банков. Совершенно очевидно, что фальшивые деньги не могли бы так просто и в огромных количествах быть выброшены в оборот, не поддерживай эту акцию официальные власти Чечни. Без этой поддержки не могли бы столь долго осуществляться незамеченными спекуляции с нефтью.

Кстати нефтяная причина двух войн в Чечне до сих пор старательно замалчивается. А здесь как нигде сходятся местные, региональные и глобальные противоречия. Неслучайно отмечалась зависимость интенсивности боевых действий в Чечне от настроений по поводу прокладки маршрутов нефтяных трубопроводов от Каспия в Турцию.

Итак, получив вооружение и боевую технику, исчисляемые тысячью единиц оружия, десятками танков и бронетранспортеров, сотнями артиллерийских орудий и минометов, миллионами единиц боеприпасов, поверив в свою исключительность Дудаев получил возможность сформулировать идеологию для граждан независимой Ичкерии: ''Если ты волк - хватай, если шакал - терпи''.

Но поскольку генерал не знал премудростей экономики, особенностей функционирования общественно-политического устройства, то основное внимание сосредоточил на то, что знал хорошо - законы жизни военной казармы и необходимость самопожертвования во имя великой цели. Тогда появились другие лозунги: ''Каждый чеченец должен стать смертником'. И еще: "Свобода - слишком дорогая вещь, чтобы можно было легко ее получить". Расход личного состава для приобретения этой дорогой вещи выглядел так: ''Если семьдесят процентов чеченцев погибнут, то тридцать будут свободными''.

Примечательно, что книги и брошюры об издевательствах по отношению к русским в Чечне трудно было найти на российском рынке вплоть до 1999 года, то книга Д.Дудаева "Великая Ичкерия", не была редкость на книжных развалах по всей России. Между тем "обосновывались" притязания на создание чеченского государства с границами ''от моря - до моря".

Итак, крылатое детище безбрежной суверенизации, приобрело силу, стало вести себя очень агрессивно. После разгрома оппозиции Дудаев заставил себя боятся многих сограждан. Он взял на вооружение способ властвования, основанный исключительно на страхе. Пример подали большие московские политики. Джин нетерпимости, агрессивного национализма был выпущен самой властью.

Потенциальная опасность повторить судьбы неугодных Центру субъектов и быть раздавленными военной силой практически у всех субъектов Федерации была в глубине сознания. Следовательно, в интересах устранения этой подозрительности не только крупные военные акции, но даже военные учения в зоне напряженности должны быть сведены до минимума. Развитие событий в Чечне, как известно, усилило тревогу субъектов Федерации. Об этом свидетельствует почти единодушное, за исключением дюжины дотированных субъектов, осуждение военной акции Москвы в Чечне представителями субъектов Федерации, собравшимися в Уфе 5 января 1995 года. Об этом сейчас не любят вспоминать.

Не учтена также была вероятность активного вмешательства "мусульманского" фактора в развитие событий, хотя постоянное видение последним своих интересов на территории бывшего Союза просматривалось на протяжении ряда лет достаточно отчетливо. Объявление же "священной войны против неверных", российских пограничников в Таджикистане только лишь продемонстрировало готовность исламских фундаменталистов использовать любой повод для удара по России.

Не было гарантии в том, что мусульманский интернационализм не получит новое дыхание в связи с событиями в Чечне и не активизирует деятельность по всему фронту противодействия России.

Трудно отнести к удачному решению и выбор времени военной операции в связи с изменениями военно-политических отношений в Европе. В то время, когда стала набирать скорость и силу тенденция критического отношения к существованию НАТО, последний стал лихорадочно искать аргументы не только в пользу своего расширения, но и сохранения. После самороспуска Варшавского Договора вопрос о необходимости НАТО стал звучать достаточно сильно. В этих условиях важно было не дать повод убедиться в "милитаристских устремлениях России". Однако получилось все наоборот.

НАТО резко повысил активность во всех сферах своей деятельности, начиная с разведки и кончая непосредственной боевой подготовкой сил, входящих в его структуру.

Принципиальное значение для безопасности России имело также создание таких условий, чтобы не дать повода вмешаться во внутренние дела под видом прав человека ("любимой корзины" Соединенных Штатов) или защиты окружающей среды. И здесь война в Чечне представила возможность говорить, и не безосновательно, о нарушении прав человека. А правозащитник С.Ковалев стал очень популярным за пределами России.

Ситуация в обществе требовала сконцентрировать внимание на проблемах созидательного характера, на решении задач консолидации и согласия. Поэтому любой шаг правительства, способный вызвать неоднозначную реакцию среди уже расколотого на политические сегменты общества, автоматически ведет к острым противоречиям как по вертикали, так и горизонтали государственной иерархии.

