Положение в Киргизской Республике (политический, экономический и военный аспекты)

Грунин В.Ф.
эксперт

Внутриполитическая обстановка в стране характеризуется в целом относительной стабильностью. Глава государства А.Акаев, используя результаты всенародного референдума о расширении полномочий президента 1996 г. и возможности административного ресурса, сумел укрепить свои позиции, успешно преодолеть предвыборный марафон, достаточно уверенно победить на выборах в октябре 2000 года и получить мандат доверия на очередной срок.

Опираясь на свой аппарат и ближайшее окружение, он продолжает проводить курс на поэтапное укрепление президентского правления и личных позиций путем назначения на высшие посты наиболее лояльных сторонников, развития законодательной базы в направлении дальнейшего расширения полномочий главы государства и снижения роли правительства и парламента в политической системе. Как известно, этому способствовал и принятый в феврале 1997 года "Закон о правительстве", который закрепил главенство функций администрации президента над кабинетом министров. То есть в Киргизии идет целенаправленный и последовательный процесс укрепления личной власти президента в той же степени, в которой это характерно для соседних государств Центральной Азии, может быть, лишь по более "мягкой схеме".

Продолжается поиск оптимальной схемы управления страной, в том числе за счет реструктуризации органов исполнительной власти. В декабре прошлого года был назначен новый премьер-министр - губернатор Чуйской области Курманбек Бакиев. Была утверждена также новая структуру правительства, согласно которой было ликвидировано шесть министерств, сокращено количество госслужащих на 30%. Сейчас в правительстве осталось 12 министерств, 2 госкомитета, 8 госкомиссий и несколько агенств.

В начале текущего года была произведена очередная реорганизация в высших эшелонах власти. Главой Службы национальной безопасности (вместо министерства национальной безопасности) назначен Болот Жанузаков. В качестве основных угроз безопасности страны Акаев при назначении нового руководителя Службы выделил следующие: международный терроризм, наркобизнес, коррупцию, религиозный и политический экстремизм. Именно на противодействие этим угрозам должны быть направлены усилия СНБ. Были назначены также новый министр труда и социальной защиты (Роза Акназарова), министр образования, науки и культуры ((Камиля Шершекеева), министр финансов (Темирбек Акматалиев), министр транспорта и связи (Кубанычбек Жумалиев). Назначен также новый мэр Оша, второго города страны, заменен ряд губернаторов.

Несмотря на произведенные перестановки, кадровый состав в высшем эшелоне власти остался практически без изменений. Среди назначенцев не появилось новых профессионалов-руководителей. Произведенная ротация коснулась в основном известных лиц, которые, лишь переместились с одной высокой должности на другую.

Обещания построить демократию "в отдельно взятой республике" оказались не реализованы, хотя по ряду оценок, этот процесс в Киргизии продвинулся дальше, чем в других центрально-азиатских государствах. Наблюдатели, однако, отмечают заметную в последнее время постепенную эволюцию в сторону авторитарного правления, зажим независимых органов средств массовой информации, неправовое устранение политических оппонентов и ряд других действий, которые не вписываются в рамки демократических представлений. Восторги Запада по поводу первых шагов киргизского руководства в этом направлении постепенно сменились настороженностью, а затем и серьезной критикой режима А.Акаева. По итогам проведения парламентских, а затем и президентских выборов, в ходе которых, по утверждению западных представителей, наблюдавших за проведением выборных кампаний, были выявлены немалые нарушения и "отход от демократических западных стандартов", было высказано немало упреков. С демократией в стране возникли определенные проблемы еще и потому, что, этого требуют местные восточные традиции правления. Кроме того, качество жизни в республике остается одним из самых низких среди государств на постсоветском пространстве, а усиливающееся социальное расслоение и вызванное этим недовольство, как известно, можно гасить мерами, которые трудно назвать демократическими. Фонд Сахарова (США) сообщает о серьезных нарушениях в области прав человека в Киргизии. "Фридом хаус" также дает нелестные оценки положению с демократией в республике, объявив ее "несвободной" страной.

За десять лет в Киргизии сменилось уже восьмое правительство. Попытка Ф.Кулова заявить о себе как об альтернативном политике на минувших президентских выборах была сломлена. Сильная фигура, экс-вице-президент, экс-министр нацбезопасности, бывший мэр столицы, оказался за решеткой. Не помогли и апелляции.

Беспрецедентным стало явление, когда, опасаясь гонений и расправы, более ста активистов оппозиционной партии "Ар-Намыс" и родственников бывшего вице-президента Киргизстана и лидера партии Феликса Кулова попросили политического убежища на Западе. Об этом заявил младший брат Феликса Кулова - Марсель Кулов, полковник милиции в отставке, член политсовета партии. Активистов партии и близких родственников увольняют с работы, за ними установлена слежка, на них готовятся уголовные дела. Сам лидер партии готов объявить бессрочную политическую голодовку. Марсель Кулов отметил, что Феликс Кулов после вступления в силу приговора военного суда будет препровожден из следственного изолятора в колонию усиленного режима. Растет число политических диссидентов.

