Доклад. "О ходе выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений"
Лукашенко А.Г.
Президент Республики Беларусь
Уважаемые члены Высшего Государственного Совета!
При обсуждении выносимых на повестку дня Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России вопросов необходимо исходить из объективной оценки хода и результатов общего состояния работы по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации его положений.
В связи с тем, что заседание Высшего Государственного Совета проводится, на мой взгляд, с большим опозданием, хотел бы обратить ваше внимание на фактор времени. С ним, с теми изменениями, которые стремительно происходят в мире, мы должны постоянно сверять темпы нашей интеграции, ее направления и формы, вырабатывать оптимальные конкретные шаги по нашему сближению, подвергать тщательному анализу их эффективность, их соответствие интересам и чаяниям наших народов.
Современная политическая обстановка, внутренние экономические, социальные процессы в России и Беларуси настоятельно требуют от всех нас, - и в первую очередь от политиков, - практических шагов, действенных мер по реализации договоренностей.
В Беларуси и России бытуют различные оценки нашей интеграции. Но объективным является факт, что подавляющее большинство людей связывают с развитием белорусско-российской интеграции надежды на улучшение своей собственной жизни не в далеком будущем, а уже сегодня, сейчас.
Из-за нашей медлительности число сторонников единства сокращается. Социологи уже называют цифру 54 процента. Зато растут ряды сомневающихся, тех, кто уже не верит в перспективы единения и считает, что ничего реального в этом направлении не делается и не будет делаться, а политики занимаются лишь разговорами об интеграции.
Поэтому я считаю своим долгом в докладе пристально посмотреть на то, что уже сделано и что предстоит сделать в ближайшее время. Это необходимо и для того, чтобы мы остались в памяти наших народов не "интеграторами", а политиками дела.
I. Создание единого экономического пространства
Основой всех интеграционных процессов является экономическая интеграция. Путь повышения эффективности хозяйствования - кооперация усилий и всестороннее взаимовыгодное сотрудничество. Восстановить разорванные связи, нарастить экономический потенциал - вот главная забота на сегодняшний день. Кстати, на постсоветском пространстве Беларусь и Россия оказались наиболее "продвинутыми" в этом отношении, особенно в последние три-четыре года.
Проделана определенная работа по налаживанию действенного механизма совместного управления, в первую очередь в сфере создания единого экономического пространства и правовых основ общего рынка. Выполняя поручение Высшего Государственного Совета, и союзные структуры, и государства-участники Договора работали и работают исходя из того, что приоритетной и определяющей сферой сотрудничества является экономическая. Мы планомерно движемся к созданию единого экономического пространства, равных условий и гарантий деятельности субъектам хозяйствования, обеспечению на этой основе динамичного экономического развития Беларуси и России.
Союз Беларуси и России позволил остановить процесс экономической и хозяйственной дезинтеграции. Товарооборот между нашими государствами имеет достаточно устойчивую тенденцию к росту.
Несмотря на кризисные явления, его объем в январе-марте 2000 года составил 2064,3 миллиона долларов США - увеличение по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 40,3 процента.
Сейчас важно закрепить положительные тенденции.
Министерству экономического развития и торговли России и Министерству экономики Беларуси необходимо с учетом сегодняшних реалий разработать проект Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2008 года, а также подготовить предложения по формированию единой системы защиты товаропроизводителей Союзного государства.
Важнейшей составной частью интеграционного процесса является расширение связей регионов Беларуси и России. В настоящее время с регионами Российской Федерации заключено 23 соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве на уровне Правительства Республики Беларусь. Свыше 50 договоров о сотрудничестве с регионами Российской Федерации подписаны министерствами и другими органами государственного управления Беларуси.
В рамках межрегионального сотрудничества оживает производственная кооперация, развиваются прямые связи между субъектами хозяйствования.
Сегодня на рынках Беларуси осуществляют свою деятельность предприятия и организации 60 субъектов Российской федерации. Предприятия 79 регионов России участвуют во взаимных поставках продукции (в 1996 году их было 37).
Отмечу особо активные межрегиональные связи города Минска. На его долю в 1999 году пришлось 38,6 процента всего товарооборота Республики Беларусь и Российской Федерации. Внешнеэкономическую деятельность с Россией в 1999 году осуществляло более трех с половиной тысяч объектов хозяйствования белорусской столицы.
Последовательная работа в этом направлении проводится местными органами власти Витебской, Гомельской и Могилевской Областей.
Во исполнение Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования приняты следующие документы:
Обеспечен равный взаимный доступ объектов хозяйствования Беларуси и России к участию в тендерных торгах. Реализуется ряд мер в области защиты и поддержки отечественных производителей.