В подобной ситуации, когда энергичное "шевеление" может спровоцировать обвал социальных процессов, НЕЛЬЗЯ делать следующее:

* принимать решение, которое может быть негативно воспринято подавляющей частью населения (по мере ухудшения ситуации число противников, как правило, растет);

* принимать решение с высоким риском подставить себя внутренним и зарубежным противникам;

* принимать решение, предварительно не расширив базу своих сторонников (в случае осложнения ситуации и полного провала легче разделить ответственность и даже иметь шанс удержаться " на плаву" политического течения);

* принимать решение, под которое не "заведено" достаточное количество сил и средств, не продумана во всех деталях его организация и управление, не просчитаны варианты отрицательного развития событий и действия в "особых случаях";

* принимать решение без предварительной подготовки общественного мнения как внутри страны, так и за рубежом, без предварительного создания и развертывания структуры информационно-психологического воздействия на население собственной страны и мировую общественность;

* принимать решения по стратегическим вопросам тайно даже от других ветвей власти (в противном случае создается уникальная возможность обвинить и не без оснований принимающих решение в коварстве, корысти и заговоре);

* принимать решение, не просчитав диапазон возможных новых проблем и противоречий, которые могут возникнуть как в ходе, так и после его полной реализации;

* принимать решения без эффективного механизма коррекции хода их реализации.

Размышляя о времени проведения операции, трудно найти доводы в пользу выбранного варианта по ряду причин:

* на международной арене сформировано мнение о России как "нестабильном государстве", мечтающем "стать империей" и готовом применить военную силу, (поскольку правительство расстреляло собственный парламент, что говорить о чужом народе?);

* на международной арене в то время наступил перелом, когда Россия могла предъявить мировому сообществу своеобразный счет за широкомасштабный разоруженческий процесс (вывод войск, сокращение Вооруженных Сил, разоружение и.д.), любая силовая инициатива в данной ситуации перечеркнула бы надежды на этот шанс;

* возникла ситуация, когда можно было хотя бы на стадии мировой и региональной дискуссии поставить вопрос о целесообразности существования блока НАТО;

* в переходный период активное использование силовых структур само по себе становится самостоятельной темой для обострения политической борьбы и социальной ситуации, тем более, если решение принимается в тайне от всех, в том числе и от органов власти;

* смещение проблемы в область силового решения фактически вскрыло неумение решать проблему другими средствами, а тайность принятия позволяла в зависимости от хода операции перекладывать ответственность то на одних, то на других исполнителей;

* внутреннее развитие также ставило под сомнение целесообразность операции накануне Нового года, и ряда религиозных праздников, когда конфликты любого характера представляются грехом, не говоря о применении оружия, ведущего к большому количеству жертв;

* военно-историческая ситуация, связанная с подготовкой к 50-летию победы также игнорировалась, а хвастливые заявления военного руководства о легкой победе и решению задачи к Новому году невольно отождествлялись с теми завоевателями России, которые хотели на белом коне встретить Новый год в Москве;

* противоречия между Дудаевым и оппозицией были на такой стадии, когда обе стороны были очень заинтересованы в активности правительства России как третьей силы (в случае неудачи этой силы они были готовы навалиться на нее как "неверную", враждебную мусульманскому миру и тем самым оправдаться друг перед другом за пролитую в прошлом кровь - "кровная месть" во многом объясняла вялость вооруженной борьбы между Дудаевым и его противниками);

* зимнее время гарантировало блокирование борьбы на равнинной местности по причине закрытых перевалов и суровых условий в горах, однако, незнакомая местность и самое продолжительное темное время суток в году серьезно затрудняли действия силовых структур, туман, бездорожье и т.п. спутники этого сезона ограничивали применение техники.

Способ решения, безусловно, важной для безопасности России проблемы с упором на военную силу также являлся не безупречным:

* как уже отмечалось, не учтен опыт Тбилиси, Вильнюса и Афганистана, где расчет на военную силу не принес ожидаемых результатов, напротив, вызвал новые проблемы;

* сами силовые средства "восстановления конституционного строя" находились в таком состоянии, что детальный показ их возможностей на деле в условиях работы спецслужб и пристального внимания зарубежных политиков можно представить как специальную провокацию с целью обнажить изъяны военного строительства и нанести урон военной безопасности России;

* собственно военная сторона операции не выдерживала критики по многим параметрам, начиная с научной оценки ситуации и кончая расчетами на применение необходимых сил и средств;

* абсолютно не был подготовлен в психологическом и моральном плане главный исполнитель - личный состав. Пришлось в традиционно российском духе готовиться и перестраиваться на военный лад в процессе операции, особенно после того, как участники операции стали свидетелями гибели людей, боевых товарищей.

Не было необходимой в таких условиях предварительной подготовки общественного мнения:

* отсутствовал мощный информационный вал разоблачений дудаевского режима и его злодеяний;

* отсутствовала информация, позволяющая понять серьезность положения на юге России;

* экономические интересы России, как вполне естественные и понятные, исходя из логики рыночных отношений, не были разъяснены гражданам;

* отсутствовала информационная обработка не только населения других стран, но и самой Чечни, в результате чего пропагандисты "агрессивности российской гадины" после ввода войск получили аргументы в свою пользу;

* отсутствие заблаговременной информационной работы в войсках в условиях, когда старые ценности разрушены, а новые не понятны, фактически нанесло ощутимый вред всей операции и привело к большим человеческим жертвам. Опыт спецпропаганды, получивший развитие в Советской Армии, был использован на полную мощь не в федеральных войсках, а дудаевцами.

Отсутствие сбалансированности и системного подхода к решению такого рода операций на всех уровнях было видно не вооруженным взглядом. В результате несогласованности действий и недостаточной подготовки операции федеральные войска несли большие потери.

