Виртуальная РОССО+ БЕЛИЯ вместо Союзного государства. (Старая и новая чиновничья номенклатура тормозит российско-белорусскую интеграцию)

Наталья Айрапетова

Не примеряйте костюмчик Кассандры!

Два года назад, когда проект Договора о создании Союзного государства только обсуждался в двух странах, автор этих строк позволила себе предположение, что данный документ (в котором было немало просчетов и общих фраз) четко формулирует только один вид интеграции: чиновничьей, а потому объединяться в первую очередь будут не государства, а бюрократии. Злые российские языки уже тогда прозвали будущее Союзное государство Россобелией (соединив, как догадался читатель, корни слов в названиях двух славянских стран), каковая Россобелия, увы, сегодня и существует - как виртуальное союзное государство, но отнюдь не как виртуальная кормушка для списанных с политического корабля чиновников (кормушка - слово теплое, уютное, а потому она реальна всегда). Эта гвардия "интеграстов" сама по себе плодится и размножается, ничего толкового не производя ни для белорусов, ни для россиян, но своевременно заботясь о собственном "международном" статусе, соответственно, "адекватной" зарплате. Увы, журналистам нельзя даже мельком примерять костюмчик Кассандры - самые худшие прогнозы непременно сбудутся, от чего никакой радости, естественно, не испытываешь. Сегодня не существующее в природе Союзное государство доказывает свое существование по мелочам (вроде хозяйственных связей регионов России и Белоруссии), тогда как для граждан обоих славянских государств остается открытым самым главным вопрос: может ли Россия сегодня гарантировать надежный политический и экономический союз с Белоруссией? Или все, как два года назад или даже пять лет назад (если вести отсчет со дня образования российско - белорусского Сообщества), сведется к словесным заклинаниям? Вопрос не праздный - во-первых, потому, что в Белоруссии грядут президентские выборы, к которым активно готовятся США и их "агитпроп" в виде ОБСЕ (сия организация "по безопасности и сотрудничеству" собирается напустить на Лукашенко аж 14 тысяч "наблюдателей"!), а во-вторых, новая администрация Буша, преследуя свои геополитические цели, сегодня вовсю использует старую фразеологию об "империи зла", разумея под "империей" еще не до конца разваленную Россию. Угрозы же в адрес Лукашенко со стороны США и Запада раздаются с постоянством прогнозов погоды, от чего они не становятся менее опасными. Какой будет позиция России во время президентских выборов в Беларуси - от этого зависит и ее собственное существование как суверенного государства.

"Белоруссия- это не Папуасия!"

Один из белорусских политиков как-то сказал: "Белоруссия- это не Папуасия". Отнесем эту оптимистическую формулу и к России, хотя на самом деле оптимизма тут маловато, поскольку чиновничья Россобелия делает все для того, чтобы превратить обе страны именно в Папуасию - и не только замедлить реальную интеграцию, но и окончательно свести на нет любой российско-белорусский союз.

В октябре 1999 года, выступая в Государственной Думе РФ (пожалуй, больше не было такого искреннего и открытого выступления Александра Лукашенко перед россиянами) президент Республики Беларусь откровенно говорил о том, что "радикальный" вариант договора, который назывался "О Союзном государстве", не был принят российской стороной. Тогда лидер Белоруссии откровенно сказал: "Это только полшага. Это не шаг и не два, которые мы можем сегодня сделать, но не делаем".

Однако и после подписания Договора о создании Союзного государства дело не стало двигаться более успешно, поскольку мы стали активно двигаться ... назад. Можно любить или не любить, скажем, российского политика, немало сделавшего для российско-белорусской интеграции - Сергея Бабурина, но приходится соглашаться с его мнением: 2000-й год можно считать потерянным для наших отношений, так как не были выполнены, начиная с бюджета, принципиальные положения совместной Программы действий (например, создание единой транспортной и энергетической системы). Среди очень немногих "подвижек" можно отметить шаги по созданию общей валюты, общего таможенного пространства, военное сотрудничество России и Белоруссии - совершенно очевидно, что Белоруссия может стать оборонительным "форпостом" СНГ, а Минск все чаще становится местом встреч для перспективного планирования военного сотрудничества. И это, пожалуй, один из немногих плюсов российско-белорусской интеграции. Чего не скажешь о позиции двух внешнеполитических ведомств - нет не только реальной (в отличие от декларированной) "программы согласованных действий в области внешней политики", но и какой-либо координации усилий двух министерств иностранных дел, хотя Белоруссия в ряде случаев должна была чувствовать эту поддержку России в международных структурах. Однако Россия предпочитает поддерживать Александра Лукашенко чуть ли не "тайно", поскольку, с точки зрения части политической российской элиты, открытые контакты с белорусским лидером выглядели бы в глазах США и Запада просто "неприличными". Между тем США, например, своих целей не скрывает - так, весьма знаменательны слова бывшего уже Чрезвычайного и Полномочного Посла США в РБ Дениэла Спекхарда: "Буду откровенен: меня прислали сюда не для того, чтобы улучшать отношения между Соединенными Штатами и Беларусью, а чтобы лоббировать интересы США в Беларуси...". Выразив также на прощанье озабоченность относительно молодого поколения Беларуси, а также постоянно растущей "экономической зависимостью от России", г-н Спекхард столь же откровенно заявил: "Что же касается политического курса в отношении Беларуси со стороны официальных кругов США и Европы, то он носит согласованный характер" (!). Таких признаний никогда бы публично не сделала сегодняшняя Россия, даже если бы действия двух стран в Большой Политике действительно носили согласованный характер. Из чего следует вывод, что ее "конспиративная" любовь к Лукашенко столь же опасна, как случайные курортные связи.

