Белоруссия на парламентском перепутье

Фадеев А.В
профессор, зав. отделом Белоруссии Института стран СНГ

Республиканские выборы и Союзный парламент

Выборы депутатов в Палату представителей Национального Собрания Белоруссии состоятся 15 октября 2000 г. Формально предвыборная кампания началась с момента опубликования указа президента республики этим летом. Этот документ определил не только точные сроки выборов. Он одновременно со всей очевидностью показал, что идея о проведении в Белоруссии одновременных выборов в Союзный парламент российско-белорусского государства этой осенью окончательно похоронена. Виной тому - позиция высшего руководства России, которое намеренно затягивало подготовку и внесение в Государственную Думу федерального закона о выборах депутатов Палаты представителей парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации. Напомним, что сам проект закона был готов уже в мае, но президент РФ "придержал" его, внеся в Госдуму только 13 июля, когда его рассмотрение было уже невозможно - парламентарии уходили на каникулы. Белорусская сторона, руководствуясь указаниями своего президента, внимательно наблюдала за трансформацией позиции России в этом вопросе, сделав для себя вполне определенный вывод. Так, проект республиканского закона о выборах в ПП СП находится в администрации президента РБ и до сих пор не внесен в Национальное Собрание.

Причина такого поведения российского руководства, как представляется, кроется в опасении, которое проявляют ведущие функционеры президентской администрации по отношению к новому законодательному органу. Дело в том, что парламент СГ никак не вписывается в структуру власти, активно сейчас создаваемую окружением В.Путина. Несмотря на явно ограниченные полномочия, нижняя палата Союзного парламента в перспективе способна преподнести ряд неприятных сюрпризов для верхушки нынешней власти РФ. Ведь парламентариям предстоит разработать Конституционный Акт! У политиков, действительно определяющих курс российского государства, сегодня нет полной уверенности в подконтрольности этого органа (по аналогии с Госдумой). Хотя бы в связи с тем обстоятельством, что там будут заседать и белорусские депутаты. Поэтому доверить парламенту Союза такой документ как Конституционный Акт, с их точки зрения, никак нельзя.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что и президент Белоруссии достаточно осторожно подходит к формированию российско-белорусского парламента, не испытывает острой потребности в форсировании сроков начала деятельности этого законодательного института. По крайней мере, до своего переизбрания он эту проблему будировать, вероятно, не будет.

На фоне свертывания союзных программ перенос (или "заматывание") сроков выборов в Союзный парламент выглядит вполне логично. Как известно окончательно провален бюджет Союзного государства на 2000 г. За истекшие месяцы он был исполнен всего на 20%. Самая нашумевшая и масштабная российско-белорусская программа по дизелестроению в этом году профинансирована на 2%, а программа "Союзный телевизор" - на 10%. Это привело к сокращению рабочих мест, свертыванию перспективных производственных линий, а также к выходу целого ряда российских партнеров из совместных программ (под разными предлогами). По словам лидера союзной Белоруссии А.Лукашенко белорусско-российские отношения "подошли к очень опасной черте".

На официальном уровне озвучены только две версии о дате проведения выборов в нижнюю палату Союзного парламента - не раньше лета будущего года (А.Лукашенко) и март 2001 г. (Г.Селезнев). Это, заметим, при полной готовности провести выборы в обеих странах в этом году. В Белоруссии выборы в Союзный парламент могли быть привязаны к республиканским парламентским или президентским. Сценарий их самостоятельного проведения маловероятен для РБ, и в силу грядущих выборов президента, и по причине финансовых трудностей и неразворотливости официозных политтехнологов и СМИ. Надежда на одновременное проведение выборов президента республики и депутатов нижней палаты Союзного парламента остается, но она крайне мала.

Политика оппозиции

Парламентские выборы в Белоруссии осенью пройдут, скорее всего, без сенсаций и неожиданных результатов. Президент ясно и довольно жестко определил качественные параметры и состав будущей нижней палаты НС, с которой он готов работать дальше. По существу это - старый корпус депутатов, слегка обновленный "однодумцами". Вряд ли оправдаются ожидания ряда оппозиционных аналитиков, предсказывающих выборам "скандальный и громкий" резонанс. Внутри республики к такому обороту ничего не располагает, а упование на внешнее политическое воздействие (в первую очередь непосредственно на Лукашенко) носит, скорее, характер завышенного ожидания.

Радикальная оппозиция смогла получить, хоть и в ограниченном объеме, доступ к государственному телевидению (без чего победа на выборах невозможна). Но выработать единую предвыборную платформу, понятную и способную привлечь значительный пласт избирателей, оказалось ей не под силу. Соответственно этому оппозиция потеряла возможность получения серьезной финансовой подпитки из-за рубежа на "раскручивание" своих кандидатов.

