Поспешность может стать губительной для национального рынка (к вопросу о присоединении России к ВТО)

Александр Уваров
вице-президент Российского Союза товаропроизводителей

В последнее время вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию становится все более актуальным, поскольку правительство страны официально заявило о своем намерении стать членом этой организации уже в 2002 году.

Почему определен именно этот срок? Не только официальных, но просто внятных аргументов по этому поводу нет. Поэтому можно ссылаться на какую-то неофициальную информацию, либо строить предположения. Так, например, довольно широко циркулируют слухи, что уже существуют закрытые протоколы договоренностей о согласии на присоединение России к ВТО на определенных условиях. Каковы эти условия - можно лишь строить предположения.

Вопрос вхождения в эту глобалистскую организацию широко обсуждается на различных экономических форумах, но, на мой взгляд, при этом рассмотрение вопроса проходит с существенным недостатком - и анализ, и прогноз ведутся односторонне, без вскрытия сущностных противоречий современного мира.

Суть главного противоречия заключается в том, что на мировом рынке - перепроизводство товаров, что, с одной стороны, вызывает очень жесткую конкуренцию участников рынка, а с другой - лишает миллионы людей возможности получить минимально необходимое: образование, медицинскую помощь, достаточное питание и т.д. Это противоречие достаточно полно и детально исследовано классиками марксизма.

Можно, конечно, сколько угодно критиковать Маркса, Энгельса и их экономические теории. Можно утверждать, что они устарели. Но нельзя делать вид, что этого главного противоречия просто не существует, поскольку именно оно лежит в основе того глобального экономического противоборства, которое происходит сегодня.

Другой вопрос, что в прежние времена подобные противоречия разрешались силой. Сегодня - "бархатными" революциями и экономической конкуренцией. Хотя, по моему мнению, конкуренцию в современном мире было бы правильнее называть экономическими войнами. Именно в результате поражения в такой экономической войне и был развален Советский Союз как геополитический мировой субъект. Развален в ходе претворения в жизнь определенными кругами мирового сообщества концепции однополярного глобального мира, предполагающей глобальную организацию мировой экономики и глобальное управление всеми экономическими процессами.

Именно в этом ключе в каком-то центре, обслуживающем интересы мировой глобалистской элиты, и определяется, что выгодно и что не выгодно глобальной экономике. А, следовательно, позицию России при присоединении ее к любой глобалистской экономической или иной организации следует определять исходя в первую очередь из собственных интересов, используя инструментарий международных институтов.

Я вовсе не являюсь воинствующим антагонистом ВТО как таковой. Хотелось бы этого нам или нет, но именно торговля лежит в основе любого экономического интеграционного процесса. В ходе этого процесса объективно поощряется специализация производства и сфер экономики, разделение труда, приложение капиталов с наибольшим эффектом. Появление подобных глобалистских организаций - процесс закономерный. Уже сейчас нормами ВТО, в которую входят более 140 стран, регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. По отношению к не члену организации - России (по данным по состоянию на первый квартал прошлого года, приведенным заместителем министра экономического развития РФ М. Медведковым) на мировом рынке действовало 129 ограничительных мер по вывозу продукции российских химических товаров, текстиля, товаров ядерно-топливного цикла, металлургической продукции и других. Ограничительные меры в отношении российского экспорта применяют 24 государства - в первую очередь США и государства ЕС. Ограничительные санкции против России широко используются также и странами Латинской Америки, Восточной Европы и даже СНГ. Несмотря на декларации о зоне свободной торговли и Таможенном союзе перечень взаимных торговых ограничений государств СНГ составляет 60 страниц. Ежегодный ущерб РФ от дискриминационных внешнеторговых санкций составляет от полутора до двух миллиардов долларов (по некоторым оценкам - до 4 млрд. долл.). Это - только прямые убытки российских предприятий. Косвенные же убытки значительно больше. Поэтому, утверждают сторонники "пожарного" вступления в ВТО, только членство в этой организации поможет России решить существующие экономические проблемы и открыть рынки для продукции российских предприятий.

Но, по моему мнению, главная проблема в вопросе отношения отдельных государств к процессу глобализации экономики, инструментом которой несомненно является ВТО, в том, что, как представляется, этот процесс сейчас реализуется в направлении унификации не только отдельного человека, но и человечества в целом, А, как известно, всякая унификация изначально предполагает отсутствие каких-то других разновидностей, полное отсутствие которых предполагает смертельный исход для вида, рода и так далее. Объективное это явление очень серьезно по своим последствиям. Так почему же и этот вопрос выпадает при обсуждении проблем глобализации? Ведь у каждой страны, у каждого народа, каждой культуры и экономики есть нечто присущее только им. И это "особое" в учет не принимается.

