Российско-украинские отношения: геополитический аспект. Аналитический доклад

Гушер А.И.
Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития

Достаточно серьезной проблемой, вносящей дополнительную напряженность в российско-украинские отношения, стало стремление Киева стать главным оппонентом и соперником России на геополитическом и геоэкономическом пространстве СНГ.

Украина является одним из наиболее активных участников созданной при ее участии региональной организации ГУУАМ. Катализатором региональной оси, по-видимому, будет продолжать оставаться каспийская нефть, которая нередко оказывается лишь ширмой для геополитических игр, а также транскавказский евроазиатский транспортный проект ТРАСЕКА. В этом же ряду могут оказаться транскаспийский газопровод Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция, а также нефтепровод Баку-Джейхан, решение о реализации которого активно поддерживается в Вашингтоне.

Вообще подключению к проекту ТРАСЕКА Украина придает важное значение. Украина, благодаря выгодному геостратегическому положению, а также наличию построенных во времена СССР магистральных трубопроводов, морских терминалов и других элементов транспортной инфраструктуры становится сегодня одним из важнейших и активнейших участников коллективного проекта по разработке нефтегазовых месторождений Каспийского шельфа и дальнейшей транспортировке энергоносителей в Европу. Это обстоятельство предопределяет стратегическое партнерство Украины со всеми странами - участниками коллективного проекта, а значит, и ее заинтересованность в создании ситуации, благоприятствующей оптимальному режиму развития экономической инфраструктуры в регионе добычи и транспортировки углеводородных энергоносителей. Эти требования касаются не только блока правовых норм, обеспечивающих безопасный режим эксплуатации системы трубопроводов, но и эффективности самой эксплуатации, а также надежности охраны всего комплекса.

В этих условиях участники коалиции считают актуальным трансформировать экономический союз в более жестко организованную военно-политическую структуру. Такой шаг, в свою очередь, предполагает создание надежной и хорошо сбалансированной системы коллективной безопасности, действующей в рамках региона. Не имея собственных средств, участники ГУУАМ склонны обращаться к внерегиональным миротворческим силам с предложением взять под надежную вооруженную защиту экологически и межэтнически конфликтогенные зоны региона.

При этом возможность делегирования миротворческих функций вооруженным формированиям России, имеющей солидный опыт осуществления миротворческих операций, даже не рассматривается. По оценке экспертов, близких к правительственным кругам Украины, "на протяжении всего постсоветского периода российские миротворцы выполняли функции, прямо противоречащие своему назначению - вели в регионе политику, дестабилизирующую межнациональные и межгосударственные отношения". Якобы именно этими причинами, считают на Украине, вызвано нежелание Грузии размещать в западных районах своей территории контингент российских вооруженных формирований. Кстати Украина неоднократно предлагала Грузии свои услуги в выполнении миротворческих задач. В этом смысле предпочтение отдается структурам НАТО, которые, как оказывается, вызывают большее доверие, чем Россия. Это неудивительно. Ведь именно Запад выделяет средства для финансирования деятельности ГУУАМ.

Несмотря на то, что трубопроводов крупного стратегического значения в регионе пока нет, выдвигается вопрос о военных гарантиях безопасности транспортных нефтяных магистралей. Если события будут развиваться по этому сценарию, то определенные элементы совместной военной инфраструктуры - вполне допустимая перспектива.

Региональная организация ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) была создана на антироссийской основе в целях совместного противодействия российскому влиянию на Южном направлении, в Закавказье и в Причерноморье. Эта организация со временем стала все больше превращаться в военно-политический союз с выраженной пронатовской, антироссийской направленностью. В политическом плане в ее деятельности явно просматривается стремление государств-участниц ГУУАМ совместно следовать в русле западной, натовской стратегии, ослабить возможности Москвы в решении региональных проблем, в частности Абхазии, Карабаха, Крыма, Севастополя.

21-22 января 2000 г. в Баку состоялось заседание министров обороны стран - участниц, на котором были обсуждены вопросы региональной и международной безопасности, сотрудничества по широкому спектру военных вопросов, а также необходимость выработки согласованных позиций по вопросам взаимодействия в ООН, ОБСЕ, участия в мероприятиях, проводимых в соответствии с программой НАТО "Партнерство во имя мира". Для начала страны коалиции ГУУАМ решили создать совместный миротворческий батальон. Эксперты не исключают, что в дальнейшем ГУУАМ может перерасти, с благословения и при поддержке НАТО, в более серьезную структуру с единым военно-промышленным комплексом. Несомненно, что основная причина наметившейся активизации ГУУАМ, особенно ее военной составляющей, связана с нарастанием противостояния между Россией и НАТО, Москвой и Вашингтоном.

Уместно заметить, что страны-участницы альянса уже определились в своих военно-политических пристрастиях. Наиболее характерным и последовательным в этом смысле является поведение наиболее сильного члена ГУУАМ - Украины, с которой у России имеется договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

В марте 1998 года между Азербайджаном и Украиной был подписан меморандум о сотрудничестве в нефтегазовой промышленности. По итогам киевской встречи президентов двух стран было подписано еще 17 документов, что дало повод Л.Кучме заявить о "стратегическом партнерстве между Украиной и Азербайджаном".

Транзит нефти на Украину предполагается осуществлять через территорию Грузии по железной дороге до Батуми, а затем через нефтяной порт Супса, далее танкерами по Черному морю до Одессы. Таким образом, Украина осуществит свое давнее желание освободиться от транзитных услуг России и станет получать нефть непосредственно из Азербайджана. Г.Алиев также пригласил Украину участвовать в каспийском нефтяном консорциуме. Характерно, что одновременно стороны договорились активизировать военные связи.

Ведется строительство грузовой паромной переправы между Одессой (порт Ильичевск) и Поти. Финансирование проекта осуществляется Европейским Союзом (20 млн. долл.). Каким образом этот проект будет влиять на интересы России?

Во-первых, ввод в строй грузовой паромной переправы будет означать появление еще одного альтернативного маршрута транспортировки на Запад нефти в обход России. При этом уменьшается роль и значение Новороссийска как одного из крупнейших перевалочных пунктов Черноморского региона. Отсюда нетрудно спрогнозировать ожидаемые негативные последствия для экономики Северо-Кавказского региона России.

Во-вторых, благодаря переправе Запад получает еще один реальный рычаг усиления своего политического и экономического влияния на закавказские и центральноазиатские страны СНГ, которые получают возможность выхода на европейские рынки, минуя российскую транспортную инфраструктуру. Это означает дальнейшее углубление процесса экономической и политической дезинтеграции СНГ, дальнейшую изоляцию России.

