Загадки союзной идеологии

Драко В.В.
Депутат Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, председатель комиссии по информационной политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Парламентским Собранием Союза Беларуси и России было принято решение об издании на базе государственных газет "Советской Белоруссии" в Республике Беларусь и "Российской газеты" в Российской Федерации вкладыша "Союз". Эта программа была призвана консолидировать силы единения и отрабатывать общественно-политическую и государственную идею будущего Союзного государства. Однако первые же номера вызвали недоумение, ибо оказались "заражены" старой болезнью националистического (а-ля БНФ) "перемалывания" истории и современности в угоду сепаратистским догмам, рожденным на развалинах Советского Союза. Крайне необходимо обозначить те идеологические концепции, которые никоим образом не могут быть взяты на вооружение при формировании принципиально нового интеграционного поля, где и будет строиться Союзное государство.

Статьи некоего А.Медведева "Загадка вечной самобытности" ("Союз" №0, в соавторстве с В.Кузнечевским) и "У белорусской нации достойное прошлое и собственное будущее" ("Союз", № 3), опубликованные в новом печатном органе, на 80% повторяют друг друга. Они вызывают критическое отношение к себе потому, что опасны своей незаметной, но крайне разрушительной энергией по девальвации самой идеи белорусско-российского единения.

В начале первой статьи автор приводит данные о потерях белорусов во время русско-польской войны, Северной войны, Великой Отечественной войны. (Даже в отношении последней имеются существенные разночтения в отношении реальных потерь: полагают, что погиб не каждый четвертый, а каждый третий белорус. Что касается первых двух войн, то никакой уважающий себя историк не будет ссылаться на статистику, которой просто-напросто нет, а есть лишь косвенные сведения.) Следует отметить, что данные о потерях белорусов во всех этих войнах широко использовались белорусскими националистами для дискредитации России и СССР. По их оценкам, все войны велись Россией, завоеватели шли на Москву, а страдали ни в чем не повинные мирные белорусы. Далее их "логический ряд", как правило, дополнялся Чернобылем. Этнорадикалы спекулировали даже на этой катастрофе планетарного масштаба. "Москва спроектировала АЭС, Киев его взорвал", а пострадавшими вновь оказались белорусы, которым, кстати, никто не оказал необходимой помощи. Таким образом, все последовательно сводится к традиционному геноциду русских против белорусского народа.

Автор статьи с пафосом сообщает: "Трагична судьба белорусского языка". Да, она была трагичной в годы господства поляков. Да, была полонизация, да были ошибки и при русификации во времена Николая I. Но почему автор забыл (или не пожелал вспомнить) о том, что при Польше осуществлялись широкомасштабные тотальные гонения на православную церковь, и что возвращение русского языка - это был объективный акт исторической справедливости. Не случайно на референдуме белорусский народ поддержал своего первого президента А.Г.Лукашенко и проголосовал за государственное двуязычие. Этот факт в комментариях не нуждается, он - тоже продолжение истории, развития, взаимосвязи двух славянских языков.

Не выдерживает никакой критики заявление автора статьи, что "в результате сталинского диктата к середине 1930 годов культурная жизнь белорусов почти полностью была свернута". Достаточно обратиться к многочисленным документальным источникам, в том числе даже к учебникам истории, изданным при С.С.Шушкевиче, чтобы опровергнуть этот тезис автора статьи. Даже тенденциозные "национально-ориентированные" авторы последних лет не смогли опровергнуть или замолчать очевидные факты, свидетельствующие о том, что культура в БССР развивалась, и, быть может, даже более интенсивно, чем в самой Москве, не говоря уже о других регионах бывшего СССР.

Действительно, во второй половине восьмидесятых годов "вновь активизировалась белорусская общественно-культурная деятельность". Активизировалась - но, в основном, ее националистическая, антирусская и антироссийская составляющие, которые в условиях Беларуси тесно примыкали к антикоммунистическому движению. Всемирное объединение белорусов, созданное в 1990 г. в Минске, во главу угла ставило не столько развитие национального самосознания белорусов, сколько отрыв последних от России, от православия, от общеславянских ценностей, подрыв доминирующей роли России в деле объединения славян.

