Мы всегда были и ныне готовы к тому, чтобы идти дальше в деле Белорусско–Российского единения

Лукашенко А.Г.
Президент Республики Беларусь

Уважаемый Геннадий Николаевич!

Уважаемые депутаты и приглашенные участники сессии!

Уважаемые журналисты!

Хочу прежде всего от имени руководства нашей страны приветствовать российских братьев на нашей белорусской земле и пожелать успешной работы Парламентскому Собранию.

Мы впервые встречаемся с его обновленным составом. Я сердечно поздравляю российских депутатов, которые после выборов в Государственную думу России вошли в состав союзного органа. Позвольте выразить надежду, что вы достойно продолжите традиции, заложенные вашими предшественниками, традиции дружбы и единения наших народов. У меня есть основания думать, что это будет именно так.

Анализ отношений между двумя нашими странами показывает: настало время более эффективного и конкретного решения стоящих проблем.

Убедительная победа Владимира Владимировича Путина на президентских выборах была воспринята руководством и всем народом Беларуси с огромным удовлетворением.

Россияне связывают с новым Президентом надежды на возрождение Великой России. А мы, белорусы, видим во Владимире Владимировиче Путине убежденного сторонника динамичной взаимовыгодной белорусско-российской интеграции.

Единения, в котором кровно заинтересованы наши страны и народы.

Уважаемые депутаты!

Некоторые средства массовой информации, антинационально настроенные политики охаивают и вашу и нашу политическую и экономическую действительность, видят в ней только негатив. Позитивное же, конструктивное в наших шагах, совместные усилия по преобразованию и белорусского, и российского общества постоянно изображают в фальсифицированном виде.

Но наша политика правильная. Она осуществляется в интересах наших народов, суверенитета государств. Она создает предпосылки к формированию двухполюсного мира. Кому такая политика не по душе вам известно. Корни такого недовольства произрастают на Западе. Их политика заключается в стремлении подмять других, навязать им свою волю и свои интересы. Уважать выбор других народов и суверенитет государств не в их правилах.

Свидетельством такого беспардонного поведения является принятая 3 мая сего года Палатой Представителей Конгресса США резолюция номер 304. В ней не просто тенденциозно излагаются политические процессы в Республике Беларусь. В этой резолюции все - от начала до конца - построено на вымыслах, провокационных положениях и, соответственно, таких же выводах.

Это вполне понятно. Наш Союз с Россией никак не входит в планы политиков. Но диктовать чужую волю белорусскому и российскому народам мы не позволим. Не вмешивайтесь в наши дела, заокеанские господа! Это наше суверенное право решать, как нам жить и с кем вступать в союзы.

Уважаемые депутаты!

Мы всегда были и ныне готовы к тому, чтобы идти дальше, делать больше, работать лучше в плане обеспечения белорусско-российского экономического и политического единения.

При этом замечу: Беларусь идет в Союзное государство не с протянутой рукой, не за подачками. Идет, хорошо зная себе цену.

В промышленности сейчас на всем постсоветском пространстве 96 процентов от производимых микросхем, 60 процентов тяжелых грузовиков, 25 процентов удобрений, 36 процентов холодильников, 33 процента телевизоров имеют маркировку "сделано в Беларуси". Я уже не говорю о тракторах.

По данным Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь занимает самое высокое среди стран СНГ положение по индексу валового внутреннего продукта. Достаточно высоки у нас за последние годы и темпы его роста.

Белорусы в целом достаточно сносно обеспечивают себя продуктами питания собственного производства. Согласно тому же источнику, ежедневная норма потребления калорий на душу населения у нас выше, чем в Канаде, Японии, Финляндии, Эстонии и всех странах СНГ.

По уровню грамотности взрослого населения Беларусь находится в одном ряду с Канадой, Норвегией, США, Японией, Бельгией, Францией, Швейцарией, Германией, и выше Италии, Испании, Греции, Португалии и некоторых других высокоразвитых стран. Этих показателей не было бы, если бы мы пошли по пути рыночных преобразований системы образования. Мы сохранили советскую систему образования и увеличили ее почти на треть за последние годы. Мы понимаем, все, что имеем в Беларуси, - это от образованности нашего народа. Наука и образование - наши приоритеты. Сегодня удельный вес затрат на науку в бюджете больше, чем в советские времена.