Политические партии Киргизии не оказывают в настоящее время существенного влияния на происходящие в республике процессы. На этом фоне достаточно беспомощно выглядит общественность, которая не готова вступать в конфликт с властью. Политические партии, активизировавшиеся было в период избирательных кампаний, остались не у дел. Митинги разогнали, пикеты отправили на задворки, лидеров заключили под стражу. Условно осужден лидер Народной партии Данияр Усенов, Топчубек Тургуналиев, один из лидеров оппозиции, обвинен в организации покушения на Акаева. Похожая судьба и у других. Многие политические противники нынешнего режима вынуждены были покинуть страну. Отсутствуют реальные структуры на местах у большинства оппозиционных партий. Парламент не имеет возможности проявить самостоятельность. Ему оставили лишь законотворческие функции при решающем слове президента. Право вето президента парламент практически не способен преодолеть.

В Киргизии с начала года в судебном порядке закрыто уже четвертое по счету независимое издание. Совсем недавно власти приостановили выпуск оппозиционной газеты "Асаба" ("Знамя"). Как считает учредитель газеты, экс-кандидат в президенты Милис Эсенканов, "все иски к газете беспочвенны и являются политическим заказом властей, пытающихся таким образом задушить в Киргизии свободу слова".

Так что надежды Запада сделать из Киргизии "витрину западной демократии" в Центральной Азии как образец подражания для ближайших соседей, мягко говоря, пока далеки от своей реализации.

Сегодня перед республикой стоит немало проблем, решение которых не лежит на поверхности.

Сложным и противоречивым остается положение в экономике. Хотя по официальной статистике, 2000 г. по макропоказателям в целом дал некоторое прибавление. Увеличился по сравнению с 1999 г. на 5 % ВВП, промышленное производство на 6%, сельскохозяйственная продукция - на 3,9%. Наблюдалось снижение темпов инфляции и укрепление курса национальной валюты. Республика экспортировала товаров на 455 млн. долл., что на 10% выше, чем в 1999 г., а импортировала товаров на 496 млн. долл., что ниже показателя 1999 г. на 4%.

Вместе с тем, Киргизия за десять лет независимости не сумела приблизиться к обещанному А.Акаевым экономическому взлету - за три года стать "второй Швейцарией". Напротив, экономика, так и не пойдя в рост, продолжала последовательно хоронить свой промышленный потенциал в виде наскоро приватизированных промышленных предприятий.

МВФ полностью взял под свой контроль экономическую политику республики, и, начиная с 1994 г. транши на макроэкономическую стабилизацию фактически пошли на покрытие дефицита бюджета, а не на развитие рыночных отношений как основного рычага реформ. Структурные сдвиги и инвестиции оставались недостаточными для обеспечения экономической стабильности. Основными причинами такого положения явилось отсутствие собственных оборотных средств на приобретение материально-технических ресурсов, трудности в сбыте продукции.

В основных же отраслях экономики положение остается неустойчивым. И это сразу сказалось на росте цен на продовольствие. Январь показал, что министры не способны оказать реальную поддержку крупным промышленным предприятиям. Сейчас простаивает 155 заводов и фабрик. Примерно половина из работающих несет убытки, и только пять процентов получают прибыль. Реальную помощь бюджету способны оказать лишь предприятия-гиганты, которых в республике два десятка. В основном они и обеспечивают выпуск ВВП. Там есть оборудование, кадры, способные находить и использовать современные технологии. В этом году дефицит бюджета ожидают во много больше прошлогоднего. Тем более, что у республики продолжает накапливаться огромный внешний долг. Именно на его погашение направлена работа крупных и устойчивых предприятий. Перед местными администрациями поставлена задача вплотную заняться развитием малого и среднего бизнеса. Более крупные предприятия продолжают работать на склад, где скопилось громадное число неликвидов.

Особенно остро стоит проблема сохранения производства на оборонных предприятиях, многие из которых в бывшем союзе были монополистами определенной продукции, а ныне не находят спроса. Двусторонние соглашения с республиками СНГ, в т.ч. с Россией о сохранении специализации и кооперации промышленных предприятий пока не работают. Между тем именно на этих предприятиях персонал на 70-80% состоит из русских специалистов.

Поток иностранных инвестиций, направленный в страну воодушевленными впечатляющим "размахом демократических реформ" западными инвесторами, встретил нездоровый интерес местных чиновников и коррупционеров. Сегодня Киргизия должна миру почти 2 млрд. долл., и по доли долга в расчете на душу населения опережает остальные страны СНГ. В 2001 году выплаты по кредитам предполагаются на уровне 40% от объема бюджета страны. Солидный внешний долг, по оценке МВФ, может угрожать дефолтом. Учитывая, что Нацбанк все же сохраняет неплохие резервы, чтобы обеспечить выплату заимствований, а также наметившиеся положительные тенденции в экономике, специалисты МВФ считают, что есть надежда этого избежать.

Перед республикой остро стоят проблемы борьбы с коррупцией, обюрокрачиванием экономики и сферы управления. Уместно отметить, что 9 января с.г. был подписан Указ "Об этике государственных служащих Кыргызской Республики". Решительным шагом на этом пути стало существенное сокращение после президентских выборов государственного и управленческого аппарата.

Руководство ставит задачи переломить ситуацию в экономике и добиться устойчивого роста промышленного производства, которые оно видит на путях рыночного реформирования. Были предприняты очередные шаги в развитии предпринимательства. В частности, 1 февраля т.г. президент подписал закон "О защите прав предпринимателей". Законодательно решен вопрос о частной собственности на землю.

Критическая ситуация сложилась в социальной сфере. Свыше 20% населения не обеспечены работой. Низкой остается заработная плата. Обнищание основной массы населения привело к обострению таких проблем, как преступность, коррупция, наркомания, хронические болезни. Продолжает осложняться ситуация в сфере наркобизнеса.

