Ползучая украинизация: как это делается в России и на Украине?

Манекин Р.В.
политолог

В августе 2001 года, в интервью российскому телевидению, данном на одном из мероприятий, посвященных празднованию Дня независимости Украины, президент Леонид Кучма заявил: "Некоторые говорят, что в последнее время мы слишком часто контактируем с Владимиром Путиным (четыре встречи за месяц). Так вот, исходя из масштаба проблем, существующих в контексте российско-украинских отношений, я считаю, что мы еще мало встречаемся. Такие встречи нужно проводить чаще!"

И действительно, проблем в российско-украинских отношениях за последнее десятилетие накопилось немало. Так, одной из важнейших (из числа перманентно всплывающих в контексте диалога "Киев-Москва") является планомерное вытеснение русского языка из всех сфер общественного жизни Украины.

За примерами, в данном случае, далеко ходить не надо.

Скажем, проект школьной реформы, которая готовиться нынче в недрах украинского "Министерства образования" предполагает переход средних школ на 12-летний цикл обучения. При этом по мысли "реформаторов", изучение английского языка будет начинаться с первого класса, а русского - как вы думаете, с какого? - с ПЯТОГО! В соответствии с существующим законодательством, вступительные экзамены в высшие учебные заведения Украины, за исключением Таврического университета, проводятся на украинском языке. Между тем, по данным украинских социологов, от 30 до 80% граждан Украины (в разных регионах страны) в быту используют исключительно русский язык, а в Донецкой области (исследование Евгения Копатько, Донецкий Центр социологических исследований) - 93% выступают за придание русскому языку статуса государственного.

Так что "ползучая деруссификая" на Украине не прекращается ни на минуту. На фоне многочисленных контактов Владимира Путина и Леонида Кучмы.

И главный удар деруссификации, направлен, преимущественно, на электронные СМИ.

Так, скажем, еще в конце 80-х гг., в преддверии развала союзного государства, когда на "второй кнопке" российского телевидения отрыл вещание "перестроечный" канал "РТР", в Киеве, без лишнего шума, на его частотах начал работать "УТ-2". Тем самым, начиная с эпохи "позднего Горбачева", украинского телезрителя стали приучать к получению официальной информации из Москвы исключительно в виде логотипа "РТР" в кадрах сериала "Санта-Барбара". В дальнейшем, после референдума "О государственной независимости", ситуация на Украине изменилась только к худшему, и примерно через три года местные "теле-Кэмпэлы" вдруг "заговорили" по-украински (Представляете диалог? - "Сиси, чи сподобается тебе цей шлюб (брак по-украински - Р.М.)? - Авжеж!"). В 1993 году на Украине был принят печально знаменитый закон "О телевидении и радиовещании" в соответствии с которым иностранным юридическим и физическим лицам, к которым относятся и российские организации и граждане, запрещалось создавать телеорганизации и финансировать их в размере, превышающем 30% уставного фонда. Законом также было предусмотрено (Разд.1, ст.8), что не менее 50% от общего объема вещания телеорганизаций должны составлять передачи (фильмы): изготовленные телеорганизацией или юридическим лицом, действующим непосредственно на Украине? Кроме того, в этот период вводились также ограничения и по языку вещания, направленные на расширение объема функционирования украинского языка, как государственного. В 1996 г. программы ОРТ (официально: в связи с задержками выплат за ретрансляцию и отсутствием межгосудартсвенного соответствующего Соглашения между Россией и Украиной) стали замещаться продукцией украинской телекомпании "Интер". Причем, начиная с 1996 года в сетке вещания "Интера" остались только ОТДЕЛЬНЫЕ российские телепередачи.

Еще раз: по данным украинских социологов, от 30 до 80 % населения страны в повседневном общении используют русский язык.

Вот почему, в условиях возникшего информационного вакуума, продукция украинских государственных эфирных телеканалов, с необходимостью, стала замещаться программами, ретранслируемыми посредством кабельного и спутникового телевидения, и к середине 90-х гг. "спутниковый бизнес" на Украине пережил настоящий "бум".

Так, по сведениям донецких телевизионщиков, вплоть до августа 1998 года общее число спутниковых антенн, установленных на крышах домов зажиточных украинцев (а эти антенны позволяли принимать до 10 российских телеканалов) составляло цифру, сопоставимую с аналогичными показателями темпов развития спутникового телевидения в Соединенных Штатах Америки, Японии, Южной Кореи, Германии, других развитых стран мира. Между тем, собственно кабельное телевидение в этот период находилось в упадке, так что сколько-нибудь значимые кабельные сети можно было обнаружить, разве что в Киеве. В 1998 году, после известного августовского кризиса, покупательная способность населения Украины резко снизилась и, как следствие, развитие спутникового телевидения практически было сведено к нулю, что побудило инвесторов к вложению средств в становление кабельных сетей.

В настоящее время кабельные сети существуют практически во всех крупных городах Украины, что далеко опережает темпы развития этого бизнеса не только в России в целом, но и даже в таких ее регионах, как Москва, где, по данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы в настоящий момент существуют 3 млн. абонентов, около тысячи частных и корпоративных кабельных сетей, порядка трех десятков местных и десять окружных студий телевещания.

Сегодня на Украине кабельные сети являются едва ли не основным средством доставки информации из России.

И вот, развитию этого процесса интенсификации информационного обмена между Россией и Украиной нынче отчетливо противостоят:

  • несовершенная законодательная база в сфере телекоммуникаций (прежде всего, украинская, но и российская также!);