О разделенной русской нации и ее праве на воссоединение

Севастьянов А.Н.
Главный редактор "Национальной газеты"

Необходимость законным путем подтвердить свою национальность возникает у каждого человека не один раз в жизни. Это нужно и каждому народу в целом, чтобы не потерять своих этнических границ. Недавно В.В.Путин, президент России, посетил Башкирию и в ответ на просьбу М.Рахимова, представленную от всех башкир, чтобы им к паспортам выдавался вкладыш, удостоверяющий их национальность, обещал этому народу такую льготу. Предлагаемая вниманию читателей публикация призвана научно обосновать и помочь решить аналогичную проблему для русского народа. Публикация состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая, небольшая, - законопроект “О разделенном положении русской нации”, разработанный по заказу Лиги защиты национального достояния с участием юристов-цивилистов из МГУ и ИГП РАН. Вторая, более обширная, - комментарий к данному законопроекту, написанный председателем ЛЗНД А.Н.Севастьяновым на основе выступления в Государственной Думе на конференции “Проблемы разделенности и утверждения международно-правовой субъектности русского народа в интересах защиты соотечественников за рубежом”, проведенной Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы России 21.04.98 г. Как сам законопроект, так и комментарий к нему касаются малоразработанных, но очень важных для общественного сознания современной России приоритетов и содержат немало сюрпризов для читателей-интеллектуалов. Осуществляя данную публикацию, мы надеемся на дискуссию.

Исходя из государствообразующей роли русской нации в Российской Федерации, обеспечившей возникновение и развитие исторической России как великого, независимого и самобытного государства,

признавая общепризнанные нормы и принципы международного права, гарантирующие равноправие и самоопределение народов и наций и территориальную целостность государств,

стремясь обеспечить соблюдение незыблемых прав и свобод человека и достичь единства русской нации,

настоящий федеральный закон имеет целью способствовать урегулированию вопросов, связанных с разделенным положением русской нации, вызванным прекращением существования Союза ССР.


Статья 1. Русская нация

Русской нацией признается единая совокупность людей, имеющих русскую национальность.

Русская национальность подтверждается ее закреплением в документах, удостоверяющих личность. Либо, если лицо является несовершеннолетним, в документах, удостоверяющих личность одного из родителей. Либо на основании заявления лица, владеющего русским языком и имеющего не менее одного документально подтвержденного русского предка во втором колене, о своей национальности, которое совершается в установленном федеральным законом порядке.

Право на признание себя русскими имеют также лица русского происхождения, которые сами или их предки до третьего колена подверглись насильственной денационализации в результате национальных конфликтов или государственной политики России и СССР в 1917-1991 гг. и за пределами России с 1991 г.

Не могут быть признаны русскими лица, имеющие мать еврейской национальности и являющиеся евреями согласно законам, установлениям и традициям данной нации.

Русскую нацию составляют русские, являющиеся гражданами Российской Федерации и русские, не являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно или временно проживающие за границей, как имеющие иностранное гражданство, так и лица без гражданства.


Статья 2. О разделенном положении русской нации

Настоящим законом констатируется разделенное положение русской нации, сложившееся в результате прекращения существования Союза ССР вопреки воле населяющих его народов и наций, выраженной на референдуме 1991 г.

Разделенное положение русской нации выражено в наличии вблизи границ России зон исторического компактного проживания русских.

Разделенная русская нация имеет право на воссоединение.


Статья 3. Государственная политика по обеспечению единства русской нации

Россия осуществляет политику, направленную на достижение единства русской нации мирными средствами на основании общепризнанных норм и принципов международного права.

Государственная политика по достижению единства русской нации основывается на признании и выполнении следующих принципов:

1) национального суверенитета и правосубъектности русской нации - комплекса неотъемлемых прав, которые обеспечивают существование русской нации и сохранение ее самобытности, создают благоприятные условия для ее прогрессивного развития;

2) стремления к достижению единства русской нации в рамках одного государства - России;

3) признания права на свободное самоопределение за русскими в местах их компактного исторического проживания на территории иностранных государств;

4) государственной поддержки движений за такое самоопределение;

5) приоритетности защиты прав и законных интересов русской нации, недопущения какой-либо дискриминации русских по национальному признаку;

6) государственной поддержки национально-культурной самобытности русской нации, способствования образованию русских национально-культурных автономий, землячеств и ассоциаций русских соотечественников за рубежом;

7) создания необходимых условий для добровольной репатриации в Россию из мест рассеянного проживания русских, членов их семей и ближайших родственников и обеспечения их интеграции в российское общество.


