“Мы братьев в беде не бросаем!”

Е. С. Савченко
Глава администрации Белгородской области

От редакции: Белогорье, как любовно называют свой край его жители, только за последние пять лет дало приют более 140 тысячам переселенцев, вынужденно покинувших свой кров на Украине, в Казахстане, в Узбекистане.

По количеству вынужденных переселенцев к общему числу проживающих Белгородская область занимает одно из первых мест в России. Это порождаем много проблем. Но руководство области во главе с губернатором Е.С. Савченко и жители края стремятся превратить миграцию во благо для региона. Здесь наладилось деловое взаимодействие администрации области, федеральных структур, муниципальных образований и переселенческих объединений в индивидуальном и общинном обустройстве переселенцев и их интеграции в местное сообщество. Предлагаем вниманию читателей текст выступления Е.С.Савченко на заседании Совета переселенческих объединений 10 октября 2000 г. в п. Прохоровка

Так распорядилась история, что в конце 20 века без войн и революций Россия оказалась мировым лидером по числу беженцев. Задача органов власти, как мне представляется, и заключается в том, чтобы по-человечески, участливо оценить сложившуюся в стране непростую ситуацию, затрагивающую судьбы огромного числа невинно пострадавших людей.

За минувшие годы Белгородская область в силу благополучного социально-экономического положения, политической стабильности, оказалась привлекательной для мигрантов.. Так за последние три года на Белгородчину ежегодно прибывает на постоянное место жительство от 25 до 30 тысяч переселенцев. Одновременно выезжает за пределы области 10-11 тысяч. Как видите, миграционный прирост составляет 16-17 тысяч человек в год. Правда, за последнее время он ослаб.

Большая часть переселенцев - выходцы из Украины, Казахстана и государств Центральной Азии. Всего, начиная с 1992 года, в область для постоянного проживания прибыли свыше 270 тысяч человек, в том числе из стран СНГ и Балтии 132 тысячи. За этот же период статус вынужденного переселенца получили 53 тысячи человек. Это самый высокий показатель в России по количеству вынужденных переселенцев.

Как мы к этому относимся? Миграция, в том числе и вынужденная, положительно влияет не только на стабилизацию численности населения, но и на его качественные характеристики: социально-демографические и профессионально-квалификационные. С другой стороны, такая нагрузка на относительно небольшой регион, требует немало внимания и сил, а главное средств.

Только за последние три года областной Думой приняты три закона, а администрацией - более 10 постановлений и распоряжений по проблемам миграции. Среди них закон, освобождающий переселенцев от уплаты госпошлины за удостоверение отдельных видов нотариальных действий, постановление главы об освобождении миграционной службы от отчислений жилой площади в фонд администраций районов и городов и многие другие вопросы.

Администрации городов и районов осуществляют льготное выделение этой категории граждан земельных участков для строительства жилья. Кстати, только что я был свидетелем сдачи в эксплуатацию такого 144 квартирного дома в Белгороде.

В области все дети переселенцев устроены в муниципальные дошкольные и общеобразовательные заведения. Все дети посещают любые образовательные учреждения. Около 6 тысяч ребят из семей вынужденных переселенцев побывали летом в оздоровительных лагерях за счет территориальных бюджетов. Дети из многодетных семей получают в школе бесплатное питание. Органы социальной защиты, как правило, начинают вплотную заниматься мигрантами еще до получения ими статуса вынужденного переселенца. Через службы срочной помощи обратившимся оказывается экстренная помощь одеждой, обувью, продуктами питания, талонами в столовую и другим. По решению администрации области 25 детей из Чеченской Республики весной этого года прошли реабилитацию, отдохнули, подлечились в медицинских интернатных учреждениях области. Для вынужденных переселенцев на предприятиях области установлены квоты для приема на работу, создаются дополнительные рабочие места.

