Российско-украинские отношения: экономический и политический аспект. Аналитический доклад

Гушер А.И.
Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития

Судьба российско-украинских отношений сегодня так же опасно неясна и неопределенна, как и десять лет назад, когда начинался распад бывшего Советского Союза. На смену прежним украинским политикам, стоявшим рядом с их российскими коллегами у истоков разрушения СССР, к власти на Украине пришли, в ряде случаев не без помощи России, новые люди, но неблагоприятная ситуация в российско-украинских отношениях принципиально не изменилась. Предпринимаемые в последнее время Россией попытки вывести свои отношения с Украиной на уровень взаимопонимания и конструктивного сотрудничества двух государств положительного результата пока не дали. Все это время украинская сторона, пользуясь терпимостью, уступчивостью, а то и безразличием Москвы к судьбе российско-украинских отношений, паразитируя и играя на слабостях и пристрастиях российских лидеров, и в первую очередь Б.Ельцина, последовательно вела дело ко все большему дистанцированию от России, от всего русского, от совместной истории русских и украинцев.

По-видимому, не случайно проводимые на Украине социологические опросы дают обескураживающие любого здравомыслящего человека результаты, когда, например, 76 % респондентов (опрос проведен в мае 2000 г.) видят в "контроле российского капитала над крупнейшими украинскими предприятиями" угрозу национальным интересам Украины. А на вопрос о странах, представляющих наибольшую угрозу для Украины (февраль 2000 г.), на первое место поставлена Россия - 24% опрошенных! И это при том, что многие тысячи украинцев зарабатывают себе на жизнь в России, что в экономическом плане Украина без России, без ее рынка и энергоносителей сегодня не выживет, что многие огромные состояния на Украине сколочены на российских ресурсах и рынках! Можно ли после этого верить таким опросам? Формально, наверное, можно, а по существу? По существу мы знаем, что современные политические и социологические технологии позволяют получить заранее запланированный результат. Получается, что именно такой результат и был необходим для заказчика опросов.

Негативные процессы в российско-украинских отношениях развиваются на фоне стабильно неблагоприятной ситуации в экономике Украины. Несмотря на некоторый текущий рост ВВП и промышленного производства, положение в украинской экономике тяжелое. Причин экономических неудач на Украине много. Среди них имеются и сугубо экономические, и политические, и специфически украинские.

Экономическая ситуация на Украине оценивается западными экспертами как одна из наихудших по сравнению с другими странами СНГ. Эксперты МВФ в докладе о развитии мировой экономики (апрель 2000 г.) зафиксировали, что из всех стран Содружества в 1999 году экономическое падение наблюдалось только в Молдавии и на Украине (-5%). А лондонская организация Economist Intelligense Unit в ежегодном отчете с оценкой условий для ведения бизнеса в различных странах и регионах поставила Украину на одно из последних мест в компании с Ираном, Нигерией и Ираком.

Помощник госсекретаря США Уэйн в своем выступлении 7 июля 2000 г. в сенате, характеризуя украинскую экономическую ситуацию, подчеркнул, что, "пожалуй, ни одна другая страна в регионе не испытала столь большого разрыва между реальными показателями и потенциалом своей экономики, как Украина. Наделенная богатыми природными ресурсами, превосходными сельскохозяйственными землями, образованным населением, отсутствием межнациональной розни и стратегическим положением в Европе, Украина была предрасположена стать одной из самых успешных бывших советских республик в привлечении иностранных инвестиций, необходимых для реконструкции ее экономики. Однако Украина имеет один из самых низких показателей прямых иностранных инвестиций в регионе - 55 долларов на душу населения. Эти цифры очень малы для страны с населением в 50 млн. человек и свойственными Украине ресурсной базой и экономическим потенциалом" (Иван Воротынский, "Независимая газета", 13.8.2000). Причину столь неблагоприятного положения в украинской экономике видят в ошибочной стратегии реформ и высоком уровне коррупции в этой стране.

Все это в итоге тяжелым бременем ложится на население страны. Рост доходов на душу населения Украины уменьшается, что свидетельствует о неэффективности системы государственной политики и менеджмента. При этом с 1990 г. по 1999 г. реальный рост ВВП сократился в 2,5 раза, одновременно с этим внешние долги государства с 1992 по 1999 год выросли с 400 млн. долл. до 12,4 млрд. долл. - более чем в 30 раз. Сегодня на Украине насчитывается более 1 млн. семей, у которых средний доход на душу не достигает 50 гривен (менее 10 долл.) в месяц, у более чем 100 тыс. семей он не превышает 20 гривен (около 4 долл.). По разным оценкам, на грани бедности находится около 70% граждан. За последнее десятилетие существенно ухудшилась демографическая ситуация на Украине. Произошел спад рождаемости (с 657,2 тыс. в 1990 г. до 389,2 тыс. новорожденных в 1999 г.), возросло число умерших: с 629,6 тыс. до 739,2 тыс. за этот же период.

Особенно сложная, по существу критическая ситуация сложилась в топливно-энергетическом комплексе Украины. Об этом свидетельствует, например, рост затрат топлива на производство единицы электроэнергии - некоторый прирост производства электричества на ТЭС произошел за счет роста потребления угля на 26%, то есть энергозатраты возросли на 9%. Причина - старение основных фондов при отсутствии ввода достаточного количества новых мощностей. Другой пример: запас мазута на ТЭС упал на 30% по сравнению с уровнем предыдущего года. Напомним, что ТЭС дают около 40% производства электроэнергии на Украине. Не лучше обстоит дело с АЭС - вторым столпом украинской электроэнергетики. В течение всего первого квартала из-за отсутствия топлива стоял 2-й блок Южно-Украинской АЭС. Сейчас Украина не может вывести из работы на плановый ремонт два энергоблока Запорожской АЭС, так как нет поступления свежего ядерного топлива (СЯТ) из России для загрузки двух других блоков ЗАЭС. Неудивительно, что президент Украины Леонид Кучма охарактеризовал положение в ТЭКе следующими словами: "Ситуация дошла до критического предела".

Справочно:

Ядерное топливо для украинских атомных электростанций через НАЭК "Энергоатом" поставляет российское АО "ТВЭЛ". Поставки осуществляются на условиях предоплаты. С начала 2000 г. украинская сторона перевела на счета АО "ТВЭЛ" 80,8 млн. долл., что составляет всего 37,8 % от суммы всего украинского годового заказа. Этих денег хватило для закупки ядерного топлива всего для 7 ядерных реакторов из 13, имеющихся на украинских АЭС. В середине августа Украина возобновила платежи России за ядерное топливо, но окончательно вся эта проблема, судя по всему, не решена.

