Информационная безопасность России - в создании общего информационного пространства СНГ

Михайлюк И.Ф.
Политолог

Пройдет еще некоторое время и мы с вами отметим один печальный юбилей - десятилетие со дня распада Советского Союза. Много водички утекло с тех пор, но по прежнему ясно, что будущее России и судьба по крайней мере некоторых отделившихся тогда от нее союзных республик взаимозависимы.

А ведь как живописали уличные лидеры возбужденных толп будущее своих "богоизбранных" народов, как они дурачили всех и каждого, что, мол, лишь отделение от России немедленно приблизит их к вожделенным высотам счастья и процветания! Что же, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Начался процесс отрезвления. Молодые государства, осознав, что им не выжить в одиночку, изменили свои внешнеполитические приоритеты: теперь они не считают главной целью своего развития обязательное межгосударственное размежевание на пространстве бывшего СССР. Но означает ли это, что на повестку дня стала противоположная этому задача - реинтеграция? Нет, стремление к уменьшению зависимости государств ближнего зарубежья от России (а без нее какая реинтеграция?!) продолжает иметь место. Но этот процесс получает другие формы.

На постсоветском пространстве в отношениях между новыми государствами в последнее время преобладают попытки установления таких межгосударственных связей, которые зачастую исключают влияние России. Появляются новые центры силы, например, Украина, Азербайджан, Узбекистан. Они притягивают к себе не только бывшие союзные республики, но и внимание соседних государств: Турции, Ирана, Китая, Польши, Германии и т.д. Прежние структуры СНГ зачастую становятся лишь внешней декорацией. Строго говоря, устанавливается такой тип связей, который смело можно назвать трехсторонним: каждая бывшая союзная республика ищет себе одного "товарища" среди таких же "друзей по несчастью", т.е., в рамках СНГ (как правило, Россию) а другого - среди наиболее развитых стран Запада. На первом этапе сожительствуют с первым, но ждут не дождутся, когда зазвонит телефон и последует приглашение в "высший свет".

До недавнего времени Россия безучастно следила за этим процессом, даже пальцем не шевеля, чтобы поправить положение. Но, времена меняются и, как гласит одна модная мудрость, "кто это не понял, я не виноват". Новая ситуация потребует новые решения. Очевидно, что держава будет искать свежие, неординарные идеи и подходы, направленные на качественный пересмотр своего места в СНГ для того, чтобы вернуть утраченные позиции, не оказаться в изоляции, не потерять влияние на бывших союзников. Учитывая новый политический расклад, не остается никаких сомнений в том, что это будут экстренные и жесткие меры. Предстоит огромная работа и попытка описания возможных путей решения этих проблем вряд ли уместится в рамках обычной статьи. Поэтому остановлюсь лишь на одном аспекте - информационном. Уверен, что мы вплотную подошли к черте, обозначающей острую необходимость разработки и осуществления программы сохранения и поддержки культурно-информационного влияния России в СНГ.

А это невозможно без воссоздания общего (единого) информационного пространства Содружества. Перефразируя классиков, можно сказать: общее информационное пространство для СНГ - это как леса вокруг строящегося здания. Без них многоэтажное строение не поднять, также как и влияние России в Содружестве не сохранить без создания общего информационного пространства. Хочу сразу же уточнить: я не хотел бы, чтобы это стало очередным показательным актом в рамках СНГ, призванным иллюстрировать "бурный процесс интеграции" на постсоветском пространстве. Более того, если мы хотим, чтобы этот проект (единое информационное пространство) заработал и стал эффективным, мы не должны - это очень важно!- доверять его судьбу нынешним структурам Содружества.

