П. Н. Савицкий и его научное наследие

Д. Н. Степанов

Петр Николаевич Савицкий (1895-1968) - крупный ученый, общественный и политический деятель российской пореволюционной эмиграции, идеолог и один из рководителей евразийского движения. Человек, бесспорно, выдающийся и по своим научным достижениям, и по личным качествам.

Петр Николаевич Савицкий принадлежал к старинному (известен с конца XVII в.) малороссийскому дворянскому роду. Он родился в Черниговской губернии, и в Чернигове прошли его детские и юношеские годы. Этому городу, сохранившему многие памятники древнерусской архитектуры, он, будучи еще гимназистом, посвятил ряд научных работ. Весьма важно, что П. Н. Савицкий, зная и ценя культуру Украины и украинский язык, являлся при этом убежденным патриотом единого государства Российского.

Отец П. Н. Савицкого, Николай Петрович, был известным общественным деятелем. Он на протяжении ряда сроков оставался председателем черниговской Губернской земской управы и много работал над улучшением земских учреждений, дорог и т. д. Н. П. Савицкий с присущей ему решительностью отстаивал права земства, что иногда даже приводило к некоторым эксцессам. Но, несмотря на подчас возникавшие трения с местной властью, его деятельность по улучшению губернской инфраструктуры, которая находилась в ведении земства, была неизменно успешной. Впоследствии он являлся членом Государственного совета по выборам. Мать П. Н. Савицкого, Ульяна Андреевна, по слову С. Г. Пушкарева, была “приветливая, прекрасная русская женщина”(1).

Образование, по окончании черниговской гимназии, Савицкий продолжил в Петроградском политехническом институте имени Петра Великого, где его научным руководителем являлся П. Б. Струве, - известный экономист, философ, общественный и политический деятель социалистического, позднее - либерального направления. Окончив институт, Савицкий был направлен в Норвегию, где исполнял должность секретаря торговой миссии, и в Россию вернулся уже после революции.

В завершающий период Гражданской войны он работал в аппарате иностранных дел Крымского правительства генерала П. Н. Врангеля, которым руководил Струве. С последним он разошелся затем на идеологической почве и они стали постоянными оппонентами.

В 1920 г., после эвакуации войск Врангеля и тысяч беженцев из Крыма в Турцию, Савицкий оказался в эмиграции. Жил сначала в Софии, откуда берет начало Евразийство, затем в Праге. Там он находился вплоть до 1945 г., занимаясь научной и педагогической деятельностью и оставаясь лидером евразийского движения вплоть до его частичного распада к началу II мировой войны.

Не лишним будет отметить, что совершая в середине 1920-х гг. нелегальную поездку в СССР он получил от тогдашнего местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) благословение на труды по воссозданию национальной России, что неопровержимо говорит о признании, в тот период, Евразийства Русской православной церковью.

В годы войны Савицкий и его единомышленники-евразийцы придерживались решительной оборонческой позиции: они всецело поддерживали нашу страну в ее борьбе за независимость и твердо верили, что Россия победит врага. Следует отметить, что во время войны большое число эмигрантов поддерживало гитлеровцев, ошибочно полагая, что они, яко бы, «освободят» Россию от коммунистической диктатуры. На своих подпольных собраниях пражские евразийцы решительно боролись с этим заблуждением, призывая эмигрантов отказаться от поддержки фашистской агрессии. Успеху подпольной работы способствовало то, что, по счастливой случайности, в период преподавания Савицкого в Немецком университете Праги в 1930-е гг. одним из его студентов оказался будущий гауляйтер Праги. Впоследствии тот, будучи уверен в «благонадежности» Савицкого, препятствовал его аресту Гестапо.

В 1945 г. Савицкий был арестован СМЕРШем, вывезен в СССР и приговорен к 10 годам лагерей за антисоветскую деятельность. Отбывал срок в Мордовии (небезызвестный Дубровлаг). Был освобожден в 1956 г., после чего вернулся в Прагу, где и жил, не имея возможности публиковать свои научные труды, до конца жизни.

За издание сборника своих стихотворений в 1960 г. Савицкий был подвергнут вторичному аресту властями Чехословакии. В этой книге не было никаких антисоветских заявлений, но дух ее - дух христианского подвижничества - не мог встреть другой реакции.

В целом, - биография довольно типичная для людей его возраста и происхождения. Но личность П. Н. Савицкого - далеко не заурядная.

