Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь

Князев С.Н.
генерал-майор, кандидат юридических наук, профессор ,заместитель Государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь

Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь подготовлена в Государственном секретариате Совета Безопасности в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Для работы над ней при Государственном секретариате Совета Безопасности была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли заместители Государственного секретаря Совета Безопасности, а также представители тридцати одного органа государственного управления и учреждений республики.

При этом учитывалось, что действующая Концепция, утвержденная Советом Безопасности Республики Беларусь 27 марта 1995г., в целом достаточно полно определяет направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и содержит методологическую основу построения и функционирования системы национальной безопасности.

Вместе с тем произошедшие изменения в республике и международной обстановке, в области внутренней и внешней политики государства обусловили необходимость внесения в ряд положений Концепции соответствующих корректив.

За прошедшие пять лет политическая и социальная - экономическая ситуация в государстве определенным образом стабилизировались. В результате референдума 1996 года внесены изменения в Конституцию Республики Беларусь, что ознаменовало начало нового этапа социально-политического развития страны, а также позволило сформировать новую систему власти и эффективно действующий механизм государственного управления.

Определенные шаги на государственном уровне предприняты в экономической и социальной сферах. Активно формируется новое законодательство, совершенствуются механизмы социальной защиты граждан. Руководством страны осуществляется поддержка сферы культуры, науки и образования.

В то же время динамичные геополитические процессы, выдвигают сегодня новые проблемы, требующие разработки соответствующих государственных мер по защите своих национальных интересов. Прежде всего, речь идет о существенной эволюции подходов европейских стран и международных организаций к институтам, формам и методам обеспечения безопасности.

Наиболее наглядно имеющиеся противоречия в сфере обеспечения региональной безопасности проявились в процессе применения НАТО военной силы при урегулировании косовского конфликта, а также появившихся вследствие этого оценках и политических решениях (принятие альянсом новой стратегической концепции, внесение изменений в военную доктрину России).

Адекватным шагом Республики Беларусь стало подписание ряда соглашений с Российской Федерацией в военно-политической сфере, Договора о создании Союзного государства, а также продление Договора о коллективной безопасности.

В новой исторической реальности показала свою неспособность локализовать крупные конфликты Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В связи с этим в ОБСЕ осуществляется трансформация старых и формирование новых институтов, нацеленных на обеспечение безопасности на качественно ином уровне. В частности, в ноябре 1999 года в Стамбуле принята Хартия европейской безопасности, определяющая основы европейского взаимодействия в этой сфере на начало XXI века.

Институциональные изменения происходят в Европейском союзе (вступление в силу Амстердамского Договора, подготовительные процедуры к принятию новых членов, построение Общей внешней политики и политики безопасности, формирование Сил быстрого реагирования и автономных от НАТО командных и управленческих органов). При этом станами Европы конечной целью выдвигается создание сильного межгосударственного образования с элементами федерализма, способного на практике стать одним из мировых центров силы.

Приход в Соединенных Штатах новой администрации во главе с Дж.Бушем-младшим знаменует высокую вероятность изменения или денонсации Договора 1972 г. по ПРО, который долгие годы являлся фундаментом глобальной стратегической стабильности в международных отношениях.

Таким образом, в Европейском регионе постепенно складывается новая военно-политическая ситуация, способная оказать в ближайшей перспективе влияние на реализацию Республикой Беларусь стратегических национальных интересов.

Кроме того, за прошедшее десятилетие мир столкнулся с новыми угрозами и вызовами, в том числе с распространением международного терроризма и экстремизма, базирующихся на незаконном обороте наркотиков, религиозном фанатизме, агрессивном национализме. Организованная преступность, распространение легкого стрелкового оружия, а также угроза распространения оружия массового уничтожения значительно усиливают опасность проявления названных факторов. В качестве угрозы международного масштаба стало выделяться распространение коррупции.

Серьезную угрозу безопасности в широком плане создают также экономические проблемы и деградация окружающей среды, усугубившие разрыв в уровнях развития и благосостояния населения различных частей континента.

Поэтому с учетом изложенных обстоятельств в новую редакцию внесены соответствующие изменения, в большей степени правовые и редакционные, отражающие состояние национальной безопасности Республики Беларусь в современных условиях. При этом в целом была сохранена прежняя структура.

В новой редакции учтены конституционные поправки, внесенные вследствие референдума 1996 г., действующее законодательство Республики Беларусь, а также подписанные международные соглашения, напрямую затрагивающие национальные интересы и касающиеся актуальных проблем обеспечения национальной безопасности. Например, практически каждый раздел документа включает положения, указывающие на необходимость развития сотрудничества с Российской Федерацией в рамках Договора о создании Союзного государства.

