Центральная Азия: проблемы и перспективы развития политической и экономической ситуации
А.И. Гушер
Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития
М.Ф.Грунин
эксперт
ЧастьII Внешнеполитические ориентиры стран региона
Внешнеполитическая концепция стран региона в 21 веке будет направлена на реализацию стратегии экономического и политического развития в качестве суверенных независимых государств, их включения в международные, региональные и субрегиональные структуры экономического, финансового и военно-политического взаимодействия.
Главными внешнеполитическими ориентирами республик в ближайшей и среднесрочной перспективе, по-видимому, останется:
В качестве важнейшего и устойчивого внешнеполитического приоритета стало укрепление всестороннего сотрудничества прежде всего с США, которые всеми государствами региона определены в качестве долгосрочного стратегического партнера.
Расширение партнерства с США рассматривается не только в качестве одной из ключевых предпосылок для вхождения в мировое сообщество, укрепления связей с международными политическими, финансово-экономическими и военными, в том числе натовскими институтами и структурами, привлечения иностранных капиталов в национальные экономики. Одна из главных целей стратегического сближения центральноазиатских стран с США - получение американских гарантий обеспечения национальной и региональной безопасности, обеспечение баланса сил за счет уравновешивания потенциалов России и Китая. Другую внешнюю опасность государства региона видят в региональных военных конфликтах (Афганистан, Таджикистан), действующих и потенциальных.
Особую военно-политическую ценность, в частности для Астаны, представляет "Хартия о демократическом партнерстве" (Вашингтон, 1994 год). Обе стороны, как зафиксировано в документе, "намерены развивать взаимовыгодное сотрудничество в области обороны и проводить регулярные консультации по вопросам безопасности". Антироссийская направленность хартии очевидна. По заявлению казахстанских руководителей, "США гарантируют безопасность, независимость, территориальную целостность Казахстана".
Рост западного влияния
Реальная геополитическая ситуация, складывающаяся в регионе, демонстрирует решимость и готовность стран Запада к жесткой и бескомпромиссной борьбе за доступ к богатым природным ресурсам региона и овладению важным геополитическим плацдармом для оказания давления на Россию, лишения ее исторической зоны влияния на перспективу.
Российская Федерация в этой ситуации оказалась перед лицом крупных военно-политических и экономических проблем.
Нарастающее присутствие высокоразвитых государств Запада и богатых нефтедобывающих стран в Центральной Азии, нефтяной бум в зоне Каспия сужают возможности России по защите своих жизненно важных интересов в данном регионе, затрудняют для РФ решение вопросов, связанных с совместным использованием ресурсов Каспийского моря, оставляют ей малоприглядную роль стороннего наблюдателя.
Запад недвусмысленно демонстрирует свою готовность использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты для обеспечения господствующего положения западных компаний в проектах по разработке природных ресурсов, в том числе углеводородных, данного региона. В этих условиях наращивание военного присутствия западных стран в Центральноазиатском регионе и зоне Каспия, в том числе и на постоянной основе, становится лишь вопросом времени, что, безусловно, формирует долгосрочные и весьма значимые угрозы интересам национальной безопасности России, создает почву для роста напряженности и конфронтации в торгово-экономической и военно-политической областях между Россией и странами НАТО.
Стратегия Запада строится на том, чтобы, используя сложное экономическое положение государств региона, с помощью дозированных финансовых инъекций в виде бонусов, кредитов и инвестиций, обеспечить их финансовую и экономическую зависимость, а затем добиться продвижения политических и стратегических интересов.
Экономическое проникновение США происходит в русле "расширения сообщества демократических государств с рыночной экономикой" сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это масштабное внедрение совместных экономических программ, создание совместных предприятий с доминированием в них западного, прежде всего американского, менеджмента. Во-вторых, это создание соответствующих фондов помощи развитию частного предпринимательства. В-третьих, оказание гуманитарной помощи.