Число ученых и технических специалистов, занимающихся научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами (НИОКР), на тысячу человек в Республике Беларусь почти на уровне с США и выше, чем в Англии, Австрии, Италии, Испании, Греции, Португалии. Научный потенциал Беларуси - одно из важнейших достижений нашей прошлой и нынешней практики. Нет ни одной разработки, которая не была бы востребована в России. Весь наш научный потенциал востребован в России.

По обеспеченности врачами мы опережаем такие страны, как Канада, США, Япония, Бельгия, Франция, Германия и многие другие. И по квалификации наши медицинские работники не уступают зарубежным. Отстаем в техническом обеспечении этой отрасли. Ликвидацию этого отставания мы выдвинули в разряд задачи приоритетной.

Такая вот действительность, реальное состояние экономики и социальной сферы страны. Это - факты, а не те высосанные из пальца домыслы и утверждения, которыми пытаются оперировать наши оппозиционеры и так страстно любящие их западные покровители и вдохновители.

Мы имеем такой потенциал, который способен обеспечить наше успешное поступательное развитие как в экономике, так и в социальной жизни. И это притом, что мы не получаем кредитов. Мы это делаем за свой счет.

Все меньше имеется оснований и для ведущихся кое-кем разговоров о несовместимости экономических систем России и Беларуси. И вы, и мы держим курс на построение рыночной экономики. Но это не просто рынок. И у вас, и у нас это - социально ориентированная экономика. Сейчас уже не только в Беларуси, но и в России взят курс на усиление роли государства в регулировании экономических отношений. И это правильно. Это объективное требование времени. На переломном этапе государство не может уходить от процессов в экономике и обществе. Правда, разная степень вмешательства государства жолжна быть. И те решения, которые сейчас принимает российский президент, - правильные решения. Это не имеет ничго общего с диктатурой. Просто, если это государство, оно должно быть государством со всеми его признаками.

Из трудного экономического положения Беларусь выходит самостоятельно, опираясь преимущественно на внутренние ресурсы. Никто не давал нам существенных внешних инвестиций, крупных стабилизационных и иных займов. Некоторые расценивают это как негативное явление. Мы в Беларуси считаем, что из кризисного состояния надо выходить, опираясь прежде всего на собственные силы и возможности, а не попадать в зависимость от кредиторов и не оставлять в наследство детям и внукам закабаляющие их долги. Этот наш курс все больше поддерживают и в России.

Экономика нашей страны, имея четко выраженную социальную направленность, ориентируется на высокий уровень развития человеческого потенциала. Главой государства в Послании белорусскому Парламенту и народу в текущем году сформулированы задачи по обеспечению устойчивого динамичного экономического и социально-политического развития, закрепления достойного места страны в мировом сообществе государств.

На предстоящее пятилетие поставлена задача добиться приближения уровня потребления благ и услуг в Республике Беларусь к аналогичному уровню в экономически развитых странах, обеспечения рациональной занятости населения, доведения уровня его социальной защищенности до международных стандартов.

Государственная власть в Беларуси - не коррумпированная власть. Это признают даже на Западе. Здравый подход позволил сохранить от разграбления основные секторы белорусской экономики и, что очень важно, не дал преступности превратиться в политическую силу. Беларусь - одна из немногих постсоветских республик, где преступность удерживается на относительно низком уровне и где не существует проблемы так называемых "олигархов".

Как видите, налицо все условия для устойчивого, надежного торгово-экономического, технологического, научного и иного развития Беларуси и сотрудничества с Россией и другими странами. Это важно знать.