Наиболее сильным потрясением в первой войне стало нападение дудаевских боевиков на колонну 104-го сводного мотострелкового полка Московского военного округа, которая направлялась в Шатойский район с грузом продуктов и горюче-смазочных материалов для жителей горных населенных пунктов.

16 апреля во второй половине дня она попала в засаду в 41 километре от Грозного, между селами Дачу-Борзой и Ярыш-Марды. По сведениям из неофициальных источников, потери составили более 70 убитых и около полусотни раненых. Среди жертв были не только люди в военных мундирах, но и гражданские лица, в том числе солдатские матери.12

Героизм, мужество, стойкость, выносливость и огромное терпение солдат и офицеров не могли компенсировать исходные ошибки замысла операции, а также существенные изъяны в способах ее осуществления.

Более того, чисто военные успехи федеральных войск в ожесточенных боях с бандформированиями Дудаева очень часто сводились на нет стараниями политиков. Приходилось по несколько раз брать одни и те же населенные пункты и отдавать за это новые жизни очень молодых солдат, зрелых прапорщиков и офицеров.

Не спасли от гибели и подписанные соглашения. Так, по сообщению министра внутренних дел Российской Федерации, всего с момента подписания известного соглашения о прекращении боевых действий в результате нападений боевиков погибло 73 и ранено 350 военнослужащих из состава федеральных сил. Это больше, чем при ведении активных боевых действий.13

И после завершения боевых действий "первой чеченской войны" продолжали гибнуть люди. Особенно расцвела порочная практика похищения людей и захват заложников. Террористические акции стали привычным делом.

В целом вся операция очень похожа на известное военным людям явление под названием "утыкание патрона". Суть его заключается в том, что если принято решение стрелять, то патрон необходимо подавать в патронник энергично и даже резко. В противном случае, если делать это очень плавно, нерешительно, то патрон идет наперекос и не попадает в ствол. В результате автомат, винтовку, карабин и тому подобное заклинивает. На деле оружие есть, а стрелять не может...

Если было принято решение на силовое разрешение вопроса, то и применение должно быть энергичным, а не с постоянными уступками, оглядками, отходами и дискуссиями с некомпетентными людьми. Тем более, что "дамоклов меч" обвинения в очередной политической ошибке (по типу ввода в Афганистан) всегда висит над армией, живущей в расколотом политическими страстями обществе. Это ощущение "без вины виноватого" не придает мужества солдату, идущему не на "учебную", а на реальную смерть.

Еще в начале эксперты склонялись к такому выводу: или операция подготовлена на основе преступно-халатного анализа ситуации, выбора средств и незнания условий, или она явилась результатом мощного волевого нажима, опирающегося на амбиции и самоуверенность лиц, обладающих большой властью, или это хорошо организованная провокация, в подготовке которой использованы вышеизложенные моменты.

По прошествию некоторого времени и в свете новых фактов эти резкие оценки существенно не претерпели изменений, и сомнения полностью не улетучились. Не подвергалось изменениям известное правило о том, что войну легче начать и очень трудно закончить. Напротив, в Чечне оно демонстрируется особенно наглядно.

Хасавюртовское соглашение А.Лебедя оценивается неоднозначно. Вот мнение генерала

Л.Рохлина. "Генерал Александр Лебедь, ставший после президентских выборов 1996 года Секретарем Совета безопасности, наконец решил закончить войну, подписав в Хасавюрте соглашения с руководством чеченских сепаратистов...

Логичный по сути шаг был сделан топорно и унизительно для России, -- считает Рохлин. - Лебедь не использовал ни одной сильной позиции, которые давало наличие войск в Чечне. Не решил вопроса хотя бы о частичной сдаче оружия. Не оговорен статус аэропортов Ханкала и Северный, которые стали ''черной дырой'', пропуская через себя горы оружия и наркотиков. Даже такой вопрос, как судьба пленных, который надо решать несмотря ни на что, Лебедь не решил.

В результате Хасавюртовские соглашения в моральном смысле стали позором для России. А в военном - обычным бегством без очевидных на тот момент военных причин.

Российская армия была разгромлена в Чечне в первую очередь под влиянием внутренних причин. Под ударами, которые обрушили на нее политики собственной страны, при откровенном содействии высших военных. Этот разгром состоялся до того, как армия вышла на поле боя. Военное поражение стало лишь логическим итогом, обнажившим смертельные раны, нанесенные военному организму страны нынешним режимом"14.

Вот оценка этого "мира" генералом А.Куликовым: "Подписанные в августе 1996 года тогдашним секретарем Совета безопасности Александром Лебедем так называемые Хасавюртовские соглашения. На деле они были предательством национальных интересов России и способом повысить его политический рейтинг для скорого, как он считал, прыжка в кресло президента Российской Федерации"15.

Но самое главное - потерпела катастрофу политика центра, неспособного улаживать отношения, не прибегая к силе. Более того, надеясь на "авось" власти пустили на самотек развитие ситуации в этом регионе. В результате государственная помощь на восстановление разрушенного хозяйства ушла как в песок. На самом деле позволила обогатиться и основательно подготовится к следующей войне. Власти не замечали и строительство укреплений, складов, баз и центров подготовки террористов.

Вот конкретные факты. Живописные окрестности горной речушки Хулхуау, петляющей по Веденскому и Шалинскому районам, в мирные времена были излюбленным местом отдыха...На этой территории бывших пионерлагерей и турбаз расположился центр подготовки террористов, созданный Хаттабом.

