Гипотетические контуры российско-американских отношений

В.И.Алдонясов
эксперт Государственной Думы Российской Федерации по проблемам национальной безопасности, академик Академии геополитических проблем

Несмотря на существенное потепление международного климата с момента распада коммунистической системы, начавшийся многосторонний процесс сближения России со странами Запада может растянуться на неопределенно долгий период. В неблагоприятном случае он может вообще остановиться, а в самом худшем варианте - может начаться откат назад, в суровые времена "холодной войны", с непредсказуемой гонкой вооружения и нового ядерного противоборства.

Начавшийся процесс расширения НАТО преимущественно в восточном направлении, к западным границам России, осуществляется за счет включения в западную военно-политическую и экономическую структуру НАТО и ЕС бывших членов двух самораспустившихся в недавнем прошлом организаций: военно-политической - Варшавского договора и экономической - Совета экономической взаимопомощи.

Помимо стран Восточной Европы - бывших членов социалистического лагеря, на очереди в НАТО и ЕС выстроились бывшие республики Советского Союза - Эстония, Латвия, Литва, Украина, Молдавия, Грузия и Азербайджан. Характерно, что ни одно из государств-очередников, желающих вступить в НАТО, не обладает ядерным потенциалом и у каждого из этих государств длинный список экономических и социальных проблем. Не секрет, что свои трудно разрешимые социально-экономические задачи страны-очередники стремятся решить за счет богатых и политически стабильных европейских государств.

На Западе должны понимать цену начавшегося расширения НАТО. Станет ли стабильней "пополневшая" Европа с точки зрения ее экономического потенциала, и возрастут ли у нее возможности по более надежному обеспечению безопасности ее новых границ и проживающего в их пределах населения?

Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. За расширение придется платить как приглашающей стороне (НАТО и ЕС), так и каждому из приглашаемых государств. Стоимость "входного билета" в Европейский дом может оказаться чрезмерной для стран-соискателей, а благотворительные возможности у Запада могут оказаться ограниченными. В условиях надвигающегося экономического спада, масштабы которого приобретают глобальный характер, поспешное решение вопроса об экстренном расширении может привести вместо стабилизации к еще более неустойчивому и даже кризисному состоянию.

Следует заметить, что самый главный член НАТО - Соединенные Штаты, положительно смотрят на начавшийся процесс расширения НАТО. Президент Буш подтвердил наличие "зеленого света" для "восточного экспресса, включенного ранее его предшественником на президентском посту. В связи с этим возникает естественный вопрос: "где конечная остановка европейского "поезда"? Будет ли в какой-то момент времени поставлен вопрос о включении в состав этого поезда самого длинного и весьма специфического с точки зрения "экологической" безопасности вагона с названием Россия? К сожалению, окончательного ответа на этот вопрос в настоящее время не существует ни у Запада, ни у России. Российская дипломатия вообще за прошедшие годы демонстрирует признаки вяло текущей депрессии и анемии, и проявляет себя лишь в запаздывающем и вынужденно ответном исполнении.

Тем не менее за прошедшие десять лет делались в начале робкие, а потом все более настойчивые попытки нарисовать контуры новых конструкций: Россия + НАТО, Россия + ЕС, Россия + ВТО, Россия + МВФ и т.д. Однако ни одна из этих конструкций не решает главной проблемы: обеспечение стабильного сосуществования различных государственных и блочных ядерных структур - США, НАТО, Россия, стремящихся к миру, но ни на секунду не прекращающих подготовку к войнам нового типа, маскируя их под различные миротворческие и гуманитарные операции.

Главная причина этой нестабильности кроется в геополитических реликтах 19-го и 20-го веков, воспроизводящих хроническую межгосударственную подозрительность, питаемую непрекращающейся борьбой за сферы влияния и природные ресурсы в геопланетарном масштабе

Прагматичные политики на Западе и в России считают бесспорной истиной утверждение о том, что после окончания Второй мировой войны стабильность в мире обеспечивалась двухполюсной конструкцией мирового сообщества. Две противоборствующие политические системы - капитализм и социализм, возглавляемые двумя ядерными сверхдержавами - Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом осуществляли контроль за обеспечением стабильности в своих геополитических ареалах. Распад Советского Союза и крах мировой коммунистической системы нарушил это равновесие, что породило геотектонические подвижки в новых блочных межгосударственных конструкциях. Несмотря на распад Советского Союза, самым большим "осколком" прежней гигантской империи остается Россия. Следует особо отметить, что Россия - это не государство в обычном европейском измерении. Россия - это субконтинент, обладающий уникальными природными ресурсами и по-прежнему сохраняющий в боевой готовности огромный ракетно-ядерный потенциал. Суждено ли этому огромному, богатейшему, до зубов вооруженному, и в тоже время бедному, социально ослабленному, но по-прежнему гордому гиганту так и оставаться одиноким в окружении настороженных или враждебных народов и дожидаться своей мучительной смерти. Если сценарий гибели "Великого Титаника" не отменяем историей, будет ли тогда оставшееся без России мировое сообщество более сытым, обеспеченным и защищенным от новых пока еще неизвестных угроз и вызовов. Не произойдет ли гибели самой мировой цивилизации после гипотетической гибели России.