Другими признаками неблагополучия в экономике являются рост неплатежей в бюджет (за январь-февраль они выросли на 13%), избыточное налоговое бремя, большое количество убыточных предприятий (в 1999 году их было около 50% от общего числа). По данным министра труда и социальной политики Украины Ивана Соханя, задолженность по зарплате составляет 6,3 млрд. гривен (около 1, 166 млрд. долл.), по пенсиям - 490 млн. гривен (около 91 млн. долл.). В Донбассе два месяца бастуют шахтеры. Задолженность по зарплате сегодня составляет, по словам председателя ЦК профсоюзов угольной промышленности Виктора Турманова, 3 млрд. гривен (примерно 543,5 млн. долл.).

Взрывоопасной является ситуация и в угольной отрасли. Трагедия на шахте имени Баракова еще раз привлекла внимание к катастрофическому положению русскоязычного населения Донбасса. 11 марта взрыв газовоздушной смеси на донбасской шахте имени Баракова унес жизни 80 горняков. По предварительным данным, трагедия произошла из-за грубых нарушений техники безопасности. На шахте им. Баракова уже имели случаи актов отчаяния шахтеров - в прошлом году 30 шахтеров отказались подниматься на поверхность, требуя выплатить им все долги по зарплате. Они пообещали, что каждые два часа два шахтера будут вскрывать себе вены. Им поверили только после того, как попытку самоубийства предприняли девять горняков. Независимый профсоюз горняков уже обвинил Национальный банк страны в нецелевом использовании 150 миллионов долларов, выделенных мировым сообществом на реструктуризацию отрасли.

Дестабилизирующим фактором внутриполитической ситуации на Украине стала, в частности, отставка правительства Крыма. Леонид Кучма своим указом отменил соответствующее решение Верховного Совета автономии. Народно-демократическая партия во главе с экс-премьером Валерием Пустовойтенко выступила с заявлением о том, что "политические силы, которые инициировали отставку правительства Крыма, сталкивают полуостров в бездну политической конфронтации, экономического упадка и уголовного беспредела".

Украина приближается к финансово-экономическому кризису. Страна уже просрочила выплату процентов в размере 20 млн. долларов по облигациям внешнего государственного займа, что воспринято мировым финансовым рынком как дефолт Киева по бумагам, приравненным к еврооблигациям. В марте Украине предстояло погасить размещенные в 1998 году среди частных зарубежных инвесторов евробонды на сумму 500 млн. евро с доходностью 14,75% годовых. Катастрофическая нехватка средств в казне вынуждает украинское правительство идти на досрочную продажу госпакетов 39 стратегических предприятий. Среди них числится Николаевский глиноземный завод (НГЗ). Производственные мощности НГЗ - крупнейшего в СНГ производителя оксида алюминия - позволяют выпускать до 1,2 млн. тонн глинозёма в год. В 1999 году НГЗ произвел 992 тыс. тонн глинозёма. В условиях, когда дефицит глинозёма по всему миру составляет около 600 тыс. тонн, а цены на алюминий постоянно растут (к середине февраля они достигли 1687 долларов за тонну), завод представляет собой привлекательный объект для любого игрока на рынке алюминия.

Украина живет в кредит с 1991 года. Основной кредитор, Россия, дает понять, правда, пока очень осторожно, что повторения старого, т.е. предоставления необеспеченных кредитов, больше не будет. Международные финансовые институты МВФ и ВБ пока приостановили выдачу Киеву новых кредитов. Принудительная реструктуризация внешних долговых обязательств Украины кредитный рейтинг страны не подняла.

Проблема долгов для Украины так же остра, как и для России. Отличие российской долговой ситуации от украинской, возможно, состоит в том, что у России имеются потенциал и ресурсы для постепенного погашения своих долгов, а у Украины на сегодня такового практически нет. По данным Минфина Украины, внутренний долг страны в национальной валюте по состоянию на 1 марта 2000 г. составлял 11,39086290 млрд. грн. (около 2 млрд. долл.). Внутренний долг состоит, в частности, из задолженности перед юридическими лицами, банковскими учреждениями и иной внутренней задолженности.

Государственный внешний долг Украины, согласно справке министерства финансов "О состоянии внутреннего и внешнего долга Украины", составляет 12,08429643 млрд. долл. Он включает долг международным организациям - 5,05582916 млрд. долл. (Мировому банку - 2,02874263 млрд. долл., Европейскому сообществу - 330, 61768 млн. долл., Европейскому банку реконструкции и развития - 11,37359 млн. долл., МВФ - 2,58509526 млрд. долл.) и задолженность по кредитам, полученным от различных государств (России - 3,074 млрд., Туркменистана - 281,71427 млн., Японии - 174, 33351 млн., Германии - 339, 53553 млн., США - 317,54111 млн., Франции - 36,8381 млн., Испании - 1,44118 млн., Швейцарии - 2,08152 млн. долл.). Долг иностранным коммерческим банкам составляет 1,71100938 млрд. долл., по облигациям государственных внешних займов - 1,03147893 млрд. долларов.

Руководство Украины ищет пути выхода из всех этих проблем. Один из "выходов" из кризисного положения предлагает Украинский Народный Рух. Его представители, оказывается, нашли $100 (сто!) миллиардов, которые, по словам депутата от фракции Руха в Верховной Раде, "незаконно изъяты со счетов украинских банков московским правительством в 1991 году". К России у Руха есть и другие претензии - это движение, помимо запрета на русский язык, требует, в частности, "пересмотра дискриминационных цен на российский газ, а также прекращения геноцида чеченского народа".

В то же самое время есть показатели, характеризующие неблагополучие в самой системе государственного управления Украины. Серьезным препятствием для подлинных реформ и оздоровления украинской экономики является коррупция. О массовых масштабах коррупции свидетельствует то, что, по разным оценкам, до 6,5% своих среднегодовых доходов предприниматели на Украине расходуют на взятки должностным лицам. Эксперты Всемирного банка оценивают годовую сумму взяток на Украине на уровне двухмесячного товарооборота страны. Американская организация "Транспаренси интернешнл" в обследовании "Восприятие коррупции", проведенном в 85 странах, поставила Украину на 69 место. Эксперты Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) отмечают, что по сравнению с 1994 годом количество работников центральных органов исполнительной власти на Украине возросло на 34,8 тыс. человек и составило в 1999 г. 180,6 тыс. чел.

В конце февраля текущего года Украина отказалась выплачивать проценты по еврокредитам в немецких марках, объявив тем самым частичный дефолт на погашение полученных в 1998 году займов на сумму 1,54 миллиарда марок. Об этом заявил официальный консультант Украины на переговорах по реструктуризации долгов Алекс Зайппель, представитель консалтинговой Roundstone Group. Данный прецедент имеет особое значение, поскольку впервые под угрозу попали и кредиты частных инвесторов, доверивших свои деньги государству. Доля частных средств в выданных Украине кредитах составляет 50 процентов. Украина также заявила об отказе отдавать и сам кредит, возвращение которого было запланировано на 2001 год. Таким образом, Украина стала третьей страной в мире после Пакистана и Эквадора, не вернувшей еврокредитов.