На фоне задач, которые, видимо, еще долго будут оставаться предметом особого внимания руководства, особую боль представляет борьба с бедностью. Среднемесячная зарплата в 2000 г. составляла 23 долл., что стало одним из самых низких показателей в СНГ. В то же самое время цены на потребительские товары за прошлый год выросли на 10%. Президент признал, что Киргизия "все еще живет трудной жизнью". В долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны "Комплексные основы развития на период 2000-2010 годы" проблема преодоления бедности выводится на приоритетный уровень. Разработана также специальная программа борьбы с бедностью, которая осуществляется пока с невысокой эффективностью, в первую очередь потому, что выделяемые международными финансовыми организациями средства используются не по назначению, а зачастую и бесследно пропадают.

В этой связи МВФ стал более внимательно относиться к выделяемым траншам, заявив на днях, что очередные кредиты МВФ для реализации третьего этапа программы по сокращению бедности Киргизстан сможет получить только в том случае, если к лету выполнит все рекомендации фонда, зафиксированные в совместном меморандуме. Правительству предписывается навести порядок в госинвестициях, перейти от прямого налогообложения к косвенному, консолидировать бюджет. Если все эти условия меморандума не будут выполнены, то республика едва ли получит в этом году следующий транш на программу по сокращению бедности.

Рождаемость в стране упала до критической отметки. Весь прирост населения за последнюю десятилетку произошел только за счет прибывающих в республику (свыше 10 тыс. беженцев только из Чечни, Таджикистана и Афганистана), и можно уже говорить о депопуляции нации и ухудшении ее генофонда. Так считают работники Фонда народонаселения ООН в стране. Меньше всего детей появляется в семьях русских и киргизов

Население Киргизии продолжает испытывать острую нехватку природного газа и электричества. Не отапливаются дома в значительной части киргизской столицы - Бишкека - и во втором по величине городе Ош. В Бишкеке, Ошской и Чуйской областях наблюдаются перебои с подачей электричества. Ситуация вызвана периодически прекращающейся поставкой газа из Узбекистана. Социально-бытовые проблем в столице достигли такой остроты, что в Бишкеке пенсионеры, положение которых стало особенно незавидным, перекрыли дорогу к резиденции главы государства, протестуя против отсутствия света и отопления в домах.

Для снятия напряжения руководство страны вынуждено искать альтернативные газовые поставки, и в связи с этим обратилось с соответствующими предложениями к России и Казахстану.

Дестабилизирующее влияние по-прежнему оказывают углубление межкланового и межрегионального соперничества. Не прекращается борьба кланов за влияние в верхних эшелонах власти, за обладание более выгодными позициями в новом переделе государственной уже приватизированной собственности. При этом все более привилегированное положение занимают представители таласского клана, особенно рода кушчу, из которого происходит М.Акаева - супруга президента. Негативное воздействие на общее положение оказывает теневая экономика. Ее объем с учетом скрытых доходов, неуплаты налогов, задержек выплат зарплат и пенсий, взяток и различных поборов, неучтенных комиссионных в сделках с недвижимостью и т.д. составляет свыше 20% ВВП.

Продолжают сохраняться противоречия между Севером и Югом Киргизии, принимая порой достаточно напряженный характер. В южных областях господствует не лишенное оснований мнение об экономической и политической дискриминации "южан". Негативную реакцию вызывает перемещение на руководящие должности в южном регионе чиновников с Севера. Увеличивается экономическое и технологическое отставание южных областей от северных. Самая высокая плотность населения при большом дефиците земли, большая узбекская диаспора, социальная дифференциация и масштабы бедности на Юге делают этот регион наиболее взрывоопасным в социальном и политическом отношении. Ситуация усугубляется стремительным превращением Юга в центр международного наркобизнеса и наибольшей криминализацией госаппарата.

С целью сбить волну недовольства южан дискриминационной политикой руководства было принято решение объявить южный город Ош второй столицей Киргизии. Вместе с тем высказываются достаточно обоснованный сомнения, что эта мера положит конец противостоянию между Севером и Югом.

В стране набирают силу националистические и сепаратистские организации. Особенно острыми остаются этнические противоречия между киргизами и узбекской диаспорой (узбеков - до 10% населения).

Нередко серьезные проблемы возникают у Киргизии с Узбекистаном и Казахстаном. Ташкент постоянно перекрывает поставку в республику газа и требует выплаты долгов, получая при этом бесплатно столь дефицитную в регионе киргизскую воду. Более того, условием открытия газовых кранов даже ставится вопрос о передаче Узбекистану принадлежащих Киргизии территорий.

Казахстан в свою очередь не возвращает 20 млн. долл за использованную электроэнергию. Зато казахские предприниматели уютно чувствуют себя на киргизком рынке, скупая все, что еще представляет интерес. Обе соседние республики закрыли свои границы всевозможными таможенными и прочими барьерами, оставив открытыми каналы для контрабанды. Искусственная стабильность киргизского сома позволяет утекать доллару, поступающему от МВФ на поддержание этого самого сома.

Серьезное беспокойство властей вызывает и религиозный фактор. В стране за последние годы зарегистрирован беспрецедентный рос пятничных мечетей. Мусульманские лидеры в целом поддерживают президента, опасаясь роста исламского фундаментализма и возможного развития внутренних событий по таджикскому сценарию.

