Белоруссия и Россия неразделимы. Интервью

Еременко Н.Н.
Народный артист Росии

Политика сегодня успешно конкурирует с искусством. Но искусство глубже раскрывает человека.

Судьба накрепко связала его и с Белоруссией, и с Россией: родился в белорусском городе Витебске, откуда родом и его мама, а учился и жил в Москве.

Когда на экран вышел фильм "Красное и черное", а затем чемпион проката начала 80-х отечественный боевик "Пираты ХХ века", представительницы прекрасного пола - от Бреста до Владивостока - были поголовно влюблены в его Жюльена Сореля - страстного, но одновременно расчетливого и целеустремленного. Мальчишки же грезили о несравненном российском Рэмбо из "Пиратов": помните, как проплыв под водой по коридорам тонущего судна, он спасал, вызволив из каюты, двух девушек?

Николай Еременко сыграл множество ролей, которые знают, помнят, любят и в Москве, и в Минске. Но этапным стал фильм "Сын за отца" - не только режиссерский дебют известного актера, но и первая совместная со времен раздела Советского Союза работа российских и белорусских кинематографистов. Фильм был отмечен и профессионалами, получив награды на кинофестивалях "Кинотавр", "Золотой Витязь", и любителями кино: они присудили ленте приз зрительских симпатий. Изюминкой фильма стал актерский ансамбль: вместе с Верой Алентовой, Владимиром Гостюхиным в нем играли созвучно названию отец и сын - Николай Еременко-старший и Николай Еременко-младший. Уставшие от насилия и безысходности на экране зрители едва ли не впервые за последние годы увидели. Как простые люди объединились и одолели представителей криминала - пусть пока лишь на ограниченной территории в белорусской глубинке.

Сегодня младший представитель актерской династии Николай Николаевич Еременко, народный артист России - гость белорусско-российской газеты "Союз".

- Николай Николаевич, в Вашей творческой и семейной жизни белорусское и российское давно и накрепко сплелось: Ваш папа - народный артист СССР, мама Галина Александровна Орлова - народная артистка Белоруссии, оба долгие годы играют на сцене театра имени Янки Купалы. Жена и дочь вместе с Вами живут в Москве. Как Вы относитесь к перспективе воссоединения России и Белоруссии на новом уровне, что предполагает недавно подписанный договор?

- Для меня разделения Белоруссии и России никогда не существовало, как, наверное, для многих людей - не чиновников, не политиков, а тех рядовых граждан, у кого родные и на белорусской земле и в России, и кому они равно дороги. Считаю, ставить искусственные преграды между нами было выгодно лишь тем, кто пытался нажить на этом политический капитал. И, как бы ни пугали нас противники объединения грядущими экономическими трудностями, нашим народам оно необходимо.

- В последние годы кинематограф и в России, и в Белоруссии переживает кризис, снимать стали очень мало по банальнейшей причине - нет денег. Ваш опыт создания фильма "Сын за отца" обнадеживает: значит, совместно все-таки можно найти средства, чтобы "запустить" новую картину?

- Нам повезло: нас финансировали совместно Госкино России и Министерство культуры Белоруссии. Денег было впритык, многие сцены пришлось снимать с одного дубля, но фильм мы все-таки сделали. Сегодня отечественное кинопроизводство все еще в состоянии тлеющего костра: его можно раздуть, а можно и водичкой облить и понаблюдать, как пар пойдет, и огонь окончательно погаснет. И тогда гарантировано на экране утвердятся только западные - читай американские - фильмы, причем не лучшего качества.

К сожалению, пока без частных инвестиций в кино не обойтись. Никите Михалкову, например, для "Сибирского цирюльника" удалось найти не просто деньги, а очень большие деньги. Значит, солидные деловые люди, которые дают эти суммы, понимают, что совсем остановить кинопроизводство и остаться без отечественного кино такой державе, как Россия, стыдно. Равно это относится и к Белоруссии.

Впрочем, как я говорю, снимать или сниматься в кино - это не профессия, это - диагноз! Люди, которые этим занимаются, без кино уже не могут: постараются из-под земли достать деньги, найти какие-то обходные пути, чтобы финансировать фильм.

