В Москву! В Москву! В Москву! (К Конгрессу российских соотечественников)

Татьяна Полоскова
доктор политических наук, член рабочей группы по подготовке Конгресса соотечественников

Великие державы никогда не забывают о своих соотечественниках, живущих за рубежом. На это, конечно, нужны деньги. Но еще больше нужна политическая воля. У нынешнего руководства России политическая воля есть. Именно поэтому 11-12 октября в Москве пройдет Конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом. Это первая широкомасштабная встреча наших соотечественников за последние десять лет. Ведь первый (и последний) такой форум состоялся в августе 1991 года. Он совпал по времени с путчем ГКЧП и потому реальных результатов не дал. С тех пор велись лишь разговоры о необходимости проведения нового съезда соотечественников.

Главные задачи нынешнего Конгресса - консолидировать российскую диаспору ближнего и дальнего зарубежья, объединиться в интересах России и самих соотечественников, проживающих за пределами РФ. А их, по самым скромным оценкам, лишь в ближнем зарубежье более 25 миллионов человек и еще около 15 миллионов - в дальнем. Огромная сила!

Чужая жизнь и берег дальний?

В последнее время происходят заметные изменения в подходе государства Российского к проблеме взаимоотношений с соотечественниками за рубежом. Почти десятилетний период забвения этой проблемы со стороны властей уступает место осознанию важности восстановления и поддержания многосторонних связей с российской диаспорой. Равнодушия в этом вопросе, по словам Президента России Владимира Путина, быть не может.

И ВОТ 11-12 октября в Москве в Колонном зале Благородного собрания пройдет Конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом. Ожидается приезд более тысячи представителей российской диаспоры из всех стран мира. Фактически впервые состоится столь масштабная встреча, которая должна идейно и организационно объединить всех российских соотечественников как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Сам факт проведения такого форума с участием ведущих российских политиков и общественных деятелей, а предполагается, что в работе Конгресса примут участие Президент России Владимир Путин, председатель Совета Федерации Егор Строев, председатель Госдумы Геннадий Селезнев, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также лидеры в области науки, искусства, спорта, ярко свидетельствует о том, что проблема соотечественников за рубежом обретает государственный масштаб.

О предстоящем форуме наш разговор с Татьяной ПОЛОСКОВОЙ, доктором политических наук, ведущим российским специалистом в области изучения диаспор, членом рабочей группы по подготовке Конгресса соотечественников.

- Татьяна Викторовна, принципиальным моментом организации нынешнего форума является участие в его работе не только представителей ближнего зарубежья, но и дальнего. Хотя даже на заседаниях правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом, которая и занималась подготовкой Конгресса, приходилось подчас слышать недоуменные голоса: а зачем, дескать, приглашать русских из США, Канады, Германии, Франции? Ведь острых проблем правозащитного характера там нет, а значит, нет и предмета для разговора. Необходимо в первую очередь сконцентрироваться на проблемах тяжелого положения российских соотечественников на постсоветском пространстве, помогать им. Как вы относитесь к такой позиции? И как в целом, с вашей точки зрения, должна выстраиваться политика России по отношению к своей диаспоре дальнего зарубежья?

- Начнем с того, что современный мир - это во многом мир диаспор. В прошлом ХХ веке границы постоянно менялись: разрушались государства, создавались новые. И сегодня практически все крупные народы проживают как в своих "титульных" государствах, так и вне их. К тому же люди в наши дни легко переезжают из страны в страну. Вместе с тем тяга к сохранению своей национальной культуры, своего языка, обычаев не только не уменьшилась, но, напротив, возрастает. Это парадокс нашего времени. Поэтому роль и значение диаспор в начале XXI века многократно увеличивается.

Российская же диаспора стран дальнего зарубежья также в настоящее время все больше и больше приобретает стратегическое значение для России. А высокая степень адаптированности к условиям стран проживания и накопленный опыт сохранения этнокультурной идентичности, которым российская диаспора стран "традиционного зарубежья" может и хочет поделиться со своими соотечественниками из стран нового зарубежья, делают эту часть "русского мира" крайне привлекательной для России.

Интерес к России со стороны наших соотечественников из дальнего зарубежья тоже велик, причем не только в плане ностальгии по березкам и малиновому звону, а в виде вполне конкретных проектов экономического, культурного, информационного сотрудничества. Подчеркну: большинство русских организаций дальнего зарубежья ничего не просит у России, а, наоборот, готовы взять на себя функции экономического и культурного "моста" между нашей страной и другими государствами.

Между тем очевидно, что в недавно принятую концепцию политики России по поддержке зарубежных соотечественников взаимодействие с диаспорой дальнего зарубежья попросту не вписывается. Во-первых, подавляющее большинство наших соотечественников в странах дальнего зарубежья нуждается все-таки не в поддержке, а в эффективной системе сотрудничества. Во-вторых, многие из российских соотечественников даже выражают опасение, что превращение их в объект защиты непонятно от кого и непонятно зачем лишь осложнит их положение в странах проживания.

Впрочем, сузив наши отношения с соотечественниками до контактов на уровне "их ущемляют, мы их защищаем", РФ фактически отталкивает и ту немалую часть русского и русскоязычного населения, которая и на постсоветском пространстве сумела успешно адаптироваться к новым реалиям и одновременно желала бы сохранить свою этнокультурную самобытность и связи с Россией.