На сегодняшний день с участием белорусских и российских предприятий создано девять финансово-промышленных групп.
Правительствами и Центральными банками Республики Беларусь и Российской Федерации совместно с Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России осуществляются меры по введению общей Денежной единицы, унификации принципов банковской деятельности. Национальным Банком Республики Беларусь и Центральным Банком Российской Федерации заключено ряд соглашений, которые создают основу общих правил функционирования банковских систем двух государств. Подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам свободного обращения ценных бумаг, подготовлен проект Соглашения об унификации валютного регулирования.
Начиная с мая 1999 года Центральный банк Российской Федерации возобновил котировку белорусского рубля.
Межбанковским валютным советом, образованным в соответствии с Соглашением между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь, проводится работа по сближению позиций в подходах к введению общей валюты и подготовке межгосударственного соглашения по денному вопросу.
К сожалению, наши взгляды на формирование единого эмиссионного центра пока существенно расходятся. Российская сторона полагает, что функции единого Эмиссионного центра должны принадлежать исключительно Центральному банку России. Считаю, что вопросы эмиссии должны быть переданы системе центральных банков двух государств во главе с Валютным советом, состоящим из равного числа представителей Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации.
Однако сроки подготовки указанного соглашения, определенные Программой действий, неоправданно сорваны. Поэтому Центральному банку Российской Федерации, Национальному банку Республики Беларусь и правительствам двух государств необходимо ускорить согласование и выработку соглашения к подписанию.
Основой для строительства единого экономического пространства является сближение основных макроэкономических показателей, а также единая структурная политика, связанная с реформированием бюджетной, налоговой и производственной сфер. И в этом направлении уже имеются положительные результаты. Так, например, в I квартале 2000 года рост объема ВВП в Беларуси составил 106 процентов, в России - 107,2 процента, промышленного производства - 107,5 и 111,9 процента, инвестиций в основной капитал - 107,8 процента и 105,9 процента соответственно.
С целью сохранения и развития этих блаагоприятных тенденций министерствами Экономики Беларуси и России совместно с другими заинтересованными органами уже в текущем году должны быть разработаны меры по сближению основных макроэкономических и социальных показателей, подготовлены конкретные предложения по использованию единых индикаторов государственного регулирования экономики двух стран, а также по основным параметрам развития Союзного государства как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе.
Для сближения законодательства в инвестиционной сфере Министерству экономического развития и торговли России и Министерству экономики Беларуси необходимо выработать общие подходы к формированию нормативно-правовых актов Союзного государства, в частности, проектов законов "Об инвестиционной деятельности" и "О лизинге".
Унификации инвестиционного законодательства будет способствовать включение представителей Республики Беларусь в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации и создание впоследствии союзного Совета по иностранным инвестициям.
Нам необходимо выработать единую политику в области ценообразования и конкретные механизмы ее осуществления.
В апреле 1999 года подписано межправительственное Соглашение о регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) в области транспорта, связи, электроэнергетики и газовой промышленности.
В его развитие Государственным комитетом по авиации Республики Беларусь и Федеральной службой воздушного транспорта Российской федерации определена и применяется на практике система разработки, согласования и утверждения тарифов на авиаперевозки, внедрен порядок оплаты аэронавигационных сборов, унифицированы размеры ставок аэропортовых сборов для белорусских и российских авиакомпаний.
Между Белорусской железной дорогой и Министерством путей сообщения Российской Федерации заключено соглашение, предусматривающее действие согласованных Принципов формирования, применения и регулирования железнодорожных тарифов в сообщении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Подписано межправительственное Соглашение о создании Объединенной электроэнергетической системы, которым предусмотрено создание объединенного оптового рынка электрической энергии (мощности) Беларуси и России.
Но до сих пор Соглашение о равных условиях субъектам хозяйствования, которое должно было обеспечить создание полноценного единого экономического пространства, мягко говоря, далеко от реализации. Белорусские и российские субъекты хозяйствования по-прежнему функционируют в принципиально разных условиях прежде всего с точки зрения доступа к энергоносителям и цен на них.
До настоящего времени уровень тарифных ставок на перевозку белорусских грузов в межгосударственном сообщении на территории России в 2-3 раза выше, чем на территории Беларуси. Цены на природный газ для белорусских потребителей более чем в три раза, а на электроэнергию - в два с половиной раза выше, чем для российских.
Существенно различаются сферы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и в Российской Федерации. С учетом этого уже в 2000 году должны быть сформированы подходы по выработке единого перечня продукции, в основном относящейся к сфере естественных монополий, и продукции, закупаемой государствами-участниками, по которому и должно осуществляться государственное регулирование цен и тарифов.