По мнению представителя Roundstone, западным инвесторам не остается ничего иного, как согласиться с предлагаемым планом реструктуризации долга до 2007 года. В противном случае они потеряют все.

Справочно:

Общий объем иностранных инвестиций в экономику Украины составляет 3 млрд. долл. Из них на долю США приходится 570 млн. долл.

Позиции России и Украины существенно расходятся по целому ряду важнейших, стратегических вопросов.

Украина по-прежнему придерживается особой, можно сказать, прямо противоположной российской, позиции по отношению к Союзу России и Беларуси, Ташкентскому договору о коллективной безопасности стран СНГ, стратегии дальнейшей интеграции в рамках СНГ, региональному сотрудничеству и безопасности, перспективам региональной военно-политической организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), расширению НАТО и др. По ряду вопросов Украина демонстрирует откровенное, устойчивое, порой, кажется, нелогичное и преднамеренное дистанцирование от российских позиций. Украина ведет активную политику безоглядной, нарочито демонстративной приверженности европейской интеграции и атлантизму. Между нашими двумя странами образовался также комплекс двухсторонних межгосударственных противоречий, корни многих из которых уходят в ошибочные решения советского руководства, идеологию украинского национализма и неадекватные представления нынешней украинской политической элиты о своем месте и роли в истории и будущем своего народа.

Вирус отторжения всего российского, поспешного возведения стены отчуждения от своего восточного соседа инфицировал многие сферы жизни Украины, даже церковь. Украинская Православная Церковь, фактически действующая независимо от Русской Православной Церкви, пытается получить статус автономной. Что характерно, ее официальным политическим "спонсором" в этом деле выступила высшая светская власть Украины в лице президента Л.Кумчы. Политика в этом случае идет уже впереди духовной сферы, и это говорит о многом.

По существу российско-украинские отношения развиваются как бы в двух разных плоскостях. Одна из них сформирована официальными, по большей части украинскими властями, и движение по ее поверхности все дальше уводит наши страны друг от друга. Другая - это плоскость неофициального, но от этого не менее реального и конкретного общения и повседневной жизни, когда несмотря на создаваемые сверху искусственные политические и идеологические препятствия украинцы едут к своим родственникам, друзьям и знакомым или для работы в Россию, а русские и вообще российские граждане - на Украину, когда российский и украинский бизнес находят области совместного интереса и приложения своих усилий и т.д. Но при нынешнем состоянии межгосударственных отношений, а главное - сохранении существующих тенденций в их развитии все эти межчеловеческие связи и деловые контакты могут быть существенно затруднены, а то и вообще разрушены.

В итоге уже сегодня российско-украинские отношения по многим направлениям оказались в таких тупиках, достойного выхода из которых сегодня, по-видимому, найти довольно трудно.

Здесь возникает вопрос: а почему все это так происходит? Действительно ли так глубоки и непримиримы противоречия между двумя славянскими государствами и особенно их народами, что для них остается только одна перспектива - полный развод без надежд на выстраивание нормальных отношений? Кто виноват во всем этом?

Мы далеки от мысли всю вину за нынешнее неприглядное состояние российско-украинских отношений возлагать на Украину. Россия в лице ее прежних высоких руководителей несет значительную долю ответственности за тот раскол, что происходит на наших глазах между нашими странами. Эту ответственность следует связывать в первую очередь с поспешным и непродуманным развалом СССР. Сговор между политиками-дилетантами в Беловежской пуще был построен исключительно на их личном стремлении к власти и овладению ресурсами на достававшихся им в наследство частях территории СССР. При этом никто в команде Б.Ельцина тогда даже думать не хотел о последствиях этого раздела, все резалось буквально по живому, новому соседу отдавались исконно русские территории, русские люди, паства Русской Православной Церкви, огромная часть российской истории и государственности, одни из наиболее боеспособных соединений и частей Вооруженных Сил и современнейшие средства вооруженной борьбы. И в дальнейшем "безгалстучная дипломатия" Б.Ельцина давала соседу-украинцу делать с нашими отношениями практически все, что он хотел. В Москве и России в целом были заняты своими неотложными и, вероятно, более интересными для конкретных людей при власти и вокруг нее делами, а об Украине вспоминали от случая к случаю, от визита к визиту, от скандала к очередному скандалу.

Что касается украинской правящей элиты, то она оказалась в плену собственных амбиций и весьма агрессивных националистических настроений и сил и вопреки интересам большинства своих же граждан поставила страну на грань исторического раскола с Россией. Здесь также можно согласиться с оценкой Виктора Тимошенко: "... нынешние беды Украины определяются в первую очередь младенческим возрастом украинской политической элиты, отсутствием традиций культуры социального и экономического управления огромной, многонациональной страной. Коррупция, идеологизация общественных отношений, неспособность партии власти выдвигать конструктивные идеи по преодолению экономического кризиса и как следствие перманентные политические битвы и политическая нестабильность ведут Украину к статусу бедного, компрадорского государства" ("Независимая газета", 2.8.2000 г.). Сегодня по прошествии десяти лет особенно удивительными представляются расчеты и надежды бывших украинских партийных вождей и новоиспеченных национальных лидеров, как, впрочем, и определенной части зомбированного "самостийностью" населения на социальное и экономическое процветание Украины, стоит ей выйти из состава СССР. Не получилось, так как надо было быть просто здравомыслящим и немного компетентным человеком, чтобы увидеть все те угрозы и трудности, которые появятся немедленно, стоит Украине сделать только первые шаги от России.

Именно в этом, в отсутствии дальновидных и трезвомыслящих политиков в высших эшелонах украинской власти и слишком большом числе претендентов на роль новых украинских гетманов, представляется, кроются причины тех трудностей, которые в настоящее время переживает большинство граждан Украины без надежд на улучшение сложившейся ситуации.

Сегодня российско-украинские отношения в лучшем случае пребывают в состоянии застоя, которое периодически нарушается различного рода негативными вбросами. Некоторые эксперты считают, что элемент взаимного недоверия и настороженности между Украиной и Россией стал определяющим в их отношениях.

Украина подозревает Россию в стремлении использовать силовые методы с целью возвратить ее в сферу российских интересов (вспомним приведенные выше результаты опроса). В этой связи любое проявление Россией защиты своих интересов на украинском направлении воспринимается в Киеве и вообще на Украине как проявление имперских амбиций Москвы, угроза посягательства на ее независимость и территориальную целостность. Например, сделанное в апреле 2000 г. президентом Белоруссии А.Лукашенко сообщение о начале (в ответ на усиление группировки войск НАТО в Европе) создания на западном стратегическом направлении мощной российско-белорусской военной группировки численностью 300 тысяч человек, оснащенной боевой техникой последнего поколения, вызвало на Украине состояние нервозности, поскольку подобное соседство вряд ли может добавить спокойствия Украине, рвущейся в НАТО.