- Почему Вы решили сами заняться режиссурой?

- Не от избытка амбиций. Если честно, мы просто находились в безвыходной ситуации. Глубокая чернуха царила вокруг - и на экране, и в реальности, где газеты и телевидение наперебой сообщали о криминальном беспределе. Как актеру мне в тот момент играть было нечего, интересных ролей не предлагали. А я без работы не могу - тогда жить становится особенно тоскливо и скучно. Режиссеры же, которым я предлагал заняться постановкой ленты, в силу разных причин отказались. И тогда я решил снять фильм сам, причем такой, чтобы люди вспомнили, что из кинозала нужно выходить с хорошим настроением.

Отец поначалу очень переживал - опыта режиссерского у меня не было, а он - человек ответственный и серьезный. Все говорил: "Ох, как мы с тобой облажаемся - стыдно будет!". А я отвечал: "Риск - благородное дело, ничего, снимем!" И - нормально, сняли! Кстати, на одном из фестивалей отец получил приз за лучшую мужскую роль, что мне было особенно приятно. Но всерьез о режиссуре пока не думаю, раз есть хорошие роли, буду сниматься сниматься.

- В январе в московском Доме кино прошла премьера фильма с Вашим участием "Тесты для настоящих мужчин", показанного в программе последнего фестиваля "Кинотавр" и получившего приз.

- Надеюсь, зрители и России, и Белоруссии в нынешнем году увидят этот фильм, как и три другие новые работы. В мелодраме "Подари мне лунный свет" мы с Наталией Андрейченко сыграли семейную пару среднего возраста, чья любовь подвергается испытанию: у моего героя появляется увлечение на стороне, словом, возникает любовный треугольник... Чувственное кино получилось. И чувствительное - с комком в горле будете смотреть, я обещаю!

Кроме того в двухсерийном телефильме по Вальтеру Скотту "Рыцарский роман", сыграл Кесаря. А в сериале "Маросейка, 12" о работе налоговой полиции снялся в роли преступного авторитета по кличке Купол.

- Криминальный авторитет в "Маросейке" а до этого антипатичная уголовная личность в "Крестоносце"" - и это после романтических героев из "Красного и черного" и "Пиратов ХХ века"! Не жаль менять столь полюбившийся поклонникам кино имидж, не боитесь их потерять?

- Нет, любовь зрителей и, особенно зрительниц, потерять не боюсь, у меня есть своя публика - люди, которые выросли на моих фильмах, помнят и смотрят их до сих пор. Но, во-первых, с течением времени артист как человек, как личность меняется, и в 50 уже не будешь играть то же, что в 20. Во-вторых, меняется само время, и оно определяет, каким персонажам выходить на авансцену. И, наконец, в третьих, отрицательного персонажа играть всегда интересней, чем положительного. Наивысшим мученьем стала для меня роль лорда Гленарвана в "Детях капитана Гранта " Говорухина. Мой персонаж был идеальным мужчиной - беспорочным, не за что "зацепиться", чтобы "выстроить" характер! И потом, считаю, однозначно плохих людей нет. Есть ситуации, обстоятельства, в которые тот или иной человек попадает, а в каждом намешало и хорошее, и плохое. Тот же Жюльен Сорель... Ведь он стреляет - притом в церкви! - в женщину, которую пылко любил. Так как он - положительный или отрицательный герой?

- Вашим Жюльеном движет страсть, былая любовь, уязвленное самолюбие - словом, живые человеческие чувства. Другое дело, когда оружие берет в руки убийца - профессионал, который отстреливает клиентов по заказу. На мой взгляд, тревожный симптом, что знаковой, как теперь говорят фигурой для нынешнего российского кино стал вполне обаятельный киллер из фильма "Брат". Это он и ему подобные - "герои нашего времени"?

- Положительного героя сегодня на экране нет. Нынешняя действительность просто не может "выдавить" его из себя. Пока в обществе длилась ситуация безвременья, пока не было объединяющей идеи, не сформировалась идеология взамен слогана дня - "воруй, пока не поймали!" - такой герой и не мог появиться.

- Значит, "сеять разумное, доброе, вечное" сегодня в функции кино уже не входит?