Медведев со ссылкой на неких анонимных исследователей отмечает, что "на 1990 годы приходятся коренные изменения в культурно-историческом сознании белорусов". Что он имеет в виду, понять нетрудно. Это, по всей вероятности, многочисленные опять-таки антирусские и антироссийские националистические акции оппозиции с ориентацией на Запад не столько под лозунгом "Беларусь - в Европу", сколько под лозунгом "Беларусь - от России".

Белорусы никогда не простят тех, кто в начале 90-х годов пытался оторвать их от братского русского народа. Не случайно, наиболее радикальная сила белорусских этнорадикалов - Белорусский народный фронт - сегодня раскололся и терпит полное фиаско в реальной политической жизни и в борьбе за умы граждан Беларуси.

Что касается статьи "У белорусской нации достойное прошлое и собственное будущее", то замечания и краткие комментарии по ней достаточно обширны и серьезны.

Удивительно, почему из мнения одного анонимного, но "известного" писателя (русского или белоруса, непонятно) делается глобальное заключение о доминировании тезиса о том, что белорусский народ не является исторически самостоятельной нацией и что у него в этом нет перспектив. Мнение одного белоруса, даже самого известного и талантливого, - это не есть мнение народа или большей части интеллигенции страны. Это частное мнение. Только так и следует его рассматривать, однозначно полагая, что на его основе ни в коей мере нельзя делать обобщающие выводы глобального характера.

Возможно, верно следующее утверждение, что Шушкевич публично не выступал "за развитие самобытности белорусской национальной культуры". Однако следует отметить, что лично им или под его диктовку начал реально воплощаться в жизнь замаскированный под белоруссизацию реальный отрыв Беларуси от России. Вопрос о белоруссизации с учетом негативного отношения к ней большинства белорусского народа вводился по существу "явочным порядком". Роли тогда были распределены четко: главным идеологом в прессе и на телевидении выступал тогдашний лидер БНФ З.Позняк, а Шушкевич играл вспомогательную роль прикрытия легитимностью и весомостью своей должности. Но где сегодня Позняк? Из-за границы исключительно по факсу руководит своими сторонниками. Даже его поплечники по БНФ отказали ему в политическом доверии. Во многом его судьбу маргинала определили его русофобские высказывания.

Много внимания в статье уделено произношению Шушкевичем словосочетания "белорусский язык". Народ Беларуси отказал Шушкевичу не потому, что он имеет польские корни и недостаточно грамотно говорил по-белорусски. В глазах народа он был одним из разрушителей Советского Союза, пособником БНФ, нечистым на руку человеком. Именно этого, в том числе и дистанцирования от России, ему не могли простить.

Абсолютно некорректно желание автора убедить нас, что у "белорусов крепнет понимание принадлежности к самостоятельному этносу". Очевидно, что оно или крепнет, или ослабляется только в умах кабинетных ученых, подверженных политической конъюнктуре. Нет смысла доказывать, что у белорусского народа это чувство было всегда. Оно не нуждалось ни в одобрении, ни в охаивании. Свидетельство тому - уроки истории, давление на белорусов, как со стороны Запада, так и Востока.

Далее, хотелось бы решительно поспорить с тем, что Беларусь получила свою государственность не в 90-х годах, а на заре Советской власти. То, что произошло в 90-х до прихода к власти Александра Лукашенко, - это "не мощный фактор дальнейшей консолидации белорусского народа", а попытка переориентации Республики Беларусь на Запад, стремление сменить политические, нравственные, религиозные и иные ориентиры. С подобной политикой могли бы согласиться немногие белорусы.

Почему я так подробно остановился на рядовых, по сути, статьях оппонентов Союза Беларуси и России? Потому что они ни в коем случае не должны были появиться в союзном издании. Но появились. Почему? О каких тревожных тенденциях, происходящих внутри объединительных процессов, это свидетельствует?

Не секрет, что Союз Беларуси и России - это главная арена состязания политиков и теоретиков по поводу того, по какому пути будет развиваться мировое сообщество в новом тысячелетии. И нам следует признать, что в этой борьбе идеология действительно эффективного союзного государства пока выглядит не во всем убедительно. Часто мы скатываемся или к старой, советской, концепции взаимодействия на государственном уровне, что не может быть жизнеспособно сегодня; или рисуется некий абстрактный облик нового здания, без тщательной и детальной проработки всех составляющих проекта.