Мы всемерно поддерживаем деятельность общественных объединений переселенцев, привлекаем их к разработке и реализации областной миграционной программы. Переселенческие организации сами осуществляют контроль за распределением жилья и беспроцентных возвратных ссуд на его покупку или строительство, оказывается бесплатное юридическое консультирование переселенцев.

. К сожалению, главным препятствием к радикальному решению проблем размещения и обустройства мигрантов, конечно, остается острая нехватка средств на эти цели в федеральном бюджете. И даже те, которые там заложены, доходят до нас далеко не в полном объеме.

Например, лимитом, предоставленным бывшей теперь уже Федеральной миграционной службой, на этот год предусмотрено выделение нам почти 55 миллионов рублей. Однако поступило менее 15 процентов.

Напрашивается вопрос, где же деньги? А ведь люди требуют от нас, властей, на местах решения жизненно важных для них вопросов. Наши же собственные возможности по приему вынужденных переселенцев очень ограничены, если не сказать больше, они практически отсутствуют.

Несмотря на то, что основную долю денежных средств, выделяемых миграционной службе, составляют расходы на покупку и строительство жилья, это не только не позволяет хотя бы смягчить ситуацию, но даже стабилизировать ее. Так, если в 1995 году в очереди на получение жилья от миграционной службы стояло 1200 семей, то сейчас их более 3 тысяч. Это притом, что за этот период благоустроенное жилье получили 678 семей или почти 2 тысячи переселенцев.

Существующий порядок распределения жилья, по так называемой единой очереди, позволяет получать благоустроенные квартиры и жилые дома лицам, которые в них особо и не нуждаются. Многие потом даже сдают их внаем. Для такой категории граждан должен, на наш взгляд, существовать законный механизм возврата миграционной службе полученного жилья. В связи с этим, мы предлагаем жилье, приобретенное за счет федеральных средств, предоставлять вынужденным переселенцам без права его приватизации хотя бы в пределах определенного срока, но с правом выкупа пусть даже в рассрочку.

Одной из основных форм помощи вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве является предоставление им долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство и приобретение жилья.

Потребность в ссудах остается достаточно высокой. Однако подача заявлений на их получение после известных событий 1998 года резко сократилась. Дело в том, что если до августа 1998 года ссуда позволяла обеспечить до половины стоимости приобретаемого жилья, то сейчас ее доля составляет 13 процентов от среднего размера затрат на его строительство или покупку. Считаю необходимым увеличить размер ссуды, ну, хотя бы до 60-70 процентов от реальной стоимости жилья и продление срока его возврата до 15 лет.

Еще один вопрос, требующий, на наш взгляд, внимательного рассмотрения и принятия решения на правительственном уровне. Как известно, с лета 1997 года миграционная служба приступила к компенсационным выплатам гражданам, пострадавшим в результате вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Выплачиваются они в полном объеме. Всего подобные компенсации получили в нашей области почти 200 семей. Проблема в другом. Постановлением Правительства от 30 апреля 1997 года № 510 о порядке этих выплат, временные рамки его действия определены с декабря 1994 года по 23 ноября 1996 года. По этой причине многие пострадавшие от конфликта и сегодня страдают: если не укладываются в эти сроки, то они лишены права на компенсацию. Эту несправедливость надо устранить, расширить временные границы действия данного постановления Правительства до реальных сроков.

Немало трудностей у нас, как впрочем, полагаю и в других регионах, возникает с трудоустройством переселенцев. Как известно, в свое время ФМС России предпринимала попытки по созданию рабочих мест для вынужденных переселенцев. К сожалению, они окончились неудачей из-за отсутствия опыта, а также недобросовестности и непорядочности отдельных руководителей предприятий, особенно посредников, которые доставляли эти деньги для того, чтобы создавать рабочие места.

На наш взгляд, наиболее рациональным было бы участие региональных миграционных служб в прибылях этих предприятий, предусмотрев процедуру отчисления определенной части прибыли этих предприятий на единый внебюджетный счет территориального органа, либо в Министерство по делам Федерации с целью аккумулирования средств для создания новых рабочих мест.