- Перевоспитать, сделать плохих хорошими, на мой взгляд, средствами одного лишь искусства невозможно. Кстати, вот парадокс: знаете, сколько криминальных личностей подходило ко мне и признавалось: "Я вырос на Вашем фильме", - имея в виду "Пиратов ХХ века"? А ведь роль у меня там сугубо положительная... Значит, вряд ли заслуга или вина только фильма - любого, не одного нашего, - если в обществе с бандитами - перебор, а вот героев-то не видно.

- И все же кино у нас никогда не было только "развлекухой", оно участвовало в формировании мировоззрения. Вспомним работы Вашего учителя Сергея Герасимова, например.

- Благодарен судьбе и Сергею Аполлинариевичу, что он выбрал меня на роль Жюльена Сореля. Кстати, моя работа признана во Франции лучшим воплощением на экране стендалевского образа. А "Тихий Дон" считаю картиной библейской, всеохватной, необыкновенной по эпической мощи - фильмом на все времена. На его фильмах, действительно, выросло не одно поколение зрителей.

Однако сейчас часто слышишь, что творчество Герасимова - режиссера неравноценно, а авторитет педагога остается неприрекаем. Герасимову ставят в вину излишнюю идеологизированность. Но даже фильм "У озера", с которого начиналась моя кинематографическая карьера... Сегодня его называют советской публицистикой с экологическим уклоном. Но какие там великолепные актеры, какие сильные характеры! Фильм не забыт, и в прошлом году отмечалось 30-летие его выхода на экран. А вспомнит ли кто-нибудь через такой же срок даже не фильмы, а фильмики, которые снимают сейчас?

- Многие актеры и режиссеры стремятся теперь поработать на Западе. В Голивуде снимали или снимались Андрон Кончаловский, Родион Нахапетов, Наталия Негода, Наталия Андрейченко, перечисление можно продолжать.

- А я не хочу ехать в Голивуд или куда бы то ни было. Мне противно раболепское отношение к Западу: "Ах, какой счастливчик, он там "зацепился", он там снимается! "Я - русский артист, хочу играть на родном языке, ибо лишь на нем могу наиболее полно выразить то, что я чувствую. Играя на чужом языке, теряешь манеру, свое лицо - это уже не ты. Да и, признаться, не видел сколько-нибудь заметных работ русских артистов в голивудских фильмах.

- Вернемся к отечественному кино. Не чувствуете сожаления, что в жизни нынешних зрителей, особенно молодых, оно значит гораздо меньше, чем лет 15-20 назад?

- Да, это факт, и причин несколько. Нашего зрителя отравило, во-первых, низкопробное американское кино, которым его все эти последние годы потчевали, а, во-вторых, он, как градом побит, дешевой эстрадной попсой - посмотрите на безумные глаза прыгающих в дыму и шуме дискотек! К тому же у многих дома теперь видеомагнитофон - оторваться от дивана или кресла и пойти в кинотеатр становится прямо-таки мужественным шагом.

Поэтому, беда в том, что, если отечественное кино и вырулит из кризиса, значительная часть людей в кинотеатр уже не пойдет: у них атрофировалось желание чувствовать и думать перед экраном - это воспринимается как запредельное напряжение. Как я говорил, молодые - на дискотеках, а тот, кто постарше предпочтет "поржать", "оторваться" на концертах эстрадных юмористов. "Надо же отдохнуть" - аргументируют они. Вот и "отдыхаем"...

- Вы не упомянули еще один вид популярного нынче публичного шоу, в особенности телевизионного - политические дебаты. А оно оттягивает на себя внимание публики.

- Да, политика в целом сегодня успешно конкурирует с искусством. Политический спектакль захватывает и участников - они понимают, что наконец-то дорвались до синекуры, и вожделенно делят места под солнцем, - и зрителей: страсти здесь взаправду и всерьез, поплатиться можно не только политической карьерой, но и головой. И тогда на поклоны к публике после закрытия занавеса уже не выйдешь...

