Рекомендации открытых парламентских слушаний "О российско-украинских отношениях и роли Межпарламентского объединения "ЗУБР" "За союз Украины, Беларуси, России" в реализации концепции стратегического партнерства" (21 февраля 2002 года)


21 февраля 2002 года на основании решения Совета Государственной Думы от 5 февраля 2002 года (протокол № 103, п.112) Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел открытые парламентские слушания на тему "О российско-украинских отношениях и роли Межпарламентского объединения "ЗУБР" - "За союз Украины, Беларуси, России" в реализации концепции стратегического партнерства".

Слушания проходят в знаменательные дни, когда Россия и Украина как два суверенные государства отмечают десятилетие установления дипломатических отношений и трехлетие вступления в силу основополагающего Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.

Участники парламентских слушаний с удовлетворением отмечают благоприятную атмосферу позитивного сближения между двумя государствами, созданную последними встречами на высшем уровне. 2002 год Президентом Российской Федерации В.В.Путиным объявлен годом Украины в России.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, депутаты Верховной Рады Украины, официальные должностные лица из Администрации Президента РФ, министерств и ведомств России и Украины, представители российских и украинских научных, деловых и общественных кругов. В ходе дискуссии был проведен обстоятельный обмен мнениями по широкому спектру российско-украинских отношений, рассмотрено состояние и перспективы их развития.

Была подтверждена обоюдная решимость всесторонне расширять и углублять двусторонние отношения на основе норм и принципов, зафиксированных в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанном 31 мая 1997 года, в других документах, подтвержденных в ходе встреч на высшем уровне.

По итогам парламентских слушаний можно сделать следующие выводы:

1. Выступающие констатировали последовательное развитие двусторонних отношений в политической, экономической, военно-технической, гуманитарной сферах. Сегодня практически по многим направлениям реализуется принцип стратегического партнерства. Украина заняла близкую нам позицию по вопросам стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом, урегулирования приднестровской проблемы.

Свой вклад в укрепление российско-украинских отношений призваны внести сформированное в Государственной Думе Российской Федерации и в Верховной Раде Украины Межпарламентское объединение "ЗУБР", а также украинское межфракционное объединение "В Европу вместе с Россией".

Характерной чертой политического курса высшего руководства двух государств, как это было констатировано на слушаниях, становится прагматичный подход к решению проблемных вопросов российско-украинских отношений.

Обозначилась положительная динамика роста российско-украинского товарооборота, который по итогам 2001 приблизился к 12 млрд. долларов, хотя его потенциал оценивается значительно выше. Значительную часть украинского экспорта составляет продукция средней и высокой степени переработки, тогда как российские поставки на Украину на 66% состоят из энергоносителей.

Вместе с тем не может не беспокоить, что доля Украины во внешней торговле России сокращается. Росту взаимной торговли препятствуют несовершенство правового регулирования, ограничения в виде квот, антидемпинговые меры и т.д.

Несмотря на трудности (отсутствие должной законодательной базы, теневая приватизация, дискриминационные акции) развивается процесс взаимной инвестиционной деятельности. Объем прямых инвестиций из России в Украину составил свыше 300 млн. долларов, почти 50% из них приходится на отрасли ТЭК. Украинские инвестиции в российскую экономику находятся на уровне 100 млн. долларов. Интересам обеих стран отвечает дальнейшее увеличение взаимного участия в приватизации предприятий России и Украины.

Участники слушаний отмечали такие перспективные формы сотрудничества, как образование совместных консорциумов в стратегически важных отраслях экономики (металлургия, энергетика). Углубление деловых связей будет способствовать созданию мощных российско-украинских финансово-промышленных групп (ФПГ). Приоритетное значение имеет создание российско-украинских ФПГ в авиастроении, цветной металлургии, автомобилестроении.

Выступающие обратили внимание на то, что значительным резервом для активизации российско-украинского сотрудничества, в первую очередь в торгово-экономической области, являются приграничные и межрегиональные связи, основой которого является Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001-2007 гг., подписанная 12 февраля 2001 года в Днепропетровске. Приоритетными направлениями Программы, в частности, являются проведение структурных преобразований экономики регионов, создание совместных предприятий, координация деятельности научных и учебных заведений, взаимодействие правоохранительных органов, создание региональной российско-украинской информационной системы.

В настоящее время между российскими и украинскими регионами заключено около 300 двусторонних соглашений. Наиболее активно в этом сотрудничестве участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Тюменская и Нижегородская области, практически все приграничные регионы. Причем в последнее время наметилась тенденция заметного роста внешнеторговых связей сопредельных российских и украинских областей.