Любить по-русски

Парадокс заключается в том, что если Россия оказала поддержку Лукашенко на прошлогодних парламентских выборах (в том числе и через рычаги европейских структур), это совершенно не означает, что Москва поддержит Лукашенко и в этом году. Наоборот, витает версия о том, что Москва выдвинет "своего" кандидата на президентских выборах в Беларуси - и нет никаких гарантий в том, что этот "засланный казачок" не сыграет своей деструктивной роли внутри самой Белоруссии. Хотя окружение президента Лукашенко и заявляет, что югославского варианта белорусская сторона не допустит, хотелось бы, честно говоря, услышать подобные же тезисы и от российских политиков, однако они на сей счет благоразумно помалкивают. Что тоже надлежащим светом освещает виртуальный характер нашей совместной "интеграции" и строительства Союзного государства.

Больше того: в столице нашего Отечества есть немало политиков, которые толкают и без того жесткого президента России к "жесткому" же разговору с лидером Белоруссии "по примеру МВФ" (не самый лучший пример, надо сказать, памятуя о разрушении самостоятельной экономики России с помощью кредитной "иглы" этого фонда, от услуг которого отказались другие страны). Вообще заметны усилия части кремлевской элиты вечно держать Лукашенко "в приемной", формируя, с помощью российских СМИ, образ вечного президента-просителя, а образ Белоруссии - как вечной нахлебницы и нетронутого советского заповедника. Александр Лукашенко уже устал кричать о том, что белорусы никогда нахлебниками не были и на шее ни у кого никогда не сидели, но этот невинный ход (опять Лукашенко приехал просить денег!) отчасти срабатывает и "должным" образом формирует российское общественное мнение. Что тоже "незаметно" работает на разрушение российско-белорусского союза, не говоря о Союзном государстве (на кой нам объединяться с нахлебниками?!)

Хотя из российской прессы уже почти ушли прямые оскорбления президента Белоруссии (как ушли в прошлое дискуссии о том, нужны ли Союз, Сообщество, Союзное государство), по - прежнему Александр Григорьевич получает удары не только со стороны горячо любящего его Запада, что понятно, но и со стороны горячо любящей его России, что обычному человеку непонятно совсем.

Разумные люди задают себе вопрос: почему мы столь медленно поспешаем к общему светлому будущему? Неслучайно удививший многих пассаж о том, что не стоит "форсировать" интеграционные процессы России и Белоруссии, кремлевские идеологи "подбросили" президенту Владимиру Путину, который тот сгоряча озвучил. Поскольку в природной медлительности или отсутствии своевременной реакции не упрекнешь двух динамичных лидеров - Лукашенко и Путина - следует признать, что теоретики неспешного единения (при явно форсированных усилиях США и НАТО) существуют в ближайшем окружении двух президентов. О противниках интеграции в российских властных структурах писали уже немало, но надо ясно понимать, что слишком быстро сближаться с Россией и президентской рати Лукашенко тоже не с руки: одно дело быть "окружением президента" - и совсем другое дело, неровен час, попасть в "окружение" еще одного российско-белорусского губернатора (такую "карьеру" самолюбивому Александру Григорьевичу прочат некоторые российские СМИ).

Все это косвенно свидетельствует об отсутствии как у российского, так и белорусского президента надежных "команд" (ни Лукашенко, ни Путин не могут полностью положиться на свое окружение, где борьба за выживание и "близость к телу" ведется между группами, исповедующими прямо противоположные точки зрения). Пока Путин и Лукашенко - явные политические одиночки, этакие "одинокие волки " при всех символах власти, что тоже заметно невооруженным глазом.