В политико-экономическом плане США тесно увязывают любую экономическую помощь и инвестиции в экономику государств с выполнением требований политического характера и предоставлением широких возможностей по воздействию на их внутреннюю политику. Для этого осуществляются: программы подготовки национальных специалистов в США, которым, как правило, гарантируется дальнейшее занятие важных постов в государственных и экономических учреждениях и предприятиях на родине; работа соответствующих американских представительств по распространению американского влияния на государственные, коммерческие, общественные организации.
Документы, подобные "Хартии", подписанной с Казахстаном, означают для США прежде всего благоприятную возможность для реализации своих стратегических целей в Центральной Азии. На территории Казахстана это прежде всего наблюдение за утилизацией ядерных боеприпасов, функционированием предприятий по производству расщепляющихся материалов, деятельностью испытательных полигонов, исследовательских центров и объектов ракетно-космической инфраструктуры, бывшими в собственности Минобороны России и арендуемыми в настоящее время.
Немалое значение для США имеет возможность принять участие в эксплуатации (на коммерческих началах и в соответствии с казахстанско-американскими договоренностями о военном сотрудничестве) некоторых из этих объектов и центров. США пригласили и для участия в конверсии оборонных предприятий, содействия в обеспечения обороноспособности страны на основе осуществления программ подготовки казахстанских военных кадров и т.д.
Большое внимание США уделяют военной привязке новых государств Азии к западным блоковым структурам. "Изменения в плане Объединенного командования ВС США" предусматривают, в частности, передачу в зону ответственности Центрального командования ВС США с октября 1999 года государств Центральной Азии.
Эти намерения успешно осуществляются. Показателен в этом плане четырехдневный визит 16 мая 1999 года в узбекскую столицу делегации министерства обороны США, возглавляемой главой Центрального командования США генералом Энтони Зинни. Подписан план сотрудничества между Минобороны двух стран на 1999-2000 гг. и соглашение о сотрудничестве в области демилитаризации объектов, относящихся к химическому вооружению и предотвращению распространения технологий по химическому вооружению. Комитет по военным вопросам и безопасности решил развивать и расширять двусторонние связи по обороне и безопасности между Узбекистаном и Соединенными Штатами. Вашингтон заявил о поддержке участия Узбекистана в программе "Партнерство ради мира", что позволяет республике интегрироваться в европейские организации по безопасности путем участия в совместных учениях и военно-образовательных программах. Стороны также отметили, что Узбекистан будет продолжать использовать эту программу для развития регионального сотрудничества и стабильности в Центральной Азии. Согласно недавнему заявлению узбекского лидера, страна "стоит на позиции активного участия в программе НАТО "Партнерство во имя мира" и в деятельности Совета Евро-Атлантического партнерства". "В этом мы видим залог укрепления мира, стабильности, региональной и глобальной безопасности, гарантию предупреждения войн и дестабилизации обстановки на нашей земле".
Кстати говоря, США являются одним из основных иностранных инвесторов в Узбекистане и общий объем американских инвестиций в экономику республики составил уже около $400 млн. В Узбекистане представлены более 75 американских компаний, а в минувшем году в Ташкенте было аккредитовано представительство американской торговой палаты.
Вместе с тем, американцы не удовлетворены состоянием отношений с Узбекистаном и стремятся форсировать их развитие. По их оценке деловые связи между Узбекистаном и США в настоящее время "скорее сокращаются, чем расширяются". За прошлый год около 17 американских фирм закрыли свои представительства в Узбекистане. Внешнеторговый оборот сократился на 30 процентов по сравнению с 1997 годом ($227 млн.). США призывают Узбекистан "радикально пересмотреть" систему внешнеэкономических отношений, вступить во Всемирную торговую организацию, создать благоприятный режим для деятельности иностранных компаний и внешних инвесторов, ввести конвертацию национальной валюты к 2000 году, уменьшить вмешательство государства в свободную рыночную экономику.
В военно-политическом плане интересы государств Западной Европы, и натовских стран прежде всего, мало чем отличаются от интересов США.