Оздоровление экономики дополняется политической стабилизацией. Мы сейчас быстрее находим общий язык, вырабатываем механизм согласования позиций с оппонирующими политическими силами, естественно, прежде всего конструктивной направленности. У нас уже заканчивается диалог с политическими силами, уже есть его результаты, которые положены на стол главе государства для изучения и внесения предложений в парламент с целью принятия конкретных законов. В этом диалоге участвуют больше ста политических сил и организаций. Мы пришли к конструктивному его завершению, и я высказал согласие встретиться с участниками этого диалога. В ближайшее время такая встреча состоится.

В нашем обществе недопустима безыдейность. Беларусь сегодня и в перспективе будет ориентироваться на социальный прогресс общества, в котором личность, ее потребности, заслуги и результаты труда находились бы на первом месте, обеспечивалась самоценность и свобода человека. От личности требуется максимальная реализация своих способностей, желание брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая исключительно на благотворительность, неоправданные льготы и гарантии государства-покровителя.

Значительный вклад в решение рассматриваемых проблем вносит Парламент страны. Формируется национальная, цивилизованная законодательная база, которая обеспечивает эволюционные процессы демократизации общества, эффективную работу всех ветвей государственной власти.

В нынешнем году должен быть избран новый состав Палаты представителей и Совета Республики. Выборы будут проводиться только по мажоритарной системе. Смешанной системы и голосования по партийным спискам у нас народ не воспринимает.

При проведении выборов мы не допустим отступлений от требований закона. Проведем их демократически, в соответствии с мировыми стандартами и традициями.

Хочу сказать о так называемом вопросе о правах человека. Проблема якобы нарушаемых в нашей стране прав человека надуманная и до неразумных пределов раздута на Западе. Этих нарушений нет.

В последние годы в республике было привлечено к уголовной ответственности ряд в прошлом известных лиц. Проворовались - и получили то, что заслужили. У нас перед законом все равны, независимо от бывших заслуг.

Объективности заокеанским политикам опять же явно недостает. Уголовным преступникам, ворам и хулиганам они создают ореол политических великомучеников. Это недостойно.

Позиция двойных стандартов в таких, да и других вопросах, мягко говоря, непорядочная. Она непонятна белорусскому, да и, думаю, российскому народу.

Уважаемые депутаты!

Всё это я обрисовал вам для того, чтобы показать, с каких исходных рубежей белорусская сторона намерена решать практические вопросы создания Союзного государства. С одной стороны, несмотря на все трудности, причем многие из них надуманные в некоторых высоких кабинетах (что совсем недопустимо), Беларусь и Россия значительно продвинулись по пути создания единого экономического пространства. Вводится в практику разработка совместных прогнозов социально-экономического развития, единых балансов топливно-энергетических ресурсов.

Плодотворно складывается интеграция на региональном уровне. В 1995-1999 годах заключено более 100 двусторонних договоров и соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве регионов с Беларусью. Администрациями малых городов Беларуси и России подписано более 40 договоров о породнении.

В последнее время много внимания уделялось вопросам нашего сотрудничества в оборонной сфере. Ни у кого нет сомнений, что активизация военной интеграции должна осуществляться по таким направлениям, как выработка совместной оборонной политики и стратегии, создание полностью боеготовой региональной группировки войск, унификация систем управления и материально-технического обеспечения, совместное использование объектов военной инфраструктуры, проведение совместных учений, подготовка военных кадров и сохранение единой военной школы, подготовка мобилизационных резервов и создание необходимых материальных запасов.

В целом сегодня, исходя из подписанного 8 декабря прошлого года Договора, намного более четко просматривается перспектива Союзного государства. В том числе в сфере обороны. При этом хочу подчеркнуть следующее. Многие средства массовой информации, в том числе в России, пугают Запад тем, что на территории Беларуси и России создается мощная региональная группировка. Но при этом умалчивается главное. Она будет создана в случае угрозы для наших государств. Но это не значит, что мы создаем ее сегодня. Если не будет угрозы, это не будет делаться. Вот в чем суть, вот та правда о региональной группировке. На западе это знают и понимают, но не упускают случая и повода, чтобы усилить свои вооруженные силы.

