Этические принципы и научные основы целостного мировоззрения в начале XXI века. (Тезисы)

А.В. Сухарев
доктор психологических наук, действительный член Академии геополитических проблем

Русский народ, - более чем народ.
Это народ, собирающий вокруг себя все народы.
С.М.Соловьев

Общечеловеческие ценности

В настоящий исторический момент острейшей проблемой всего человечества, его гибели или жизни и процветания является то, насколько нравственно и органично люди пользуются благами природы - растительностью, богатствами недр, водой, воздухом, энергией во всех видах, включая солнечную энергию, ядерную и т.д. Эти блага представляют собой подлинные общечеловеческие ценности.

Каждый отдельный человек связан, прежде всего, с народом или объединением народов, к которым он принадлежит. Только после укрепления связей отдельного человека со своим народом, эти народы и их объединения могут слиться в целое человечество. Только действительное единство и целостность могут обеспечить подлинную ответственность человечества за всю Землю, ее природу и населяющие ее народы. Все люди, живущие на Земле, в большей или меньшей степени различаются по своим духовным ценностям, внешнему виду и биологическим особенностям, традициям, культуре. Поэтому единственными общечеловеческими ценностями можно с уверенностью назвать только нашу Землю в целом, воду, воздух, животных, растительность, природные ископаемые, все народы Земли и звездное небо над головой.

Почти каждая часть земной поверхности заселена различными народами, которые в современном мире должны нравственно относиться не только к своей родной земле, но и к природе всей Земли в целом. Например, добыча нефти в Арабских эмиратах является областью ответственности не только народов их населяющих, но и тех стран, где эта нефть используется в промышленности и причиняет больший или меньший ущербы, как природе, так и народам всей планеты.

"Свободный рынок" и коммунизм -две утопии современности

Взаимоотношения между различными народами и природой в настоящее время приняли опасно неравновесный характер, как для самой природы, так и для народов Земли. Например, такая страна как Соединенные Штаты Америки составляет 5% населения Земли, но при этом потребляет 40% мировых природных ресурсов и обуславливает своей жизнедеятельностью 80% экологического вреда живой природе во всем мире.

Данный пример отражает ключевые проблемы современности, т.к. косвенно показывает, что уровень жизни людей зависит не столько от общественного строя, как от обладания истинно общечеловеческими ценностями - природными ресурсами.

Общечеловеческие ценности в том виде, как они записаны в декларациях ООН (и прав человека) являются лишь абстрактным отвлечением от истинных общих для всех людей ценностей. Подобная "уравниловка" приводит к одинаковому пониманию "прав человека" в качестве общечеловеческих ценностей для всех народов нашей планеты.

Для достижения блага всего человечества неприемлемыми являются с одной стороны социально-коммунистическая утопия, а с другой - либеральная утопия "свободного рынка" и индивидуального сверхобогащения.

Обе эти крайние точки зрения на способы достижения блага для всего человечества почему-то еще неявно предполагают и достижение экологического равновесия с живой природой, хотя весь опыт общественного развития и научно-технического прогресса свидетельствует о том, что все обстоит как раз наоборот. Недавний опыт и социалистического и капиталистического развития в XIX-XX веках показывает только одно - данные формы существования человеческих сообществ можно сравнить с раковой опухолью на теле Земли.

Эти, на первый взгляд противоположные точки зрения на то, как должно развиваться сообщество людей, чтобы не погибнуть в пучине экологической, военной или какой- либо другой катастрофы, имеют одни корни и чрезвычайно много общего. Коммунизм и капитализм суть две тоталитарные, агрессивные и жизнеотрицающие идеологические системы, в которые пытаются загнать все народы заблуждающиеся или корыстные люди.

По сути, общим для этих двух идеологий являются следующие положения:

  • Обезличенность (тоталитаризм) и более или менее жесткое навязывание всем народам своих абстрактных, якобы всеобщих схем поведения для достижения мнимого "процветания" и даже счастья.