Статья 4. Русская диаспора

Русской диаспорой признаются все русские, проживающие за пределами Российской Федерации на постоянной основе.

Русская диаспора имеет право на представительство в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Условия и порядок такого представительства определяются на основании федерального закона.


Статья 5. Гражданство русских, постоянно проживающих за рубежом

Русские, постоянно проживающие за рубежом, признаются гражданами Российской Федерации в порядке регистрации в соответствующих консульских и дипломатических учреждениях Российской Федерации, за исключением лиц, добровольно отказавшихся от гражданства СССР и Российской Федерации.

Российская Федерация во взаимоотношениях с иностранными государствами, на территории которых находится русская диаспора, стремится к заключению международных договоров о возможности предоставления членам русской диаспоры двойного гражданства.

Статья 6. Финансово-экономическое обеспечение репатриации русских в Россию

В целях создания необходимых условий для добровольной репатриации в Россию из мест рассеянного проживания русских, членов их семей и ближайших родственников выделять в федеральном бюджете отдельной строкой расходов средства на осуществление репатриационной политики, необходимых для обустройства русских, возвращающихся на свою историческую родину. Для этого ввести с 1 января 1999 года федеральный налог солидарности со всех дееспособных граждан Российской Федерации в размере 1 % от их годового дохода.

Статья 7. Нарушение прав русских, постоянно проживающих за рубежом

В случае сознательного, массового и неоднократного нарушения прав русских, находящихся за рубежом, являющегося следствием государственной политики иностранных государств, Правительство Российской Федерации обязано по представлению Уполномоченного по правам человека Российской Федерации принять все необходимые меры, направленные на недопущение нарушения прав русской нации.

Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обязан постоянно контролировать положение дел и входить с соответствующими представлениями в Правительство Российской Федерации в означенных выше случаях.

Статья 8. Заключительные положения

Настоящий федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Президент и Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления настоящего федерального закона в силу приводят в соответствие с ним изданные исполнительной властью нормативные правовые акты.

Правительство Российской Федерации в шестимесячный срок принимает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего федерального закона.

Федеральное Собрание Российской Федерации в шестимесячный срок готовит и принимает соответствующие федеральные законы, обеспечивающие реализацию настоящего закона.


ЕДИНОМУ НАРОДУ - ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО

Эпиграфом к своему комментарию я хотел бы взять мысль Бисмарка о том, что русский народ подобен ртути. Если раздробить его на тысячу кусочков, эти кусочки будут стремиться друг к другу до тех пор, пока вновь не сольются в единое целое.

Впервые за свою историю наш народ оказался в разделенном положении, которое зафиксировано не с помощью оккупационных войск, а международно признанными на сегодняшний день, к сожалению, границами. Это случилось не в результате миграции (как ставит вопрос, к примеру, часть французской нации в канадской провинции Квебек) и не в результате завоевания, как это произошло с курдами, азербайджанцами или лезгинами. Это произошло в результате того, что национальные элиты советских республик разорвали на части Советский Союз вопреки воле большей части его населения, ясно выраженной на референдуме 1991 года. Национальным элитам это оказалось возможно сделать, ибо этнодемографическая ситуация в стране в целом и в национальных республиках в частности объективно созрела для этого.

Поэтому я хочу подчеркнуть, что как сам вопрос о разделенном положении русской нации и ее праве на воссоединение, так и закон "О разделенном положении русской нации" - это не проблема русских национальных меньшинств, оказавшихся сегодня за пределами границ России. (Именно такую постановку проблемы пытаются нам навязать дальновидные этнократы в бывших республиках СССР по всему периметру России.) Нет. Переводить разговор о разделенной русской нации в плоскость защиты прав национальных меньшинств - неактуально. Потому что это в первую очередь именно наша проблема - проблема большого народа, проблема "материковых" русских. Это от нас отрезали значительную часть нашего метафизического тела. Это нас сократили, уменьшили, ослабили. Это нам необходимо "пришить обратно" отрезанную часть. Смысл и значение представляемого законопроекта именно в том, что он сосредоточен на проблеме разделенной русской нации как единого целого и устремлен на перспективу ее воссоединения.

Образование национальных республик на месте бывшего Советского Союза - это естественный и нормальный процесс. Ибо если нация способна создать свое государство, то ничего плохого и противного природе в этом нет. Наоборот, именно такие национальные государства история представляет нам как наиболее идеальные, устойчивые, жизнеспособные. И если исходить только из интересов титульных наций, скажем, Узбекистана, Туркменистана и т.д., то такой процесс можно было бы приветствовать. Однако мы видим, что при этом самым ужасным образом пострадали интересы и оказались нарушены права нашего русского народа, который оказался в разделенном положении. А многие миллионы русских оказались вне своего национального государства "Россия". (Следует подчеркнуть, что сегодня Россия по всем международным стандартам является мононациональным государством русской нации.)