Несмотря на сохранившуюся теоретическую и практическую взаимозависимость и взаимодополняемость России и Украины во многих жизненно важных сферах жизни государства и общества реальное развитие российско-украинских отношений происходит в совершенно иной плоскости, которая служит не мостом между двумя государствами и их народами, а скорее всего - стеной между ними.

Продолжает усиливаться экономическое отчуждение между нашими двумя государствами.

Товарооборот между ними продолжает падать (в 1996 г. -17,8 млрд., в 1997 г. - 15,1 млрд., в 1998 г. - 12,5 млрд., в 1999 г. - немногим более 10 млрд. долл.). За пять месяцев текущего года экспорт украинских товаров и услуг в Россию составил 2, 086 млрд. долл., тогда как за тот же период 1999 г. - 4,56 млрд. долл. Импорт равнялся 2,911 млрд. против 5,84 млрд. долл. в 1999 г. Отрицательное сальдо в торговле Украины с Россией в январе-мае 2000 г. достигло 825 млн. долл.

По оценкам российских экспертов, в текущем году товарооборот между Россией и Украиной может упасть еще на полмиллиарда долл. Правда, по некоторым данным, в ближайшее время планируется увеличение украинского экспорта в РФ в связи с возможностью урегулирования вопроса о сокращении Россией изъятий из двухстороннего соглашения о свободной торговле (в 1999 г. в список российских изъятий из соглашения о свободной торговле входило 38 товарных групп, которые составляли 16-19% украинского экспорта, в настоящее время количество групп сократилось до 8, что составляет всего 1% экспорта). Кроме того, ожидается урегулирование вопроса о двойном налогообложении.

Несмотря на предполагаемые меры, специалисты все же не исключают, как это уже не раз было, возможного обострения торговых отношений, если Россия, защищая свои интересы, введет на ряд украинских товаров импортные пошлины или ужесточит условия расчетов за энергоносители (например, предоплата за российские энергоносители). Хронически пробуксовывают программы двухстороннего сотрудничества: более полутора сотен торгово-экономических договоров и соглашений либо не выполняются вовсе, либо работают на очень низком уровне эффективности.

По разным оценкам, связанные с Россией поступления в бюджет Украины, составляют от 60 до 80% его доходной части. В такой ситуации совершенно очевидно, что существующая модель экономических взаимоотношений России и Украины, мягко говоря, не идеальна. Да и позиция России нередко этому способствовала - сколько раз мы видели, как российская верховная власть во имя сохранения "братских отношений" между нашими странами только загоняла решение проблем вглубь, лишая Киев возможности реально прочувствовать, что означают для Украины ее отношения с Россией даже в их нынешнем весьма паршивом состоянии.

В условиях слабого внутреннего спроса - попросту говоря, обнищания населения - внешние рынки очень важны для Украины. И главным из них является Россия - на нее приходится 37% внешнеторгового оборота, в том числе 30,2% экспорта и 45,4% импорта. Если структура российского экспорта на Украину на 70% состоит из энергоносителей, критически важных для самого существования украинской экономики, то украинский экспорт на четверть состоит из услуг (в основном транзитных).

Помимо услуг Украина также экспортирует в Россию товары той или иной степени обработки, в основном продукцию машиностроения, металлургии и АПК. В машиностроении велика доля продукции оборонного значения, что вызвано сложившейся в бывшем СССР системой кооперационных связей. При необходимости для России уйти от зависимости в такой чувствительной области от страны, в которой часть истеблишмента открыто ориентируется на НАТО, эта доля будет сокращаться.

В условиях роста производства металла в России будет также сокращаться украинский металлургический экспорт. Собственно говоря, результаты 1999 года подтверждают эти тенденции. В среднесрочной перспективе уменьшатся доходы Украины и от транзита российских товаров - "Газпрому" надоели проблемы с украинским транзитом, и он уже готовится к реализации нескольких альтернативных проектов. По большой номенклатуре товаров Россия и Украина являются конкурентами на внешних рынках, но Россия находится в преимущественном положении за счет внутренних цен на энергоносители. Таким образом, проблема отрицательного торгового баланса Украины с Россией по идее будет только усугубляться.

Однодневный рабочий визит главы МИД Украины Бориса Тарасюка в середине лета с.г., а затем и премьер-министра Украины В.Ющенко в Москву показали, что в Киеве начинают понимать: откровенно прозападная внешнеполитическая ориентация страны привела к дальнейшему обострению экономической ситуации и выявила противоречия как с западными, так и с восточными партнерами. Впервые в программе руководителя украинского внешнеполитического ведомства были запланированы встречи не только с коллегами из МИДа, но и с вице-премьером правительства РФ Виктором Христенко, курирующим топливно-энергетический блок, а также с представителями российских деловых кругов, имеющих интересы на Украине.

Предчувствуя возможность роста социальной напряженности, особенно осенью 2000 г., когда Украине нужно будет в преддверии зимы расплачиваться по долгам, украинская политическая элита вспомнила о своем российском стратегическом партнере. Дело в том, что в ходе недавно завершившихся переговоров с руководством МВФ украинскому руководству не удалось добиться от этой организации финансовой помощи. Руководитель группы советников премьер-министра Украины Валерий Литвицкий прогнозирует, что "экономическая ситуация в стране во второй половине года будет более напряженной. Без средств МВФ трудно говорить о переходе Украины в режим роста экономики".

Но у России есть веские основания считать Украину ненадежным, необязательным партнером. И здесь на первый план выходит одна из главных проблем российско-украинских отношений - долги за поставки из России природного газа. Несанкционированное изъятие газа производят не мелкие мошенники, а предприятия Минэнерго Украины и прочие промышленные гиганты, как правило, с одобрения администраций областей. Это явление стало элементом государственной политики, поскольку санкционируется, судя по всему, на государственном уровне. Известно об этом на Украине всем, однако, не только никто не несет ответственности, но эти действия негласно поощряются, поскольку слишком много в этой афере заинтересованных лиц, в том числе на высоком уровне. Дошло до того, что президент Л.Кучма в интервью германскому журналу "Штерн" в открытую признает за Украиной грех несанкционированной Россией откачки российского газа на внутриукраинские нужды без последующей оплаты его. Начиная с 1991 г. Украина таким образом ежегодно "улучшает" свой топливный баланс.

