Проблемы формирования единого образовательного пространства


Во втором номере "Е.В." мы рассказали Вам о том, что в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания "О развитии образовательных связей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и Прибалтики" и обещали познакомить с наиболее интересными выступлениями участников.

Часть1

С основным докладом на слушаниях выступила М.Н. Лазутова, заместитель Министра РФ по делам Содружества. "Уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня в мире идут процессы глубинной перестройки всех сфер политической, экономической и социальной жизни. Продолжается формирование новой системы международных отношений, которые приходят на смену биполярному миру. В этих условиях резко возрастает взаимозависимость государств. И далеко не праздный вопрос: какое место займут страны СНГ и Балтии в этих процессах.

Сейчас достаточно ясно, что ни у одной из стран СНГ и Балтии в одиночку нет пока реальных шансов на полноценное вхождение в новые мировые структуры и занятие в них достойного места. Для всех нас остается реальной угрозой исключение из списка основных действующих лиц на арене мировой экономики и политики. В стратегической перспективе у России и большинства ее партнеров по ближнему зарубежью практически нет альтернативы укреплению единства на том пространстве, которое десятки и сотни лет связывало нас великим множеством экономических, политических и, самое главное, человеческих нитей. И тем не менее проводимые интеграционные меры нередко сохраняют вялую динамику. Наши ответы на вызовы времени носят в значительной степени ситуативный, а подчас даже реактивный характер.

Что же следует предпринять для построения новых отношений со странами СНГ и Балтии на пороге ХХI века?

Во-первых, необходимо неуклонно и последовательно принимать практические решения на опережение. А это означает, что выстроенный вектор интеграции должен постоянно иметь не только экономическую и политическую, но и социально-гуманитарную подпитку.

Во-вторых, чтобы сделать практическое интеграционное движение необратимым и добиться более заметных сдвигов, нам необходимо прежде всего повышать взаимный интерес государств друг к другу. Необходимо стремиться к созданию в самом Содружестве открытого общества, основанного на доверии и уважении и интересе народов друг к другу.

К сожалению, реальная ситуация нередко складывается иначе. В ряде стран намеренно культивируется закрытость и недоверие, национальный эгоизм, происходит переориентация, отчуждение от духовных, культурных и языковых ценностей подрастающего поколения. Этого допустить нельзя. Тем более, что мы имеем немалые резервы для изменения ситуации. Пока еще на стороне интеграции остаются такой мощный объединяющий фактор, как историческая и духовная общность наших народов, традиционная однородность экономических структур, родственные связи и смешанные браки миллионов людей, многотысячное, а в отдельных случаях, многомиллионное представительство титульных этносов одних государств в качестве национальных меньшинств в других государствах.

И наконец, растет понимание необходимости единения для сохранения развития того позитивного в образовании, культуре, науке, что было создано общими усилиями в предшествующие годы.

В этой связи укрепление и развитие связей в области образования имеют исключительное значение. Они представляют собой важнейший элемент механизма реализации нашего стратегического курса на перспективу. Образование, как ни одна другая отрасль, позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в отношениях между бывшими союзными республиками. При умелом подходе сотрудничество в сфере образования может стать мощным стимулом продвижения вперед и на политическом, и на экономическом направлении взаимодействия, эффективным инструментом в решении внешнеполитических задач России, обеспечении ее геополитических интересов.

Сегодня крайне необходимо определить комплекс мер, направленных на развитие образовательных связей, взаимодействие в этих целях всех ветвей власти, органов Содружества, образовательных учреждений и организаций.

В контексте изложенного остановлюсь на том, что было сделано в предшествующие годы. Как известно, основные усилия были направлены на создание в рамках СНГ единого образовательного пространства. Основой этой работы явились принятые Советом глав правительств государств-участников СНГ концепции и соглашения о формировании единого образовательного пространства. За период существования СНГ и государств Балтии начали действовать три российских и национальных университета, открываются филиалы высших учебных заведений. В настоящее время активно прорабатывается вопрос открытия российско-национальной гимназии, школ, средних профессиональных учебных заведений.