Однако есть и другая сторона развития интеграции между Беларусью и Россией. Прежде всего мы не в полной мере используем фактор времени. Между тем, он имеет едва ли не решающее значение.

Уже сейчас под влиянием некоторых внутренних проблем в наших странах, деструктивных действий противников Союзного государства, ряда других причин объективного и субъективного характера в сознании отдельных людей по рассматриваемому вопросу происходит определенная трансформация взглядов и позиций. Как показывают социологические исследования, во всех социальных группах число тех, кто за Союз (54,1%), превышает число тех, кто против него. И в то же время четверть (25,1%) опрошенных против Союза, а почти одна пятая (19,4%) в своих оценках не определились. Это показывает, что из-за медлительности теряем часть своих сторонников, которые начинают сомневаться в реальности устремлений к единству.

Прошло уже почти полгода со времени подписания Договора, но людьми слабо просматривается реальная отдача от него.

Белорусская позиция следующая: рассматривать Договор о создании Союзного государства не как договор-декларацию, а как Договор-обязательство двух сторон, который надо выполнять. Об этом я намерен серьезно вести разговор на предстоящем заседании Высшего Государственного Совета Союза. На эту тему я намерен подготовить специальный доклад.

Говорить есть о чем. Соглашения и договоренности не всегда выполняются. На практике до сих пор не обеспечены в полном объеме равные условия субъектам хозяйствования.

Не завершена работа по выравниванию цен и тарифов на продукцию и услуги в основных ценообразующих отраслях, таких как транспорт, электроэнергетика и газовая промышленность, хотя еще в начале прошлого года заключено соответствующее межгосударственное соглашение, а в его развитие подписан ряд межведомственных документов.

Специалисты посчитали: только реальное предоставление равных возможностей субъектам хозяйствования наших стран позволит увеличить на треть производство промышленной продукции, создать миллионы новых рабочих мест, перейти к новым выгодным совместным разработкам и проектам. Уравнивание железнодорожных тарифов оживит взаимную торговлю, сделает ее взаимовыгодной, а товары доступными для людей. Жаль, что эти возможности используются недостаточно, причем не по вине белорусской стороны. Единственная страна, которая не ратифицировала договор о зоне свободной торговли - Россия. А ведь ее создание "подтянет" другие страны к России.

По большому счету, создание равных условий для субъектов хозяйствования двух стран это взаимовыгодное дело. Расчеты специалистов, проведенные по данному вопросу, это убедительно подтверждают. Я об этом уже неоднократно говорил. Белорусская сторона по-прежнему будет занимать в этом вопросе последовательную, сбалансированную позицию.

Ряд сложных проблем остается в сфере таможенного регулирования, о чем мне приходится говорить практически при каждой нашей с вами встрече. Такое явление нетерпимо.

Вы, депутаты, также должны сказать свое веское слово. В соответствии с Протоколом к Соглашению о создании равных условий субъектам хозяйствования подписаны и вступили в силу двусторонние документы, которыми введены единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля на таможенных территориях наших стран.

Установлен также единый порядок экспортного контроля и применения Перечня единых ставок ввозных таможенных пошлин в торговле с третьими странами. Выработаны единые правила нетарифного регулирования, утверждены перечни товаров, к которым применяются количественные запреты и ограничения в торговле с третьими странами. Но вынужден констатировать: Правительство Российской Федерации не в полной мере их выполняет.

До настоящего времени на белорусско-российской границе российской таможней осуществляется таможенное оформление и контроль в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на таможенной территории Республики Беларусь. С 9 апреля сего года вступило в силу постановление Правительства России, фактически отменяющее основополагающий принцип белорусско-российского союза. С указанного числа импортные товары, оформленные на белорусской таможне, требуется оформлять еще и российским Таможенным комитетом.

Получается, российская сторона фактически вернула двойное налогообложение товаров, происходящих из третьих стран и ввезенных в Российскую Федерацию с территории Беларуси. Если ситуация не будет исправлена, нам придется ввести в отношении российских субъектов хозяйствования аналогичные меры. А это окончательно оформит границу между Беларусью и Россией.