Ряд оппозиционных лидеров продолжает надеяться на то, что влияние ухудшающейся экономической ситуации отразится на результатах выборов, если не парламентских, то уж президентских точно. Определенный оптимизм испытывают радикалы и по поводу новой волны интереса к ним определенных кругов на Западе, связанного с обновлением руководства оппозиционных партий (БНФ, ОГП) и попытками их консолидации. Однако президент и его администрация прочно удерживают контроль за ходом выборов в своих руках и готовы использовать накануне выборов финансовые и продовольственные резервы, административный ресурс (льготы, отмена ряда ограничений и запретов и т.п.) для купирования хозяйственной ситуации и временного улучшения уровня жизни потенциального электората. Поэтому эти надежды оппозиции кажутся весьма шаткими.

По сути, несмотря на частичное обновление руководящих кадров, оппозиция продолжает действовать по заезженной схеме. Накануне выборов информационные, организационные структуры радикального крыла оппозиции в провинции, в сельских регионах, как и ранее, являются абсолютно недееспособными. Кроме Минска опорных пунктов у оппозиционных сил в республике практически нет. Новации в виде создания в пожарном порядке т.н. "координационных рад" в областях и районах, изоляции Лукашенко от собственной номенклатуры(!) представляют собой очередные химеры оппозиции и обречены на провал.

Долгие годы оппозиция лепила образ врага в лице России, убеждала население Белоруссии в том, что все беды от России и поддерживаемого ею Лукашенко. Тем самым недалекие стратеги от оппозиции лишили себя поддержки со стороны всех политических сил в России. Кроме Немцова и Хакамады, туманно пообещавших выработать в будущем некий "правый взгляд" на отношения между двумя странами, остальные политические партии России предпочитают открещиваться от белорусских радикалов. В этих обстоятельствах оппозиция не сможет воспользоваться в своих интересах и информационными потоками из России, прежде всего ресурсом электронных российских СМИ.

Слабость и полная неготовность оппозиции к парламентским выборам - вот главный и подлинный побудительный мотив отказа оппозиционных партий от участия в них (что, впрочем, не исключает самостоятельного выдвижения деятелей от оппозиции). Все разглагольствования их лидеров о бессмысленности борьбы за места в невлиятельном парламенте в период правления Лукашенко представляют собой дешевый трюк, не способный обмануть думающего человека. Ведь всем понятно, что парламентские выборы - это предтеча выборов президента Белоруссии, первый и важнейший их этап.

Несмотря на громкие заявления об отказе от участия в выборах, оппозиционные силы деятельно готовятся к ним. Партия коммунистов Белорусской Сергея Калякина и ЛДПБ Сергея Гайдукевича вообще решили не игнорировать избирательную кампанию. Первая выдвинула 79 кандидатов, а вторая - 110. Есть данные, что радикальная оппозиция попытается провести в нижнюю палату НС более 60 "независимых" кандидатов. Размах предвыборной агитации данной категории кандидатов позволяет сделать вывод о том, что в финансовых средствах они не стеснены. Стоит специально подчеркнуть, что оппозиционные кандидаты, по совету партийных аналитиков, неожиданно отказались на период предвыборной кампании от антироссийской риторики. Можно уверенно прогнозировать, что оппозиция не сможет консолидироваться на пороге выборов. Более того, расхождения по вопросу предвыборной тактики уже привели к расколу внутри руководства некоторых партий.

Дальнейшая тактика оппозиции состоит в том, что на фоне неизбежного, с ее точки зрения, разочарования населения РБ после парламентских выборов, которые, конечно, не будут признаны международным сообществом, дальнейшего падения уровня жизни белорусов "усиленное давление" Запада на Лукашенко приведет к полному принятию им пресловутых четырех условий оппозиции. Вот тогда оппозиция, оседлав государственные ТВ каналы и официальные печатные СМИ, скажет свое слово и, чудесным образом переломив ход информационной войны, поборется за реальную власть в республике.

Пока же, несмотря на огромные по масштабам Белоруссии тиражи (совокупный тираж СМИ оппозиции близок к 500 тыс.), оппозиционная печать не пользуется особой популярностью у населения. Порядка 80% этих изданий, поступив к распространителям, так и не распродаются. 79,6% граждан РБ (по данным Белорусской ассоциации журналистов) считают основным источником информации российский телеканал ОРТ. Возможно поэтому абсолютное большинство потенциальных избирателей в республике не знает как правильно называется их собственный парламент (чаще называют его по российской кальке Государственной Думой).

Помимо радикальной оппозиции борьбу за места в парламенте ведут представители деловых, в первую очередь коммерческих слоев населения. Вместе с частью интеллигенции, чиновников среднего и нижнего уровня они образуют группу нерадикальной оппозиции, поскольку критически относятся к шагам президента РБ в управлении экономикой и финансами. Цель "умеренных" вполне понятна - формирование в случае успеха на выборах политического парламентского крыла, способного лоббировать их клановые интересы. Кроме того, статус парламентария может помочь установить "нужный" контакт в правительственных кругах, снизить риск возможных проверок сверху своего бизнеса и т.п. Не исключено, что такого рода новые депутаты попытаются провести в председатели Палаты представителей своего ставленника, который использует этот пост в качестве трамплина для мощного старта в предстоящей в будущем году президентской гонке. Подчеркнем, что такой политический кульбит реален и гораздо серьезнее потуг радикальной оппозиции. Ни один из ее представителей, если бы выборы президента проводились в сентябре, не набрал бы даже 7% голосов (а за таких "известных" оппозиционных лидеров как В.Вечерко (БНФ) и А.Лебедько (ОГП) вообще готовы проголосовать менее 2% потенциальных избирателей).