Для решения этих задач, видимо, целесообразно расширить функции Координационного Совета, созданного во исполнение межправительственного Соглашения о регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) в области транспорта, связи, электроэнергетики и газовой промышленности. Помимо контроля за ходом подготовки и подписания отдельных межотраслевых соглашений он должен координировать и работу по совершенствованию механизмов ценообразования, унификации нормативных актов и формированию единого перечня продукции, по которой должно осуществляться государственное регулирование цен и тарифов в рамках союзного государства.
Начиная с 1997 года ежегодно формируются совместные балансы топливно-энергетических ресурсов, которые включают балансы нефтяного сырья, автомобильного бензина, топлива для реактивных двигателей, дизельного топлива, топочного мазута, природного газа, угля и электрической анергии. При этом балансы Беларуси и России не являются односторонними. Так, в 2000 году из Беларуси в Россию планируется поставить бензин, дизельное и реактивное топливо, мазут.
В 1999 году поставка российской нефти в республику осуществлялась на основе ежемесячно утверждаемых Минтопэнерго России графиков. Однако из определенных балансом в 1999 году для переработки в республике 12 миллионов тонн российской нефти графиками Минтопэнерго России предусматривалась поставка 11083 тысяч тонн, а фактически отгружено менее десяти миллионов тонн.
Не определена квота для Беларуси на сжиженный газ на 2000 год в размере 180 тысяч тонн с включением ее отдельной строкой в балансы топливно-энергетических ресурсов Союза Беларуси и России. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации выделило квоту на ежемесячную поставку в Республику Беларусь сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд в объеме 6,5 тысячи тонн при потребности не ниже 13 тысяч тонн.
Считаю, что правительствам Российской Федерации и Республики Беларусь следует установить самый жесткий контроль за выполнением совместных топливно-энергетических балансов. В дальнейшем эту функцию должен взять на себя Совет министров Союзного государства.
В целом давно назрела необходимость, руводствуясь Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования, установить единые цены и условия поставки топливно-энергетических ресурсов потребителям как в России, так и в Беларуси.
На уровень применяемых регулируемых (тарифов) также влияют различия в системе налогообложения Беларуси и России.
Правда, отмечу, что нормы законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам косвенного налогообложения в основном унифицированы. С 2000 года Республика Беларусь перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется и в Российской Федерации. На рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь внесена первая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с российским.
Почему, несмотря на договоренности в рамках Союза Беларуси и России и Таможенного союза, до настоящего времени не подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг)?
Между тем, переход на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов способствовал бы повышению конкурентоспособности белорусских и российских товаров на мировом рынке. Этот принцип, кстати, является одним из условий присоединения к Всемирной торговой организации.
Глубоко убежден: решая проблему унификации норм, регулирующих экономическую (и не только экономическую) жизнь Союзного государства, необходимо избегать изначально бесперспективных попыток "подстройки", "подгонки" законов Беларуси под законы России или наоборот.
Национальные законодательства отражают специфику наших стран. В них имеются как хорошо проработанные, так и слабые стороны.
Наиболее рациональным путем была бы выработка оптимального варианта на основе тщательного анализа экономического законодательства обоих государств. Тем самым у нас появится возможность создать четкую правовую базу Союзного государства в экономической сфере, которая гармонично сочетала бы национальные интересы и интеграционные параметры.
Одним из неотъемлемых этапов создания единого экономического пространства должно стать завершение формирования единого таможенного пространства.
Работа в этом направлении ведется начиная с 1994 года - с момента подписания Соглашения о едином порядке осуществления внешнеэкономической деятельности. Затем, как вам известно, последовали Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 года, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования 1998 года, которые позволили выйти на решение Высшего Совета от 28 апреля 1999 года "О мерах по довершению формирования единого таможенною пространства".
Однако ограничения во взаимной торговле по-прежнему сохраняются. Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 марта 2000 года №254, практически восстанавливающее таможенный контроль и оформление на российско-белорусской границе. Не удалось преодолеть расхождения по критериям переработки сырья. До сих пор не решен вопрос о механизме тарифных преференций и тарифных льгот, изъятий из режима свободной торговли в рамках СНГ.
Беларусь и Россия уже дважды вырабатывали единые ставки таможенных пошлин: в 1995 и в 1998 годах, что закреплено в Перечне единых ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных межправительственным Соглашением 27 января 1999 года.
Но Правительством Российской Федерации в январе 1999 года введен экспортный таможенный тариф. Неоднократно ставки вывозных таможенных пошлин изменялись без согласования с Республикой Беларусь. В свою очередь, в Беларуси были временно понижены ставки ввозных таможенных пошлин на текстильные изделия, импортируемые из стран Европейского союза, в целях увеличения квоты на экспорт белорусских товаров в ЕС.