Если бы мы захотели выделить основную черту его мировоззрения, то сказали бы, что это универсальность. Он сам писал:

Мой рок, мой крест - универсальность.
Ее несу, как некий груз,
Как надоевшую банальность,
Как звенья неизбывных уз.

И эта универсальность неизменно проявляется как в круге тем его научных работ, так и в поэтическом творчестве. Экономист и географ по образованию, он испытывал постоянно живой интерес и к истории - Руси, Византии, Великой Степи - тех элементов, из которых сложилась, по евразийцам, Россия, и знал ее профессионально. Это хорошо подметил Глеб Струве в полушутливых стихах о Савицком:

И взор провидит сквозь туман,-
За углем, марганцем и медью,-
Как император Юстиньян
Молился о своей победе.
(“Евразийцу”)

Являясь, наряду со знаменитым филологом князем Н. С. Трубецким и правоведом Н. Н. Алексеевым одним из лидеров евразийского движения (а в 1920-е гг. еще и единоличным главой конспиративной Евразийской организации), П. Н. Савицкий оставил, помимо научных трудов, большое публицистическое наследие. Но ни научными работами (ряд книг и статей по географии России и истории ее экономики, статьи философского и литературоведческого характера), ни публицистическими (к ним относятся десятки статей в евразийских изданиях и эмигрантской периодике) не исчерпывается наследие этого, бесспорно, выдающегося человека. Обладая поэтическим даром, признанным одним из «метров» литературы зарубежья Н. А. Оцупом, он оставил большое число стихотворений.

Если многие научные и публицистические работы Савицкого в настоящее время, пользуясь заслуженным интересом российского читателя, переизданы (хотя значительное их число - и не менее важных - ждет еще своего переиздания, а часть даже не опубликована), то его поэтическое творчество остается практически неизвестным. Это объясняется тем, что единственная книга стихотворений Савицкого, вышедшая сорок лет назад в Германии (под псевдонимом П. Востоков) (2) никогда не переиздавалась. Некоторые из его ранее неопубликованных стихотворений пишущему эти строки удалось напечатать в журнале «Вестник Российской Академии наук. Серия литературы и языка» (3). Стихотворения Савицкого ценны, прежде всего, потому, что в них в поэтической форме отражены его основные идеи, многие из них, так или иначе, проникнуты евразийскими мотивами.

Но, безусловно, важнее для нас в данном контексте научные работы Савицкого.

Научное наследие Савицкого является обширным и многосторонним. Круг его интересов был очень широк. Окончив институт по специальности экономгеографа, он не ограничивался исследованиями в этих областях знания. Савицким написано множество работ по истории, значительны его философские мысли. Основные идеи Савицкого можно представить в следующем виде.

Географическая концепция Савицкого представляет собой необычную, но вполне аргументированную интерпретацию, казалось бы, общеизвестных фактов, обоснование евразийских взглядов на проблему соотношения России и Европы.

Анализируя географическое положение России, агроклиматические условия, расположение природных зон, он приходит к выводу, что Россия представляет собой целостный и вполне автономный природный мир, который существенно отличен как от Европы, так и от Азии. Это дало ему право говорить об особой географической среде - “континенте Евразия”, который охватывает не весь одноименный материк, а лишь его срединную часть - Россию.

В понимании евразийцев природная среда оказывает значительное влияние на менталитет населяющих ее народов. В этом основа идеи месторазвития Савицкого, воспринятой впоследствии историком-евразийцем Г. В. Вернадским и даже противником движения П. Н. Милюковым. Савицкий проявил себя и как основоположник русской геополитики.

Этой тематике посвящены его монографии «Россия - особый географический мир» (Париж-Берлин-Прага, 1926), «Географические особенности России», ч. 1, (Прага, 1927), «Геополитические заметки по русской истории» (Прага, 1927) и множество статей в евразийской и другой периодике.

Экономические идеи Савицкого можно разделить на два главных направления: во-первых - это обоснование государственно-частной системы экономики и, во-вторых, необходимости экономической автаркии России.