Позиция власти

План предвыборных действий, разработанный президентскими и правительственными структурами РБ, имеет все шансы на успех. К руководству пропагандистской машины пришли опытные функционеры, за плечами которых организация в прошлом победных избирательных кампаний, референдумов, а в руках - финансовые ресурсы госбюджета.

Правда, есть опасение, что формирование конструктивного корпуса депутатов столкнется этой осенью с рядом проблем. Во-первых, как известно, президент РБ А.Лукашенко мало внимания уделяет политическому оформлению и консолидации поддерживающих его идейную платформу общественных сил. Он - как бы самодостаточен, поэтому все советы о создании сильной и организованной пропрезидентской партии пока отвергал. Между тем опыт создания российского общественно-политического движения "Единство", организация его победы на думских выборах могли бы быть использованы в Белоруссии. Во-вторых, на этих выборах избирательные округа укрупнены, их географические границы расширены, что усложнит интригу выборов и даст определенный шанс малоизвестным кандидатам. В-третьих, несмотря на проведенную предварительную работу по оценке шансов на победу лояльных правительству кандидатов, президентская команда затем неожиданно самоустранилась на длительное время от их поддержки, "раскручивания". Этим были заметно снижены их шансы на успех в своих избирательных округах. И, наконец, в-четвертых, впервые за историю суверенной Белоруссии местная власть оказала поддержку в выдвижении одних депутатов, а центральная - других, но в тех же округах.

Конечно, все это - просто результат плохой организации предвыборной кампании, а вовсе не показатель раскола во властной пирамиде, подспудной борьбы различных ветвей управленческой вертикали. Однако недооценка пагубных последствий такой безалаберности и несогласованности может привести к весьма нежелательным для руководства республики последствиям.

Серьезно осложнил ситуацию отказ оппозиционных партий обсуждать закон "О Национальном Собрании РБ". Этот документ, принятый в первом чтении старым составом ПП НС, был разослан всем политическим и общественным организациям, включая оппозиционные. Теперь судьба общественно-политического диалога, который должен в сентябре возобновить свою работу, представляется весьма неопределенной - почва для обсуждения самого злободневного законодательного акта явно ускользает. Тем временем руководство республики, как представляется, оказалось совсем не готово к такому обороту событий. В случае с Избирательным кодексом оно действовало гораздо наступательнее и, главное, более гибко.

Международный прессинг

ОБСЕ, ПАСЕ и другие европейские структуры, как известно, выдвинули ранее 4 условия для обеспечения участия наблюдателей от них на предстоящих парламентских выборах. Напомним, что это - соответствие Избирательного кодекса республики европейским и международным стандартам; повышение статуса и полномочий самого парламента; открытие доступа оппозиционным партиям к средствам массовой информации, прежде всего ТВ; прекращение "политических репрессий" и освобождение "политзаключенных".

После завершения последнего визита делегации ПАСЕ в Белоруссию, стало ясно, что подобные посещения республики и ознакомление с положением дел в ней никак не влияют на позицию руководства евроструктур. Помощник президента РБ С.Посохов в этой связи совершенно правильно заметил, что "западные делегации прибывают в Белоруссию с заранее сформированным мнением. Доводы РБ не берутся во внимание".

Председатель комитета ПАСЕ по политическим вопросам Тэрри Девис не рекомендовал Совету Европы присылать своих наблюдателей на выборы нижней палаты белорусского парламента. Он оказался в этом вопросе не одинок. Делается все, чтобы воспрепятствовать приезду наблюдателей от европейского сообщества на выборы ПП НС Белоруссии.

Отказ от международного контроля за ходом выборов представляет собой серьезный дипломатический демарш, который автоматически ставит Белоруссию вне рамок сообщества демократических государств мира, дает прямой повод считать избрание депутатов Палаты Представителей НС не легитимным.

Несмотря на то, что Белоруссия в главных чертах выполняла условия, выдвинутые западноевропейскими организациями, они продолжают намеренно, с завидной постоянностью искажать в глазах мировой общественности реальное положение дел в республике с соблюдением прав человека и демократических свобод. Объективно усилия представителей этих структур направлены на признание парламентских выборов в Белоруссии не соответствующими международному праву.

Одно ясно - выборы состоятся, поскольку более 60% населения уже твердо высказалось за участие в них. В любом случае последнее, и самое веское слово скажет 15 октября белорусский избиратель. А воля народа - это высшее право...