Настоящий закон призван исправить это положение. Основная задача закона - обеспечить русским право и возможность воссоединения мирным путем, не нарушая международного права. Есть ряд существенных объективных трудностей, теоретических и практических, возникающих при создании и принятии такого закона.

Первая сложность состоит в том, что аналогичных законов в мире нашим экспертам найти не удалось. Хотя это не первый случай, когда та или иная нация находилась и находится в разделенном положении. Достаточно вспомнить свежий пример немецкой нации, на наших глазах осуществившей священное право на воссоединение и превратившейся из разделенной - в единую нацию. Или китайскую нацию, которая только что произвела воссоединение с населенным китайцами Гонконгом и ждет воссоединения с Макао, Сингапуром и Тайванем. И все это без всякой особой правовой базы, без базового закона, почти явочным порядком, лишь подкрепленным международными двусторонними или многосторонними соглашениями. Базового же закона, годного в качестве прецедента, - нет.

Надо отметить, что в международном праве вообще, к сожалению, отсутствуют какие бы то ни было нормативы и механизмы самоопределения больших народов. Это касается не только русского народа. По малым народам - сколько угодно международных документов. Есть пакты, есть декларации, есть рекомендации ООН и так далее. Что касается больших народов, таких, как наш, русский, - есть только общие формулировки о том, что каждый народ имеет право на воссоединение.

(Сказанное не значит, что в международном праве, как иногда утверждают, не институировано самое понятие "народ". В таком случае, к примеру, не было бы Организации Объединенных Наций [United Nations], а была бы, скажем, Организация Объединенных Государств [United States]. Однако избранное этой крупнейшей международной организацией самоназвание исключает двусмысленность толкования и не позволяет считать, будто слово "народ" отсутствует в международном юридическом лексиконе, ибо что же тогда, спрашивается, "объединялось"?).

Итак, нужно ясно понимать, что работа, которую проделала ЛЗНД, сделана практически впервые. Перед нами, таким образом, - основание для задействования механизма прецедентного международного права. Так что никого не должно смущать, что отдельные статьи закона не имеют каких-то освященных временем аналогов, а сам закон беспрецедентен. Нам пора самим постоять за себя, не дожидаясь, пока это сделает за нас какой-то добрый международный дядя. Примем данный закон - и создадим прецедент, который не раз еще пригодится другим народам мира.

Вторая сложность состоит в том, чтобы ввести в правовое поле России понятия "русский народ" и "русская нация", каковые понятия в этом поле сегодня отсутствуют. В современной российской Конституции не упоминается "русский народ". Есть "многонациональный народ России" (абсолютный нонсенс с точки зрения этнологии и права), есть репрессированные народы, есть малые народы, есть коренные народы. Русского народа в Конституции нет. Следовательно, и здесь нам необходим прецедент.

Третья теоретическая сложность состоит в том, чтоб закон был законом, а не декларацией и не публицистическим документом. Это значит, что закон, поскольку он касается национального вопроса, должен соответствовать нормам не только юридической науки. В данном случае есть необходимость обратиться также к научным этнологическим нормам и понятиям, без которых юридические понятия будут мертвы. Между тем, в общественном мнении сегодня эти понятия и нормы не прижились еще, не устоялись. В умах царит полная неразбериха. Приведу только два примера.

Первый. Передо мной лежит проект федерального закона "О национально-культурном возрождении русского народа", полученный из думского источника. В этом законопроекте есть такая статья: "Принадлежность к русскому народу". И написано дословно: "Принадлежность к русскому народу устанавливается на основании добровольного признания человеком в качестве собственных традиций русского народа, его языка и культуры". То есть (вынужден переводить), если человек признает добровольно русский язык, культуру и традиции своими, то такой человек, согласно этому законопроекту, объявляется "русским". Оставим за скобками русский язык самого составителя, но, думаю, большинству читателей сразу стало ясно, что этот тезис, при всем его великодушии и прекраснодушии, совершенно не годится в качестве юридического норматива.

Кто и как будет определять и устанавливать такую принадлежность? Экзаменационная комиссия, особый комитет, паспортистка в милиции или некое доверенное лицо?

Как будет доказываться и чем будет подтверждаться эта принадлежность - письменным заявлением? Аттестатом? Справкой из РЭУ?