Решить эту задачу должна прежде всего сама Россия. Именно в ее интересах стать генератором некоего общего информационного пространства, чьи контуры будут далеко перекрывать российские государственные границы. Дело не в пресловутых имперских амбициях. России выпадает такая роль по определению. Необходимо играть эту роль профессионально, изящно, убедительно, или признать свою несостоятельность и уходить со сцены. О последнем говорить не хочется, а, посему, примем первый тезис за аксиому. Чтобы полнее его раскрыть, добавим следующее: достижения научно-технической революции последних лет привели к созданию информационного сообщества не в рамках одной или нескольких стран, а уже в глобальном масштабе. Информационный фактор (отстаивание своих национальных интересов, целей и ценностей), в конце ХХ века стал важнейшим в системе обеспечения национальной безопасности любого государства мира. Здоровое информационное пространство (подконтрольное, неподверженное внешним и внутренним деформациям, искажениям и т.д.) приводит к формированию безопасной для общества информационно-психологической среды, а это, в свою очередь, означает психологическую безопасность населения (своего народа). И если верно высказывание, что мир сегодня ничто иное как одно глобальное информационное пространство, тогда схематически можно себе представить, что это самое пространство имеет два полюса, на одном из которых расположены США, на другом - Россия. Они как бы делят это пространство на две противоборствующие, противопроникающие, остро конкурирующие части. Нетрудно заметить, что эти части неравноправны и далеко не в пользу России. Ее некогда сильные в информационной сфере позиции среди бывших союзных республик постепенно вытесняются и заменяются влиянием стран дальнего зарубежья, причем в ущерб национальным интересам не только самой России, но и стран Содружества. Если такая тенденция сохранится, то в скором будущем мы рискуем потерять целое поколение в бывших республиках, которое пока что, объективно, придерживается пророссийских культурных и ценностных ориентаций. Лица, занимающие там основные посты в государственном аппарате, бизнесе, армии, образовании, науке, СМИ пока еще предпочитают читать газеты и получать другую важную информацию на русском языке, а не на английском или даже своем национальном - они еще думают по-русски. Им ближе и понятнее события происходящие в Москве, чем те, которые случаются, скажем так, в Париже, хотя им и приходится утверждать, в популистских целях, обратное. Сегодня весь бывший Советский Союз, разделенный на новые суверенные государства, включился в негласное соревнование: кому улыбнется фортуна, кто первым вырвется вперед, пересечет ту черту, за которой наступит безбедная, достойная жизнь, экономический рост и процветание. Поэтому, вовлеченным и заинтересованным лицам очень важно владеть информацией о том, как протекает этот процесс. На каком языке можно эту информацию получить, да так, чтобы оперативно, исчерпывающе, качественно? - Безусловно, на русском.

Пока эта ниша свободна. Но, как говорится, "свято место пусто не бывает": если Россия не предпримет решительных шагов, чтобы ее занять - надежно, надолго и с пользой для себя, то мы рискуем опоздать.

Мы уже сегодня являемся живыми свидетелями того, как на территории СНГ неуклонно сужается информационное пространство на русском языке: сначала был запрет на его использование в государственных делах, потом последовало сокращение школ с русским языком обучения, прекращение теле- и радиопередач, печатания газет и журналов на русском языке и т.д. Взамен наблюдаем массовый приток зарубежных изданий, космическое ТВ и т.д. и т.п. Хочу сказать, что само по себе это неплохо. Хотя я считаю, что перебор информации иногда хуже, чем недобор. Но, раз народу нравится... Плохо другое: что этот "перебор" очень тщательно отобран. Один, достаточно недвусмысленный пример: некоторое время назад в Киеве с помпой был открыт Информационный центр НАТО. Одновременно верховная власть Украины приняла решение о тотальном изгнании из государственной жизни страны русского языка. Свои информационные центры в столицах СНГ ныне открывают и посольства наиболее крупных зарубежных государств. Примечателен такой факт: многие международные фонды, центры, семинары и т.д. осуществляют свою деятельность на территории любой из стран СНГ, как правило, на русском языке. Это естественно, ведь в их работе участвуют представители разных стран Содружества, которые и раньше и сейчас общаются между собой на русском языке. Забавно и горько, но эти структуры лучше нас поняли силу и возможности русского языка в деле сплочения людей разных национальностей и формирования требуемого общественного мнения, вектор направления которого, как мы понимаем, не всегда совпадает с интересами России.