По оценкам экспертов, в отдельные периоды из газопроводов незаконно откачивалось топливо на сумму до 70 млн. долл. в месяц. Рем Вяхирев сообщил, что ежедневный "перебор" газа Украиной составляет 100-120 миллионов кубометров в сутки, а в год в подземные хранилища на территории Украины закачивается 16-17 миллиардов кубометров российского газа. При этом он подчеркнул, что невозможно точно определить, сколько из этого объема берет Украина для собственных нужд. Россия же, заявил Вяхирев, до сих пор не получает от Украины за это "ни рубля". По мнению специалистов, в ближайшее время в связи с ужесточением энергетического кризиса на Украине несанкционированный отбор (хищение) российского газа из транзитного газопровода возрастет в 2-3 раза и больше.

Председатель правления "Газпрома" напомнил, что один из газопроводов в обход украинской территории - до Берлина - уже построен. Вторая аналогичная линия, сказал Вяхирев, в настоящее время "запроектирована". Вяхирев не исключил также вероятность строительства еще одной-двух газовых магистралей из Западной Белоруссии через Польшу и Словакию. С введением в строй новых газопроводов можно будет придти к международным правилам поставки газа и лишить Украину монополии на его транспортировку, заявил Рем Вяхирев. Но Киев не хочет расставаться с дармовым газовым источником и развернул масштабную многоходовую геополитическую комбинацию, чтобы уговорить своих новых стратегических партнеров (например, Польшу) не давать России возможности построить такой обходной газопровод.

Украинское руководство значительную долю вины возлагает на бывшее руководство национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" (буквально на днях назначен новый руководитель этой компании). Сейчас обсуждается идея участия "Газпрома" и "Нефтегаза Украины" в капитале друг друга.

Предъявляя Украине претензии по оплате экспортируемого газа, Москва неоднократно шла навстречу украинской стороне, принимая во внимание тяжелое экономическое положение республики. Однако мириться на протяжении нескольких лет с воровством газа из трубопроводов в недопустимо крупных объемах и его дальнейшим реэкспортом в третьи страны по демпинговым ценам Россия не может и не должна.

Следует отметить, что киевское руководство понимает, что незаконное изъятие углеводородов из экспортной трубы негативно влияет на образ Украины в мире и, особенно в Западной Европе, интеграция в структуры которой определена в стране как важнейшая задача внешней политики. Недаром Л.Кучма признал, что "то, чем занимается с газом Украина, цивилизованными действиями назвать нельзя" и пообещал в кратчайшие сроки решить эту проблему.

В июле 2000 г. Москву посетил премьер-министр Украины В.Ющенко. Главной темой переговоров стали - форма и сроки погашения стремительно растущих украинских долгов за поставки российского газа. В ходе встреч речь шла о реструктуризации и различных способах неденежного возмещения задолженности. Общая сумма украинских "газовых" долгов с учетом штрафных санкций сейчас составляет 2,2 млрд. долл., из которых 700 млн. накоплены уже в этом году. Здесь необходимо обратить внимание на то, что общественность как России, так и Украины дезориентирована относительно реальной суммы украинской задолженности, так как после каждой российско-украинской встречи цифра "газового" долга изменяется в ту или другую сторону. Сегодня в позиции российской стороны явно просматривается желание во взаиморасчетах с Украиной использовать более жесткую схему реструктуризации к долгам, образовавшимся после 1 января текущего года. Что касается дальнейших поставок газа, то с 1 октября 2000 г. может вступить в силу новый порядок расчетов за поступающий на Украину газ. Наиболее предпочтительная для России схема - 100-процентная предоплата. В этой связи, исходя из реальных возможностей, в стране готовятся к возможному сокращению поставок российского газа и на электростанциях создают запасы угля.

Одно из возможных и приемлемых для России условий погашения задолженности - получение пакетов акций крупных украинских предприятий. На данный момент российские компании вступают в права собственности и начинают в известной степени контролировать положение в украинской энергетике и металлургии. Так, "Лукойл" владеет крупным пакетом акций Одесского нефтеперерабатывающего завода. В марте этого года компания "Украинский алюминий" (структура, которой фактически владеет российский "Сибирский алюминий") выиграла конкурс на покупку контрольного пакета акций Николаевского глиноземного комбината. 13 июля с.г. компания "ТНК-Украина", 100-процентно принадлежащая российской Тюменской нефтяной компании - приобрела 67,4% акций одного из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Украины - ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез".

Предполагается, что с четвертого квартала 2000 г. Россия и Украина начнут реализовывать новую схему сотрудничества по урегулированию вопросов газового долга. Украина надеется, что урегулированию отношений двух стран поможет создание единого российско-украинского энергетического баланса, о котором якобы была достигнута договоренность двух премьеров в Москве. Речь идет, в частности, о гармонизации двух газовых рынков, регулировании национальных спросов на газ, совместном составлении календаря формирования рынков, кооперации в сфере реализации общих проектов, в частности, по транзиту газа и т.д. Однако в России весьма пессимистично настроены относительно итогов переговоров, проведенных по этим вопросам в Киеве. Состоявшиеся 14-15 августа 2000 г. в Москве очередные "газовые" консультации сторон просто подтвердили стремление Киева как можно дольше тянуть с вопросом выплаты Украиной России "газового долга" и в то же время пытаться выторговать для себя более выгодные условия поставок. Все это может означать только то, что бесплатный отбор Украиной российского газа будет продолжаться. Так что о едином энергетическом балансе двух стран, похоже, только ведутся разговоры. К тому же, как стало известно, эта идея не очень понравилась США, которые увидели в ней стремление России "возвратиться к имперским привычкам" (со слов советника кандидата республиканцев на президентский пост Дж.Буша по внешней политике Кондолизы Райс). Недовольны американцы и вариантом расчета Украины с Россией по газовому долгу передачей российской стороне своих стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами.

Проблемы с экспортными поставками российского газа вынудили украинское руководство искать газ на стороне. Вице-премьеру Ю.Тимошенко, несмотря на украинские долги Ашхабаду, удалось убедить президента С.Ниязова подписать протокол о возобновлении уже в текущем году поставок на Украину туркменского газа. В соответствии с протоколом украинская сторона уже в 2000 г. якобы приступает к закупкам туркменского газа в объеме 20 млрд. куб. м по цене 42 долл. за 1000 куб. м на границе с Узбекистаном (на границе Украины цена газа после его транзита через территорию других стран, включая и трубопроводы России. составит уже 90 долл. за 1000 куб. м). Начиная с 2001 г. объем ежегодных поставок Украина и Туркменистан планируют увеличить до 50 млрд. куб. м (нынешняя годовая потребность Украины в природном газе - 75 млрд. куб. м). Схема расчетов сочетает валютные платежи (40%), поставку товаров, продукции промышленного назначения и оказание услуг. А совсем недавно той же Ю.Тимошенко якобы удалось уговорить Туркменбаши на строительство эксклюзивного газопровода Туркмения - Украина через Каспий и Закавказье. Кого-то эта изящная шутка может быть и напугала, но специалисты сразу усмотрели в ней блеф украинской стороны с целью "подстегнуть" Россию и подтолкнуть ее на уступки.