Как ответить в том случае, если мы примем столь неформальный критерий, на самые простые вопросы: сколько русских в стране? где границы обитания русских? как отделить русского - от русскоязычного, русского - от русскокультурного инородца? Профессор В.Козлов, этнолог, доктор наук и лауреат Государственной премии недаром посвятил этой теме специальную статью, которая так и называется: "Русские, русскоязычные, россияне" ("Национальная газета" № 6-7/98). Это три разных понятия, абсолютно разных. Между ними очень существенная граница.

Далее. Как в случае такого подхода объяснить русскокультурному татарину, русскокультурному чеченцу, еврею, украинцу, что они - "русские", а не татары, чеченцы, евреи и т.д.? Ведь это просто невозможно. Они и разговаривать с нами не станут.

Итак, есть насущная проблема критерия. Она не нова. Подобные проблемы постоянно возникают у социологов и демографов. Эта проблема стоит так: какого типа критерий следует использовать, формальный или неформальный?

Мною как социологом, который профессионально в течение 20 лет занимается интеллигенцией, эта проблема была досконально изучена на собственном материале. И вывод таков. В неформальном общении больше походят неформальные же критерии. То есть: в дружеском кругу, в рабочем коллективе, в строю, во время пирушки можно руководствоваться любыми критериями русского. Вот говорит имярек по-русски, считает своей русскую культуру - ладно, пусть будет "русским".

Но в науке неформальные критерии категорически неприемлемы, в принципе недопустимы. В противном случае теряются границы исследуемой группы. Теряется как качественная, так и количественная граница - а значит, теряется сам предмет исследования. Тем более недопустимы неформальные критерии в науке юриспруденции. Ибо закон всегда определяет права и ответственность некоей группы лиц. И если в эту группу начнут зачислять по неформальным признакам, руководствуясь собственным произвольным пониманием предмета (скажем, "революционным правосознанием" в условиях, например, национальной революции), то это приведет к беззаконию в массовых масштабах. Начнутся тяжбы о том, кто больше русский, кто меньше русский и т.д. Важно осознать раз и навсегда: никаких неформальных критериев в таком деле быть не может. И у нас в законопроекте их нет, используются исключительно формальные критерии.

Еще раз подчеркну, проблема критерия - это типовая проблема. Она давно решена в методологии, в науке: следует использовать только формальный, только объективный критерий.

Второй насущнейший пример - это термин "нация". Данный вопрос для очень многих является не до конца осознанным и не до конца научно проработанным. Мы давали данный законопроект на отзыв разным ученым и политикам. Ученые отозвались хорошо. А вот один общественный деятель взял и написал: "Смешение понятий. Русской нации нет. Есть русский народ. Есть российская нация. Это разные вещи". В действительности, с точки зрения современной науки, дело обстоит как раз наоборот. Русский народ есть. И есть русская нация как высшая фаза развития русского народа. Фаза, в которой русский народ приобретает государствообразующее значение. Мы в этой фазе уже давно находимся и давно заслуживаем названия нации. А вот "российской нации" как раз-таки нет.

Этот вопрос необходимо досконально прояснить

В мире уже более двухсот лет известны (приняты и действуют) две параллельные концепции нации1. Есть так называемая "французская" концепция, которая рассматривает нацию как гражданскую общность данной страны. "Нация как гражданская общность"; в сущности - население. Скажем, живущие и натурализованные во Франции франкоязычные арабы и негры согласно этой концепции являются французами, что с нашей точки зрения, конечно, очевидный нонсенс. И есть так называемая "немецкая" концепция, восходящая к Гердеру и немецким романтикам. Которая, опираясь на принципы "народного духа", культуру и общность происхождения, рассматривает нацию как высшую фазу развития этноса.

Там, где эти концепции уже давно на слуху, все знают, в чем состоит между ними разница, все научились давно ими пользоваться, применять. Там это все не вызывает путаницы. А для нас, к сожалению, национальная тематика достаточно внове. Люди слышат звон, а где он - не знают и часто путают эти две концепции, смешивают подходы и понятия.

Надо ясно понимать, что та или иная концепция применимы только к разным странам с разным укладом, с разными традициями. Французская концепция нации как "гражданского сообщества" в России - невозможна. В принципе, категорически невозможна. Никакой "российской нации" нет и не будет. По трем основным причинам. Я их перечислю.

Во-первых, французская концепция нации как гражданского сообщества - несовместима с национально-территориальным делением страны. Уж что-нибудь одно из двух. Либо - либо. Либо единая "российская нация" - но тогда, извините, никаких татарстанов, якутий, ингушетий, дагестанов etc., etc. Либо национально-территориальное деление страны в том виде, в каком мы его имеем, федеративное устройство - но тогда не "российская", а "русская" нация плюс малые народы и национальные меньшинства. В России сегодня формально - 21 национально-территориальная единица: два десятка президентов, два десятка конституций... Какая уж тут "российская нация"?!