Три кита власти

Борьба за власть, как показала "бархатная" революция в Белграде, держится в основном на трех китах: экономика, пресса и молодежь. С помощью этих трех карт можно либо удержать власть, либо ее потерять в одночасье. Своеобразие же ситуации в том, что в Беларуси на первый план этой борьбы выходит пресса - и потому интеграционные процессы с Россией в плане информации приобретают особое значение.

Вспомним, что "революцию" в Белграде делала оппозиционная пресса и "оппозиционная" же молодежь, в силу самого возраста и отсутствия какого-либо политического и жизненного опыта, переводившая для себя слово "оппозиция" как уличные погромы и возможность весело провести время на демонстрациях против "диктатора". Если в молодом поколении любой страны выросло достаточное количество манкуртов, то с ним и с целым государством в считанные часы можно сделать что угодно и без всяких бомбежек. Может быть, лет двадцать спустя после "бархатных" погромов их постаревшие участники поймут, что "борьба с диктатором" нужна была прогрессивному Западу для полного уничтожения их собственной страны, но сегодня они пребывают в эйфории от участия в "оппозиции", которую поддерживает и поддерживала вскормленная известной рукой "оппозиционная" пресса.

На изменение государственного строя в Белоруссии брошено все: идеология, деньги, грязные технологии. По словам Александра Лукашенко, 108 миллионов долларов уже вертятся в кругах белорусской оппозиции. Не случайным было и заявление натовского чиновника о том, что следующим "объектом" после Югославии будет Беларусь. Не случайно и официальные лица США озабочены уровнем национального самосознания белорусов, и особенно молодежи.

Надо сказать, что опасность манкуртизма в Белоруссии заметили раньше, чем в России - и потому молодежь оказалась здесь все-таки не такой бесхозной, как у нас. За три последних года уходящего века прием молодежи в вузы Белоруссии увеличился на 30 процентов. В Белоруссии гарантировано законом первое оплачиваемое рабочее место для всех выпускников вузов, ПТУ и профтехучилищ. В Белоруссии не растеряли систему обучения и трудоустройства молодых - и потому неизбежный рынок в Белоруссии оказался все-таки с человеческим лицом.

Эти и другие факторы позволяют наблюдателям сделать вывод о том, что раскрутить белорусскую молодежь по белградскому сценарию вряд ли удастся. Но свою роль против "диктатуры Лукашенко", безусловно, может сыграть "второй кит" - белорусская оппозиционная пресса. Белорусский парадокс заключается в том, что оппозиции как реальной силы нет, а оппозиционная пресса как реальная сила - есть.

Нужна ли революция в информационной Папуасии ?

Специфика Республики Беларусь такова, что пресса здесь, на старинный манер, либо "советская", то есть "за батьку Лукашенко", либо "антисовесткая", то бишь " оппозиционная", которая готова биться с "батькой" до последнего булыжника на мостовой, в пылу хорошо оплаченной борьбы не останавливаясь и перед разрушением собственной страны. Какой-либо нормальной, относительно спокойной "центристской" прессы, объективно и цивилизованно оценивающей обе стороны противостояния, равно как и плюсы-минусы российско-белорусского союза, в Белоруссии сегодня не существует. И в этом сомнительная "заслуга" окружения Александра Григорьевича, отличающегося в массе своей (кроме редчайших исключений), помимо личной преданности, совершенно замшелыми представлениями о современной прессе. Характерно, что встречаясь с российскими СМИ, последовательно освещающими тему интеграции, официальные лица Белоруссии оперируют совершенно советскими понятиями, вроде "друзей Белоруссии", которые не просто смешны, но и потенциально опасны для самого информационного содружества. Ибо уже это определение ( за которым стоит древняя классовая философия -"кто не хвалит, тот против нас") вполне может свести даже дружественную нашим сябрам российскую прессу до состояния придворной, с чем мало кто из российских журналистов может согласиться. Любые другие варианты нашими черно-белыми кардиналами от "информационного обеспечения" (серые кардиналы уже вызывают подозрения своей нелояльностью) подверстываются к "недружественным", поскольку наше россобельское чиновничество, понятия о журналистике не имеющее, до сих пор оценивает многочисленные статьи о Белоруссии либо как "хорошие", либо как "плохие" - и третьего, хоть умри, не дано. Отсюда нерадостный вывод: наши черно-белые кардиналы от прессы способны кого угодно задушить в объятиях, в том числе и самого "батьку". Заботясь прежде всего о собственной кормушке и уже нагретых креслах, они оправдывают свое существование малоинтеллектуальной "бдительностью" и генетической неспособностью мыслить адекватно времени. Что тоже может создать (и создает) надлежащий отрицательный имидж Лукашенко в среде российских журналистов, поддерживающих идею о Союзном государстве, но имеющих при этом свое мнение о нынешнем его состоянии.