Освобождаемое Россией пространство мгновенно заполняется другими государствами. Примеров проникновения на южноазиатское пространство СНГ под прикрытием оказания помощи, приглашения участвовать в различных программах НАТО можно привести немало.
Не успели в Москве и Бишкеке объявить о предстоящих изменениях в российской пограничной группировке в Киргизии, как США заявили А.Акаеву о готовности оказания всесторонней помощи по развитию и становлению национальной пограничной службы. Только на приобретение техники, средств связи и других материальных средств США готовы выделить миллионы долларов. Ими активно изучаются возможности использования оставшихся объектов российских вооруженных сил в республике, а также инфраструктуры киргизской армии.
Вслед за Киргизией готовность охранять свои границы собственными силами заявило руководство Туркмении. На встрече главы ФПС К.Тоцкого с президентом республики С.Ниязовым (Ашхабад, июль 1999 г.) одной из основных тем стал порядок вывода с территории Туркмении российских пограничников, пересмотр договора о пограничном сотрудничестве, срок действия которого закончился в 1999 году. Правда, в последнее время парламенты обеих стран намерены отложить ратификацию и даже отозвать подписанные документы.
Нефтедобывающие компании США принимают активное участие в разработке каспийских нефтяных месторождений, прежде всего в казахстанском и туркменском секторах, а также активно воздействуют на формирование экономической инфраструктуры - нефте- и газопроводов. При этом прослеживается стремление Вашингтона ликвидировать привязанность республик Центральной Азии и Закавказья к нефтегазовой инфраструктуре России. Идет активный процесс вовлечения сырья стран ЦА в мировой экономический оборот, и, прежде всего нефтяных ресурсов. Под непосредственным кураторством США идет проработка вариантов переброски энергетических ресурсов Каспия на турецкое Средиземноморье.
Для продвижения западных интересов в правительстве стран региона создаются достаточно мощные лоббистские структуры. В частности, бросается в глаза непомерно высокое влияние американской корпорации "Шеврон" на политическую элиту Казахстана. Советником С.Ниязова является глава израильской компании "Мерхав" Иосиф Майман, главный консультант по проекту строительства Транскаспийского газопровода, реконструкции Туркменбашинского нефтеперерабатывающего завода.
США являются крупнейшим инвестором Казахстана. За 7 лет независимости Казахстан получил больше, чем другие страны региона. За этот период США инвестировали в республику 6 млрд. долл, из них 2 млрд. долл. в экономику, что составляет 28% от общего объема иностранных инвестиций. В стране зарегистрировано 178 казахстано-американских совместных предприятий, представительства 82 американских компаний, осуществляется деятельность 49 неправительственных организаций США. Из 8 тыс. иностранцев, получивших лицензии на работу в республике и занятых в основном в нефтегазовой отрасли (60%) и строительстве (30%) основную часть составляют граждане европейских стран и США. Между Казахстаном и США введен упрощенный визовый режим, что позволяет посещать обе страны без получения приглашений.
По объему внешнеторгового оборота на первом месте среди европейских стран-партнеров Казахстана стоит Великобритания (692,5 млн. долл. в 1998 году). Торговый оборот между Казахстаном и США в 1998 году составил 343,9 млн. долл.
Большую роль в обеспечении финансовой зависимости государств Центральной Азии от Запада играют мировые финансовые институты, в значительной степени находящиеся под влиянием США. Совет директоров Всемирного Банка принял решение о предоставлении Казахстану займа в размере 100 млн. долл. на реконструкцию автодорог и развитие автотранспорта. ВБ поддерживает с помощью своих финансовых инструментов крупные нефтегазовые и трубопроводные проекты, осуществляемые Казахстаном совместно с мировыми нефтяными компаниями.
В настоящее время Казахстаном объявлены международные тендеры на продажу акций таких крупных промышленных объектов, как Алмалыкский горно-металлургический комбинат, завод бытовой химии, фабрика "Ахангаранцемент". На республиканской фондовой бирже для иностранных инвесторов организована продажа акций 113 акционерных обществ. При содействии Европейского банка реконструкции и развития определен порядок приватизации ряда крупных банков республики.
