Экологической безопасности Союзного государства – правовую основу
Худая М.Н.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий
Прошло более четырех лет с того времени, когда Россия и Беларусь предприняли исторический шаг, встав на путь единения братских славянских народов.
Мы видим, что процесс этот проходит непросто. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что единение российского и белорусского народов - это объективная необходимость, и ничто не может помешать нашему движению вперед.
Мы прошли путь от Сообщества к Союзу Беларуси и России и затем к созданию Союзного государства. Оценивая сделанное, необходимо подчеркнуть важную роль в становлении и развитии Союза Беларуси и России, строительстве Союзного государства Парламентского Собрания, его постоянных комиссий.
Учитывая актуальность экологических и природоохранных проблем, прежде всего связанных с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Комиссия Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий была образована в 1996 году, т.е. с момента начала функционирования Парламентского Собрания.
На исходе второго тысячелетия, оглядываясь назад и анализируя уходящее столетие, следует сделать вывод, что научно-техническая революция текущего столетия вызвала глубокие преобразования и изменения, затрагивающие самые разные стороны жизни общества, принося человечеству многочисленные материальные блага. Однако реализация научно-технических достижений в различных областях человеческой деятельности сопровождается и рядом негативных явлений. Это, во-первых, интенсивное потребление природных ресурсов, количественная и качественная исчерпаемость которых ставит перед человечеством уже сегодня серьезные проблемы. Во-вторых, в возрастающей степени загрязняется различными токсичными веществами, пылевидными частицами атмосфера. В водоемы и реки постоянно попадает громадное количество нефти, нефтепродуктов и отходов производства и потребления. Почва загрязняется пестицидами, промышленными и бытовыми отходами, загрязняющими химическими веществами, усиливается ее эрозия, снижается плодородие, вследствие чего почва истощается и деградирует. Целый комплекс проблем вызвало произошедшее вследствие аварии на Чернобыльской АЭС загрязнение обширных территорий продуктами радиоактивного распада. Прошло 14 лет, а последствия аварии очень ощутимы и теперь и будут еще долгие годы оказывать свое негативное влияние как на здоровье человека, так и на окружающую нас природную среду.
Разрушительное загрязняющее воздействие антропогенных факторов на окружающую среду приобретает в последнее время глобальный характер и вызывает обоснованную тревогу всего человечества.
Распад СССР и самоопределение его республик, в том числе и Беларуси, обусловили разрушение системы общесоюзного природоохранного законодательства, положили начало формированию по сути одноименных и однотипных систем национальных законодательств, породили настоятельную необходимость увязки норм этих законодательств с международными правовыми нормами в рамках СНГ и на уровне мирового сообщества.
Учитывая наличие сохранившихся между республиками бывшего Союза, и в первую очередь между Белоруссией и Россией, многих социально-экономических и иных связей, а также наметившиеся тенденции их углубления, наиболее вероятными и оптимальными являются перспективы согласования, унификации и интеграции природоохранного законодательства между нашими странами.
Целью развития экологического законодательства является создание такой системы нормативно-правовых актов, которая бы, устраняя пробелы в правовом регулировании экологических отношений, отражая все закономерности формирования и функционирования данной отрасли, создавала бы правопорядок, исключающий любой вред здоровью людей, окружающей среде, народному хозяйству, и обеспечивала бы комплексное рациональное использование природных ресурсов.
В рамках Союза Беларуси и России ведется работа по гармонизации законодательства об охране окружающей среды, законодательства о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одним из первых был подготовлен и принят на сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России нормативный правовой акт "О гидрометеорологической деятельности". В настоящее время в соответствии с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства идет разработка Основ законодательства Союзного государства "Об охране окружающей среды", "О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О питьевом водоснабжении", "Об экологическом образовании".
Следует отметить, что активно проводимый законотворческий процесс зависит не только от политических факторов. К факторам, влияющим на процесс создания эффективной системы экологического законодательства, относятся также социальные, экологические, экономические, идеологические, культурно-исторические, организационные и нравственно-воспитательные. Причем степень совершенства законодательства определяется соответствием принимаемых правовых актов тем условиям, в которых они будут действовать.