Следует напомнить, что совсем недавно "Газпром" вел в Туркмении нелегкие переговоры и тогда цена в 42 долл. показалась Р.Вяхиреву чрезмерной (его предложение было - 32 долл. за 1000 куб. м). Украинскую сторону предложенные Ашхабадом условия устроили, хотя президент Л.Кучма незадолго до этого называл эту цену "грабительской". Во время подписания протокола подчеркивалось, что проведенные переговоры и заключительный документ должны стать важнейшей составной частью подготовки предстоящей встречи между президентами Туркменистана и Украины, в ходе которой предполагается согласовать стратегию взаимовыгодного партнерства между двумя странами в топливно-энергетической сфере. Как ожидается, на предстоящей встрече главы двух государств подпишут долгосрочное соглашение, предусматривающее поставки туркменского природного газа на Украину на 2001-2010 гг. В этой связи возникает несколько вопросов: сможет ли Туркмения обеспечить поставки газа на Украину и в Россию в заявленном объеме (в ходе недавнего визита в Ашхабад В.Путина была достигнута принципиальная договоренность о закупках Россией туркменского газа в объеме 30 млрд. куб. м.)? Не упустила ли Россия свой шанс замкнуть на себя туркменский газ и тем самым взять экспорт газа на Запад в свои руки? Как намерена транспортировать Украина газ от туркменской границы до того, когда будет реализован "проект" Ю.Тимошенко? Наконец, не обманется ли вновь Ашхабад, как это было уже не раз, в своих ожиданиях получить из Киева за газ обещанные деньги?

роблема преемственности по внешним долгам и активам бывшего СССР.

На Украине целый ряд политических сил прозападной ориентации и националистического направления начали упорную и продуманную борьбу за пересмотр соглашения 1994 г. между РФ и Украиной об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР. Россия принимала обязательства по выплате доли внешнего долга Украины, а Украина передавала РФ долю своих активов бывшего СССР. Передавая соглашение на ратификацию в Верховную Раду, украинский президент аргументировал ее необходимость крайне тяжелой экономической ситуацией в стране, неспособностью обслуживать 16, 37% долга СССР, а также тем обстоятельством, что Россия остается самым большим кредитором Украины. Между тем за эти годы РФ активно решала проблемы внешнего государственного долга СССР и создавала международно-правовую базу для вступления во владения недвижимостью бывшего Союза за рубежом. Большинство стран сегодня считают РФ единственным законным правопреемником и долгов и активов бывшего СССР. Подписаны и ратифицированы десятки международно-правовых актов, регулирующих эти вопросы.

Недавно Верховная Рада Украины вновь вернулась к проблеме правопреемственности по внешним долгам и активам бывшего СССР. На парламентских слушаниях депутаты выдвинули требования заставить Россию отказаться от так называемого нулевого варианта, согласно которому Украина не несет ответственности за свою часть долгов, но при этом теряет право на свою часть активов.

Справочно:

По состоянию на 1991 г. украинская часть долгов, согласно официальным документам, составляла 16,37%, то есть 13,5 млрд. долл. и 2,8 млрд. переводных рублей. Украинская часть активов оценивалась в 12,1 млрд. долл. и 7,8 млрд. переводных рублей, 42,1 т золота и недвижимость в 36 странах. В 1994 г. украинское правительство, как и правительства всех стран-участниц СНГ, подписало с российской стороной договор о "нулевом варианте". Однако Верховная Рада Украины (как и парламент Грузии) до настоящего времени договор не ратифицировала.

Депутаты считают, что Россия ведет нечестную игру, поскольку кредиторы бывшего СССР сегодня согласны на погашение до 40% суммы долгов (этого Россия добилась в результате серьезных дипломатических усилий). Активы же остались в прежней цене. Украинский парламент намерен предъявить долговые претензии не должникам бывшего Союза, а России как правопреемнице.

Такую же позицию занимает и министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, который напомнил о российских долгах накануне весеннего визита в Киев В. Путина, а затем вновь обратился к этой проблеме на саммите СНГ в Москве и на упомянутых парламентских слушаниях. Б.Тарасюк не исключил, что Украина может обратиться со своими претензиями в международные суды. Председатель парламентского комитета Верховной Рады по международным делам Игорь Осташ заявил журналистам, что "Украина проголосует за "нулевой вариант" только в случае комплексного решения всех финансовых и имущественных проблем между Украиной и Россией. Украинские интересы не должны пострадать при разделе активов, распределении советского имущества за рубежом, зачетов газовых долгов и долгов за пребывание Черноморского флота в Севастополе". В этой связи создана правительственная комиссия во главе с вице-премьером Юрием Ехануровым. Комиссии поручено решить как минимум проблему передачи Украине ее части объектов недвижимости за рубежом.

На сегодня Москва отказывается обсуждать эту тему, настаивая на первоочередной ратификации соглашения по "нулевому варианту". Вероятно задача комиссии осложнится тем обстоятельством, что украинский парламент давно требует от России возвращения украинским юридическим лицам вкладов во "Внешэкономбанке". Кроме того, недавно Верховная Рада своим постановлением рекомендовала Кабинету министров провести с российским правительством переговоры по поводу выплаты Россией 150 млрд. долл., принадлежащих бывшим вкладчикам Сбербанка СССР.

В центре внимания российско-украинских отношений нередко оказывается российский Черноморский флот, базирующийся в Севастополе.

Речь идет о предпринимаемых Киевом попытках установить прямой контроль над его вооружением в обход подписанных соглашений. Вообще, как считают эксперты, принятие Украиной новых правил досмотра кораблей российского Черноморского флота ярко характеризуют нынешний стиль украинских действий в отношении России - одностороннее принятие решений, постановка перед фактом, без предварительных консультаций с другой стороной.

24 января 2000 г. кабинет министров Украины возобновил действие собственного постановления № 863 от 19 мая прошлого года, регламентирующего "Порядок пересечения государственной границы военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами Черноморского флота РФ".

Интересно, что введенный было в минувшем году "Порядок...", немедленно вызвавший неодобрение Кремля и соответствующую реакцию российских средств массовой информации, был "заморожен" сразу после телефонного разговора тогдашнего российского премьера Сергея Степашина с президентом Украины. Не вызывает сомнения, что возврат к приостановленному постановлению, Украина использует в качестве козыря в своей игре между Москвой и Вашингтоном.

На фоне визитов в Киев высокопоставленных натовских руководителей Украина продолжает играть роль добросовестного сателлита, который оперативно заявил о готовности контролировать каждый шаг размещенного на своей территории российского Черноморского флота.