Таким образом, в целом совпадающие геоэкономические интересы США и западноевропейских союзников Америки сформировали их явную заинтересованность в стратегическом проникновении в Центральноазиатский регион. Данное проникновение все в большей степени подкрепляется и расширяющимся военно-политическим сотрудничеством с центральноазиатскими государствами, имеющем своей целью закрепление за Западом главенствующей роли в региональной системе безопасности. Это предполагает понижение статуса России в регионе - оттеснение ее с позиции ключевого игрока и превращение во второстепенного неравноправного партнера Запада, подобно модели, апробированной на Балканах.
В дальнейшем использование экономического и военно-политического присутствия Запада в регионе обеспечит ему контроль за обстановкой во всем Центральноазиатском стратегическом районе, сформирует действенные инструменты для воздействия на политику России и ее потенциального союзника Ирана.
Активным проводником политики западных стран и, прежде всего, американской политики в регионе выступает Турция. Распад СССР сформировал благоприятные условия для реализации давних геополитических и геоэкономических амбиций Анкары в отношении Кавказа и Центральной Азии. Ее цель состоит в выдавливании России и переориентации на себя экономических связей и транспортной сети (нефте- и газопроводов, железнодорожного сообщения) закавказских и центральноазиатских стран.
В конечном итоге политика Турции направлена на вывод мусульманских республик из состава СНГ и образование под своей эгидой военно-политического союза тюркских народов. Основными инструментами политики достижения долгосрочных геополитических и геоэкономических задач Анкары выступают:
В целом политика Турции в регионе нацелена на то, чтобы укрепить свои позиции важнейшего элемента структуры блока НАТО на его южном фланге, форпоста США и НАТО по включению в сферу своего влияния новых независимых государств Кавказа и Центральной Азии. Одновременно Турция надеется приобрести статус страны, играющей важную роль в мировой торговле нефтью, а значит и в мировой политике в целом.
Дестабилизирующее влияние на развитие обстановки в регионе оказывают и отдельные страны мусульманского мира, стремящиеся к распространению исламских вероучений, зачастую воинствующего экстремистского толка.
К усилению своего влияния в странах Центральной Азии и недопущению усиления в них, а также в регионе в целом роли Турции стремится Иран, у которого с Анкарой давнее соперничество. У Тегерана достаточно прочные позиции в Туркмении, с которой имеется ряд взаимовыгодных экономических, энергетических и транспортных проектов, а также с Казахстаном. Не исключено, что взаимное противоборство двух региональных лидеров за сферы влияния может обостриться.
В настоящее время конфронтация России с соседними государствами на почве религии маловероятна. Однако исламское зарубежье оказывает влияние, враждебное интересам России. Оно поддерживает в той или иной степени идею широкого объединения мусульманских государств Центральной Азии и Закавказья. Этому способствуют в первую очередь некоторые крайние религиозно-политические партии и движения Турции, Пакистана, Ирана, Афганистана.
Широко использует свои финансовые возможности для идеологической экспансии ислама в регион Саудовская Аравия, распространяя свое специфическое видение ислама среди жителей Центральной Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Урала.
Пакистан также пытается осуществлять экономическое и религиозное проникновение в центрально-азиатские страны Прикаспийского региона. Основной помехой этому является продолжающаяся война в Афганистане. В перспективе руководство Пакистана рассчитывает на то, что установление исламских режимов в мусульманских странах СНГ, в долгосрочной перспективе позволит Пакистану возглавить региональный военно-политический союз мусульманских стран Центральной и Южной Азии. Поэтому Пакистан осуществляет поставку оружия исламским экстремистам и подготовку боевиков для пополнения оппозиционных исламских партий и движений, в первую очередь в странах Центральной Азии.
Деятельность ведущих стран Запада и мусульманского мира по отношению к России в регионе сводится к противодействию укреплению позиций России в Центральной Азии, попыткам изолировать Россию, создать антироссийский настрой у мусульманской общественности. Они стремятся использовать свое влияние для удерживания государств региона от политического и торгово-экономического сотрудничества с РФ, вытеснению России из системы экономических связей, прекращению закупок российских ВВТ странами региона, формирования у стран СНГ негативного восприятия России.