Отсюда вывод: главное на современном этапе в строительстве единого белорусско-российского государства - выработка его идеологии. Политическое, экономическое сближение - жизненно необходимо. Но если мы не решим, в каком общем мироустройстве хотят жить люди, все благие пожелания останутся на бумаге. Будет верно поставлена задача - и решена будет верно и своевременно. И в рамках создания новой концепции Союзного государства убедительная критика ложных и враждебных антиинтеграционных постулатов (где бы они ни звучали) возможна и доступна всем, кто стоит за общее будущее наших детей.

Лейтмотивом статьи Медведева "Загадка вечной самобытности" послужили слова "неразделимо, но несмесимо" известного украинского писателя М.П.Драгоманова, пытавшегося характеризовать "сущность связи между белорусами, русскими и украинцами". Но даже поверхностный историко-культурный анализ показывает, что по отношению к белорусскому и русскому народам этот тезис неприменим.

Для белорусов и россиян никаких загадок нашего стремления друг к другу уже давно не существует. Судьбы-то у нас общие. Остается только доказать это всему миру.


У белорусской нации достойное прошлое и собственное будущее

Владимир Кузнечевский, Аркадий Медведев


В связи с подписанием в декабре 1999 года Договора между Белоруссией и Россией о создании Союзного государства в прессе активизировались споры о том, не потеряет ли белорусская нация свою этническую самобытность? В качестве аргумента в обосновании тезиса о грозящей белорусам ассимиляции называют, в частности, широкое распространение в Белоруссии русского языка.

Прежде чем говорить по существу этого тезиса, хотелось бы привести один исторический пример, имеющий отношение к затронутой теме.


Был ли Троцкий евреем?

В 1917 году в ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) в Смольном в Петрограде Ленин формирует первое советское правительство. И сразу же предлагает назначить Председателем Народных комиссаров Льва Троцкого, мотивировав свое предложение тем, что именно Троцкий, будучи председателем Петроградского Совета, организовал захват власти. Троцкий категорически и резко отказался стать первым премьер-министром Советской России, объясняя свой отказ тем, что он... еврей. На идише и иврите Лев Троцкий никогда не говорил, так как не знал их. Но евреем себя чувствовал.

Этническое самосознание - сложное, многоаспектное явление. Язык, хотя и важная, но далеко не единственная его составляющая. Есть много двуязычных и триязычных народов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке. Так, мексиканцы, перуанцы, аргентинцы говорят по-испански, но они далеко не испанцы. На арабском языке говорит несколько разных народов, а для многих узбеков родной язык - таджикский. Незнание иврита не мешает евреям в разных, странах чувствовать и считать себя евреями.

Поэтому факт массового распространения в Белоруссии русского языка, на котором действительно говорит большинство белорусских горожан и на работе, и в семейном общении, сам по себе не является показателем этнической ассимиляции белорусов.

Но есть, конечно, и другие примеры. Бывает, что этнически чистые представители той или иной нации настолько ассимилируются, что теряют национальное самосознание. Так, недавно у нас в редакции побывал известный писатель. Разговор зашел об истории и перспективах развития белорусской нации. Совершенно неожиданно выяснилось, что наш гость, этнический белорус, считает, что белорусский народ исторически самостоятельной нацией никогда не был и перспектив в этом плане у него практически нет.

При этом в самом наличии такой точки зрения ничего неожиданного нет. В среде русской интеллигенции, размышляющей на эту тему, такое мнение бытует. Но это - русская интеллигенция.

Удивительно, когда такое слышишь от этнического белоруса.


Отчего растерялся Станислав Шушкевич?

Стоит отметить, что важнейшую роль в консолидации национальной общности играет государство и политика, которую в этом плане проводит его лидер. Как говорится в известной поговорке, не французы создали Францию, а Франция создала французов. Показательно, что когда во главе Верховного Совета Белоруссии стоял Станислав Шушкевич, которого поддерживали националисты из Белорусского Народного фронта, он, тем не менее, ни разу не выступил в поддержку развития самобытности белорусской национальной культуры, белорусской нации вообще. Может быть, сказалось польское происхождение С. Шушкевича?