В-третьих, в реализации паромной переправы непосредственно заинтересован Запад, поскольку проект наносит чувствительный удар по геополитическим позициям России, укрепляет позиции ГУУАМ, как региональной организации, созданной в противовес российским интересам. Учитывая стремление Украины и Грузии к скорейшей интеграции в натовские структуры, не вызывает сомнения, что модернизированные порты и новые коммуникации будут использованы и в интересах альянса. В том числе в качестве пунктов передового базирования ОВМС НАТО в Черном море или передовых складов и баз боевой техники и вооружения натовских сил, перебрасываемых, например, для умиротворения Абхазии по боснийскому сценарию. Их освоение боевыми кораблями США и НАТО активно идет уже не один год. К этому следует добавить готовность Украины и Грузии предоставить свои полигоны и аэродромы в распоряжение США и НАТО, а Азербайджана - Апшеронский полуостров для размещения натовских военных баз.

Эта организация - ГУУАМ, судя по всему, пользуется особым благорасположением Вашингтона на постсоветском пространстве. Выделение средств на ее развитие, принятое конгрессом и сенатом США, означает не только признание, но и финансовое содействие и поддержку государствам ГУУАМ в их стремлении быть как можно дальше от России.

Украина придает большое значение развитию и укреплению ГУУАМ, наращиванию торгово-экономических, транспортно-коммуникационных и военно-политических возможностей коалиции. Параллельно с развитием регионального сотрудничества в рамках ГУУАМ активизируется двухстороннее сотрудничество Украины со странами участниками.

Об этом, в частности, могут свидетельствовать некоторые итоги развития грузино-украинского сотрудничества. В июле 1999 г. с визитом в Тбилиси побывал министр иностранных дел Украины. В ходе переговоров стороны традиционно отметили возрастающее значение и влияние на обстановку в регионе объединения ГУУАМ. Было подчеркнуто возрастающее значение военного сотрудничества и помощи Украины в формировании вооруженных сил Грузии и охране грузинских границ. Грузинская сторона особо отметила важность сотрудничества с Украиной в процессе реализации глобальных проектов, в частности, возрождения Великого шелкового пути и транспортировки энергоносителей. Высказано обоюдное убеждение, что нефтепровод Баку-Супса и паромная переправа Поти-Ильичевск будут работать со все возрастающей нагрузкой.

Тогда же был подписан план двустороннего военного сотрудничества между министерствами обороны Грузии и Украины. Планом предусматривалось проведение 16 совместных мероприятий. Военные эксперты двух стран получили задание продолжить работу по подготовке к подписанию между Минобороны Украины и Грузии ряда соглашений, в том числе в сферах ПВО и ВВС. Украина продала Грузии военный корабль. Украина настойчиво ищет возможность для участия в миротворческих функциях в грузино-абхазском конфликте, явно в интересах Тбилиси.

Россию, ее военно-политическое руководство настораживают откровенное сближение Украины с НАТО, взятый Киевом курс на всестороннее развитие отношений с этим военно-политическим альянсом, особенно с его военной организацией. Главная опасность здесь состоит в том, что как прошлые, так и нынешние украинские власти, провалив социально-экономические реформы и не справившись со своими обещаниями перед населением, по-видимому, будут стремиться укрепить позиции как в собственной стране, так и в Европе именно посредством соответствующего выстраивания своих отношений со стратегическими оппонентами России.

По данным февральского (2000 г.) опроса, проведенного совместно украинским центром экономических и политических исследований и Фондом "Российский общественно-политический центр", подавляющее большинство опрошенных россиян (84%) назвали главным негативным фактором в двухсторонних российско-украинских отношениях именно углубление сотрудничества Украины с НАТО ("Зеркало недели", 15.04.2000).

Уже сейчас западное военно-политическое присутствие на Украине приобрело значительные масштабы и настораживающие тенденции. Украинские руководство нарочито подчеркнуто демонстрирует свою заинтересованность в дальнейшем сближении с Североатлантическим союзом, республика стала одним из наиболее активных и заинтересованных членов натовской программы "Партнерство ради мира". Началась масштабная адаптация организационной структуры и подготовки вооруженных сил Украины к принятым в НАТО стандартам. Участие в названной программе рассматривается украинским военно-политическим руководством в качестве важнейшего фактора обеспечения национальной безопасности, прелюдии к решению вопроса (если такой выбор станет перед страной) о вступлении Украины в НАТО. Хотя нынешнее руководство Украины сейчас избегает именно такой постановки вопроса в официальном порядке, тем не менее, при определенных условиях это может реально стать одной из исторических перспектив и геостратегических целей украинского руководства и тех общественно-политических сил Украины, которые уже сегодня сталкивают страну на этот путь.

На практике это нашло свое отражение в принятии Киевом на себя обязательств в случае необходимости предоставить в распоряжение НАТО некоторые свои военные объекты и другие элементы инфраструктуры, в целенаправленной подготовке украинских военных кадров в натовских учебных заведениях, в участии Украины в совместных с новыми западными партнерами военных учениях, создании условий для совместного с силами Североатлантического союза обеспечения охраны проходящих через украинскую территорию нефтяных и иных коммуникаций и т.д. Становясь по существу совместно с Азербайджаном и Грузией оплотом НАТО в черноморско-каспийском регионе, Украина в то же самое время воздерживается от участия в Договоре коллективной безопасности (ДКБ) государств-участников Содружества, не подписала протокол к программе развития военного сотрудничества в рамках СНГ.

Вот несколько фрагментов из текста Указа президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года "О государственной программе сотрудничества Украины с НАТО на период до 2001 года": "Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе", "...развивая сотрудничество с НАТО, Украина имеет целью обеспечить свою независимость, демократическое развитие и территориальную целостность, укрепить внешние гарантии национальной безопасности", "...все соответствующие министерства и иные центральные органы исполнительной власти Украины теперь будут действовать в партнерстве с соответствующими структурами НАТО", "...сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины", "... использовать опыт НАТО для реформирования и строительства вооруженных сил и других военных формирований Украины", использование для совместных маневров "военной инфраструктуры вооруженных сил и других военных формирований Украины", обеспечивать "совместимость вооружений НАТО и Украины, стандартизацию и унификацию вооружений и военной техники". Дальше цитировать не имеет смысла. Что это, как не развернутая программа подготовки вступления Украины в Североатлантический альянс?

В Киеве основной упор делается на развитие сотрудничества с приглашенными и потенциальными кандидатами на членство в НАТО. Причем среди тех, с кем Украина намерена строить такие отношения, отсутствуют Россия и Армения как государства неперспективные и не представляющие интереса для украинской региональной политики. В названной выше программе нынешнее украинское руководство фактически особенно и не скрывает своего желания при случае сделать Украину членом Североатлантического союза. Решению этой задачи должны содействовать внимательное изучение опыта подготовки государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) к вступлению в НАТО, активное участие Украины в субрегиональных и общеевропейских проектах и программах сотрудничества, открывающихся для будущих членов альянса. В программе определено, что "сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины".