Он способен был принять до 2 тысяч курсантов, которые размещались в 7 лагерях. Сама идея центра принадлежит Джохару Дудаеву. 20 марта 1995 г. он издал указ №16 о формировании специальных добровольческих "подразделений смертников". После смерти Дудаева "святое дело" продолжил Ш.Басаев, а реализовал на практике Хаттаб, иорданец, из богатой семьи, который уже 15 лет только тем и занимается, что воюет.

Пышным цветом расцветет кража людей и настоящая работорговля. Разумеется, эти нарушения прав человека "мировая общественность" не замечает и молчит, когда ей предлагают кричащую информацию на сей счет.

Итак, мирное время бандиты эффективно использовали, а власти? Нельза сказать, что тревожной информации не было. Ее было предостаточно. Об этом говорят документы многие документы, в том числе и Государственной Думы. В частности, известный доклад по состоянию на Северном Кавказе.

Однако снова власти понадеялись на "авось" и ждали, когда в очередной раз клюнет жареный петух.

Тучи сгущались, а С. Степашин, будучи премьером, не замечал отрицательного развития ситуации. После очередного посещения Чечни он остался довольным своим умением работать с людьми (именно так он ответил, на поток тревожных сообщений о готовящейся агрессии в Дагестан.) и оправился в путешествие по Волге.

Вторая Чеченская война началась с агрессии на территорию Дагестана. Именно в этом ее геополитическая сущность и решительные намерения вытеснить Россию с Кавказа, отлучить от Каспия и его нефти.

Этому предшествовала не только подготовка укреплений, баз и транспортировка наемников. Но и создание своеобразной социально-идеологической силы в лице ваххабитов.

Однако это была совершенно другая война. Самое главное удалось развести чеченский народ и бандитов, головорезов, прикрывающихся исламом и всем мусульманским миром.

Стратегическим просчетом организаторов этой войны стало то, что была совершена непросто военная агрессия, а вооруженное нападение на территорию "братского кавказского народа".

Общественное мнение России с возмущением восприняло это событие. Социальный заказ на решительные действия властей "по обузданию бандитов" возник без всякой искусственной информационной подпитки почти мгновенно.

Вторая чеченская война характеризуется усилением международного фактора и вмешательством во внутренние дела России различных сил и персон.

Была задумана совершенно иная методология войны: системный подход, поэтапность, установка беречь людей, сначала договариваться с местными жителями. Переоринтация операции, из чисто военной в правоохранительную область, тоже сыграла положительную роль. А все предприятие получило название "контртеррористическая операция..".

Но как говориться, хороша ложка к обеду. Как совершенно справедливо заметил Председатель комитета Государственной Думы по обороне генерал армии Николаев А.И.: "Для действий в Чечне за три года после предательских Хасавюртовских соглашений мы обязаны были подготовить батальоны и бригады для ведения специальных операций в горах, в том числе в ночное время и при неблагоприятных метеусловиях, укомплектовать их профессионалами, оснастить необходимым ВВТ и подготовить надлежащим образом. Тогда бы вся нынешняя антитеррористическая операция в Дагестане и Чечне была бы давно (еще зимой) закончена, причем с минимальными потерями для нас".16

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Геополитическое дыхание царской России особенно отчетливо чувствовалось как на западе, так и на юге империи. Особенно сложно решались проблемы на Кавказе.

На Северном Кавказе к моменту пленения Шамиля в 1859 г. содержалось четверть российской армии и почти половина ее артиллерии и кавалерии, то есть примерно столько же, сколько и сейчас.

Ермолов: "Чеченцы самые злейшие из разбойников, нападающих на линию. Общество их весьма малолюдно, чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественные злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям. Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников. ("Записки.." Ермолов, изданы в 1991 году)

Советскую власть помогли установить на всем Кавказе не более 40 тысяч бойцов Красной Армии. В мирное время там находилось в местах постоянной дислокации несколько полков. Крупно масштабных боевых действий не было.

Не обошлось и без спецопераций. Так, 28 февраля 1920 г. Ленин послал шифртелеграмму членам Реввоенсовета Кавказского фронта И.Т.Смилге и Г.К.Орджоникидзе: "Нам до зарезу нужна нефть, обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный перейдут в целости"17.

Налоги принимались в пользу местных властей. Решалась проблема трудоустройства, образования и здравоохранения. Вооруженные формирования (банды) привлекались для охраны важных объектов, станций, мостов, нефтяных вышек и так далее. Правда, тогда не было крупных специалистов в области национальной политики, таких как Шахрай, Рыбкин и других.

Изъятие оружия у населения проводилось органами ОГПУ при поддержке 2 дивизий и населения. Проведено мирно, без стрельбы. За несколько дней изъято 30 тысяч единиц стрелкового оружия и более 10 пулеметов18.

К началу 1925 года в республике наступило усмирение19.

Часто напоминают историю депортации чеченцев в годы Великой Отечественной войны. Она как известно принадлежит сыну одного из многочисленных кавказских народов - И.Сталину.