Думаю, что неплохо бы для решения жилищной проблемы использовать местные региональные фонды по строительству жилья. Как, скажем, у нас фонд индивидуального жилищного строительства. Здесь вообще бы никаких проблем не существовало. Миграционная служба предоставляет этому фонду ресурсы. Фонд соответственно финансирует строительство индивидуального жилья. А тот, кто его строит, как это у нас в схеме принято, в течение 10, максимум 15-ти лет рассчитывается за это жилье поставками сельскохозяйственной продукции, которую он выращивает уже в отстроенной усадьбе. Очень эффективная система. Ежегодно в нашей области вводится, таким образом, от 3 до 3,5 тысяч домов усадебного типа.

Затрону и проблему внешней трудовой миграции. Тем более что Белгородчина является приграничной областью. На территории области на законных основаниях работает 6 тысяч человек. Наиболее крупным экспортером рабочей силы как и прежде, является Украина - свыше 80 процентов от общей численности привлекаемых иностранных работников. Однако последствия использования иностранной рабочей силы не однозначны. Возникает ряд социальных проблем, конфликты с местным населением, обострение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки в местах их проживания. Актуальной для нас проблемой остается нелегальная трудовая миграция. Если с гражданами стран дальнего зарубежья, благодаря существующему порядку регистрации, дело обстоит относительно благополучно, то о жителях государств-участников СНГ этого сказать нельзя. Свободный въезд и выезд в Россию и из нее, упрощенный порядок регистрации оставляет немало возможностей для нелегальной работы.

К большому сожалению, мы живущие сейчас на границе и очень внимательно наблюдая за процессами, которые происходят на Украине, видим, что Россия и Украина как бы дрейфуют в разных, диаметрально противоположных направлениях, к большому сожалению.

Новая ситуация, в которой оказалась Россия , и каждый ее регион, требует принятия неординарных решений для обеспечения нормальной жизни людям, сорванным с родных мест политическими катаклизмами последнего десятилетия. Откладывать и дальше, в следующее столетие, непозволительно, непростительно и просто не по-человечески. Люди ждут от нас конкретных дел по изменению их судеб к лучшему.

О возможностях я уже говорил, какими мы располагаем. И если сравнить, скажем, те ресурсы, которые выделяет Германия для того, чтобы обустроить переселенцев из той же России, я имею в виду этнических немцев, то они исчисляются десятками тысяч долларов. А сколько же мы выделяем на одного вынужденного переселенца? Около 200 долларов... .

К сожалению, тот социально-экономический курс, о котором с таким оптимизмом говорит наше Правительство, не оставляет надежд на перемены. Насколько мне известно, и в области миграционной политики запланированные расходы практически все уйдут на восстановление Чечни и на компенсации людям, ее покинувшим. Возможности региона в этом плане близки к исчерпанию. А практически они абсолютно нулевые, тем более в условиях унитарного бюджета с будущего года, в связи с принятием нового Налогового кодекса.

Я так и называю, что это бюджет унитарного государства. Это не бюджет федерального государства. У нас было соотношение 60 на 40, а сейчас, так сказать, все переворачивается, 60 уже туда, а 40 здесь остается. И то, что мы теряем, компенсируется примерно по нашим подсчетам где-то на 50, максимум 60 процентов. Поэтому без серьезной федеральной подпитки решить эти проблемы, которые я обозначил, просто невозможно.

Тем не менее, мне бы не хотелось заканчивать на пессимистической ноте. Россия, все мы, переживали всякие времена. Переживем и эти. Во всяком случае, белгородцы своих братьев в беде не бросят, без помощи не оставят. Более того, сделаем все, что зависит от нас, чтобы соотечественники, прибывающие на Белгородчину, обрели здесь свою новую малую родину.

Записал Александр ШИШКОВ,

г. Белгород