Я отношусь с большой симпатией к Станиславу Говорухину: снимался у него, да и Герасимова он мне чем-то напоминает. Говорухин - многогранный человек, замечательный режиссер, сценарист и, как оказалось, великолепный полемист. В передаче "Глас народа" во время предвыборной кампании в Думу, как я убедился, никто с ним тягаться не мог. А в кино Станислав Сергеевич возвращаться не хочет - "Ворошиловский стрелок", его последний фильм, это не всерьез - так, домашний этюд. А всерьез уже только политика, куда он ушел с головой. Теперь вот и кандидатом в президенты от ОВР зарегистрирован.

- Испытываете ревность из-за утечки талантов из кино в политику?

- Особой утечки уже нет, Станислав Сергеевич, скорее исключение из правила. Те люди искусства (а среди них были очень хорошие актеры), которые "пошли во власть", в Государственную Думу с первой волной демократии быстро поняли, что политика сжирает, разрушает творческую ауру. Растишь ее, холишь, лелеешь всю жизнь - а прозаседал несколько месяцев в парламенте, и другими глазами начинаешь смотреть на мир. Тяга к творчеству исчезает, а это самое страшное для художника. Поэтому наши ходоки от искусства быстренько из политики "свалили", что на мой взгляд, совершенно верно. Артисту политика категорически противопоказана.

- Долгое время Вы были кумиром многочисленных поклонниц - они засыпали Вас цветами, письмами, признаниями в любви...

- А почему в прошедшем времени? Я и сейчас чувствую внимание прекрасной половины. Конечно, писать стали меньше, но теперь вообще писем мало пишут. Истеричные фанатки сбежали к эстрадным звездам, а со мной осталась "моя" публика, проверенная временем, верная. Это внушает оптимизм, дает ощущение, что твоя работа кому-то нужна.

Несмотря на то, что народ живет сейчас в большинстве небогато, мои почитательницы до сих пор присылают мне посылки - и выпивку, и книги, и одежду. Сначала я злился, думал: "Ну зачем мне навязывают то, что не нужно, например, одежду, которую я никогда не буду носить?" Потом понял, что возмущаться, отказываться не стоит - только зря обидишь людей, ведь делают это от чистого сердца. Такое искреннее проявление внимание надо ценить. Так что у меня собралась уже целая коллекция зрительских подарков.

Скажу по секрету: актеру в хорошем смысле допинг зрительской любви необходим, и отношение поклонниц ко мне было чаще всего искренним и трогательным. Конечно, случались и дикие истории в стиле "крейзи" - но это уже не для газеты "Союз", а разве что для "Спид-инфо".

- Ваша карьера в кино в целом сложилась удачно. Но есть ли заветная роль, возможно из классики, которую хотели бы сыграть?

- Я уже не мальчик, не мечтатель, и прекрасно понимаю, что хорошая драматургия, литература, на которых я вырос, редкость, как все настоящее. Одно время очень хотелось сыграть Ставрогина из "Бесов" Достоевского, но по молодости лет мне не давали. А когда "дозрел" и меня утвердили - сам раздумал и отказался: уж очень морально тяжело влезать в шкуру такого персонажа...

Как профессионал скажу, даже из очень слабой роли можно сделать "конфетку". Это стало для меня своеобразным развлечением - постараться наполнить пустоту содержанием. Правда, на такой эксперимент нужна добрая воля режиссера. Но обычно соглашаются. С теми, кто упирается, мне работать, к счастью, не доводилось.

Конечно, нелегко доказать (не только другим, но и себе), что и в наше кризисное, переломное время можно прожить профессией артиста - любимой зрителями и тобой, но безумно зависимой и посегодняшним меркам малоприбыльной. Но все же моя принципиальная позиция: заниматься ресторанами или каким-то еще побочным бизнесом - не хочу. Остаюсь актером, если нет работы - найду. Надеюсь, я - долгоиграющая пластинка, и кое-что полезное в кино сделаю.

- Скоро наступит новый век. Как Вы думаете, Николай Николаевич, это будет время прагматиков?

- Считаю, да. Но я не прагматик, и не романтик, я - реалист. Романтическим я бы не выжил 30 лет в кино. Это достаточно жесткий мир, где, как сказал один великий артист, романтики со смазливой мордочкой плохо заканчивают.