2. Постепенно преодолевается напряженность в области энергетики. В течение последних месяцев между Россией и Украиной был подписан ряд межправительственных соглашений, которые в значительной степени сняли остроту этой проблемы. Среди них: соглашения об условиях резервных поставок российского природного газа в 2001 году, о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины, о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины и условиях реструктуризации украинского газового долга перед Российской Федерации. Важным фактором в развитии экономических связей стало возобновление с 20 августа 2001 г. параллельной работы энергосистем России и Украины, что открывает возможности для экспортных поставок электроэнергии в Европу.

Проявляется взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества в ядерной энергетике в целях углубления интеграционных процессов, направленных на создание единого энергетического комплекса, производстве и бесперебойных поставках ядерного топлива для украинских АЭС, объем которых составляет 200-250 млн. долларов в год, поставках российского оборудования на ядерные реакторы украинских АЭС (100 млн. долларов в год), услугах по обращению с отработанным ядерным топливом.

Принципиально важной стала договоренность глав правительств России и Украины 4 октября 2001 года относительно завершения строительства второго блока Ровенской АЭС.

В настоящее время ведется подготовка проекта межгосударственного Договора о сотрудничестве в области ядерной энергии, который определит основные стратегические направления функционирования ядерной энергетики России и Украины как единого энергетического комплекса. Скорейшее заключение соглашения отвечает интересам обеих стран.

3. Россия и Украина заинтересованы в расширении сотрудничества в области космоса и самолетостроения. Предполагается развивать коммерческую эксплуатацию ракет носителей "Зенит", "Циклон", "Днепр" с использованием соответствующей инфраструктуры космодрома "Байконур". Весьма полезными могут стать реализация совместного проекта "Морской старт", развитие международного центра космических исследований в г. Евпатория.

Важно активизировать работу над совместными проектами в области самолетостроения, решить вопрос о финансировании создания самолета Ан-70 российской и украинской сторонами. Необходимы совместная координация деятельности по продвижению самолета Ан-70 на мировые рынки, а также согласованная политика в отношении западного альтернативного проекта самолета А-400М. Не менее важным является совместный проект серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334.

Участники парламентских слушаний отмечали актуальность проведения согласованной тарифной политики в области транспорта, реализации проекта создания транспортного перехода через Керченский пролив (на ближайшую перспективу - организация железнодорожной паромной переправы) и автомобильной паромной переправы Ильичевск-Новороссийск-Поти.

4. Наметились позитивные подвижки в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Однако по-прежнему актуальным остается вопрос о согласовании и выработке единого подхода к взаимодействию наших государств на мировом рынке вооружений и военной техники, поднятии уровня двусторонней кооперации, достижении договоренностей между Россией и Украиной о координации ценовой политики, экспорте в третьи страны вооружения, военной техники и услуг военного назначения, заключении двустороннего соглашения в этой области.

На парламентских слушаниях было указано на необходимость безотлагательного формирования подкомиссий по военно-техническому сотрудничеству в составе Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству.

Активизировалось взаимодействие между двумя государствами по военной линии. По вопросам военного сотрудничества, начиная с 1992 года подготовлены и подписаны 57 договоров и соглашений. План военного сотрудничества между министерствами обороны двух стран включал 51 мероприятие, подавляющее большинство из которых выполнены.

Наметился прогресс в военно-морском сотрудничестве. С 20 июля 2001 г. Черноморский флот РФ и Военно-Морские Силы Украины приступили к совместному выполнению задач по управлению внутренним и внешним рейдами основной базы г. Севастополя с одного командного пункта. Ведется работа по созданию совместного поисково-спасательного отряда в Черном море. Разрабатывается проект соглашения по совместному использованию ряда военных объектов.

В то же время остается нерешенным комплекс проблемных вопросов социально-экономического характера, влияющих на жизнедеятельность Черноморского флота на территории Украины. Очевидно стремление украинской стороны регламентировать действия российского Черноморского флота.

5. Гуманитарная проблематика, охватывающая самые широкие слои населения, остается наиболее чувствительной сферой в комплексе российско-украинских отношений. Объявление Президентом РФ В.В.Путиным 24 августа 2001 года в Киеве 2002 года "Годом Украины в России" вселяет определенную уверенность в том, что и в этой области наших взаимоотношений будет достигнут заметный прогресс. Подготовлен и начинает реализовываться план конкретных мероприятий, который, как ожидают участники слушаний, оживит гуманитарную сферу наших связей.