Особое место в законотворческом процессе занимают организационно-правовые факторы, и в первую очередь, - состояние действующего законодательства. Еще недавно законодательство, принятое в 1992-1997 годах, представляло значительный шаг вперед, а сегодня уже требует существенной переработки и дополнения.
Во-первых, в большинстве правовых актов не полностью реализованы конституционные основы, которые призваны обеспечить организацию рационального природопользования и восстановление загрязненной окружающей среды.
Во-вторых, вопросы производства и использования токсичных и ядовитых веществ, атомной энергии, использования атмосферного пространства установления стандартов и эталонов, регламентированы очень слабо и в основном нормативными, а не законодательными актами.
В-третьих, законодательство несколько декларативно. В нем недостаточно определен механизм реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. До сих пор не сформировалась эффективная система платности за природопользование. Отсутствуют нормы об экологическом страховании.
Следует также остановиться и на ряде других аспектов, которые в первую очередь необходимо решать при совершенствовании законодательной базы.
По вопросам приватизации. Для создания правового механизма обеспечения экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности в законодательство о приватизации государственного имущества должны быть внесены общие положения, а в законодательство об охране окружающей среды подробные положения об обязательном участии в процессе приватизации представителей государственных природоохранных структур, о порядке проведения аудиторской экологической проверки приватизируемых объектов, о программах их экологической санации и финансировании этих программ, о порядке проведения контроля за выполнением программы санации, о запрете сокращения расходов на экологические нужды, ответственности за вред, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, предшествующей приватизации.
Аналогичные требования должны быть заложены и в законодательство о банкротстве. Помимо этого его положения необходимо дополнить отдельной главой или статьей "Об экологических требованиях при банкротстве опасных производственных объектов", в которой предусмотреть требование об обязательности проведения государственной экологической экспертизы обанкротившегося предприятия, об отражении природоохранных объектов в акте инвентаризации отдельной строкой, об обязанности арбитражного суда при возбуждении дела о банкротстве направлять определение об этом в природоохранные органы, об установлении особого режима владения, пользования и распоряжения природоохранным имуществом и рядом других требований.
По экологическому страхованию. Необходимо разработать Основы законодательства Союзного государства "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда, вызванного аварийным загрязнением окружающей среды (об обязательном экологическом страховании)". В них должны быть предусмотрены единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда, вызванного аварийным загрязнением окружающей среды, и распространяться на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам, экономическому стимулированию предотвращения аварийного загрязнения окружающей среды и деятельности по нейтрализации экологических угроз безопасности личности и обществу без привлечения для этого бюджетных средств.
По возмещению вреда. Нормы о возмещении экологического вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, возмещения вреда на неблагополучных территориях и при чрезвычайных ситуациях в действующем законодательстве лишь подразумевают установление какого-то порядка возмещения, но не конкретизируют его. Отсутствие этого порядка в экологическом законодательстве частично восполняется возможностью применения норм других отраслей и в первую очередь гражданского права. Отсутствие собственного эколого-отраслевого регулирования этих отношений является не чем иным, как относительной пробельностью права и, соответственно, одной из причин редкой применяемости существующих норм. Все это обосновывает необходимость разработки новых правовых норм, а наиболее правильным подходом было бы принятие Основ законодательства Союзного государства "О возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями", в котором следует предусмотреть разделы "О возмещении вреда, причиненного окружающей среде", "О возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды", "О возмещении вреда, причиненного юридическим лицам неблагоприятным воздействием окружающей среды", "О возмещении вреда населению при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях с экологическими последствиями" и другие.
Требуют уточнения и расширения положения по правовому регулированию налогообложения и платежей в области охраны окружающей среды и природопользования. Основной задачей экологического налогообложения и платежей за природопользование должно стать создание благоприятных условий для уменьшения вредных воздействии на окружающую среду и внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий путем расширения уже существующих льгот другими. Целесообразно также предусмотреть в законодательстве повышенные ставки налогов и платежей на продукцию, производимую с использование экологически опасных технологий и сырья, продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении после истечения сроков ее годности.