Украина получила со стороны НАТО заверения в готовности альянса содействовать обеспечению ее национальной безопасности от внешних требований и угроз, реформированию военной организации Украины, прежде всего ее основы - вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Украина намерена использовать опыт и помощь государств-членов НАТО и стран-партнеров для реформирования и строительства вооруженных сил и других военных формирований Украины, а также для повышения уровня совместимости органов управления, подразделений и частей вооруженных сил Украины с Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО, призванной обеспечить их способность действовать совместно при выполнении общих задач. НАТО по согласованию с украинским военно-политическим руководством на текущий 2000 и будущий 2001 годы поставлена задача достижения совместимости войск и органов управления не только на тактическом, но и на оперативно-стратегическом уровне, что предполагает совместное оборонное планирование, в том числе в отношении применения вооруженных сил сторон. Американские и натовские специалисты оказывают украинской стороне непосредственную помощь в разработке основ национальной стратегии, в частности, ее военной доктрины. В украинском государственном бюджете впервые появилась статья расходов на обеспечение мероприятий сотрудничества с альянсом.

В интересах углубления военного сотрудничества и повышения уровня совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО предусматривается, как уже отмечено выше, совместное оборонное планирование, активизация проведения совместных военных учений и тренировок, более широкое использование для этого различных объектов военной инфраструктуры страны (в том числе на постоянной основе). В частности, среди них - общевойсковой Львовского (Яворовский) полигон, полностью переданный в распоряжение НАТО, а также полигон Широкий Лан, авиационные полигоны министерства обороны Украины, Чугуевский полигон украинской национальной гвардии. Кроме того, предусмотрено создание системы практического использования вооруженными силами Украины нормативных документов НАТО в целях достижения совместимости, особенно в вопросах управления войсками и связи, а также стандартизации в соответствии с нормативами НАТО отдельных образцов вооружений и техники, предназначенных для использования в совместных действиях.

К тому же надо отметить, что Украину привлекает перспектива участия в поставках вооружений для армий натовских государств. Харьковское объединение "Завод имени Малышева" очень активно предлагает свой модернизированный под стандарты НАТО танк Т-84. О возможной закупке 1000 украинских танков шла речь во время визита в Киев президента Турции. По некоторым данным, соответствующий контракт с турецкой стороной стоимостью более 2 млрд. долл. подписан и началась его реализация.

Эти и другие подобные им действия Киева на деле способствуют реализации планов США и НАТО по превращению черноморско-каспийского региона в зону атлантического влияния и стратегических интересов Запада. У России не могут не возникнуть серьезные опасения, что в лице Украины НАТО приобретает верного и послушного партнера. Есть основания полагать, что Украина, несмотря на периодически появляющиеся заявления ее руководителей о намерении строить с Россией отношения на условиях долгосрочного стратегического партнерства, все же больше склонна участвовать в коалициях сил, создаваемых явно не на пророссийской основе и даже способных приобрести антироссийскую направленность. Все это не может не вызвать обеспокоенности в Москве. Не случайно во время весеннего визита на Украину В.Путин еще раз подчеркнул, что Россия будет выступать против расширения НАТО на восток, и в первую очередь за счет вовлечения в этот процесс стран СНГ.

Еще со времен президентства Леонида Кравчука Украина привлекала пристальное внимание Запада. Оно и понятно: Западу всегда был нужен противовес России в ближнем от нее зарубежье. Потенциально сильная в экономическом плане Украина, активно демонстрирующая не только политическую "незалежнiсть" (укр.), прежде всего от Москвы, но и устойчивый националистический синдром, обращенный своим острием против России, вполне подходила на эту роль. Оба Леонида - и Кравчук, и Кучма быстро осознали всю выгоду подобного положения вещей. Они повели собственную игру с США и НАТО, не забывая при этом от случая к случаю заявлять о "стратегическом партнерстве" Украины с Россией.

Официально отношения Украины с Североатлантическим союзом были оформлены на мадридском саммите 9 июля 1997 г., когда Л.Кучма и главы 16 европейских североатлантических государств подписали Хартию об особых отношениях между Украиной и НАТО. Хартия определила принципы двухсторонних отношений, сферы сотрудничества, создала механизм консультаций (Комиссия НАТО-Украина, обмен военными миссиями связи). Однако в этом документе НАТО, выражая поддержку суверенитету, национальной независимости и территориальной целостности Украины, не взяла на себя обязательства быть гарантом этих условий, чего усиленно добивался Киев. В выступлении Л.Кучмы в Мадриде к гордости от сопричастности к атлантическому сообществу примешивалось некоторое разочарование окончательным вариантом содержания документа. Уязвленным украинским руководителям, видимо, показалось, что альянс, подписав с Россией более "добротный" документ, недостаточно высоко оценил искреннее стремление Киева побыстрее влиться в атлантические структуры. Если Совет Россия-НАТО является специально созданным постоянно действующим органом, то Комиссия НАТО-Украина, которая должна собираться не менее двух раз в год, по своему фактическому статусу оказалась ниже. Судя по всему, украинское руководство рассчитывало на более тесную форму сближения с НАТО (нечто вроде партнерства в этой организации, но без формального членства в ней) и, соответственно, на более обязывающие договоренности с альянсом именно в вопросах обеспечения своей безопасности. Л.Кучма охарактеризовал подписанный документ как "промежуточный", ясно давая понять, что на нем Украина не собирается останавливаться и рассчитывает в будущем иметь с НАТО более солидный договор.

Напомним, что диалог и сотрудничество НАТО с новыми независимыми государствами Центральной и Восточной Европы, а также странами, возникшими на постсоветском пространстве, приняли конкретную форму с образованием в декабре 1991 года Совета Северо-Атлантического Сотрудничества (ССАС), которое было обусловлено существенными изменениями, происходившими в тот период в странах Центральной и Восточной Европы. Сегодня в ССАС входят 38 стран, в том числе и Украина. Деятельность Совета сосредоточена на вопросах политики и безопасности, при разрешении которых страны-члены альянса могут предложить свой опыт и знания. Для сближения подходов к тем проблемам, которые существуют как в Евро-Атлантическом сообществе, так и на Украине, укрепления связей между интеллектуальными элитами стран альянса и Украины, пропаганды на Украине идей атлантизма в январе 1995 года была основана Ассоциация международного сотрудничество "Атлантический Совет Украины" (АСУ), зарегистрированная Министерством юстиции Украины как международная общественная организация.