Ведутся переговоры по согласованию проекта договора о правовом статусе граждан России, постоянно проживающих на территории Украины, и граждан Украины, постоянно проживающих на территории России. В Москве функционирует библиотека украинской литературы, украинская театральная студия "Травень", украинский класс в лингвистическом лицее при Московском Государственном лингвистическом университете, планируется создание Ассоциации преподавателей украинского языка.

В Севастополе действует филиал МГУ им. М.В.Ломоносова. Обсуждается идея открытия филиала МГТУ им. Баумана в Одессе. В стадии согласования находится проект соглашения о порядке учреждения и функционирования филиалов высших учебных заведений в России и на Украине.

6. Заметный вклад в дело укрепления и развития российско-украинских отношений внесло межпарламентское сотрудничество двух стран, встречи депутатов парламентов по линии профильных комитетов, депутатских групп "дружбы". Особенно следует отметить деятельность Межпарламентского объединения "ЗУБР", которая направлена на реальное единение братских славянских народов - Украины, России и Белоруссии. Важным мероприятием, способствующим сближению двух народов, стало совместное заседание Межпарламентского депутатского объединения "ЗУБР" и Совета Собора славянских народов, прошедшее 21 декабря 2001 года в Минске, на котором было принято совместное Обращение к президентам, правительствам, парламентам и общественности Беларуси, России, Украины с призывом к объединению трех славянских народов.

7. Несмотря на отмеченные позитивные сдвиги в отношениях двух государств, между ними продолжают оставаться нерешенные проблемы.

На повестке дня - развитие принципа стратегического партнерства двух стран, зафиксированного в рамочном Договоре.

Сохраняется проблема в нефтяной отрасли, где в связи с применяемыми Украиной завышенными тарифами транзита российской нефти, возникла необходимость сооружения дополнительного направления транспорта нефти в обход территории Украины по маршруту Суходольная-Родионовская. Сложно продвигается вопрос реализации многостороннего Соглашения о поддержке проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", который признается всеми участниками проекта (Россия, Белоруссия, Венгрия, Словакия и Хорватия), кроме Украины, выдвигающей необоснованные требования. Сдерживают двусторонние связи существующие финансовые проблемы. Украина до сих пор не ратифицировала Соглашение о "нулевом варианте" от 9 декабря 1994 года, предусматривающее передачу Российской Федерации обязательств и прав по внешнему долгу и активам бывшего СССР. Вступление в силу указанного Соглашения способствовало бы урегулированию проблемы недвижимого имущества бывшего СССР за рубежом.

Трудно продвигается договорно-правовое оформление российско-украинской сухопутной границы. Российская сторона предлагает осуществить делимитацию границы без ее демаркации, на чем настаивает украинская сторона и что негативно воспринимается российским и украинским населением в приграничье. В числе нерешенных вопросов остается договорное оформление особого правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.

Сохраняются вопросы, связанные с положением русского языка и русскоязычных СМИ на Украине. Существенно сократилось число школ с русским языком обучения (в ряде областей они полностью закрыты), ликвидированы дошкольные заведения с воспитанием на русском языке, в стране сокращаются возможности получения высшего образования на русском языке. Русский язык вытесняется из информационного пространства Украины. Имеют место ущемления прав православных верующих в Западной Украине.

По итогам парламентских слушаний, на основании изложенных выводов и выступлений участников парламентских слушаний предлагаются следующие рекомендации:

1. Содействовать наполнению конкретным, практическим содержанием принципа стратегического партнерства России и Украины, зафиксированного в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.

2. Активно развивать взаимодействие по линии парламентов России и Украины в интересах дальнейшего сближения двух братских народов, решения назревших проблем, конструктивного сотрудничества на международной арене, а также в рамках межпарламентских организаций СНГ, других международных межпарламентских объединений.

3. Представляется необходимым расширить и углубить взаимодействие соответствующих силовых ведомств двух стран в интересах координации усилий в рамках борьбы с международным терроризмом, содействовать присоединению Украины к Договору о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г.

4. Главным приоритетом в рамках российско-украинского стратегического партнерства следует считать экономическое сотрудничество как основы урегулирования существующих проблем между двумя государствами. Принципиально важным остается последовательное продвижение по всем этапам экономической интеграции от льготных условий режима торговли вплоть до создания единого экономического пространства, проведения совместной налоговой, финансовой и таможенной политики.