В Российской Федерации имеют место случаи внесения в одностороннем порядке, без согласования с белорусской стороной и даже подчас невзирая на наши возражения, изменений в действующие на ее территории ставки ввозных таможенных пошлин. Это произошло, к примеру, со снижением ставок на ввоз большегрузных автомобилей западного производства. В итоге пострадал не только МАЗ, но и его смежники российские производители, а также КАМаз и другие. Кому это выгодно?

Сказанное свидетельствует о серьезных недоработках органов государственного управления, и прежде всего, таможенных органов, как при подготовке соответствующих договоренностей, так и в аналитической и оперативной деятельности. И все это зачастую происходит под разговоры в средствах массовой информации о том, что такие меры вынужденно принимаются российской стороной, чтобы заткнуть некую, видите ли, "черную дыру" на границе с Беларусью, через которую идет поток товаров в Россию.

Во-первых, мы строго выполняем свои обязательства. А во-вторых, почему никто не говорит не просто о дыре, а об очень больших дырах, можно сказать, целой пропасти на всей азиатской части границы другой страны, через которые льется огромный поток продукции и товаров, аналогичных производимым и поставляемым Беларусью в Россию. Например, той же телерадиотехники.

По данным наших таможенных органов, в 1999 году в России было реализовано 2,3 млн. импортных телевизоров, а официально импортировано, то есть растаможено, всего лишь 201 тысяча, или 8,7 процента. И это при том, что уже не первый год у нас действует совместная Союзная программа "Телевизор", разработанная под расширение производства отечественных телевизоров.

Аналогичное положение с вино-водочными и табачными изделиями. Естественно, в результате беспошлинной, а точнее, контрабандной поставки массы зарубежных товаров на российский рынок белорусский товаропроизводитель поставлен в условия заведомой неконкурентоспособности его продукции.

С другой стороны, почему уважаемые господа из российского таможенного комитета не считают потери бюджета от этой контрабанды самой России?

Должен констатировать, что мало пока практических подвижек по устранению причин, осложняющих платежно-расчетные отношения между хозяйствующими субъектами наших государств.

Есть недоработки и с нашей стороны, в частности, в плане ликвидации задолженности за поставляемые из России энергоресурсы. Беларусь делает многое. Часть долга за природный российский газ мы погашаем поставками своей продукции в соответствии с заключенным межправительственным соглашением. Но до конца решить эту проблему мы пока не смогли. Положение здесь могло бы быть существенно поправлено подписанием соглашения о клиринговых расчетах. Но, к сожалению, пока не удается убедить Минфин России в необходимости и полезности такого шага.

Учет взаимных интересов - это самый верный принцип нашей совместной деятельности в экономической, да и социальной сферах.

Нужно и в дальнейшем углублять наши экономические связи, рассматривая увеличение объемов взаимовыгодной торговли как один из универсальных индикаторов успеха.

На повестке дня введение единой валюты, совершенствование налоговой системы, стимулирующей развитие производства и инвестиционную деятельность.

Перейдя к твердой единой денежной единице, мы навсегда забудем о неплатежах и задолженностях. В случае успеха к ней захотят "привязать" свою валюту и другие государства СНГ. Появятся перспективы создать стройную систему взаиморасчетов, возможность сконцентрировать средства на приобретение высокотехнологичного оборудования и новых технологий на рынках дальнего зарубежья, что позволит обновить основные фонды предприятий.

Это очень серьезная работа, которая, несомненно, принесет свои плоды и обоюдную пользу.

Уважаемые депутаты!

Существующие до настоящего времени различия в экономических и социальных правах физических и юридических лиц на территории государств участников Союза далее являются нетерпимыми.

Приведу характерный пример. Говорим о равных правах граждан Союза в экономической и социальной сферах, в том числе в области здравоохранения. Соответствующие решения приняты Исполнительным Комитетом. На практике же получается следующая ситуация. Граждане России лечатся бесплатно в медицинских учреждениях Беларуси. Наши граждане тоже могут лечиться в России, но за плату.

