Теория России и русских этноконтактов

Айзатулин Т.А.
историк

Мифические цивилизационные проекты реформации России и естественнонаучные теории России, этногенеза и взаимодействия "доминирующих" этносов. Так бы я определил содержание своего выступления.

Уже очевидно, что иммунная система организма нашей страны отторгает чужеродный белок, вживляемый в него шокотерапевтами. Аллергическая реакция видна всем, надвигается анафилактический шок, и та часть шокотерапевтов, которая знает, что не уйти ей от суда людского, как не уйти от Божьего суда, резко тормозит. Курс продолжают две категории людей, которых так одинаково определили великие знатоки "невозможных переворотов" в России и революций вообще. Пушкин: "Не приведет бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный". Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим "чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка". Маркс: "Теперь мы знаем, какую роль в революциях играет глупость, умело эксплуатируемая негодяями". Русские патриоты, видя опасность "жестокосердных" "негодяев", бросили силы на борьбу и разоблачение этих врагов - предателей, "оккупантов", "агентов влияния" и пятых колонн, увы, презирая, как и "демократы", русский народ, чья мудрость гласит: услужливый дурак опасней врага. Возникла даже опасность, и о ней необходимо своевременно сказать, превращения самих русских патриотов в "услужливых дураков", даже в "агентов влияния" - тех, чьи реакции легко угадываемы, значит - легко провоцируемы и значит - легко направляемы. А некоторые русские патриоты, подражая, уже заявляют о принципе деления по крови - это она, глупость. Нет большей личной трагедии для патриота, чем такое превращение. Единственная материальная защита от собственного превращения в невольно услужливую глупость - знания. Получить самые необходимые из них сейчас - очень трудно. Официальный носитель знаний - "интеллигенция", проталкивавшая в жизнь так называемую цивилизационную модель реформации России, с трудом признает, что эта модель провалилась, трансформировалась и реализовывается как модель этнократическая, националистическая, а говоря прямо - нацистская, не ведущая наши народы с упреждением в ту точку социально-исторического пространства (постиндустриальное общество), к которой идут современные общества потребления - страны первого мира ("цивилизация"), а возвращая нас к прошлым эпохам дикого капитализма, первоначального накопления капитала и формирования капиталистических государств и наций, более того - сбрасывая нас в эпоху дикого средневековья, феодальной раздробленности, княжеств и улусов, родоплеменного и кланового кровавого соперничества, религиозных войн, фанатизма и садизма (кожу с живых людей в Таджикистане уже сдирают).

Можно ли довериться русской интеллигенции, которая, зная о таком результате (он известен "экспериментально" по 1917-1920-м годам, теоретически - по обобщениям евразийцев в 1927 году и по совершенно точному прогнозу А.И.Ильина) сознательно пошла и продолжает идти по этому кровавому пути, отвергая хорошо известные ей апробированные историей и адекватные организму России высокоэффективные безболезненные пути? Довериться русской интеллигенции нельзя, потому что ее больше нет в природе - она честно покончила жизнь самоубийством. Интеллигенция - явление сугубо российское. Это вовсе не интеллектуалы, работники умственного труда и т.п. Научное определение интеллигенции: это та часть общества (целого), которая подчиняет свои интересы интересам целого в такой степени, что не только не декларирует их, но и не держит в своем индивидуальном и общем сознании и подсознании. Или, по Британской энциклопедии: часть общества, заботящаяся о благе общества как целого и т.д. Такой у нас больше нет: с 1991 г. остались только отдельные русские интеллигенты, реликты. В остальной же трансформированной части работников умственного труда утвердилась психология, которая есть психология "мещанина и в этом смысле демократа" (Пушкин). Именно свою психологию и свои черты мещанина она приписывает всему русскому народу: интеллектуальную лень и интеллектуальную бессовестность, рабское чувство и холуйство, зависть к богатству и мечту о потребительстве, иждивенчество и бездуховность, расизм и склонность к фашизму. Архетип русского народа (аграрно-военный народ) несовместим с этими чертами, он обуславливает иные социальные недуги (например, влечение к уравниловке, беспрекословное подчинение "командиру", даже ведущему к гибели - эта самодисциплина военного народа и выдается за рабскую психологию - а уж тем более, верховному главнокомандующему, что было успешно использовано для уничтожения государства).