5. Одним из главных направлений в развитии двустороннего российско-украинского экономического сотрудничества следует считать дальнейшее оживление связей в торговой сфере, последовательное наращивание объема товарооборота, оказание содействия в создании межгосударственных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других организационно-хозяйственных структур, позволяющих привлекать внебюджетные средства, быстро реагировать на изменение конъюнктуры внешнего и внутренних рынков. Интересам обеих стран отвечает взаимный рост инвестиций, участие в приватизации предприятий России и Украины.

6. Важным фактором в развитии торгово-экономического взаимодействия между двумя государствами должны стать новые возможности для транзита через территорию Украины российских энергоносителей, а также совместные проекты в области энергетики, судо- самолето- и автомобилестроении, а также в сфере совместных космических исследований.

7. Следует ускорить подготовку проекта межгосударственного российско-украинского Договора о сотрудничестве в области ядерной энергетики, в котором могли бы быть определены основные направления функционирования ядерной энергетики России и Украины как единого энергетического комплекса, разработки инновационной реакторной технологии и замкнутого ядерного топливного цикла, проведение совместных работ в области фундаментальных и прикладных исследований российскими и украинскими научно-исследовательскими организациями.

8. Особое внимание следует уделить межрегиональному и приграничному сотрудничеству, а также взаимодействию непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов, усилению их заинтересованности в налаживании кооперации, осуществлении обменов продукцией собственного производства и рабочей силы.

9. Особое значение приобретает работа по углублению двустороннего военно-технического сотрудничества и развитию нормативно-правовой базы в этой сфере. Во избежание экономически неоправданных потерь каждой из сторон следует шире использовать возможности кооперации в области военно-промышленного комплекса, добиваться создания эффективного механизма формирования и реализации совместных оборонных заказов на основе прямых договоров, учитывать взаимные интересы при поставках военной техники в третьи страны. В этой связи важно безотлагательное формирование подкомиссий по военно-техническому сотрудничеству в составе Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству.

10. Содействовать созданию условий для осуществления партнерского взаимодействия по линии военного сотрудничества, в том числе Черноморского флота России и Военно-Морских Сил Украины, решения комплекса вопросов социально-экономического характера, влияющих на жизнедеятельность Черноморского флота на территории Украины.

11. Рассмотреть предложения Азовской межпарламентской комиссии о создании совместных координационных управленческих структур в бассейне Азовского моря для решения эколого-экономических трансграничных проблем.

12. Содействовать углублению гуманитарного сотрудничества в интересах сохранения и упрочения духовной общности населения двух стран. Добиваться реального обеспечения всем гражданам обоих государств независимо от национальности и иных различий равные права и свободы на территориях их постоянного проживания, способствовать сохранению и развитию этнической, культурной и религиозной самобытности.

13. Активизировать сотрудничество между двумя государствами в области науки, образования, культуры, телекоммуникаций и информатизации, молодежного обмена и спорта. Развивать сотрудничество в области высоких технологий, содействовать совместному решению ключевых проблем науки и техники путем объединения научно-технического, проектно-конструкторского и технологического потенциалов двух стран.

Следует интенсивнее развивать двусторонние связи в области культурного сотрудничества. Разрабатывать долгосрочные программы культурных связей, практиковать проведение конгрессов творческой интеллигенции России и Украины, фестивалей искусств и народного творчества, культурных обменов, гастролей творческих коллективов и исполнителей, художественных выставок и выставок народных промыслов. Развивать сотрудничество в области музейного и библиотечного дела, сохранения культурного наследия двух стран. Ускорить согласование вопроса об учреждении в Киеве Российского культурного центра.

14. В целях обеспечения потребностей российских граждан, проживающих на Украине, в области образования продолжить переговоры по согласованию проекта соглашения о порядке учреждения и функционирования филиалов высших учебных заведений в России и на Украине.

15. Продолжить работу по созданию единого российско-украинского информационного пространства, обеспечению правовой основы взаимного присутствия в российском и украинском теле- и радиоэфирах.

16. В целях достижения конкретных результатов на этих направлениях осуществлять более тесное сотрудничество российских и украинских парламентариев в интересах сближения национальных законодательств и снятия препятствий на пути укрепления двусторонних связей.

17. Активно использовать мероприятия, проводимые в рамках "Года Украины в России", для дальнейшего развития российско-украинских отношений, расширения двусторонних связей в области науки, образования, культуры и достижения наиболее полного взаимопонимания и сближения народов двух стран.