Знаковым событием этого года явилось проведение по инициативе ректора Московского государственного университета академика Садовничего Первой международной научно-практической конференции университетов стран СНГ и Балтии.

Важную роль в развитии образовательных связей с государствами СНГ и Балтии, по нашему мнению, должны сыграть рассмотренные в феврале Правительством Российской Федерации основные направления развития межгосударственного гуманитарного сотрудничества и разработанный перечень мероприятий по их реализации.

В этих документах впервые учитывается разнонаправленность и специфика интересов каждого государства, разноскоростная интеграция в СНГ и место российского фактора в системе новых ориентиров социально-экономической, этнокультурной и геополитической областях. Подписаны межправительственные программы гуманитарного сотрудничества с Республикой Таджикистан, аналогичная программа подготовлена к подписанию с другими странами СНГ.

Межгосударственным советом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан подписано соглашение об основных направлениях сотрудничества в гуманитарной сфере. В этих документах превалирующая роль отведена образованию.

Определенные успехи, достигнутые и в развитии образовательных связей России с государствами СНГ и Балтии, я бы в первую очередь отнесла к субъектам Российской Федерации. Не ожидая указаний из центра они предпринимают более последовательные и энергичные усилия по созданию единого образовательного пространства. Практически все государства ближнего зарубежья последние 5 лет получают методическую и организационную поддержку от образовательных учреждений города Москвы. Здесь наиболее продвинута и профессионально организована работа.

Пользуясь тем, что Регламентом парламентских слушаний предусмотрено выступление председателя Комитета по образованию города Москвы Любови Петровны Кезиной я остановлюсь только на некоторых аспектах сотрудничества других субъектов Российской Федерации.

Как известно позитивный импульс развитию образовательных связей придали подписанные межправительственные соглашения и программы о приграничном сотрудничестве регионов России, Украины, Республики Казахстан до 2007 года. Эти документы включают более 340 конкретных программ и проектов, касающихся в том числе вопросов сохранения и расширения гуманитарных связей, включая образование, культуру, науку. В мероприятия включены вопросы организации курсов повышения квалификации и оказания методической помощи учителям казахского, украинского языков, учителям русского языка, работающим в Казахстане и на Украине, расширение совместных учебных заведений, создание лицейских классов при высших учебных заведениях, организация работы приемных комиссий в ВУЗах Российской Федерации с участием областных департаментов образования для отбора абитуриентов, регулярный обмен методической литературой, наглядными пособиями по истории, географии и так далее.

По инициативе областной Думы Белгородской области 25-26 мая текущего года в городе Белгороде состоялись депутатские слушания на тему: "Приграничные регионы Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, проблемы и перспективы сотрудничества", где представители законодательной власти Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской областей Российской Федерации, областных советов Гомельской области Республики Беларусь, Луганской, Сумской, Харьковской областей Украины с участием парламентариев, ответственных работников исполнительной власти трех государств, деловых, научных кругов, межгосударственных и межпарламентских органов отметили, что приграничное сотрудничество в сфере образования это важный резерв расширения экономических и гуманитарных связей и он может оказать воздействие на весь ход интеграционных процессов в Содружестве.

Можно было бы привести еще немало примеров, их в более детальном виде представят, видимо, мои коллеги из Министерства образования.

Я думаю, что мы будем едины в оценке того, что приведенные примеры свидетельствуют в большей степени об инициативе Министерства образования Российской Федерации, субъектов Федерации, высших учебных заведений. К сожалению, Россия не имеет целостной государственной программы поддержки и развития образовательных связей со странами СНГ и Балтии. Подкреплю этот тезис следующими положениями. Во-первых, на сегодняшний день отсутствует должная нормативно-правовая база, хотя если так прикинуть, принято неисчислимое множество соглашений между государствами. Есть межправительственные, межведомственные, а сейчас уже пошли соглашения между хозяйствующими субъектами. Необходимо провести ревизию того, что есть, и наметить, что должно быть.