Религиозный экстремизм усиливается на юге Киргизстана, центром которого становится город Ош. Здесь постоянно появляется пропагандистская литература, призывающая к созданию в Ферганской долине исламского государства. К такому пропагандистскому натиску местные мусульманские священники оказались не готовы. Дело в том, что большинство мечетей и молельных домов возведено при поддержке стран арабского Востока, где ваххабизм является официальной религией. Кроме того, значительная часть мечетей не имеет статуса, то есть они нигде не зарегистрированы. Муллы считают, что их усилия против религиозного экстремизма разрознены. А положение усугубляют растущее обнищание населения, проблемы в социально- политической, демографической сферах и религиозная безграмотность населения. Несмотря на требования священников и милиции, парламент республики так и не принял соответствующего закона о религии, не ужесточил Уголовный кодекс. За разжигание религиозной и межнациональной розни наказывают штрафами и небольшими, в основном условными, сроками.

Участники проведенного недавно в южной столице "круглого стола" предложили с помощью СМИ и международных организаций создать коалицию государственных и неправительственных структур и духовенства, образовать на юге страны Центр по исследованию причин религиозного экстремизма. Все это помогло бы организовать совместные действия против реальной угрозы экстремизма в Ферганской долине.

В регионе нарастает тенденция к обострению военно-политической обстановки в связи с угрозой со стороны исламских экстремистов и наркодельцов. В этой связи, по словам министра обороны Эсена Топоева, вооруженные силы страны усиленно готовятся к возможным боевым действиям: армию пополняют оружием, снаряжением и боеприпасами из России, Турции, США.

Несмотря на постоянно декларируемые президентом А.Акаевым и его окружением лозунги "Киргизстан - наш общий дом", в стране продолжается негласная линия на обеспечение приоритета титульной нации.

В настоящее время в Киргизии проживает около 700 тыс. русских (15% населения), в основном в Бишкеке, где они составляют почти половину населения, и столичной Чуйской области. За последние годы из Киргизии эмигрировали полмиллиона человек, в основном в Россию. Основная часть мигрантов - трудоспособные граждане, в том числе специалисты, которые не могут найти применения своим силам в Киргизстане. Ведь только в январе этого года в республике простаивало более полутора сотен предприятий, а средняя зарплата уменьшилась. Все больше выезжают и не желают возвращаться из России на родину киргизы - молодежь до 35 лет. Поток выезжающих в последнее время несколько снизился, однако это не снимает остроту проблемы. Среди основных причин массового исхода русских - спад в экономике, массовая безработица, особенно в промышленности, где большинство специалистов - русские, резкий разрыв культурных и родственных связей с Россией, неприятие русскими положения национального меньшинства, проявление бытового национализма и дискриминация в кадровой политике. Сокращается количество школ с русским языком обучения. Отмечается увеличение случаев административного произвола на местах по отношению к русским, вплоть до принуждения их к выезду в Россию, отказу от должностей в пользу представителей титульной нации.

После первой волны миграции русских незаметно началась вторая. Наиболее молодые, грамотные киргизы едут на работу в Россию, где средняя зарплата почти в четыре раза выше, чем на родине. Уехал уже каждый третий русский, каждый второй украинец, пять из шести немцев. Более 300 тысяч жителей страны трудятся в районах Сибири и Урала. Это привело к тому, что в самом Киргизстане уже не хватает квалифицированных рабочих. Руководство всерьез опасается, что если из республики выедет и оставшаяся часть славян, то Россия потеряет интерес к региону, и Киргизстан останется один на один с угрозой исламского экстремизма.

Даже после того, как русский язык был признан официальным, участие их в управлении страной ничтожно. Равно как и доступ к бизнесу.

Растет и внутренняя миграция. Столицу в основном наполняют сельские жители. Инфраструктура Бишкека и других крупных городов не справляется с потоком переселенцев.

Отток представителей русской и других диаспор наносит чувствительный удар по многим сферам экономической, научной, технической и культурной жизни республики. В связи с этим руководство предприняло определенные шаги в целях корректировки националистических перекосов. В республике созданы и действуют несколько общественных объединений русскоязычного населения. Активно действует "Казачий культурно-экономический центр". В сентябре 1993 г. в столице открыт Славянский университет. По словам президента Славянского университета Валерия Вишневского, идет подготовка к тому, чтобы открыть в Киргизии несколько школ с киргизско-российским статусом.

Предпринимаемые в последнее время киргизским руководством меры по снятию остроты национального вопроса зачастую имеют незавершенный характер, выполняются лишь формально, а на местах нередко игнорируются и поэтому не дают пока желаемого для русскоязычного населения результата. Это подтверждается и итогами последних парламентских выборов. На 15-процентную диаспору приходится всего 5 мандатов (менее 5 процентов). В целом аппарат и органы исполнительной, законодательной и судебной власти, правоохранительных и силовых структур практически монополизированы представителями титульной нации. С учетом этих обстоятельств межэтническую ситуацию в республике можно оценить как противоречивую, сложную и требующую постоянного внимания с российской стороны.

Еще одной серьезной проблемой, которая представляет опасность не только для Киргизии, но и для всего центральноазиатского региона остается угроза вторжения на территорию страны террористов и исламских экстремистов. Как известно, подобные вылазки со стороны боевиков предпринимались уже не раз, приводя к серьезной дестабилизации обстановки. В 1999-м и 2000 годах южные границы республики подверглись нападению боевиков. Баткенские события стали серьезным испытанием для Киргизии и ее вооруженных сил. Кстати, руководство страны нередко ссылается на баткенскую операцию, чтобы оправдать провалы в политике и экономике, социальной сфере.