Так что сегодня сама интеграция в информационном поле - это, по большей части, "белорусская проблема" и проблема идеологических структур "батьки Лукашенко", где, за исключением отдельно взятых лиц, процветает действительно Папуасия. Информационная интеграция - это проблема не количественная, как принято думать (от большего числа мертворожденных гомункулюсов не выиграет никто), а качественная, ибо эта проблема мировоззренческая. К тому же это еще и чисто организационная проблема хороших менеджеров, умеющих относительно малыми средствами добиваться должного оперативного эффекта при разумной организации сил (чего тоже не наблюдается). Возможно, и нецелесообразно накануне президентских выборов в Беларуси проводить радикальную революцию в идеологической Папуасии, но совершеннейшее бездействие в этой области чревато серьезными последствиями. Думать об этом, между прочим, должен и сам Лукашенко, ибо замшелость идеологической команды рано или поздно аукнется всей президентской рати. Если хоккеисту на тренировках можно одному бегать с клюшкой и гонять шайбу тет-а-тет, то в информационных технологиях этот простой фокус не срабатывает.

Структуры по выращиванию гомункулюсов

Информационные гомункулюсы - это еще не самое страшное: самое страшное (хотя и это спорный вопрос) разведение подобных младенцев в колбах официальных структур, в чем преуспел как бывший Исполком, предшествующий во времени нынешнему Совмину, так и Парламентское собрание, которое будет (увы!) существовать до формирования Союзного парламента. Деятельное бездействие подобных структур даже доказывать не надо: коллективная импотенция заметна давно, поскольку ни в каких конструктивных идеях, Боже сохрани, работающие или работавшие в этих колбах замечены не были (за редким исключением, только подтверждающим правило). Оживление в Парламентском собрании, например, царит только тогда, когда в воздухе носится здравая мысль что-нибудь "поиметь" от интеграции. Парламентское Собрание, не замеченное в таких мероприятиях, как, скажем, правовая разработка перспективных документов Союзного государства или статуса наблюдателя в российско-белорусском союзе (из-за чего в подвешенном состоянии оказались давние общественные инициативы, например, Армении, Приднестровья и даже Югославии, изъявившей такое желание после агрессии НАТО в 1999 году), отметилось как садовая площадка для произрастания заведомо нежизнеспособных проектов "по информационному обеспечению", но вполне способных, однако, до своего увядания, пополнить скромный семейный бюджет узкого круга лиц, называемых неизменно "друзьями интеграции". Здесь по-прежнему по любому поводу ждут "команды сверху" - и таким образом оказывается, что нынешнее Парламентское Собрание - или будущий Союзный парламент - только придаток к исполнительной власти. А ведь ситуация в любой момент может сложиться так, что потребуется заявить свою позицию. Но к этому "союзные" структуры по выращиванию гомункулюсов не готовы.

Задвинутая общественность

Характерно, что российская общественность заметно снизила свой уровень политического вмешательства в замедленные донельзя темпы российско-белорусской интеграции. Под "вмешательством" общественности автор этих строк отнюдь не понимает разнообразные банкеты и фуршеты, помпезные сборища, на которые хлопается немало денег, а также создание разного рода "общественных палат" и палаток, чей КПД изначально равен нулю, поскольку представляет собой застывший иконостас более или менее известных людей. Чья известность, как правило, отнюдь не гарантирует бешеную работоспособность. Вообще привычка приглашать "на царство " деятелей известных, но в данной области работать не умеющих или не собирающихся, довольно живуча среди рьяных поборников интеграции - их просто одолевает страсть заполучить для очередного гомункулюса более или менее известного "отца", а там трава не расти. Свадебных генералов полно и среди депутатов Парламентского Собрания, и среди работяг Исполкома-Совмина, и среди бессменных тружеников интеграционного тыла - самовыджвиженцев от мифических "общественных организаций". Ибо у нас, оказывается, масса народу желает одного: представительствовать! Представительствовать на различных междусобойчиках, выбивая себе под шумок какое-нибудь кресло (а там и деньги!) в любой из названных и неназванных структур.

Представительствовать - дело, конечно, непыльное, но именно после большого разнообразия этих непыльных дел заметно падает число сторонников российско-белорусской интеграции.