В настоящее время АСУ занимается обработкой общественного мнения в духе атлантизма и работает над развитием своей региональной сети, которая уже имеет свои отделения в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Донецке, Виннице, Луганске, Львове, Ужгороде, Луцке, Сумах, Харькове. Она же принимает участие в создании Центра информации и документации НАТО в Киеве.

АСУ развивает сотрудничество с Атлантическими ассоциациями США, Дании, Канады, Греции, Германии, Франции, Евро-Атлантическими ассоциациями Польши, Белоруссии, Грузии, Ассоциацией Евро-Атлантического сотрудничества в Москве. Совместно с Атлантическим Советом США члены АСУ принимают участие в таких проектах, как будущее украинско-американских отношений; сотрудничество в области энергетики и др. Начался обмен специалистами и информацией по вопросам международных отношений, реализуются образовательные программы.

Еще в 1997 году начала действовать Совместная рабочая группа по вопросам оборонной реформы, единственная в своем роде среди других стран-партнеров. Украину все больше притягивают к европейским стандартам. Благодаря финансовой поддержке НАТО постоянно действуют языковые курсы для украинских офицеров. Украинским военнослужащим предоставлена возможность для обучения в учебных заведениях альянса.

Конкретизируя и углубляя отношения с альянсом, президент Л.Кучма своим Указом от 4 ноября 1998 года утвердил Программу военного сотрудничества Украины и НАТО. Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО рассчитана на период до 2001 года. Она призвана обеспечить полное и качественное выполнение Хартии и выходит за рамки натовской программы "Партнерство ради мира", членом которой Украина стала одной из первых на пространстве СНГ.

Программа военного сотрудничества детально определяет аспекты взаимодействия Украины и Североатлантического альянса: от целей до ответственных исполнителей. По своей сути Программа реализует механизм вступления Украины в НАТО и в настоящее время последовательно реализуется. Программой предусматривается сотрудничество во всех сферах военного строительства, в том числе и в области контроля космического пространства. Украина намерена передать НАТО часть военной инфраструктуры во временное и постоянное пользование.

Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора на период до 2001 года, в частности, определяет, что стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры. Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе и весомую составляющую системы общеевропейской безопасности.

Целями Программы ставятся: до конца 2000 года обеспечить выполнение основных задач, определенных Хартией; углубить сотрудничество в рамках Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), Комиссии Украина-НАТО и Программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) с тем, чтобы вывести его на уровень, которому должны соответствовать отношения особого партнерства между Украиной и НАТО; служить основой для формирования ежегодного Рабочего плана имплементации Хартии и Индивидуальной программы партнерства (ИПП), а также инструментом, обеспечивающим их полное и качественное выполнение; достичь определенных Украиной целей взаимосовместимости в соответствии процессом планирования и оценки (ПАРП); содействовать установлению тесных связей между министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины, которые принимают участие в реализации Хартии, и соответствующими структурами НАТО; создать действенный механизм информационного обеспечения сотрудничества с НАТО.

Сотрудничество в политической сфере предусматривает, что Украина развивает сотрудничество с НАТО в политической сфере, исходя из существующих политических реалий и в целях повышения уровня гарантий политической независимости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины; ускорения интеграции Украины в европейские и евроатлантические структуры; расширения и укрепления позиций Украины в механизмах, созданных под эгидой НАТО.

Сотрудничество в политической сфере должно осуществляться по следующим направлениям: кризисный консультативный механизм разрабатывается совместно с НАТО на случай угрозы территориальной целостности, суверенитету или безопасности Украины. Его основные параметры должны предусматривать: проведение консультаций по инициативе Украины или НАТО (срок созыва 12 часов); налаживание прямой телефонной связи между президентом Украины и генеральным секретарем НАТО; предоставление контактному посольству государства-члена НАТО в Киеве статуса уполномоченного по рассмотрению кризисных ситуаций.

В области регионального сотрудничества Украина осуществляет шаги, направленные на взаимодействие в таких форматах: Украина-НАТО-государства, приглашенные вступить в НАТО (Польша, Чешская Республика, Венгрия - на сегодня эти государства уже стали членами НАТО); Украина-НАТО-другие государства ЦВЕ - потенциальные кандидаты на вступление в НАТО (Румыния, Словения, Болгария, государства Балтии); НАТО-ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

Региональное сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: обсуждение вопросов региональной безопасности, изучение опыта подготовки государств ЦВЕ к вступлению в НАТО, участие Украины в субрегиональных и общеевропейских проектах и программах сотрудничества, открывающихся для будущих членов Альянса.

Сотрудничество с НАТО в военной сфере, как отмечается в Программе, является одним из приоритетных направлений военной политики Украины. Главными направлениями сотрудничества Украины с НАТО в военной сфере являются военно-политическое и военное взаимодействие.

Военно-политическое сотрудничество Украины с НАТО ставит следующие цели: содействие со стороны альянса обеспечению национальной безопасности Украины от внешних военных требований и угроз; содействие реформированию военной организации Украины, прежде всего ее основы - Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса.

Военно-политическое сотрудничество предусматривает консультации по военно-политическим вопросам (осуществляются министром обороны Украины во время его участия в заседаниях СЕАП и Комиссии Украина-НАТО два раза в год, в переговорах с Комитетом оборонного планирования и Группой ядерного планирования НАТО на уровне министров обороны (тематика и сроки - по взаимному согласованию); научные исследования в военно-политической сфере реализуются путем установления и поддержки прямых связей между Национальным институтом стратегических исследований Украины (НИСИ) и Директоратом НАТО по вопросам науки, Офисом информации и прессы НАТО, а также научно-исследовательскими учреждениями государств-членов НАТО и стран-партнеров.

Военное сотрудничество Украины с НАТО ставит целью использование опыта и помощи государств-членов НАТО и стран-партнеров для реформирования и строительства Вооруженных Сил и других военных формирований Украины; повышение уровня взаимосовместимости органов управления, подразделений и частей Вооруженных Сил Украины с Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО, призванной обеспечить их способность действовать совместно при выполнении общих задач; подготовку военной инфраструктуры государств для взаимодействия с ОВС НАТО.

Консультации по военным вопросам осуществляются Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, командующими Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил и Военно-Морских Сил Украины, руководителями Тыла и Вооружения Вооруженных Сил Украины, главных управлений кадров и военного образования, а также военного медицинского управления Министерства обороны Украины. Регулярные консультации в военной сфере в формате "16+1" (сегодня - уже "19+1") осуществляются также на уровне "Международный военный штаб, агентства (директораты) НАТО - Миссия Украины при НАТО".