Правовая основа регулирует структуру, уровни образования, продолжительность обучения, в этом аспекте находится и фактор доступа граждан на образование во все образовательные учреждения. Министерство образования Российской Федерации с момента распада Советского Союза в правилах приема в высшие учебные заведения закрепило положение, в котором гарантируются равные права и возможности для поступления в российские вузы соотечественников, проживающих в государствах СНГ. В соглашении пяти государств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана эти нормы были закреплены на межгосударственном уровне и распространены на всех граждан, включая титульные национальности. Однако в отсутствии законодательного или правительственного решения российские вузы чаще сталкиваются с проблемой за счет каких средств обучать студентов из СНГ и Балтии. Настало время конкретных шагов по повышению роли России как образовательного центра СНГ. И в этой установке не только забота о сохранении российского влияния в ближнем зарубежье, но и стремление оптимизировать в интересах России происходящие процессы свободного движения, миграции рабочей силы, высококвалифицированых специалистов, научных кадров. Нам надо, наконец, принять решение на государственном уровне по правовым, организационным и финансовым вопросам обучения граждан стран СНГ и Балтии в учебных заведениях Российской Федерации. Пока на нашей стороне сохранение высокого престижа российского образования, и происходит это в значительной мере благодаря прозорливой политике руководителей высших учебных заведений, которые все эти годы набирают абитуриентов из стран СНГ и Балтии, предоставляют им общежитие и нередко выплачивают стипендии, но надо сказать, иногда до первой проверки государственных налоговых и других служб.

Я позволю сделать для вас и для себя небольшое отступление. На общей образовательной площадке ближнего зарубежья нам приходится действовать в условиях уже более жесткой конкуренции. Третьи страны, международные банковские структуры, заинтересованные в углублении сепаратизма на постсоюзном пространстве, предпринимают активные шаги по поддержке изоляционных тенденций в национальных системах образования, и материально, и организационно берут на себя расходы по созданию нового поколения учебников, которые нередко тенденциозно, с националистических позиций освещают важнейшие исторические события и факты. Учреждаются гранты и премии для поощрения таких авторов. Полностью финансируется получение образования детьми правящих политических и хозяйственных элит в дальнем зарубежье, открываются образовательные центры непосредственно в СНГ. И этот перечень можно было бы продолжить.

Останавливаясь еще на одном аспекте правовой основы нашей работы, хочу заметить, в ходе подготовки к настоящим парламентским слушаниям был проведен сравнительный анализ законов об образовании стран СНГ и Балтии. Кстати, впервые за все годы существования государств СНГ и государств Балтии. Результаты свидетельствуют, что в законах отсутствует единый подход в определении ступеней образования. Существует проблема идентичности в трактовке национальных образовательных систем, как предмета правового регулирования. По-разному определяются и обеспечиваются гарантии прав граждан на образование. Есть и другие положения законов, которые требуют установления понятийной, категориальной и методологической унификации.

Базой развития общего образовательного пространства являются, в этой аудитории не надо лишний раз напоминать, государственные образовательные стандарты. К сожалению, работа по их согласованию не ведется.

На сегодняшний день отсутствуют межгосударственные документы. Для организации работы над государственными образовательными стандартами нет финансирования. Даже в рамках Союзного государства Белоруссия и Россия этот пункт исключен из финансирования.

Симметричные права на образование и государственные образовательные стандарты, как вы знаете, определяют в своей совокупности возможность академической мобильности, что можно обозначить, как и наличие, и сохранение общего образовательного пространства.

Доступность обучения, академическая мобильность дают равную возможность выхода специалиста СНГ и Балтии на рынок труда. И узловым механизмом разрешения этих проблем, как я уже сказала, должен стать государственный образовательный стандарт.