Один из авторов этой статьи хорошо помнит, как однажды, в начале 1994 года, корреспондентка радио "Свобода" задала С. Шушкевичу вопрос: "Как правильно сказать: "белорусский язык" или "беларуский язык", с акцентом на звук "а". Вы - главный для нас авторитет в этом вопросе, и как вы скажете, так мы и будем произносить".

С. Шушкевич заметно растерялся (а в эфире это замешательство было хорошо заметно) и не сразу сообразил, что корреспондентка "Свободы" в своем подобострастном стремлении сделать комплимент тогдашнему лидеру Верховного Совета (именно Верховного Совета, и только, потому что когда через три месяца С. Шушкевич выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы, он при голосовании едва сумел набрать несколько процентов голосов, то есть белорусский народ своим лидером его, как выяснилось, никогда не признавал) перепутала два языка. Потому что по-русски иначе как "белорусский язык" сказать нельзя, а по-белорусски правильно будет произносить именно с акцентом на звук "а".

В этом плане прямо противоположными Шушкевичу выглядят действия Александра Лукашенко. С одной стороны, по его инициативе в ныне действующую Конституцию страны внесено положение о том, что в республике государственными языками являются белорусский и русский языки (статья 17), поскольку "реальное двуязычие белорусского общества - это и его (общества) особенность, и преимущество. И во имя "якобы сохранения самобытности белорусской культуры" ее нельзя "пытаться обособить, отгородить от других культур". Но одновременно с этим президент Белоруссии считает, что и государство, и каждый белорус лично должны делать все возможное для популяризации белорусского языка, литературы, культуры. И категорически отвергает попытки лишить Беларусь статуса самостоятельного государства.


"Белая Русь" - свободная Русь

Наш собеседник-доктор исторических наук, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Сергей Чешко. В научном мире, говорит он, существуют разные взгляды на этническую историю белорусского народа. Однако представления, согласно которым белорусы рассматриваются не как самостоятельный этнос со специфической культурой и языком, а как этнографическая группа (то есть часть) польского или русского этноса, являются пережитком начала прошлого века.

Само понятие "Белая Русь" впервые исторически засвидетельствовано в XIV веке, хотя предполагают, что оно было известно намного раньше. В XV веке этим термином все чаще обозначали северо-восточную Русь.

Выдающийся украинский и русский филолог Александр Потебня (1835-1891) первым предположил, что "Белая Русь" первоначально означала "вольная, свободная, неподчиненная". В самом деле, в русском языке прилагательное "белый" широко употребляется в этом смысле. "Белый" или "обельный" - свободный от подати. "Белыми" называл народ свою веру, царя и отечество (смотри словарь Даля). "Белый свет" - это "вольный свет, открытый мир, свобода".


Между Россией и Польшей

Характерной особенностью истории белорусского народа является то, что она складывалась под мощным воздействием борьбы между Польшей и Россией. В этом "споре славян между собой" поначалу верх брала польская сторона. И если в XIV - XVI веках белорусский язык был официальным языком на всей территории "Белой Руси", то с заключением в 1569 году Люблинской унии, положившей начало Речи Посполитой - союзу Польши и Великого княжества Литовского, православная церковь и белорусский язык начинают вытесняться католичеством и польским языком, пока в 1697 году в Варшаве решением сейма белорусский язык был окончательно запрещен для использования в государственном делопроизводстве. Самим же белорусам усиленно вдалбливалось в голову, что они являются не самостоятельным народом, а "заблудшими птицами польского гнезда".

Но великопольская империя не состоялась. В результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией в последней четверти XVIII века Белоруссия была присоединена к Российской империи.

И здесь белорусскую нацию поджидала другая напасть. Начала проводиться политика русификации. Император Николай I личным указом даже запретил употреблять названия "Белоруссия" и "Литва", вместо них было введено название "Северо-Западный край".

Но вопреки политике российского императора началось не только мощное экономическое, общественно-политическое, но и культурное развитие белорусского народа. Отмена ограничений на торговлю, новый статус для городов, которые ранее были во власти польских феодалов, реформирование административных, судебных и учебных заведений, введение единой налоговой системы, открытие новых школ, библиотек - все это изменило многие стороны жизни населения Белоруссии, способствовало консолидации белорусской нации.