Однако сама идея депортации не советского производства. Ее активно использовали демократические цивилизованные страны. Так, с началом Второй мировой войны этнических немцев в Англии профильтровали, сконцентрировали в лагере на о. Мэн, после чего депортировали в лагерь строгого режима в Канаду. Аналогичным образом в США по вступлении в войну с Японией этнических японцев (до 1/16 кровей) без различия пола и возраста сосредоточили в пустынях, в концлагерях. При потенциальной угрозе целому (нации) страдает часть (личность, этнос).

Следовательно, чтобы избежать партизанской войны, необходимо убрать эти источники, организовать нормальную жизнь, дать людям работу, обеспечить безопасность, здравоохранение, учебу, социальные проблемы решить, если не полностью, то хотя бы частично. (Извлекают из отрядов пацанов 14-15 лет, сажают за парты, а есть нечего. Снова убегают. Еще бы! Там платят долларами.)

Партизанская война нужна тем, кто хочет держать Россию в режиме управляемого паралича.

Кому нужно "стравить" излишний демографический навес", кому нужно в режим ожидания отправить боевиков, которые сейчас не нужны, но им необходимо быть в форме.

Кто ничего не умеет делать, кроме того, что убивать, кто зарабатывает на этом и не плохо.

Война становится выгодным промыслом.

Между тем первая и вторая война имели свои особенности. Первая Чеченская война имела большую идеологическую нагрузку и удачно ложилась в логику развала "империи". Она открывала на фоне государственной беспомощности огромные возможности для вмешательства во внутренние дела деморализованной страны и навязывания ей своей модели общественно-политического устройства.

Прямая связь между демократизацией как синонимом антикоммунизма и антисоветизма настолько очевидна, что любая критика действий правительства тогда воспринималась не иначе, как реставрация коммунизма. Поэтому сначала на Западе закрывались глаза на точечное бомбометание, кражу людей и работорговлю. Правозащитники этого не видели. Они видели только промахи федеральных войск как самостоятельной силы, а не организации, выполняющей волю президента.

Вероятность вечно тлеющего костра выгодна всем противникам России. Ее ослабление, а тем более погружение в вечную партизанскую войну выгодно тем, кто под предлогом оказания помощи, стремления поучить и оказать миротворческую услугу может закрепиться в этом регионе.

Вспомним еще раз откровенные признания Збигнева Бжезинского о том, что Россия - "главная разменная карта американской геополитики", что "новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет Росси и на обломках России".

Еще более рельефно высказался Генри Киссинджер: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции к воссоединению ее в единое, крепкое, централизованное государство"20

Во время второй чеченской войны внешние силы по отношению к России стали использовать отработанные приемы времен "холодной войны", такие как "нарушение свободы слова" и нажим на "права человека".

Показателен шум вокруг корреспондента радиостанции "Свобода" Андрея Бабицкого ("нарушение правил поведения в районе боевых действий"). Его слова отдают могильным пафосом морализирующего палача-эстета и практически звучат в оправдание бандитов: "Чеченцы перерезают горло солдатам не потому, что они садисты и испытывают склонность к какому-то особо жестокому отношению к солдатам, но просто, таким образом, они пытаются сделать войну более выпуклой, зримой, яркой, достучаться до общественного мнения"21.

Бандиты и маньяки перерезают горло жертвам, чтобы достучаться и, показать выпукло, как им плохо живется, чтобы убийство осудило общественное мнение. Так что ли? Если человек во время войны работает на стороне противника и его действия противник одобряет то, как их может расценить противоположная сторона?

В СМИ прошла информация о том, как пленному подполковнику, бросившемуся на охранников, после издевательств и пыток обычной пилой отпилили голову22...

На стороне чеченских бандитов прямо и опосредованно воевали и зарубежные СМИ, и зарубежные организации. Перед ними стояла цель не завершить эту бойню, в этой войной, а при помощи демонстрации зверств бандитов решить свои корыстные политические задачи. Бедствия и страдания чеченского народа для них не цель, а средство достижения своих интересов.

Идея прав человека была не целью, а политическим средством давления на Россию и ее правительство. Двуличие парламентариев Совета Европы на слушаниях по Чечне является лишним подтверждением этому.

Спору нет. Грязи много везде. В армии тоже. Но почему показаны только низменные поступки? Где настоящие люди и реальный, а не газетно-плакатный героизм? Люди убегали из госпиталей, чтобы помочь своим товарищам. Дембеля, как и во время афганской войны, не спешили домой, дабы не подставлять под огонь молодежь.

Заказ не тот. Не на показ настоящих людей в военной форме, брошенных закрывать дыры политиков и прорехи стратегии на самом высоком уровне...

Телевидение отличилось разносторонним и обильным показом похорон, убитых, бесконечным перебиранием слухов, заявлений, опровержений и предположений.

Вот и получилось вместо того, чтобы всем миром навалиться на проблему, фактически против наших солдат и офицеров воевали чеченские бандиты, так сказать своего производства, интербригады наемников из разных стран, стройные колонны зарубежных СМИ и общественные организации, прямо и косвенно поддерживающих чеченских головорезов, ослепленные, близорукие, "солидные", "одноглазые" международные организации типа ПАСЕ, отечественные правозащитники с чрезмерным подобострастным прозападным уклоном, отечественные СМИ (НТВ) и, вызванная ими, паника, и слепой протест населения, подхлестываема бесконечными показами похорон на фоне отдыхающих вождей.