Знания о сущности России, русского этноса и российского суперэтноса, русском самосознании и месте в истории - не просто есть. Россия - самая изученная в мире страна. Дело не только в том, что в странах с развитой наукой количество "советологов" и русистов было почти таким же, как специалистов по всем остальным странам вместе взятым, и что приблизительно в таком же соотношении было финансирование этих исследований и операций. Количество - в науке не главное. Дело в обоюдной страстности изучения России мировым научным сообществом: россиефобии, включая русофобию, и ненависти одних и патриотизма - других, русских ученых. Страсть и класс исследователей в прошлом веке были выше в Европе, у русофобов, поэтому, хотя славянофилы (Хомяков, Данилевский, Достоевский, Леонтьев, Соловьев) и совершили множество открытий России и сущности русского этноса, общий ключ к познанию России был найден все же в Европе, а именно - неприятелем России Карлом Марксом, надо отдать ему должное. Он найден был им как результат анализа ключевого периода истории России - освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Потрясение проявленной при этом русской ловкостью принесло озарение Марксу: "... такое освобождение похоже скорее на явление природы, чем дело рук человеческих". Исследовательская страсть заставила Маркса (лишь в этом случае) не только принять геологический детерминизм, но перешагнуть через "материализм" и признать мистические начала России, говоря современным языком, - ее этнопсихологическое поле: Москва - не просто "колыбель народа" и "центр естественных стремлений великой русской расы", она - "центр, откуда как бы излучались все особенности континентального народа". Марксом открыты также евразийский синтез Россией генотипов народов Европы и Азии, социальный генотип, основанный на общинном духе и солидарных отношениях и показано, что в будущем взорвет Россию - как раз то, что будет объединять Европу: частная собственность и политические свободы.

Все это было заново открыто русскими учеными в 20 веке и они пошли гораздо дальше. Россия похожа скорее на явление природы, чем на дело рук человеческих, и россиеведение невозможно без развитого природоведения. С начала 20 века произошел взрыв природоведческого знания, и центр этого научного творчества, начиная с Докучаева, его генетического почвоведения и закона мировой зональности (1899 г.), переместился в Россию. Его ученик В.Вернадский создал учения о Биосфере Земли, о живом веществе, о ноосфере. Творчеством сотни русских ученых, среди которых такие великие имена, как И.Павлов, Б.Полынов, Н.Вавилов, А.Чижевский, К.Циолковский, был создан новый класс наук, включающий биосферно-экологическое знание о человеке, этносах и космосе, венчающийся религиозной философией русского космизма, прославившейся на Западе. В недрах этого нового класса наук выросло научное знание о России, русском этносе и российском суперэтносе, включающее как фундаментальное теоретическое знание, так и прикладные (практические) учения о России. Среди последних выделяются исследования Д.И.Менделеева, ощутившего опасность для России и переключившегося в 20 веке с химии на изучение России. В завершающей своей книге "К познанию России" (написанной в 1906 г., а всего о России им написано около 100 книг и статей) он изложил полную и глубокую концепцию хозяйственно-экономической, демографической и оптимальной национальной политики России, а также геополитики. В 1920-е годы исследования Г.В.Вернадского и П.Савицкого привели к основам естественнонаучной теории России - соответственно ее этноисторических ритмов (алгоритма) и евразийско-континентальной сущности России. Ученик Савицкого (в Мордовских лагерях) Л.Н.Гумилев уже в наше время, в 1970-е годы, создал общую биосферную теорию этногенеза, в частности, попутно сорвавшую западнические мифы о российском суперэтносе и межнациональных отношениях в России. В 1990-е годы теория Гумилева на новом материале наук о Земле получила поразительные подтверждения, связывающие ее с теорией биосферы Земли В.И.Вернадского и учением А.Чижевского о связи Земля-Космос. Наконец, в 1987 г. академиком В.А.Легасовым, как результат анализа Чернобыльской трагедии, осмысленный с позиций ноосферной концепции Вернадского, была создана концепция безопасности России ("Дамоклов меч"), по-видимому, не просто венчающая, но связывающая весь новый класс наук в единое целое, замыкающая друг на друга его отдельные и недавно казавшиеся разрозненными направления.

Вот та гигантская единая база знаний о России, наработанных русской интеллигенцией, правопреемником интеллектуального наследия которой должен стать Русский собор, в той мере, в какой он, заменяя погибшую русскую интеллигенцию, стремится стать той частью целого, России, которая подчиняет свои интересы интересам целого, не оставляя в себе никаких своекорыстных интересов. Как и всякая классика, этот великий багаж должен осваиваться без посредников и комментаторов каждым сознательным сыном России индивидуально и каждому откроется свое особенное, созвучное только ему в этой бездне знаний. Тем самым наш коллективный разум и коллективные чувства, значит и наша сила, обогатятся миллионократно. Лишь приоткрывая щель в эту кладовую знаний, я дам кратчайший конспект типовой матрицы России, определяющей сущность русского самосознания и коридор возможностей и безопасности России, за пределами которого находятся "невозможные перевороты" и "русский бунт".

Российскую типовую матрицу составляют:

  • национальная сущность России - равновесное евразийское полиэтническое сообщество - тело, сформировавшееся в длительном взаимодействии русского ядра с вмещающим его равнинным аква-лесо-степным ландшафтом и окружающей его этнической средой;