В этом году из бюджета республики дополнительно на содержание вооруженных сил в Баткене было израсходовано почти 10 млн. долл., что для 15-тысячной армии страны, по мнению экспертов, неоправданно много. По этому поводу киргизскому руководству был сделан упрек и со стороны представителя МВФ.

Тогда вооруженным силам страны с военно-технической помощью России и при поддержке соседей удалось справиться с этой угрозой. Однако угроза не миновала. По имеющимся данным, уже весной предполагается усиление активности исламских экстремистов и их возможное вторжение в южные районы Киргизии. На киргизско-таджикской границе отмечается скопление боевиков численностью до двух тысяч, которые ведут целенаправленную подготовку к боевым действиям.

В связи с этим с соответствующим предупреждением выступил заместитель руководителя Службы безопасности Киргизии Аскарбек Мамеев. По его словам, сейчас в ряде районов Таджикистана и в Афганистане сотни "воинов Аллаха" проходят боевую выучку. По всему периметру киргизско-таджикской границы исламские экстремисты оборудуют склады с боеприпасами, продовольствием, лекарствами и одеждой. Вторжение новых бандформирований ожидается в этом году гораздо раньше, чем в предыдущие два года, - уже в конце марта. Боевые операции, как предполагается, будут более масштабными и преследовать цели создания исламского халифата в Ферганской долине и свержения конституционного строя.

Республика всерьез обеспокоена сложившейся ситуацией и готовится к отпору новых попыток террористов дестабилизировать обстановку. В этой связи Киргизия настойчиво и последовательно выступает за коллективные усилия в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом и рассчитывает на конкретные активные усилия, в том числе со стороны международного сообщества. В связи с сохраняющейся угрозой руководство страны связывает свои надежды с Договором о коллективной безопасности в рамках СНГ, "Шанхайской пятеркой", двусторонним взаимодействием в сфере безопасности, в котором особо выделяется стратегическое партнерство с Россией. Особые надежды возлагаются при этом на формирующийся ныне в Москве, в дополнение к Антитеррористическому центру СНГ, соответствующий антитеррористический центр "Шанхайской пятерки", который решено разместить в Бишкеке.

Одной из целей исламских боевиков в Киргизии является создание надежных каналов перевозки наркотиков. Уже сейчас можно наблюдать серьезное обострение наркоситуации в стране, значительную активизацию наркобизнеса и наркотрафика. Объем изъятых наркотиков за последние три года в республике возрос почти в пять раз. По данным председателя Госкомиссии по контролю за наркотиками генерал-майора милиции Курманбека Кубатбекова, в наркотрафике резко увеличилась доля опиума и особенно героина из Афганистана. Одновременно с наркотиками милиция все чаще обнаруживает и оружие. На "Ошском узле" действуют опорные пункты наркодельцов. По-существу - это фабрики по переработке и упаковке зелья. Ситуация ухудшается из-за того, что в самой республике большие площади заняты дикорастущей коноплей и эфедрой. Нередко целые села занимаются их сбором и обработкой. Такая ситуация, кстати, вполне объяснима, поскольку упадок в сельском хозяйстве практически не оставляет сельским жителям иной возможности для существования. Заметим, что наркотический рынок России на 90 процентов покрывается поставками из Центральной Азии.

Органы правопорядка Киргизии тревожит сращивание наркотрафика с государственными структурами, нередкое участие в делах наркодельцов работников правоохранительных органов. Те же события в Баткенской области - это, по оценке специалистов, стремление различных групп наркодельцов перераспределить зоны влияния и пути доставки зелья. В результате происходит подпитка политических экстремистов, которые стремятся получить в регионе власть. С этой же целью идет навязывание населению чуждых ему идей - национальной и религиозной вражды. Несмотря на то, что республика приняла национальную программу борьбы с наркотиками, судя по всему, требуется объединение международных усилий, поскольку сами азиатские государства, по признанию руководства, самостоятельно не в состоянии справиться с этой острейшей угрозой.

В области внешней политики руководство Киргизии по-прежнему старается проводить бесконфликтную и сбалансированную политику. Киргизия, судя по всему, отчетливо осознает свое политическое и экономическое место в регионе и пытается найти соответствующую линию поведения в отношении великих держав - России, США и Китая, а также больших соседей - Индии, Пакистана, Ирана и Турции, которая обеспечила бы небольшой и уязвимой республике наибольшую степень безопасности. Киргизстан старается проводить осмотрительную и взвешенную политику также и в отношении своих соседей по региону - Казахстана и Узбекистана, двух соперников по региональному лидерству, которые, кстати сказать, порой обращаются с Бишкеком достаточно бесцеремонно.

В последнее время отмечено повышенное внимание стран - членов НАТО к Киргизии. Осуществляется активный обмен делегациями. Начиная с 1995 г., республику ежегодно посещает до 20 делегаций и высокопоставленных деятелей НАТО. Альянс привлекает в первую очередь выгода географического положения Киргизии в стратегическом районе Центральной Азии с выходом на такие государства, как Китай, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, Средний Восток и Южную Азию. Киргизия считается стратегически выгодным местом для наблюдения и контроля за ситуацией в этом противоречивом и неспокойном регионе, где сходятся не только дороги, но и интересы. Киргизия может представить также определенную ценность в качестве опорной точки для борьбы с исламским фундаментализмом. На Западе принимают во внимание также ее растущую зависимость от иностранной помощи и другие факторы, делающие Киргизию значительно более подверженной внешнему влиянию, чем другие страны Содружества.