Нельзя исключать, что, напротив, в определенных кругах этот фактор учитывается, но намеренно замалчивается факт, что Всемирная торговая организация является одним из инструментов глобализации. В некоем центре уже выработаны жесткие "правила игры" и членство в ВТО совершенно не предполагает равноправия при выработке каких-либо действий. Да, правила освящены неким голосованием, но вырабатывались каким-то одним центром - то ли "семеркой", в которой Россия - "шестерка", то ли где-то и кем-то еще, но правила выработаны. И кто входит в эту организацию будет жить по этим правилам.

И никак не иначе. В противном случае к нарушителю в рамках мирового сообщества применяются самые различные по форме "штрафные" санкции. Такие, например, как по отношению к Ираку. Или как к российским сталеплавильщикам на американском рынке. Факты свидетельствуют, что санкции неизбежны.

По отношению к вопросу вступления в ВТО Российскому союзу товаропроизводителей предоставили свои заключения 22 союза и ассоциации. Вывод такой - не отказываясь от вступления России во Всемирную торговую организацию, не форсировать этот процесс по крайней мере до получения обществом, подчеркиваю - обществом, исчерпывающих ответов на три принципиальных вопроса.

Первый и неизбежный вопрос - какие же все-таки условия вступления в ВТО? Иными словами, под какими обязательствами подпишется Россия, на что она себя обрекает? Эти условия, на наш взгляд, необходимо официально опубликовать. Оппоненты данного предложения-требования говорят, что опубликование подобного документа невозможно из-за его огромного объема. Но ведь из содержания нескольких фолиантов можно, и нужно, выбрать основное, принципиальное. И уже на основании этих условий и исходя из конкретных нужд отдельных производств, отраслей, крупных и иных предприятий должны быть выработаны условия соглашения по вступлению России в ВТО. При этом очень важно, чтобы в отраслевых соглашениях предусматривались особые условия их деятельности и такие таможенные тарифы на импортные товары, которые окажут содействие отечественным товаропроизводителям в создании конкретной номенклатуры товаров и условий их производства.

Второй вопрос - необходимо сделать анализ и, на его основе, составить прогноз того, что произойдет с российской экономикой, с ее отраслями, каковы перспективы развития экономики на отдаленный период? Когда будет преодолен кризис в отдельных отраслях экономики? Когда завершатся ее структурная перестройка и техническое перевооружение производства? И что произойдет с экономикой в целом и с отдельными отраслями в связи с вступлением в ВТО? Какие подразделения и отрасли экономики погибнут по объективным причинам? Какие, может быть, и нет смысла спасать?

Такого анализа никто не представлял. Неизбежно возникает вопрос: либо этот анализ, если он есть, таков, что его ни в коем случае нельзя обнародовать; либо его просто не существует. Сам собой возникает следующий вопрос, в какой омут тянут Россию, вешая ей на шею камень членства ВТО, ни в чем, по сути, не разобравшись? Может быть, это очередная глупость "младореформаторов", для которых важна форма, а не сущностная содержательность? Или втягивание в пожарном порядке России в глобальную экономику - злонамеренные действия определенных кланов и тогда к ним следует относиться соответственно? Но и в том, и в другом случае нельзя отдавать решение вопроса в эти руки.

Как уже отмечалось, всемирное экономическое объединение - процесс объективный и закономерный. Но вступившие в ВТО страны, не готовые конкурировать на рынке, неизбежно поставят себя в такие условия, что уже не смогут структурно изменить свою экономику, не смогут развивать высокотехнологичные отрасли и осваивать новые технологии. А современная Россия к такой конкуренции не готова тотально.

Уже сейчас четко просматривается тенденция удушения российского производителя. Например, совсем не случайно около 40 % приватизированных предприятий в легкой и текстильной промышленности, конверсионного производства изменили профиль деятельности и многие из них превратились просто в склады продукции своих западных конкурентов. Сам собой напрашивается вывод, что профиль этих предприятий менялся зарубежными фирмами именно для того, чтобы задушить российского конкурента - производителя аналогичной продукции.

Из-за неизбежного снижения импортных пошлин, естественно, сократятся поступления в федеральный бюджет. Потери придется компенсировать повышением акцизов, НДС и других внутренних налогов. В то же время принятые обязательства крайне ограничат России свободу в применении мер регулирования своей внешнеэкономической деятельности, особенно по ограничению импорта, чего, собственно и добиваются сторонники скорейшего вступления в ВТО.