В итоге целенаправленной деятельности стран Запада и мусульманского мира, Россия может быть вытеснена из Центральноазиатского и Прикаспийского региона, и вернуть утраченные позиции будет крайне трудно.
Особая значимость региона для России связана с тем, что защита российских национальных интересов требует принятия незамедлительных и адекватных мер от формирующихся в данном регионе угроз национальным интересам и безопасности РФ. Малейшие просчеты во внешнеполитической деятельности России в Центральноазиатском регионе и на Каспии могут повлечь за собой долгосрочные негативные для нее последствия.
В настоящее время Россия оказалась перед лицом серьезных вызовов и испытаний во взаимоотношениях как с государствами региона, так и со странами Запада, прежде всего США, Турции, агрессивно продвигающих собственные интересы.
Споры, развернувшиеся вокруг статуса Каспийского моря, отражают изменения политико-географических отношений в регионе, когда после распада СССР контроль над богатыми нефтегазовыми запасами региона фактически перешел к Азербайджану и новым независимым государствам Центральной Азии.
Уменьшение российского присутствия
Состояние отношений России с государствами Центральной Азии вызывают серьезную озабоченность. Лишь в последнее время после прихода к власти В.Путина наметились некоторые позитивные тенденции. Россия утрачивает важные рычаги международного влияния, лишилась на южных рубежах надежной буферной зоны, отделявшей ее от рубежей потенциальных противников. Потеряв территории, исторически освоенные русским народом, Россия вынуждена строить принципиально новую систему внешней и внутренней безопасности.
Откат России с доминирующих позиций объясняется отсутствием сильной, продуманной и целенаправленной политики государства, а также неконкурентоспособностью российского бизнеса на рынках Прикаспийского региона. Россия проигрывает ведущим западным странам по многим позициям и не использует в должной мере те возможности, которые остались после распада СССР. На 40-50 % сократился объем внешней торговли со всеми центральноазиатскими государствами. В силу собственных экономических трудностей Россия выводится за рамки основного экономического партнера. Утрачивается ее авторитет как политического лидера и ведущей страны СНГ.
Кроме того, во многих новых независимых государствах в общественном сознании и на официальном уровне сложилось весьма сдержанное отношение к российскому капиталу. Соответственно едва ли не априори считается, что любой нероссийский партнер предпочтительнее. Мощные силы на Западе, имеющие свои частные экономические интересы в Прикаспийском регионе, активно пользуются этим и стимулируют антироссийские настроения в бывших республиках.
Отношения России с Казахстаном несмотря на демонстративную политическую лояльность, проявляемую через активное участие последнего в работе Содружества Независимых Государств, тем не менее, сохраняют повод для беспокойства в отношении их перспективы. При всех попытках ослабить политическую зависимость от России Казахстан продолжает оставаться страной, ориентированной прежде всего на экономику северного соседа. Переориентация республики на другие центры силы или формирование новых политических блоков в рамках и за рамками СНГ маловероятна, пока не будет достигнута хотя бы относительная экономическая самостоятельность страны, что по всей видимости малоосуществимо по крайней мере еще в течение ближайшего одного-двух десятилетий. Казахстану приходится считаться, что существование республики во многом зависит от желания или нежелания РФ сохранять в ней стабильную ситуацию.
Основанием для этого служат сильные позиции западного и американского бизнеса в Казахстане, их тесная взаимосвязь с экономическими структурами, контролируемыми семейным кланом Н.Назарбаева, наметившийся поиск путей диверсификации военно-политических связей Казахстана.
Попытки приобретения дополнительных оборонительных гарантий (помимо Договора о коллективной безопасности стран-членов СНГ) предпринимаются, в частности, через участие в программе ПРМ (учения "Центразбат"), приобретение и получение ВВТ не из российских источников, подготовку высших и старших офицеров на Западе и в Турции.