Между тем писатели, посетившие Чечню отмечают совершенно иной характер этой войны. "Сплав гнева и растерянности солдат и неуверенности генералов сменились на убежденность в правоту своего дела... Местное население поддерживает федералов больше. Война всем надоела".

Вот признания самих чеченцев. "Начиная с 1991г. за нынешнюю власть сепаратистов-бандитов убито и ранено 50% населения, выселено в суровые края вдвое больше, чем было выселено в 1994 г. из Чечни-Ингушетии...

Дорогой ценой заплатили мы за нашу политическую наивность и обманутые надежды"23.

Вот что говорили тогда дальновидные политики 21 октября 1991 года... "Мы достаточно часто слышим одного Дудаева, а остальных кандидатов в президенты и парламент за эту неделю ни разу не удалось ни увидеть, ни услышать...

Нам сегодня необходим абсолютный экономический и политический суверенитет в рамках России. Есть вопросы, которые выгодно решать в союзе. Например, вопросы обороны и научных исследований, туда относится реализация определенных экономических программ, борьбе с организованной преступностью и т.д. В этом плане нельзя игнорировать результаты референдума 17 марта с.г."24

Но самое, пожалуй, страшное завоевание российской демократии, что появилось целое поколение молодых людей, воспитанное на убийстве. С каждой успешно проведенной операцией в руках оказывается много документов, в том числе и видеозаписей, на которых запечатлены расправы над пленными российскими солдатами. То, что показывали записи "тракториста" меркнут на фоне других. Но что их объединяет, то это смех в тот момент, когда сильный и храбрый моджахед убивает выстрелом в голову связанных и избитых российских солдат-мальчишек.

На одной из записей видны жадно выхватывающие автомат чеченцы лет 10-12, которые стремятся расстрелять привязанных к забору российских пленных солдат. Они не могут попасть сразу, злятся, подходят ближе и расстреливают в упор ребят, на несколько лет старше себя. И все сопровождается хохотом старших "джигитов". Конечно, ПАСЕ по этому поводу не возмущается и оберегает покой чеченских головорезов на территории сытой и обеспеченной Европы.

К сожалению, пища для разговоров была и остается. Как остается незаметным героизм людей и гримасы бюрократии.

Вот только один конкретный пример.

Республика Дагестан. Новолакский район. Под командованием Сковородина Сергея Николаевича 1965 года рождения группа Липецкого ОМОНа из 25 человек в течение 2 суток сдерживала натиск превосходящих сил противника, что дало возможность федеральному командованию подтянуть к селу дополнительные силы и остановить продвижение бандитов к Хасавюрту. По итогам боевой деятельности он был награжден орденом "За личное мужество", представлен к внеочередному воинскому званию, и к присвоению звания Героя России. Но к 26 01.2000 он эту награду не получил. Более того, в результате оргштатных мероприятий был понижен в должности. Фанатично сражается только 1,5 тысяч человек.

Главным отличием второй чеченской войны стало то, что правительство России не делало тайны из намерений решительных действий и неклонилось от отвественности за непопулярные меры.

Раньше правительство, верное заветам М. Горбачева, открещивалось от всякой ошибки и прокола военных - теперь оно все взяло на себя. Авторитет Владимира Путина после посещения Чечни особенно на Новый год, резко возрос. Его появление на истребителе Су-27 накануне выборов тоже сыграло свою роль.

Общественное мнение в основе своей было на стороне федеральных сил. Увеличился поток "гуманитарки". Как в годы Великой Отечественной войны школьники собирали и отправляли посылки солдатам в Чечню.

Особенностью второй войны в Чечне стало то, что она произошла после таких мощных военно-политических "наработок" Запада, как расширение НАТО на восток и война против Югославии со стороны США и НАТО. Надо было отвлечь внимание мировой общественности от провала "гуманитарной операции" в Косово и отомстить России за измену прозападному курсу.

В качестве иллюстрации можно привести массу фактов, когда официальные лица США, Германии и других стран принимают сторонников террористов, проводят с ними пресс-конференции. Интерес представляет работа общества "Германия - Кавказ, где подготовлены несколько саперов на деньги Германского МИДа25. Даже на территории Молдавии создаются реабилитационные центры для чеченцев26.

Это еще раз подчеркивает традиционное военно-политическое значение Кавказа. С чего бы это просто так США, Германии, Англии и другим странам, находящимся вдали от Кавказского хребта (чего нельзя сказать о России) так бурно реагировать и активно вмешиваться в процесс.

Это значит, что история народов Кавказа будет связана еще долго с военной политикой далеких стран. Кстати и с Россией эти народы связывает ее военная история.

Достаточно вспомнить, что появление крупных населенных пунктов и даже городов обязано военным России. Об этом красноречиво свидетельствует история возникновения не только станицы Курская, но и столицы Чечни- Грозного, столицы другой республики - Владикавказа. Они были основаны как военные крепости. Ныне главная улица Владикавказа начинала свою летопись как просека в лесу, предназначенная для лучшего обзора горы.

Местное населения достаточно проворно усвоило культурные ценности и новые порядки, включая и религиозные нравы.

Можно выделить особенности в истории народов Закаваказья, в частности Грузии и Армении. Но и они имеют тесную связь с военной политикой России. Противоречия между Турцией и Россией, Россией и Персией (Ираном) непосредственно сказались на судьбе грузин, армян, азербайджанцев, дагестанцев, лезгин, чеченцев.