Почему так происходит? Ответ очень прост: законодательство России и законодательство Беларуси устанавливают различные подходы в принципах финансирования системы здравоохранения. В России - это бюджетно-страховая модель, в Беларуси - бюджетная. Различные формы финансирования в конечном счете являются причиной разных условий доступа граждан двух государств к получению медицинской помощи. Но ведь подписан договор, он должен выполняться, тем более, что международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством.

Так что, парламенты обоих государств не могли видеть этого, принимая соответствующие акты? И прежде всего я обращаюсь в новому парламенту России. Вы должны интересоваться этими проблемами. Договорились - давайте делать, подписали - осуществим. Это будет прорыв. Я на Высшем Совете буду предлагать и настаивать: союзному парламенту надо придать серьезнейшие контрольные функции. Серьезнейшие ! Это международная норма, когда парламент принимает законы и контролирует их выполнение. Их если кто-то против этого выступает, значит он не хочет, чтобы у нас была стройная система союзных отношений. Нужен более жесткий контроль за реализацией наших договоренностей.

Договор о создании Союзного государства не предусматривает детального механизма контроля. И это его серьезный недостаток. Именно контроль позволяет обеспечить безусловное соблюдение обязательств по Договору и реализацию решений союзных органов.

Надо добиваться, чтобы издаваемые по вопросам компетенции союзных органов законы и декреты не только на бумаге, но и на деле стали обязательными, подлежали прямому применению на территории Беларуси и России.

Устранить имеющиеся проблемы возможно на пути быстрейшего сформирования и обеспечения работы союзных органов. Это главное в углублении и развитии политической составляющей интеграции. Заработают новые союзные структуры - достигнем реального прогресса в развитии наших стран, и у народов появятся уверенность и надежда.

Сейчас разработан и выполняется план работы Председателя Высшего Государственного Совета на этот год. Он охватывает все основные направления реализации положений Договора и Программы действий, ставит их под эффективный контроль. Должен сказать, что кое-кто в России без воодушевления воспринимает этот план. Но я полон решимости продолжать эту работу.

Чрезвычайно важной является функция Союзного правительства по подготовке проектов союзных законов. Такая работа станет основой для создания и развития единого экономического пространства. В этом плане следует сделать акцент на возможности управлять собственностью нового государства, что поднимает реальные полномочия исполнительной власти Союзного государства.

Большую работу по воплощению в жизнь целей и задач, стоящих перед Союзным государством предстоит проделать Парламенту Союзного государства. Думаю, вы правильно поймете свою задачу: до преобразования Парламентского Собрания Союза в Парламент Союзного государства эту работу предстоит делать вам, уважаемые депутаты.

Практически по всем вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Союзного государства, вам необходимо будет принимать законы; а по вопросам, отнесенным к совместной компетенции, вы призваны направить свои усилия на унификацию законодательства государств-участников.

На чем Парламентскому Собранию необходимо сейчас сосредоточить основное внимание, силы и средства? Считаю, на следующих направлениях.

Первое. В плане подготовки выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва следует включиться в разработку национальных актов, определяющих порядок формирования этой Палаты нового парламента.

Хотел бы сказать: Беларусь тормозом в решении этого вопроса не будет. Считаю, что эти выборы надо провести одновременно и в Беларуси, и в России, придав им особое звучание.

Второе. Надо работать, конечно, совместно с представителями других союзных и национальных органов, над проектом Конституционного Акта. Это очень важный документ, и работа здесь должна быть самая тщательная. Мы должны в любом случае выйти на оптимальный результат. Какие-либо ошибки здесь недопустимы.