Следует внести дополнения и изменения в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Считаю необходимым конкретизировать условия кредитования любой деятельности, оказывающей то или иное воздействие на окружающую среду. При этом основным условием должно быть наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы и обязательство юридического или физического лица, берущего кредит, соблюдать при осуществлении деятельности экологических требований, установленных законодательством об охране окружающей среды. В банковском законодательстве необходимо заложить норму, что невыполнение выше предлагаемых условий кредитования является основанием для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности. Это послужит гарантией соблюдения банками правовых экологических требований.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что экологическое законодательство пока еще не в полной мере обеспечивает на данный момент необходимые условия для повышения эффективного использования природных ресурсов, осуществления мероприятий по охране и восстановлению нарушенных природных систем, создания благоприятных условий жизни людей и надлежащего экологического правопорядка как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации.
В этой связи представляется, что при переработке старых и разработке новых законопроектов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов необходимо учитывать следующие критерии:
наиболее полная и детальная регламентации в законодательстве полномочий органов государственного управления, экологических требований при осуществлении технологических процессов, хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц;
широкое внедрение эколого-правовых норм в хозяйственное и иное законодательство с целью перехода от принципа "исправления и реагирования" к принципу "активной профилактики";
перенос центра внимания с самих природных объектов на процессы их использования с целью определения в последующем показателей расхода и потребления природных ресурсов на единицу продукции;
создание единого понятийного аппарата, в котором термины будут использованы в одном значении;
включение в законодательство процессуальных норм, которые будут детально регламентировать процедуру осуществления экологической деятельности;
установление санкций за нарушение экологического законодательства, соразмерных причиняемому вреду окружающей среде и здоровью граждан: расширение системы платности за пользование природными ресурсами.
Реализация вышеуказанных направлений в сочетании с предлагаемыми критериями наполнения экологического законодательства позволит в короткие сроки создать основу принципиально нового экологического законодательства как в Союзном государстве, так и в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Теперь же необходимо продолжить разработку и добиваться скорейшего принятия ряда специальных законодательных и кодифицированных актов: об атмосферном пространстве, о растительном мире, об использовании атомной энергии и др. Кроме того, нуждаются в доработке законы об отходах, о налоге за пользование природными ресурсами, об экологической экспертизе, земельный кодекс и другие.
В перспективе предстоит разработать новые правовые акты, которые устранили бы пробелы в правовом регулировании. Среди них, на мой взгляд, должны быть в первую очередь следующие законопроекты:
В своей работе по совершенствованию природоохранной законодательной базы Комиссия использует аналогичное законодательство как государств-участников СНГ, так и других стран, в частности Польши, Германии, Литвы, Латвии, Швеции и других стран. Более детально изучается законодательство Беларуси и России, поскольку идет создание гармонизированного законодательства.
Одним из основных направлений деятельности комиссии является осуществление контроля за реализацией совместных союзных программ экологической направленности. Как известно, чернобыльская катастрофа, стала крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофой, поставила перед обществом и наукой множество чрезвычайно сложных проблем, решение которых возможно только при интеграции интеллектуального и материально-технического потенциала пострадавших государств. Осознание необходимости объединения усилий по минимизации последствий катастрофы дало в 1997 году толчок ученым, парламентариям и представителям исполнительной власти Беларуси и России к разработке Программы совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России.
В рамках Союза при формировании союзного бюджета на 1998 год Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 1998-2000 годы была утверждена. Она предусматривает финансирование в сумме 333,75 миллиона российских рублей. За 1998-1999 годы уже освоено в рамках этой программы 133 миллиона российских рублей.
Для координации научных исследований по программе, их анализа и выбора перспективных направлений создан Научно-консультативный совет по проблемам Чернобыля при Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий. В его состав вошли виднейшие ученые и специалисты Беларуси и России, занимающиеся решением возникших проблем. Председателем Совета утвержден директор Института радиобиологии Национальной Академии наук Беларуси академик Е. Конопля, а сопредседателем -директор Медицинского радиологического центра РАМН академик А. Цыб.