Во-вторых, есть феномен научной традиции. И научная традиция в России, а точнее - русская научная традиция говорит: нация есть фаза развития этноса. На этой точке зрения стоят многие доктора наук - такие, как, скажем, профессор МГУ историк А.И.Вдовин (его докторская диссертация так и называется - "Российская нация". В кавычках. Он рассматривает этот термин как феномен общественного сознания, как пример аберрации, и говорит о достаточной его абсурдности в нашей ситуации). Есть доктор наук Ю.Бородай, есть доктор наук В.Козлов, есть и другие... Иными словами - есть сложившаяся, признанная в России традиция, которая отвергает концепцию "российской нации" как гражданского сообщества.

Согласно той концепции, которая утвердилась в России и которую разделяют авторы закона, идет поэтапное развитие этноса: племя, народность, народ, нация. Не всякий народ и не в любой момент способен осуществить последний переход. Приведу в пример англичан и шотландцев. Английский народ сложился во времена войны Алой и Белой роз. Были до того кельты, были саксы, были бритты, были норманы - из коих примерно в XIV веке создается единый английский народ. Потом возникает английская нация, которая создает государство на территории всей Англии (куда входят и шотландцы, и валлийцы и т.д.), а затем и Британскую империю. Шотландцы же - они веками ведут войну, борьбу за свое национальное самостояние. Но успехом эта борьба не увенчалась. Своего государства шотландцы не создали. А значит - из фазы народа, в отличие от англичан, так и не вышли, нацией не стали.

Россия - государство русских, как уже говорилось. И поэтому - есть русская нация, а российской нации нет.

В-третьих, есть, наконец, бытовая традиция. Географически мы все "россияне" - и якут, и русский, и татарин, и ингуш. Но национально мы - не "россияне". Каждый знает свое настоящее национальное происхождение.

Нам говорят, что за границей, мол, все мы - "русские". И многие инородцы приезжают и начинают представляться там, говоря-де: "Мы русские". Выдумывают себе сложные, фантастичные национальные наименования: "русский татарин", "русский еврей" (в Израиле даже говорят о "русской алии", хотя какая же она русская?!)... Кое-кому из русских это даже кажется лестным: ну как же, хоть и инородцы, а все-таки признают русскую цивилизационную идентичность. Но в действительности ничего хорошего в этом нет, и нам этого совершенно не нужно. Во-первых, потому, что такое национальное самозванство есть ничто иное, как наглое покушение на нашу национальную идентичность. Во-вторых, потому что потом говорят, к примеру, о "русской мафии", а эта мафия родом с одесского Привоза или вообще с Брайтон-Бич. Говорят о "русских" убийцах, о "русских" грабителях. А на поверку выходит - грузины, чеченцы. (Представьте, что кто-то назвался бы там, где вас в лицо не знают, вашим именем, а вам пришлось бы после отмывать свою репутацию и оплачивать счета самозванца!) Яркий пример: в Чехии недавно был процесс, когда сына одного очень высокопоставленного чиновника из Кабардино-Балкарии, кабардинца, судили за финансовое мошенничество. И он на суде каялся и говорил: я-де вот так плохо поступил, потому что я русская свинья. Но ведь если на то пошло, каяться должна была не "русская", а "кабардинская" свинья!.. Так что оставьте имя русское лишь тем, кто вправе его носить. Законопроект это право четко определяет и ограничивает.

В предлагаемом законопроекте есть конкретные статьи, которые, как легко можно предвидеть, вызовут вопросы и возражения. Разработчики вполне отдавали себе в этом отчет. Поэтому есть смысл заранее пояснить некоторые непростые для понимания позиции.

В первую очередь это касается статьи 1 ("Русская нация"). Выше уже говорилось о необходимости использовать исключительно формальный критерий при определении и подтверждении русской национальности. В тексте проекта эта мысль выражена в формуле "русская национальность подтверждается ее закреплением в документах, удостоверяющих личность".

Следующий за этой формулой текст устанавливает необходимость и достаточность признания факта принадлежности к русской нации одного из родителей лица, претендующего на признание себя русским. Такой подход неизбежно вызовет нарекания с двух противоположных позиций: как от сторонников установления русскости по обеим - отцовской и материнской - линиям, так и от тех, кто полагает, что признание лица русским (как и любой другой национальности) требует лишь его субъективной неформальной самоидентификации. Ответим здесь тем и другим.