Третье. Для достижения преемственности в работе и создания соответствующего правового поля нашей интеграции надо разработать перспективный план законопроектной деятельности будущего Парламента, в котором определить приоритеты в разработке союзных законов. Поэтому надо ставить задачу принять законы заранее, чтобы было время на адаптацию и переход к практической реализации нормативных правовых актов. Эти приоритеты вытекают, прежде всего, из основных этапов нашей работы в области экономической политики. А именно:

-- осуществить до 2002 года унификацию гражданского права;

-- обеспечить переход в 2000-2002 годах к единой налоговой политике и принятие Налогового кодекса Союзного государства;

-- завершить до 2005 года формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики;

-- создать к 2001 году равные условия по применению во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов, формируемых на основе единой методологии ценообразования и исчисления себестоимости продукции;

-- ввести к 2005 году единую денежную единицу и сформировать единый эмиссионный центр;

-- создать объединенные энергетическую, транспортную и телекоммуникационную системы, системы связи;

-- обеспечить проведение единой политики в области стандартизации и метрологии, формирование единого научно-технологического пространства и ряд других крупномасштабных мер.

Имеются и другие приоритетные направления разработки законопроектов. Свои предложения белорусская стопрона готова внести уже сегодня.

Четвертое. Очень важно сейчас позаботиться о создании общей эффективной системы аналитического, информационного и правового обеспечения деятельности всех интеграционных органов и процессов.

Последнее направление не только особая цель Парламентского Собрания, но и задача Совета Министров, Высшего Государственного Совета и особенно Государственного секретаря Павла Павловича Бородина.

Парламентское Собрание на данной сессии рассмотрит бюджет Союзного государства на 2000 год. Ситуация с бюджетным процессом в нынешнем году сложилась ненормальная. Прошло почти полгода, а совместный бюджет в сумме 2 млрд. 450 млн. российских рублей только в конце апреля утвержден союзным Советом Министров, а во второй половине мая рассматривается Парламентским Собранием Союза. Разве это нормально? Но будем считать, что это последний такой факт.

Вряд ли кого-либо надо убеждать, как важен совместный бюджет для развития нового государственного объединения.

Свыше 90 процентов его средств направляется на финансирование около 40 совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности. В одиночку ни Россия, ни Беларусь не смогли бы финансировать сейчас такое количество программ.

Особенно это важно для сохранения науки. Многие программы просто спасли от развала передовые научно-технические направления, сложившиеся научные коллективы. И уже никак эти бюджетные средства не должны идти на строительство и чрезмерное оснащение кабинетов новых российско-белорусских чиновников. Есть более важные направления финансирования, и они должны быть обеспечены. Мы вместе с вами за этим проследим.

Думаю, вам сегодня следовало бы обсудить и возможные сроки принятия уже в этом году союзного бюджета на 2001 год.

В этот ответственный период важнейшая задача Парламентского Собрания, как и других союзных и национальных органов - усилить информационно-пропагандистскую деятельность по упрочению в сознании людей идей возрождения нашего единения как главного инструмента выхода Беларуси и России из кризиса.

Необходимо в текущем году наконец-то обеспечить работу союзных средств массовой информации и лучше использовать национальный информационно-пропагандистский потенциал. Надо сделать то, что уже есть в подписанных и ратифицированных документах.

К сожалению, вопросы создания союзных СМИ пока решаются непозволительно медленно.

Уважаемые товарищи!

Как Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства, я ответственно заявляю, что сделаю все возможное, чтобы интеграционные процессы углублялись и расширялись, чтобы они давали реальную отдачу, служили делу улучшения жизни наших народов.

В последнее время в России появились настораживающие тенденции. Мол, не надо торопиться, давайте будем заниматься экономикой. Конечно, торопиться не надо, но не является ли это отсуплением от достигнутых договоренностей? Есть и другие моменты. Опять говорят о Беларуси как о девяностом субъекте России. Зачем это, чтобы "похоронить" то, что уже сделано? Поэтому я еще раз заявляю: принципы нашего единства, построения союзного государства определены. И мы будет нормальными партнерами для Российской Федерации и российского народа. С этих позиций мы и будем исходить. И я как председатель Высшего Совета.

Желаю вам успешной работы во имя братского единения и процветания наших народов.

Благодарю за внимание.