Немаловажное значение в обосновании этой линии имеет и сложившийся на Западе демократический и реформаторский образ Киргизии, проводимая ею многовекторная, неконфликтная политика на международной арене. За сравнительно небольшой отрезок времени при постоянной инициативе Североатлантического альянса отношения Киргизии с НАТО по военной линии прошли несколько этапов в рамках программы "Партнерство во имя мира" (с 1994 г.) - от "Презентационного документа" и "Индивидуальной программы сотрудничества Киргизии с НАТО" до совместных учений.

Характер шагов НАТО по развитию связей с Киргизией говорит о том, что они ведутся последовательно, на плановой основе, и в то же время гибко, без особого нажима, с расчетом на перспективу. Республика постепенно втягивается в сферу деятельности блока, все чаще участвует в проводимых совместных мероприятиях. С лета 1995 г. подразделения киргизских ВС участвуют в маневрах НАТО по осуществлению миротворческих операций, в учениях Центразбата при участии НАТО на территории Киргизии, Казахстана и Узбекистана.

В марте 2001 г. в Киргизии в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира" были проведены учения с участием военнослужащих Североатлантического альянса. По замыслу в ходе учений отрабатывались приемы борьбы с терроризмом. В них приняли участие около 230 военнослужащих из Киргизии, 25 военных специалистов - из США и 5 - из Турции. Учитывая нынешнее сложное положение киргизской армии, помощь со стороны стран НАТО, как свидетельствуют киргизские источники, "оказалась весьма своевременной".

Отдельно совместную тренировку в предгорной местности неподалеку от Бишкека провели подразделения спецназа США и Киргизии. Главная цель - отработка десантирования в лагерь условного противника. В программу тренировки вошли также многокилометровые кроссы и учебные стрельбы из различного вида оружия. До этого киргизские военнослужащие проходили военные сборы в основном в городах США. Такие учения проводятся в соответствии с соглашениями между вооруженными силами республики и Центральным командованием США. Аналогичные тренинги для армейцев и гвардейцев проводили и турецкие специалисты, а с российскими такая возможность только еще прорабатывается. Вслед за зимними учениями планируются и летние. В Киргизстан поступила первая партия обмундирования, средств связи и снаряжения для армейских пехотинцев. В ближайшее время из США прибудут инструкторы, которые обучат киргизстанских военных обращению с зарубежной техникой. В текущем году США намерены поставить в республику военного снаряжения на 2,5 млн. долл. из обещанных еще госсекретарем М.Олбрайт 3 млн. долл. на борьбу с международным терроризмом.

Помимо США наибольшую активность в отношении Киргизии в рамках НАТО и по линии двусторонних военных связей проявляют Германия и Турция. На посольство ФРГ в Бишкеке возложена роль координатора вопросов деятельности НАТО в Киргизии.

Особо настойчивый интерес к оборонным отраслям республики проявляет Турция, руководство которой откровенно предлагает свои услуги и участие в деятельности ВПК страны. Турция, осуществляя политику пантюркизма по отношению к центральноазиатским государствам, в том числе Киргизии, намерена создать в той или иной форме объединение тюркоязычных государств под своей эгидой, что позволило бы ей повысить собственный вес в международных делах, в том числе по отношению к НАТО, ЕС и другим международным организациям. Группа военных специалистов из Турции подготовила несколько десятков офицеров для армии и Национальной гвардии Киргизстана. В течение двух месяцев 55 военных проходили переподготовку в киргизско-турецком университете в Бишкеке и получили сертификаты. Военный атташе Турции в Киргизстане полковник Намык Челышкин сказал журналистам, что с этого начался первый этап военного сотрудничества между двумя странами. В конце весны курсы выпустят еще 160 офицеров. Кроме того, в военных училищах Стамбула также обучается несколько десятков курсантов из Киргизстана. В качестве гуманитарной помощи из Турции прибыло тыловое имущество: обмундирование, горное снаряжение, военно-техническое оборудование - на сумму 1,5 млн. долл. Примечательно, что киргизские военнослужащие носят сегодня военную форму России, Турции, Германии, а полицейские - форму Китая.

Турция и Кыргызстан намерены построить в Бишкеке новое здание под турецко-киргизский университет, который, по сообщениям, по качеству подготовки студентов не будет уступать Гарвардскому и дипломы его будут конвертироваться в других странах. Для строительства вуза "Манас" выделено 600 гектаров земли. На возведение учебных, жилых, лабораторных корпусов потребуется 120 миллионов долларов - почти три годовых бюджета Кыргызстана. В настоящее время турецко-киргизский университет уже ведет подготовку студентов. Функционируют факультеты экономики, менеджмента, филологии, коммуникации и высшая школа по туризму.

Западу импонирует готовность киргизского руководства следовать большинству рекомендаций Международного валютного фонда и Мирового банка реконструкции и развития, влияние которых на политику и экономику страны весьма ощутимо. Натовские советники работают при президенте страны, премьер-министре, в других важнейших министерствах и ведомствах, причем имеют доступ к самому широкому спектру информации. Программы реформирования киргизской экономики, которые лежат в основе правительственного курса, разработаны преимущественно иностранными экспертами. Составной частью политики НАТО в отношении Киргизии является рост ее присутствия в информационно-культурной сфере, в экологии.

