Перспективы российского влияния в Средней Азии

Сергей Горбачев
аспирант-политолог, г. Уфа

Россия традиционно имеет обширные связи и влияние в исламском мире. Причин тому несколько: географическое положение, историческое прошлое, конкретная политическая ситуация и т.д. Но нам хотелось бы акцентировать внимание на причинах культурно-исторического характера. Ценности ислама отличаются от ценностей православия в значительно меньшей степени, чем от ценностей Запада. Генеральная установка исламской цивилизации отлична от европейской с ее постоянной ориентацией на материальный успех индивида-собственника. На Востоке вообще преобладают ценности духовно-религиозные и этические. По этому и ряду других параметров (отношение к государству, большая потребность в абсолютных ценностях, коллективизм, стремление к социальной справедливости и др.) российская цивилизация близка к исламской. Нельзя также забывать, что в самой России ислам является одной из ведущих религий. Все это способствовало установлению и развитию отношений России с миром ислама.

После известных событий 1989-91 годов многие аналитики, как зарубежные, так и отечественные, поспешили заявить, что с потерей Россией статуса мировой державы она может существовать лишь как держава региональная. Стали высказываться сомнения в целесообразности усилий по сохранению прежнего уровня влияния России в исламском мире: не следует ли в условиях недостатка сил приоритет во внешней политике отдавать одному (западному) направлению?

Соглашаясь с тем, что Россия в настоящий момент действительно ослаблена и вынуждена снизить уровень своего влияния в некоторых регионах мира, попробуем ответить на вопрос, в каком именно регионе ей суждено действовать? Анализ реального положения не оставляет сомнений в том, что для России актуальны Европейский, Ближневосточный, Среднеазиатский, Центральноазиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Россия раскинулась на огромных пространствах, образующих своеобразный становой хребет, соединяющий Европу и Азию в единый Евразийский континент. И уже сам геополитический размах России обрекает ее на статус мировой державы. И на западном, и на восточном, и на южном направлении внешняя политика России приобретает стратегическое измерение.

Особенно важным и перспективным представляется направление южное. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, Россия заинтересована в сохранении доступа к сырьевым ресурсам Средней Азии и рынков сбыта для своих товаров. Особое значение в сфере геополитических интересов России в ближайшее время будет иметь регион Прикаспия. Кто будет контролировать добычу и транспортировку каспийской нефти, тот в большой степени будет контролировать и мировую экономику в целом, так как данный регион может стать главной зоной нефтедобычи в первой половине XXI века.

Вторая причина заключается в культурной близости России с ее южными соседями - странами СНГ, что является положительным моментом в деле сохранения и роста российского влияния, как в Каспийском регионе, так и в исламском мире в целом.

Можно ли утверждать, что на постсоветском пространстве развилась и существует особая цивилизация? Положительный ответ на этот вопрос особенно неоднозначен по отношению к современной Средней Азии, которая является зоной соприкосновения нескольких культур. После распада СССР все активнее здесь заявляет о себе и западная культура. Но по утверждению С.Хантингтона, центральными элементами любой культуры являются язык и религия. Многие исследователи добавляют к ним историю - то есть сам факт совместного проживания и общения людей в одном государстве, в одном информационно-психологическом поле, что не может не сказаться на их настроениях и поведении. И у очень многих жителей среднеазиатских государств воспоминание о былом единстве с Россией отнюдь не вызывает негативной реакции. Многочисленные связи на лично-бытовом уровне (родственные, дружественные) положительно влияют на развитие и других отношений с Россией.

Значение русского языка как средства межнационального общения на постсоветском пространстве трудно переоценить. По сути, мышление на том или ином языке означает принадлежность к той или иной культуре. Каждая культура нарабатывает свой определенный набор слов, с помощью которых сознание представителей данной культуры проявляет себя вовне. Поэтому, анализируя языковой словарь народов, можно судить о содержании их сознания. И пока русский язык будет оставаться вторым родным языком для народов постсоветской Средней Азии, содержание их сознания не будет сильно отличаться от российского. К сожалению, руководство России до последнего времени не придавало большого значения этой проблеме. Ежегодно в бюджете РФ выделялось 50 миллионов на поддержку соотечественников, в том числе и поддержку русского языка в странах СНГ, но даже эти сверхскромные средства (два рубля на человека) из-за бюрократического произвола ни разу не "вышли" из Москвы ни по одному адресу. Необходимо отметить, что если Россия не предпримет решительных мер (жесткая позиция по поводу закрытия русскоязычных школ, поддержка российской культуры вообще и т.д.), ситуация может измениться в худшую сторону. Впрочем, последние события позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. На саммите стран СНГ, прошедшем в Москве 21 июня 2000 года, президент Казахстана Назарбаев предложил создать Фонд защиты русского языка, что было сразу же поддержано Владимиром Путиным. То, что эта идея была подана лидером Казахстана, указывает на заинтересованность самих среднеазиатских стран в сохранении тесных связей с Россией.

Нельзя не отметить, что дезинтеграция СССР и образование новых независимых государств на южных окраинах России в целом отвечают интересам Турции, Пакистана и других стран региона, поскольку предоставляется возможность вовлечь в их орбиту эти новые государства. Имеет место активизация усилий вышеназванных стран по различным каналам на Кавказе и в Средней Азии. Различные исламские организации из мусульманских стран пытаются освоить информационно-идеологическое пространство мусульманских республик и анклавов СНГ. Так, министерство по делам ислама Саудовской Аравии оплачивает обучение в Исламском университете в Эр-Рияде представителей российского мусульманского духовенства. Активные усилия по распространению исламских ценностей на постсоветском пространстве предпринимают другие исламские страны и организации. Предпринимаются попытки по формированию нового геополитического узла на основе тюркоязычных стран и народов.

Ответом России на эти действия, помимо дипломатических и экономических мер, могут и должны стать меры в сфере культурной. Почему бы через российских мусульман, чья принадлежность к российским духовным ценностям не вызывает сомнений, не распространять российскую культуру среди мусульман Средней Азии, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье? Нужно также создавать необходимые условия для обучения студентов из исламских стран. Будучи при получении образования впечатлительными молодыми людьми, усвоение ими российских ценностей и образа жизни будет особенно глубоким. По возвращении же на родину многие из них войдут в национальную элиту. Нельзя сказать, что сейчас такая политика не ведется вообще - в России обучается немало студентов из исламских государств. Нет четко выраженного государственного подхода к их обучению в русле приобщения к российской культуре, как это было во времена СССР и как это происходит сейчас в отношении студентов-россиян, обучающихся в мусульманских странах.

Занимая уникальное геополитическое положение в Евразии, обладая достаточным духовным, экономическим, политическим и военным потенциалом, Россия является естественным центром притяжения для большинства стран Средней Азии. Главным условием сохранения и упрочения влияния России в этом регионе видится сохранение и развитие его (региона) в пределах единого российского цивилизационного поля. По прогнозам специалистов, если XIX век был веком национальных конфликтов, XX век - конфликтов идеологических, то XXI век будет веком цивилизационных конфликтов. И при сохранении большой степени культурной комплиментарности на постсоветском пространстве перспективы российского влияния в Среднеазиатском регионе выглядят весьма значительными.