В интересах углубления военного сотрудничества и повышения уровня совместимости между вооруженными силами Украины и НАТО предусматривается: углубление сотрудничества по вопросам совместимости в области оборонного планирования; активизация проведения совместных с государствами НАТО и странами-партнерами военных учений и тренировок, более широкое использование для этого военной инфраструктуры Вооруженных Сил и других военных формирований Украины (в том числе на постоянной основе); создание системы перевода, анализа и практического использования нормативных документов НАТО в целях достижения взаимосовместимости, а также стандартизации в соответствии с нормативами НАТО; продолжение консультаций с НАТО относительно начала практических программ в областях управления и контроля, тыловой поддержки, управления воздушным движением и т.д.

Участие в Межнациональных оперативных силах - МОС (Combined Joint Task Force) предусматривает определение количества сил и средств Вооруженных Сил Украины, которые могли бы быть задействованы в миротворческих операциях под эгидой НАТО.

В целях обеспечения качественной подготовки военных кадров для сотрудничества с НАТО предусматривается: адаптация системы военной подготовки и обучения в соответствии с существующими стандартами НАТО и стран-партнеров; приглашение на Украину инструкторов-преподавателей иностранных языков из государств-членов НАТО и стран-партнеров; организация совместно с Министерством образования Украины языковых курсов для военнослужащих; создание экспертного Центра языкового тестирования с использованием теста НАТО "STANAG - 6001"; осуществление специализированной подготовки военнослужащих для работы в составе многонациональных штабов.

Информационная поддержка сотрудничества в военной сфере имеет целью повышение эффективности военно-политических и военных связей Украины с НАТО. При этом предусматривается: дальнейшее развертывание на Украине (с помощью США) компьютерной телекоммуникационной информационной сети (PIMS); организация совместно с Центром информации и документации (ЦИД) НАТО на Украине передач по телевидению и публикаций в прессе, в которых будет освещаться участие украинских подразделений в мероприятиях НАТО и процессы трансформации НАТО, а также тематических передач об армиях государств-членов НАТО при содействии посольств этих государств на Украине.

Сотрудничество в области вооружений направлено на достижение определенных Украиной целей взаимосовместимости с НАТО в области вооружений; осуществление с государствами-членами НАТО совместных разработок и производства оружия и военной техники (ОВТ).

Сотрудничество в области стандартизации и совместимости систем вооружений предусматривает: внедрение системы классификации, кодирования и каталогизации вооружений и военной техники НАТО; ознакомление и использование стандартов по разработкам, производству и испытаниям ОВТ; внедрение принятой в НАТО системы метрологического обеспечения военных частей и подразделений.

Сотрудничество в сфере военных технологий направлено на разработку военных технологий и технологий двойного назначения.

Научные исследования и разработки в области вооружений предусматривают совместные исследования и разработки вооружений и военной техники; обмен результатами военно-научных и научно-технических исследований в области вооружений.

Среди других направлений сотрудничества: изучение возможностей размещения на оборонных предприятиях Украины заказов государств-членов НАТО и стран-партнеров; участие предприятий Украины в проектировании и производстве вооружений в рамках отдельных проектов НАТО; совместная разработка и производство образцов ОВТ с привлечением государственных и частных инвестиций государств-членов НАТО; подготовка программы адаптации национальной системы военных исследований и разработок, военного производства, поставок и ремонта военной техники к стандартам НАТО.

В области военной экономики Программа предусматривает привлечение потенциала НАТО и его государств-членов к участию в процессах конверсии, реструктуризации и технического переоснащения предприятий военно-промышленного комплекса Украины.

Сотрудничество в области науки и технологий направлено на обмен результатами научных исследований в сферах высоких технологий и компьютеризации.

Сотрудничество в сфере телекоммуникационных и информационных систем предусматривает поддержание процессов взаимодействия Украины с НАТО с помощью использования возможностей современных систем связи и информационных технологий на основе разработки и внедрения совместно с НАТО системы информационной поддержки сотрудничества Украины с НАТО; создание совместной с НАТО телекоммуникационной системы; решение комплекса вопросов относительно обеспечения защиты информации совместных с государствами-членами НАТО и странами-партнерами информационных систем.

Сотрудничество в области стандартизации ставит цель обеспечить такую степень гармонизации украинских стандартов со стандартами НАТО, которая бы позволяла достигнуть необходимого уровня совместимости при осуществлении сотрудничества НАТО и Украины в военной сфере, в области вооружений и в некоторых других областях.

Сотрудничество в сфере управления воздушным движением основано на достижении взаимосовместимости с НАТО в организации и управлении воздушным движением. Механизмы сотрудничества: министерства и ведомства осуществляют сотрудничество с НАТО путем подготовки и выполнения соответствующей части ИПП и Рабочего плана имплементации Хартии, а также установления прямых связей с Директоратом противовоздушных систем НАТО и, в частности, с Комитетом НАТО по организации воздушного движения (КОВД). Направления сотрудничества: участие в пленарных сессиях КОВД, в заседаниях рабочих групп по мероприятиям связи и навигации (COMNA), по вопросам авиационной системы распознавания "свой-чужой" и вторичной радиолокации (IFF/SSR) и других.

Сотрудничество в космической области осуществляется на основе: совместного использования информации, поступающей с космических аппаратов Украины и государств-членов НАТО, и обмена информацией с искусственных спутников Земли; создания оперативных систем связи для обмена информацией Национального космического агентства Украины (НКАУ) с соответствующими структурами НАТО и его государств-членов; совместного создания на взаимовыгодных условиях комплексов космического наблюдения; совместного использования существующей наземной космической инфраструктуры Украины и государств-членов НАТО; развития программно-технических средств обработки данных аэрокосмической разведки.

Информационное обеспечение сотрудничества Украины с НАТО ставит целью широкое освещение всех аспектов сотрудничества Украины с НАТО, а также формирование в украинском обществе непредвзятого отношения к деятельности данной международной организации. Механизмы реализации совместных с НАТО проектов информационного характера: Министерство информации, другие министерства и центральные органы исполнительной власти Украины поддерживают тесные контакты с Центром информации и документации НАТО на Украине (ЦИД) и совместно с ним обеспечивают реализацию проектов информационного характера, которые осуществляются НАТО на Украине.

Таким образом, Программа предусматривает достаточно широкий спектр сфер взаимодействия в военной, политической, военно-технической, космической, информационной и других областях, которое делает сближение Украины с Североатлантическим альянсом неотвратимым. Эта программа успешно реализуется. Вообще последние месяцы взаимодействие Киева и органов НАТО к обоюдному удовлетворению сторон существенно активизировалось. Руководство блока, используя трудности, которые переживает страна (сложное внутриполитическое и экономическое положение, непосильное бремя внешних долгов, в том числе Западу, энергетический кризис и непростые отношения с Россией) проявляет повышенную заинтересованность в дальнейшем укреплении своего влияния на Украине.