Арифметика вместо экономики

Теоретически цель таких структур, как Парламентское собрание и Исполком (Совмин) заключалась в том, чтобы заложить правовой, экономический и практический фундамент для создания и эффективной работы Союзного государства. Чего, признаемся, сделано не было - ибо отсутствие общего фундамента сказывается даже в том, как оценивают успехи (или неуспехи) России и Белоруссии российские и белорусские специалисты. А зачитываются эти успехи и неуспехи "по отдельности", затем некие цифры объединяются в странной механической арифметике - и на-гора выдается якобы общий результат: извольте, господа, мы ведь дружим - и слава Богу!

Виртуальная жизнь кипит не только в вышеназванных эмпиреях, но и, что гораздо хуже, в экономике, которую с большой натяжкой можно назвать "интеграционной" или "союзной". Наблюдая за этими процессами, так и хочется сказать: господа, хватит говорить о пользе подметания улиц - давайте, наконец, подметать! Однако подметать как раз никто не хочет.

В прошлом году в Белоруссии был зафиксирован спад в экономике, и хотя в России наблюдался подъем, нельзя сказать, чтоб Россия особо активно участвовала в "выправлении" белорусской экономики, предоставив, правда, Беларуси кредиты для поддержки национальной валюты. Считается, что некоторые меры, предпринятые самой РБ - введение единого курса национальной валюты, снижение уровня государственного регулирования банковской системы - улучшат отношения республики с МВФ и ВБ.

Экономическая жизнь и в Белоруссии, и в России, как можно судить по оценкам различных структур, весьма не однозначна. С одной стороны, российко-белорусская интеграция обеспечивает работу сотням тысяч россиян - только три белорусских предприятия, включенных в интеграционные связи, создают 1 миллион 200 тысяч рабочих мест в России (вместе с семьями это число приближается к 5 миллионам). В то же время растет число убыточных предприятий в Беларуси - за год число таких предприятий увеличилось в 1,5 раза и достигло 31,7 процента от общей численности. В промышленности РБ почти 30 процентов предприятий снизили производство продукции, а инфляция в целом за год составила почти 300 процентов. Если же говорить о проблемах "союзной" экономики, то не решены сегодня проблемы в такой важной стратегической области, как ТЭК (где Белоруссия во многом зависит от России), а также взаимного "допуска" России и Белоруссии на рынки друг друга. А главное - нет на государственном и политическом уровне ощущения целого и целостности: целостного государства, взаимосвязанной экономики, единого народа. Неужели нам предстоит дальнейшее погружение в Россобелию?

Впрочем, бывают и приятные сюрпризы: в рейтинге ООН, например, Беларусь оказалась выше всех стран СНГ по индексу человеческого развития. Первые пять мест заняли Канада, Норвегия, США, Австралия и Исландия. Беларусь по этому показателю заняла 57 место, а Россия - 62-е.

Где взять "чикагских мальчиков"?

Есть у автора этих строк такая чистая и большая, как вымытый слон, мечта: вот бы появились в России и Белоруссии свои "чикагские мальчики", только без всякого Чикаго, сугубо собственного, отечественного производства, причем экологически чистые, не зараженные вирусом НТВ - нескрываемым презрением к своей стране, к ее истории, к ее потенциальным и настоящим возможностям. И чтоб эти отечественные "чикагские мальчики" под интеграцией "в европейское сообщество" не понимали бы полное уничтожение своих стран в этом сообществе, где Россию и Белоруссию пока как полноценных партнеров никто не ждет.

Вопрос - где их взять, этих "чикагских мальчиков" российско-белорусского разлива? - остается открытым: мы не можем пока произнести когда-то крылатую советскую фразу: "Сами делаем". В России об этом, судя по всему, не думают вообще. Поэтому появятся они разве что в Белоруссии, причем самым естественным путем, поскольку тамошние женщины, плюнув на временные интеграционные трудности и несовершенство банковской системы, самостийно увеличивают народонаселение: если в 1998 году белорусские дамы, осуществив на основе двусторонних соглашений личную интеграцию с белорусскими джентльменами, на 15 процентов родили детей больше, чем в 1997 году, то можно надеяться, что уж эти граждане будут подрастать в общем Союзном государстве без патронажа НАТО или ОБСЕ, не говоря уже о собственных россобельских чиновниках, которые удушат в колыбели кого хошь. Молодые, образованные, деловые люди, не чуждые патриотизма, позарез нужны и в экономике, и в политике, и в прессе, да и вообще нужны для обновления интерьера жизни (мальчиков надо менять! мальчиков!), поскольку за окном как-никак третье тысячелетие.

Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "СОЮЗ:Беларусь-Россия" №8(14) от 15.03.