Развитию и становлению российской экономики и, в частности, промышленности, были посвящены его работы «Производительные силы России» (в кн.: “Евразийский временник”, Берлин, 1923), «Месторазвитие русской промышленности» (Берлин, 1932), и многие другие. Важнейшей закономерностью в истории экономики России Савицкий считал ее цикличность: периоды экономического подъема (примерно 8 лет), сменяются периодами депрессии (примерно ???лет). Эти идеи можно считать развитием теории «длинных» циклов, выдвинутой в 1920-е гг. знаменитым Н. Д. Кондратьевым. Савицкий, однако, не повторяет Кондратьева, а детализирует его обобщения: выявленный Кондратьевым «подъем» 1890 - 1914-1920 гг., в свою очередь, разбивается на более краткие промежутки подъемов и депрессий. Эта общая закономерность, считал Савицкий, продолжает наблюдаться и в экономике СССР. (Мы могли бы поспорить с этими выводами ученого, если бы сами сейчас не испытывали ежедневно последствия экономического кризиса, и дай Бог, чтобы он уложился в эту схему и не остался перманентным).

Идеи Савицкого, как нетрудно заметить, сегодня как нельзя более актуальны. В настоящее время всеми муссируется вопрос о роли государства в экономической жизни страны и особая сторона этого вопроса ? проблема форм собственности. Савицкий считал, что нормальное развитие и функционирование экономики невозможно без участия государства. В противном случае экономика будет находиться в состоянии хаоса и не сможет служить никаким целям, кроме целей личного обогащения. Поэтому государство не имеет права уклоняться от экономической деятельности, оно должно следить, чтобы экономические силы способствовали укреплению национальной мощи и благосостояния народа. Но евразийцы видели, что это нормальное состояние в СССР вырождается в свою крайность ??в олигархию правящего класса и его обогащение при низком уровне жизни народа, в подавление всякой частной хозяйственной инициативы.

На западе в те годы (до Великого экономического кризиса 1929-1932 гг.) господствовала другая крайность: воинствующий экономизм, пренебрегающий как духовной культурой, так и интересами целых классов общества и государства вообще. В подлинно национальной России, утверждали евразийцы, необходима гармония в экономике частного и государственного начала: должно существовать равное число предприятий частных и государственных. При этом отдельные сферы экономической деятельности, например, эксплуатация природных ресурсов, транспорт (и другие “естественные монополии”), лесное хозяйство и т.п. должны находиться преимущественно в ведении государства, но в других отраслях экономики первенство должно принадлежать частным предпринимателям. В сфере промышленности распределение форм собственности тоже должно быть равным: где-то у государства больше возможностей добиться экономической отдачи, где-то ??у частника. Исходя из этого, и распределяются права собственности. При этом собственность должна быть функциональной, т.е. она, во-первых, должна служить интересам не только одного или нескольких лиц, но и всей страны, во-вторых, орудиями производства имеет право владеть только тот, кто может добиться реальных производственных результатов. С этой точки зрения современная российская экономическая практика является зачастую иррациональной, бессмысленной и подлежит необходимому преобразованию. Это преобразование ни в коей мере не должно быть возвратом к советской экономической системе, целиком изжившей себя. Но и путь воинствующего экономизма ??тупиковый путь.

Кроме того, утверждал Савицкий, российская экономика должна быть самостоятельна, ориентирована, прежде всего, на свои собственные возможности и потребности. Это не значит, что она должна пойти по пути полной изоляции. Но если Россия будет идти на поводу у международных олигархических кругов, то она, как писал Савицкий, будет обречена прозябать на “задворках мирового хозяйства”. Россия в силу своего географического положения не может быть равноправной участницей т. н. «мирового хозяйства». Это ни в коем случае не может свидетельствовать о какой-либо “отсталости” России. Нет, это объясняется вполне объективными географо-экономическими причинами: Россия ??континентальное государство и его возможности участия в «мировом хозяйстве», основой которого до сих пор остается система морского транспорта, ограничены. И если Россия хочет быть по-настоящему независимой державой, то она должна обращать приоритетное внимание на налаживание экономической связи со своими ближайшими соседями и на развитие собственных экономических сил (таковы основные идеи статьи 1921 г. «Континент - океан»)

Сейчас государственно-частное устройство экономики принято во многих странах мира (хотя такой термин, конечно, не употребляется, да и создателями этой системы считаются американские экономисты, хотя они, во многом, повторили то, что сказано Савицким гораздо раньше). Однако, в 20-е гг., до мирового экономического кризиса, ее преимущества еще не были осознаны, и идеи Савицкого подвергались перекрестной критике представителями разных политических лагерей.