1. Что касается второго возражения, то все, что говорилось о необходимости формального подхода, было сказано именно по этому поводу. Добавить следует только одно. В ныне действующей Конституции имеется статья, которая признает за любым человеком право определять и указывать свою национальность (в нашем проекте новой Конституции, ст. 27, это право закреплено только за гражданами России). Однако те, кто полагает, будто, вводя обязательность документального подтверждения национальности, разработчики закона нарушают конституционное требование, - ошибаются. Они путают субъективное с объективным. Субъективно любой человек имеет право назвать себя кем угодно и указать какую угодно национальность в качестве своей. Так вы, читатель, вправе в любой момент и в любой инстанции заявить, скажем, что вы - эфиоп или китаец (будучи ярко выраженным европеоидом), и мы - окружающие - будем вынуждены принять это заявление без объяснений. И не требовать никаких тому доказательств до тех пор, пока... вы сами не потребуете каких-либо эксклюзивных прав, вытекающих из такого самоопределения. (Напомню, что наш законопроект именно такие права и устанавливает.) Вообще - до того момента, пока не потребуется объективизировать ваше субъективное мнение. А уж тут извините: ни в действующей Конституции, ни в проекте, подготовленном ЛЗНД, нет нигде ни слова о том, что официальные инстанции обязаны принимать на веру ваши декларации. Паспортистке в милиции, администратору благотворительного общества, руководству русской общины или иной государственной или общественной организации - словом, любому, кто по долгу службы определяет отношение той или иной личности к той или иной группе, не запрещено (а значит - разрешено!) сомневаться в принадлежности данной личности к данной группе и требовать тому подтверждения. Не принуждать к этому - Боже упаси, это и впрямь антиконституционно! - но и не принимать на веру заявление о вашем природном эфиопстве. Не хочешь - не доказывай. Но и не требуй в таком случае ничего, причитающегося эфиопам. Дело, таким образом, только в том, чтобы предоставить личности законное право доказать в случае необходимости свою принадлежность к русской нации способом, законодательно утвержденным.

Есть еще один аспект затронутой проблемы. Будучи, допустим, белокожим голубоглазым блондином и при этом демонстративно называясь эфиопом, вы наносите этим моральный урон настоящим, урожденным эфиопам, ибо косвенным образом ставите под сомнение их собственную национальную и расовую идентичность: если эфиопы - такие, как вы, то кто же тогда они? Самозванцы? Так мошенник, затесавшись в общество порядочных людей, а потом "засыпавшись" на грязном деле, наносит этому обществу моральный урон, ставя под сомнение порядочность остальных, позволяя предполагать, что все они - одного поля ягода.

Приведу в пояснение конкретный пример из жизни, позволяющий прочувствовать и осознать глубокую разницу между субъективным и объективным в деле определения национальности. Однажды на съезде Конгресса русских общин с трибуны выступал человек с яркой, даже, на мой взгляд, карикатурной семитской внешностью - некто г-н В.Л.Махнач, входивший, как я узнал, в редколлегию "Вестника КРО", а ныне входящий в редколлегию альманаха "Золотой лев". Мне также приходилось слышать его и на некоторых идеолого-политологических семинарах. Исповедуя православие и будучи убежденным сторонником имперского устройства России, он (возможно, именно на этом основании) настойчиво в своих устных и письменных выступлениях подавал себя как русского, не чураясь таких выражений, как "мы, русские...", "у нас, русских..." и т.д. Не буду говорить о своих впечатлениях от подобных заявлений, но я, однако, никогда не чувствовал себя вправе одернуть его: если подобный человек считает себя русским - ну что ж, это его личное дело, это его конституционное право, наконец. Но вот если бы кто-то третий подошел бы и заявил мне: ты-де такой же русский, как и Махнач! Я счел бы это прямым оскорблением своего национального чувства и бестактнейшим покушением на мою национальную идентичность. И ответил бы нелицеприятно. Закон не может и не должен вмешиваться во внутреннюю умственную и душевную жизнь человека, но его прямое назначенье - ограждать общество от умственных и душевных аберраций отдельных личностей.

Таким образом, представляется доказанным, что документальное подтверждение претензий человека на ту или иную национальность есть условие sine qua non.

2. Необходимо обосновать достаточность установления русскости по одной родительской линии. Здесь есть несколько соображений.