Все эти примеры еще раз подтверждают, что выход на согласованную, а затем единую политику в отношении третьих стран, международных организаций и объединений возможен только после проведения всего комплекса мероприятий в экономической сфере, предусмотренного Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2000-2005 годы. Считаю, что на нынешнем этапе нашей основной задачей должна стать выработка механизма согласованного принятия решений. Вы же понимаете: пока два государства будут одновременно вносить изменение в законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, какая-то из сторон всегда будет в роли "догоняющего".
Полагаю, функции координатора этой работы обязана взять на себя Комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, которая должна снимать разногласия еще на стадии подготовки проектов решения правительств.
На протяжении уже нескольких лет мы не можем ввести в организованное русло унификацию законодательства двух государств. А ведь от создания полноценной правовой базы формирующегося Союзного государства зависит решение многих вопросов, и, прежде всего, экономических.
Требует продолжения работа по унификации гражданского права и законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в Союзном государстве.
Настало время создать жесткий механизм контроля за унификацией законодательства двух государств; необходимо добиться такого положения, когда согласованные ранее нормативно-правовые документы не могли бы изменяться по воле одного государства.
Этот процесс требует координации как на национальном уровне, так и на уровне органов Союзного государства. Координаторами от государств-участников могли бы выступить национальные министерства юстиции. Целесообразна проработка вопроса о создании постоянно действующей комиссии по этим вопросам при Совете Министров.
Необходимо в максимально сжатые сроки разработать документы, определяющие основы бюджетного устройства и классификацию бюджета Союзного государства, общие подходы к формированию и использованию собственности Союзного государства.
Все это вплотную подводит к необходимости активной, конкретной работы органов управления Союзного государства.
Пока же здесь сделано крайне мало.
II. Организационно-политическая составляющая интеграции
Начал работать Высший Государственный Совет и Совет Министров. Одобрено Положение о Постоянном Комитете, выработаны предложения по его структуре и численности. Но процесс формирования его состава непростительно затянулся. Считаю, что в Постоянный Комитет должны прийти новые активные люди, знающие его работу. Одновременно следует сохранить преемственность от Исполкома Союза Беларуси и России.
Важно, чтобы в Правительстве Российской Федерации и в Правительстве Республики Беларусь вопросами Союзного государства занимались специально назначенные лица с соответствующими полномочиями. Практика работы в рамках Союза Беларуси и России уже подтвердила эффективность работы заместителей Председателя Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России. По моему мнению, до завершения формирования системы государственного устройства Союзного государства необходимо сохранить ранее существовавшую практику, введя в состав Совета Министров Союзного государства должности Заместителей Председателей Совета Министров Союзного государства, являющихся заместителями руководителей национальных правительств. Их включение в состав Совета Министров повысило бы эффективность подготовки согласованных решений и их выполнения в государствах-участниках, способствовало бы оперативному рассмотрению проблем, как органами Союзного государства, так и руководством Беларуси и России.
Особо отмечу: эти организационные мероприятия не противоречат Договору. Без их осуществления упорядочение деятельности органов Союзного государства невозможно.
Прошло уже полгода с момента вступления Договора в силу, а до настоящего времени не сформирован даже аппарат Совета Министров Союзного государства, которым является Постоянный Комитет. Аппарат Исполнительного Комитета работает безынициативно, безответственно затягивает подготовку отдельных проектов важных документов.
В то же время вместо подготовки документов, направленных на реализацию Договора о создании Союзного государства и решений Высшего Государственного Совета, Государственный секретарь инициировал обсуждение вопроса о придании Союзному государству статуса межгосударственной организации, а служащим Постоянного Комитета - статуса международных служащих. Хотя Договор прямо говорит о создании Союзного государства, а в его тексте указано, что должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов являются государственными служащими Союзного государства (ст. 57 Договора).
Неоправданно затягивается принятие основополагающих документов, регулирующих деятельность органов Союзного государства - Высшего Государственного Совета, Совета Министров. Они должны быть приняты на сегодняшнем заседании Высшего Государственного Совета.
Уже "закостеневшей" проблемой Союза Беларуси и России остается низкая эффективность принимаемых решений.
Приведу один яркий, на мой взгляд, пример.
2 декабря 1997 года Исполкомом Союза Беларуси и России было принято решение о взаимном предоставлении национального режима хозяйственной деятельности и гарантий субъектам хозяйствования Республики Беларусь на территории Российской Федерации и субъектам хозяйствования Российской Федерации на территории Республики Беларусь. Правительства, министерства и ведомства обоих государств должны были привести принятые ранее нормативные правовые акты в соответствие с указанным решением.