По мнению черноморцев, постановление является односторонним актом, принятым в дополнение к подписанным ранее базовым двусторонним соглашениям по ЧФ. Контролирующий характер документа стал просто уведомительным. Кроме того, обязывая командование российского ЧФ не менее чем за 72 часа направлять через штаб ВМСУ в Генштаб Вооруженных сил Украины уведомление о планируемом пересечении госграницы, украинский Кабмин оставляет возможность кораблям ЧФ в "экстренных случаях" предупреждать о пересечении границы "всего" за 1 час. В новой редакции отсутствуют пункты о необходимости предоставления данных о вооружении и боеприпасах кораблей или самолетов ЧФ, пересекающих госграницу, и праве государственных контролирующих органов Украины эти корабли и самолеты досматривать. Однако от подобных "послаблений" на Черноморском флоте почему-то особой эйфории не испытывают. По словам одного из офицеров штаба ЧФ, пресловутое постановление является ни чем иным, как "обставленной красивыми декорациями попыткой Украины застолбить за собой исключительное право устанавливать временные нормативы для Черноморского флота". Это означает, что через какое-то время украинский Кабмин своим очередным, и что важно, односторонним постановлением вполне может увеличить эти нормативы до показателей, удобных НАТО.

Такой подход полностью укладывается в концепцию, изложенную секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгением Марчуком: "Сосуществование двух военных структур - Украины и России - на небольшом пятачке территории так или иначе будет продуцировать для нас немало элементов, иногда опасных, которые нужно просчитывать и решать заблаговременно". Судя по всему, новый "Порядок..." как раз одним из таких заблаговременных шагов и является.

Наиболее наглядной современной иллюстрацией сегодняшней позиции Украины в отношении Черноморского флота можно назвать также и ситуацию, сложившуюся вокруг обновления авиации ЧФ. В течение несколько лет украинские власти под разными надуманными предлогами препятствовали замене состоявших на вооружении российского Черноморского флота устаревших Су-17 на фронтовые бомбардировщики Су-24М. Проблемы с передислокацией боевой техники из России на авиабазы ЧФ по-прежнему остаются. Из 22 самолетов Су-24М на ЧФ передислоцировано только 18. По-прежнему украинские власти противятся переброске на ЧФ четырех самолетов, поскольку они классифицируются как самолеты-разведчики.

В результате в руках Киева остается дополнительный рычаг воздействия на "стратегического партнера". Более того, заявляя о возможности бомбардировщиков ЧФ нести ядерное оружие, украинская сторона таким образом заявляет и о своих сомнениях по поводу дееспособности пятого пункта соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины. В этом пункте российская сторона обязуется не иметь ядерного оружия в составе ЧФ, находящегося на территории Украины. Однако в последнее время в отношении Су-24М, как, впрочем, и в ряде других случаев, Киев разговаривает с Москвой не иначе, как с потенциальной нарушительницей всех подписанных ранее договоренностей.

Все это вызывает озабоченность российской стороны. Черноморский флот, согласно российско-украинским соглашениям, имеет право на обеспечение своей боеспособности. Логика всех сегодняшних шагов Украины в отношении ЧФ России следует четкой и чрезвычайно простой формуле, выведенной киевскими экспертами российско-украинского переговорного процесса: "Конечной целью временного пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины является его полный вывод с территории Украины". В этом - суть всего происходящего.

Стало правилом, когда украинские власти часто под надуманными предлогами чинят препятствия укреплению боеготовности Черноморского флота. Наиболее уязвимый ее компонент - зависимость ЧФ от поставок электроэнергии через украинские электрические сети. Фактически вся жизнь ЧФ, боевая подготовка, модернизация, снабжение и МТО находится под контролем украинской стороны.

Экономическое положение ЧФ остается сложным, несмотря на то, что только в 1999 г. в полном соответствии с действующим законодательством Украины, ЧФ в городской бюджет перечислил более 54,1 млн. грн. различных налогов и сборов. Таким образом, вклад ЧФ в городской бюджет, составивший в 1999 г. 98 млн. грн., превышает его половину. По сути, ЧФ можно без преувеличения назвать самым постоянным и последовательным донором Севастополя. Тем не менее, флот часто называют не иначе как "нахлебником" города, главным виновником снижения отпускаемых Севастополю лимитов электроэнергии. За нахождение ЧФ в Крыму Украина получает в свой бюджет 97,75 млн. долл. арендной платы ежегодно.

К сожалению, сегодня межгосударственный, по сути, вопрос условий пребывания Черноморского флота в Севастополе, болезненно и с переменным успехом решается местными властями. Такое положение вещей не только не соответствует договоренностям межправительственных рабочих групп и комиссий по сотрудничеству, но и прямо противоречит Договору "О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной".

Одним из наиболее болезненных вопросов в отношениях России и Украины остается вопрос о положении русских на Украине и статус русского языка.

Обращает на себя внимание, что украинские власти не дают должной оценки, а порой и потакают усиливающимся в последнее время антироссийским выходкам различного рода националистических групп и организаций. Так, 10 марта 2000 г. группа молодых людей, объявивших себя "сознательной частью" малоизвестной молодежной организации "Самостийна Украина", облив бензином помещения и находившихся в них нескольких сотрудников ЦК Компартии Украины, угрожая поджогом, выдворила их из здания. Бензином был облит и один из лидеров КПУ, в недавнем прошлом первый заместитель председателя Верховной Рады Адам Мартынюк. Основными лозунгами нападавших были: "Политическая и экономическая дерусификация", "Русских - вон", "Украину - в НАТО". Сотрудники МВД проверили у участников "акции" документы и отпустили под подписку о невыезде. Затем они были приняты премьер-министром Украины В. Ющенко и, по их словам, получили уверения премьера в том, что "страна выйдет из СНГ и продолжит украинизацию". Лидеры КПУ заявили, что действия террористов в партийном офисе на Подоле являются свидетельством того, что "Украина пошла по пути фашистской диктатуры". Секретарь ЦК КПУ Павел Цыбенко подчеркнул, что таким образом "сбывается худший, самый жесткий сценарий из тех, о которых предупреждали коммунисты: к власти рвется фашизм".

Налет на помещение ЦК КПУ в Киеве во всех отношениях можно считать знаковым. Некоторые аналитики рассматривают случившийся инцидент как начало новой "украинской культурной революции", "грязная" часть которой будет проводиться руками подобных "хунвейбинов". Показательно, что участники налета являются в основном студентами Киево-Могилянской академии - ВУЗа, специально созданного для подготовки руководящей элиты Украины.