Готовность подключения Казахстана к проектам транспортировки нефти и газа, построению так называемого "нового великого шелкового пути" (сети железнодорожных линий, связывающих Европу и Азию), минующего территорию России, также говорит о все большем расхождении его реальной политики с интересами национальной безопасности России в данном регионе.
В то же время экономическая и военно-политическая привязанность Казахстана к Российской Федерации сохраняется. Только Россия в состоянии предоставить Казахстану надежные оборонительные гарантии на случай обострения китайско-казахских отношений. РФ остается пока основным торговым партнером Казахстана, через нее пока пролегают основные транспортные пути, соединяющие Казахстан с внешним миром. Россия - единственный партнер Казахстана, готовый взять на себя основную тяжесть по обеспечению безопасности его южных границ (проблема Таджикистана). Кроме того, только определенная сдержанность России в отношении ущемления прав русскоязычного населения обеспечивает относительную внутриполитическую стабильность в Казахстане.
Перспективы развития отношений России с Туркменией во многом предопределяют экономические интересы в продаже нефти и газа, которые подталкивают Ашхабад к поиску рынков сбыта, выхода на мировой рынок сырья.
Это, в частности, стимулирует развитие отношений Туркмении с Ираном и Пакистаном, другими исламскими государствами, налаживанию контактов с руководством афганских талибов, а также способствуют постепенному дрейфу Ашхабада с некогда россиецентричных позиций в направлении все более тесных отношений со странами Запада.
Согласно Договору 1993 г. с Россией на территории Туркмении на базе соединений и частей бывших ВС СССР были созданы Объединенные вооруженные силы, которые в настоящее время, после провозглашения Туркменией нейтралитета, преобразованы в национальные ВС.
Хотя пока сохраняются договоренности с РФ о военном сотрудничестве, однако сворачивается присутствие Туркмении в военных структурах СНГ. Туркмения заявила недавно о сокращении присутствия в стране российских пограничников и намерении перейти на охрану рубежей собственными силами. Это решение несомненно создаст для России дополнительные проблемы, связанные с обеспечением безопасности собственных границ.
Ашхабад принципиально не участвует в миротворческих операциях в Таджикистане. В то же время Туркмения присоединилась к натовской программе "Партнерство ради мира".
В перспективе политика Ашхабада по отношению к России, видимо, будет направлена на дистанцирование от военно-политического союза с ней.
Туркмения традиционно выступает за безусловное секторальное деление Каспия, что осложняет достижение российских экономических и внешнеполитических целей в данном регионе.
Резервы усиления российской внешней политики в отношении Туркмении заключаются в использовании существенных разногласий между Ашхабадом и Баку в вопросе принадлежности ряда нефтяных месторождений вблизи срединной линии, отделяющий так называемые "туркменский" и "азербайджанский" сектора.
Кроме того, возможности усиления влияния России на политику Туркмении могут быть связаны с проведением более скоординированной с Ираном политики по регулированию правовых вопросов в отношении Каспийского моря, а также по блокированию построения нефтепровода по его дну.
В целом же эффективность внешнеполитической деятельности России на туркменском направлении во многом будет зависеть от ее способности показать себя сильным и предсказуемым партнером по построению взаимоприемлемых отношений в Прикаспийском регионе.
Каспий и его проблемы, транспорт, альтернативные транспортные пути
На границах РФ медленно, но верно складывается система так называемой "Южной оси", объединяющая ряд государств, претендующих стать новым железным занавесом, отрезающим Россию от перспективных рынков сбыта, коммуникаций и ресурсов и блокирующим прямые контакты с последними потенциальными "дальними" партнерами в регионе - Ираном, Китаем, Индией.
Эффективное освоение региона Центральной Азии Запад связывает с развитием евро-азиатских транспортных коммуникаций и в первую очередь с возрождением так называемого "шелкового пути". Определенные шаги в этом направлении Запад уже предпринял, выделяя средства на транспортный проект ТРАСЕКА, отдельные элементы которого последовательно вступают в строй.