28 декабря 1998 года было подписано Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования, во исполнение которого заключено 10 межправительственных, 5 межведомственных и 4 межбанковских соглашения. Но равных условий для субъектов хозяйствования как не было, так и нет до сих пор. Большинство документов носят рамочный характер и реально не влияют на условия деятельности предприятий.
Мы должны поломать наконец эту порочную практику!
Решения, которые принимают органы Союзного государства, должны выполняться неукоснительно. В противном случае будет дискредитирована сама идея интеграции и мы лишимся поддержки народа, на которую опираемся в своей работе.
Ответственной задачей является формирование Парламента Союзного государства. Его нижнюю палату - Палату Представителей - предстоит формировать через всеобщие выборы. Но, чтобы Парламент действовал, необходимо создать соответствующую правовую основу и только после этого проводить выборы.
Исходя из этого, выборы в Парламент Союзного государства должны проходить одновременно и в Беларуси, и в России. Они станут важным этапом политической жизни наших двух стран.
На очередном заседании Высшего Государственного Совета нам необходимо заслушать отчет председателей центральных избирательных комиссий о ходе подготовки к выборам в Парламент Союзного государства.
В качестве меры, способной существенно укрепить роль Парламента в Союзном государстве, я вижу повышение роли этого законодательного органа в контроле за бюджетом Союзного государства.
В сжатые сроки должны бьгть сформированы Суд и Счетная палата, назначены их руководители, сформированы аппараты, определены права и обязанности работников.
Еще одна важная задача - подготовка Конституционного Акта, определяющего государственное устройство Союзного государства и его правовую систему. Без него мы не сможем в полной мере реализовать многие положения Договора о создании Союзного государства.
Подготовку проекта этого основополагающего документа должны взять на себя правительства Беларуси и России. Работа над ним потребует значительных усилий и времени, а мы до настоящего времени фактически не приступили к его разработке, - даже не создана рабочая группа.
Считал и считаю, что основная проблема при формировании системы органов Союзного государств и организации их деятельности заключается в обеспечении баланса интересов государств-участников.
Напомню, что в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможеннной территорией, единой денежной единицей и общим бюджетом рассчитан на пять лет.
Учитывая объем работы, который нам предстоит проделать, и те вопросы, которые уже давно должны были быть решены, это не такой уж и большой срок.
Я веду речь о дефиците времени, и MЫ обязаны сделать все, я подчеркиваю, абсолютно все возможное, чтобы дефицит времени, не дай Бог, не превратился в дефицит доверия со стороны наших народов.
III. Внешнеполитическое и внешнеэкономическое сотрудничество
Реализация Договора о создании Союзного государства уже приносит практические результаты, в частности, во внешнеполитической деятельности Беларуси и России.
Министерствами иностранных дел Беларуси и России подготовлена Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2000-2001 годы. Она одобрена Советом Министров Союзного государства и внесена на утверждение Высшего Государственного Совета.
Интересы Союзного государства Белоруссии и России на международной арене вполне определены.
В рамках Содружества Независимых Государств приоритетом для нас должно стать реальное формирование эффективно функционирующей зоны свободной торговли.
В отношениях с Европейским Союзом следует теснее координировать наши позиции особенно по вопросам квот, таможенные тарифов, антидемпинговых санкций. Нужно учитывать и обострение визовой проблемы.
Необходимо более целенаправленно реализовывать потенциал сотрудничества Беларуси и России с такими региональными организациями, как Центрально-Европейская Инициатива (ЦЕИ), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧС) и Совет государств балтийского моря (СГБМ).
Существенно сказываются на нашихстратегических позициях отношения Белоруссии и России с НАТО. Развитие неконфронтационных отношеий с альянсом и сотрудничество с ним в тех областях, где это выгодно и не ущемляет наши национальные интересы, отвечает потребностям наших государств.
Мы активно взаимодействуем с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что предоставляет реальную возможность участвовать в формировании неделимой системы безопасности, основанной на равенстве государств, уважении их права на выбор собственного пути развития.
Важнейшим элементом внешней стратегии Союзного государства является его участие в структурах Организации Объединенных Наций. Нашим стратегическим интересам отвечает сохранение и развитие роли ООН как универсальной международной организации, которая способна сыграть уникальную роль в поддержании мира и стабильности.
Считаю особенно важным, чтобы Беларусь и Россия продолжали оказывать друг другу всю необходимую помощь и содействие в международных организациях по вопросу борьбы с терроризмом и сепаратизмом.
Беларусь и Россия имеют представителей в международных финансовых и экономических организациях. Главной целью такого партнерства должно стать равноправное участие в определении направлений деятельности этих институтов в интересах подъема экономик наших государств.
Особо подчеркну потребность четкого согласования позиций Беларуси и России с целью синхронного присоединения наших стран ко Всемирной торговой организации как самостоятельных субъектов международного права.