Вообще страны НАТО под разными предлогами стараются направить в эту горную республику как можно больше своих специалистов. В частности, в последнее время альянс заинтересовался проблемами озера Иссык-Куль и под предлогом поддержки проекта обеспечения экологической безопасности этого региона намерен активно проводить там свои исследования. Содиректором проекта стал бельгийский профессор, президент Международного бюро по экологическим исследованиям Ян Клеркс. Программа основана на материалах ученых полутора десятков стран, которые в прошлом году провели на Иссык-Куле семинар. По их мнению, серьезную опасность для водоема и его региона представляют радиоактивные отходы шахты в городе Каджи-Сай, а также антропогенное загрязнение. Не исключено, что натовских "экологов" интересуют и другие исследования, связанные в частности с проводимыми еще в советское время испытаниями на озере скоростной суперсовременной торпедоракеты "Шквал". Специалисты уверены, что такое вооружение на озере по-прежнему имеется в наличии.

В Бишкеке в настоящее время работают представительства ряда правительственных и негосударственных фондов и организаций США и других стран, включая такие, как "Корпус мира", "Фонд Сороса", ЮСИА и т.д. На Киргизию вещает канал турецкого телевидения, издается турецко-киргизская газета. Би-Би-Си, "Голос Америки", "Свобода" включили республику в сферу своего вещания и транслируют свои передачи через местные радиостанции. Киргизия на льготных условиях снабжается информацией международной компъютерной сети. В декабре минувшего года в Бишкеке открылось бюро зарубежного вещания, которое будет распространять ТВ-программу "Голос Америки" и "Окно в мир" на русском языке. Программы, так же как и получение телерадиокомпаниями ретрансляционной техники, будут распространяться бесплатно, за счет средств, выделяемых конгрессом США.

Следует отметить, что наращивание вещания иностранных радио- и телекомпаний происходит на фоне свертывания местного вещания. Практически исчезла мощная сеть ретрансляторов, и даже в столице на 700 с небольшим тысяч жителей работают всего 50 тыс. точек проводного радио.

Значительная часть западной помощи идет на образование киргизской молодежи в Турции, США, Западной Европе, зарубежные стажировки и повышение квалификации местных специалистов, перспективных работников госаппарата, военнослужащих, представителей СМИ, науки (от 200 до 350 человек в год), что свидетельствует об активном формировании интеллектуальной элиты, ориентированной на Запад.

Хотя до последнего времени западные политологи активно не ставят под сомнение российские интересы в Киргизии как исторически закономерные и в определенной степени оправданные, тем не менее линия на активное использование сложившейся в республике благоприятной обстановки для усиленного проникновения в Киргизию государств - членов НАТО объективно направлена на сокращение возможностей российско-киргизского сотрудничества и нашего присутствия в этой стране. В отношении расширения НАТО на Восток киргизское руководство считает, что Россия занимает слишком жесткую позицию, опасаясь при этом обострения противостояния России и НАТО и вовлечения в него центральноазиатских государств и, в частности, Киргизии.

Киргизия получает от США, Турции, других стран НАТО финансовую и материальную помощь. Всемирный Банк предоставил недавно Киргизии кредит в сумме 29 миллионов долларов на восстановление пришедшей в негодность оросительной сети Киргизстана. Из-за плохого состояния ирригационных сетей почти третья часть орошаемых земель республики пришла в негодность - засолена, заболочена, подвержена воздушной эрозии. Программой предполагается в течение шести лет восстановить оросительные магистрали, переданные в распоряжение сельских управ и сократить потери воды вдвое.

Обращает на себя внимание возрастание роли и объемов помощи со стороны Азиатского Банка развития и Японии. Были выделены льготные кредиты на реконструкцию Бишкекской ТЭЦ, на развитие фермерского движения, на реконструкцию аэропорта "Манас", на модернизацию предприятий легкой и текстильной промышленности. Японцы выделили также грант в 50 млн. долл. на поддержку сельского хозяйства республики и покупку сельхозтехники.

Оценивая внешнеполитическую линию киргизского руководства, нередко складывается впечатление, что оно не имеет четко выраженной политической, экономической и социальной стратегии. По ряду мнений, границы республики прозрачны для любой экспансии. Пришельцам позволяется разворачиваться в чужой стране, как в своей. Поэтому не удивительно, что из страны утекают бесценные ресурсы.

Власти республики рассчитывает на международное сотрудничество и помощь в рамках возрождающегося Великого шелкового пути. По их мнению, реализация проекта ТРАСЕКА станет серьезным фактором развития социально-экономической сферы Киргизии.

В этой связи президент Аскар Акаев подписал закон о приоритете строительства железной дороги от озера Иссык-Куль через южный город Джалал-Абад на пограничную с КНР станцию Торугарт. Проект ТРАСЕКА о строительстве железной дороги поддержали 18 стран. Киргизский участок станет частью трансазиатской магистрали, которая соединит берега двух океанов - Тихого и Атлантического и позволит из Пекина через Кыргызстан, Узбекистан и Кавказ проследовать без пересадки в Париж. Узбекский участок трассы уже готов. А для создания киргизского участка транспортного коридора из Азии через Кавказ в Европу Евросоюз уже выделил 1 млн. 350 тысяч евро. Строительство железной дороги позволит решать и внутренние транспортные проблемы. Одна ветка линии пойдет на запад, другая соединит север и юг республики. Таким образом, богатый угольный разрез Кара-Кече сможет питать углем столичные ТЭЦ.