Во-первых, сомнения в этой достаточности вызваны, как правило, страхом размывания наших национальных границ, страхом утраты национального ядра и, как следствие, - русской национальной идентичности. Поэтому надо твердо заявить: эти страхи в нас усиленно поддерживаются и развиваются недобросовестными пропагандистскими установками ряда средств массовой информации. Кто не помнит, например, открытое письмо Ельцину еврейских банкиров в 1996 году, где авторы уверяли нас, что-де половина детей в стране происходит от смешанных браков! Эти уверения - не что иное, как бессовестное вранье, пропагандистский трюк. На самом деле, как это показали исследования академика В.П.Алексеева (Происхождение народов Восточной Европы. - М., 1969), русские - это гомогенная, то есть в высокой степени национально однородная нация. И разговоры о том, что-де "чистых русских нет", что мы - "смешанная нация" (чуть ли не по образцу "американской нации") - это просто поклеп, недобросовестный и зловредный миф, не имеющий под собой научных оснований.

Откуда же взялась эта квази-проблема? Ответ дает статистика. Дело в том, что в среде еврейского этноса в России действительно очень высок процент смешанных браков (56-58%). У них - и впрямь половина детей рождается полукровками. У нас же этот процент не превышает 14-16%, да и то сюда включены русско-украинские и русско-белорусские браки, что с нашей точки зрения научно некорректно, поскольку речь идет в подобных случаях о смешении не разных этносов, а разных субэтносов одного этноса. То есть, минимум в 85 случаях из 100 ребенок, имеющий одного русского родителя, имеет и второго той же национальности. Так что не следует нам переводить еврейские комплексы и опасения на себя. Уместно тут вспомнить фразу Толстого о Достоевском: "Он думает, что если сам болен, так и весь мир болен"...

Во-вторых, поскольку в ХХ веке в нашей стране действительно возникла относительно широкая прослойка людей смешанной крови (даже 15% - это немало), теоретически наделенных от рождения двойной или даже более, чем двойной, национальной идентичностью, необходимо сделать политические выводы из этого факта. Надо, с одной стороны, исходить из требований момента, а с другой - рассчитывать вперед на столетия.

Мы, русские, не заинтересованы в том, чтобы значительная часть народа России не могла отнести себя к нашей нации. Напротив, наш интерес в том, чтобы наша гомогенность сохранялась и усиливалась за счет русской самоидентификации людей, даже не стопроцентно русских, так, чтобы максимальная часть населения России стала русской в близкой перспективе. Поэтому сегодня не следует быть слишком строгим в отборе претендентов на русскость, не следует отсекать от себя тех, кто, имея лишь одного русского родителя, желает определить себя как русского. Уже в следующем поколении мы, таким образом, существенно сократим количество подобных "проблемных" русских, а через поколение, возможно, снимем и саму проблему, что позволит вновь поставить вопрос о более строгом критериальном подходе. Но поскольку именно сейчас перед русской нацией остро стоит, на наш взгляд, задача ассимилировать в России всех, кого возможно, мы должны оставить метисам законное право на выбор и обретение полноценной русской идентичности. Хочешь быть русским - будь им! Не забывая при этом, что русская кровь и плоть - это необходимая основа для не менее необходимого духовного, культурного, цивилизационного наполнения. Но это уже - тема другого разговора. Задачи, связанные с духовными процессами, выходят за рамки рассматриваемого законопроекта и здесь не обсуждаются.

3. Нет правил без исключений. В нашем законопроекте таким исключением стали люди, имеющие мать еврейской национальности и лишенные законопроектом на этом основании права быть причисленными к русской нации. Все, сказанное в предыдущем пункте, не имеет к ним отношения.

Почему? Почему ребенок, имеющий русскую мать и отца-еврея, может быть юридически признан русским, а имеющий русского отца и мать-еврейку - нет? Не присутствует ли здесь дискриминация граждан России по национальному признаку?

Решительно: нет. Объясню, почему.

Во-первых, поскольку быть русским - не привилегия, а скорее нелегкая повинность, постольку не может идти речи и о дискриминации. Мы ничего ни у кого не отнимаем "сладкого".

Во-вторых, именно тот факт, что законопроект в принципе позволяет признать русским ребенка, у которого один из родителей - еврей, уже указывает на то, что в нем исключена дискриминация по национальному признаку.

В-третьих, в отличие от любых других метисов, дети, рожденные еврейкой от мужчины любой национальности, не имеют двойной национальной идентичности, они не являются "полукровками" и, соответственно, лишены возможности выбирать свою нацию. Ибо у них от рождения уже есть одна вполне определенная идентичность: еврейская. Таковы законы, установления и традиции этого народа - и только его. Если рожденные еврейкой дети забудут об этом, то их соплеменники им рано или поздно напомнят.