Одним из наиболее откровенных и циничных демонстраций Киевом перед Россией своих атлантических устремлений стало проведение в августе 1997 года в северо-западной части Черного моря, на западном побережье Крымского полуострова и в воздушном пространстве над ними совместных учений военно-морских сил "Си-Бриз-97", которые с тех пор стали традиционными. Они проводились вне рамок программы "Партнерство ради мира" по инициативе Украины и Соединенных Штатов Америки с участием Турции, Румынии, Болгарии и Грузии.

Российской стороной была дана негативная оценка этой акции с самого начала ее подготовки. В результате в первоначальный сценарий, имевший явную антироссийскую направленность, были внесены изменения. Ряд государств приняли во внимание озабоченность России и заявили об отказе от участия в учениях. Однако Украина и Соединенные Штаты Америки не прислушались к мнению России. Несмотря на изменение сценария и сокращение числа участников, суть учений осталась прежней, а именно: в Крыму, в непосредственной близости от основной базы Черноморского флота Российской Федерации, были проведены операции военно-морских сил, перед которыми были поставлены не только гуманитарно-спасательные, но и военно-полицейские задачи.

Тогда государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации расценила проведение учений "Си-Бриз-97" в акватории Черного моря как акцию, которая противоречит принципу сотрудничества между государствами и не будет способствовать укреплению международного мира и развитию дружественных добрососедских отношений между Россией и Украиной. Участие Украины, а также Грузии в учениях НАТО "Си-Бриз-97" "на священной для каждого русского человека земле Крыма" было расценено как весьма недружественный акт в отношении России. Государственная Дума полностью поддержала тех депутатов Верховной Рады Украины и общественные организации Украины и Крыма, которые выступили против проведения этих учений.

Чем отблагодарила Государственная Дума образца 1995-1999 гг. тем гражданам и организациям Украины, которые поддержали Россию в ее протесте против проведения "Си Бриз"-97? Ратификацией весной 1999 г. т.н. "большого" российско-украинского договора. Напомним, что вокруг этого договора шла напряженная политическая борьба, так как многие политики, парламентарии, общественные деятели и рядовые граждане в обеих странах понимали, что его ратификация окончательно утвердит преступные по отношению к народам двух стран Беловежские соглашения, придаст им международно-правовой статус и лишит российский и украинский народы перспективы на восстановление в будущем исторической справедливости. Это понимали народы двух стран, но только не политики и лидеры политических партий, представленных в Государственной Думе России и Верховной Раде Украины. Хотелось бы особо подчеркнуть, что ответственность за то национальное предательство, которым по существу является ратификация "большого" российско-украинского договора, полностью лежит на левом парламентском большинстве в Госдуме России во главе с КПРФ, лидеры которой наивно полагали, что продвигая к ратификации упомянутый договор, они тем самым оказывают огромную услугу своим коллегам и единомышленникам на Украине. Все их стратегические расчеты были разрушены "нормальными" избирательными технологиями, использованными во время последних парламентских и президентских выборов на Украине. И новые старые украинские власти продолжили то, что они делали на протяжении всего периода "независимости".

Впервые в постсоветcкой истории Североатлантический совет (САС) НАТО состоялся 1-2 марта 2000 г. на территории бывшего СССР - на Украине. В Киев прибыли послы девятнадцати стран альянса (с учетом принятых в НАТО Польши, Венгрии и Чехии) во главе с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном. САС является руководящим органом Североатлантического военно-политического блока, который по своему статусу может принимать самые важные военно-политические решения. По словам директора Центра информации и документации НАТО в Киеве Натальи Мельничук, высокопоставленная делегация из Брюсселя приняла участие в работе комиссии Украина - НАТО. В программе пребывания делегации, как сообщил МИД Украины, - встречи с председателем Верховной Рады Иваном Плющом, премьер-министром Виктором Ющенко, министром обороны Александром Кузьмуком, а также с представителями парламентских, научных кругов и неправительственных организаций, преподавателями и студентами Дипломатической академии МИД Украины и Института международных отношений Национального университета. Делегация НАТО посетила языковые курсы, организованные Национальным координационным центром социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, которые финансирует альянс.

В ходе двухдневного визита руководства НАТО в столицу Украины были проведены десятки встреч высокопоставленных представителей альянса с первыми лицами украинского государства, прошло заседание комиссии Украина-НАТО, в дискуссиях по проблемам отношений Украины и НАТО приняла участие почти вся украинская политическая элита. В Киеве были организованы выставки, "круглые столы", семинары (в том числе конфиденциального характера, за закрытыми дверями), послы членов государств НАТО в Брюсселе прочитали лекции.

Судя по отзывам, результаты мероприятий в Киеве в полной мере удовлетворили генерального секретаря НАТО и украинское руководство. На совместной пресс-конференции министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка и генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона стороны, в частности констатировали, что нынешнее событие ещё больше сблизило Украину с Евро-Атлантическим сообществом. Министр Тарасюк подчеркнул, что после подписания в Мадриде в 1997 году Хартии "Об особом партнёрстве между Украиной и НАТО" проведено немало совместных мероприятий и уже наступило время "от количества перейти к качеству". Он также признал, что на этом заседании НАТО приветствовала успехи официального Киева в области научного сотрудничества, при планировании чрезвычайных ситуаций и критиковала его за недостаточные усилия в проведении оборонных реформ. Со своей стороны Джордж Робертсон подтвердил, что именно реформа вооруженных сил Украины была приоритетным вопросом проведенных встреч. Генеральный секретарь НАТО также заявил, что альянс готов помочь Киеву создать профессиональную армию на контрактной основе.

Неравнодушны в Брюсселе и к украинскому научному потенциалу. Открыв в Киеве научную выставку, руководитель альянса сообщил, что со времен получения Украиной независимости со стороны НАТО украинским ученым было предоставлено более 250 грантов, выделено более 200 научных стипендий и обеспечено участие в международных семинарах около 500 украинских ученых. По словам г-на Робертсона, если Верховная рада Украины прислушается к советам альянса и, в частности, ратифицирует соглашение о правовом статусе иностранных армий на её территории, то уже в ближайшее время республика получит ряд преимуществ.

Верховная Рада прислушалась. В честь высоких гостей Брюсселю был преподнесен ценный подарок, о котором давно мечтало натовское руководство: Рада ратифицировала соглашение SOFA (Status of Forces Agreement), которое определяет правовой статус войск и правовую защиту военных подразделений НАТО на территории Украины. Теперь войска НАТО на Украине будут находиться под юридической защитой. Это соглашение заодно определило статус Яворивского полигона как международного учебного центра под эгидой Североатлантического союза. Джордж Робертсон пообещал, что после принятия этого документа Украина получит ряд преимуществ, в частности, альянс будет финансировать содержание этого полигона.