Существенную роль в формировании национального самосознания белорусов сыграло изучение быта, культуры, языка и истории белорусского народа, широко развернувшееся с середины XIX века. По мысли царской администрации, оно должно было подтвердить "исконно русский характер края". Однако результаты исследований объективно свидетельствовали о том, что белорусы являются самостоятельным этносом.

Многие исследователи, например крупнейший белорусский этнограф Е.Г.Романов (1855-1922), рассматривали свою научную деятельность как средство "пробуждения" самосознания белорусов: "работать, чтобы открыть миру душу белоруса".

Опубликованные краеведческие труды самим своим содержанием пробуждали белорусское самосознание. И не только местные исследователи изучали белорусскую культуру. Русский исследователь П.Бессонов, например, назвал свой этнографический сборник "Белорусские песни" именно в то время, когда царская администрация усиленно внедряла названия - западнорусы, Западно-Русский край, Северо-Западный край, которые должны были вытеснить понятия "Белоруссия" и "белорусы".

Со второй половины XIX века появляются и белорусские культурно-просветительские и общественно-политические организации, целенаправленно ведущие работу по формированию белорусской нации. Именно тогда известный белорусский демократ Константин Калиновский (1838-1864) произносит знаменитые слова: "История выработала для белорусов особую национальность, и они владеют всеми условиями для самостоятельного развития".

Исторические факты убедительно свидетельствуют, что на всем своем пути исторического - развития у белорусов крепнет понимание принадлежности к самостоятельному этносу. Становление и развитие национального самосознания белорусов шло на основе устойчивой общности территории проживания, экономической жизни, культуры, языка и национального характера, то есть базовых характеристик существования нации. А образование в 90-х годах своей белорусской государственности стало мощным фактором дальнейшей консолидации белорусского народа.

Поэтому вызывают удивление те, кто ведет речь о неминуемом "растворении" белорусов в "русском море" в результате образования Союзного государства. Белорусская нация со всеми своими особенностями состоялась и будет развиваться дальше.



Загадка вечной самобытности

Аркадий Медведев


История дает немало примеров исчезновения больших и малых народов, которые не смогли пройти и малой толики испытаний, выпавших на долю белорусов. Какая сила позволяет им сохранять свою национальную идентичность, не дает распасться, раствориться в иных этносах?

"А кто там iдзе у агромнicтай такой грамадзе? - Беларусы!" - Янка Купала

Самобытность белорусского народа - результат многовекового развития. Бесчисленное количество раз приходилось ему браться за оружие, отстаивая право жить на своей земле. Войны буквально "выкашивали" белорусов.

Так, подсчитано, что если в середине XVII века на белорусских землях проживало около трех миллионов человек, то за период русско-польской войны 1654-1667 годов население сократилось до одного миллиона трехсот тысяч человек. К концу XVII века число жителей опять возросло примерно до двух миллионов, но за годы Северной войны 1700-1721 годов опять уменьшилось более чем на 30 процентов.

Уже в нашем, XX столетии скорбная статистика зафиксировала, что во время Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый белорус. И после каждого нашествия завоевателей белорусы начинали строить жизнь почти заново, поднимая свою землю из разрухи, возрождая ее из пепла.

Господь Бог заложил в душу народа упорство (не путать с упрямством), а многовековая борьба за выживание сделала эту особенность характерным национально-психологическим свойством белорусов. А также, по свидетельству социологов и психологов, белорусам присущи надежность, трудолюбие, выносливость, неприхотливость в любых условиях, верность в дружбе. Поистине уникальное свойство белорусов - умение жить в добрососедстве со всеми народами, сохраняя при этом свою национальную идентичность.

При всем многообразии взглядов на этническую историю белорусского народа наибольшее признание имеет концепция происхождения белорусов так же, как русских и украинцев, из единого корня - древнерусской общности.

Бесспорно также, что в белорусский народ как цельный организм за многие столетия совместного проживания на одной исторической территории влились представители разных славянских и неславянских племен. Из радимичей и дреговичей. Из ятвягов и полян. Из древних литвяков и кривичей. А также из поляков, немцев, евреев, татар, московитов и всех, кто родился на белорусской земле или обзавелся здесь семьей и, главное, признал этот край не временным пристанищем, а отчизной.