Завершая внешнеполитическую тематику, не могу не отметить важность проработки закрепленного в Договоре вопроса о правосубъектности Союзного государства.
IV. Коллективная безопасность
Военное сотрудничество между нашими странами осуществляется на основе Концепции совместно оборонной политики Беларуси и России, общих принципов военного строительства и ежегодных планов двустороннего сотрудничества. Для координации деятельности создана и успешно работает совместная Коллегия министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Основные направления военного сотрудничества включают в себя формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей согласованное развитие Вооруженных Сил двух государств, регулярное планирование и проведение совместных командно-штабных учений и тренировок, отработку вопросов управления региональной группировкой войск. Ведется разработка совместной программы вооружения на 2001-2005 годы, формирование совместного оборонного заказа и создание системы совместного технического обеспечения региональной группировки войск. Утверждена Концепция совместного технического обеспечения региональной группировки войск. Министерствами обороны Беларуси и России разработан и утвержден План мероприятий по ее реализации.
Все острее становится потребность в единой военной доктрине Союзного государства.
На повестке дня стоит вопрос о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России (ЕРС ПВО). Обеспечение совместного боевого дежурства по охране западной воздушной границы Союзного государства целесообразно организовав на двусторонней основе на принципах равного долевого участия. Соответствующий опыт у нас уже есть. В настоящее время развернута работа по согласованию проекта Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией "О совместной охране западной воздушной границы Союза Беларуси и России".
К сожалению, существуют проблемы недостаточных объемов оборонных закупок ввиду отсутствия финансовых средств, а также из-за невозможности заключения прямых договоров с предприятиями Российской Федерации. А при заключении договоров через государственную компанию "Росвооружение" цены на продукцию возрастают в 2-3 раза: по законодательству Российской Федерации Республика Беларусь продолжает иметь статус иностранного государства.
Считаю, что такой подход, мягко говоря, явно не соответствует уровню наших союзнических отношений, степени интегрированности экономик и сотрудничества в сфере обороны.
В соответствующие законодательные акты Российской Федерации необходимо внести изменения, которые предоставили бы право оборонным предприятиям России заключать прямые договоры с Министерством обороны Республики Беларусь.
В этом случае министерства обороны смогли бы также производить взаимный обмен высвобождающимися из Вооруженных Сил наших государств комплектующим изделиями, запасными частями и военно-техническим имуществом; закупать комплектующие изделия, запасные части и военно-техническое имущество на базах снабжения министерств обороны Беларуси и России на договорной основе.
V. Формирование общего информационного пространства Союзного государства
В контексте становления Союзного государства и активизации его противников особо важное значение приобретает объективное информирование граждан Беларуси и России о ходе интеграционных процессов.
Я веду речь о формировании общего информационного пространства.
Постановлением Исполкома Союза Беларуси и России от 8 сентября 1999 года принято и реализовано решение о создании периодического издания Исполкома и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России - вкладыша в газеты "Советская Белоруссия" и "Российская газета". Вопросы становления Союза регулярно освещались на договорной основе на радиостанциях "Радио-1", "Народное радио", "Говорит Москва". Обеспечен регулярный выход еженедельных программ "Союз" ("Радио-1", "Народное радио"), "Единство" ("ГОВОРИТ Москва"). В определенной степени удалось изменить тон ряда российских масс-медиа в освещении белорусско-российской интеграции
Многие радиопрограммы из Беларуси слушают россияне вплоть до Урала. В свою очередь, на Беларусь вещает множество радио - и телеканалов России, в Минске печатаются российские газеты.
Вместе с тем, так и не начала свои деятельность телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России, несмотря на то, что Высший Совет Союза еще 23 мая 1997 года принял решение об ее учреждении на паритетной основе, а 22 января 1998 года Президенты подписали соответствующий договор. Исполком Союза Беларуси и России 16 октября 1998 года утвердил ее Устав и одобрил Концепцию вещательной и информационной политики, а также назначил руководство и состав коллегии. В бюджете Союза Беларуси и России выделены финансовые средства на обеспечение деятельности компании.
Однако Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации отказало в выдаче лицензии на осуществление вещания телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, что явно противоречит Договору от 22 января 1998 года.
Не понимаю, почему российские средства массовой информации - даже те, которые положительно относятся к белорусско-российскому единению, - пассивны в позитивном освещении интеграционной тематики? Большинство материалов носит поверхностный и предвзятый характер. Нет глубокого анализа ситуации.
А между тем, главное в журналистской практике - достоверные сведения "из первых рук". Уверен, что журналистам пора отказаться от попыток, так сказать, издалека оценить наш Союз.
Ведь мы всегда открыты для встреч с представителями российских средств массовой информации - независимо от их политической направленности.