Конкретизировано определение Концепции национальной безопасности, которая представляет собой "систему современных взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства".

Корректировка некоторых положений обусловлена также произошедшими за последнее время изменениями в различных областях общественной жизни республики. В первую очередь, это связано с реализацией многих из обозначенных в прежней редакции приоритетных направлений укрепления безопасности Республики Беларусь.

Тем самым ряд положений Концепции утратил свою актуальность. В частности, п.2.3.12. предполагал "проведение государственно-правовой реформы на основе принципов демократического правового государства, четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей, равно как и создание механизма их эффективного взаимодействия";

п 3.3.7 - "создание системы государственного регулирования в сфере производства социально-значимых товаров и услуг..."; п. 4.3.6. - "создание системы комплексного обеспечения боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил Республики Беларусь на случай агрессии..."; п.5.3.1 - разработку "необходимой законодательной и нормативно-методической базы по обеспечению экологической безопасности..."; п. 6.3.1. - "создание организационной основы системы обеспечения безопасности в информационной сфере"; п. 7.3.7. - разработку "государственной политики в области этнонациональных отношений...".

Таким образом, если на момент принятия Концепции речь шла о создании соответствующих основ (программ, государственной политики) в каждой сфере обеспечения национальной безопасности, то в настоящее время приоритетным направлением становится, как правило, совершенствование существующих механизмов.

В новой редакции дается расширение Общих положений, содержащихся в первом разделе. В частности, в п. 1.1. определяются понятия "угроз национальной безопасности", а также "обеспечение национальной безопасности". Последнее также раскрывается в новом пункте документа (1.2.), который определяет составные элементы (этапы) обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем разработчики новой редакции и принявшие участие в работе эксперты посчитали нецелесообразным оставлять п.п 1.3 и 1.4 в прежней редакции, поскольку данные нормы дублируют международные обязательства Республики Беларусь, сводя общие положения только лишь к сфере международной политики, в то время как в разделе должно быть описание основополагающих аспектов для всей Концепции в целом.

Проблемы, имеющиеся во внутриполитической жизни республики, обусловлены системной трансформацией, осуществляемой не только на уровне государства, но и на уровне общества и отдельной личности. Основным вопросом для обществ так называемого переходного периода является проблема сохранения стабильности при необходимости осуществления социально - экономических реформ, которые сопряжены с негативными явлениями и процессами, как недостаточный уровень правовой культуры, ростом преступности (особенно тяжких и особо тяжких видов), обнищание населения.

Поэтому во втором разделе определенное внимание уделено внутренним факторам развития и безопасности государства и общества в политической сфере. Соответственным образом изменена последовательность изложения пунктов раздела: на первое место среди интересов и факторов поставлены внутренние аспекты.

Внесены новые положения (2.2.1. и 2.2.2) во второй параграф раздела, обозначающие актуальность и важность для национальной безопасности таких факторов, как уровень доверия к структурам государственной власти и социально - политической стабильности в обществе.

П.2.1.4. новой редакции Концепции указывает на важность снижения "уровня преступности и криминализации общества", подчеркивая приоритетность национального над международным, в то время как ранее в документе указывалось только "противодействие незаконному распространению оружия массового поражения и его компонентов, других опасных материалов, перенесению на территорию республики деятельности международной организованной преступности и террористических формирований."

В основу положений, связанных с международным сотрудничеством, взяты принципы общей и всеобъемлющей безопасности, базирующейся на основе равноправного партнерства, солидарности и транспарентности, а также неделимости безопасности в Европе, предполагающей, что безопасность каждого государства - участника неразрывно связана с безопасностью других, а все ее измерения - человеческое, экономическое, военно-политическое - должны рассматриваться как единое целое. Эти основополагающие положения нашли отражение в тексте, в частности, в новых формулировках п.п 2.1.5, 2.1.6, 2.3.3, 2.3.4.

Учитывая географическое положение республики, в Проекте последовательно развивается идея о необходимости всестороннего сотрудничества с Российской Федерацией и странами - членами ОБСЕ и ЕС в качестве приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности (п.п. 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9).

Значительно видоизменены те положения Концепции, которые подробно определяли направления государственной политики, связанные с достижением Республикой Беларусь нейтрального статуса.