Трагична судьба белорусского языка. В XIV-XVI веках он был официальным языком на всей территории "Белой Руси". Однако заключение в 1569 году Люблинской унии, образовавшей Речь Посполитую - союз Польши и Великого княжества Литовского, положило начало вытеснению белорусского языка, православной церкви и внедрению католицизма с вероисповеданием на польском языке.

В 1697 году в Варшаве решением сейма белорусский язык был окончательно запрещен для использования в государственном делопроизводстве. Самим же белорусам усиленно вдалбливалось в голову, что они являются не самостоятельным народом, а "заблудшими птицами польского гнезда". В результате почти весь верхний пласт белорусского этноса (магнаты и шляхта) постепенно воспринял польскую культуру, язык и идентифицировал себя с поляками.

Но великопольской империи не получилось. В последней четверти XVIII века в результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией территория Белоруссии была присоединена к Российской империи. И хотя, как отмечают историки, полонизация белорусов в сфере культуры продолжалась вплоть до середины XIX века, присоединение к России положило начало новому этапу развития белорусского народа.

Однако вместо полонизации в Белоруссии стала проводиться политика русификации. Так, император Николай I личным указом запретил даже употреблять названия "Белоруссия" и "Литва", вместо них было введено название "Северо-Западный край". Был отменен "Статут Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского". И тем не менее исторический акт воссоединения Белоруссии с Россией мощно повлиял на экономическое, общественно-политическое и культурное развитие белорусского этноса.

На русской этнической территории белорусы издревле селились как добровольно, так и принудительно (пленение во время войн, ссылка участников восстания XIX века, большевистские репрессии). В настоящее время в России проживают более полутора миллионов белорусов. По численности они занимают пятое место в многонациональной Российской Федерации.

В 27 субъектах РФ зарегистрированы и успешно действуют 35 белорусских общественных объединений и национально-культурных автономий: в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, республиках Карелии, Коми, Татарстане, Башкортостане и в других регионах.

Однако единой федеральной национально-культурной организации белорусов вплоть до недавнего времени не было. На первом съезде белорусов России, состоявшемся весной этого года, такая автономия была учреждена.

Новая автономия охватывает все без исключения, регионы страны, и поэтому ее границы, можно сказать, проходят по рубежам Российской Федерации. Любой российский белорус, независимо от места проживания, входит в единый государственно признанный Союз, который поддерживает и развивает белорусскую культуру.

Кстати, в России в 20-е годы нашего столетия существовали многочисленные национально-культурные объединения белорусов, действовали белорусские клубы, росла сеть национальных школ с обучением на белорусском языке. Белорусские студенты объединялись в национальные студенческие землячества. Активно издавались книги на белорусском языке.

Национально-культурное развитие белорусов шло одновременно с созданием территориальных белорусских органов управления в местах компактного их проживания. В 1924-1926 годах в Сибири был образован 761 белорусский сельский совет. В Дальневосточном крае существовало 26 белорусских сельсоветов. Делались попытки организации и белорусских национальных районов. Так, в первой половине 1930 годов в составе тогдашней Уральской области существовал Таборинский национальный белорусский район. Рассматривался вопрос о создании белорусского национального района на территории Омского округа.

Однако в результате сталинского диктата к середине 1930 годов культурная жизнь белорусов почти полностью была свернута. И лишь во второй половине 1980 годов вновь активизировалась белорусская общественно-культурная деятельность, а в 1990 году в Минске было образовано Всемирное объединение белорусов, целью которого стало сохранение и развитие национального самосознания белорусов, проживающих в иноэтнической среде.

На 1990 годы, как отмечают исследователи, вообще приходятся коренные изменения в культурно-историческом самосознании белорусов: крепнет понимание принадлежности к самостоятельному этносу, а образование своей белорусской государственности способствует развитию белорусской нации.

Поэтому удивляют те российские политики, которые, выступая за Союз Белоруссии и России, ведут речь о "слиянии" народов наших народов, о "воссоединении" государств. Белорусы на протяжении своего многовекового пути создали и сохранили богатую, самобытную и уникальную культуру, которая вошла в славянскую и мировую цивилизации. Белорусская нация состоялась. И вряд ли сегодня белорусы захотят так "воссоединяться", чтобы утратить ее.

"Неразделимо, но несмесимо", - гласит формула известного украинского писателя М.П.Драгоманова, описывающего сущность связи между белорусами, украинцами и русскими.