VI. Социальная составляющая Союзного государства
Важнейшим направлением деятельности всех органов Союзного государства должна стать конкретная работа по реализации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан.
В этом направлении уже сделано немало. Белорусы и россияне, как правило, имеют возможность свободно, без виз и таможенных досмотров передвигаться из Беларуси в Россию и обратно. Предоставлены равные права на приобретение жилья на территории двух государств, трудоустройство и оплату труда. Граждане наших двух стран обладают равными правами в области социального обеспечения. Действует одинаковый порядок получения пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет.
Белорусы и россияне обладают равными правами в части предоставления льгот и гарантии ветеранам воины, труда и Вооруженных Сил, а также поддержки семей, воспитывающих детей.
Законодательство Республики Беларусь в области социального обеспечения не содержит ограничений для граждан России, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. На них распространяются те же условия и порядок предоставления социальных гарантий и льгот, что и на граждан Беларуси.
Проводится значительная работа по унификации законодательства в социально-трудовой сфере, сближению уровней социальных гарантий граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.
1 января 2000 года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения". В результате соотношение размеров минимальной пенсии по возрасту и средней пенсии с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси приближено к соотношению этих пенсий в России.
Вместе с тем, в сфере социального обеспечения необходимо более последовательно осуществлять меры по повышению уровня всех социальных выплат, доведению их размеров до прожиточного минимума.
В области образования работают договоренности между Россией и Беларусью о равных правах абитуриентов, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Утверждена Концепция развития систем образования, подготовки и переподготовки кадров в Союзе. Проведена необходимая организационно-методическая работа по формированию единого образовательного пространства. Создан Координационый совет министерств образования России и Беларуси.
В сфере здравоохранения в Республике Беларусь и в Российской Федерации гражданам обеих стран обеспечено взаимное предоставление скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно и в необходимом объеме во всех лечебно-профилактических учреждениях государства временного пребывания граждан. В учреждениях государственной системы здравоохранения бесплатно осуществляется диагностика возникших у человека в период нахождения в государстве временного пребывания опасных заболеваний.
Подписаны межведомственные соглашения в области регистрации, стандартизации и контроля качества лекарственных средств, а также о признании результатов работ по сертификации лекарственных средств.
Ведется работа в области реализации совместных программ "Совершенствование службы медицины катастроф", "Санитарная охрана территории Республики Беларусь и Российской Федерации".
В то же время в Республике Беларусь российской Федерации действуют две различные по формам финансирования системы здравоохранения: в Республике Беларусь - бюджетное финансирование, в Российской Федерации - бюджетно-страховое. Это обстоятельство предопределяет главный вопрос, который необходимо решить, чтоб в полном объеме обеспечить равные npaва граждан Беларуси и России на получение всесторонней медицинской помощи при их нахождении на территории другого государства.
Несмотря на имеющиеся в социальной сфере достижения, в реальной жизни белорусы и россияне продолжают сталкиваться с рядом проблем, что вызывает у них обоснованное недовольство.
К примеру, российские власти отказывают в постоянной регистрации (прописке) гражданам Беларуси, которые приобрели жилье в Москве и Московской области и в установленном порядке оформили въезд на постоянное жительство в Россию.
Систематически происходит изъятие паспортов у граждан Республики Беларусь, прибывших в Москву и не оформивших регистрацию в соответствии с распоряжением мэра Москвы.
Многими регионами Российской Федерации приостановлены денежные выплаты в счет компенсации за ущерб, нанесенный здоровью гражданам Республики Беларусь во время их работы в Российской Федерации, а также других выплат - пенсий, пособий, алиментов и их переводов почтой в Республику Беларусь.
В свою очередь, от граждан Российской Федерации в Администрацию Президента, Верховный Суд, Прокуратуру Республики Беларусь поступают многочисленные жалобы и обращения на действия белорусских властей на местах, связанные с расширительным толкованием и применением положений Декрета Президента Республики Беларусь от 4 сентября 1998 года № 15 "О неотложных мерах по защите потребительского рынка." По мнению российских специалистов судебные и правоохранительные органа Республики Беларусь необоснованно применяют конфискационные меры.
Много нареканий вызывает исполнение порядка обязательного декларирования иностранной валюты и российских рублей, провозимых гражданами Российской Федерации, следующими транзитом через Беларусь. Из-за несогласованных действий Национального банка Республики Беларусь, Центрального банка Российской Федерации и государственных таможенных комитетов белорусскими таможенниками изымается валюта, превышающая сумму 500 долларов США, хотя по российским нормативным актам гражданам России разрешено вывозить до 1500 долларов США.
Все это вкупе и формирует тот негативный фон, который активно и умело используют в своих целях противники нашего единения.