Верховная Рада также ратифицировала договор "Об открытом небе", который предусматривает, что каждое государство-участник, включая страны НАТО, имеет право выполнять определенное количество наблюдательных полетов над территорией страны, в том числе, естественно, и над главной базой российского Черноморского флота в Севастополе.

Нелишне напомнить, что на волне повышенного внимания в Брюсселе к Украине в Верховной Раде создана парламентская группа в поддержку атлантической политики государства. Фракция Народно-демократической партии (НДП) на сессии Верховной Рады объявила о создании парламентской группы "Украина-НАТО: за сотрудничество, взаимопонимание и глобальную безопасность" в составе 64 депутатов. Как говорится в заявлении парламентской группы, она создана, исходя из национальных интересов государства, опираясь на основные положения постановления Рады об отношениях Украины и организации Североатлантического договора (НАТО), "Хартии о особом партнерстве между Украиной и НАТО", "Декларации руководителей государств и правительств - участников саммита комиссии НАТО-Украина"от 24 апреля 1999 года. Член фракции НДП Олег Зарубинский сообщил, что депутаты - члены парламентской группы решили объединить свои усилия, чтобы способствовать сотрудничеству между Украиной и НАТО и странами - членами этой организации.

Кстати говоря, Яворовский полигон близ Львова, о котором шла речь выше в связи с ратификацией SOFA, давно используется в интересах НАТО. В этом году на нем в шестой раз прошли командно-штабные учения НАТО под кодовым названием "Щит мира-2000". В учениях принимали участие 1600 военнослужащих из 21 страны. Из постсоветских государств, кроме Украины, натовскому военному искусству обучались военнослужащие из Эстонии, Азербайджана, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана. Россия уклонилась от участия в учениях. На Яворивском полигоне впервые на Украине использовалась система спутниковой видеосвязи, с помощью которой штабы стран-участниц осуществляли управление учениями. Украинский полигон становится одним из основных центров проведения учений НАТО, что лишний раз подтверждает решимость Киева двигаться в сторону расширения взаимодействия с НАТО. Учения "Щит мира-2000" - не первые в этом году на Украине. Чуть раньше под Одессой прошли морские военные учения "Совместный партнер", также с участием стран НАТО. Словом, учения совместно с силами альянса проводятся Украиной на регулярной основе.

Возвращаясь к мероприятиям в Киеве, отметим, что и руководство НАТО, и украинская сторона дружно пришли к убеждению, что заседание Североатлантического совета в Киеве стало историческим событием.

Президент Украины Леонид Кучма также высоко оценил натовские мероприятия в Киеве и назвал заседание САС "беспрецедентным в практике альянса мероприятием, ставшим убедительным доказательством успешной реализации Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО".

В ходе проведенного в Киеве семинара "Внешнеполитическая деятельность Украины и ее правовое обеспечение" руководитель внешнеполитического ведомства Украины указал, что для адаптации национального законодательства к нормам и стандартам ЕС необходимо подготовить ряд нормативно-правовых актов Украины в соответствии с требованиями Европейского союза.

Министра поддержал спикер парламента Иван Плющ, который отметил, что налаживание диалога между Украиной и НАТО является гарантией стабильности и неотъемлемой частью европейской системы безопасности. Премьер-министр Украины Виктор Ющенко после встречи с Джорджем Робертсоном подчеркнул, что между Украиной и НАТО достигнуто взаимопонимание по вопросам проведения военной реформы на Украине.

Украинское руководство с пониманием отнеслось к оценке генсеком НАТО событий в Чечне. Джордж Робертсон выразил несогласие с методами, которые используют российские федеральные войска в Чечне. По его мнению, применение военной силы неадекватно решению задач по уничтожению терроризма. "Мы очень сожалеем, что в решении чеченского кризиса России не хватает политической взвешенности".

Последние месяцы вообще были особенно насыщены контактами между Киевом и НАТО. Встречи высших чинов НАТО и военно-политического руководства Украины в 2000 г. стали традицией. В Киеве, что называется, "плотно работал" генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, затем Севастополь инспектировал ответственный сотрудник НАТО бригадный генерал Гвидо Пальмиери. После этого состоялся двухдневный рабочий визит на Украину главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли Кларка.

Генерал Уэсли Кларк в первый день провел переговоры с министром обороны Александром Кузьмуком. В Киеве в который раз услышали, что приоритетом НАТО является развитие отношений с Украиной, особенно совершенствование механизмов обмена информацией, что важным признаком современных вооруженных сил должна стать оперативная совместимость, что НАТО имеет большой опыт реформирования армии. Интересен тот факт, что Уэсли Кларк встретился с будущими офицерами - воспитанниками киевского военного лицея, которых, судя по всему, уже готовят к совместным с НАТО действиям в будущем.

Днем раньше натовский генерал Гвидо Пальмиери в Севастополе заявил командующему ВМС Украины вице-адмиралу Михаилу Ежелю, что "альянс заинтересован в сотрудничестве с Украиной настолько, насколько готова к нему сама Украина". По его мнению, "сотрудничество надо углублять шаг за шагом, и такими шагами должны быть: изучение языка общения, единые стандарты, налаживание связей между командованием, кораблями и подразделениями".

В украинской столице прекрасно понимают, что Брюссель знаковыми визитами на Украину лишь ободряет дальнейшие ее шаги, и вряд ли кто-нибудь в Киеве вынашивал мысли о каких-либо сенсационных решениях НАТО. Однако, хотя это лишь политический реверанс со стороны блока, он несет очень глубокий смысл и весьма ощутим для Москвы. С другой стороны, НАТО, понимая, насколько может ударить по "безопасной и стабильной" Европе потеря Украины в смысле создания дисбаланса влияния на нее, демонстрирует шаги в поддержку усилий украинского руководства по сдаче Украины в руки Запада.

Пример Украины, впрочем как и Грузии с Азербайджаном, показывает, что Североатлантический альянс все более активно осваивает территории, расположенные на постсоветском пространстве. НАТО, как магнитом, тянет все ближе к российским границам.

Создание и чрезвычайно быстрое решение парламентами России и Беларуси всех формальностей с рождением нового Союза двух государств не случайно, и это не на шутку встревожило некоторых киевских политиков. Невооруженным взглядом в появлении Союза Россия-Белоруссия просматривается ответ на приближение границ НАТО к белорусским и российским границам.

Именно этот факт является связующим звеном для двух, казалось бы, абсолютно несвязанных событий: визита в Киев генсека НАТО и визита министра обороны Беларуси Александра Чумакова. Официально генерал Чумаков привез в Киев план двухстороннего сотрудничества между военными ведомствами Украины и Беларуси на 2000 год, предусматривающий, кроме всего прочего, и активизацию двухстороннего военно-технического сотрудничества. По словам министра обороны Украины Александра Кузьмука, военные ведомства двух стран, которые имеют много общего, в том числе общие проблемы, должны объединить усилия для общего их решения. Украинский министр уверен, что ныне существует возможность совместной модернизации авиационной техники и техники сухопутных войск.

