Современные «политические пирамиды» в России: проблема и перспективы

Грицай М.В.
президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Факел»

Сегодня все большее распространение получает взгляд на современную ситуацию в России как на ситуацию системного кризиса. До сих пор нередко приходилось слышать отовсюду, как от противников существующего режима, так и от его сторонников о том, что отдельные отрасли экономической, политической и общественной жизни страны находятся в кризисном состоянии (промышленность, так называемые демократические институты, область демографии и т. п.). Однако, по-видимому, немногие четко отдавали себе отчет в том, что сказать что-либо об этих частных кризисах, - кризисе власти, экономическом, демографическом и т. д., - значит не сказать ничего. Теперь стало вполне очевидно, что это - принципиально неверная постановка вопроса, которая заведомо предопределяет неудачу всех попыток его разрешения.

В действительности специфика сегодняшней ситуации в России такова: кризис в той или иной степени поразил все стороны жизни государства, - от области общественной нравственности до сферы экономики. Всем отлично известны те данные, которые говорят о кризисе духовном и нравственном. С этим, во многом, связан и демографический кризис, о котором буквально кричат данные статистики ("естественная" убыль населения, которую правильнее называть искусственно провоцируемой). Полуразрушена система бесплатного медицинского обслуживания, не говоря уже о том, что не справляется со своими задачами служба социального обеспечения. Это, в свою очередь, так же прямо влияет на демографическую ситуацию в стране. О всестороннем кризисе российской экономики можно было бы и не упоминать, настолько он очевиден, но следует подчеркнуть, что он не замыкается только в экономической сфере: отсутствие правильно функционирующей экономики, и, прежде всего, разрушение реального ее сектора, приводят к утечке капиталов за границу, массовой безработице, проблеме продовольственной безопасности. Кризисные явления связаны в один нерасторжимый клубок, и взаимно обусловливают друг друга. Но при этом главным из них является кризис власти: именно он лежит в основе кризиса всеобщего, системного.

Для этого есть вполне определенные причины. Историческая особенность России такова, что "альфой и омегой" жизни государства во всей ее полноте была и остается именно верховная политическая власть. Это обусловлено определенными чертами русской национальной психологии. Исторический опыт свидетельствует, что пассивность нашего народа в попытках изменения действительности, борьбы за свои права и даже простой самозащиты, вызвана именно неизменной надеждой на власть, какова бы она не была. Не раз подчеркивалось, что именно поэтому демократия в западном ее варианте, предполагающая активность нации, действительную или, по крайней мере, кажущуюся, непригодна для России. Здесь не следует говорить о какой-либо "неполноценности" нашего национального самосознания. Эти оценки насквозь субъективны, а этническая психология - такая же объективная и неустранимая реальность, как и психология индивидуальная. Одни этого не понимают, потому что не хотят понять, и от них мы слышим наивные жалобы на то, что Россию не удалось переделать за пятнадцать лет на американский лад.

Власть всегда была для русского народа воплощением всемогущей силы, которая одна, сама по себе, способна справедливо устроить его жизнь. Начиная от летописного сказания о призвании на Русь варягов и заканчивая наивной верой в справедливого "царя-батюшку", которая была жива в народе вплоть до 1905 года, все говорит о том, что именно верховная власть для русского человека была единственным источником любого политического действия. В средневековой Руси эта вера нашла себе выражение и подтверждение в идее богоустановленного характера царской власти. Немаловажно, что пресловутая пугачевщина была проявлением все той же мысли о справедливом царе: несомненно, что в годы крестьянской войны народные массы шли не за безвестными разбойничьими атаманами, а за самозванным императором Петром III в надежде обрести в его лице некоего справедливого, "мужицкого" царя. Та же самая вера в идеального царя-народолюбца вывела рабочие массы на улицы Петербурга уже в другую эпоху, - 9 января 1905 г.

Этот же миф о непогрешимой справедливости верховной власти, видоизменясь, дожил до наших дней. Его воплощением в новейшее время стали обожествление Ленина и культ личности Сталина. Да и события 90-х годов были бы невозможны, если бы верховная власть сама, по собственному почину, не начала бы перестройку, фактически навязав ее народу.