Хотя политика нейтралитета в наибольшей степени отвечает долгосрочным интересам страны (ст. 18 Конституции Республики Беларусь), следует учесть, что в современных условиях реализация данного принципа претерпевает серьезные изменения. Со вступлением большинства нейтральных государств Европы (кроме Швейцарии) в Европейский Союз, который из чисто экономического объединения постепенно становится политическим, причем с элементами общей обороны, абсолютный нейтралитет, как он трактовался на протяжении двадцатого века, становится невозможным.

Кроме того, специфическими обстоятельствами для Беларуси являются ее участие в Договорах о создании Союзного государства и о коллективной безопасности, с одной стороны, и выход НАТО непосредственно на белорусские границы, с другой. Исходя из этого, в обновленной редакции содержится более общая формулировка ("Достижение Республикой Беларусь нейтрального статуса")

Третий раздел, затрагивающий вопросы национальной безопасности в экономической сфере, содержит по сути новую редакцию, сформированную на основе предложений Министерства экономики и Института национальной безопасности Республики Беларусь, определяющую систему жизненно важных интересов, негативных факторов и приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности в указанной сфере на современном этапе развития республики.

Потеряло актуальность положение, содержащееся в прежней редакции Концепции ("преодоление экономического кризиса"), т. к. определенные негативные тенденции в экономике республики преодолены. При этом жизненно важным интересом стало "осуществление структурных преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни".

Разработчики посчитали целесообразным также акцентировать внимание на таких жизненно важных интересах экономического развития, как "многоукладность и эволюционное развитие национальной экономики, ориентированной на корпоративные отношения собственности"; "расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке"; "создание условий повышения инвестиционной и инновационной активности, привлечения иностранных партнеров"; "совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий".

С учетом имеющихся, а также прогнозируемых проблем изложен второй параграф раздела, систематизирующий основные факторы, создающие угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Отмечены такие факторы, как "рост изношенности производственных мощностей"; "снижение качества товаров и услуг отечественных производителей"; "отток наиболее квалифицированной рабочей силы и утечка финансовых активов за рубеж"; "отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности, несовершенство правовой регламентации экономических отношений".

Стоит отметить, что сохранили свою актуальность такие факторы, как "непоследовательность проводимых экономических преобразований"; "несовершенство правовой регламентации экономических отношений"; "утечка финансовых активов за рубеж"; "снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках", "принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей".

Учитывая интеграционные процессы с Российской федерацией, разработчики посчитали необходимым добавить положение, касающееся ("Несогласованности действий Республики Беларусь и Российской Федерации в проведении экономических преобразований, в реагировании на действия третьих стран, их союзов (блоков) и международных организаций, направленных на ущемление интересов Беларуси и России на мировых рынках") в качестве фактора, способного существенным образом затруднить реализацию национальных интересов.

Значительно расширен (семнадцать пунктов вместо четырнадцати) и обновлен перечень приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

В частности, добавлены такие положения, как "обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах..." (п.3.3.3), "совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности всех форм экономической деятельности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг"; "ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорций между накоплением и потреблением"; "повышение роли корпоративной собственности..."; "рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций"; "повышение роли маркетинга в стратегических прогнозах социально-экономического развития, активное воздействие маркетинга на создание рынков товаров и услуг".

В четвертый раздел новой редакции Концепции в качестве жизненно важных интересов добавлены положения о необходимости формирования "единого оборонного пространства в соответствии с Договором о создании Союзного государства", сохранения в обществе "чувства патриотизма", а также осуществления "гражданского контроля над Вооруженными Силами".

Учитывая недавние события в Югославии, в качестве фактора угрозы национальной безопасности добавлено положение, фиксирующее "Стремление отдельных государств (коалиций государств) решать проблемы международной безопасности с опорой на применение силы. Формирование международного общественного мнения, оправдывающего возможное применение военной силы при разрешении противоречий".

Скорректирован и перечень приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности в военной сфере. Так, актуальной задачей в настоящее время является "завершение военной реформы". Учтено предложение Министерства по чрезвычайным ситуациям о внесении в этот раздел положения, предусматривающего разработку "государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения республики и территорий от чрезвычайных ситуаций".

Все большую актуальность приобретают в настоящее время угрозы техногенного и природного характера, в связи с чем в пятый раздел (Безопасность Республики Беларусь в экологической сфере) добавлен пункт "создание условий безопасного проживания населения и защиты территорий от чрезвычайных ситуаций".

Среди новых факторов, способных создать угрозу национальной безопасности в данной сфере отмечаются "низкая технологическая надежность систем управления и обеспечения безопасности в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте"; "отсутствие современных технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечивающих экологически допустимую эксплуатацию, использование и воспроизводство природных ресурсов"; "низкий уровень экологической культуры".