Поэтому вывод напрашивается один: сосредоточиться, собраться, пересмотреть свое отношение к данной проблеме и осуществить ряд решительных мер для изменения ситуации в свою пользу.

Безусловно, такой подход потребует больших денежных затрат. Но они окажутся значительно меньше тех средств, которые, в любом случае пойдут на осуществление наших экономических и других программ в ближнем зарубежье. Ведь в культурную программу народов нынешнего СНГ Россия инвестировала и инвестирует давно - мы должны это признать. Сейчас главное - эти инвестиции сохранить, с умом и любовью возделывать тот плодородный слой, о котором говорилось выше с тем, чтобы культурное население, в том числе политические, экономические и научные элиты придерживались и далее российских ценностных ориентаций.

Итак, вот идея, которая, я уверен, станет в ближайшее время императивом дальнейших действий: российское информационное проникновение на всем постсоветском пространстве - напористое, интеллигентное, целенаправленное, всеохватывающее, эффективное.

Какие-то попытки в этом направлении уже делались. По инициативе России еще в 1995 году Совет глав правительств СНГ принял решение о разработке Концепции формирования информационного пространства Содружества. В рамках этой концепции весной 1995 года был создан Совет директоров государственных информационных агентств СНГ (Информсовет СНГ).

Но этот институт оказался мертворожденным ребенком. Не время здесь выяснять причины "кто виноват" и т.д., сейчас важно другое: можно ли "оживить" эту информационную структуру СНГ и станет ли она работать на цели общего информационного пространства? Уверен, Информсовет (назовем его пока так, суть не в названии) можно и нужно воссоздать. И я уверен, что он будет работать. В моем видении он имеет шансы стать основным элементом единого информационного пространства стран Содружества. Конкретные шаги в реализации этой идеи могли бы быть следующими: в Москве создается Информационный Центр СНГ (далее ИЦС). Главным элементом, ядром ИЦС, как уже было сказано, должен быть Информсовет СНГ (Совет директоров государственных информационных агентств стран Содружества). Учредителями ЦЕНТРА, помимо Информсовета, могли бы стать и другие центральные структуры Содружества (например, МПА, Исполком Содружества, Таможенный и Экономические Союзы, МТРК "Мир" и т.д.), российские федеральные органы (Минсотрудничество, Миннац РФ), исследовательские институты, фонды и т.д. занимающиеся вопросами интеграции постсоветского пространства, средства массовой информации, крупные коммерческие структуры. Это позволило бы, в первую очередь, создать полноценную Базу данных Содружества и начинать выпуск собственного печатного органа, который бы рассылался адресным путем представителям политических и экономических элит стран СНГ, президентам, премьерам, депутатам парламентов, членам правительств, политическим партиям и объединениям, крупным предпринимателям, политикам, политологам, ученой элите и т.д. Думаю, что это должен быть журнал. Безусловно, возникает вопрос: "Почему именно журнал, да еще не массовый, а элитный?" Во-первых, надо с чего-то начинать. Во-вторых, чтобы хоть как-то интегрировать то, что развалилось на просторах бывшего СССР, по мнению многих специалистов, надо попытаться объединить элиты стран СНГ. В принципе, они и способствовали когда-то разрушению Союза, а не народы, не массы. Надо начинать с элит, только они могут стать "предпринимателями будущего потенциально объединения", а массы "примкнут". Однако, как было уже сказано в начале, дело не только и не столько в интеграции, реинтеграции, объединении. В первую очередь речь идет о создании таких условий, которые обеспечивали бы информационную безопасность России. В этом главный смысл работы по созданию единого информационного пространства СНГ.