Я не называю среди этого ряда проблему признания документов об образовании, ибо она включена в повестку ближайшего заседания глав государств СНГ.

Постараюсь конспективно сказать о ближайших задачах по данному разделу.

Во-первых, нам предстоит провести исследование законов об образовании стран СНГ и Балтии, на предмет: содержания образования, управления системой образования, контроля и механизмов качества образования. И наконец, проанализировать, в контексте международных норм, гарантии прав граждан на образование.

Во-вторых, оказание практической помощи субъектам Федерации в развитии образовательных связей с государствами СНГ и Балтии. Эта работа должна вестись не в интуитивном режиме, а скоординировано, чтобы рассмотрение вопросов не носило назывного оттенка, и чтобы проблемы решались не только в силу личных контактов. Следует придать всему процессу развития региональных образовательных связей сугубо рациональный характер.

На основе серьезной нормативно-правовой базы, периодически должны выдаваться практические советы, апробированные рекомендации.

Региональные связи можно было бы вести по нескольким линиям, это рабочие протоколы, прямой обмен преподавателями, студентами, школьниками, приведенный перечень вероятно дополнят другие выступающие.

Было бы целесообразным создать специальный межведомственный совет по координации и развитию образовательных связей со странами СНГ и Балтии, возможно на базе одного из субъектов Российской Федерации, скажем Москвы или Санкт-Петербурга.

В-третьих, шире использовать систему обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами.

В-четвертых, безотлагательно сформировать совместные авторские коллективы для подготовки учебников, учебных пособий, создать специальные комиссии для согласования освещения отдельных разделов истории и географии государств СНГ и Балтии, в учебниках общеобразовательной и профессиональной школы. Использовать в этих целях роль и авторитет национальных университетов, как центров образования, науки и культуры.

В-пятых, было бы целесообразным создать межгосударственный фонд для поддержки наиболее талантливых молодых ученых и студентов из СНГ и Балтии.

В выигрыше от этой работы будут все государства Содружества, ибо ее результат, это эффективное использование общего образовательного потенциала в интересах граждан всех государств.

Уважаемые коллеги, я еще позволю раз коснуться проблемы прав человека, в контексте формирования образовательного пространства и роли русского языка.

Общепризнанным элементом этого состояния, как известно, является безусловная приверженность государств СНГ и Балтии ко Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.

Современная парадигма прав человека обусловлена уже не географическими, национальными и социокультурными факторами. На определенном этапе общественного развития объективно возникает тенденция к гуманизации. Человек, как ценность, его права становятся важнее, чем ценность нации, государства, общества и это объективный процесс.

Социальное поведение людей становится все менее детерминированным экономическим и социокультурным фактором и эталонами.

В любом государстве, где происходит обратное, неминуемо следует отторжение принципов современного гуманизма и гуманитарных ценностей. Длительное время эта проблематика в странах СНГ и Балтии рассматривалась факультативно.

Опасаясь быть обвиненными в имперских амбициях, мало кто решался внятно увязывать между собой проблемы развития образовательных и других связей с положением соотечественников, рассматривать эту проблематику сквозь призму, в первую очередь, их интересов.

Национальная и культурно-языковая дискриминация в сфере образования является грубейшим нарушением прав человека. Тем не менее в некоторых государствах СНГ и Балтии не представляются равные возможности получить качественное образование, включая и на русском языке. Русский язык последовательно в ряде случаев вытесняется из употребления в государственных учреждениях, в средствах массовой информации, в культурной жизни, даже из исторически сложившихся географических названий. Сокращается количество учебных заведений с преподаванием на русском языке. Фактически перестают существовать русские драматические театры и студии, русскоязычные составы оперных и филармонических трупп. Прекращен выпуск местными издательствами художественной и детской литературы на русском языке.