Основными целями программы являются:
концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов Беларуси и России для решения наиболее принципиальных проблем по минимизации последствий аварии на ЧАЭС, в том числе в области радиационной медицины, сельскохозяйственной радиологии, радиобиологии и радиоэкологии, радиационного контроля и мониторинга; создание унифицированной нормативно-правовой базы для проведения мероприятий по медицинской, радиационной и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Программа состоит из четырех разделов.
Первый - научно-прикладной, включающий научные разработки по созданию единых методических подходов к радиационному мониторингу природной среды, совершенствованию и унификации методик; определению доз облучения и восстановлению доз облучения, полученных населением; созданию унифицированных банков данных по учету, диагностике после начала аварии; созданию и профилактике заболеваний у лиц, пострадавших от радиационного облучения; обмену методиками по ведению сельского и лесного хозяйства, разработанными учеными; оценке пострадиационных нарушений при хроническом действии радиации, поиску средств их коррекции, а также решению ряда других научных задач.
Второй - прикладной, предусматривающий совершенствование и внедрение современных технологий производства лечебно-профилактических продуктов питания и пищевых добавок радиозащитного и адаптогенного действия, а также технологии ведения сельского хозяйства, дезактивации и т. д.
Третий - создание нормативно-правовой базы.
Четвертый - создание материально-технической базы, строительство и оснащение Гродненского завода медицинских препаратов, Всероссийского центра экологической и радиационной медицины в г.Санкт-Петербурге, специализированного радиологического диспансера в г.Гомеле, клинического корпуса Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук в г.Обнинске.
В рамках реализации программы 16-17 апреля 1998 года в Минске была проведена Международная научная конференция "Фундаментальные и прикладные аспекты радиобиологии: биологические эффекты малых доз радиации и радиоактивное загрязнение среды". В ее работе приняли участие более 300 ученых и специалистов, которые представляли научные учреждения Беларуси, Украины и России.
Первый этап реализации научной части программы, основными задачами которого был поиск и подбор единых научно-методологических и методических подходов в области мониторинга, здравоохранения, агропромышленного и лесного хозяйства, определение единых критериев оценки ситуации, успешно завершается.
В соответствии с первым разделом этой программы в 1998-1999 годах были выполнены задания "Унификация методик и реконструкция доз облучения, полученных ликвидаторами и эвакуированными", "Унификация методики и реконструкция доз облучения щитовидной железы от инкорпорированного радиойода для населения Республики Беларусь и Российской Федерации", "Согласование и утверждение единых форм протоколов по диагностике послеоперационного и диспансерного наблюдения и реабилитации населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы", "Выработка нормативных документов по вопросу организации консультаций и госпитализации пострадавшего населения в клинических учреждениях Беларуси и России, а также совместного использования баз реабилитации и оздоровления", "Оценка пострадиационных нарушений при хроническом действии радиации и поиск средств их коррекции", "Создание единых нормативно-методических документов по мониторингу радиоактивного загрязнения природной среды", "Разработка и внедрение единых программ и методик радиационного контроля в агропромышленном комплексе", "Создание и обеспечение функционирования единой системы мониторинга радиоактивного загрязнения на территории Днепровско-Сожского водосбора", "Согласование нормативно-методической базы радиационного контроля и измерительной системы в лесах".
В результате выполнения этих заданий определен порядок использования метода ЭПР - дозиметрии по эмали зубов в унифицированных методиках оценки доз эвакуированных лиц и ликвидаторов, единый методический подход к определению показаний к хирургическому лечению заболеваний щитовидной железы, объему хирургического лечения, к послеоперационному ведению пациента с доброкачественными болезнями щитовидной железы, выполнено углубленное изучение заболеваемости раком молочной железы, легких, желудка у населения районов Гомельской и Минской областей с сопоставлением с уровнем заболеваемости до аварии, изучено влияние внешних низкоинтенсивных излучений на основные звенья эндокринной регуляции организма (в эксперименте), выделены контингенты наибольшего риска развития заболеваний, имеющих максимальный удельный вес в структуре основной заболеваемости, изучено влияние внешних низкоинтенсивных и онизирующих излучений на сердечно-сосудистую систему и составляющие ее структурно-функциональные элементы (в эксперименте).