В настоящее время конкурировать с большинством видов товаров российский производитель не может по объективным причинам. В отраслях колоссальная изношенность оборудования предприятий, на котором конкурентоспособную продукцию производить просто невозможно. Поэтому совершенно очевидно, что российским предприятиям необходимо вначале технически переоснаститься и лишь затем включаться в конкурентную рыночную борьбу с иностранными товарами. Существуют проблемы с подготовкой кадров и масса других проблем.

Должен быть ответ и на третий вопрос. Если все же анализ есть, то на его основе необходимо разработать программу защиты национального рынка и защиты определенных отраслей с технологически сложным производством, которые при таком стремительном вхождении в ВТО неизбежно понесут колоссальные потери. Например, определить, что Россия не только сохраняет, но и развивает авиастроение и, соответственно, принять соответствующий план действий. А авиастроение немыслимо без сохранения и подъема машиностроения, которое сейчас лежит "на боку". Машиностроение, в свою очередь, не может быть без станко-инструментального производства, которое сейчас полностью разрушено... Выстраивается не только технологическая, а даже просто логическая цепочка: что, как и в какой последовательности нужно решать и делать.

По моему мнению, если правительство предложит такую программу обществу, то вероятнее всего оно встретит поддержку. И не надо будет ничего делать украдкой, что вполне естественно вызывает подозрения. Российское общество имеет на подозрение право, поскольку все предшествующее десятилетие его злонамеренно обманывали. И с точки зрения объективности, по степени информированности, в том числе по экономическим проблемам, Россия сегодня куда более закрытая страна, чем та, которую нынешние либералы называют "тоталитарной".

В целом же, по нашему мнению, масштабы развала экономики современной России таковы, что ее готовность к безущербному вступлению в ВТО может наступить лишь через несколько лет.

Власти следует относиться с уважением к постановке вопроса о всесторонней информации общества в вопросе вступления в ВТО. Понятно, что идет борьба концепций, а следовательно есть силы - в лице Ельцина, Гайдара, Чубайса, Грефа, Кудрина и других - стремящиеся безоглядно следовать идеям глобализации, а возможно и неким программным установкам Запада в отношении России, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но у российского товаропроизводителя тоже должно быть право отстаивать свою, направленную на защиту собственных и национальных интересов, точку зрения. Особенно в условиях либеральной диктатуры - когда правительство не считается и пока не собирается считаться с мнением большинства, когда граждане и целые отрасли экономики несвободны в значительной мере больше, чем даже прежде.

Исходя из вышеизложенного, спешки с решением вопроса о присоединении к ВТО быть не должно. Как-то, будучи за границей, Касьянов заявил, что Россия может вступить в ВТО ориентировочно в 2006-2007 году. Значит у государственного мужа были основания для подобного заявления. Почему же вдруг такое резкое изменение курса?

По мнению РСТ, спешка в принятии решения о вступлении России в ВТО вызвана тем, что идет борьба за очень и очень привлекательный российский рынок, дорогу к которому уже сейчас члены ВТО прокладывают через некоторые государства СНГ. Иностранный производитель не без основания рассчитывает на то, что пока национальный производитель не имеет на своем рынке сильных позиций, пока он не защищен, необходимо на этом рынке захватывать стратегические плацдармы и закрепляться. Именно поэтому транснациональными компаниями оказывается давление на ВТО, чтобы она активнее проводила внедрение на российский рынок. Сейчас зарубежные конкуренты способны в короткие сроки "задавить" отечественного товаропроизводителя и затем не дать ему даже надежды на восстановление.

Без доминирующего положения отечественного производителя на национальном рынке, без структурированной и развитой экономики, без развития высокотехнологичных производств, без четкого представления о путях развития российской экономики вступление в ВТО, как представляется, является крайне нецелесообразным.

Мы не перестаем надеяться, что широкое общественное мнение, выражаемое в том числе и объединением отечественных товаропроизводителей - РСТ, сумеет помочь правительству принять такое решение о вступлении в ВТО, которое не нанесет экономике страны серьезного, а может быть и невосполнимого, ущерба. Вступление России в ВТО не может быть самоцелью и не должно быть лишь политическим шагом.

Решение по такому судьбоносному вопросу может быть принято на условии общественно осознанного согласия. Если уж мы за безбрежную демократию, то почему бы не поступить и в данном случае демократично - принять решение о присоединении к ВТО путем всенародного референдума.