Кстати именно военные мотивы лежали в стремлении Грузии найти свою защиту у русского царя. Об этом сегодня почему-то не любят вспоминать в Грузии, особенно перед приездом знаменитых гостей из Америки.

Резня армян, предпринятая турками в 1915 году, толкнула Армению в объятия России. Сегодня их соседство с Турцией - членом военного блока НАТО - остро поставило вопрос и расширении военного сотрудничества с Россией.

Длинная полоса войн, захлестнувшая Кавказ в прошлом Х1Х и ХХ столетиях наложила отпечаток на образ жизни народов. Мирное время скорее было исключением, чем правило в нескончаемой полосе междоусобиц, набегов и бунтов. Мода на оружие и военных никогда не пропадала на Кавказе, как, впрочем, и на юге России. Об этом красноречиво свидетельствует история казачества.

Великая Отечественная война прошлась огненным катком по судьбам народов Кавказа. Многие не вернулись с фронта. Депортации чеченцев и ингушей в 1943 году наверняка бы не состоялась, не будь Гитлеровского нашествия.

Как уже отмечалось, процесс суверенизации и обретения независимости после распада Советского Союза буквально был пронизан военной составляющей. Прежде всего, это проявилось в возникновении вооруженных формирований на территории всех без исключения республик еще до распада "империи". Далее началась борьба за арсеналы, боевую технику и вооружение бывших Вооруженных Сил СССР. Создаются собственные вооруженные силы и разного рода гвардии, пропитанные воинственным духом.

Формирования и отдельные вооруженные группы, не встречая сопротивления, фактически приобрели настоящую боевую практику во многих междоусобицах и вооруженных конфликтах. А конфликт из-за Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном вылился в настоящую войну.

На военном языке разговаривала власть с оппозицией в Азербайджане, Грузии, и Чечне. "Личную примерность" в использовании силы оружия продемонстрировали власти России в октябре 1993 г, расстреляв Верховный Совет.

Не последнюю роль в милитаризации характера общественных процессов сыграл приход к власти профессиональных военных. Особенно Д. Дудаева в Чечне. Его заменил тоже военный - полковник А. Масхадов. Полковник Гусейнов громко заявил о себе в Азербайджане. Президентом Ингушетии стал Р.Аушев. Карачаево-Черкессии генерал В.Семенов. А к моменту начала развития событий в Чечне - вице президентов России был генерал-Руцкой.

А попустительство, недальновидность маршала Е.Шапошникова и генерала П. Грачева обеспечили не только сохранность старого оружия, принадлежавшего советской армии, но и поставку нового. Между прочим, во время второй чеченской войны находили у боевиков оружие 1999 г. выпуска.

В России складывается парадоксальная ситуация. Военное дело, судя по отношению властей к армии, осталось без должного государственного внимания, а внутренняя политика приобрела не только черты, но и военные структуры. Это проявилось во всем, даже чисто во внешних вещах.

Так экипировка военнослужащих внутренних войск резко отличалась от экипировки армии. Об этом открыто говорят до сих пор. Начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник М.И.Каратаев прямо заявил: "Представители Министерства внутренних дел экипированы лучше, чем Министерства обороны. Нам не хватает экипировки в войсках".27

К сожалению, на сохранение военного духа на Кавказе вообще и Чечне в частности будут влиять факторы геополитического порядка.

Во-первых, не надо забывать, что в Центрально-Азиатском регионе и на Кавказе происходит соприкосновение разных миров. С одной стороны с севера народы, не большие по численности. С другой- с юга - огромный демографический навес из представителей третьего мира, представителей которого "цивилизованные" страны не намерены пускать в золотой миллиард.

Этот навес можно "стравить", "сбросить" можно только взаимоуничтожающей войне или в длительных и многочисленных конфликтах малой интенсивности.

Во-вторых, блуждавшие террористы и моджахеды, закаленные в боях и походах в Афганистане, Боснии. Ближнем и Среднем Востоке устремились в зоны повышенной конфликтности. И чем сложнее складывалась ситуация и острее становились споры, тем больше и чаще возникал заказ на головорезов, не отягощенных бременем морали, готовым за деньги убивать кого угодно.

Многим было выгодно и удобно активных разбойников и неуправляемых террористов тоже выгодно направить в определенные места подальше от цивилизованного запада.

В-третьих, передовая команда нужна и тем, кто по известным причинам не может занять стратегический плацдарм и приватизировать почти "бесхозное" пространство, оставшееся после СССР, но спешит застолбить его при помощи десанта, состоящего как из местных бандитов, так и интернациональных наемников. Повышенный интерес США, Англии, Турции, Германии и других стран к Кавказу вообще и Чечне в частности продиктован отнюдь не праздным любопытством.

В-четвертых, военно-промышленный комплекс и военные многих стран охотно поддержать любой полигон в рабочем состоянии для того, чтобы испытать новое оружие, посмотреть за чужим и сделать соответствующие выводы на будущее.

Вывод напрашивается такой. Военное присутствие в Чечне сегодня в силу внешних и внутренних причин необходимо. Иначе против него так бы яростно не выступали нео-камикадзе28 и так интенсивно не обрабатывали общественное мнение силы, не заинтересованные в безопасности России. Во что вылилась возможность жить абсолютно свободно с опорой на вооруженную инициативу местного разлива все видели.