По результатам 1999 года Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России выполнена в полном объеме. На 2000 год из союзного бюджета будет выделено 200,760 миллионов российских рублей.
Помимо вышеназванной Программы разработана совместная программа Союза Беларуси и России в области гидрометеорологической деятельности "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа, прогноза, распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды".
Целенаправленная работа Госкомгидромета России и Госкомгидромета Беларуси позволила закупить часть оборудования для осуществления информационного обмена и ввода графической информации из Гидрометцентра России в Гидрометцентр Беларуси, а так же для проведения расчетов региональной модели прогноза погоды и для установления информации, которая необходима при составлении прогнозов погоды на территории Беларуси. Осуществляется передача прогностических карт сроком до 72 часов, рассчитанная по специальной модели. Полностью обеспечено финансирование программы в 1998-1999 году. Для её завершения в 2000 году предусмотрено выделить из союзного бюджета 7250.0 тыс. рос. рублей. Создана совместная коллегия двух ведомств Беларуси и России.
Кроме того, разработана совместная программа по гармонизации законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации в 1999--2000 годах, которая принята и утверждена.
Программа состоит из семи разделов:
1. Общие вопросы. Разработка согласованного основного проекта Основ законодательства об охране окружающей среды.
Создание системы информационного взаимодействия по вопросам охраны окружающей среды, подготовка природоохранных стандартов, создание унифицированного реестра и базы данных по природоохранным технологиям, формирование системы переподготовки и стажировки кадров.
2. Разработка методических указаний по комплексной оценке состояния трансграничных водных объектов и их мониторинг.
3. Разработка порядка взаимодействия в рамках выполнения обязательств по Конвенции СИТЕС в области охраны и рационального использования растительного и животного мира.
4. Разработка системы оценки качества почв и методики определения предельно допустимых нагрузок на почву.
5. Вопросы охраны атмосферного воздуха. Разработка проекта нормирования выбросов с учетом межгосударственных требований.
6. Разработка согласованного порядка регулирования трансграничных перевозок опасных и других отходов, определение методики возмещения ущерба, нанесенного природным объектам, и другие нормативные материалы.
7. Контроль за озоноразрушающими веществами, регламентация ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ.
В 1999 году из союзного бюджета выделено и освоено 3000.0 тыс. рос. рублей. Для завершения начатых разработок в 2000 году будет выделено 1882.9 тыс. рос. рублей.
Разработанные программы будут способствовать созданию правового механизма природоохранной деятельности, соответствующие международному праву в области охраны окружающей среды.
Наша экологическая политика постоянно корректируется с учетом новых реалий. Основополагающим в этом плане явились документы и рекомендации конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де Жанейро (1992 г.) и общеевропейских встреч министров окружающей среды в Люцерне (1993 г.), Софии (1995 г.), Орхусе (1998 г.), Лондоне (1999 г.).
В последние годы Республика Беларусь и Российская Федерация уделяли достаточно большое внимание выполнению международных Конвенций и подписанных к ним протоколов. К ним относятся:
Республика Беларусь и Российская Федерация совместно с другими государствами активно участвует в подготовке проекта Конвенции об экологической безопасности, работа над которой входит в стадию завершения.
В целях выполнения вышеуказанных международных природоохранных конвенций и соглашений в Республике Беларусь и Российской Федерации разработаны и осуществляются конкретные мероприятия, что способствует улучшению экологической обстановки в государствах, сохранению, восстановлению и рациональному использованию биоразнообразия, созданию правового механизма природоохранной деятельности, соответствующего современному международному праву в области охраны окружающей среды.