Расширен перечень приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности республики в этой сфере. Среди них следует отметить "экономическое стимулирование ресурсосбережения", "разработка и внедрение экологически безопасных технологий и техники в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте"; "разработка и использование безопасных заменителей веществ, разрушающих озоновый слой"; "обеспечение функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды"; "разработка и реализация специальных программ сохранения биологического разнообразия, включая редкие и исчезающие виды растений и животных, типичные и уникальные ландшафты и экологические системы".

Важной сферой в системе обеспечения национальной безопасности является информационная. Развитие информационных технологий позволяет не только совершенствовать человеческую деятельность, но и создает качественно новые угрозы, способные приводить к катастрофическим по своим масштабам последствиям.

В новой редакции отмечены такие негативные факторы, как "распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды, социальной розни"; "использование информационных технологий для воздействия на подсознательном уровне на индивидуальное, групповое и общественное сознание"; "зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения.

Значительно переработан и расширен первый параграф раздела, систематизирующий жизненно важные интересы Республики Беларусь в информационной сфере. Наиболее актуальным с позиций сегодняшнего дня разработчиками признано "обеспечение прав граждан на личную (семейную) тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также защиту чести, достоинства и деловой репутации"; "развитие современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи, расширение участия республики в международной кооперации производителей таких средств и систем"; "обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи"; "участие Республики Беларусь в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в информационной области".

Соответственным образом отредактированы и приоритетные направления обеспечения национальной безопасности в этой сфере. Более четко новой редакции прописана "Совершенствование основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности. Разработка и реализация государственных научно-технических программ".

Существенным аспектом с точки зрения интересов личности как одного из объектов защиты является внесение положения о "Совершенствовании механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации. Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации".

Социально-экономические потрясения девяностых годов оказали значительное влияние на систему духовно-нравственных ценностей общества. Практически во всех странах так называемого переходного периода отмечаются такие процессы, как депопуляция, деформация половозрастной структуры, рост психических расстройств, самоубийств, алкоголизма, токсикомании и табакокурения. В Концепции это нашло отражение в седьмом разделе - "Безопасность Республики Беларусь в гуманитарной сфере".

В качестве приоритетных направлений укрепления безопасности в этой сфере выделены такие аспекты, как реализация государственной политики, направленной на "профилактику социально-опасных заболеваний"; "совершенствование государственной политики в области национально-культурного развития национальных общностей республики"; "поддержка семьи как важнейшего института развития и социализации детей"; "противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

Более широкое значение по сравнению с положением прежней редакции обозначено в пункте о "Развитии образования, науки, культуры и здравоохранения и укрепления международного сотрудничества в этих областях". В действующей Концепции упоминалось лишь о создании "достойных условий для жизни и деятельности работников науки, образования и культуры".

Существенно переработан восьмой раздел Концепции. Прежде всего изменена его структура. Первый параграф определяет систему обеспечения национальной безопасности (дается определение), а также содержит норму о механизмах правового регулирования, имеющих отсылочный характер. Более четко по сравнению с действующей Концепцией прописаны субъекты системы обеспечения национальной безопасности, которыми являются государственные органы, организации (т.е. предприятия, учреждения и т.д.), в том числе общественные объединения, а также граждане. Тем самым, находит свое отражение принцип взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения национальной безопасности.

Главной особенностью обеспечения безопасности на современном этапе является то, что в условиях значительной диверсификации интересов отдельных социальных групп нет одной ярко выраженной объединяющей угрозы и критериев четкого деления на угрозы внутренние и внешние. Следовательно, необходимо множество механизмов и методов обеспечения безопасности, координируемых на государственном уровне. В связи с этим в восьмом разделе указывается на механизмы руководства системой безопасности. В частности, документ определяет, что "общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь".

После определения понятия системы обеспечения национальной безопасности во втором параграфе излагаются требования к системе обеспечения национальной безопасности и затем (в третьем) основные функции данной системы. Представляется, что такая структура раздела более логична по сравнению с предыдущей редакцией, которая излагала параграфы в следующей последовательности: функции системы, требования к системе, структура и правовое обеспечение, финансирование и контроль.

Таким образом, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь в новой редакции предназначена для использования при разработке актов законодательства Республики Беларусь, а также при планировании и осуществлении деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности. На основе новой редакции Концепции планируется уточнить военную доктрину и завершить военную реформу.