В тоже время без участия самого народа мир и счастье на чеченскую землю не придут. В этой связи актуальны советы знатоков партизанского движения.

Видному руководителю партизанского движения в годы Великой отечественной войны 1941-45гг. Нордману Э.Б был задан такой: как ветеран-партизан, скажите, что нужно сделать, чтобы мы из Чечни гробов не привозили?

- В Чечне только руками самих чеченцев можно добиться успехов. Правильно сделали, поставив главой администрации Кадырова.

Что касается действий боевиков, войны в горах - не надо туда посылать молодых, необученных солдат. Надо возрождать горнострелковые части, егерские команды. И потом - сохранились ведь боеспособные спецотряды в МО, МВД и ФСБ. В них бойцы суперкласса. Обеспечьте их, как ребята того заслуживают, не забудьте о семьях - и, уверен, успех будет. Говорят, это дорого...Жалко денег? А жизни тысяч людей не жалко? Воевать в Чечне надо мозгами, думать, как перехитрить врага.

Мы не добьемся победы, если не будут ликвидированы разруха, голод, если не будут решаться социальные вопросы, не будет ликвидирована безработица29...M

1 Программа "Время".1995 г. 5 января.
2 Антипов Андрей. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. - Москва, ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998.-с.114.
3 Известия. 1996 год, 23 апреля.
4 Генерал-полковник Митюхин Алексей Николаевич был освобожден от обязанностей командующего Северо-Кавказским военным округом после того, как боевики, используя реактивную установку ''град'', нанесли удар по войскам Западной группировки, наступавшей со стороны Назрани. После доклада вертолетчиков об обнаружении установки Митюхин долго не принимал решения на ее уничтожение, пытаясь выяснить, в какую сторону направлены ее стволы и собирается ли она стрелять. Пока это происходило, установка ''град'' дала залп. Погибли люди.
5 Антипов Андрей. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. - Москва, ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998.С.111.
6 Анатолий Куликов, Виктор Ерин и Сергей Степашин позже будут сняты.
7 Антипов Андрей. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. - Москва, ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998.- С.225,226,229.
8 С. Шахрай в ту пору занимал пост вице-премьера и министра, не много, не мало, -по делам национальностей.
9 Антипов Андрей. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. - Москва, ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998.С.114.
10 Анатолий Сергеевич Куликов родился в сентябре 1946 г. в Ставропольском крае. В 1966 г. окончил Владикавказское военное командное училище внутренних войск (ВВ) МВД СССР, в 1974 г. - Военную академию имени Фрунзе, в 1990 г. - Военную академию Генерального штаба ВС СССР. С 1966 по 1990 гг. служил в ВВ МВД СССР, прошел путь от командира взвода до командира дивизии, затем до 1992 г. - начальник управления ВВ МВД РФ по Северному Кавказу и Закавказью. С 1992 по 1995 г. - заместитель министра внутренних дел, командующий ВВ МВД РФ. С января по июль 1995 г. - командующий Объединенной группировкой федеральных сил на территории Чечни. В 1995-1997 гг. - министр внутренних дел, член Совета безопасности РФ. С 1997 по 1998 г. - заместитель председателя правительства РФ, министр внутренних дел РФ, член Совета безопасности. 1998-1999 г. - в резерве МВД РФ. В декабре 1999 г. избран депутатом Государственной Думы Федерального собрания РФ.
11 Независимое военное обозрение. 2000. №.21
12 Обзор информации.1996.
13 Программа "Время". 1996 год, 16 июля
14 Антипов Андрей. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. - Москва, ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998.С.229.
15 Независимое военное обозрение.2000.№.21.
16 Николаев А. Военная реформа буксует. - Независимое военное обозрение.2000.№ 23.
17 Кворум, 2000г.23.февраля.
18 Советская Россия. 2000г 25.января
19 Так было. Размышления о минувшем. А. Микоян, 1999г.
20 Письма из Америки. - Советская Россия, 2000 12 февраля.
21 Известия, 2000.5.5. Обзор информации 2000.7.02.2000
22 НТВ.2000.8.02.
23 ОПД "За национальное возрождение чеченского народа и чеченской республики "Адамалла-человечность". Газета "Адамалла-человечность" 2000г. январь. Здесь же справка о размерах ущерба в ЧРИ 1994-96.с.4.
24 Эти слова принадлежат Р. Макуеву - в "той жизни" начальнику кафедры школы МВД СССР члену союза юристов Казахской ССР, кандидату юридических наук, п/п-ку милиции. Теперь он профессор права советник председателя Высшего Совета ОПД "Адамалла- человечность".
25 НТВ. 2000г.17.02.
26 Информация по "Маяку" 2000г апрель.
27 Защита и безопасность.2000.№2(13)С.23.
28 2 июля 2000 г. пять грузовых машин, начиненных взрывчаткой от 1,5 до 2 т. под управлением водителей-камикадзе таранили объекты в пяти населенных пунктах Чечни. 4 грузовика удалось ликвидировать без ущерба для людей, а пятый взорвался у общежития челябинских ОМОНовцев. Под обломками погибло 24 человека, а всего в тот день погибли 33 человека.
29 Российская Федерация сегодня.2000..№12 С.43.