В своей работе комиссия опирается на общественные организации и научные учреждения. Выше говорилось о роли Научно-консультативного совета по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
При комиссии более двух лет функционирует Экологический Совет, в который входят на добровольной основе ведущие ученые -экологи Беларуси и России. Он является постоянно действующим общественным органом экспертного и информационно-консультативного обеспечения Комиссии Парламентского собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий в области экологических проблем и радиационного использования природных ресурсов.
Актуальные экологические проблемы регулярно рассматриваются на постоянно действующем семинаре "Природа без границ и для всех". Примечательно, что в сентябре прошлого года в адрес Экологического Совета поступило приветствие от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Члены нашей Комиссии, депутаты аналогичных Комиссий Парламента Беларуси и России, а также ученые, входящие в Научно-консультативный совет и Экологический Совет, активно участвуют в организации и проведении международных экологических конференций.
Среди них следует отметить следующие:
Члены Комиссии принимали участие в организации и проведении ряда Круглых столов по различным экологическим проблемам с принятием соответствующих резолюций. В частности, в феврале 1998 года году с участием депутатов комиссии проведен Круглый стол "Информирование населения о состоянии окружающей среды и роли граждан и общественных организаций в принятии решений по экологическим проблемам", в связи с подготовкой к подписанию правительствами государств международной Конвенции "По обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды", а в апреле 1998 года - "Проблемы развития и сохранения природных ресурсов Полесского региона".
Комиссия в течение ряда лет участвовала в реализации проектов по линии TАCIS. В их рамках депутаты участвовали в рассмотрении запланированных вопросов на заседаниях в г. Софии (1996 г.) "Совершенствование природоохранного законодательства в странах Европы", г.г. Киеве, Минске (1997, 1998, 1999 г.г.) "Информированность населения по вопросам экологической безопасности".
Члены Комиссии регулярно выезжали в загрязненные радионуклидами районы для ознакомления с действительным положением дел на местах, встреч с пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС населением и оказанием посильной помощи в решении их проблем.
Реальное становление Беларуси и России как суверенных государств, переход в экономической сфере к общепринятым в мировом сообществе рыночным отношениям требуют включения наших стран в мирохозяйственные связи на основе реализации всей совокупности международных соглашений и договоров.
Идея устойчивого развития, возникшая в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста, а также надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде, находит широкое признание в наших странах, поскольку отражает их коренные интересы. Разделяя основные рекомендации и принципы документов, принятых в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, правительства Беларуси и России считают необходимым осуществить переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
В принятой Конференцией ООН "Повестке дня на XXI век" намечена стратегия развития мирового сообщества на будущее, предусматривающая гармоничное достижение основных целей - сохранение окружающей среды и здоровая экономика для всех народов мира. Социально-экономический аспект этой стратегии включает реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, повышение уровня жизни населения, борьбу с преступностью и нищетой, изменение структуры производства и потребления, содействие устойчивому развитию регионов, международное сотрудничество, учет экологических требований при принятии и реализации решений.
Экологический аспект устойчивого развития предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное применение высоких технологий, химических веществ с учетом решения социально-экономических проблем.
Реализация этих мер позволит обеспечить положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде человек - хозяйство - природа), отражающих функционирование, сбалансированное взаимодействие и движение социальной, экономической и экологической сфер.
И в рамках этой стратегии члены нашей Комиссии стремились и будут стремиться делать все для того, чтобы подготовить хорошую законодательную базу, позволяющую предотвращать негативные изменения в окружающей среде и сохранять ее для будущих поколений.
В настоящее время деятельность комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий большей частью направлена на выполнение Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Интеграция наших государств предполагает наличие правовой базы сотрудничества во всех областях, в том числе и природоохранной. Согласование законотворческой деятельности парламентариев является для наших стран важным условием формирования не только единого правового, но и общего социально-экономического, научно-технического, природоохранного и информационного пространств.
Опыт работы в рамках Союза Беларуси и России еще раз подтверждает непреложную истину: ни одна страна в одиночку не сможет решить насущные проблемы окружающей среды, поскольку окружающая среда не имеет ни границ, ни территориальной принадлежности и все проблемы должны решаться сообща, всеми государствами мира.