В тяжелейшем материальном и техническом положении находятся печатные русскоязычные органы массовой информации, школы с русским языком обучения. Разрушается материальная база, постоянно нет учебников, свертывается система подготовки преподавательских кадров. В итоге количество школ с русским языком обучения уменьшилось: в Туркмении более чем на 71 процент, в Молдавии на 65 процентов, в Казахстане - 59, в Узбекистане - 47, в Киргизстане на 46 и так дальше.

Вызывает серьезную озабоченность тот факт, что в ближнем зарубежье подрастает целое поколение детей наших соотечественников ни разу не державших в руках детскую книгу, не видевших ни одного детского спектакля или телепередачи на родном русском языке. Они лишены возможности овладения родной речью, национальными идеалами и традициями своего народа.

Мы вынуждены, к сожалению, констатировать, что агрессивная моноэтническая политика в отдельных государствах может привести к искусственной маргинализации русскоязычного населения. Чрезвычайно актуальной, геополитически значимой проблемой в этих условиях, конечно, для России является проблема сохранения русского языка как второго возможного государственного в некоторых государствах СНГ, в Балтии - как языка науки, культуры, образования и межнационального общения. Сложившиеся обстоятельства требуют разработки целевой комплексной программы сохранения и закрепления русского языка на всем постсоюзном пространстве.

В этой программе должно быть предусмотрено создание условий для нормальной деятельности в странах СНГ и Балтии русских театров, творческих коллективов и объединений, русскоязычных средств массовой информации, учебных заведений, где обучение велось бы на русском языке, оказывалась бы методическая, организационная и материально-техническая помощь, а кадры, работающие там, располагали бы необходимой социальной поддержкой.

В сфере государственной политики, в области национальных языков нам представляется целесообразным двухсторонние меры по обеспечению эффективного функционирования русского языка в странах СНГ и Балтии с одновременной государственной поддержкой языков национальной диаспоры этих государств в Российской Федерации.

Как известно, в настоящее время в Российской Федерации в начальной школе обучение ведется на 68 национальных языках. Это большое достижение.

Российская сторона поддержала предложение о создании на базе Московского государственного лингвистического университета Международного центра по языкам и культурам Содружества. Имеется в виду, что на его основе будет осуществляться подготовка специалистов по языкам, в том числе и переводчиков.

По моему мнению, одним из средств для решения данного вопроса может стать поддержка высших и средних специальных учебных заведений ближнего зарубежья, где еще ведется преподавание на русском языке.

Сохранив в них русскоязычное преподавание мы тем самым будем стимулировать школьное образование на русском языке. Причем наиболее эффективной эта поддержка представляется путем создания на базе Славянских университетов, русскоязычных образовательных учреждений, постоянно действующих центров подготовки и переподготовки учителей, преподавателей с учетом местной национальной специфики, особенности системы образования государства СНГ и Балтии. И эти центры необходимо не только открывать, но и оснащать учебно-лабораторным оборудованием, фундаментальными библиотеками.

В этом контексте не могу не сказать о дистанционном образовании. Для реализации действительно новых образовательных задач сегодня как никогда необходимо осмысление иного понимания и значения информатизации и информационных технологий в обучении.

Мы приблизились к проблеме, которую решает сейчас весь мир - к дистанционному образованию, образованию без границ. В этом аспекте Россия должна помочь своим партнерам по Содружеству. Для этого есть все условия. Уже наработан серьезный опыт, есть сильные коллективы, созданы новые образовательные технологии, накопленный потенциал можно было бы донести до педагогической общественности в странах СНГ и Балтии в виде семинаров, научно-практических конференций, методик.

По сути мы должны стремиться к созданию единого дистанционного образовательного пространства, приближенного к мировым стандартам и параметрам. Наши учебные заведения располагают сегодня конкурентоспособными методиками и образовательными программами. При умелой организации этой работы и поддержке со стороны государства высшие учебные заведения могли бы предлагать и коммерческие проекты не столько для бюджета России, сколько для тех учебных центров, университетов, которые будут обеспечивать дистанционное обучение. Причем развитие дистанционного образования позволит укрепить на более новом витке взаимосвязь и наладить взаимопомощь между высшими и другими учебными заведениями России и странами Содружества и Балтии.