Однако гораздо более смысловым стало сообщение белорусского министра о существовании вполне определенных планов обеспечения региональной безопасности Беларуси и России. Хотя генерал заявил, что Республика Беларусь не намерена создавать белорусско-российскую военную группировку, стало вполне очевидным, что недавнее заявление президента Александра Лукашенко о возможности появления совместного военного формирования вблизи украинских границ вполне реально. Киев тревожит еще одно обстоятельство: несмотря на то, что Республика Беларусь с 26 ноября 1996 г. является безъядерным государством и не имеет на своей территории ядерных боеголовок, Чумаков уклонился от прямого ответа о возможности предоставления России шахтно-пусковых установок для ядерных ракет в случае серьезного изменения в будущем геополитической обстановки.

В условиях сохраняющегося резко отрицательного отношения России к планам расширения НАТО на восток и, мягко говоря, дефицита симпатий и доверительности в отношениях России и Польши создание российско-белорусского Союза расценивается на Украине ее аналитиками и политиками как вызов ее безопасности, как механизм антинатовского и антиукраинского предназначения. В этом же ключе рассматривается военное присутствие России на Украине в лице Черноморского флота. Как считают украинские эксперты из Национального института стратегических исследований, имеет место возобновление геополитического соперничества между Россией и НАТО. Вследствие этого для Украины возникла вполне очевидная угроза оказаться в буферной, так называемой "серой" зоне. Пока Украине удается лавировать, однако высказываются вопросы - надолго ли?

Несмотря на то, что США считают Украину полноправным европейским государством, этот факт сам по себе не означает реальной интеграции страны в европейские структуры, особенно в ЕС, куда Украина настойчиво стремится. В штаб-квартире Европейской комиссии в Брюсселе пока не торопятся делать реальные шаги навстречу Киеву. Во всяком случае, премьер-министр В.Ющенко пока не добился в Брюсселе предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой, что должно было открыть Киеву путь для присоединения к Всемирной торговой организации и снять квоты на поставку ее текстильной продукции в страны ЕС. Украинская делегация также просила выделить грант в размере 100 млн. долл. для закупки топлива в связи с предполагаемым закрытием Чернобольской АЭС. Кроме того, В.Ющенко заявил о желании Украины присоединиться к ЕС в качестве ассоциированного члена.

После встреч с украинским премьером комиссар ЕС по внешним сношениям Крис Паттен заявил, что о возможности вступления Украины в ЕС пока речь не идет. Не приходится пока говорить и о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Вступление Украины в ВТО также оговорено рядом условий. Тем не менее, глава украинского кабинета министров заявил, что руководство страны принимает все меры для скорейшей интеграции в ЕС и ВТО, и уже в этом году Украина намерена сдать все документы, необходимые для принятия решения о ее вступлении в эту международную организацию.

Многие на Украине считают, что надежды элиты на "европейскую интеграцию" в значительной степени эфемерны. Запад дает понять, что не собирается и не будет кормить 50-миллионную Украину. Запад всячески подогревает национальные чувства украинцев, к Украине постоянно апеллируют как к "европейской державе", хотя на самом деле ей отведена совсем другая роль - быть противовесом, оппонентом России. Эта роль, как считаю эксперты, весьма бесперспективна и принесет стране колоссальный экономический ущерб. Украина, считают они, не может существовать без России. Ее будущее в интеграции прежде всего с Россией.

***

В такой обстановке 18 апреля 2000 г. состоялся первый после внеочередных президентских выборов в России визит В.Путина в Киев. Тот факт, что новый президент России посетил Украину, не дождавшись инаугурации, может свидетельствовать о том большом значении, которое в Москве продолжают придавать российско-украинским отношениям. По итогам этого визита украинский МИД сделал официальное заявление, в котором подчеркивалось, что межгосударственные отношения Украины и Российской Федерации, сохраняя стратегический характер, вступают в новую фазу, которая будет характеризоваться более прагматичной и последовательной политикой в отстаивании сторонами собственных интересов.

В России понимают всю историческую и стратегическую важность сохранения добрососедских отношений с Украиной и, похоже, еще надеются на позитивные изменения в российско-украинских отношениях. Об этом, в частности, говорилось в поздравительной телеграмме В.Путина президенту Украины Л.Кучме по случаю его 62-летия: "Пользуясь случаем, хотел бы подтвердить принципиальный курс России на углубление дружественных и взаимовыгодных отношений между нашими странами. Убежден, что стратегическое партнерство России и Украины отвечает коренным интересам наших стран, является твердым фундаментом в развитии братских связей между российским и украинским народами..."

Но с противоположной стороны от официальных властей и законодателей пока идут только отрицательные сигналы и волны самолюбия, упрямства и искусственно насаждаемой русофобии. И это в ситуации, когда более 20% населения Украины составляют русские, а более 50% всего населения этой страны является русскоязычным.

То, что и раньше со стороны Киева в отношении России велась сугубо прагматичная политика, хорошо известно. А вот тезис украинской стороны о существовании стратегического партнерства между двумя государствами вызывает большой вопрос, поскольку такие отношения предполагают их особое качество: более высокий уровень торгово-экономического и политического сотрудничества, равнонаправленность геополитических и стратегических интересов, внешнеполитическое взаимодействие, положительную динамику и эффективность государственно-политических, финансовых, промышленных, военных, научных и культурных связей, надежность и отлаженность механизмов решения спорных вопросов, общую атмосферу доверия и взаимопонимания. На деле же практически ни по одному из названных параметров Россию и Украину сегодня вряд ли можно признать стратегическими партнерами.

Если в области российско-украинского экономического сотрудничества все-таки хоть что-то работает, так как в противном случае Украина вообще оказалась бы в состоянии экономического коллапса, то в других сферах межгосударственных отношений ситуация развивается по едва ли не самым мрачным для России и народов двух стран сценариям.

С сегодняшних позиций едва ли можно увидеть перспективу перевода отношений между Россией и Украиной в русло конструктивного сотрудничества, тем более - стратегического партнерства. Слишком высока стоимость Украины на геостратегической карте мира, чтобы "доброхоты" украинского народа оставили это независимое государство в покое. Представляется, что в сложившейся ситуации руководству России пора подумать над тем, как дальше вести дела с Украиной, как использовать еще остающиеся возможности для изъятия из двухсторонних отношений хотя бы части того, что мешает двум славянским государствам и их народам увидеть более благоприятную историческую перспективу отношений между нашими двумя странами.