Не мы придумали такие правила игры. Евреи сами пожелали выключить, вычленить, выделить себя подобным образом из остального человечества. Такова уж эта своеобразная нация, которая говорит о себе словами своей священной Торы: “Вот народ, живет отдельно и среди народов не числится”. Даже родственные им семиты-арабы ведут свой род по отцу; но только евреи - по матери. Рожденный еврейкой и могущий это подтвердить - априори является гражданином Израиля (стоит только пожелать оформить гражданство), он может быть похоронен на еврейском кладбище и т.д., в то время как на евреев по отцу эти привилегии не распространяются. На данный счет существует обширная литература.

Поэтому, вводя в законопроект положение: “Не могут быть признаны русскими лица, имеющие мать еврейской национальности”, - мы лишь показываем этим, что знаем законы, установления и традиции еврейского народа и готовы их уважать и с ними считаться. Никто не должен обвинить нас в том, что мы способны записать в русские - природного полноправного представителя еврейской нации. Нам не нужны упреки в насильственной русификации евреев. А такие упреки неизбежно посыплются на нас, если мы примем данный закон, не включив в него цитированное выше ограничение.

Далее. Статья 4 законопроекта называется “Русская диаспора”. У некоторых вызывает недоумение термин “диаспора”, применяемый к русским, оказавшимся за пределами современных границ России. Почему-то ряд респондентов вообразил, что это слово как бы закреплено лишь за еврейской диаспорой и только с ней ассоциируется. Не стоило бы говорить об этом явном заблуждении, если бы оно не было довольно распространенным.

“Словарь иностранных слов” (М., Русский язык, 1980) трактует этот термин вполне однозначно: “Диаспора (гр.: рассеяние) - пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения”. Коротко и ясно.

В литературе принято употреблять это слово в отношении самых разных национальностей: говорят об армянской диаспоре, о цыганской диаспоре, о китайской диаспоре и т.д. Список народов, диаспора которых сегодня обсуждается, все растет. Недавно на Украине принята государственная программа в отношении украинцев, проживающих по всему свету, под официальным названием “Украинская диаспора до 2000 года”.

Никаких оснований для того, чтобы исключить русских из числа народов, имеющих право на признание собственной диаспоры и заботу о ней, не существует.

Последнее. Статья 6 законопроекта предлагает введение “налога солидарности” со всех дееспособных граждан России в пользу русских репатриантов. Высказываются сомнения в том, что эта идея будет поддержана малыми народами и национальными меньшинствами, населяющими, наряду с русскими, Россию.

Следует отметить, во-первых, что русские, сами будучи репрессированным народом, оплачивали и продолжают оплачивать, тем не менее, возвращение и реституцию собственности таких народов, как чеченцы и ингуши, балкарцы и крымские татары, понтийские греки, болгары и армяне и т.д. (хотя мы как нация ни в чем перед ними не виноваты), а также приняли на себя расходы по обустройству месхетинских турок, спасшихся в России от геноцида и т.д. Во-вторых, нельзя забывать о том, что значительная часть национальных регионов вообще живет за счет дотаций из российского бюджета, в наибольшей степени наполняемого трудом русских. (Так, например, бюджет республики Дагестан дотационен более чем на 90 %.) Прилично ли им об этом забывать и платить нам неблагодарностью?

Взяв все сказанное в соображение, думаю, что русские депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации с легкой душой и чистой совестью могут голосовать за наш законопроект, даже если кто-то из их нерусских коллег окажется против.

В заключение - несколько слов о самой важной проблеме.

Сегодня и среди народа, и среди представителей властных структур еще очень много таких людей, которым очень хочется восстановить их утраченную родину - Советский Союз. Несмотря ни на что. Им кажется, что распад могучей страны - есть результат вражеских происков и предательства “пятой колонны”. Они не хотят искать, не хотят видеть никаких объективных причин распада. Им больно было бы заниматься поиском таких причин. Потому что результат предательства можно исправить верным служением еще при своей жизни, а результаты макроисторических процессов - меняются десятилетиями и веками.

Для таких людей на первом месте стоят вопросы восстановления единой государственности и единой территории. Они не хотят знать простой истины: нация первична, государство и территория - вторичны. Если есть здоровая, полнокровная нация - будет и сильное государство. Нет таковой нации - государства ничем не спасти. Если государственность не соответствует национальной ситуации, она обречена.

Применительно к нашей жизни это означает: если мы хотим видеть Россию единой, великой и могучей - наша главная забота должна быть о единстве, величии (в том числе обязательно - количественном!) и могуществе русской нации. В этом - основа основ. Здесь недопустимы ни путаница понятий, ни отступление от принципов, ни подмена приоритетов.

Тем же, кто воспитан в понятиях “советского народа”, кто пытается трансформировать эти понятия в “российскую нацию”, надо преодолевать архаизм и непоследовательность своего мышления.

Россия - не СССР. Русские - не “россияне”.

Это - навсегда.