Вызывает вопросы и кадровая политика украинской власти. Так, пост вице-премьера по гуманитарным вопросам занял Николай Жулинский, известный не только как автор нашумевшего проекта правительственного постановления о полной дерусификации, но и как подстрекатель церковного раскола, стоявший у истоков создания т.н. "Киевского Патриархата" - структуры, не признанной ни одной Православной Церковью в мире, лидер которой бывший митрополит Филарет (Денисенко) был отлучен от церкви Русской Православной Церковью еще в 1995 году. Председателем государственного комитета по информационной политике, а затем и спикером Рады назначен Иван Драч, председатель "Всемирного Совета украинцев", являющийся активным сторонником консолидации и политизации под руховскими знаменами украинцев России. Заместителем министра строительства стал активист Украинской Республиканской партии Николай Поровский - человек, организовывавший и лично руководивший массовыми захватами сотен храмов и епархиальных управлений Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сопровождавшихся кровавыми побоями, жертвами которых становятся как духовенство и миряне, так и высшие иерархи. Правовой беспредел при этом достиг такового уровня, что попросту игнорируются решения судов о возвращении храмов общинам УПЦ Московского Патриархата.

Гонения на русский язык и русскую культуру во всех сферах образования , политической и общественной жизни стали, к сожалению, печальной традицией. Даже обычно весьма сдержанный российский МИД вынужден был вручить посольству Украины дипломатическое представление, в котором выражается серьезная озабоченность действиями властей республики, нарушающими как международные нормы, так и двухсторонние соглашения с Россией.

На Украине, где 12 миллионов этнических русских и около 60% всего населения считают русский язык своим родным языком, осталось менее 3 тыс. русских школ. Только в Киеве из более чем полутора сотен русских школ осталось лишь 16. Воинствующая дерусификация и насильственная украинизация в славянской Украине, как официальная политика властей, несмотря на гарантии украинской Конституции и основополагающего Договора о дружбе между двумя странами, приняла массовый характер и самые изощренные формы, определив русскую культуру и язык в качестве одной из форм антиукраинской пропаганды, представляющей не меньшую угрозу национальной безопасности, чем пропаганда насилия, разврата и т.д. Президент Л.Кучма одобрил и дал поручение начать финансирование программы, которая ставит своей целью вытеснение всего русского на Украине.

В соответствии с принятым в Украине законом "О языке" русская культура поставлена в Украине чуть ли не в разряд уголовно наказуемых категорий. Власти Украины уничтожают памятники, мемориалы, которые свидетельствуют о героическом прошлом русского народа в досоветский и последующий периоды.

Если Россия не защитит своих соотечественников на Украине, прежде всего на государственном уровне, то русские в этой стране обречены на обнищание и вырождение. По самым скромным подсчетам на Украине сегодня 12 млн. русских. Причем это число постоянно уменьшается. Люди начинают отказываться от своей национальности, чтобы не лишиться гражданских прав. Украинские чиновники откровенно говорят, что во время переписи населения в 2001 году будет зафиксировано не более 3 млн. русских. Цифра, устраивающая украинское руководство, поскольку русское население уже на "законных" основаниях можно будет лишать всех прав, гарантированных европейскими документами.

На Украине нет ни одной правозащитной организации, которая бы отстаивала права русских. На уровне общественных организаций не удалось добиться даже простой вещи - сохранить число русских школ, которое катастрофически уменьшается. Украина, считающая себя европейским государством, постоянно нарушает права человека, зафиксированные в Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств, не говоря уже об основополагающих международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека.

В этой связи возникло Русское движение Украины как республиканское общественно-политическое движение. Предполагается, что впоследствии может быть создана партия или блок, программной установкой которых будет защита прав национальных меньшинств, прежде всего, прав русских.

***

В такой обстановке 18 апреля 2000 г. состоялся первый после внеочередных президентских выборов в России визит В.Путина в Киев. Тот факт, что новый президент России посетил Украину, не дождавшись инаугурации, может свидетельствовать о том большом значении, которое в Москве продолжают придавать российско-украинским отношениям. По итогам этого визита украинский МИД сделал официальное заявление, в котором подчеркивалось, что межгосударственные отношения Украины и Российской Федерации, сохраняя стратегический характер, вступают в новую фазу, которая будет характеризоваться более прагматичной и последовательной политикой в отстаивании сторонами собственных интересов.

В России понимают всю историческую и стратегическую важность сохранения добрососедских отношений с Украиной и, похоже, еще надеются на позитивные изменения в российско-украинских отношениях. Об этом, в частности, говорилось в поздравительной телеграмме В.Путина президенту Украины Л.Кучме по случаю его 62-летия: "Пользуясь случаем, хотел бы подтвердить принципиальный курс России на углубление дружественных и взаимовыгодных отношений между нашими странами. Убежден, что стратегическое партнерство России и Украины отвечает коренным интересам наших стран, является твердым фундаментом в развитии братских связей между российским и украинским народами..."

Но с противоположной стороны от официальных властей и законодателей пока идут только отрицательные сигналы и волны самолюбия, упрямства и искусственно насаждаемой русофобии. И это в ситуации, когда более 20% населения Украины составляют русские, а более 50% всего населения этой страны является русскоязычным.

То, что и раньше со стороны Киева в отношении России велась сугубо прагматичная политика, хорошо известно. А вот тезис украинской стороны о существовании стратегического партнерства между двумя государствами вызывает большой вопрос, поскольку такие отношения предполагают их особое качество: более высокий уровень торгово-экономического и политического сотрудничества, равнонаправленность геополитических и стратегических интересов, внешнеполитическое взаимодействие, положительную динамику и эффективность государственно-политических, финансовых, промышленных, военных, научных и культурных связей, надежность и отлаженность механизмов решения спорных вопросов, общую атмосферу доверия и взаимопонимания. На деле же практически ни по одному из названных параметров Россию и Украину сегодня вряд ли можно признать стратегическими партнерами.

Если в области российско-украинского экономического сотрудничества все-таки хоть что-то работает, так как в противном случае Украина вообще оказалась бы в состоянии экономического коллапса, то в других сферах межгосударственных отношений ситуация развивается по едва ли не самым мрачным для России и народов двух стран сценариям.

Вышеизложенным не исчерпываются проблемы российско-украинских отношений. Их гораздо больше, и многие из не рассмотренных в настоящем докладе проблем являются не менее сложными и острыми. С сегодняшних позиций едва ли можно увидеть перспективу перевода отношений между Россией и Украиной в русло конструктивного сотрудничества, тем более - стратегического партнерства. Слишком высока стоимость Украины на геостратегической карте мира, чтобы "доброхоты" украинского народа оставили это независимое государство в покое. Представляется, что в сложившейся ситуации руководству России пора подумать над тем, как дальше вести дела с Украиной, как использовать еще остающиеся возможности для изъятия из двухсторонних отношений хотя бы части того, что мешает двум славянским государствам и их народам увидеть более благоприятную историческую перспективу отношений между нашими двумя странами.