Поэтому в Союзном государстве необходимо сделать основной упор на первоочередном решении проблем именно в социальной сфере. Исходя из этого, будет правильным соответствующим образом пересмотреть и распределение средств в бюджете Союзного государства.
Немалые материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы Беларуси и России брошены на решение наиболее актуальной для нас проблемы - минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Создается унифицированная правовая база для проведения мероприятий по медицинской, радиационной и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации. Разрабатываются единые подходы к ведению специализированных банков данных по учету, диагностике, лечению и профилактике пострадавшего населения, методам и технологии снижения содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции. Реализуется ряд совместных программ, финансируемых из союзного бюджета.
Тем не менее, чернобыльская проблема требует более тщательного подхода.
На повестке дня стоит вопрос укрепления культурных связей между Беларусью и Россией, которые вносят свой существенный вклад в интеграционные процессы. Эта работа ведется на основе соответствующих протоколов о сотрудничестве между министерствами культуры Беларуси и России. Подписан такой протокол и на 2000 год.
Общими усилиями государств-участников Союза проводится капитальный ремонт и реставрация памятника межгосударственного значения мемориального комплекса "Брестская крепость-герой". Реализуется совместна межведомственная программа в области кинематографии и видеоискусства. Уже не первый год в Витебске проводится Международный фестиваль искусств "Славянский базар", способствующий укреплению дружбы и духовного единения славянских народов.
Уважаемые члены Высшего Государственного Совета!
Мероприятия по решению проблем, отраженных в докладе, и требующих безотлагательного решения, определены Перечнем мер по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий Беларуси и России по его реализации на 2000 год. Документ одобрен Советом Министров и стал основой для подготовки планов работы Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.
Эффективность нашей совместной работы во многом зависит не только от согласованности действий, но и от организации системы контроля за выполнением принятых решений, как со стороны органов Союзного государства, так и со стороны государств-участников.
Механизм контроля на двустороннем уровне уже отработан в рамках Союза Беларуси и России и закреплен в документах, регламентирующих деятельность органов Союзного государства. Он предусматривает информирование членов Высшего Государственного Совета и Совета Министров о выполнении принятых решений, заслушивание отчетов руководителей органов Союзного государства и национальный органов государственного управления.
Необходима большая согласованность действий на национальном уровне при выполнении решений органов Союзного государства в государствах-участниках.
Совет Министров Союзного государства 25 апреля 2000 года согласился с необходимостью принятия в государствах-участниках нормативных актов, регулирующих порядок опубликования, вступления в силу и реализации нормативных правовых актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства. Это первый шаг, которьй позволит инкорпорировать решения органов Союзного государства в национальные законодательные системы и обеспечить их своевременную и полную реализацию.
Союзное государство Беларуси и России реально может стать интеграционным ядром сплочения республик бывшего Советского Союза только при соблюдении двух непреложных условий - обеспечении социально-экономического подъема и справедливого учета интересов наших стран и народов.
Достигнуть успеха невозможно без безусловного соблюдения принципа равенства и сохранения суверенитета участниками интеграции. Каждый из нас должен оставаться полноправным хозяином в своем доме. И здесь нет противоречия.
Наши страны, сохраняя государственную самостоятельность на всех стадиях, должны оставаться юридически равными, - независимо от величины территории, количества населения и разности экономического и военно - стратегического потенциалов. Эта модель вполне соответствует общемировые интеграционным тенденциям. В частности, она на практике реализуется в рамках Европейского союза.
Именно такая модель сделает Союзное государство привлекательным для наших ближайших соседей.
Уважаемые члены Высшего Государственного Совета!
Мы имеем четкую правовую базу для создания Союзного государства - Договор о создании Союзного государства и Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений.
Сегодня нам необходимо организовать работу таким образом, чтобы положения Договора и Программы действий решались предметно и в комплексе. Координатором всех действий должен стать Совет Министров Союзного государства и национальные правительства.
На первый план необходимо поставить решение вопросов экономического характера - формирование единого экономического пространства, единой энергетической и транспортной систем, единого таможенного и налогового пространства.
Эффективное выполнение этих задач ознаменует собой завершение процесса создания Союзного государства, в котором государства-участники будут проводить активную согласованную политика на международной арене, в сфере обороны и безопасности, социальной и культурной областях, а гражданам и субъектам-хозяйствования будут реально предоставлены равные права.
Гарантия успеха на пути интеграции - взаимное уважение, выработка и принятие согласованных решений, взаимная поддержка и, естественно, напряженная работа всех органов управления, - как Союзного государства, так и государств-участников.
Залог успеха - доверие людей, не оправдать которое у нас права не было и нет.