Идея автаркии, напротив, противоречит глобальным тенденциям современной экономики, но это не делает ее менее значимой. По Савицкому, существует два кардинально отличных типа экономики: океанический и континентальный. Для первого, характерного для США, Западной Европы, Австралии, развитая торговля, идущая морскими путями, приносит большую выгоду. Но для государства континентального (к которому относится Россия-Евразия) наиболее выгодны экономические связи с окружающими континентальными же государствами, а торговля морем убыточна из-за высокой стоимости грузоперевозок по суше от места производства товара до ближайшего морского порта. Поэтому единая мировая экономика, построенная на океаническом принципе, обрекает Россию на бедственное положение. Отсюда - необходимость автаркии, т.е. самодовлеющего (самодостаточного) характера экономики.

Историческая концепция Евразийства также нашла отражение в работах Савицкого. Савицкий считал, что утвердившееся в исторической науке мнение, согласно которому русская государственность основана только на наследии Киевской Руси, не верно. По Савицкому, Киевская Русь, расположенная в меридиональном направлении, по рекам, не отвечала требованиям общеевразийской государственности, которая предполагала объединение всего евразийского пространства в направлении с запада на восток. В Киевской Руси господствовал принцип “государственного минимализма”, что и привело к феодальной раздробленности и краху государства при нашествии монголов. Они же, напротив, господствуя в “великом прямоугольнике степей”, протяженном в направлении восток - запад обеспечивали себе подчинение оседлых народов. Впоследствии, после освобождения от монгольского ига, русские переняли эту черту государственности Монгольской империи, и после ее распадения вновь объединили Евразию, но уже под главенством православной Московской Руси. Петровские реформы оценивались Савицким и другими евразийцами отрицательно, т.к. они оторвали правящий слой (термин евразийского государствоведения) от народной основы и тем самым стали отдаленной причиной революции и крушения Империи. Обоснованию данных идей посвящены следующие работы Савицкого: “Евразийская концепция русской истории” (неопубликованная рукопись), монография “Подъем” и “депрессия” в русской истории” (Прага,1925) и много других.

Философия Савицкого органично продолжала традиции русской религиозной мысли XIX в. В понимании Савицкого мир предстает, как единое, органическое целое. Мир, сотворенный Богом, подчиненный началу организации, развивающийся в русле номогенеза, сближает человека с природой. Человек не связан рамками детерминистической необходимости, он свободен, что отличает его от природы, но тем не менее “в этом порядке мыслей человеческое оказывается в сопряжении с природным, и природное в сближении с человеческим.” (4)

Проблему определения природы творчества Савицкий, в общем ключе своей философии, тоже разрешает в духе диалектики: ”сила традиций и сила творчества в их сочетании - животворящий источник культуры”(5).

Мир, считал Савицкий, не является раз и навсегда определенной данностью, он пластичен и способен меняться к лучшему при творческом воздействии человека.

Философия Евразийства и мировоззрение евразийцев в целом носили жизнеутверждающий, оптимистический характер. Это даже дало повод Н. А. Бердяеву, маститому противнику евразийских идей, упрекать евразийцев в том, что они не вполне осознают глубоко трагический характер переживаемой эпохи, которая грозит апокалипсическими катастрофами. В этом утверждении есть некоторая доля истины: действительно, евразийцы, и, в частности, П. Н. Савицкий, были слишком уверены в том, что в жизни России в конце концов возобладают разумные начала, что сам ход истории приведет к воссозданию былой мощи страны, но уже под знаком национального возрождения в духе и истине Православия.

Если и есть, в чем упрекать евразийцев, так это в том, что они не смогли предвидеть той грандиозной исторической катастрофы, которая произошла в России и продолжает происходить на наших глазах.

В то же время, именно сегодня все большую ценность приобретают идеи евразийцев с их глубокой верой в конечную победу национального начала и возрождение православной России, которая только в этом качестве могла бы осуществить свою историческую миссию.

В полной мере сказанное относится к наследию П. Н. Савицкого.


1. С. Г. Пушкарев. Воспоминания историка. М., (Посев(, 1999, с. 92
2. П. Востоков. Стихи. 1960. Место издания устанавливается по обороту титульного листа - г. Мюнхен.
3. Известия Академии наук. Серия литературы и языка. Т. 59, № 6, 2000. Сс. 55 - 57.
4. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. Отв. ред. д.и.н. Л. В. Помомарева. М, 1992. С. 178.
5. П.Н.Савицкий. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. С. 138.