Государственная власть на протяжении тысячелетней истории России была той силой, которая указывала народу его цели, мобилизовывала и использовала во вред или во благо его силы, - духовную, физическую, экономическую. Без этого постоянного давления "сверху", в периоды ослабления центральной власти, народ неизбежно утрачивал все присущие ему положительные качества - духовную мощь, сильную волю, предприимчивость, работоспособность. Так было в годы распадения Киевской Руси и феодальных усобиц, когда ослабленный, деморализованный народ не смог противостоять монгольскому нашествию. Зато усиление государственной власти, собранной последовательно в руках величайших государственных деятелей следующего века, - Александра Невского и Дмитрия Донского, пробудило в русских людях новые силы, и позволило, таким образом, постепенно освободиться от захватчиков. То же самое произошло и в эпоху Смутного времени: нахождение у власти различных авантюристов, бездарных политиков, привело к анархии, открывшей дорогу интервентам. Последний, небывалый до той поры кризис власти конца XIX - начала XX вв. закончился революцией 1917 г. Только появление новой, сильной власти в лице большевиков помогло избежать территориального распада России и краха государства как такового. Мобилизовав силы народа, советская власть добилась невиданных успехов во всех сферах жизни. Но эти успехи были возможны, только пока власть оставалась достаточно сильной. Она ослабла - и страна резкими скачками опускается к какому-то почти доисторическому состоянию.

Отсюда ясно, что сама форма правления для народа определяющей роли никогда не играла: так, средневековое государство новгородцев имело республиканское устройство, но это не мешало им сохранять самостоятельность перед лицом сильных и агрессивных западных соседей. В то же время, слабая монархия предреволюционных лет не смогла удержать за Россией статус великой державы. Власть в представлении русских людей должна быть, прежде всего, сильной и справедливой, а форма правления при этом для них не так важна. Наиболее красноречиво свидетельствует об этом политическая ситуация наших дней: и коммунисты, и монархисты, и национально мыслящие либералы хотят одного: власти сильной и справедливой, ради чего они готовы, нередко, вместе отстаивать интересы российского государства.

Но это желание остается тщетным. Если называть вещи своими именами, то приходится признать, что в политической жизни России наблюдается некая грандиозная афера, напоминающая по своим приемам финансовые махинации, но, вместе с тем, значительно превосходящая их по своим масштабам, вовлекаемым в нее силам, ресурсам, и, конечно, по своим последствиям для народа и государства.

Сегодня, в эпоху всеобщего господства финансового капитала, большое распространение приобрели системы "финансовых пирамид". По мнению ряда экспертов, международная долларовая система - это ни что иное, как пирамида, которая вбирает в себя неисчислимые экономические ресурсы всего мира, взамен наводняя его ничем не обеспеченными "виртуальными" долларами. Всем памятны проявления этого феномена на нашей почве: МММ, "Чара" и другие финансовые пирамиды разорили миллионы наших сограждан, непомерно обогатив при этом единицы.

Но наиболее характерным примером такого явления остается печально известная пирамида ГКО. На сей раз, инициатором ее создания выступило правительство: выпущенные им государственные короткосрочные обязательства позволили привлечь на какое-то время большие средства, но, в соответствии с принципом пирамиды, они не были обеспечены ничем, и в 1998 г. произошел их грандиозный обвал, который нанес российской экономике громадный ущерб. Как это ни парадоксально, но на тех же принципах сегодня строится и политическая система России. Не трудно заметить сходство между пирамидой ГКО и "пирамидой власти". Сегодня на обеспечение правящих кругов затрачиваются огромные ресурсы: финансовые, политические и интеллектуальные. Искусственно поддерживаются партии, которые фактически не обеспечены доверием избирателей и не представляют собой какой-либо реальной политической силы. Они виртуальны и голосуют за них и их представителей скорее от безысходности, от того, что другие силы не могут противопоставить кого-то более яркого и интересного.

А между тем на создание этих виртуальных сил и их поддержку тратятся огромные средства, которые могли бы найти себе применение в российской экономике. Благодаря "административному" ресурсу эти партии одерживают победы на выборах, и, конечно, не выполняют своих обещаний, потому что не могут этого сделать: в действительности у них нет ни хороших администраторов, ни политической воли, ни желания работать над возрождением страны.