Этот вопрос в значительней степени должен касаться и Соединенных Штатов Америки. К этому их обязывает бесспорно монопольное положение в современном мире во многих значимых сферах человеческой деятельности - экономической, военной, социальной, информационной, и т.д.

Россия и Соединенные Штаты, находясь в разных полушариях Земли, еще в конце 18 века наметили геостратегическое движение навстречу друг другу. Военно-морская поддержка молодой Америки российским императором Александром II в период гражданской войны Севера и Юга, продажа Аляски и географическое сближение этих двух великих государств, участие России и Америки в составе Антанты во время Первой мировой войны, участие Америки в индустриализации Советского Союза в 30-х годах 20-го столетия, совместная борьба против общего фашистского врага во Второй мировой войне, беспрецедентные масштабы российско-американского ленд-лиза и..... К великому сожалению, наступление Холодной войны на долгие годы провело демаркационную линию между нашими великими народами. Но история живет по своим законам. За свою тысячу лет Россия пережила монархию, мучительно переболела коммунизмом и сейчас в муках рождает демократическое общество. В отличие от России Америка сразу стала строить демократическое, либеральное и динамично развивающееся общество и в настоящее время добилась невиданных успехов.

Большая часть того, что вчера разделяло Америку и Россию безвозвратно ушло в прошлое. Осталось "небольшое" но чрезвычайно опасное наследие Великого противостояния - ракетно-ядерный потенциал и связанное с ним хроническое недоверие друг к другу.

Не пришло ли время радикально изменить ход мировой истории, поменяв ценности и геополитические ориентиры двух по-прежнему могущественных супердержав мира - Соединенных Штатов Америки и России. Холодная война одновременно породила лед тотального недоверия и испепеляющий пламень ядерной бомбы. Лед растаял, но бомбы остались. Сейчас и Америку и Россию объединяют общие духовные, политические и правовые ценности. Обе страны утверждают принципы свободы, уважения прав человека и национальных меньшинств. Но, по-прежнему, Америку и Россию разделяют "ядерные ружья", висящие на стенах их гостеприимных домов.

Сама логика истории подсказывает один из сценариев построения нового стабильного и справедливого мироустройства. Ключ от мира находится в американских и российских руках. Построение ДОМА МИРА на планете Земля могло бы начаться не с подписания Договора между НАТО и Россией, а с установления военно-политического союза между Соединенными Штатами и Россией. Эффективность и юридическая логичность такого межгосударственного союза намного очевидней, по сравнению с юридически сомнительным Договором между государством (Россией) и военно-политической надгосударственной организацией (НАТО), ведущим членом которой являются Соединенные Штаты.

Декларации о том, что Россия уже не является стратегическим противником или врагом для США и НАТО ничего не стоят, если они не будут подкреплены юридической фиксацией устных слов дружбы. Свидетельством реального доверия может явиться подписание договора о военно-политическом сотрудничестве, на базе которого могут быть решены все вопросы текущего и перспективного состояния систем оружия массового поражения и всей военной инфраструктуры.

Появление новой военно-политической конфигурации США + Россия + НАТО в условиях нарастания новых угроз демократическому сообществу в лице мирового терроризма и государств, не разделяющих либерально-демократические ценности, позволит радикально поменять расстановку сил на новой политической карте мира. В новой межгосударственной конфигурации "США плюс РОССИЯ" могучие духовные, культурные, интеллектуальные и организационные силы, которые до этого работали на враждебное противостояние наших народов, на этот раз сольются в дружной тысячекратно усиленной гармонии на благо своих народов и всего человечества. Не ослабление через противостояние, а усиление через сотрудничество. В принципиально новом геополитическом союзе наиболее развитые государства мира северного полушария во главе с США в теснейшем союзе с Россией смогут окончательно решить проблему устойчивого, процветающего и справедливого миропорядка 21-го века. С установлением этого союза на планете Земля не останется места мировому терроризму.