Угрозы национальным интересам и безопасности России
Масштабные геополитические процессы, начало которым было положено распадом СССР, продолжают оказывать деформирующее влияние на развитие как всей системы международных отношений, так и на развитие политических, экономических и военных процессов на постсоветском пространстве.
Приходится констатировать, что сохраняется динамика негативных изменений в военно-политической и геостратегической ситуации в Прикаспийском регионе. Внутриполитическая нестабильность новых независимых государств Прикаспийского региона, борьба великих держав за влияние в регионе, катастрофическая экологическая ситуация, а также конкуренция за доступ к природным ресурсам и контроль над путями их транспортировки создают различные угрозы для безопасности России.
Весь комплекс угроз безопасности РФ можно разделить на внутренние угрозы, порождаемые социально-политической нестабильностью и кризисным состоянием экономики центральноазиатских государств, и на внешние угрозы, создаваемые противоречиями между ними, стремлением стран Запада по укреплению своего влияния в регионе, государств мусульманского мира и ряда других государств "дальнего зарубежья".
Основными источниками внутренних угроз являются: тяжелое экономическое положение, глубокий кризис, охвативший все сферы деятельности общества, внутриполитическая нестабильность, межнациональная напряженность, религиозный бум, рост национально-культурного самосознания мусульманского населения, зачастую принимающая экстремистские формы, а также катастрофическая экологическая ситуация. Россия здесь может сталкнутся с целым рядом угроз для собственной безопасности, имеющими корни в усилении национализма и исламского экстремизма, этно-территориальных противоречиях и экономических разногласиях.
Россия в жесткой конкурентной борьбе с другими странами стремится сохранить свое влияние в Прикаспийском и Центрально-азиатском регионах, но, несмотря на прилагаемые усилия, ее позиции быстро ослабляются.
Основными внутренними угрозами для социально-политической стабильности в прикаспийских районах России являются: тяжелая экономическая ситуация, отсутствие сильной федеральной власти, криминализация общества, межнациональная напряженность, торговля наркотиками и оружием, прозрачность границ, а также миграция русскоязычного населения.
Межгосударственные отношения России со странами Прикаспийского региона также характеризуются как весьма непростые. Россия все более и более теряет шансы остаться доминирующей страной на Каспии. Это объясняется отсутствием сильной, продуманной и целенаправленной политики государства, а также неконкурентоспособностью российского бизнеса на рынках Прикаспийского региона.
После распада СССР и исчезновения его законодательства при формировании новых экономических и геостратегических условий в регионе возникло множество проблем и противоречий, которые вызвали крупные трения как между постсоветскими государствами, так и со странами "ближнего" и "дальнего зарубежья". Они вызываются условностью государственных границ, оставшихся после распада СССР, борьбой России за сохранение доминирующего положения в регионе с одной стороны, и гипертрофированным стремлением молодых республик к полной независимости от нее с другой, а также острыми разногласиями относительно раздела природных ресурсов Каспия.
Весь комплекс взаимосвязанных проблем, разногласий и вытекающих из них угроз можно условно разделить на несколько блоков:
1. Юридическая неопределенность по поводу правового статуса Каспийского моря-озера.
2. Борьба за контроль над регионом между Россией, которая пытается сохранить свое влияние, и странами Запада во главе с США, рядом стран исламского мира, активно подогревающих антироссийские настроения в молодых независимых государствах Центральной Азии и Закавказья.
3. Расширение влияния Запада, его финансового капитала, нефтяных корпораций, внедрение западных технологий и менеджмента.
4. Деятельность исламских стран в регионе и сложные отношения между ними и Россией.
5. Проблемы экологии и защиты окружающей среды.
