Собрание как форма демократии в Республике Беларусь

Фадеев А.В
профессор, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ

Второе Всебелорусское народное собрание прошло 18 мая в минском Дворце республики. К сожалению, это событие осталось за рамками серьезного политического анализа - российские и "независимые" белорусские СМИ стремились перещеголять друг друга в уничижительных оценках этого форума. Почти все при этом сошлись в том, что Собрание выглядело "заорганизованным и показушным". На самом деле нет ничего более далекого от истины, чем это суждение. Действительно, в подготовке данного мероприятия участвовали государственные организации и управленцы, использовались бюджетные средства. Но это чисто внешняя сторона, мало что говорящая о глубинных трансформациях в белорусском обществе, отражением которых во многом и стало народное собрание. Стоит напомнить российским журналистам, в первую очередь, что абсолютное большинство всевозможных симпозиумов, семинаров, конференций на рубеже 80-90-х гг. организовывалось и проводилось на базе государственных структур, а подавляющее число общественных комитетов, фондов и других подобных организаций финансировались из средств государственных ведомств. Это, уже не говоря об известном съезде народных депутатов, роль и значение которого в становлении демократии в России трудно переоценить.

Как-то из поля внимания экспертов и аналитиков выпал самый, пожалуй, главный фактор, свидетельствующий о сдвиге в демократическом развитии белорусского социума. Речь идет о длительном этапе подготовки Собрания, в котором приняло участие около 2 млн. граждан республики. Ведь никто всерьез не будет рассматривать однодневный форум как возможность представить все точки зрения делегатов, обсудить все животрепещущие вопросы, прийти к консенсусу и, наконец, выработать приемлемые решения. Вот в этом все и дело, что Всебелорусское народное собрание начало работу задолго до 18 мая, а его делегаты сохраняют свои полномочия все последующие пять лет, имея возможность влиять на политику государства. Кстати представители народа прошли жесткий общественный отбор на предварительном этапе подготовки Собрания, а уровень социального представительства, даже по свидетельству радикальных оппозиционных изданий РБ, был достаточно широким. Делегаты приехали в Минск, уже обсудив на местах проект программы социально-экономического развития страны, выработав заранее свою позицию по отношению к этому документу. Был и настрой на работу, и дружественная, приподнятая атмосфера. Большинство делегатов, уполномоченных народом, чувствовали не только свою причастность к выработке государственной политики, управлению важными процессами экономической и социальной жизни, но и груз ответственности за принимаемые решения. Все это резко контрастировало с подобными или меньшими по масштабам съездами и собраниями, проводившимися в республике в не такой отдаленной перспективе и характеризовавшимися унылой казенщиной и формализмом.

Многие наблюдатели не понимают или не хотят понять, что Белоруссия пока находится на переходном этапе, который как раз и отличается началом процесса институализации общественной практики. Поэтому называть попытки выработки форм и способов воздействия граждан на государственную линию поведения верхов, на установления обратной связи между властью и рядовыми членами социума "театром абсурда" - значит делать скоропалительные и весьма поверхностные выводы. Таким образом можно впасть и в опасную крайность, которая подразумевает необходимость стремительного экспорта "демократии" из-за рубежа, калькирование вполне определенной западной модели демократии, вместо трудной, длительной и, возможно, будничной работы по выращиванию ростков демократии на родной почве.

Да, сегодня решения даже такого представительного Собрания носят лишь рекомендательный характер, но именно в ходе работы народного форума стало очевидно, что дальше развитие белорусского общества и государства не может протекать в ставших тесными рамках конституционно-правовой системы РБ. Ясно стало и другое - Белоруссия стоит на пороге политических и экономических реформ, к которым общество надо постепенно готовить. Не секрет, что многие из делегатов стоят, например, за совершенствование существующей избирательной системы, за наделение делегатов от народа не только законодательной инициативой, но и правом нормотворчества. Все это идет вразрез со сложившейся системой власти, является своеобразной попыткой преодолеть недостатки парламентского устройства, когда статус и полномочия республиканского парламента, которые чрезмерно сужены, объективно определяют место этого института не периферии социальной и политической жизни страны.

Есть еще немаловажный аспект, о котором необходимо сказать. В Белоруссии пока не сложилась "семья" политических партий, партийная жизнь находится на эмбриональном уровне, не позволяющем влиять на государственную политику и государственное строительство. На политическом поле одиноко маячит партия управленцев, по сути единственная и притом правящая партия сегодняшней Белоруссии. В этом смысле Народное собрание заполняет известный политический вакуум, хотя, с другой стороны, ему еще не по силам тягаться в атмосфере здорового соперничества с партией власти. Особенность ситуации состоит в том, что последняя тяготеет к пролонгированию своей политической монополии, но и пренебрегать мнением широкой общественности уже не в состоянии, хотя и будет пытаться, как представляется, всячески снизить и канализировать влияние народных уполномоченных на осуществление практической деятельности органов власти, особенно в звене область-республика.