Для Кыргызстана, который находится в центре азиатского континента, дорога, как ожидается, создаст хорошие предпосылки для привлечения инвестиций, развития торговли, новых потоков капиталов, информации и в условиях глобализации станет связующим звеном между Востоком и Западом, даст новый толчок для сотрудничества между странами, которые входят в регион "Великого Шелкового Пути".

Окончательный вариант трассы в мае намерены обсудить Китай, Кыргызстан и Узбекистан. Китай, несмотря на скромный по китайским масштабам киргизский рынок, заинтересован в продвижении своих товаров в Киргизию. Однако, как считают наблюдатели, китайцы пытаются заглянуть вперед, предполагая, что эта небольшая страна по мере реализации проекта ТРАСЕКА может превратиться в перевалочный и транзитный пункт на трассе "Великого Шелкового пути". Предполагаемое строительство через Киргизию транзитной железной дороги, которая соединится с железными дорогами Китая, позволит ему резко увеличить поток товаров через Узбекистан и Кавказ в Европу.

Участники только что прошедшего в Тегеране совещания признали проект трассы от города Торугарт на китайско-киргизской границе до Ташкента самым рентабельным. Стоимость его - 800 миллионов долларов. Рядом с железной дорогой предполагается строительство высоковольтной линии электропередачи. То есть вместо тепловозов по трассе пойдут электропоезда. Ожидаемый объем грузоперевозок через киргизский участок 10 миллионов тонн грузов в год. Себестоимость перевозок по сравнению с автомобильным транспортом уменьшится почти на треть, а скорость доставки грузов возрастет наполовину. Как считают специалисты, от транзита грузов Киргизстан сможет получить долларов больше, чем от реализации драгметалла с золотых рудников.

Несмотря на достаточно теплые и разносторонние отношения Киргизии с западными партнерами исторически, политически и экономически республика тяготеет к России. Россия, по словам А.Акаева, является единственным стратегическим партнером Киргизии. Правда, чаще всего подобные заявления делаются руководством страны в преддверии встреч с российскими коллегами.

Наивысший уровень межгосударственных отношений был продемонстрирован подписанием президентами двух стран в Кремле в июле 2000 г. Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Россией и Кыргызстаном. Аскар Акаев, продливший мандат на управление республикой на очередной срок, считается на постсоветском пространстве одним из наиболее последовательных среди лидеров СНГ сторонников сближения с Россией. Обе страны активно сотрудничают в Евразийском экономическом сообществе, которое пришло на смену Таможенному союзу.

Весьма обнадеживающим выглядит возобновление сотрудничества в области производства урановой продукции, цветных и благородных металлов и других стратегических материалов, прерванное после распада Союза. Построенные еще в советское время и затем брошенные предприятия по переработке уранового сырья, вырванные из единой технологической цепочки, долго оставались бесхозными, пока выход талибов к границам новых государств не поставил задачу взять производство под совместный контроль с Россией. Для России эти предприятия (комбинат в Кара-Балта и в Орловке) несмотря на рентабельность, по оценке министра по атомной энергии Е.Адамова, близкую к нулю, станут своебразными форпостами, представляющими ее интересы. Почти полностью остановились крупные, главным образом, оборонные заводы, кадры которых составляли в основном русские специалисты. Запуск целого ряда предприятий способен создать по оценкам местных экспертов порядка 15 тыс. рабочих мест, что с учетом специфики производств позволило бы русским получить долгожданную работу. Подписанное Е.Адамовым соглашение означает, по его оценке, начало долгой дороги по возвращению на брошенные предприятия. Российский взнос в воссоздаваемые предприятия около 10 млн. долл.

Наиболее последовательно осуществляются российско-киргизские связи по военно-технической линии, особенно оживившиеся в связи с баткенскими событиями и угрозой вторжения боевиков на киргизскую землю.

Сразу же после визита президента России Владимира Путина в Киргизстан туда прибыла российская делегация, которая заключила контракты на поставки оборудования для границы. Аппаратура системной сигнализации, электронные заграждения и сборные сторожевые вышки уже доставлены в республику. В первую очередь их установят на наиболее вероятных направлениях прорывов бандформирований на территорию Киргизстана.

Оперативная группа ФПС России в Киргизстане открыла первые учебные курсы для пограничников. Хотя Россия ушла с рубежей Киргизии, но она продолжает готовить офицеров для несения службы на границе. Третья группа после девятимесячного обучения на специальных курсах Оперативной группы Федеральной пограничной службы России выдержала выпускные экзамены. Начальник Оперативной группы полковник Юрий Литовский сказал, что Киргизия и впредь может рассчитывать на помощь россиян в подготовке офицеров-пограничников.

Россия готова также принять юношей из Киргизстана в свои военные училища. Об этом заявил военный атташе посольства России Владимир Варфаломеев. Для этого в республику прибудет выездная комиссия для отбора контингента для последующего обучения. В прошлом году в различные военные училища России было принято более 100 юношей из этой страны.

В конце прошлого года был заключен договор о взаимодействии между России и Киргизией в области внешней разведки, что для Бишкека особенно важно, так как республика находится под постоянной угрозой вооруженного вторжения боевиков на южных границах.

Вместе с тем руководство Киргизии с определенной долей тревоги отнеслось к прозвучавшим недавно из уст секретаря Совета безопасности Сергея Иванова нелицеприятным оценкам Россией перспективы многостороннего сотрудничества стран СНГ, опасаясь, что заостренное внимание к взаимодействию на двусторонней основе сократит внимание России и других партнеров по Содружеству к Киргизии.