Давно замечено, что правительство и так называемая оппозиция (в ее наиболее влиятельной части) образуют одну систему, сосуществуют по принципу симбиоза, создавая лишь видимость множественности факторов, влияющих на политический процесс. Все они в равной степени далеки от народа и равным образом кровно не заинтересованы в улучшении положения дел в стране, ведь и оппозиция в этом случае потеряет свой хлеб, так как, не имея конкретных созидательных программ, живет одним протестом. Для народа разыгрывается красочный спектакль, в духе испытанного приема "двух следователей" - "злого" и "доброго". Власть открыто идет против жизненных интересов народа, не считаясь с ним, оппозиция - на словах защищает его, даже заискивает перед ним, если это необходимо. Но ни та, ни другая сторона не обладает необходимым для преодоления кризиса потенциалом, и, самое главное, не хочет этого.

В этом, вероятно, одна из главных причин постоянно углубляющегося кризиса власти, который, в свою очередь, провоцирует всеобщий, системный кризис всех сфер жизни государства.

Ясно, что такая система выгодна лишь для узкого круга лиц, которые не обладают способностью отказаться от своих личных или клановых интересов ради возрождения государства. Но люди давно устали от состояния политической нестабильности, хотя, в силу тех черт национальной психологии, о которых сказано выше, не могут отказаться от надежды на власть, на то, что она рано или поздно проявит необходимую волю. И в этом таится немалая опасность для страны.

Специфика сегодняшней ситуации в том, что ХХI в. бросает России вызов. Международная военно-политическая обстановка, осложненная агрессивными намерениями и действиями США, экономическая ситуация в мире, радикально изменившаяся в связи с процессом глобализации, катастрофическая ситуация в самой России, складывающаяся в области национального самосознания, культуры, экономики, демографии, национальной безопасности, - все это требует от власти политической воли, решимости и высокой компетенции во всех отраслях управления. Ни сегодняшняя власть, ни оппозиция, составляющие одно нерасторжимое "единство противоположенностей", не способны дать реальный, достойный ответ на все эти вызовы. Так же, как финансовые аферисты не могут рассчитаться с кредиторами, потому что у них нет за душой ничего, кроме жажды денег, так и безответственная власть не сможет ответить на справедливые требования народа защитить его от внешних врагов, криминала, экстремизма.

Если на действующую власть уже не надеется никто (а рекордно низкие показатели явки людей на выборы, количество голосов, поданных "против всех", свидетельствуют об этом наиболее наглядно), то продолжают надеяться на то, что явится, наконец, какая-то новая власть. И понятно, что ожидают ее появления не посредством демократических институтов, в которые народ не верит, как не верит и в то, что сам, своей волей, может что-либо изменить...

Все чаще слышатся отовсюду голоса о необходимости "сильной руки", у молодого поколения растет интерес к личностям великих диктаторов - Сталина и Гитлера, все более распространяется зоологический национализм. Этими тенденциями умело пользуются различные авантюристы, взявшие на вооружение идеи левого, или же, наоборот, националистического радикализма.

В то же время, безвольная власть не может противостоять разрушительным явлениям экстремизма. Некоторые считают, что существующий режим сам постепенно перерождается в диктатуру. Это вряд ли соответствует действительности, так как диктатура требует железной воли, которой нет, и не может быть у нынешней власти. Маловероятно, что диктатор, если ему, в самом деле, суждено появиться на нашей политической арене, сможет воспользоваться демократическими институтами, как это сделал Гитлер в 1933 г. - они в России настолько слабы, чужды доверия народа, что только помешают ему на пути к вершинам власти. Вероятнее, что он поднимется именно на волне стихийного протеста, отчаяния, вызванного окончательным разуверением в "демократическом" будущем страны. А это будет связано с большими социальными потрясениями.

История свидетельствует, что слабая власть именно отсутствием политической воли, именно свои бессилием, подталкивает государства к диктатуре. Так было в 1789 г. во Франции, в 1917 г. - в России, в 1933 - в Веймарской республике. Это неумолимый исторический закон. Единственный способ эффективно противостоять этому - это уловить настроения людей, которые устали от нищеты и безволья, и вовремя проявить политическую волю самому, не дожидаясь, когда эту волю проявят слепые, бездумные, буйные силы.

Сегодня для власти настало время серьезно задуматься об этом.