Второе всебелорусское народное собрание прошло в год выборов президента, и это не могло не отложить отпечаток на его работу. Сам президент в ходе своего пространного выступления перед делегатами, естественно, постарался представить достижения республики за прошедшие пять лет в достойном свете. Руководство республики на этот раз устояло перед соблазном отключения других источников информации, в первую очередь российских ТВ каналов. Речь Лукашенко транслировали только на частотах национальных телевизионных и радио- станций. И это тоже симптоматично: гражданам предоставлялся выбор, что и кого смотреть и слушать, естественный для любого демократического общества. Нет сомнений и в том, что команда президента стремилась упредить других потенциальных претендентов на кресло главы государства в развертывании предвыборной борьбы, в обнародовании (здесь этот термин как нельзя кстати) предвыборной платформы. Собственно "Основные положения..." и являются предвыборной программой кандидата в президенты Александра Лукашенко. Будет ли она выполнена, - покажет время, но ряд ее положений нельзя не приветствовать.

В этом объемном документе, в частности, содержится ряд важных положений, направленных на строительство российско-белорусского союзного государства. Впервые, например, в такого рода государственной программе делается акцент на допуск российских инвесторов к процессу приватизации в республике, которые вместе с белорусскими инвесторами получают определенные преимущества перед всеми остальными. Кроме того, намечены меры по активизации создания совместных российско-белорусских финансово-промышленных групп, ускорению введения единой денежной единицы путем сближения основ денежно-кредитной политики Белоруссии и России, а также по формированию единого с Россией таможенного, хозяйственного, транспортного и энергетического пространства.

Предусматриваются шаги и по унификации белорусского законодательства с российским: планируется ввести Налоговый кодекс РБ, идентичный с Налоговым кодексом РФ, в котором, помимо прочего, заложено создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Белоруссии и России; согласовать законы о ценных бумагах; прийти к единым принципам правового регулирования экономической деятельности в рамках Союзного государства; выработать общие позиции в области гражданского права.

Всебелорусское народное собрание открыло новые горизонты перед представителями "простых людей", "рядовых граждан" из различных уголков страны для отстаивания своих интересов. Различные регионы и муниципии республики таким образом стали участниками выработки нового курса Белоруссии, стоящей на историческом перепутье. Особенность ситуации в том, что постепенные реформы в стране генерируются и, очевидно, будут проводиться сверху, к тому же они не предполагают радикальной ломки устоявшихся государственных основ и коренной трансформации и чистки аппарата управления. Главным политическим деятелем страны по-прежнему остается президент РБ А.Лукашенко, который отстаивает принципы преемственности политики государственного регулирования экономики, широкомасштабную экспансию государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Но сегодня президент и правительство вполне осознают, что двигаться дальше без отказа от жесткого административного вмешательства в экономику и социальную сферу, строгой регламентации всего и вся просто невозможно. Настало время задействования более гибких механизмов управления, дающих простор и стимулирующих развитие инициативы на местном уровне, пусть и при сохранении общего контроля со стороны государства. Вот как раз поэтому и возникла необходимость посоветоваться с представителями широких слоев общественности. Белорусское общество продемонстрировало высокую степень консолидации, и, в целом, поддержало ориентиры на плавную эволюцию экономического и социального развития. Императивом экономического прогресса рассматривается постепенная модернизация хозяйственного комплекса с опорой на научный потенциал республики, что должно способствовать как внутренней стабилизации, так и укреплению позиций Белоруссии на международной арене.

Можно по разному оценивать такой выбор народных избранников, но ясно одно - он был сделан без принуждения "верхов", был свободным и осознанным. Собственно это и подразумевают подлинные демократические принципы, поэтому решения Второго всебелорусского народного собрания следует уважать. "Основные положения", на наш взгляд, являются поиском своего, самобытного пути развития молодого государства, построенного на учете многих своеобычных черт национального характера белорусов, в числе которых и чувство коллективизма, и чувство социальной справедливости. Скорее всего, намеченные Собранием шаги по модернизации экономики и общественной жизни не дадут ожидаемых результатов, но они позволят, по крайней мере, уйти от политики автаркии, изоляции государства, а также позволят постепенно усилить участие республики в международном разделении труда.

Главное состоит в том, что белорусский народ не впал в искушение многих становящихся на ноги, обретших недавно независимость государств - не принял курса на культивирование воинствующего национализма, ксенофобии, построение чисто этнократического государства. С другой стороны нет в обществе после собрания и признаков слепой веры в "белорусское экономическое чудо". Что касается проявлений деформаций в хозяйственном комплексе, искаженной системы цен и искусственной политики ценообразования, изношенности основных производственных фондов и неэффективной системы управления с раздутыми штатами чиновников и пр., то борьба с ними объективно выйдет за рамки "Основных положений", потребует быстрых и радикальных действий. Сигналом к этому очень скоро послужит вышедшая из-под контроля правительства инфляция и стремительный рост дефицита государственного бюджета.

Возможно, в этот драматический момент нового выбора модели экономического и социального развития потребуется созыв очередного, третьего Всебелорусского собрания. Народ Белоруссии к этому, как показали последние события, вполне готов. В этом специфика белорусского общества и, одновременно, показатель его демократизма.