- Правильно ли я понял: вопреки многочисленным заявлениям наших политиков и материалам СМИ о том, что русскоязычные в странах СНГ и Балтии - это в первую очередь бедные бесправные люди, нуждающиеся в основном в защите со стороны России, вы утверждаете, что среди них есть немалая часть тех, кто адаптировался и преуспевает?

- Именно так. Многие наши соотечественники в ближнем зарубежье давно уже оправились от шока 1991 года, и это уже совсем не те бедные родственники России, какими они выглядели в начале 90-х годов прошлого ХХ века. Возьмите бизнес в странах СНГ и Балтии. Он во многом русскоязычный. Ведь факты говорят о том, что к 2001 году в ряде стран СНГ и Балтии русский бизнес занимает ключевые позиции в экономике. В Кишиневе, например, русские предприниматели контролируют сегодня 80 процентов частного капитала. В странах Балтии 50 процентов среднего и крупного бизнеса также составляют русские и так называемые русскоязычные. А в Литве, к примеру, процент русских предпринимателей в бизнесе, связанном с высокими технологиями, по некоторым оценкам, достигает 90 процентов. Отнюдь не являются полностью "брошенными на произвол судьбы" и русские в Средней Азии, многие из которых живут лучше, чем жители Российской Федерации.

В странах СНГ и Балтии идет в настоящее время также процес формирования русских политических партий, в том числе представленных в местных органах власти и парламентах республик. Это, кстати, дает возможность защищать и отстаивать интересы русского населения, используя вполне легитимные формы. Возникают также ассоциации русских предпринимателей, действующие в тесном контакте с политическими и общественными организациями диаспоры.

Оговорюсь, что я не спорю с очевидным фактом существования многочисленных гражданских и гуманитарных проблем у наших соотечественников в ближнем зарубежье и того, что Россия должна им помогать. Но кому и как помогать? Безусловно, защита требуется пенсионерам и ветеранам. Очевидно, что без поддержки не выживут русские школы и библиотеки. Но речь идет о том, что на постсоветском пространстве фактически формируется русская экономическая и политическая элита. А мировой опыт, кстати, показывает, что поддержка социально незащищенных слоев, в том числе и финансовая, идет в основном со стороны состоятельной части самой же диаспоры.

Почему бы и нам не поступать так, как это делает Китай, Израиль, Венгрия, которые, конечно же, помогают своим соотечественникам за рубежом, но главную ставку делают на тех, кто добился определенного положения в других странах, занимает посты в политических, финансовых, культурных кругах, кого там уважают и с чьей помощью можно положительно влиять на отношения между государствами?

- А кто, по вашему мнению, вообще входит в российскую диаспору? Ведь до сих пор ведутся бурные дискуссии о том, кого же все-таки считать соотечественниками. Тех, кто имеет кровные русские корни или говорит по-русски? Или тех, кто ощущает себя русским? А может быть, тех, кто вступил в какую-то организацию, ориентированную на Россию?

- Должна сразу сказать: этнически "чистых" диаспор вообще не бывает. Знаете, как говорят французские армяне? Не важно, чистый ты армянин по крови или нет, не важно даже, говоришь ты по-армянски или нет. Существенно важно одно: чтобы ты считал себя армянином и был готов помочь Армении. Вот решающий критерий, а не состав крови или степень владения языком. Еще пример: в Аргентине есть две общины - русская и украинская. В первой - русские, украинцы, белорусы. Во второй... украинцы, русские, белорусы.

- И чем же они отличаются?

- Одна считает своей родиной Украину, другая - Россию. В общем, если люди в своих устремлениях ориентированы на Россию, ждут помощи от нее и сами готовы поддерживать ее государственные интересы - это российская диаспора.

- Какие существуют проблемы и перспективы во взаимодействии с российской диаспорой дальнего зарубежья ?

- За последние 10 лет практически была сведена к нулю система информационного взаимодействия между РФ и российскими соотечественниками в традиционном зарубежье, а в результате сегодня фактически отсутствует банк данных на российскую диаспору. Ни МИД, ни РосЗарубежЦентр не располагают точной информацией о количестве, характере деятельности русских диаспоральных объединений дальнего зарубежья. На сегодня, с моей точки зрения, это одна из основных проблем.

По личному опыту знаю, что в ряде посольств до сих пор настороженно относятся к контактам с соотечественниками, особенно если они принадлежат к таким нежелательным категориям, как перемещенные лица. А ведь среди них немало людей, пусть критически, но в целом благожелательно относящихся к России.

Крайне слабо изучена посольствами ситуация в среде последней волны эмиграции из России, где много состоятельных и влиятельных людей. Результат налицо - оказалось невозможным издать справочник русских организаций дальнего зарубежья, первоначально запланированный к Конгрессу соотечественников.

Однако практика общения с русской эмиграцией показывает, что она готова оказывать содействие России и в налаживании двусторонних связей, и в создании ее позитивного образа. Ряд русских организаций дальнего зарубежья готовы также оказывать поддержку русским общинам стран СНГ и Балтии, и эта система межобщинных связей могла бы стать дополнительным фактором укрепления русской диаспоры в целом.

Беседу вел Аркадий МЕДВЕДЕВ,
заместитель шеф-редактора газеты "СОЮЗ".
Газета "СОЮЗ" 27.09.01