Уважаемые коллеги, осуществление политики в области образовательных связей невозможно без повседневной помощи и участия наших посольств. За последние годы сложилась система и методология в этом важном деле. Благодаря посольствам создана соответствующая информационно-консультативная, в необходимых случаях гуманитарная поддержка наших соотечественников. Именно по их инициативе вносятся для обсуждения на высоком уровне острые вопросы, касающиеся прав человека, в том числе, и на образование. В процессе развития многосторонней договорной правовой базы СНГ и Балтии приоритетными для них являются вопросы образования.

К примеру, 20-21 июня текущего года на предстоящем заседании Совета глав государства, Совета глав Правительства и СМИД Содружества предполагается утвердить целый пакет вопросов, связанных с образованием. Это "Соглашение об обмене информацией в сфере образования", "О придании Московскому государственному лингвистическому университету статуса базовой организации по языкам и культуре", "Конвенция о признании эквивалентности документов государственного образца в образовании, ученых степенях и ученых званиях государств-участников СНГ". Участие первых лиц в нынешних парламентских слушаниях является убедительным подтверждением особого внимания со стороны российских посольств к обсуждаемой теме.

Вместе с тем мы перед посольствами в определенном долгу. Это касается, прежде всего, обеспечения их новейшей информацией и нормативно-правовыми документами о работе в сфере образования Российской Федерации. Чтобы не получалось так, что посольства нередко о проводимых акциях узнают в последнюю очередь, нам надо любую работу по развитию образовательных связей вести с учетом общего контекста дипломатической деятельности. Такой подход, на мой взгляд, можно было бы отразить и в рекомендациях парламентских слушаний.

Мы большие надежды возлагаем на общественные организации соотечественников. С полным основанием можно отметить, что многие из них неплохо ведут работу по развитию образовательных связей. Они проводят курсы подготовки и переподготовки преподавателей, помогают нашим соотечественникам в доставке, в приобретении, распределении учебников и методической литературы. Однако надо честно признать, российские соотечественники пока не получают в полном объеме необходимой помощи с нашей стороны. При возобновлении работы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом наша опора в ближнем зарубежье - российская диаспора, должна получить, наконец, долгожданную поддержку. Я думаю, что это тоже можно отразить в рекомендациях наших парламентских слушаний.

Хотелось бы еще раз заметить, уважаемые участники парламентских слушаний, в свое время Талейран заметил, что образование - это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком. И даже национальная власть не в силах установить ее границ. Сфере ее влияния громадна, сфера ее влияния бесконечна. Образование охватывает самый молодой и мобильный возраст. Именно сегодняшней молодежи предстоит создавать новый мир, и будущее содружество во многом зависит от того, насколько молодое поколение наших стран будет воспринимать его основные идеи и стремиться к сотрудничеству и интеграции. Что надо предпринять, чтобы наши парламентские слушания стали поворотным событием в развитии образовательных связей России со странами СНГ, Балтии?

Первое. По итогам слушаний было бы целесообразно подготовить аналитическую записку Правительству Российской Федерации о ситуации по данной проблеме.

Второе. Необходимо сейчас, в период формирования бюджета на 2001 год, предусмотреть средства на реализацию первоочередных мер поддержки интеграционных процессов в образовании. Парламентские слушания не должны повторить судьбу указа Президента Российской Федерации о поддержке интеграционных процессов в области образования СНГ и одноименной президентской программы, под которую в течение 5 лет не было выделено ни одного рубля и программа была закрыта. В таких сложнейших вопросах, как развитие образовательных связей призывы и риторика и даже лучший опыт субъектов Федерации не способны сделать образование нашим поистине богатством, основным потенциалом и союзником в развитии интеграции. Благодарю вас за внимание.