Важной причиной, заставляющей обратить особое внимание на религиозный радикализм, является то, что сегодня угроза вторжения исламских боевиков из Афганистана в республики Центральной Азии (ЦА) - Узбекистан, Киргизию, Таджикистан - стала как никогда реальной. В настоящее время, по данным узбекских и таджикских военных источников, талибы концентрируют значительное количество боевой техники вблизи границ Узбекистана и Таджикистана для штурма позиций Северного альянса. В случае его уничтожения при поддержке Саудовской Аравии, Пакистана и США они становятся хозяевами всего Афганистана. Это означает, что Пакистан сможет приступить к созданию исламского государства от Китая до Ирана. Таким образом, политическое равновесие может полностью нарушиться. Впрочем, у США обозначились серьезные претензии к талибам и они помогут им только в том случае, если те и впредь будут выполнять их геополитический заказ в регионе. Соединенные Штаты заинтересованы в ослаблении позиций Ирана. Кроме того, Вашингтон в последнее время озабочен тем, что республики ЦА не только не спешат порывать с Россией, но и ищут ее покровительства и защиты перед лицом внешней военной угрозы, что в перспективе грозит ослаблением позиций США в регионе. Не исключено, что с помощью талибов США предпримут усилия по противодействию в регионе России.
Исламский экстремизм и действующий под его флагом наркобизнес сегодня угрожают не только исламским государствам. Сегодня до 90% всех наркотиков, поступающих в Европу имеют афганское происхождение.
Исходя из вышесказанного, основные политические угрозы для России в регионе формируются на почве исламского экстремизма, территориальных претензий, проявления тенденции создания антироссийского союза, массового исхода русскоязычного населения из региона, высокой вероятности оттеснения России от контроля событий, происходящих в регионе.
Неразрешенность многих проблем как внутри государств постсоветской Азии, так и между ними делает регион в военно-политическом отношении одним из самых нестабильных в мире. Вероятность военных конфликтов в регионе повышается из-за деятельности стран Запада и мусульманского мира, которая идет вразрез с основополагающими интересами национальной безопасности России в этом регионе.
Источниками военных конфликтов в регионе могут стать невоенные угрозы. Практически любая из невоенных угроз при определенных условиях может привести к возникновению как ограниченного по своим масштабам внутригосударственного военного конфликта, так и локальной войны. Однако в общем комплексе проблем можно выделить ряд угроз для безопасности России, которые в случае их материализации с достаточно большой степенью вероятности могут привести к вооруженному столкновению конфликтующих сторон. Поэтому данные угрозы по своему характеру являются военными и имеют как внутренние, так внешние причины.
В основе внутренних военных угроз лежат межнациональные и межконфессиональные противоречия, имеющие место в прикаспийских государствах. Источниками внешних военных угроз являются борьба за господство в регионе, этно-территориальные разногласия, противоречия при разделе природных ресурсов и защите окружающей среды, а также потенциальная возможность силового вмешательства со стороны стран НАТО или мусульманского мира.
Реальная основа для возникновения военных конфликтов между государствами региона может появиться в случае прихода к власти крайних националистических, религиозных и экстремистских группировок, склонных к разрешению противоречий военным путем. Силовое вмешательство со стороны стран НАТО или мусульманского мира возможно при попытках стран региона более активно отстаивать свои национальные интересы и проводить политику, независимую от Запада и мусульманского мира. Необходимо также отметить, что иностранные спецслужбы ведут активную разведывательную и подрывную деятельность на территории всех прикаспийских стран, особенно в России. Активные разведывательные мероприятия американцы проводят с территории Казахстана против сопредельных государств, в первую очередь против России, подобные тому которое имело место летом 1997 года. Тогда американский самолет разведчик "Орион Р-3", оснащенный радиолокационной и иной разведывательной аппаратурой, под видом дистанционного зондирования почв проводил облет казахстанской границы с возможностью аэрофотосъемки на 800 км в глубь российской территории.
Россия заинтересована в сохранении лидирующей роли в регионе, укреплении экономических связей со странами данного региона, а также в обеспечении доступа к природным ресурсам и создания выгодных для нее условий транспортировки углеводородного сырья. В настоящее время для Российской Федерации крайне остро стоит вопрос о сохранении Каспия в качестве региона своего особого влияния.